Легенда принятия христианства на руси кратко

Обновлено: 05.07.2024

Крещение Руси состоялось в 988 году. Владимир Святославич по кличке Красно Солнышко загнал в реку Корсунь всех язычников и покрестил. Однако почему он это сделал и к чему это привело, мы попробуем разобраться.

Главной причиной принятия на Руси христианства стало то, что необходимо было объединить славянские народы. В древние времена люди очень щепетильно относились к своей вере, поэтому не могло получиться сильное государство, если бы не было единой идеологии. В 980 году Владимир попробовал объединить все религии в единую, но попытка не увенчалась успехом. Владимир был мудрым человеком и решил, что Византия поможет достичь ему поставленных целей. Однако, никто не хотел отказываться от своей веры, поэтому Владимир решился на отчаянный шаг. Он понял, что без применения силы здесь не обойтись, поэтому крещение было носильным. Вырубались деревянные статуи прошлых богов и дружина князя силой заводила народ в реку, после чего сам Владимир взял в руки крест и совершил событие, которое сейчас именуется, как Крещение Руси. Этот отважный шаг принес много пользы для раздробленного государства. Единая религия объединяла людей, а с ними и территории. Также, с точки зрения культуры, Русь сделала большой шаг. Начался обмен знаниями с другими христианскими государствами.

Почему же князь выбрал именно христианство? Во-первых, Русь поддерживала с Византией связи, которые позволили перенять их опыт. Во-вторых, многие люди знали основные принципы этой религии. Христианство конечно имеет свои обычаи и запреты, но данная религия достаточно свобода по сравнению с тем же католичеством. Еще одной важной причиной стало то, что в православии не так важен язык, в то время как у католиков богослужения происходили только на латинском. Папа Римский был главой церкви и сильной политической фигурой, что не устраивало Владимира, так как он не хотел подчиняться Папе. Все эти факторы в совокупность привели к тому, что Владимир Святославич не сомневаясь принял решение в пользу христианства. Помимо этого, многие славяне уже исповедовали эту религию, что значительно упрощало задачу крещения. Стоит отметить, что еще бабушка Владимира Ольга приняла крещение, поэтому личные умыслы принять христианство тоже присутствовали. Однако, это было не спонтанным решением. Христианство давно зрело на Руси и если бы не Владимир, то это сделал бы кто-то другой.

Важно было еще то, что благодаря единой религии, можно было проще подчинять себе народ. Христианство связывало светскую власть и церковную. Оно было неким проводником, между двумя столбами, на которых держится всю раздробленная территория.

Последствия были в основном положительные. Люди постепенно свыклись с тем, что религия изменилась и начало объединение Русских земель. Обмен культурой с другими странами, позволил сделать прорыв в архитектуре. Появилась письменность и многие другие ремесла. Введение кириллистической азбуки стало одной из заслуг новой религии.

Благодаря новым союзникам в виде христианских государств, возникли новые торговые отношения, которые вывело Русь на следующую ступеньку экономического развития.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что это событие не являлось личной прихотью князя и несмотря на методы, которыми было совершено Крещение Руси, оно принесло не мало пользы не только для людей, но и для объединения государства.


Крещение Руси имело огромное значение в отечественной истории. На смену языческим верованиям пришла общегосударственная единая религия. Принятие христианства от Византии предопределило будущий путь развития России в качестве крупнейшего оплота православия.


Язычество Древней Руси

Перед принятием христианства славяне были язычниками. Каждое племя поклонялось своему богу, считающимся его защитником и покровителем. Выделялись и общеславянские божества.
Самыми значимыми в Древней Руси были:

  • Перун (бог грозы, молнии и грома, позже покровитель воинов);
  • Волос или Велес (бог скота, торговли и богатства);
  • Даждьбог и Хорс (различные ипостаси бога солнца);
  • Стрибог (бог ветров, вихря и вьюги);
  • Мокошь (богиня земли и плодородия);
  • Симаргл (бог семян и посевов).

По мере усиления княжеской власти возникала необходимость централизации государства. Пестрота языческих верований ослабляла Древнюю Русь, препятствовала слиянию племен в единый этнос.

Первая попытка создания общегосударственной религии была предпринята в правление Владимира Святославовича. После победы над всеми противниками и утверждения на великокняжеском престоле Владимир повелел установить в Киеве идолы главных славянских богов, так называемый пантеон богов.

Реконструкция капища Перуна на острове Перынь

Рис. 1. Реконструкция капища Перуна на острове Перынь.

Во главе пантеона стоял деревянный Перун с серебряной головой и золотым усом. Киевляне приносили божествам жертвы, в том числе человеческие.

Поиск новой религии

Несмотря на утверждение общеславянского пантеона богов, союз племен неуклонно распадался. Владимир Святославович понимал, что нужна более сильная религия, способная сплотить людей.

которые читают вместе с этой





Князь склонялся к византийской вере. Христианство уже давно проникало на Русь. В 957 г. крещение приняла княгиня Ольга, бабушка князя. Христианами становились люди из ближайшего княжеского окружения.

К Владимиру прибывали послы от других государств. Иудейские миссионеры сразу были отвергнуты князем. Он упрекнул их в том, что священный город евреев Иерусалим находится в руках мусульман. В летописи сказано, что князь отправил своих людей узнать о достоинствах и недостатках каждой религии.
Доклад посланников содержал такие сведения:

  • мусульманство (Волжская Булгария): “нет в них веселья, только печаль и смрад великий”;
  • католичество (Священная Римская империя): “красоты не видели никакой”;
  • православие (Византия): “служба их лучше, чем во всех других странах”.

Посоветовавшись с боярами, Владимир сделал выбор на византийской вере.

Летопись, безусловно, приукрашивает достоинства православия. В основе выбора Владимира лежали вполне понятные политические причины:

  • огромное влияние византийской культуры на славянскую Русь;
  • давние торговые и дипломатические контакты;
  • могущество Византийской империи.

Крещение князя Владимира

Несмотря на решение креститься, Владимир Святославович оставался типичным воином-язычником, который привык действовать с помощью военной силы. В 987 г. он начал войну с Византией и осадил Корсунь (Херсонес Таврический).

“Корсунская легенда” гласит, что Владимир дал клятву креститься в случае взятия города. Один из корсунцев по имени Анастас указал князю, откуда поступает в Корсунь вода. Князь перекрыл источник, и жители города сдались.

Владимир потребовал от византийских соправителей Василия и Константина отдать ему в жены сестру Анну. Императоры согласились с условием, что князь обязательно примет крещение.

Летопись рассказывает об очередном “чуде”: Владимир ослеп, но после крещения сразу же прозрел. Это окончательно убедило его в преимуществе православия над другими религиями. Многие участники осады после этого также приняли крещение.

Памятник князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве

Рис. 2. Памятник князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве.

Владимир женился на Анне, забрал из Корсуни священников, мощи, церковную утварь, иконы и вернулся в Киев.

Крещение Руси

Кратко самое главное о крещении Руси сводится к следующим пунктам:

  • Общепризнанной датой крещения Руси считается 988 год.
  • Владимир вернулся в Киев и сразу же приказал разрушить пантеон языческих богов.
  • Князь обратился к киевлянам с заявлением: на следующий день все обязаны явиться к Днепру для крещения. Харизматичная личность князя внушала уважение и страх. Массовое крещение прошло достаточно мирно.
  • Владимир активно занимался распространением новой религии. На месте языческого капища в Киеве он поставил церковь Святого Василия. По всей Руси начинают строиться церкви и назначаться священники.

Перуна подвергли “наказанию”: бросили статую в реку и не давали пристать к берегу до самых днепровских порогов (т. е. до границ Русской земли).

Значение и результаты крещения Руси

Крещение Руси князем Владимиром значительно повысило авторитет Древнерусского государства. Утверждение государственной религии способствовало формированию единой нации. Огромный толчок в развитии получила культура.

Крещение князя Владимира. Фреска В. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве

Рис. 3. Крещение князя Владимира. Фреска В. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве.

Летописи дают возможность проследить, как происходило крещение на всей территории Руси. Между язычниками и христианскими проповедниками возникали вооруженные конфликты. Священники были вынуждены приспосабливаться к местным условиям. В результате слияния с язычеством на Руси сложилась оригинальная форма христианства – русское православие. В истории России наметился особый путь развития.

Что мы узнали?

К концу X века в Киевской Руси сложились все предпосылки для принятия общегосударственной религии. В 988 г. состоялось крещение Руси по византийскому образцу. Влияние крещения Руси на дальнейшую историю России трудно переоценить. После завоевания Константинополя турками в 1453 г. Россия стала мировым центром православия, что позволило ей решительнее заявлять о своих имперских правах.

Мифы о Крещении Руси

Следует помнить еще и то, что христианство к 988 году уже не было чужим для Руси. Христиан было немало в княжеской дружине, среди купечества. На Руси действовали христианские миссии, существовали храмы. Несколько князей с конца VIII по X век принимали крещение. Смена веры Владимиром была в достаточной мере подготовлена и не стала шоком для его подданных. Жители русских городов не могли не задумываться о религиозных вопросах, не могли оставаться слепыми приверженцами язычества, когда оно потеряло поддержку власти.

Мифы о Крещении Руси

Крещение дружины князя Владимира. Кенигсбергская летопись, начало XIII века.

Миф 2: Русь была крещена Западной, а не Восточной Церковью

Мифы о Крещении Руси

Мифы о Крещении Руси

Великий князь Владимир выбирает веру. Эггинк И.Е., 1822 г.

Миф 3: При Крещении Руси погибла высокая языческая культура, исчезла дохристианская письменность

Мифы о Крещении Руси

Миф 4: Хотя Русь и крестили, но язычество продолжало господствовать

Мифы о Крещении Руси

Фото Jakub Halun

Миф 5: Князь Владимир, крестивший Русь, был великим распутником

Мифы о Крещении Руси

Христианство учит, что возможно покаяние в грехах и их прощение по милости Божьей. Не всем это известно, вероятно, но средневековым создателям летописей и житий Владимира известно было. Им, по всей видимости, трудно было представить, что женолюбие князя в языческой его жизни, с которым он боролся после принятия Христа, которое старался искупить покаянием и милосердием к ближним, станет для кого-то аргументом против его святости. Христиане считают, что святы не безгрешные, а победившие грех. А о том, как Владимир преодолевал себя благодаря новой вере, пишут не только русские летописцы, и прежнее имело место — но и душевное изменение князя не является благочестивым вымыслом.

Миф 6: Когда Русь крестилась, ее правитель перестал казнить разбойников, боясь греха. От этого уголовщина расцвела по всей стране

Когда Русь крестилась, ее правитель перестал казнить разбойников, боясь греха. От этого уголовщина расцвела по всей стране. Правда ли это?

Миф 7: Крещение Руси навсегда поссорило ее с кочевыми народами

Мифы о Крещении Руси

Владимиру пришлось отражать печенежские набеги сразу после захвата власти, еще в языческую пору. Это была самая затяжная война всего его правления. Принятие христианства, напротив, принесло здесь передышку — в 1008 году при посредничестве немецкого христианского миссионера Бруно Кверфуртского с частью печенегов был заключен мир. Он действовал до 1013 года, когда печенегов навел на Русь состоявший с ними в союзе христианский же правитель — польский король Болеслав… А вот с племенами гузов или торков и Святослав, и Владимир поддерживали только союз — они жили дальше от границ Руси и имели с ней общих врагов.

Толстикова Ирина Николаевна

Принятие христианства на Руси с точки зрения историчских фактов и легенд.

ВложениеРазмер
legendy_o_proniknovenii_khristianstva_na_rusi_pravda_i_vymysel.doc 97 КБ

Предварительный просмотр:

ученица 6 класса

ГБОУ СОШ с. Новая Кармала

Руководитель: Толстикова И.Н.

I. История христианства в России до равноапостольного князя Владимира

1. Проповедь святого апостола Андрея в странах наших…………5 - 7

2. Начатки христианства в царстве русском со времени основания его

до равноапостольной княгини Ольги……………………………7 - 9

3. Крещение великой княгини Ольги………………………………9 - 11

II. Князь Владимир и принятие христианства на Руси

  1. Легенда о выборе религии князем Владимиром………………12 -14
  2. Обращение к христианству князя Владимира………………….14 -15
  3. Историческое значение принятие христианства на Руси……..15- 16

Список использованных источников и литературы………………………..18

(актуальность, историография, цели и задачи исследования)

Цель работы: изучение легенд и исторических источников и определить, где правда, а где вымысел.

1. Изучить легенды по историческим источникам.

2. Изучит православную литературу.

3. Ознакомиться с точкой зрения историков о проникновении христианства.

4. Сравнить точку зрения историков и представителей христианства.

Объект исследования: легенды о проникновении христианства.

Методы исследования: сравнение, анализ литературы.

Работа, опираясь на собранный материал, разделена на две части: первая до Владимира Святого (хронологические рамки - с I до середины X вв.) и принятие христианства на Руси Владимиром I (980 – 1015 гг.).

I. История христианства в России до равноапостольного князя Владимира.

1. Проповедь святого апостола Андрея в странах наших.

В IV веке встречаются сказания о святом апостоле Андрее более подробные. Святой Дорофей (307-322), епископ Тирский, пишет о нем: «Андрей, брат апостола Петра, протек всю Вифинию, всю Фракию и скифов, проповедуя Евангелия Господа; потом достиг великого города Севаста (или Севастополя), где находился крепость Аспар, т.е. прошел нынешний наш Новороссийский край, вероятно, Кавказский, и достиг Закавказья.

Существуют свидетельства епископа Епифания (403 г.), Софрония (390 г) и также иерусалимского иеромонаха Епифания о том, что апостол Андрей посещал нашу страну.

До сих пор современные исследователи не пришли к единому мнению, о возможности путешествия апостола Андрея по территории нашего государства. В повествовании летописца Нестора и других сказателях есть небольшая странность о путанице в названиях мест пребывания Андрея. Собственно возможно, что в России апостол Андрей, если он действительно здесь путешествовал, проповедал Евангелие предкам нашим – славянам. После сего остается решить вопрос: какие были следствия проповеди у нас святого апостола Андрея. Из слов летописца Нестора можно заключить, что вокруг Киева, проповедь святого апостола осталось не совсем бесплодною. [4] Впрочем, не станем обольщаться, что если, и положены были святым апостолом какие-либо начатки христианства, то они существовали недолго. Грубость народа, недостаток в приготовленных пастырях и учителях, гонения от язычников, а вместе постоянные смуты и перевороты политические были причиною тому, что святая вера, как и у некоторых других народов, просвещенных самим апостолами, на целые века подавлена была у нас совершенно.

  1. Начатки христианства в царстве русском со времени основания его до равноапостольной княгини Ольги.

Существует легенда о крещении руссов при Аскольде и Дире. Возникают споры о существовании в истории легендарных киевских князей Аскольда и Дира. Историки спорят также в определении имен князей. Одни ученые считают имена Аскольд и Дир скандинавскими, другие – что это имена местных князей, связанных с династией легендарного Кия. По мнению некоторых исследователей, Аскольд и Дир даже не были современниками.

Крещение Руси при Аскольде и Дире описано у более десяти византийцев, которые можно разделить на три класса: одни из них говорят только о начале события; другие упоминают вместе и о продолжении события; третьи, наконец, или вовсе умалчивая о начале, а только предполагая или упоминая об нем весьма кратко, довольно обстоятельно изображают самое совершение и окончание события.

Достоверно, во-первых, то, что руссы в царствовании греческого императора Михаила III (842-867) нападали на Византию. Достоверно, во-вторых, чудесное поражение этих руссов у стен Византии. Но, что ближе к нашей цели, не должно подлежать ни малейшему сомнению последовавшее за тем крещение наших предков, в этом уверяют нас семь свидетелей, из которых один был не только современником события (Фотий), но и главнейшим в нем действователем. То же самое, наконец, следует повторить и касательно чуда, которое совершил греческий архипастырь перед глазами наших предков и которое привлекло их к святой вере – о нем упоминают все византийцы, подробно описавшие обращение руссов.

В целом же на протяжении IX в. Русь, как и прежде, сохраняла верность язычеству. Она еще не созрела для принятия христианства, язычество удовлетворяло еще племенную верхушку в лице князей и народные массы. Но все же уже в конце IX – начале X вв. в Киевской Руси существовали отдельные христианские общины, в Киеве был построен храм пророка Ильи. [9] .

3. Крещение великой княгини Ольги.

История обращения великой княгини Ольги, весьма простая и общеизвестная сама по себе, немало затемнена разногласиями о ней как древних, так и новейших историков.

Прежде всего, не соглашаются во мнениях о том, что заставило княгиню путешествовать в Царьград и там принять святую веру. Существует точка зрения историка Б.А.Рыбакова. Христианство представляло в то время значительную политическую и культурную силу Европе и на Ближнем Востоке. Принадлежность к христианской религии облегчала торговые связи с Византией, приобщала к письменности и обширной литературе. К этому времени ряд славянских стран уже приняли христианство. Объявленное Ольгой желание креститься в христианскую веру следует расценивать не как эпизод ее личной жизни, а как политический поединок монархов, возглавлявших две крупнейших держав того времени, поединок, в котором каждая сторона стремилась обусловить свою позицию в предстоящей ситуации. [10]

Официальная версия русской церкви отличается от исторической точки зрения. Плененная лучом сего нового света, Ольга захотела быть христианкою и сама отправилась в столицу империи и веры греческой, чтобы почерпнуть его в самом источнике. Добрые христиане, при всей дряхлости своих лет, презирая все трудности странствования, предпринимают благочестивые путешествия в самые отдаленные места, драгоценные сердцу их по христианской святыне; по такому же влечению путешествовала в Царьград и престарелая Ольга - еще язычница, но уже оглашенная христианством и глубоко убежденная его божественности и спасительности. [11] Спорным вопросом является и возраст Ольги, когда она приехала в Царьград. По Рыбакову ей было на момент предположительного крещения – около 28 – 32 года. [12]

Другой предмет несогласий в истории обращенная великой княгини Ольги – тот, точно ли она приняла крещения в Константинополе. О крещении великой княгини Ольги в Царьграде имеет все признаки исторической истины. Оно опровергается только тем, что император Константин Багрянородный, современник Ольги, который сам принимал ее при дворе, сам же подробно описал все мелочи приема, но ни слова не написано о ее крещении. Рыбаков объясняет эту ситуацию тем, что переговоры были тайными. И император умел хранить тайну. [13]

Третье, гораздо более важное, разногласие касается времени, когда крестилась наша великая княгиня: в каком году, при каком императоре и патриархе. Одни относили крещение ко времени императора Иоанна Цимисхия и патриарха Фотия, другие – ко времени того же императора и патриарха Скомодрена. В настоящее время этот запутанный вопрос можно считать окончательно решенным. Основанием для решения послужили некоторые частности в Обряднике Константина Багрянородного, подробно описавшего прием нашей княгини. Но основании анализа этого источника можно с уверенностью говорить о том, что это произошло в 957 г. [14]

Главным предметом обсуждения был, очевидно, пункт о военной помощи Византии со стороны Киевской Руси. У многих историков возникала мысль о том, что причиной переговоров был вопрос об организации русской церкви с элементами самостоятельности.

Через два года, судя по западноевропейским источникам, Ольга направила послов к германскому императору Оттону I якобы с просьбой прислать епископа и священников. Просьба, как оказалось впоследствии, была притворной.

В эпоху, когда война была главным средством решения политических споров, княгиня Ольга своими внешнеполитическими инициативами продемонстрировала возможность борьбы за международное признание без применения силы, возможность и даже необходимость существования равноправных межгосударственных соглашений: Русь в период ее правления не воевала ни с одним государством. [16]

II. Князь Владимир и принятие христианства на Руси.

История обращения великого князя Владимира у преподобного летописца слагается из трех частей соответственно постепенному ходу и существу самого события. И по порядку рассмотрим все эти события, перебирая их, рассматривая их внутреннюю сторону, т.е. взвешивать возможность сообщаемых ими подробностей, естественность.

Подробно описанные летописью религиозные искания Владимира в деталях, разумеется, - плод ума позднейших христианских книжников, которые стремились доказать преимущества не только христианства как такого, но и византийской его формы. Это заставляет предположить, что эти рассказы сложились во второй половине XI в., после разрыва между греческой и рисскими церквами (1054 г.). Вполне возможно, что инициаторами такого противопоставления двух ветвей христианской церкви стали внуки Ярослава Мудрого.

2. Обращение к христианству князя Владимира

и русского народа.

О крещении киевлян, которых для этой цели загоняли в Днепр, летопись рассказывает весьма живописно. В северном Новгороде сопротивление христианству было довольно упорным, и дядя Владимира Добрыня вынужден был использовать силу.

  1. Историческое значение принятие христианства на Руси.

Принятие христианства Древней Русью стало значительным шагом в развитии восточнославянской цивилизации. Следствием стали существенные, хотя разновременные изменения в этническом, социально – экономическом, политическом и культурном развитии Руси.

В плане этническом принятие христианства ускорило консолидации древнерусской народности, общего предка современных русских, украинцев и белорусов. Вместо дреговичей, полян и т.д. появляются русичи, русины, в иностранных источниках – русы, росы, рутены.

Яснее вырисовываются влияние принятие христианства на политическую структуру Древнерусского государства. Учение христианства о едином Боге, освещающем власть одного государя, несомненно, помогло Владимиру окончательно ликвидировать местные княжения.

Огромную роль сыграло принятие христианства в развитии и формировании единой древнерусской культуры. Прежде всего, речь идет о возникновении, точнее распространении письменности и литературы. Письмо, пришедшее на Русь от южных славян (просветителей Кирилла и Мефодия), не получило в дохристианской Руси широкого распространения. Широкое внедрение письменности и литературы, следует отнести только к христианскому времени. Так считает, историк А.Н. Сахаров. [20]

Читайте также: