Легенды про метро санкт петербурга кратко

Обновлено: 04.07.2024

Петербургское метро сегодня – это целый город под городом. Здесь свой кодекс законов, своя валюта и свой этикет.

О том, что столице Российской империи Петербургу нужна подземная железная дорога, говорили еще в начале XIX века. Но первые пассажиры под землю спустились лишь в 1955 году. Одна из главных причин того, что подземного железного коня так долго запрягали – сложность проекта. Ведь Петербург стоит в дельте Невы почти на 100 островах, на зыбких болотистых почвах. Городские власти просто опасались спускать дороги под землю.

Первый проект был разработан еще в 1820 году мещанином Торговановым. Он предлагал вырыть тоннель под Невой, который бы соединил Васильевский остров с Адмиралтейской стороной. Но Александру I идея не понравилась. Император распорядился выдать проектировщику двести золотых рублей и взял с него расписку, что впредь тот не будет заниматься подобным.

В конце ХIХ века инженер Я.К. Ганнеман также предложил вырыть тоннель. По проекту он должен был соединить уже Марсово поле и Петроградскую сторону. Внутри предполагалось несколько ярусов для транспорта и движущийся тротуар – прообраз траволатора. Но в итоге городские власти опять решили не рисковать и построили еще один мост – Троицкий.

Город под землей: тайны петербургского метро

Фото: проект Петербургского метрополитена. 1900 г. инженера П.И. Балинского

Поэтому метрополитен в Петербурге, а точнее в Ленинграде появился лишь в середине ХХ века.

Город под землей: тайны петербургского метро

Изначально предполагалось, что все 46 колонн будут стеклянными, но затем в стране поменялась власть и стали бороться с излишествами, в том числе архитектурными. Поэтому в итоге их осталось всего 16. Остальные 30 стали мраморными.

Начиная с семидесятых годов прошлого века украшение станций стало строже и лаконичнее. Эти качества свойственны, в принципе, и самим петербуржцам. Местные архитекторы сумели точно передать общий настрой города, связав метро с его культурной идентичностью. Больше нет памятников и барельефов. Пышному декору предпочитают мозаику.

Город под землей: тайны петербургского метро

Но самая глубокая точка петербургского метро – не здесь. Если от Адмиралтейской поехать в сторону станции Спортивная, то где-то в середине пути окажешься под Невой на отметке ниже ста метров. Это как высота Исаакиевского собора, только вниз.

Город под землей: тайны петербургского метро

Петербургский метрополитен очень консервативен. Несмотря на то, что проезд можно оплатить смарт-картой, кредиткой или при помощи мобильного телефона, все равно больше 50-ти процентов пассажиров покупают жетоны. Это подземная денежная единица. Сегодня в метро есть даже коллекционные и юбилейные монеты.

Город под землей: тайны петербургского метро

Обычно особые жетоны посвящены круглой дате, связанной с историей метрополитена. Например, 50-летие открытия новой станции или целой ветки.

Мечта инженеров ХIХ века сбылась. Сегодня Санкт-Петербургская подземка – это пять линий, 69 станций. Ежедневно им пользуются почти три миллиона человек – больше половины всего населения мегаполиса.

Все тайны питерского метро

2. Размывы и аварии.
Строительство метро в Ленинграде постоянно сопровождалось столкновениями с подземными водами и крупными авариями, из-за которых не удавалось построить целые станции, удлинялись перегоны, закрывалось движение, усложнялось строительство. Самый знаменитый размыв случился между "Площадью Мужества" и "Лесной" в 1995 году, но все началось еще раньше: первое столкновение с подземными водами на этом участке случилось еще при строительстве перегона в 1974 году. Тогда из-за подземных вод пришлось создавать обходные пути и укреплять тоннели, а на земле в итоге обрушилось несколько зданий. Через 12 лет про эту историю даже снимут фильм "Прорыв", где директора Метростроя играет постаревший Олег Быков: там же один из героев предлагает замораживать тоннели жидким азотом (новинка по тем временам), так они и сделали. Это был первый подобный случай в мировой практике. Другой герой фильма вспоминал аварию при строительстве метро "Автово". Правда, в реальности там были не снаряды и бомбы времен Великой отечественной, а воды речки Красненькой. Тогда тоннель удалось укрепить, но в итоге станцию пришлось ремонтировать в конце нулевых.

3. Парк Победы, крематорий и горизонтальный лифт
Во время войны на территории будущего Московского парка победы находился крематорий, где производилось самое массовое в мире сожжение трупов. Осенью 1945 года тут заложили Парк победы, а потом и одноименную станцию метро. Вместо строительства традиционного зала с массивными колоннами там было решено опробовать новый тип вестибюля, получившего название "горизонтального лифта": таким образом не нужно было отдельно строить вестибюль на платформе (тоннель все равно скрыт от пассажиров), повышалась безопасность и уменьшалась стоимость строительства станции.

"Парк Победы" был открыт 29 апреля 1961 года. В мировой практике это был первый случай строительства станции с "горизонтальным лифтом". Всего в Ленинграде было построено десять таких станций. Последней стала "Звездная", открытая в 1972 году. Тогда уже выяснили, что эксплуатация "горизонтальных лифтов" слишком дорога, для них нужны отдельные поезда со специально обученными машинистами (которые и сейчас получают прибавку к зарплате, если возят людей по линиям с "лифтами"). В итоге на смену станциям закрытого типа пришли односводчатые (вроде "Площади Мужества" или "Пионерской"). Сейчас власти Петербурга в какой-то мере решили вернуться к идее "горизонтального лифта", обязав все новые станции оборудовать прозрачными стенами с дверями, как в парижском метрополитене. Но былого шарма у этого новодела, скорее всего, уже не будет. Увы.

4. Станции, которые так и не появились.
Перспективный план развития метрополитена переделывают раз в пять лет. Кое-где это связано с изменениями в потребностях города, кое-где - со сложной геологической обстановкой.

Например, когда проектировали Московско-Петроградскую ("синюю") линию, то была задумана станция в районе Марсова поля. Но в итоге выяснилось, что там не только нельзя что-либо построить, но и необходимо увести пути глубоко вниз. Так появились так называемые "американские горки" в петербургском метрополитене, один из самых крутых спусков, который обычные пассажиры не замечают исключительно из-за мастерства машиниста, который правильно меняет скорость. Именно из-за геологии до сих пор нет ни одной станции метро в районе Пискаревского проспекта и шоссе Революции.

И именно из-за размывов и подземных вод поезд между "Московской" и "Звездной" идет так долго. Хотя ходят легенды, что именно там находится некий подземный город. Откуда он там взялся и зачем, не знает никто.

Станций "Адмиралтейская" должно было быть две. Вторую - на Невско-Василеостровской линии - сейчас не представляется возможным построить. Во-первых, потому что для этого придется останавливать движение на всем участке, во-вторых, потому что нельзя найти место для второго выхода (а по закону у каждой станции, даже в месте пересадки, он должен быть).

Не появились станции и на пересечении Литейного с Невским, на Большом проспекте, Светлановской площади, а также между "Площадью Александра Невского" и "Елизаровской" (самый длинный перегон).

5. Станции-призраки и станции-мертвецы.
"Станциями-призраками" обычно называют еще не открытые на уже работающем участке. Таковой была долгое время "Адмиралтейская". Она является самой глубокой в России (89 метров), и место для ее верхнего вестибюля искали очень долго. И, пока шли поиски и строительство, пассажиры поездов, следовавших от "Садовой" до "Спортивной" видели полутемный зал. Такой же долгое время была и станция "Обводный Канал", для которой вестибюль строили слишком долго.

Есть в Петербурге и станция-мертвец. С 1966 по 1977 год конечной на Кировско-Выборгской линии являлась станция "Дачное". Она была единственной наземной открытой станцией в городе - климат появлению подобных строений не очень способствовал - и изначально являлась временным сооружением, пока к юго-западу от нее строили вестибюли "Ленинского проспекта" и "Проспекта Ветеранов". В 13:00 5 октября 1977 года из "Дачного" ушел последний поезд, вскоре тут разобрали пути, часть вестибюля, а оставшуюся кирпичную коробку сейчас занимает МРЭО ГИБДД.

6. Маленькая Москва
Московский метрополитен не такой глубокий, как петербургский, и большинство его станций, построенных в 1960 - 1970-е - это колонные неглубокого заложения. В народе их прозвали "сороконожками". Это дети хрущевского постановления о борьбе с излишествами в архитектуре. С целью экономии средств на месте пышных ампирных колоннад с лепниной и сказочными панно появились аккуратные залы немарких цветов с длинными рядами геометрически правильных колонн. Некоторые московские станции настолько похожи друг на друга, что их постоянно путают.

Но в Петербурге тоже есть три по-настоящему московские станции. Богато укращенная "Автово" без эскалатора, находящаяся в районе, сплошь застроенном сталинским ампиром. Прямо как в Москве. А также "Ленинский Проспект" и "Проспект Ветеранов", такие же московского типа "сороконожки" с множеством выходов и без вестибюлей.

7. Переходы.
Именно в Ленинграде появился первый кросс-платформенный переход. В одном вестибюлей "Технологического института" (построен в 1961 году) поезда двух линий едут на юг, в другом - на север. Переход намного удобнее, чем где-либо еще.

Но это не все новации. В Петербурге есть единственная в мире односводчатая двухэтажная станция с кроссплатформенным переходом. Это шикарно оформленная в древнегреческом стиле "Спортивная". Правда, перехода пока тут нет. Два пустых пути - это будущая Кольцевая линия. Правда, пока неизвестно, когда точно она появится. В планах развития нет ни четких дат проектирования, ни четких дат строительства. Говорят, что все будет после 2025 года.

8. Сталин и Пушкин.
Так как ленинградский метрополитен проектировали еще при Сталине, то все станции первой линии должны были быть снабжены его портретами. Потом вождь умер, началась медленная борьба с культом личности и портреты убрали (из-за чего некоторые вестибюли кажутся немного незавершенными). Осталось только небольшое изображение Сталина на "Площади Восстания".

Зато Пушкин стал единственным (после Ленина) историческим героем, которому в Петербурге стоят сразу два памятника на станциях метро. Оба - работы Аникушина. Тот, что на "Пушкинской" - молодой поэт в пиджачке, тот, что на "Черной Речке" - уже зрелый литератор, который, по задумке скульптора, "как бы ждет гостей на бал".

Петербургское метро — особый мир. Одни его станции напоминают дворцы, другие полны исторических загадок, третьи интересны своим техническим решением. В нашем гиде — главные секреты петербургской подземки.

Разговоры о том, что Петербургу нужна подземная железная дорога, начались еще в XIX веке. Но проектировали метро уже при Сталине. И, естественно, снабдили портретами вождя вестибюли всех первых станций. Однако наступила оттепель, культ личности подвергся критике, и портреты вождя стали ликвидировать.

Исчез Сталин и со скульптурной композиции в наземном вестибюле. Герои барельефа старательно смотрят в центр панно, вот только там никого нет.

Нарвская

Автово

Пушкинская

Владимирская

Балтийская

Адмиралтейская

Одно время в городе было распространено суеверие: стоит в Петербурге появиться 60-й станции метро, как он уйдет под воду. Но ничего такого не случилось.



Тайны петербургского метро

Огромный северный город с самым теплым сердцем.

Санкт-Петербург славится своей загадочностью и богатой историей. Предлагаю погрузиться в неповторимую атмосферу этого города вместе.

Петербургский метрополитен признан самым глубоким и чистым метро в России, где каждая станция поражает своей неповторимой стилистикой и историей, а выступающие в метро музыканты поднимают настроение и делают день лучше.
Когда Петербург носил имя Ленинграда, в 1955 году был открыт метрополитен. Он стал вторым по величине в России, после Московского. На сегодняшний день, в Петербургском метрополитене работает пять веток протяженностью 124,8 километра.

Да, этот город хранит в себе множество тайн, и безусловно, завораживает своей красотой.



Петербургский метрополитен отличается своей особенной атмосферой, удобством станций и красотой дизайна. Да, он хранит множество загадок и легенд, секретов и тайн. Питер манит своей красотой, дарит неповторимые эмоции и теплые объятия каждому.

Share on facebook
Share on twitter
Share on pinterest
Share on print
Share on email

Читайте также: