Легенда о суассонской чаше кратко

Обновлено: 16.05.2024

Франкская мифология — это духовное мировоззрение и религиозные практики древнего германского народа франков. Включает в себя национальную мифологию и компоненты греко-римских верований Раннего Средневековья. Мифология процветала среди франков вплоть до обращения короля Меровингов Хлодвига I в ортодоксально-никейскую веру (около 500 год н.э), хотя до этого было много франкских христиан. Постепенно язычество сменилось христианством, однако, до конца VII века в Токсандрии сохранялось язычество.

Салические франки, или западные франки (фр. Francs saliens) — ветвь франков, самостоятельно жившая с 420 года в Токсандрии и позже в Турнэ. Легендарный вождь Фарамонд перешёл со своими подданными Рейн в западном направлении, укрепился там и отделился таким образом от рипуарских франков. Фарамонд считается основателем династии Меровингов, возвратившейся в 509 году в свои прежние земли и покорившей их.

Франкское иконоборчество — религиозное движение среди христиан королевства франков против культа почитания икон и других изображений Христа и святых в VIII—IX веках. В отличие от византийского иконоборчества данный конфликт протекал с меньшим ожесточением.

Разграбление Рима Рицимером — событие, произошедшее в 472 году и имевшее меньшее значение для современников по сравнению с захватом Рима Аларихом и Гейзерихом. Оно было следствием не внешнего вторжения а гражданской войны, между варваром-главнокомандующим и императором.

Королевство бургундов — варварское королевство, созданное в начале V века германским племенем бургундов в долинах Соны и Роны и верховьях Рейна. Территория королевства к середине V века примерно соответствовала современной юго-восточной Франции к востоку от Луары и Роны (без Прованса) и западной Швейцарии.

Рипуа́рские фра́нки (от лат. ripa — берег реки; нем. Rheinfranken) — группа племён франков, жившая по берегам Рейна и Майна.

Аноним Валезия (Anonymus Valesianus), также Excerpta Valesiana I и II — условное название латинского текста, который был впервые опубликован французским учёным Анри де Валуа (лат. Henricus Valesius, 1603—1676) в приложении к его изданию Аммиана Марцеллина (1636). Название не вполне точно отражает содержание текста, так как фактически речь идёт о двух разных сочинениях, которые не имеют между собой ничего общего, кроме того, что оба связаны с историей поздней античности. Тексты происходят из средневековой.

Саксо́нские во́йны — ожесточённые завоевательные войны, которые Карл Великий вёл с саксами с 772 по 804 годы. Их результатом стало включение Нижней Саксонии в состав Франкской империи и принятие саксами христианства. В то время саксы делились на западных (вестфальских), центральных (анграрийских), восточных (остфальских) и северных (нордальбингенских).

Фризское королевство (лат. Magna Frisia) — королевство на территории Нидерландов и северной Германии, образовавшееся приблизительно в 500-е гг. н. э. Фризское королевство было завоёвано Франкским государством во главе с Карлом Мартеллом после битвы на Борне (734 год).

Королевы Франкского государства — супруги франкских королей. Так как монархами франков по традиции и закону могли быть только мужчины, не существует царствующих королев франков, хотя некоторые женщины правили как регенты.

Франки (лат. Franci, фр. Francs, нем. Franken) — союз древнегерманских племён, впервые упоминающийся в хрониках в 242 г. н. э.

Церковные взыскания — в христианских церквях, мера пресечения грехов и нарушения церковных установлений, среди членов Церкви.

Капитулярии (от лат. capitula — глава) — законы и распоряжения (указы) франкских королей из династий Меровингов и Каролингов. Составлялись на латинском языке, разделялись на небольшие главы и параграфы. Составление капитуляриев прекратилось в конце IX века.

Венге́рские завоева́ния в Евро́пе осуществлялись в IX и X веках — переходном периоде в истории Европы Раннего и Высокого Средневековья, периодов, когда территории бывшей Империи Каролингов угрожали вторжения мадьяр (венгров) с востока, викингов с севера и арабов с юга.

Второй Маконский собор — один из церковных соборов, общефранкский синод под председательством святого архиепископа Приска Лионского, созванный королём Бургундии Гунтрамном 23 октября 585 года в Маконе.

Бургу́нды (лат. Burgundii, фр. Burgondes) — древнегерманское племя. К началу нашей эры бургунды обитали, предположительно, на севере Европы, а затем это племя переместилось к югу и западу.

Пе́рстень Ски́ла — древний золотой перстень, найденный в румынской Добрудже (регион между низовьями Дуная и Чёрным морем), материальное доказательство бегства скифского царя во Фракию. Кольцо найдено при вспашке поля и относится к середине V в. до н. э. Особенности начертания букв соответствуют греческим надписям времени жизни Скила. На перстне греческими буквами вырезано имя Скила (сына Ариапифа и эллинки из Истрии), а также изображена богиня с зеркалом в руках, сидящая на троне. Такой сюжет встречается.

Австразийские письма (лат. Epistolae Austrasicae, англ. Austrasian Letters) — сборник из сорока восьми эпистолярных документов различных авторов, датируемый концом VI века. Назван по Австразийскому королевству, при дворе правителей которого он был составлен. Ценный источник по истории Франкского государства второй половины V — конца VI веков.

Церемония коронации византийского императора — совокупность мероприятий, сопровождавших вступление в должность византийского императора. За всю историю Византии правовые нормы, регулирующие коронацию, так и не сложились. Формы, в которых это действо проистекало, существенно отличались в разные исторические периоды. Характер мероприятий, связанных со вступлением императоров в должность, существенно менялся за тысячелетнюю историю Византии. Согласно классической работе Ханса Георга Бека «Сенат и народ.

Свята́я Стекля́нница, св. ампула реймсская (лат. Ampulla Remensis, фр. Sainte Ampoule) — существовавший во Франции, в Реймсе сосуд особенной формы (фиал), в котором находился священный елей (масло), якобы использованный в V веке при крещении короля франков Хлодвига. Первоначальная стеклянница по сути являлась флаконом древнеримского стекла высотой примерно 3,8 см.

Скиры (Skiren, Sciren) — древнегерманское племя, родственное готам и жившее первоначально у Балтийского моря и по Висле к северу от Карпат.

Латинские панегирики (лат. Panegyrici latini) — сборник 12 древнеримских речей. Авторство большинства из речей остаётся анонимным, однако, первый из панегириков принадлежит Плинию Младшему.

Хождение в Каноссу, или каносское унижение (нем. Gang nach Canossa, Canossagang; итал. l'umiliazione di Canossa) — датированный 1077 годом эпизод из истории средневековой Европы, связанный с борьбой римских пап с императорами Священной Римской империи. Эпизод ознаменовал победу папы Григория VII над императором Генрихом IV. Под хождением в Каноссу понимают само путешествие Генриха IV из Шпейера в Каноссу и связанные с ним события, произошедшие в январе 1077 года.

Еврейские погромы во время Первого крестового похода, также известные как Германский крестовый поход (ивр. ‏גזירות תתנ"ו‏‎, гзиро́т татна́в (Погромы 4856 года) — ранний этап Первого крестового похода, в котором толпы французских и немецких крестьян, обедневших рыцарей, нищих и бродяг устроили в 1096 году погром еврейских общин Европы. Занимает важное место в современной еврейской историографии и рассматривается как первый пример вспышки массового народного антисемитизма, с тех пор распространявшегося.

Пома́зание на ца́рство — в православии, католицизме и англиканстве обряд, в котором вступающий на трон монарх (император, царь, король) помазывается миром или елеем с целью преподания ему даров Святого Духа, нужных для управления страной. Помазание обычно включалось в состав сложного богослужебного чина коронации. Помазание на царство не входит в число семи церковных таинств, и его следует отличать от таинства миропомазания.

Сигамбры (сугамбры, сикамбры, лат. Sygambri) — древнегерманское племя, жившее на правом берегу Среднего Рейна в VIII — I веках до н. э. к северу от племени убиев. Отнесены историком Тацитом к истевонам.

Германское язычество — духовное мировоззрение и религиозные практики древних германцев с эпохи Железного века до принятия ими христианства в Средневековье. Исследователи описывают его не как цельную религию, а скорее как систему связанных идей и практик.

Инцитат (лат. Incitatus — быстроногий, борзой) — любимый конь императора Калигулы, согласно легенде, назначенный им римским сенатором.

Гаоцзюй (кит. трад. 高車, упр. 高车, пиньинь: Gāojū, Gaoche — высокие повозки) — древний кочевой народ хуннского происхождения. Гаогюйцы потомки древних чи-ди (красные варвары). В III веке до н.э. чи-ди были вытеснены в степь, где они уже под самоназванием 'дили' заняли пространство от Ордоса к западу. Потом китайцы начали называть их гаогюйскими динлинами.

Легенда







Хлодвигу было всего 15 лет, когда он стал королем франков после смерти своего отца, короля Хильдерика. Племена франков не представляли тогда собой единого народа. Мало того, что франки делились на две большие группы (салические и рипуарские), так эти две большие группы франков делились еще на ряд племен, у каждого из которых был свой король. Хлодвиг, юнец-король, был среди других франкских королей одним из многих, несмотря на то, что он происходил из династии Меровингов (к тому времени носителей этой фамилии уже было три эшелона и одна маленькая шайтан-арба).

В 486 году Хлодвиг и его союзники вторглись в Сиагрию * . Сиагрия – это последний островок территории Западной римской империи, еще неоккупированной германскими племенами. Здесь все еще жили по законам римской империи, несмотря на то, что римская империя пала 10 лет тому назад (Рим пал в 476 году).

В битве при Суассоне армия последней провинции Западной римской империи (последний оплот империи) была разбита союзом франков под началом молодого короля. Хлодвигу было 20 лет.

Вот здесь начинается история о чаше (чаше раздора). После победы при Суассоне, как и положено, при любой другой победе, воины победители делили добычу. Среди прочей добычи была одна прекрасная чаша – священный сосуд.

Хрен с два! Один из франков схватил свой топор и порубил прекрасную чашу на куски.

– Ничего ты не получишь, кроме того, что полагается тебе по жребию, – спокойно промолвил смелый франк разрубивший чашу. Все вокруг притихли. Однако молодой король и виду не подал – хладнокровие Меровингов (рожденных морем) присуще было ему и разум великого вождя.

Ну, что сказать, смелый франк был прав. Таков закон раздела захваченной добычи. Но дело было в том, что Хлодвиг просил ту прекрасную чашу не для себя. Для себя он не стал бы ее просить, рискуя нарушить закон раздела добычи и потерять авторитет среди своих воинов из-за алчности.


Ваза из Суассон является ценным объектом, об истории исторического события, которое бы имело место после битвы при Суассоне в 486 , и сообщил во второй половине VI - го века на Григория Турского , недалеко столетие после того, как факт.

Несомненно, нет более известного франкского анекдота, чем история о вазе Суассона, и школьные учебники Третьей республики , как католической, так и светской , многое проиллюстрировали.

Резюме

История вазы Суассон по Грегуару де Тур.

Таким образом, солдаты удалены из религиозного здания , расположенное в епархии в Реймсе , с другим богослужебным украшением, литургическими вазами, вероятно , в Агате камень [исй. необходимо] , необычайных размеров и красоты. Епископ церкви ( Remi де Реймс согласно древним источникам) послал эмиссар в Кловис , чтобы спросить его , что, в отсутствии других призов, он должен восстановить его , по крайней мере этот объект , который он заветный. Король пригласил этого человека следовать за ним в Суассон, где должна была разделиться добыча, и заверил его, что, как только ваза упадет на него, он доставит удовольствие епископу.


В конце года, снова призвав армию на Марсово поле , Хлодвиг, минуя своих воинов, узнал дерзкого солдата. Заметив, что его одежда и его оружие оставляют желать лучшего, он взял их у нее и бросил на землю. Солдат наклонился, чтобы поднять их, и Хлодвиг воспользовался возможностью, чтобы сломать себе голову ударом по- французски , сказав:

"Так ты поступил с вазой в Суассоне!" ( Sic, inquid, tu Sexonas in urceo illo fecisti ) "

Самая популярная версия, принятая в школьных учебниках III е республики:

«Помните вазу Суассон! "

Историчность и образцовость

Грегуар де Тур, конечно же, не изобрел анекдот о вазе, который должен был распространяться в церковных кругах его времени, но он применил к нему свои обычные методы стилизации, чтобы создать назидательную историю, которая породила противоречивые интерпретации вокруг природы Хлодвига. ' мощность. Этот анекдот действительно ставит под сомнение наследие германской традиции современности между сторонниками монархического абсолютизма и сторонниками смешанного режима. Мы находим, что это обсуждается, в частности, в Boulainvilliers, Dubos, Le Paige или даже в Мабли.

Луи Хальфен в статье, которая долгое время была классикой, уже заметил, что наказание солдата, вмешавшегося через год после преступления, можно сравнить с агиографической темой, которая встречается в другом месте у Грегуара: в чудесах Сен-Жюльен , граф, который вымогал у священников Брюда тридцать слитков золота в качестве выкупа за одного из их слуг, несправедливо заключенных в тюрьму, внезапно умирает в конце года; в другом месте вор, отнявший драгоценные окна церкви Йезур-сюр-Крез , с ужасом умирает, также через год. Подобно воину Хлодвига, эти несправедливые держатели церковной собственности сначала, кажется, могут наслаждаться добром, полученным нечестным путем, прежде чем поддаться мести раненого святого, когда наступает годовщина их проступка. Все происходит так, как если бы Хлодвиг, каким бы языческим он ни был, брал образец из этих небесных мести или делал себя их инструментом. Мораль, заключил Годфроид Курт, что варвары смотрят на это дважды, прежде чем воспротивиться епископу и его церкви. "

Ваза Суассон и епископ Реми


Liber Historiae подражает молчание Грегори , как на имя епископа.

Традиция повествования носит имя Реми как епископа.

Ваза Суассона и военные обычаи

Читайте также: