Легенда о золотом человеке кратко

Обновлено: 02.07.2024

На землях Жетысу у самых гор Алатау, где сейчас нахо­дится город Иссык, жило когда-то племя саков*. Вместе праздники проводили, вместе совет держали. Был народ тот сильным и богатым.

Вождём у них был могучий батыр Каскалдак - храбрый воин, мудрый бий*.

И росли у Каскалдака девять сыновей - все богатыри. Когда они со своими друзьями садились верхом на лошадей, собиралось огромное войско, под которым прогибалась земля.

В один из солнечных ласковых дней, когда, говорят, жа­воронок откладывает на спине овцы яичко, у Каскалдака ро­дился десятый сын.

И упал на голову младенца сверкающий луч солнца. И вспыхнул на его голове золотой айдар - длинная прядка зо­лотистых волос.

Мальчика назвали Сунёем. Рос он сильным и ловким. С малых лет всегда побеждал в байге*, словно у коня его выра­стали крылья. Но отец однажды сказал сыну:

- Чтобы стать настоящим батыром, надо не только побеж­дать в байге, уметь стрелять из лука, но также владеть ис­кусством музыки. Искусного* мастера народ всегда почитает.

Мальчик стал учиться играть на свирели и увлёкся. Те­перь он часто уходил далеко в степь и там подолгу наигрывал мелодии древних кюев*. Они напоминали шум тростника и упругого ветра, шелест курая или вдруг рассыпались звон­кой соловьиной трелью*:

Журавли мои, журавли Пролетают и тают, тают.

Опрокинув чашу небес,

Солнце щедрое проливают.

Услышав звуки родной земли, замирали сайгаки и кула­ны, умолкали птицы. Просторная степь слушала своего сына.

Однажды на землю Жетысу напали враги. Было их так много, что закрыли они всю землю. И тогда батыр Каскалдак и десять его сыновей выступили в поход. Под тяжестью их отрядов стонала земля, но врагов было в два раза больше. Од­нако помнили саки, что воин, за спиной которого родной на­род и родная земля, всегда сильнее.

Отважно бились сарбазы* Каскалдака. И во всех битвах впереди всех были его сыновья. Особенно отличался младший сын Суней.

Юный батыр был одет в золотые доспехи. Шлем, кольчу­га*, пояс - всё из чистого золота, на ногах сапоги с позолочен­ными каблуками. Когда он летел на своём коне золотистой масти*, золотая одежда ослепительно сверкала под солнцем. Враги хорошо знали эти доспехи.

Часто во время битвы Суней неожиданно поворачивал сво­его коня. Враги, думая, что он ранен, мчались за ним. А Су­ней увлекал их в засаду. Потом снова появлялся на поле боя.

Однажды во время битвы Суней заметил впереди как-то странно сидевших Воробьёв: не на земле, не на кустах, а будто в воздухе без опоры. Понял жигит, что впереди натянута сеть, и предупредил своих сарбазов. Много хитростей придумыва­ли враги Сунея, но он был неуловим.

Прошло время. Погибли в боях многие сыновья Каскал­дака. Погиб и сам Каскалдак.

Вождём сакских племён стал Суней-батыр. Однажды вра­жеские племена снова собрались в поход на саков. Но они не надеялись на победу в честном бою и придумали хитрость.

- Пропустите наши племена через свои земли, - попро­сили послы, - и мы не станем воевать с вами.

Суней не поверил словам врага и выставил одно условие:

- Оставьте в нашем ауле восемьдесят юношей и девушек, тогда мы пропустим вас.

Враги поняли, что другого выхода у них нет, и согласились. Сорок юношей и сорок девушек прибыли в аул саков. Среди них была одна красавица.

- О, Суней, - сказала она. - Я полюбила тебя. Возьми меня в жёны.

Но Суней не захотел брать в жёны красавицу вражеского народа.

Не перенесла обиды девушка и решила отравить Сунея, подсыпав в его чашу отраву.

Так и погиб от яда батыр.

Когда оборвалось дыхание Сунея, дрогнула земля, две горы на берегу реки рухнули, подул ветер, и в шуме ветра слышались дивные звуки свирели Сунея:

Журавли мои, журавли,

Что курлычете, что поёте?

Что узнали в своём полёте?

Может, видели вы Сунея?

Может, знаете вы Сунея?

Жизни чёрно-белую нить В песню каждую он вплетает.

Ничего не ответив мне,

Стая гордая пролетает.

Люди хотели жестоко наказать красавицу. Но один из ак­сакалов сказал:

- Не надо убивать. Лучше посадить её на коня и отпус­тить в степь. Пусть она расскажет врагам о нашей человеч­ности*. Того, кто ударил тебя камнем, одари хлебом.

Так и сделали. А потом насыпали в долине Иссыка пять одинаковых курганов*. Надели на Сунея золотые доспехи* и положили его в один из курганов. Брат Сунея повелел:

- Курганы должны казаться старыми. Прогоните по ним тысячу раз тысячу коней. Пусть Суней слышит конский то­пот, пусть знает, что народ его живёт и здравствует. Каждый год в день его смерти будем прогонять по кургану тысячу ло­шадей.

Прошли долгие годы. Люди выполняли завет брата Су­нея. Курган постепенно стал неприметным, что спасло его от грабителей.

(По С. Бакбергенову )

Тема - это то, о чём (или о ком) говорится в произве­дении. Часто тема произведения отражена в его загла­вии.

1. Определи тему сказания, расскажи, когда это было.

2. Покажи на карте Жетысу. Подумай, почему так названа эта земля.

3. Какой народ жил возле гор Алатау? Каким он был? Найди и прочитай.

4. Расскажи о могучем батыре Каскалдаке, о его сыновьях. Чем особенным было отмечено рождение его десятого сына?

5. Докажи, что Суней - настоящий батыр. Опиши его внешность, характер. Как ты понимаешь значение словосочетания золотой ба­тыр! Достаточно ли иметь золотую одежду, чтобы стать золотым жигитом ?


Бекен Нурмуханбетов

Я объяснил руководству автобазы, что по Закону об охране памятников перед сносом курганов археологи должны провести их исследование, причем все расходы по раскопкам, а также предоставление техники и рабочей силы берет на себя строящая организация. Мы получили возможность без затраты средств института исследовать большой курган.

— В 63 году сошел мощный сель, практически уничтоживший озеро Иссык. Этот же сель смыл автобазу, располагавшуюся в городе. В 1969 году была выделена территория под строительство новой автобазы. Их главный инженер А. И. Дубкарт по закону того времени должен был согласовать выбор участка с археологами, тем более, что в том районе располагается достаточно хорошо известный ученым Иссыкский могильник. Дубкарт приехал к нашему начальнику Акишеву, а Кималь Акишевич, прежде чем дать свое согласие, отправил меня на осмотр участка будущей автобазы. Приехав туда, я сразу заметил крупный курган высотой в шесть метров и несколько других поменьше. Я объяснил руководству автобазы, что по Закону об охране памятников перед сносом курганов археологи должны провести их исследование, причем все расходы по раскопкам, а также предоставление техники и рабочей силы берет на себя строящая организация. Мы получили возможность без затраты средств института исследовать большой курган.

Разрез кургана

21 апреля для проведения раскопок в Иссык были командированы сам Нурмуханбетов, молодой лаборант Айтбек Амандыков, фотограф Олег Медведев, а также художник Павел Сон. Ученые не ожидали никаких сенсационных находок. Незадолго до этого на курганах Иссыкского могильника уже проводились раскопки, не давшие никаких интересных результатов. На вершине кургана, который им предстояло исследовать, была заметна воронка — верный признак того, что захоронение уже разграбили. Археологи тщательно фотографировали и измеряли насыпь. Вскоре они выяснили, что ее высота составляет 6 метров, а диаметр — 60 метров. Бульдозер начал углубляться в нее. По стандартной процедуре ученые должны были сделать разрез кургана, чтобы изучить его внутреннюю структуру технологии, по которым он был возведен.

Археологи и бульдозеристы на отдыхе

— Мы фиксировали план сооружения. Если в разрезе попадались обломки сосудов, кости животных или даже пятна золы,то мы останавливали бульдозер и тщательно изучали их. Это очень кропотливая работа, но она важна. К примеру, по золе можно восстановить этапы возведения кургана.

После снятия курганной насыпи

Бекен-ага вспоминает, что в конце апреля темп работы замедлился. Техника ломалась и перебрасывалась на другие места. Прораб стройки даже ругался с учеными, требуя как можно скорее срыть курган. Им удалось убедить строителей, что по научным соображениям в этом деле нельзя торопиться. С горем пополам к 31 мая половина намеченных работ была завершена. Ученые срыли большую часть насыпи. Остатки кургана были законсервированы, а раскопки перенесли на следующий год.


В 1970-м раскопки были продолжены в начале–середине марта, после звонка с автобазы. По документам Нурмуханбетов и его верный помощник лаборант Амандыков были командированы в Иссык только 2 апреля, однако работы на кургане, видимо, начались раньше. Археологи жили и работали в небольшом строительном вагончике неподалеку от раскопа.


Могила была деформирована грабительскими лазами. Мы нашли разрозненные человеческие останки, обломки керамики и несколько золотых бляшек. После этого стало понятно, что ничего более интересного нам найти не удастся.

Руководство стройки хотело как можно скорее избавиться от мешавшего им кургана и выделило для работ пару бульдозеров и двух бульдозеристов — Гугу Шмидта и Савелия Лаптева. Объяснив им, что нужно работать аккуратно и внимательно, ученые продолжили расчищать насыпь. Довольно быстро они удалили остатки кургана, добираясь до древнего горизонта земли. Неугомонный прораб вновь пытался помешать завершению раскопок, сославшись на то, что археологи уже раскопали все, что было предусмотрено. Ученым удалось вновь убедить его в том, что им необходимо продолжать работу. Археологи вскоре обнаружили подземный ход, еще раз убедившись, что курган уже разграблен. Они приступили к расчистке центрального погребения.

— Могила была деформирована грабительскими лазами. Мы нашли разрозненные человеческие останки, обломки керамики и несколько золотых бляшек. После этого стало понятно, что ничего более интересного нам найти не удастся.

К 3 апреля раскопки должны были быть завершены. Прораб уже собирался забирать бульдозер. Не иначе как какое-то внутреннее чутье подсказало Бекмуханбету попросить бульдозериста Савелия еще раз пройти ковшом по основанию кургана. Неожиданно в 15 метрах к юго-востоку от центрального захоронения под ковшом была замечена коричневая полоска. Ученые оживились, начали расчищать это место и откопали несколько бревен. Радости не было предела, когда они осознали, что это бревна перекрытия нетронутой погребальной ямы, расположенной сбоку от центра кургана, на глубине не более 1,2 метра от древнего уровня земли.

Работы по расчистке могильного сруба. Слева лаборант Амандыков. Справа — рабочий Утелинов

— Перекрытие могильного сруба, состоящего из бревен тяньшанской ели, сгнило от времени, и бревна переломились. Ковш, видимо, случайно зацепил один из концов этих бревен, вот оно и показалось на поверхности. Я поехал в Алма-Ату, чтобы сообщить об удивительной находке, и мы приступили к расчистке внешней поверхности сруба. Нам помогали двое рабочих — С. Стапаев и Утеулинов, а также шофер А. С. Паршин, нанятые по поручению Кималя Акишева.


На следующий день на раскоп выехала команда во главе с начальником Отрарской экспедиции Кималем Акишевым, в состав которой и входил небольшой отряд, работавший в Иссыке. Помимо Акишева, на раскоп прибыли инженер-реставратор Владимир Садомсков, лаборант Александр Загородний, художник Тамара Воробьева, еще одна чертежница, фотограф Олег Медведев, а также студент КазГУ Алишер Акишев. Вместе они продолжили работу. К 6 апреля гробница была расчищена.

Обвалившиеся бревна перекрытия сруба усыпальницы

Раскопки привлекали большое внимание жителей Иссыка и окрестных сел. Они постоянно наблюдали за ходом работ, мешая ученым. Бекен-ага вспоминает, что одна старуха дежурила у могильной ямы целыми сутками. Примерно в это же время произошел неприятный инцидент, позже породивший домысел о частичном разграблении погребения местными жителями. Когда сруб уже был расчищен, а Бекен отлучился в Алматы, группа школьников из Иссыка проникла в яму и пыталась подкопать южную сторону погребения. Им удалось извлечь несколько золотых бляшек, когда-то крепившихся к обуви захороненного. Позже Бекмуханбет вернулся и поймал этих ребят, забрав у них коробочку с драгоценными артефактами. Милиция вскоре нашла все пропавшие вещи. Подкоп привел к тому, что был нарушен порядок расположения костей правой ноги погребенного. После этого случая по ночам у ямы дежурил вооруженный отряд милиции. По Иссыку в течение многих лет ходили пересказы и различные вариации этой истории.


Мы работали быстро, но аккуратно, снимая всего по 20 сантиметров земли в день в могильной камере размером примерно 3 на 2 метра.

9 апреля археологи начали разбирать бревна перекрытия и приступили к расчистке могилы. Из-за дождей и нездорового ажиотажа вокруг раскопок со стороны зевак работы шли в ускоренном темпе. В погребении работали несколько человек. Распределившись по секторам, они постепенно счищали землю. Находки и их расположение сразу фиксировались фотографом и художником отряда, лихорадочно бегавшими вокруг могильной ямы.

— Мне кажется, расчистка ямы продолжалась около 20 дней. Мы работали быстро, но аккуратно, снимая всего по 20 сантиметров земли в день в могильной камере размером примерно 3 на 2 метра.

Золотые украшения на останках погребенного

Вскоре в южной и западной частях камеры ученые раскопали глиняную посуду. К востоку от нее показался череп погребенного. Он был поврежден упавшим в могилу срубом. Затем из земли показались первые золотые бляшки. Чем дальше шли работы по расчистке могилы, тем более удивительное зрелище представало перед археологами. Останки погребенного человека были буквально усыпаны золотыми бляхами и украшениями. Золотые пластины, некогда украшавшие головной убор, лежали выше черепа. На шейных позвонках была обнаружена золотая гривна.


Среди костей пальцев был найден золотой перстень с изображением солнечного бога Митры. В районе уха была золотая серьга. С правой стороны лежали остатки железного меча, также украшенного золотыми пластинками, а слева находился железный кинжал — акинак. Всего в могиле было найдено свыше 4 000 золотых предметов, 31 сосуд из глины, серебряные и бронзовая чаши, деревянный черпак и блюдо, 26 бусин из сердолика, бронзовое зеркало с кусочком охры. Самым удивительным во всем этом было то, что все предметы и украшения сохранились на тех же местах, где они располагались в момент погребения.


Тогда все праздновали 100-летие со дня рождения Ленина и провели в честь него всесоюзный субботник. В Иссыке мы своими раскопками этот субботник сорвали, так как все его участники вскоре побросали веники и грабли и повалили на курган, чтобы увидеть нашу находку во всем ее блеске.


— Это был знаменательный день. Тогда все праздновали 100-летие со дня рождения Ленина и провели в честь него всесоюзный субботник. В Иссыке мы своими раскопками этот субботник сорвали, так как все его участники вскоре побросали веники и грабли и повалили на курган, чтобы увидеть нашу находку во всем ее блеске, — рассказывает Бекен-ага.

Алишер Акишев вспоминает, что уже глубоко затемно вместе с отцом Кималем Акишевым и реставратором Владимиром Садомсковым они погрузили весь материал в машину и двинулись в Алма-Ату. По дороге прямо перед их машиной случилась авария. В выходной день здание Академии наук, где в то время располагался Институт истории, археологии и этнографии, было закрыто. Ученым пришлось ехать в здание издательства на Пушкина – Джамбула, где находилась лаборатория институтского фотографа Олега Медведева. Кималь Акишев вместе с сыном погрузили в подвал керамику и деревянные предметы. Однако они не могли оставить там без охраны почти 4,5 тысячи золотых блях и украшений. Они решили отнести их к себе домой. Из-за запрета на проезд по центру города грузового транспорта почти два квартала археологи с опаской шли по темным улицам, неся с собой коробочки, полные золота. Дома они осмотрели находки. На следующий день золото перевезли в сейф в главном корпусе Академии наук.


Археологи отрарской экспедиции (Бекен Нурмуханбетов — на ступеньках, первый слева)

В качестве награды за работу археологов Академия наук КазССР выделила им довольно скромную (учитывая масштабы открытия) премию в размере 500 рублей. 200 рублей достались Нурмуханбетову, и по 100 рублей дали реставратору Садомскову, фотографу Медведеву и лаборанту Амандыкову. По воспоминаниям Кималя Акишева, большую часть этой суммы ученые прогуляли в ресторане, отмечая окончание раскопок.


Алишер Акишев считал, что пластины с изображением крылатых коней с козлиными рогами (тулпаров), являвшиеся частью головного убора, символизируют культ солнца. Головной убор с бляшками, изображавшими различных животных, отражал представления саков о мироустройстве. Человек, носивший этот головной убор, возводился в ранг солнцеподобного божества. Развив эти идеи, ученый предположил, что сложное общественное устройство и религия могут быть доказательством формирования у саков ранней формы государственности.


Одной из загадок иссыкской находки по сей день остается серебряная чаша с 26 знаками, нацарапанными на ее дне в две строки. Множество ученых и лингвистов пытались расшифровать надпись, но каждый из вариантов перевода не совпадает с остальными. Надпись на чаше является одним из немногих образцов иссыкского письма. Кималь Акишев в своей книге писал, что эта надпись доказывает существование у саков Семиречья собственной письменности и алфавита, по мнению ученых-лингвистов, основанного на орхоно-енисейской письменности или арамейском алфавите.





Коробка, где много лет пролежали останки сакского царевича






 (249x700, 82Kb)

Две реконструкции костюма сакского вождя

На обширных землях между хребтами Алатау и Каратау жило когда-то многочисленное племя. Один из родов этого племени выбрал для постоянного проживания устье реки Или, рассекающей своим мощным течением островерхие цепи гор. Сыновья и дочери этого племени были схожи лицом, говорили на одном языке. Был тот народ могущественным и богатым.

Легенда взята с сайта, где размещены Казахские народные сказки


На голове золотого человека была высокая богато украшенная стреловидная шапка с низом в виде треуха, застёгнутая под подбородком. В мочке левого уха находилась золотая серьга с зернью и подвесками из голубой бирюзы. На шее золотая кольчатая гривна. Одежда была сплошь обшита золотыми бляшками, выполненными в зооморфном стиле. Штаны и обувь так же были украшены золотыми бляшками. На пальцах рук было два массивных золотых перстня. На полу погребения стояли сосуды из глины, дерева, серебра и бронзы. Итого было обнаружено более 4000 золотых украшений. Давайте посмотрим на некоторые из них.

На чаше была обнаружена надпись, состоящая из двух строк и 26 знаков. Надпись пока не расшифрована, но учёные утверждают: у этого древнего кочевого народа была своя письменность.




Рассмотрим кафтан поближе


В стародавние времена у гор Алатау жило прекрасное племя саков. А вождем у данного племени был могучий и сильный Каскалдак. И у него было аж девять сыновей. Конечно, все такие же мощные и справные, как и отец. Как-то раз родился у него и десятый сын, а назвали его Сунеем. Его волосы были золотыми. Когда сын вырос, то стал он участвовать и в военных действиях. Суней одевал золотое снаряжения и казался весь золотым. Противники пробовали его поймать или же убить, однако у них не выходило благодаря смышлености Сунея. Как-то раз одна писаная красавица вражьего племени полюбила его и почти уговорила его жениться на ней, однако Суней отказал. Тогда красавица отравила его ядом. Золотого человека похоронили в кургане. Люди хотели свирепо проучить красавицу, однако аксакал произнес, что лучше, мол, отпустить её, пусть красавица расскажет, всем о нашей гуманности.

Воротничок. Краткое содержание для читательского дневника.

В этой сказке Андерсена рассказывается о франтоватом Воротничке, который любил похвастаться своими достоинствами, которых у него было совсем немного.

Воротничку нравилась чулочная подвязка, но она оказалась чересчур скромной, фривольные развязные речи Воротничка, вгоняли её в краску.

Затем, Воротничок сватался к гладильной плитке. Но плитка даже не дослушала его до конца, проехалась по нему.

Подкатывался Воротничок и к ножницам, расточая ей комплименты за стройные ножки. Но был отвергнут и покалечен

Затем, Воротничок нахваливал зубки гребёнки, но у гребёнки уже был жених.

После того, как Воротничок был всеми отвергнут, он стал презирать женитьбу.

После попадания на бумажную фабрику, Воротничок пожелал бумажным листом и его желание было удовлетворено.

Так Воротничок был наказан за излишнее хвастовство.

Египетская принцесса в образе лебедушки прилетела в Данию за цветком лотоса для исцеления больного отца. Она оказалась в плену у болотного царя. Их дочку аист подкинул жене викинга. Хельга, как назвали девочку, днем была красавицей со злобным и диким нравом, а ночью превращалась в кроткую печальную жабу. Через 16 лет ее преобразила встреча с христианским священником.

Хельга с матерью вернулись в Египет, и фараон выздоровел. Во время свадьбы Хельги с аравийским принцем ей явился погибший христианин. Хельга упросила его показать ей небесную обитель. А когда вернулась, оказалось, что прошло уже много-много лет. Она увидела в саду памятник и узнала в мраморной скульптуре себя. Когда взошло солнце, на земле лежал цветок лотоса, а Хельга исчезла.

Совсем не детская сказка. О любви, вере, противоборстве светлого и темного начал в человеке.

Очень непростая сказка, даже скорее притча, о том как Бог забирает маленьких детей к себе.

Андерсен "Ангел" краткое содержание таково:

Когда умирает ребенок, ангел забирает его на небо, но по пути еще собирает цветы. Вот ангел спустился за одним ребенком и они все высматривали, какие же цветы взять с собой. Ребенок предложит куст роз, который сломали, чтобы тот расцвет на небесах.

Ангел же искал другой цветок. Они отправились в очень узкую улочку, где на тротуаре после переезда валялся всякий хлам и среди него горшок с засохшим цветком.

Ангел рассказал историю этого цветка. Когда-то в подвале жил мальчик, больной, на костылях он никуда не выходил. Его друг как-то принес ему букет цветов, где один был с корнями. Болеющий мальчик посадил его и стал ухаживать. Когда мальчик умирал, он смотрел на свой цветок.

Этим мальчиком был ангел, что нес малыша теперь на руках (мальчик умер ровно год назад).

5onUwHyEc7TuhsKIdqzczRpouEQ3mpdd.jpg

Эта сказка перекликается со сказкой "Пятеро из одного стручка". В ней также цветок, точнее проросшая горошина спасла девочку от смерти, своей зеленью и жизнелюбием вылечила ее. Вот краткое содержание "Пятеро из одного стручка". У нее концовка веселее, нежели у "Ангела".

Читайте также: