Лекарствоведение в индии кратко
Обновлено: 07.07.2024
История развития китайской медицины и фармации. Трактат о корнях и травах Шеньнуна. Иглоукалывание, прижигание, массаж и лечебная физкультура. Опыт лечения заболеваний в Индии. Медицина древнего Тибета как уникальный синтез научных и философских знаний.
Рубрика | Медицина |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 28.10.2015 |
Размер файла | 676,0 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Реферат на тему: "Медицина в Древнем Китае, Тибете и Древней Индии"
Лекарствоведение в древнем Китае, Индии и Тибете
Медицина Древнего Китая
Медицина Древнего Тибета
Медицина Древней Индии
Лекарствоведение В древнем Китае, Индии и Тибете
Большой интерес представляют китайская медицина и фармация. Собственная научная медицина и фармация возникли в Китае примерно за 1000 лет до нашей эры. Уже тогда в Китае были известны многие лекарства, добываемые из трав, деревьев, злаков, минералов и животных.
Примерно в V-IV (5-4) веке до н.э. в Китае жил знаменитый врач Бянь Цяо, который пользовался большой популярностью. Он врачевал болезни ушей и глаз, открыл метод диагностики заболеваний с помощью исследования пульса, резко выступал против знахарей и шарлатанов, отстаивая научные методы лечения. Бянь Цяо считал, что из всех существующих заболеваний самая безнадежная та, что люди верят знахарю, а не врачу.
Во II веке до н.э. в Китае был составлен "Трактат о корнях и травах Шеньнуна", в котором было описано 365 лекарственных растений. В начале нашей эры китайскими врачами были написаны "Трактат о тифе", где излагались методы лечения заразных болезней, "Трактат о пульсе", где описаны методы исследования пульса с целью диагностики, книга "Собрание рецептов", содержащая советы о лечении многих болезней.
Китайский врач Хуэ То (112-012) оперировал больных с применением обезболивающих средств. Перед операцией больному давалось лекарство, от которого он терял чувствительность. Издавна в Китае применялись такие методы лечения, как иглоукалывание (акупунктура), прижигание, массаж, лечебная физкультура.
Широко использовались в лечебных целях лекарственные растения. Особенно чудодейственная роль при лечении ряда болезней приписывалась корню растения женьшеня ("корень жизни", "дар бессмертия "). Применялись в лечебных целях ртуть, сурьма, сера и другие вещества, а также органы животных и их кровь.
В Китае впервые были применены ревень и эфедра. Мудрое правило "лучше предупреждать болезнь, чем ее лечить" принадлежит китайцам. Известно более 50 книг о лекарственных средствах и методах лечения различных (заболеваний, изданных в Китае в древние времена. В 652 г. вышла книга Сун Су-миао "Тысяча золотых лекарств". В 659 г. было выпущено официальное государственное издание фармакопеи, в которой в 53 томах дано описание 844 лекарств.
Древнейшие книги, написанные за 1500 лет до н.э., и другие памятники древней культуры Индии свидетельствуют о том, что уже в те времена в Индии были известны такие болезни, как проказа, чахотка и др. Имеются также данные об укусах змей и других животных. Список древних индийских лекарственных средств охватывает ряд лекарств животного, растительного и минерального происхождения. Целебные свойства приписывались драгоценным камням.
В качестве лекарственных средств применялись ртуть, золото (в тончайших листочках), серебро, медь, железо й другие металлы, а также многие растения. Источником сведений по медицине Индии является письменный памятник Аюрведы ("Знание жизни"), где описано 760 лекарственных растений.
Лекарства распределены по действию и применялись в виде порошков, пилюль, настоек, отваров, мазей, втираний, окуриваний, вдыханий. При назначении лекарств учитывалось время года, погода, темперамент больного, его возраст, характер болезни.
В III веке в Индии уже культировались лекарственные растения. Фармакопея Индии насчитывала до 800 растительных лекарственных средств. Многие из них применяются и в настоящее время.
В Древней Индии были известны яды и противоядия, в частности имелись противоядия от укусов ядовитых змей. Одним из важных разделов медицины была гигиена. Опыт народной медицины Индии широко использовали народы Азии и, в частности, Тибета.
Древней медицине Тибета были известны камфора, белая глина, шафран, цветы горечавки, бузина, лук, росный ладан, различные лекарственные средства растительного происхождения. При лечении заболеваний в тибетской медицине видное место занимала диета. Таким образом, народная медицина Китая, Индии, а также и других стран Азии, постепенно, развиваясь с древних времен, накопила богатый опыт, изучение и обобщение которого представляет большой интерес и в настоящее время.
Медицина Древнего Китая
Несмотря на то, что медицина в Древнем Китае отличалась догматизмом и косностью, развита она была достаточно хорошо. Было известно большое количество заболеваний и способов их лечения. Некоторые медикаментозные препараты, открытые в Древнем Китае, используются и по настоящее время. На высоком уровне была диагностика и хирургия. Методы эксперимента и непосредственного наблюдения развиты не были, поэтому в течение многих веков медицинское знание оставалось практически на том же уровне.
Зарождение медицины в Китае
Возникновение медицины в Древнем Китае легенды связывают с императором Шэнь-нун, жившем около 2700 года до н.э. Ему приписывается создание первого травника, содержащего описание более 100 лечебных растений, и изобретение техники акупунктуры.
Представления о строении тела и диагностике заболеваний
Вскрытия умерших в Древнем Китае не практиковались, поэтому представления о строении тела были достаточно фантастичными.
Китайцы имели представление о кровообращении. Основную роль в диагностике многих состояний играло определение пульса. Он измерялся в 11 различных точках, каждый раз использовались три надавливания различной силы. Описано было 200 различных разновидностей пульса, 26 из которых значили скорую смерть.
Терапия в Древнем Китае
Лечение включало большое количество магических средств и ритуалов. Наиболее популярным являлось учение о сигнатурах (знаках). По этой методике подобное должно лечиться подобным. Например, желтое применялось для лечения желтухи, а бобы, которые напоминают по форме почку, применялись при болезнях мочевыводящих путей.
Сохранилось около 2000 рецептов лекарственных средств, многие из которых используются по настоящее время. В частности, уже в то время эфедрин использовался для лечения аллергии, при анемиях назначали соли железа, ртутью лечили сифилис, сульфат натрия и ревень применялись как слабительное, а опий - как наркотик.
Использовалась вакцинопрофилактика оспы через вдувание. Однако неизвестно, было ли это собственным изобретением китайцев.
Активно использовались хирургические вмешательства. Но в последующем этот раздел медицины перестал развиваться.
Медицина древнего Тибета
Медицина древнего Тибета - уникальный синтез научных и философских знаний. Впервые возникнув на основе индийского учения, она продолжала развиваться и совершенствоваться. По нынешний день принципы восточной медицины пользуются большой популярностью, эффективно совмещая вековую мудрость с современными методиками диагностики и лечения. китайский фармация иглоукалывание шеньнун
Зарождение тибетской медицины
Основой медицины древнего Тибета является сочинение "Четыре тантры" (полное название - "Сердце амриты, восьмичленная тантра тайных устных наставлений") - "Чжуд-ши". По преданиям, написано оно было медицинской ипостасью Будды Шакьямуни. Трактат представляет собой собрание практических и теоретических знаний, рассказывает о лекарственных веществах и философии восточной медицины Тибета. Точное время создания этого произведения неизвестно, но корни его могут уходить до 3000 лет назад к временам великого переселения индоариев из Европы в Азию. Индийский трактат "Чарака-самхита", датирующийся IX-X веками до н.э., содержит уже восемь больших разделов, на которых строится "Чжуд-ши".
Основным источником медицинского знания в древнем Тибете считается "Аштанга-хридая-самхиту" - трактат, созданный ученым-лекарем Вагбхатой-младшим на рубеже II-III веков. На тибетский язык он был переведен в VII веке по указу царя Трисонг Децены, уделявшего большое значение научному прогрессу, в частности, медицинскому.
Представления о теле и болезнях
Основа медицины Древнего Тибета - учение о трех сущностях - ньепа, к которым относятся слизь, ветер и желчь. Человек существует путем их взаимодействия друг с другом, а при нарушении этих взаимоотношений возникают яды - тупость, гнев и привязанность. Таким образом, все заболевания организма связывались с разумом.
Для того чтобы вылечить болезнь, нужно принимать во внимание состояние других органов, которые ослаблены и могут препятствовать излечению. Основными принципами терапии являлись: "лечить больного, а не болезнь", "лечить там, откуда боль приходит, а не там, где болит", "организм нужно лечить как единое целое".
Методы лечения в древнем Тибете
К основным методам терапии, практиковавшимся в древнем Тибете, относились диета, правильный образ жизни, лекарственные препараты и различные процедуры. Они использовались как по отдельности, так и в совокупности, в зависимости от тяжести состояния больного и других факторов.
Согласно трактату "Чжуд-ши", нет таких растений, которые не могли бы использоваться в качестве лекарств. Для их изготовления использовались любые средства, а рецепты медикаментозных препаратов иногда насчитывали несколько десятков ингредиентов, смешанных в определенных соотношениях. Если отсутствовал хотя бы один компонент - лекарство считалось бесполезным.
Медицина Древней Индии
Народ Древней Индии раньше других стал накапливать знания о различных болезнях и способах их излечения. В великом памятнике литературы - Ведах - содержались не только мифы и предания о богах и мудрецах, но и медицинские предписания и рекомендации.
Медицинские представления в ведийских текстах
Медицинские познания были собраны в Яджур-Веде, составленной примерно в IX веке до нашей эры. Согласно им, человек в случае болезни или ранения должен обращаться к богам-врачевателям. Позже были составлены объяснения текстов, сделанные различными лекарями. Наиболее известные авторы - врачи Сушрута и Чарака. Сохранились и многие другие руководства, посвященные тому или иному разделу медицины. Основателями медицины считались боги Шива и Дханвантари. А бушующее море, помимо всевозможных драгоценностей, выбросило на землю первого ученого врача.
Изначально лечить могли только брамины, не бравшие плату за лечение. Постепенно появилось целое сословие - каста ведия, занимающееся исключительно медициной. Брамины же в дальнейшем только преподавали врачебное искусство и именовали себя гуру. Во время обучения ученик всюду следовал за своим учителем, изучая священные книги, лекарства и методы лечения. Только после прохождения образования, врач получал от раджи право заниматься медициной.
Главными особенностями индийских врачей-представителей касты ведия были обязанность чисто одеваться, стричь ногти и бороду, уважительно разговаривать и приходить к пациенту по первому требованию. За свой труд лекарь брал плату, а лечились даром только брамины. Врач не обязан был помогать неизлечимому больному. Все лекарства назначались после тщательного осмотра пациента и установления характера заболевания. Помимо браминов и представителей касты ведия, существовали народные врачи - знахари.
Широко практиковались в Древней Индии хирургические вмешательства, а сама хирургия называлась шалия. К некоторым наиболее известным в то время операциям относятся удаление камней из мочевых путей, извлечение катаракты, пункция плевральной полости, наложение фиксирующих давящих повязок при переломах и ранах, остановка кровотечений путем прижигания, пластические операции (например, восстановление целостности носа или уха путем пересадки тканей из здорового соседнего участка тела). И это только самые распространенные хирургические вмешательства. В действительности известно их было гораздо больше.
Гигиена и медикаментозная терапия
Большое количество медицинских трудов было посвящено гигиене. В них рассказывалось о том, что пища должна быть свежей, о пользе купания и применения мазей, а также о чистке зубов. Было известно огромное количество лекарственных трав. Только Сушрута подробно описывает 760 из них. Для приготовления медикаментов использовались также различные части животных. Изучены были свойства металлов и других химических веществ, а также их соединений. Были открыты многие яды и способы борьбы с ними.
Подобные документы
Особенности исторических параллелей между развитием медицины в Древнем Китае и Древнем Риме. Влияние медицины Древнего Китая на Древний мир, ее основные достижения. Концепция Инь и Ян. Акупунктура, прижигание, лечебный массаж и лечебная физкультура.
презентация [535,5 K], добавлен 10.04.2013
Аюрведы как источники изучения древнеиндийской медицины, особенности и предпосылки её формирования. История врачевания в Древнем Китае и этапы его развития. Представления врачей о здоровье, использование метода иглоукалывания и профилактические меры.
презентация [5,5 M], добавлен 10.12.2015
Традиционные методы китайской медицины: иглоукалывание, массаж, фармакологическое вмешательство, дыхательные и двигательные упражнения, прижигания. Характеристика основных препаратов современной китайской медицины: Биоцинк, Хитозан, Спирулина и Кордицепс.
реферат [22,5 K], добавлен 29.03.2012
История развития аромологии, медицины и фармации Древнего Египта. Мифология и древнеегипетская медицина. Узкие направления древнеегипетской медицины. Папирус Эберса XVI века до н.э. Значение медицины и фармации Древнего Египта в настоящее время.
курсовая работа [36,3 K], добавлен 21.04.2012
Основы китайской медицины, которые принципиально отличаются от западной. "Инь-Янь" как символ философского принципа взаимодействия и борьбы противоположностей. Китайский точечный массаж и иглоукалывание - древнейшие методы безлекарственного лечения.
Согласно древнему учению Сушруты, существуют три органические жидкости: желчь - между пупком и сердцем; воздух - ниже пупка; слизь - выше сердца. Затем он определял пять основных космических элемента: земля, вода, огонь, воздух и эфир.
Из этих элементарных веществ образуется 7 органических продуктов, входящих в состав тела: хилус, кровь, мясо, жировая клетчатка, кости, мозг, тело. Сушрута указывая на причины развития заболеваний называл такие как - климат, времена года, космические стихии, ветры, неопрятность одежды, жилища, вредные местности, испорченную воду и др.
Лекарства в древней Индии разделялись на возбуждающие и прохлаждающие. Врач должен стараться содействовать усилиям природы и стремления ею извергнуть испорченные соки, а поэтому принимать лекарства больным следует лишь во время созревания в организме этих самых испорченных соков. Например, рвотные препараты следует употреблять раз в две недели, слабительные средства - один раз в месяц, кровопускания - 2 раза в год.
Перечень лекарственных средств весьма богат по ассортименту и включает различные препараты животного, растительного и минерального происхождения. Более всего почиталась вода Ганга. Самым священным цветком у индусов был Лотус - они считали его древним живым божеством на Земле. Драгоценные камни употребляли как укрепляющее средство. Золото считалось самым сильным укрепляющим средством, так же применялись свинец, олово, железо, ртуть, сурьма, мышьяк.
Знание ядов и противоядий было обязательно, ибо "враги раджи, злые женщины и неблагодарные слуги отравляют иногда пищу". В качестве перевязочных материалов использовались хлопок, камбий деревьев, шелк, волокна растений, кишечник животных (специальным образом обработанный).
Также наравне с лечением лекарственными препаратами в Древней Индии применялись различные оперативные методы лечения заболеваний, гигиенические мероприятия, прививки против оспы, так же использовалась изоляция больных при лечении заразных заболеваний. Индийские врачи могли ампутировать конечности тела, удаляли катаракту. При переломах и вывихах суставов использовали методы вправления, растяжения, наложения специальных шин.
Медицина и фармация Древней Индии оказала огромное положительное влияние на дальнейшее развитие фармации в соседних странах, откуда пошло дальше по всему миру.
Первые воспоминания о государстве, расположившемся в долине благодатной реки Инд, относятся к 3 тысячелетию до н. э. Священная река дала название огромной стране Индии, которая не уступает по величине своего культурного наследия таким очагам цивилизации, как Древний Египет и государства Месопотамии.
В долине Инда строились дома четко по разработанному плану. В самых нужных местах рыли колодцы, которые обкладывались обожженным кирпичом. Кирпич использовали при возведении стен домов. В сточную систему города выходили водосточные трубы. Нигде больше не известна подобная древняя цивилизация, оборудованная такой функциональной системой водоотвода.
Но такие высокоразвитые санитарно-технические сооружения нехарактерны для последующих периодов развития Древней Индии, далее наблюдается только снижение архитектурных разработок. Учение считают, что это связано с катаклизмами: засухами и наводнениями, а также с истощением внутренних ресурсов.
Но речь сегодня не о становлении Индии как государства, а о развитии медицины этой страны. Где лучше всего развивалась фармация и медицина древнего мира? Индия, Китай - именно здесь берут свое начало первые медицинские знания. Некоторые из них вызывают восхищение и в современном мире. Многие актуальны и сегодня.
Далее мы опишем, какой была медицина в Древней Индии, кратко. Самое главное об этом читайте в нашем обзоре.
Формирование древнеиндийских философских знаний
В древнеиндийской философии смешались разнообразные взгляды, где просматриваются идеалистичные и материалистические тенденции. В основном здесь содержится основная идея о мировой душе, которая находится в процессе саморазвития. Именно мировая душа побуждает первоматерию к созданию материального мира, в том числе человека. Философия и медицина Древней Индии были нераздельны. Считалось, что человеческое тело является внешней оболочкой бессмертной души, которая есть часть мирового духа. Недостатком духовной сущности является чрезвычайная привязанность к миру материализма, поэтому от природы человек несовершенен. В этом и причины его телесных проблем.
Китайская медицина относительно философских учений
Достижения индийской медицины оказали влияние на медицину Китая. Для древнекитайской философии свойственен путь развития от поклонения природным стихиям до конструктивных религиозно-философских структур – конфуцианства и даосизма, а также до натурфилософии. Понятие о развитии мира китайскими философами заложили основы медицины и понятия причин болезни. Из очень глубокой древности стали формироваться представления об анатомии. Но во 2 веке до н. э. произошло утверждение конфуцианства, поэтому рассечение трупов попало под запрет. По убеждениям Конфуция, человеческое тело должно оставаться нетронутым и быть возвращено родителям в сохранности. Поэтому познания об анатомических особенностях организма у древних китайцев отставали от представлений древних индусов.
Представления о болезнях и здоровье в Древнем Китае основывались на традиционных понятиях философии. Традиционная китайская медицина связывала человеческие органы с первоосновами инь или янь. Инь отвечала за здоровье органов-цзан – сердца, печени, легких, селезенки и почек. Янь отводилось шесть органов-фу: желудок, желчный и мочевой пузыри, толстая и тонкая кишка и три обогревателя. Обогревателями называли систему для поддержки внутренней теплоты, зависящую от пищеварения, дыхания и мочеотделения. В человеческом организме инь и янь должны находиться в гармонии, а при болезни равновесие нарушалось.
Зарождение врачевания в ведийскую эпоху
Аюрведические познания
Аюрведа получила очень широкое признание и постепенно распространилась на территории Востока. Аюрведическое знание постепенно изменялось, но существовало везде. Иногда его относят к китайской медицине, но это неверно. Индийский философ в своем труде дает практические советы и описывает акупунктуру, или иглоукалывание. Очень давно, еще во время Дханвантари, при лечении болезней пользовались приемом акупунктуры и гирудотерапией, то есть применением пиявок, также делали пластические операции и проводили трансплантацию органов. Для аювердических приемов в лечении широко использовали многокомпонентные травяные сборы. Каждое растение занимает определенную нишу и применяется для достижения желаемого результата.
Первые понятия о жизнедеятельности организма
Медицина Древней Индии в классический период истории страны меняет представления о происхождении заболеваний. Происходит новый виток в развитии медицины – отброшены в прошлое сверхъестественные причины возникновения болезней, которые господствовали в ведический период. Отныне человек рассматривался как частица окружающей среды. Теперь, по представлениям древних индусов, он состоял из стихии огня, земли, воды, эфира и воздуха. Функционирование организма связывали со связью между собой огня, воздуха и воды, которые переносили три жидкости: желчь, ветер и слизь (желчь — между пупком и сердцем, ветер — ниже пупка, слизь — выше сердца). Три жидкости и пять стихий вместе образовали 6 органических продуктов человеческого организма: мышцы, кровь, кости, мозг, жировую прослойку и мужское семя.
Ветер переносит прохладу и свежесть, звук и потоки воздуха. Он в организме отвечает за выделения, пищеварение, кровообращение и обмен веществ. Если ветер замедляется, то циркуляция соков и веществ приостанавливается и нарушается нормальная жизнедеятельность организма.
Медицина Древней Индии базируется на следующих знаниях:
- Флегма в человеке и космосе представляла собой мягкие вещества, она действовала, словно смазка, покрывала все неровные и шероховатые поверхности, отвечала за движение и взаимодействие.
- Желчь – это огненная стихия, отвечающая за температурный режим в организме, за активность сердечной мышцы и за нормальную деятельность пищеварительного тракта.
- При нарушении взаимодействия и нормального потока слизи, ветра и желчи начиналось заболевание. Его тяжесть и серьезность определялась степенью дисбаланса между тремя самыми важными первоэлементами.
Причины стремительного развития медицины в Древней Индии
В чем особенности развития медицины в Древней Индии? Не зря она получила второе название – страна мудрецов, ведь она всегда славилась врачевателями, которые стали известны далеко за пределами родной земли. Из буддийских преданий сквозь призму веков дошли сведения о древних целителях: Чараке, Дживаке и Сушруте.
Древнеиндийские врачеватели обладали самыми обширными знаниями о строении человеческого тела. Религиозные каноны не ставили под запрет исследование трупов, достаточно было искупить свои действия взглядом на солнце, прикосновением к священной корове или воспользоваться ванной для очищения.
Огромный вклад в развитие медицины врачевателя Сашутры
Конфуцианство и медицина Древней Индии во времена врачевателя Сашутры уже не имели ничего общего, так как начала развиваться хирургия. А Конфуций, как мы помним, был против нарушения целосности человеческого тела. Для Сашруты хирургия стала первой и самой выдающейся медицинской наукой. При нем индусы освоили изготовление хирургического инструментария из стали в отличие от других народов, применяющих для изготовления приборов бронзу и медь. Древние кузнецы умели их делать острыми, удобными в руке и способными расщепить волос. В названиях инструментов упоминались тигры, медведи, львы, олени, волки и множество видов насекомых. Их зубы, хоботы и когти стали образцом для скальпелей, игл и щипцов. А перед операцией хирург просил силы у этих животных, но не забывал обеззаразить инструменты прокаливанием на огне, мытьем горячей водой и соками специальных растений.
Древнеиндийские хирурги при переломах пользовались неподвижными повязками, вытяжениями и бамбуковыми шинами; сшивали края ран пеньковыми и льняными нитями; кровотечения останавливали холодом и золой; по особой методике лечили язвы, опухоли и ожоги. Еще тогда начали для болеутоления пользоваться беленой, вином, гашишем, опиумом и индийской коноплей.
Индийские хирурги успешно проводили пластические операции на лице. Они занимались восстановлением губ, носа и ушей (их теряли по приговору суда или в драке).
Медицина Древней Индии: школы врачевания
С удивлением можно узнать о передовой на то время школе Сушруты, в которой были специальные лаборатории, где изготавливались лекарственные средства, операционные залы, а также отдельно отведенные комнаты для теоретических и практических занятий. При обучении у Сушруты последователям надлежало пользоваться приспособлениями, напоминающими больные органы. Для ознакомления с пусканием крови использовали отростки водяных лилий, на плодах панаса учились извлечению твердых тел, искусству перевязок тренировались на макетах. При обучении врачеванию ученик должен был изучить философию, фармакологию, ботанику, химию, биологию, а также овладеть врачебными навыками.
Становление профессии врача в Древней Индии
Отношение к врачу в Древней Индии было неоднозначным на протяжении всей истории. В ведийский период профессия врачевателя пользовалась уважением и почитанием. Но при развитии кастовой системы ситуация кардинально изменилась, при появлении неравенства некоторые занятия занесли в разряд нечистых, а тех, кто ими занимается, объявили неприкасаемыми. В эту категорию попали врачеватели, рядом с ними оказались акробаты, плотники и те, кто ухаживает за лошадьми. Но все же из древних текстов можно узнать, что занятие врачеванием было в почете.
Среди ведущих лекарей Древней Индии оказались монахи, а сами монастыри стали центрами врачевания. Для монахов было позволительно оказывать медицинскую помощь нуждающимся, в этом было их предназначение и благодать.
Йога – способ заглянуть в себя
Медицина Древней Индии переплелась с религиозно-философскими учениями, особенно с йогой. Она соединила в себе морально-этическое учение, религиозную философию и комплекс тренировок (асаны). Для постижения учения необходимо пройти двухуровневую подготовку: постижение духа и физическую йогу. Для психического и физического здоровья надлежит содержать тело и мысли в чистоте, а также уметь полностью расслабляться. Йога до сих пор пользуется небывалой популярностью и имеет множество последователей.
Древнеиндийские центры врачевания
Медицина Древней Индии (кратко история становления представлена вашему вниманию в статье) на то время предусматривала своеобразные центры врачевания. Город Таксила являлся одним из центров медицинского образования на территории Древней Индии. Ученик должен был досконально обладать не только теоретическими знаниями, но и смело ими пользоваться на практике. После обучения учитель собирал своих учеников вместе, чтобы произнести специальное наставление.
Непосредственно право на врачевание должен выдавать раджа. Он и занимался наблюдением за работой врачей, и следил за соблюдением врачебной этики. Врачу надлежало всегда быть опрятным и чистым, носить надушенную одежду, коротко стричь бороду, всегда содержать ногти в порядке, выходить из дома с зонтиком и палкой, а самое главное, никому не рассказывать о состоянии своих пациентов. Существовали правила, по которым врач не брал плату с бедняков, брахманов и друзей. А если зажиточный человек отказывался платить, с него взимали часть имущества. За неправильно назначенное лечение надлежало выплатить штраф.
История медицины Древней Индии рассказывает о том, что для древнеиндийской культуры основной отличительной чертой являлося почитание знаний. Из многих стран именно в Индию приезжали набраться опыта молодые врачеватели. В городах открывались университеты, где уделяли внимание изучению астрономии, математики, астрологии, религиозно-философских текстов, санскрита и медицины.
История медицины Древней Индии кратко изложена в этом материале. Надеемся, что информация была интересна и полезна для вас.
Древнеиндийские врачи при лечении больного исходили из необходимости устранения несоответствия между дыханием, желчью и
кровью. Врач должен был восстановить существовавшее до болезни равновесие с помощью лекарств, хирургического вмешательства или физических методов воздействия. В первом случае применялись рвотные и слабительные средства, потогонные вещества и масла — для удаления из Сбор перца в Индии. Из книги Марко Поло организма испорченных соков. При этом врач должен был уменьшить или увеличить количество жидкостей в организме, способствовать нормализации процессов усвоения пищи. Выбирая метод лечения, древнеиндийские врачи обязательно учитывали пол, возраст и телосложение больного, время года, характер болезни.
Нашли широкое применение в лечебной практике минеральные вещества и их соли. Среди них препараты мышьяка, железа, меди, которыми прижигали язвы и лечили глазные болезни. Железо и мышьяк применяли при кровопотерях. В состав мазей часто включали свинец, серу, сурьму, цинк, соли аммония. Особенным почетом среди врачей пользовались, знавшие и умевшие применять препараты рту
Золсто в Древней Индии счита- лось самым сильным укрепляющим средством. Для употребления оно расплющивалось на тоненькие ли- сточки, накалялось, а затем не- сколько раз гасилось в молоке, мае- Сбор растительной пыльцы согласно ле и других жидкостях, которые легенде народов хинди
затем также использовались в качестве лекарств. Таким же образом применяли серебро, медь, железо, свинец, олово, цинк, сернистую сурьму и мышьяк.
Наряду с лекарственной терапией в Древней Индии применялись хирургические методы лечения болезней, гигиенические мероприятия, осуществлялись прививки против оспы, изоляция больных при лечении проказы. Индийские врачи осуществляли ампутации конечностей, удаление катаракт, производили пластические операции. При лечении переломов применялись вытяжение, вправление, неподвижные повязки, шины из бамбука. Для остановки кровотечений индийские врачи использовали холод, горячую воду, золу. Раны перевязывали шелковыми и шерстяными бинтами, пропитанными коровьим маслом, повязками из кожи, древесной корой некоторых растений. В законах Ману и Ведах не рекомендовалось пресыщение, предписыва-
лись умеренное употребление мяса, растительная пища, молоко, мед. Были разработаны гигиенические правила ухода за телом и за жильем, ежедневная гимнастика.
Заслуживает внимания система подготовки врачей в Древней Индии: преподавание вели наставники из высшего сословия. Наставник должен был обладать высокими нравственными качествами, а также иметь отличную специальную подготовку по всем разделам медицины, которые преподавались ученикам. У каждого наставника их было от трех до четырех человек. Теория и практика преподавались в постоянном единстве, в том числе при совместном посещении больных. Навыкам хирургических операций учеников обучали на своеобразных макетах (сочные плоды, луковицы, доски, облитые воском). После окончания обучения ученик принимал обязательство, которое требовало гуманного отношения к больному, готовности всегда прийти на помощь больному, скромного поведения в быту. Разумеется, врачи в первую очередь обслуживали привилегированные касты.
Постепенно накапливались знания и в области химии, что было характерно еще для предшествующего тысячелетия. Развитие химии в Древней Индии непосредственно сказывалось на развитии лекарствоведения. Великий индийский ученый II в н.э. Нагарджуна в своих сочинениях приводит сложные рецепты приготовления металлических солей и амальгам для очищения и осаждения металлов. Известную еще со II в до н.э. азотную кислоту стали применять в Древней Индии в технике и ремеслах, в медицине и ветеринарии. Затем были открыты способы изготовления соляной и серной кислоты, научились получать ляпис. Все эти открытия оказали огромное влияние на дальнейшее развитие фармации не только в Индии, но и в соседних арабских странах.
ФАРМАЦИЯ В КИТАЕ
Arte et humanitate,labore et scientia.
Истоки китайской медицины и фармации теряются в глубокой древности. В отличие от Египта, Вавилона, Индии и, в меньшей степени, Древней Греции, Рима, Персии и арабских стран, в Китае до наших дней сохранились многочисленные письменные памятники, которые отражают развитие медицинской науки с древнейших времен. В настоящее время известно более 4250 трудов, составляющих более 30 тысяч книг.
Во всех странах славились китайские шелка, гончарные, костяные изделия, позднее фаянс и фарфор. В Древнем Китае были изобретены порох, бумага и особая кисть для письма, а также компас (магнитная стрелка). Эти и некоторые другие изобретения, проникшие из Китая в другие страны, приписывались затем другим народам, в частности арабам. Больших успехов в Древнем Китае достигли астрономия и исчисление времени: уже во II тысячелетии до н.э. в Китае имелись карта звездного неба и календарь. Развивались географические знания, улучшалась техника земледелия. На фоне этих высоких общих культурных достижений становятся понятны достижения в области медицины и фармации.
1.120 средств омолаживающего действия — они неядовиты, принимать их можно без ограничения количества и длительности;
2.120 средств тонизирующего действия, требующих известной дозировки;
3.125 ядовитых средств, обладающих целебным действием только при правильной дозировке и кратковременном применении.
2. История г(хфмацин
поняв болезненные явления, происходящие в организме, и их причины, он должен действовать для урегулирования возникающих расстройств и восстановления слаженности в организме больного.
Во II в. н.э. в Китае впервые в практике мировой медицины была введена история болезни. Обогащался список лекарственных средств, совершенствовалась техника их заготовки и приготовления, расширялись фармакологические знания. Сбор только дикорастущих лекарственных растений уже никого не удовлетворял, и возникла необходимость введения их в культуру. Для этого в VI в. были созданы специальные лекарственные плантации — аптекарские сады. Для одного из таких садов возле столицы было отведено 300 му лучшей земли. Он находился в ведении Медицинского приказа и его обслуживали специально обученные люди.
Особенностью развития китайской медицины в VII в. было появление сочинений, посвященных отдельным медицинским специальностям, отдельным заболеваниям и способам их лечения. Это явление характеризовало стремление китайских врачей к специализации. В этот период медицина официально разделилась на 7 отраслей:
Глазные и ушные болезни.
Болезни зубов и полости рта.
Врачебных специальностей было четыре: хирурги, терапевты, массажисты и заклинатели. Функции Медицинского приказа были расширены. Раньше это учреждение обслуживало двор и лишь в незначительной степени контролировало здоровье населения. Теперь Медицинский приказ обязан был готовить врачей для их более широкого использования.
Большого развития в Сунской империи достигли архитектура, живопись, музыка, литература, театр. В области медицины и фармации все меньшее значение стали придавать мистике и колдовству. К этому времени ослабело увлечение алхимией и почти прекратились бесплодные поиски волшебных эликсиров. Именно в этот период в Китае появились первые дипломированные врачи-женщины, что было обусловлено общественной необходимостью, так как согласно издавна принятому этикету врачи-мужчины не допускались к осмотру больных женщин, а постановка диагноза и лечение осуществлялись заочно.
Крупнейшим представителем фармации в Китае эпохи Мин являлся специалист по китайским лекарственным средствам, ученый с мировым именем, фармаколог Ли Ши-чжень (или Пин-ху). Он родился в 1518 г. в семье врача. Медицину стал изучать в возрасте 30 лет, прочитал и проработал более 800 книг по фармакологии. Вскоре он сделался в подлинном смысле народным врачом: по настоянию императора он руководил императорской больницей, а затем стал путешествовать и собирать все известное о медицине и о лечебных средствах.
Ли-Ши-чжень рассматривает свойства лекарственных растений и их лечебное действие. В первую очередь это женьшень, ревень, лакричный корень, эфедра, лимонник китайский и другие растения. Антибактериальное и антитоксическое действие Ли-Ши-чжень отмечал у лука, чеснока, черной сливы, японской жимолости, китайской ветреницы. Для лечения туберкулеза рекомендовалось применять японское гинкго, плоды аристолохии. Противомалярийным, а также действием на плазмодии и протозоа, по мнению автора, обладали аир, яванская бруцея, некоторые виды иммортели, дикроа и ряд других растений.
Из глистогонных средств в трактате упоминались семена тыквы и арбуза, ореха пальмы арека, корень серповидного папоротника, трава маклеи и кора гранатового дерева.
Наиболее интенсивным средством при старческой слабости и ослаблении полового чувства считался Aceranthus sagittatus. В народе полагали, что способность баранов до ста раз в сутки реал изо-вывать свое половое влечение объясняется поеданием большого количества именно этого растения.
К растениям, обладающим успокаивающим и седативным действием, Ли Ши-чжень относил валериану, пустырник, головки мака, корень ангелики полиморфной, кокосовый орех, стебель молодого бамбука, стебель винограда, книдиум лекарственный. Большая группа растений была представлена сырьем обезболивающего действия. Это аконит, ангелика, корень копытня, пепел драцены, корень китайского ломоноса, корень хохлатки, клубни пеона, а если учесть и наркотическое действие, то сюда причислялись головки мака, индийская конопля, мандрагора и другие растения. К сердечным средствам автор относил ландыш, строфант, олеандр, гречиху, японскую родею, актинидию, кору магнолии, шалфей.
С давних пор в Китае в качестве мочегонных в сочетании с болеутоляющими и дезинфицирующими средствами применялись часту-ха, полынь, астрагал, брунелла, гвоздика, листья хвоща, стебель и плод дыни и арбуза, белая шелковица, шлемник байкальский и др.
В этих же целях была полезна и высушенная сколопендра. В качестве антитоксического и вместе с тем противосудорожного средства рекомендовали лесного паука и осиное гнездо, высушенное и измельченное в порошок. Оно полезно также при половом бессилии у мужчин и стерильности у женщин. Порошок из медведки и сверчков с добавлением солодкового корня давали внутрь, как хорошее дезинфицирующее и мочегонное при заболеваниях мочевых путей, особенно при задержке мочи у стариков.. Тем же действием обладали пресноводные моллюски, являющиеся наряду с этим отличным желчегонным средством. Чешуя броненосца, принимаемая в форме порошка или отвара, рекомендовалась как противовоспалительное средство и, что важно, для повышения лактации у кормящих женщин. Испражнения летучей мыши, высушенные и измельченные в порошок, считались одним из лучших средств от потения. Порошок высушенной лягушки принимали внутрь как общее обеззараживающее и жаропонижающее. Особенно он показан был для лечения дизентерии. Подобным же действием обладала и устрица. Саранча, кроме того, прописывалась как спазмолитическое и отхаркивающее, вследствие чего с успехом рекомендовалась для лечения бронхиальной астмы и катаров дыхательных путей.
В 5-11-м томах трактата Ли Ши-чженя рассматривались лекарственные препараты неорганического происхождения, первостепен-
ганичеекие препараты чаще всего назначали и употребляли в различных комбинациях как между собой, так и с другими группами лекарственных препаратов.
Ли Ши-чжень умер в 1592 г. Имя его золотыми буквами вписано среди имен великих деятелей мировой науки. Его портрет находится среди других портретов гениальных ученых науки в актовом зале Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
В настоящее время здравоохранение КНР быстро развивается. Наряду с внедрением достижений современной медицинской и фармацевтической науки в Китае используется все ценное из богатого наследия древней китайской медицины и фармации.
Читайте также: