Лексическое значение слова балалайка кратко

Обновлено: 05.07.2024

БАЛАЛАЙКА, и, ж. Трёхструнный щипковый музыкальный инструмент с треугольной декой.

| прил. балалаечный, ая, ое.

Фразеологический словарь (Волкова)

Балалайка

Бесструнная балалайка (разг. пренебр. устар.) - болтливый человек, пустомеля.

С ним невозможно разговаривать - он словно бесструнная балалайка.

Энциклопедический словарь

Балалайка

русский народный 3-струнный щипковый музыкальный инструмент. Известна с нач. 18 в. Усовершенствована в 1880-х гг. (под руководством В. В. Андреева) В. В. Ивановым и Ф. С. Пасербским, сконструировавшими семейство балалаек, позднее - С. И. Налимовым.

Словарь Ушакова

Балалайка

балал а йка, балалайки, жен. Трехструнный щипковый и бряцательный музыкальный инструмент с треугольной декой.

• Бесструнная балалайка (разг. пренебр.) - болтливый человек, пустомеля.

Тюркизмы в русском языке

Балалайка

ж обл. (южн., зап.), бруныеа (южн.) музыкальный инструмент (Даль, 1, 41). Огиенко считает, что слово балалайка заимств. от татар (Огиенко, 1915, 34). Шанский же считает, что балалайка "скорее всего является русским словом, родственным сущ. балаболка" (1Б, 19, 20), с чем трудно согласиться. ср. также Фасмер, 1, 113.

Словарь музыкальных терминов

Балалайка

русский народный щипковый инструмент с тремя (раньше двумя) струнами. Корпус имеет форму треугольника. Способ звукоизвлечения — бряцание, при котором к струнам прикасаются кон­чики трех пальцев (2, 3 и 4-го), сложенных особым способом, а так­же щипок, двойной щипок, малая и большая дробь, срыв, вибрато, тремоло. На балалайке играют также медиатором. Балалайка входит в состав русского оркестра народных инструментов и имеет разновидности: пикколо, прима, секунда, альт, бас и контрабас. Балалайка — прима широко распространена как сольный инструмент.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Балалайка

балабойка , южн. брунька (по Далю) — народный музыкальный инструмент, принадлежащий к группе инструментов струнных. Б. состоит из кузова с треугольной декой и грифа, делается из соснового дерева, и размеры ее уклоняются от тех образцов этого инструмента, которые продаются в наших столицах. Длина кузова с грифом = 30 дюймам, наибольшая ширина треугольной деки в нижней ее части = 16 дюймам, наименьшая в верхней части = 2 дюймам. Шесть миндалевидных отверстий ва верхней стороне деки, сходящихся в одном общем центре (в виде звездочки), имеют то же значение, что вырезки в деке скрипки, и называются эсами (S). По номенклатуре знатока наших народных инструментов Н. В. Лисенко эта звездочка называется голосником . По словам Н. Е. Симакова, иногда отверстия в голоснике круглы. Три колка в голове грифа служат для наматывания кишечных струн, направленных через подставку, помещаемую ниже голосника, к выступу на нижней широкой части кузова, где они закрепляются. Гриф перетянут на известном расстоянии четырьмя цветными струнами для обозначения ладов. По исследованиям Мих. Петухова и П. Штейнберга, сделанные в музее С.-Петербургской консерватории, основной тон кузова ć в одночертной или так называемой первой октаве (обозначение по Гельмгольцу, см. его "Учение о слуховых ощущениях", стр. 24). Естественно, что Б., как инструмент народный, сделанный неискусной рукой, не может иметь математически верного основного топа своего резонансового ящика, что не всегда достигается даже при изготовлении скрипичных кузовов опытными мастерами. Первые две струны Б. строятся в унисон, а 3-я в квинту, т. е. первые две строятся в ć , а третья в g. Игра на Б. производится правой рукой на щипок и, бряцая, потряхивая кистью, а левой рукой прижимают струны на грифе, перебирая пальцами. Для произведения большего эффекта балалаечник щелкает по кузову инструмента четырьмя пальцами дробью.

Балалаечники часто соединяются в хоры, разъезжая по крупным ярмаркам. Хоры эти состоят из мужчин и женщин, которые лихо пляшут под звуки Б. и звуки хорового пения. Когда и кем изобретена Б. неизвестно. Некоторые ученые видят в Б. видоизмененную домру или домбры (см. это сл.), до сих пор существующую у киргиз-кайсаков и отличающуюся от Б. тем, что нижний край ее треугольной деки гораздо короче балалаечного и что она имеет только две струны, строящиеся в квинту. Некоторые писатели по музыке полагают, что Б. изобретена самими русскими во время татарского владычества, или по крайней мере, заимствована от татар. Б., как гудок, волынка, гусли и др. почитается одним из древнейшух музыкальных инструментов, что свидетельствует и арабский историк Ибн-Фацлан, посетивший в качестве посла в 921 г. волжскую Болгарию и видевший, как заезжие "руссы" хоронили своего князя. По языческому обычаю в могилу покойнику, между прочим, положили: "крепкий напиток, плоды и музыкальный инструмент" — "eine Laute", в переводе Фрэна, по мнению А. Котляревского (см. его "о погребальных обычаях славян", 66) — "балалайку" , чтобы, по языческому верованию в загробную жизнь, он мог и на том свете услаждать себя игрой на любимом при жизни инструменте. В восьмидесятых годах образовался кружок любителей игры на балалайках. В. В. Андреев, основатель этого кружка, подал мысль инструментальному мастеру Ф. Пасербскому построить Б. из лучшего материала, сделав кузов ее из бука и значительно увеличив его, а деку — из ели. Гриф, по указаниям г-на Андреева, был укорочен, струны натянуты скрипичные и гитарные. По образцу обыкновенной Б., г-ном Пасербским построены Б. трех различных форматов, которые составляют пропорциональные уменьшения и увеличения обыкновенного типа. Таким образом были построены Б.: пикколо (самая маленькая), прима (обыкновенная Б.), альт и бас — увеличенные балалайки. Все эти Б. трехструнные. Строй их — изменен. Строй пикколо — е , е , а (во второй октаве), примы — е , е , а (в первой октаве), альта — е , а , е (в малой октаве), бас строится октавой ниже альта. П. К. Селиверстов, при участии В. В. Андреева, составил "Школу балалайки" (СПб., 1887 г.). О кружке балалаечников см. статью Михаила Петухова, "В. В. Андреев и кружок игроков на балалайке" ("Баян", 1888, № 11).

Балалайка — Балалайка. БАЛАЛАЙКА, русский 3 струнный щипковый музыкальный инструмент. Известна с начала 18 в. Усовершенствована в 1880 х гг. (под руководством В.В. Андреева) В.В. Ивановым и Ф.С. Пасербским, сконструировавшим семейство балалаек. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

БАЛАЛАЙКА — БАЛАЛАЙКА, балалайки, жен. Трехструнный щипковый и бряцательный музыкальный инструмент с треугольной декой. ❖ Бесструнная балалайка (разг. пренебр.) болтливый человек, пустомеля. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

БАЛАЛАЙКА — жен. балабойка южн., зап. брунька южн. народное музыкальное орудие, с ладами, о двух или трех кишечных струнах, по коим брянчат во все пальцы, потряхивая кистью, строй квинтою. Балалайковый, балалаечный, к ней относящийся; балалайщик, балалаечник … Толковый словарь Даля

БАЛАЛАЙКА — (татар.). Музыкальный трехструнный инструмент, в виде гитары. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БАЛАЛАЙКА тат. Трехструнный музыкальный инструмент в виде гитары; играют на нем, ударяя пальцами по… … Словарь иностранных слов русского языка

балалайка — БАЛАЛАЙКА, и, ж.. 1. Девушка, подруга, приятельница. 2. Болтун, пустомеля. 3. Переносной магнитофон, магнитола и т. п. Пидорас провинциальный с балалайкой. Ты мне друг или балалайка? ты мне друг или нет? (обычно реплика сопровождает какую л.… … Словарь русского арго

БАЛАЛАЙКА — русский народный 3 струнный щипковый музыкальный инструмент. Известна с нач. 18 в. Усовершенствована в 1880 х гг. (под руководством В. В. Андреева) В. В. Ивановым и Ф. С. Пасербским, сконструировавшими семейство балалаек, позднее С. И. Налимовым … Большой Энциклопедический словарь

Балалайка — Балалайка, балабойка, южн. брунька (по Далю) народный музыкальныйинструмент, принадлежащий к группе инструментов струнных. Б. состоит изкузова с треугольной декой грифа, делается из соснового дерева и размерыее уклоняются, от тех образцов этого… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

балалайка — – автомагнитола. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь

Балалайка — У этого термина существуют и другие значения, см. Балалайка (значения). Балалайка Классификация … Википедия

балал а йка, балалайки, жен. Трехструнный щипковый и бряцательный музыкальный инструмент с треугольной декой.

• Бесструнная балалайка (разг. пренебр.) - болтливый человек, пустомеля.

Фразеологический словарь (Волкова)

Бесструнная балалайка (разг. пренебр. устар.) - болтливый человек, пустомеля.

С ним невозможно разговаривать - он словно бесструнная балалайка.

Словарь музыкальных терминов

русский народный щипковый инструмент с тремя (раньше двумя) струнами. Корпус имеет форму треугольника. Способ звукоизвлечения — бряцание, при котором к струнам прикасаются кон­чики трех пальцев (2, 3 и 4-го), сложенных особым способом, а так­же щипок, двойной щипок, малая и большая дробь, срыв, вибрато, тремоло. На балалайке играют также медиатором. Балалайка входит в состав русского оркестра народных инструментов и имеет разновидности: пикколо, прима, секунда, альт, бас и контрабас. Балалайка — прима широко распространена как сольный инструмент.

Тюркизмы в русском языке

ж обл. (южн., зап.), бруныеа (южн.) музыкальный инструмент (Даль, 1, 41). Огиенко считает, что слово балалайка заимств. от татар (Огиенко, 1915, 34). Шанский же считает, что балалайка "скорее всего является русским словом, родственным сущ. балаболка" (1Б, 19, 20), с чем трудно согласиться. ср. также Фасмер, 1, 113.

Энциклопедический словарь

русский народный 3-струнный щипковый музыкальный инструмент. Известна с нач. 18 в. Усовершенствована в 1880-х гг. (под руководством В. В. Андреева) В. В. Ивановым и Ф. С. Пасербским, сконструировавшими семейство балалаек, позднее - С. И. Налимовым.

Словарь Ожегова

БАЛАЛАЙКА, и, ж. Трёхструнный щипковый музыкальный инструмент с треугольной декой.

| прил. балалаечный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

  1. ж. Русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент с корпусом треугольной формы.
  2. м. и ж. разг. Болтливый, никчемный человек.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

балабойка , южн. брунька (по Далю) — народный музыкальный инструмент, принадлежащий к группе инструментов струнных. Б. состоит из кузова с треугольной декой и грифа, делается из соснового дерева, и размеры ее уклоняются от тех образцов этого инструмента, которые продаются в наших столицах. Длина кузова с грифом = 30 дюймам, наибольшая ширина треугольной деки в нижней ее части = 16 дюймам, наименьшая в верхней части = 2 дюймам. Шесть миндалевидных отверстий ва верхней стороне деки, сходящихся в одном общем центре (в виде звездочки), имеют то же значение, что вырезки в деке скрипки, и называются эсами (S). По номенклатуре знатока наших народных инструментов Н. В. Лисенко эта звездочка называется голосником . По словам Н. Е. Симакова, иногда отверстия в голоснике круглы. Три колка в голове грифа служат для наматывания кишечных струн, направленных через подставку, помещаемую ниже голосника, к выступу на нижней широкой части кузова, где они закрепляются. Гриф перетянут на известном расстоянии четырьмя цветными струнами для обозначения ладов. По исследованиям Мих. Петухова и П. Штейнберга, сделанные в музее С.-Петербургской консерватории, основной тон кузова ć в одночертной или так называемой первой октаве (обозначение по Гельмгольцу, см. его "Учение о слуховых ощущениях", стр. 24). Естественно, что Б., как инструмент народный, сделанный неискусной рукой, не может иметь математически верного основного топа своего резонансового ящика, что не всегда достигается даже при изготовлении скрипичных кузовов опытными мастерами. Первые две струны Б. строятся в унисон, а 3-я в квинту, т. е. первые две строятся в ć , а третья в g. Игра на Б. производится правой рукой на щипок и, бряцая, потряхивая кистью, а левой рукой прижимают струны на грифе, перебирая пальцами. Для произведения большего эффекта балалаечник щелкает по кузову инструмента четырьмя пальцами дробью.

Балалаечники часто соединяются в хоры, разъезжая по крупным ярмаркам. Хоры эти состоят из мужчин и женщин, которые лихо пляшут под звуки Б. и звуки хорового пения. Когда и кем изобретена Б. неизвестно. Некоторые ученые видят в Б. видоизмененную домру или домбры (см. это сл.), до сих пор существующую у киргиз-кайсаков и отличающуюся от Б. тем, что нижний край ее треугольной деки гораздо короче балалаечного и что она имеет только две струны, строящиеся в квинту. Некоторые писатели по музыке полагают, что Б. изобретена самими русскими во время татарского владычества, или по крайней мере, заимствована от татар. Б., как гудок, волынка, гусли и др. почитается одним из древнейшух музыкальных инструментов, что свидетельствует и арабский историк Ибн-Фацлан, посетивший в качестве посла в 921 г. волжскую Болгарию и видевший, как заезжие "руссы" хоронили своего князя. По языческому обычаю в могилу покойнику, между прочим, положили: "крепкий напиток, плоды и музыкальный инструмент" — "eine Laute", в переводе Фрэна, по мнению А. Котляревского (см. его "о погребальных обычаях славян", 66) — "балалайку" , чтобы, по языческому верованию в загробную жизнь, он мог и на том свете услаждать себя игрой на любимом при жизни инструменте. В восьмидесятых годах образовался кружок любителей игры на балалайках. В. В. Андреев, основатель этого кружка, подал мысль инструментальному мастеру Ф. Пасербскому построить Б. из лучшего материала, сделав кузов ее из бука и значительно увеличив его, а деку — из ели. Гриф, по указаниям г-на Андреева, был укорочен, струны натянуты скрипичные и гитарные. По образцу обыкновенной Б., г-ном Пасербским построены Б. трех различных форматов, которые составляют пропорциональные уменьшения и увеличения обыкновенного типа. Таким образом были построены Б.: пикколо (самая маленькая), прима (обыкновенная Б.), альт и бас — увеличенные балалайки. Все эти Б. трехструнные. Строй их — изменен. Строй пикколо — е , е , а (во второй октаве), примы — е , е , а (в первой октаве), альта — е , а , е (в малой октаве), бас строится октавой ниже альта. П. К. Селиверстов, при участии В. В. Андреева, составил "Школу балалайки" (СПб., 1887 г.). О кружке балалаечников см. статью Михаила Петухова, "В. В. Андреев и кружок игроков на балалайке" ("Баян", 1888, № 11).

ж. балабойка южн. зап. брунька южн. народное музыкальное орудие, с ладами, о двух или трех кишечных струнах, по коим брянчат во все пальцы, потряхивая кистью, строй квинтою. Балалайковый, балалаечный, к ней относящийся; балалайщик, балалаечник м. делающий балалайки или на них играющий. Что мне соха: была б балалайка. На балалайку станет, и на табак станет, а на свечу не станет.

В словаре Ожегова

БАЛАЛАЙКА, -и, ж. Трехструнный щипковый музыкальный инструмент с треугольной декой. || прил. балалаечный, -ая,-ое.

В словаре Ефремовой

  1. ж.
    1. Русский народныйструнныйщипковыймузыкальныйинструмент с корпусом треугольной формы.
    1. Болтливый, никчемный человек.

    В словаре Фасмера Макса

    балала́йка
    также балаба́йка, бала́бойка, южн., зап. (Даль), укр. балаба́йка, также балаболька "бубенчики". Согласно Бернекеру (1, 40), к балабо́лить. Можно было бы также связать балала́йка (в качестве расширенной формы вместо *бала́йка) с бала́кать. Менее вероятно предположение Горяева (ЭС 10) о заимств. из тюрк., тем более что он не может указать источник. Ср. рум. bălălăí, bănănăí "качать, колебать, махать, размахивать", этимологии которого Тиктин (1, 152) не дает.

    В словаре Д.Н. Ушакова

    БАЛАЛА́ЙКА, балалайки, ·жен. Трехструнный щипковый и бряцательный музыкальный инструмент с треугольной декой.
    • Бесструнная балалайка (·разг. ·пренебр.) - болтливый человек, пустомеля.

    В словаре Синонимов

    (бесструнная ~), болтливый, бараболка, болтун; инструмент, балалаечка, хордофон, балаболка, балабол, фразер, щебетунья, пустослов, трещетка, пустомеля, пустозвон

    В словаре Энциклопедии

    русский народный 3-струнный щипковый музыкальный инструмент. Известна с нач. 18 в. Усовершенствована в 1880-х гг. (под руководством В. В. Андреева) В. В. Ивановым и Ф. С. Пасербским, сконструировавшими семейство балалаек, позднее - С. И. Налимовым.

    В словаре Синонимы 4

    балабол, балаболка, балалаечка, инструмент, пустозвон, пустомеля, пустослов, трещетка, фразер, хордофон

    Читайте также: