Легенда о пере богатыре кратко

Обновлено: 02.07.2024

Впервые запись сказания о богатыре и охотнике Пере была сделана ещё в 1771 г. академиком И.И. Лепёхиным, к настоящему времени о нём опубликованы десятки текстов.

Родился Пера в семье князя-жреца иньвенских коми-пермяков, легендарного богатыря Кудым-Оша и мансийской княжны Костэ около реки Лупья. По другим верованиям, он был сыном тайги Парма. Его жена – красавица Зарни-ань, дочь Шондi или Солнца, была воплощением зари, добродетельной хозяйкой: вставала раньше и ложилась позже мужа. 1

Пере присущи мифические и богатырские силы. С охоты он мог принести по два-три лося на спине. Он вытаскивал воз, который не могла осилить лошадь. Лыжи богатыря мчали так быстро, что обгоняли лошадиную упряжку. Обладая богатырским аппетитом, Пера мог съесть за один присест десять блюд пельменей и выпить бадью вина.

Относительно смерти Перы существует несколько версий. 2 Согласно одной из них, он жил долго и умер естественной смертью. По другой, состарившись, Пера вместе с одним из своих братьев ушёл в парму (приуральскую тайгу), и там они превратились в камни. По третьей версии, Пера надорвался, натягивая ловчие сети, полученные им в дар от царя, между берёзой на правом берегу реки и сосной - на левом. Придя домой, он лёг в заранее изготовленный кедровый гроб и умер.

Ён да тöдысь йöз йылысь висьтъяс=Предания о местных силачах и знахарях // Коми йöзкостса важ висьтъяс = Коми легенды и предания / сост. Ю.Г. Рочев. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 2006. – С. 55-113;

Пера, багатыр-вöралысь йылысь = О Пере, богатыре-охотнике // Войд ö р = Когда-то: мифы, легенды, предания коми народа / сост. П.Ф. Лимеров. – Сыктывкар: Кола, 2012. – С. 45-54;

3. Пера и Шайтан-Арба: [комикс по мотивам коми предания] // Арт. – 2016. - №4.- С. 113-129;

Книга с биографией

Книга с биографией

3 марта – Всемирный день писателя. Отмечается с 1986 года. Биографии известных писателей часто покрыты завесой тайны. Раскрыть эту тайну и поразить воображение читателя помогает перо внимательного биографа. Предлагаем подборку книг – это книги-биографии. Будут интересны всем. Приходите в центральную библиотеку и выберите ту самую.

Они помогли победить: животные на войне.

Они помогли победить: животные на войне.

Я – предприниматель

Я – предприниматель

Пера-богатырь — главный герой преданий коми-пермяков. Верили, что его матерью была сама Парма, тайга. Пера стал первочеловеком-охотником: он сам сделал себе лук и стрелы. Однажды он увидел, как радуга пьет воду из реки в его лесных владениях. Богатырь по радуге поднялся на небо и среди светил увидел огонь солнца — Шонди. Пера хотел добыть небесный огонь, но был опален молнией. Герой тем не менее все же остался на небе: он сел в золотые сани, запряженные серебряным конем, а рядом обнаружил красавицу Зарань, дочь Солнца или самого Ена. (В других мифах рассказывается, что она сама спустилась на Землю по мосту — радуге.) Зарань была воплощением зари, вставала раньше Перы и ложилась позже героя, заботясь о том, чтобы солнечный огонь не сжег все живое.

Солнце не стерпело брака дочери с земным человеком и, когда они спустились на землю, ушло далеко от тайги. Наступили лютые морозы, но мать-тайга укрыла Перу и Зарань. Семь лет не возвращалось светило, но за это время супруги породили людей — семь сыновей и семь дочерей. Тогда Шонди вернулось, природа ожила, но Солнце продолжало звать дочь назад, на небо. Оно послало нестерпимый жар, и Зарань вернулась: она хотела забрать с собой и детей, но тайга Парма создала эхо, и Зарань не смогла докричаться до детей и найти их — так люди остались на земле. Жар между тем все не прекращался. Тогда Пера поднялся на гору со своими сыновьями, которые стали стрелять из луков в раскаленное светило: огромный кусок упал в тайгу, где с тех пор начались лесные пожары. Солнце продолжает по-прежнему уходить на зиму из тайги, но его кусок продолжает греть землю, люди же получили, наконец, земной огонь.

Главным соперником Перы — хозяина тайги — оказывается злой лесной дух, леший — ворса. Пера состязается с лешим и обманывает глупого духа: когда соперники перетягивают палку, Пера привязывает себя ремнем к пню, на ночлеге подкладывает вместо себя дерево, чтобы ворса не убил его. В конце концов Пера ранит ворсу стрелой, преследует его до Урала, где леший умирает у входа в свое пещерное жилище. Там Пера находит красавицу-жену лешего, но красавица сама не чужда нечистой силы — может снимать с себя скальп и искать вшей в волосах, и Пера убивает ее.

Миф о смерти Перы характерен для рассказов о первобытных великанах: он ушел в тайгу, где превратился в камень. В камень превратился и другой герой эпоса коми — Богатырь Медные рога: каменными стали его жены и его олени.

В эпосе коми-пермяков Пера — охотник-богатырь: он вмиг настигал добычу, а оленей, лосей и медведей насаживал на рогатину, как тараканов. Однажды на московского царя напало иноземное войско во главе с богатырем, который сидел внутри железного колеса. Колесо давило всех противников. Царь призвал на помощь Перу. Богатырь отправился на битву на чудесных лыжах или даже верхом на лосе, обогнавшем царскую тройку. Вражеское колесо отдавило богатырю мизинцы на обеих ногах, но тот поднатужился, поднял его и разбил о землю. Царь хотел наградить Перу золотом и мехами, но тот потребовал грамоту на Лупьинскую землю (по реке Лупье, где родился Пера), чтобы коми могли там беспошлинно промышлять. В придачу царь пожаловал богатырю шелковые сети для ловли куниц.

В преданиях Пера оказывается иногда чудским богатырем и приставлен навечно сторожить сокровища чуди. Сохранилось и характерное предание о том, что Пера боролся с самим Богом и тот превратил его в камень.

ГОРЫНЯ, КОРОМЫСЛО И ИВАН-БОГАТЫРЬ

ГОРЫНЯ, КОРОМЫСЛО И ИВАН-БОГАТЫРЬ Горыня и Коромысло отправились путешествовать по белу свету. Дорогой повстречались они с Иваном богатырем. Куда путь держите? спрашивает Иван-богатырь. — Пошли путешествовать по всей земле, отвечает Горыня. Иван-богатырь и пошел вместе

Медведь-богатырь Кудым-Ош

Богатырь-сиротка

Богатырь-сиротка В эпосе северных коми-оленеводов рассказывается о распрях, которые происходили между коми и их соседями ненцами в борьбе за владение оленьими стадами. Распри носили жестокий, истребительный характер, и целые роды становились их жертвами. Случилось так,

Пахарь-богатырь Тюштян

Пахарь-богатырь Тюштян Когда Нишке создал землю, леса, луга, то увидел, что поваленные деревья в лесу остаются неубранными, а луга некошеными. Тогда он и создал народ эрзю. Но эрзяне сильно умножились — возникло целых семь селений — и стали они спорить из-за земли: не могут

Гусь-богатырь и скифский Геракл

2.5. Из какой Индии богатырь Дюк Степанович?

2.5. Из какой Индии богатырь Дюк Степанович? Былину о богатыре Дюке Степановиче исследователями русского фольклора принято относить к былинам киевского цикла. Это одно из интереснейших произведений русского эпоса. Подавляющее большинство былин, в том числе и киевского

Иван-царевич — могучий русский богатырь[168]

Иван-царевич — могучий русский богатырь[168] Тип народного богатыря Ивана-царевича стоит на рубеже периода доисторического мифа и эпохи определившейся уже народной жизни. Он прямое божество дня и света древнего язычества, и в то же время в нем чувствуется православный

Иудейский богатырь Самсон

Иудейский богатырь Самсон Следующая история – о библейском герое и богатыре Самсоне, 13-м из судей израилевых. Все обстоятельства его жизни и подвиги описаны в 13–16 главах книги Судей.Мать Самсона долгое время была бесплодна, затем, по предсказанию Ангела, родила сына,

Огонь – богатырь-воевода

Огонь – богатырь-воевода Огонь и вода всему голова.Огонь да вода – нужда да беда.С огнём не шути, с водой не дружись, ветру не верь.Огонь царь, вода царица, земля матушка, небо отец, ветер господин, дождь кормилец, солнце князь, луна княгиня.Хороши в батраках огонь да вода, а

Художник - Нина Раковская, г.Вуктыл.

Первая запись сказания о Пере была сделана еще в 1771 году академиком И.И.Лепехиным, к настоящему времени о нем опубликованы десятки текстов.

Как Пера Лешего победил и жену его увел

До нас дошли мифы повествующие о богатырской силе Перы. С охоты Пера приносил по два-три лося на спине, вытаскивал воз, который не могла осилить лошадь, соревнуясь в метании камней, Пера мог бросить на версту камень весом в сто пудов, приносил на плечах по двенадцать дубовых стволов зараз.

Наиболее распространенным и, вероятно, первоначальным является текст, в котором объединены два сюжета: Пера - защитник Родины, победитель вражеского войска и Пера - победитель лешего.

Пера в благодарность за победу над врагом просит и получает от царя ловчую сеть и грамоту на владение лесным промысловым участком в родных краях, но на него претендует и леший, прежний его хозяин.

Когда он встречает в лесу лешего, вступает с ним в единоборство. Вначале они меряются силой, перетягиваясь на палке. Пера обманывает лешего, привязав себя сыромятным ремнем к крепкому пню. Потом они ложатся спать у костра. Пера, улучив момент, подкладывает вместо себя березовый кряж или сосновый чурбак, накрывает его одеялом, а сам прячется неподалеку. Леший, решив, что Пера уснул, бьет в чурбак копьем с серебряным наконечником. Пера в это время стреляет в него из лука. Тяжело раненный леший, оставляя кровавый след, бежит в сторону Урала, добегает до горы Болванов Камень, где у него был дом, и умирает на его пороге.

Позже Пера обнаруживает в доме умершего лешего его молодую красивую жену, приводит ее к себе домой и берет в жены. Некоторое время молодожены живут счастливо, но однажды Пера возвращается домой с охоты в неурочное время и входит в дом без стука. Он видит свою жену, щелкающую вшей, которых она находит в волосах на снятом со своей головы скальпе, и убивает ее.

Мнение эксперта

- Интересно, что повод для убийства своей жены - снятый ею со своей головы скальп - обладает глубокой символикой. Волосы считались местом обитания души, а потерять их означало потерять силу. Таким образом, жена Перы со снятым скальпом (без души) лишена сил и фактически ни жива, ни мертва. Кстати, именно поэтому шаманы никогда не стригли своих волос, поскольку

верили, что в них находятся их душа, сила и оберег, - рассказывает Павел Лимеров, научный сотрудник КНЦ УРО РАН.

Пера и Зарань

В коми-пермяцких сказках мифологического характера Зарань, дочь Солнца, называется прародительницей коми-зырян, женой Перы.

Художник - Нина Раковская, г.Вуктыл.

Разгневался отец и напустил на землю великую жару. Все высохло кругом и погибло, один только маленький ручеек остался на дне оврага, он-то и поил все живое. Пера-богатырь и Зарань наловчились черпать воду из этого ручейка.

Тогда Ен послал на землю великий потоп: вода затопила даже высокие горы. Но и тут Пера-богатырь и Зарань построили плот и вместе спаслись.

В третий раз Ен спрятал солнце, и на земле наступила стужа, пришла зима, и все кругом погрузилось во тьму. Но Пера и Зарань скрылись в Парме от холода и ветра, там же молодой богатырь охотился – добывал для семьи пропитание.

Так прошло много лет. Захотелось Ену посмотреть, что же сталось с землею, и отпустил он солнце на небо. Каково же было удивление бога, когда на залитой солнечным светом лужайке он увидел танцующих, радующихся теплу людей. И была среди этого народа одна женщина, очень похожая на его дочь, только волосы у нее были седые, и все, кто был кругом, называли ее матерью. Долго не мог поверить Ен своим глазам и наконец спросил у дочери:

- А кто эти люди, которые веселятся вокруг тебя?

- Это наши с Перой дети и твои внуки! – ответила постаревшая Зарань.

Подготовила Елена Воробьева (по данным Этнографической электронной энциклопедии и исследованиям этнографа Николая Конакова).

На рисунках: сюжеты из коми легенды о любви Пера-богатыря и девушки Зарань Художник Нина Раковская, г.Вуктыл.

Возрастная категория сайта 18 +

Перя-богатырь

В Пермской стороне жили-были два брата – Антипа и Перя. Антипа служил в солдатах, а Перя охотничал, куниц ловил. Увидит след лося или оленя и – бегом по следу. Быстро догоняет, копьем пронзает. Была у него в лесу избушка, только Перя в ней спать не любил – душно. Круглый год спал возле нее на вольном воздухе. Когда холодало, разжигал нодью – костер, сложенный из двух бревен крест-накрест.

Обладал тот Перя неимоверной силой. Кинуть камень за десять верст было для него забавой. Как-то схватил Пера огромный валун и хотел через реку Лупью перекинуть, но сорвался валун – прямо в реку упал. Лежит там и поныне. Только летом, когда вода спадает, можно его и увидеть.
Однажды появился в столице страшный богатырь, который стал людей мучить, колесом их убивать. Никто не осмеливался померяться с ним силой. Испугавшиеся жители начали посылать смельчаков биться с тем богатырем. Когда очередь дошла до солдата Антипа, он и говорит:
– Есть у меня дома брат Перя, силы он непомерной. Не вызвать ли нам его сюда?
Послали солдата на родину, чтобы привез брата-богатыря.

32

И вот как-то приходит Перя в свою избушку, видит: висит на стене лук со стрелами:
– Кто же это посмел забраться в мой дом?
А брат ему отвечает:
– Это я пришел. В нашей столице страшный богатырь появился, людей колесом давит. От него много народу погибает.
– Возвращайся назад, – отвечает Перя. – Я приду на помощь.
– Побыстрей надо, – поторапливает Антипа. – Мне вон две недели до столицы добираться. А тебе сколько?
– А мне и двух дней хватит. Приду и никому не покажусь. Если понадоблюсь – ищите меня в баньке.
Подоспел Перя в столицу вовремя. Замешался в толпу, видит – катится богатырь в колесе, людей давит. Подъехал он и к Пере, ударил его в поясницу, сорвал кожаный ремень.
– Ах, ты, чертов сын, – рассердился Перя, – да я тебя с грязью смешаю!
Схватит богатыря вместе с колесом, да как шваркнет об землю – только кровавая полоска и осталась. Испугался Перя, побежал прочь:
– Человека убил! Человека убил!
Царские слуги еле-еле отыскали Перю – он в баньке парился. Привели к царю в золоченый дворец. Царь угостил его и говорит:
– Давай, ложись на мою мягкую перину и отдыхай.
На следующий день царь встал и спрашивает:
– Каково спать на моей перине?
– Хуже, чем около моей нодьи, – отвечает Перя.
– А покажи мне, что за нодья такая? – заинтересовался царь.
Перя разжег нодью под окном дворца и устроился спать:
– Нодья-матушка! Березовое изголовье! Пихтовая постель! Вот оно, красивое солнышко моей жизни!
Напоследок царь спрашивает:
– Что хочешь в награду? Проси!
– Ничего мне не надо! Лишь одно – свободно лесовать в родных лесах, охотничать в Лупьей парме.
Пожаловал царь Пере во владение Лупью Парму, да еще шелковую сеть – куниц ловить. Вернулся Перя в родимые места. Хорошо ему охотиться в Лупьей парме, верст пятьдесят до вечера обойдет.
Вот однажды расставлял Перя шелковые сети на куниц и оказался на тропе, по которой ходил на охоту сам леший. Пришел к нему леший, недовольство высказывает, а Перя ему отвечает:
– Ты, Ворса, на мои угодья не суйся! У меня на то царская грамота есть!
Тогда леший предложил потягаться на палке: кто кого перетянет – того и владения. И отправился искать подходящую палку. А Перя перевязал ту палку крепким ремнем, концы его обернул вокруг дерева, сел и держит палку за концы в руке. Напрягся леший изо всей силы, даже по дереву треск пошел. Удивился тому треску леший, спрашивает:
– Что это трещит?
– А это у тебя, Ворса, хребет трещит, – отвечает Перя.
Испугался леший и перестал тянуться. Понял, какой перед ним богатырь, и решил хитростью его одолеть.
– Давай, сейчас спать ляжем, а утром снова будем силами мериться.
– Давай.
Срубили они две сосны, сделали для ночевки костер – нодью. Леший лег по одну сторону, Перя – по другую.
– Как ты спишь? – спрашивает леший.
– Я сплю неслышно и неподвижно, как березовый чурбан, – говорит Перя. – А ты, Ворса, как спишь?
– А я, когда сплю, то так храплю, что изо рта дым валит, а из носа искры летят.
Перя затих. Вскоре леший захрапел так, что изо рта дым повалил, из носа искры полетели. Встал богатырь, положил вместо себя березовый чурбан и прикрыл своей одеждой, а сам спрятался за сосной. В полночь леший проснулся, встал, глянул через костер и говорит:
– Он и вправду спит, как чурбан.
Взял леший свое копье, положил наконечник в огонь, а когда тот раскалился докрасна, схватил копье и вонзил в чурбан с криком:
– Перя, ты у меня десятый мертвец!
Тут вышел Пера из-за сосны, натянул свой тугой лук:
– Ворса, а ты у меня второй!
И выстрелил из лука, пронзил лешего насквозь. Бросился бежать леший, бежал-бежал до самого своего жилища. Настиг его Перя на пороге, видит: тот уже мертвый лежит.
Вошел Перя в жилище лешего, со всем чертовым исчадьем расправился. Одна только девушка взмолилась о пощаде:
– Я, – говорит, – крещеная! Я была похищена из дому.
Не убил ее Перя, зажил с нею. Как-то захотела новая жена в баньке помыться. Предупредила Перю:
– Ты без стука ко мне в баньку не заходи.
Удивился Перя: как так? Почему мужу нельзя? Подкрался к баньке да без всякого стука и заглянул в нее. Видит: сняла его жена волосы со своей головы и, как зверь, зубами в них стала пощелкивать – вшей давить. Разгневался тут Перя и ведьму прибил.

Читайте также: