Легенды о казани кратко

Обновлено: 04.07.2024

Однажды, по легенде, татарский народ пришел к колдуну и спросил: где построить город ? Колдун им ответил: там построите себе город, где котёл с водой сам собой закипит.

Стали люди искать такое место, долго искали и наконец нашли.

На берегу озера Кабан котел без огня закипел. На этом месте и основали город. А назвали его в честь котла.

По- татарски котел- это казан.

Здесь находится дворец бракосочетаний "Центр семьи Казан".

А возле Казана скульптуры мифических существ - зилантов, похожих на драконов(символы Казани).

По легенде, один из зилантов охраняет сокровища красавицы Сююмбике в озере Кабан.

Вот они- грозные, но симпатишные хранители огромной чаши(казана).

А здесь - семейная пара барсов: мама с детками.

И папа рядышком

Барсы- символы республики Татарстан.

Если хотите, чтобы в вашей семье появились детки, потрите хвостик маленького вот этого барсика)).

А находится Дворец бракосочетания напротив главной достопримечательности Казани- Казанского Кремля.

Перед входом, на площади - памятник Герою Советского Союза, поэту Мусе Джалилю.

Заходим в Кремль через ворота Спасской Башни.

И фото схемы, чтобы не заблудились)

Здесь в одном месте и минареты

Казанский Кремль - объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 2000 года.

В 2005 году Казань отмечала тысячелетний юбилей.

И к этому событию в Кремле построили мечеть Кул- Шариф.

Здесь, в Казанском Кремле, есть даже своя "Пизанская башня" - Сююмбике.

Почему Пизанская? Потому, что также имеет заметный наклон (отклонение от шпиля составляет 2 м. Общая высота башни - 58 метров).

В историю башни вплетены многочисленные легенды. Одна из них, самая печальная, связана с Иваном Грозным: царь решил жениться на правительнице Казанского ханства красавице- царице Сююмбике.

Она ему отказала, но после того, как он взял Казань, ей ничего не оставалось, как стать его женой. Взамен она поставила условие: царь должен за неделю выстроить башню.

Царь условие выполнил. И вот в день свадьбы красавица поднялась на эту башню, чтобы проститься с городом и своим народом и. сбросилась с нее.

Но это всего лишь легенда, а на самом деле Сююмбике была насильно выдана замуж и умерла в городе Касимов.

Местные жители верят, что башня Сююмбике может исполнять желания. Попробуйте, загадайте свое желание и прикоснитесь к башне. а вдруг?

Духосошественская церковь и

О создании Казани



Есть ещё одна версии этой легенды, которую записал исследователь истории Казани священник Малов в середине XIX в. По преданию, спросили девушку, где же основать город, и она велела пронести казан и там, где он закипит без огня, там и будет город. Кстати, версия, связанная с казаном – наиболее распространённая. Говорят, например, что ханский слуга случайно утопил казан в реке, и она стала называться Казанка, а затем и город получил это имя.

Таинственный Кабан

Вокруг появления уникального озера и существовавшего на его берегах города - так называемого казанского Китеж-града, также бытует множество легенд. Наиболее известны четыре.


Но если существование города на берегу Кабана подтверждается хоть как-то, то о несметных ханских сокровищах, якобы покоящихся на дне озера, до сих пор ходят легенды. Так, казанский журналист Рафаэль Мустафин в своем расследовании опирался на свидетельства старика Ахмета Азимова, который в 1996 г. показал писателю папку с документами, подтверждающими: в озере есть сокровища. И в его роду эта история передавалась из поколения в поколение. Далее Мустафин приводит ряд свидетельств. В 1949 г. спортсмены-гребцы Владимир Сучков и Равиль Богданов, разыскивая утопленника, вытащили из воды бочонок высотой 80 см, но он сорвался, а поставить буёк они не догадались. В 1968 г. другой спортсмен, снимая буи после соревнований, тоже вытащил какой-то бочонок, и опять упустил его, и снова таинственное место забыли пометить.


В XX веке до богатств пытались дотянуться иностранцы. Так, Рафаэль Мустафин нашёл в газете 1912 г. заметку о том, что американская фирма предлагала Городской думе очистить дно озера. Но с условием: всё, что будет найдено, достанется им. Казанские власти отказались. Позже с тем же предложением обратилось бельгийцы. Снова отказ. В 1926 г. снова письмо из США, и опять с теми же условиями…

Первая и единственная попытка достать сокровища была сделана в 1988 группой энтузиастов. Электрик из Подмосковья придумал специальное устройство для обнаружения металла. И в том самом месте, на которое ссылались все источники, прибор почувствовал, что в толще ила что-то есть. Приглашённые профессиональные водолазы ничего не нашли в поднявшейся мути. Заметили лишь, что кто-то уже побывал здесь гораздо раньше – часть грунта со дна была снята профессионально.

Тайна ханских богатств так и осталась нераскрытой.

О башне Сююмбике


По другой версии башня была частью мавзолея на месте ханских могил. В 70-е гг. XX века гипотеза почти нашла подтверждение - недалеко от Сююмбике был обнаружен мавзолей, принадлежащий татарской знати. Но исследования доказывают, что башня Сююмбике построена на рубеже XVII-XVIII вв. и, скорее всего, это была русская дозорная башня.


Икона-заступница


Чудеса начались тут же. Священник Ермолай прошёл крёстным ходом со вновь обретённой реликвией, во время которого прозрело два слепца. Один из них, Иосиф, вместо благодарности Богородице, вновь отправился на паперть за подаянием. И опять лишился зрения.

Почти сразу были сделаны списки с иконы. Богоматерь стала считаться заступницей, покровительницей России. Помогла она и в 1611 г., в Смутное время, и во время войны 1812 г. Загадочная история, связанная с образом Богородицы, произошла во время войны 1941-45 гг. К этому время борьба с религией в СССР была в самом разгаре. Но вскоре всё изменилось самым радикальным образом…

История похищения первообраза достойна отдельной главы. Фёдор Чайкин, выкравший реликвию из Богородицкой церкви в начале XX в. и впоследствии пойманный, уверял: оклады снял, а икону сжёг. Но ему не верили, вора пытали. Считается, что с момента пропажи иконы на Россию посыпались беды: войны, революции, репрессии, разруха и голод.

Подземные ходы

Самый первый подземный ход под Казанью описан в многочисленных летописях, говорящих о взятии Казани. Он вёл от одной из башен Кремля к тайному подземному ключу. Казанский историк Николай Загоскин писал, что ключ был обложен каменным бассейном, и его ещё долго можно было увидеть на берегу Казанки, пока его не закатали в бетон.


«Среди местных обывателей, - пишет Загоскин, - держится предание, что гора, на которой расположен Казанский Кремль, изрыта подземными ходами, относящимися ещё к татарской эпохе Казани. В начале XX в. во дворе юнкерского училища археологами были обнаружены ходы. Но учёные пришли к выводу, что это - остатки пороховых погребов юнкерского училища конца XVIII – начала XIX вв.


Впрочем, не все историки следуют этой версии. Например, Худяков пишет, согласно летописи, во время осады, татары делали вылазки через подземные ходы. Изо рвов, которые окружали Казань, были какие-то подземные ходы, они вели через город. Якобы самый большой ход протянут от памятника воинам, погибшим при взятии Казани до Кремля.

Легенды старой Казани

Как и большинство старых городов, Казань имеет легенды и предания, которые оставляют свою нотку таинственности в ее истории. Эти легенды, сохранившиеся в народной памяти, имеют большое значение и ценность.

Легенда о Зиланте

Легенда о старинном гербе Казани, который ни разу не менялся, связана со сказочным существом – крылатым драконом, обитавшим в окрестностях города. Люди изгнали его, обложив гору соломой и хворостом и запалив ее огнем. Зилант, после истребления гнезда, улетел на другую гору и долго мстил жителям Казани, поселившись в пещере этой горы.

По другой легенде Зилант охранял границы города и покровительствовал народу во всех делах.

Образ Зиланта очень популярен в архитектуре Казани. Огромное число художников – умельцев изображали его в камне, гипсе, железе, дереве, чугуне.

Легенда о сокровище на дне озера Кабан

Предполагается, что ханскую казну вывезли еще до осады города, так как во время нее это было бы невозможно сделать. С тех пор неоднократно были попытки найти сокровища, но озеро упорно хранит и не отдает свою древнюю тайну.

Подземные ходы на Кремлевском холме

Подземные ходы или катакомбы - загадочное сооружение города. Согласно приданию, существовало когда- то большое подземное царство под городом, в котором обитал огнедышащий змей.

Историки не раз фиксировали предания о том, что холм, на котором расположен Кремль и прилегающая к нему часть кряжа, на гребне которого лежит улица Кремлевская, изрезаны подземными ходами. известны несколько адресов в этом районе. Это, прежде всего, подземелье Гостинодворской церкви, остатки которой находятся во дворе Госмузея РТ,- ход из церкви вел в сторону Кремля. Другое крупное подземелье находится неподалеку на ул.Чернышевского. Еще одно крупное – под усадьбой Боратынских.

Самые ранние упоминания о подземной Казани встречаются еще при описании легендарных подкопов под стены Кремля, сделанных войском Ивана Грозного. Подкоп вели из Даировой бани на берегу Булака, пользуясь ее мощными каменными сводами как надежной защитой от обстрела. Прокопав галерею в сто сажень, осаждающие услышали голоса жителей, которые шли по подземелью за водой и вкатывали в подкоп бочки с порохом.

Легенды о башне Сююмбике

Башня Сююмбеки является символом города – знаменитое многоярусное падающее здание высотой 58 метров. Множество легенд и неразгаданных тайн хранят ее стены. Башня получила свое название в честь последней казанской царицы - Сююмбике. Точное время ее построения неизвестно. По одной версии, она построена в начале 17 века как дозорная, по другой – ее считают мавзолеем в честь мужа Сафа-Гирея, другие видят в ней минарет бывшей Муралеевой мечети, на месте которой была позднее построена Дворцовая церковь.

В основу одной из легенд о башне легла любовь Ивана Грозного к татарской девушке. Русский царь, увидев ее портрет, захотел взять девушку в жены и сделать царицей в Москве. Однако гордая Сююмбике ответила отказом. И именно этот отказ стал причиной похода русских на Казань. Сююмбике против своей воли вынуждена была согласиться на предложение царя. Но при одном условии. Царь должен был выстроить за неделю башню, такую же стройную и высокую, как она. Семь суток без отдыха трудились мастера, возводя каждый день по ярусу. Когда башня была готова, поднялась на нее неприступная Сююмбике, взглянула в последний раз на родные края и свой народ, да и бросилась с вершины на острые камни, лежавшие у подножия башни. С тех пор и носит башня имя великой казанской царицы.

В действительности же Сююмбике была дочерью ногайского мурзы Юсуфа. Ее первым мужем был хан Джан-Али. Этот брак не принес ей счастья из-за амбиций политической жизни ее мужа. И со вторым мужем, ханом Сафа-Гиреем, она тоже была не особо счастлива. У них был сын Утямыш-Гирей, который был крещен при дворе Ивана Грозного под именем Александр. Царь взял его в качестве почетного заложника в Москву, дал ему образование. Но Утямыш-Гирей довольно рано умер, в возрасте 20 лет и похоронен в одном из соборов Московского Кремля. После изгнания Сафа-Гирея из Казани, на ханский престол был посажен Шах-Али, брат Джан-Али, первого мужа Сююмбике. Шах-Али стал ее третьим и последним мужем, вскоре увез царицу в г.Касимов, где она тихо и незаметно дожила свой век. Все это происходило, судя по Писцовым Книгам, еще до взятия Иваном Грозным Казани, поэтому легенда о башне всего лишь красивая легенда.

Практически каждый город нашей большой страны таит в себе легенды и предания, которые местные жители передают друг другу из уст в уста десятки, а то и сотни лет. Их рассказывают детям и внукам, путешественникам, гостям, собирают в сборники, сочиняют про них песни. Мы собрали самые интересные и содержательные легенды российских регионов, на основе которых можно составить альтернативную историю страны. © Легенды других краёв: Барнаул | Великий Новгород | Волгоград | Воронеж | Дагестан (Дербент) | Ижевск | Иркутск | Йошкар-Ола | Кабардино-Балкария | Калининград | Кемерово | Кострома | Красноярск | Нижний Новгород | Новосибирск и Новосибирск (область) | Оренбург | Пермь и Пермский край | Псков | Самара | Саранск | Сахалин | Татарстан | Тюмень | Ульяновск | Хабаровск

Народ Татарстана сложил множество и красивых, и страшных легенд. Многие из них до сих пор будоражат воображение историков и краеведов, художников и поэтов. SmartNews отобрал самые интересные и таинственные легенды края.

Золотой котел

Согласно другой легенде, под одной из башен крепости, глубоко в недрах земли сокрыт благочестивый мусульманин. Из черепа его бьет родник со святой водой — тут говорится о ключе возле Тайницкой башни Казанского кремля. Туда приходили местные мусульманки для совершения омовения перед молитвой, вплоть до середины ХХ века. В 1956 году, когда построили Куйбышевское водохранилище, этот ключ был затоплен.

Краеведы поделились другими известными легендами и теориями об основании Казани.

Другая легенда: идет по берегу красивый парень и держит в руках котелок с царскими сокровищами. Навстречу — девушка красоты неземной. Он засмотрелся, котел упал в реку, сокровища утонули. Царь в наказание велел ему на том месте, где утопил котел, строить город и жить там.
Галина Ковалева, историк, экскурсовод

Краеведы отметили, что города в прежние времена, чтобы защититься от врагов, строили на холмах и желательно в окружении воды. С одной стороны, казанский Кремлевский холм подмывала Казанка, с другой — Волга, с третьей — Кабан, а с четвертой — торфяные болота, которые не сохранились до наших дней. Они дымились, дым курился на солнце, и в сознании народа это и был большой казан.

Дракон Зилант

Есть и иной вариант татарской легенды. В нем говорится, что на том месте, где была заложена Казань, жили змеи и правил ими змеиный царь Зилант, ужасный, наводивший на всех страх и совершавший много злого. Только один батыр, вызвавший змея на поединок, смог отрубить ему голову, но он и сам погиб в бою. И в память избавления от ужасного змея и в назидание потомкам изображение чудища было помещено на гербе города. В наши дни сохранилась Зилантова гора у старого русла Казанки. Во времена Ивана Грозного на ней был построен Успенский монастырь, работающий и поныне. В народе этот монастырь зовется Зилантовым, и его, возвышающегося на холме, можно увидеть, въезжая в Казань по железной дороге. Сегодня образ Зиланта часто встречается в архитектуре Казани.

А у историков существует научная, не менее интересная, чем легенды, версия появления этого дракона на гербе города.

Татарская Атлантида

Рассказывают, что когда полчища Тамерлана покорили древний Булгар, спастись удалось немногим. Одним из спасшихся был князь Кабан-бек. Вместе со своими воинами он бежал на север и нашел убежище среди дремучих лесов на берегу большого и прекрасного озера. С ним был сказочный Алп-батыр, который одолел всех драконов и хищников вокруг озера. Стали люди обживать этот край, построили селение, княжеский дворец, который утопал в райском саду под названием Бустан. Но после покорения Казани Иваном Грозным город этот с мечетями, златоверхим дворцом, садом и каменными постройками опустился на дно озера. И если в очень тихую и ясную погоду выплыть на лодке к середине озера, можно увидеть в глубине прекрасные строения и услышать азан с подводного минарета.

У известного татарского поэта Габдуллы Тукая есть такие строчки, повествующие как раз об этой легенде.

Коль пришлось уж к слову, дно я покажу,
О подводных тайнах вкратце расскажу.
Медные деревни там увидишь ты,
Города из злата — дивной красоты.
В царстве змей стоглавых стережет вода —
Мраморных оленей резвые стада…

Габдулла Тукай, известный татарский поэт

— И в наши дни существует поверье, что если выйдешь на озеро Кабан в ясный солнечный день и посмотришь вниз, то увидишь там мечети, город, услышишь призыв азана. Это что-то вроде затопленного Китежа-града.
Галина Ковалева, историк, экскурсовод

Сокровища на дне озера Кабан

— Там говорится, что перед захватом Казани, чтобы сокровища не достались войскам Грозного, их закатали в бочки, а бочки спрятали на дне озера Кабан. Из поколения в поколение вельможи, присутствовавшие при захоронении клада, передавали знание о месте, где лежит сокровище. По преданиям, это рубины, золото, серебро. Из-за того, что на дне озера много ила, даже водолазы ничего не могут там разглядеть, видимость нулевая. Кто-то, говорят, находил бочки, но они при подъеме срывались, и повторно уже ничего не находилось. По легенде, озеро держит свои тайны и не дает раскрыть их, пока не придет время.
Любовь Ковалева, экскурсовод, менеджер Туристско-информационного центра Казани

Согласно преданию, чтобы найти ханские сокровища, надо встать у ручья неподалеку от истока Булака, отмерить расстояние в один или два лучных выстрела (точнее никто не знает), найти приметное место на берегу, взять ориентир на другое приметное место на противоположном берегу, и тут-то, на расстоянии в несколько связанных вожжей, и находятся сокровища. Причем на такой глубине, чтобы, даже зная это место, но, не зная еще одного секрета, их невозможно было поднять.

Причем, казна состоит из трех частей. Это золотые и серебряные слитки, бруски из драгоценного металла, а также золотые и серебряные монеты самого разнообразного происхождения: арабские, турецкие, персидские, египетские, европейские, русские. Третья часть — сокровищница. Общий вес ханской сокровищницы измерялся не одной тонной.

Читайте также: