Ледовая обстановка чукотского моря кратко

Обновлено: 02.07.2024

Социальные сети

Лицензия

Представлены комплексные карты ледовой обстановки Чукотского моря. Масштаб твердой копии соответствует 1:5000000. В летний период (1.06-30.09) карты отражают распределение льда по градациям сплоченности 1-3, 4-6, 7-8 и 9-10 баллов, в зимний период (1.11-31.05) - распределение льда по градациям возраста (толщины льда) - ниласовые, молодые, однолетние (тонкие, средние, толстые) и старые. Сбор (осреднение) информации выполняется за 2-5-ти суточный период. Карты составляются по данным ИСЗ (видимый, ИК-диапазоны, радарные снимки), судов и полярных станций. Доступ к архиву Доступ к картам организован в задержанном режиме с задержкой 1 месяц.

ЧУКО́ТСКОЕ МО́РЕ, ок­ра­ин­ное мо­ре в Сев. Ле­до­ви­том ок., меж­ду бе­ре­га­ми сев.-вост. Азии и сев.-зап. Аме­ри­ки. Омы­ва­ет бе­ре­га Рос­сии (са­мое вост. мо­ре в рос. сек­то­ре Сев. Ле­до­ви­то­го ок., Чу­кот­ский п-ов) и США (штат Аля­ска). Че­рез Ч. м. про­хо­дит по 180-му ме­ри­диа­ну ли­ния сме­ны дат. На за­па­де гра­ни­чит с Вос­точ­но-Си­бир­ским м.; на се­ве­ре с Арк­ти­че­ским бас­сей­ном, на вос­то­ке с мо­рем Бо­фор­та (мор­фо­ло­ги­че­ски гра­ни­ца не вы­ра­же­на, про­ве­де­на по крат­чай­ше­му рас­стоя­нию ме­ж­ду точ­ка­ми с ко­ор­ди­на­та­ми 76° с. ш., 180° в. д. и 72° с. ш., 156° з. д.; от по­след­ней точ­ки – к мы­су Бар­роу на Аля­ске); да­лее по зап. ма­те­ри­ко­во­му бе­ре­гу к Бе­рин­го­ву прол.; на юге – по сев. гра­ни­це Бе­рин­го­ва прол. к мы­су Уни­кын на Чу­кот­ке и да­лее по ма­те­ри­ко­во­му бе­ре­гу до мы­са Якан. К ак­ва­то­рии Ч. м. от­не­сён прол. Лон­га ме­ж­ду ма­те­ри­ком и о. Вран­ге­ля. Пл. 595 тыс. км 2 , объ­ём 42 тыс. км 3 , наи­боль­шая глу­би­на – 1256 м.

Чукотское море является самым восточным из мелководных морей, омывающих северное побережье Евразийского материка. Площадь 582 тыс. км2.Чукотское море простирается от острова Врангеля на западе до мыса Барроу на востоке. Северной границей Чукотского моря является внешний край шельфа, который проходит на северо-восток по линии с крайними точками 72° с. ш. возле мыса Барроу — 75° с. ш. на долготе острова Врангеля. Международное гидрографическое бюро определило в качестве южной границы Чукотского моря Северный полярный круг, но более естественной и предпочтительной границей является узкая часть Берингова пролива Чукотский шельф составляет часть большой Берингово Чукотской платформы. Эта платформа представляет интерес с точки зрения геологии и экологии, так как она в древние времена являлась сухопутным мостом между Старым и Новым Светом. Чукотское море представляет особый интерес и с точки зрения океанографии и морской биологии, потому что оно связывает Северный Ледовитый и Тихий океаны.

Гидрологический режим и климат

Климат в районе Чукотского моря полярный. Самый холодный месяц — февраль, в течение которого температура воздуха колеблется от —21° С на юге до —27° С на севере. Минимальные температуры воздуха —42, —46° С. Средняя температура воздуха в июле колеблется от 2° С на севере до 6° С на юге. В ледовитые годы, когда кромка пакового льда подходит близко к берегам материка, температура на поверхности Чукотского моря ;в прибрежной зоне не превышает —0,5, 0,9° С и лишь в центральной части колеблется в пределах 2—4° С. В малоледовитые годы температура на поверхности Чукотского моря у берега может подняться до 6° С, а в центральной части до 4—6° С. Самая высокая температура поверхностных вод наблюдается в юго-восточной части Чукотского моря, где на температурный режим влияет теплое течение, идущее из Берингова моря, и материковый сток из залива Коцебу.

Ледовая обстановка в восточной части Восточно-Сибирского моря, где застрял караван из четырех судов, оценивается в десять баллов по десятибалльной шкале. В акватории происходит сильное сжатие льдов и выдавливание ледяных торосов, высота которых в районе Певека уже достигает 2,5 метра, сообщили сегодня ТАСС в Чукотском управлении по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

"На всем протяжении Восточно-Сибирского моря - от Певека до Берингова пролива, ледовая обстановка составляет 10 баллов по десятибалльной шкале. Лед торосистый с высотой торосов до 2-2,5 метров. Толщина льда до 1 метра. Ледовую обстановку осложнили западные ветры, в результате чего произошел нагон льда, и теперь происходит его сильное сжатие", - сказал собеседник агентства.

Кроме того, увеличению толщины ледового панциря способствуют морозы, установившиеся на Чукотке после продолжительной оттепели. В Певеке сейчас температура воздуха составляет минус 20-30 градусов. Из-за этого лед на акватории прессуется. Эксперт считает, что в таких условиях проводка сухогрузов "Иоганн Махмасталь" и "Синегорск" даже с помощью ледоколов "Капитан Драницын" и "Адмирал Макаров" исключена.

"Ледовая проводка сухогрузов практически исключена из-за сильного сжатия льда. При этом тяжелые льды в акватории Восточно-Сибирского моря обычно сохраняются с конца ноября до середины июня. Традиционно навигация открывается с 1 июля по 20 ноября", - отметил представитель гидрометеобюро.

Он уточнил, что осуществить проводку не позволит ледовый класс сухогрузов. Проще говоря, льды их могут раздавить.

Вертолет поможет лоцманам

Вылет вертолета Ми-8 из Анадыря для лоцманской проводки каравана судов намечен на утро 18 января, если позволят погодные условия. Об этом сообщил сегодня ТАСС начальник управления МЧС по Чукотскому округу Руслан Назаров.

"Правительство Чукотского округа выделяет вертолет, который со специалистами с одного из ледоколов будет проводить ледовую разведку и подготовку всех необходимых данных для лучшей проводки этих судов. Рейс запланирован на завтрашний день (18 января) при снижении ветровой нагрузки, которая наблюдается в районе мыса Шелахского (место, где находится караван)", - сообщил Руслан Назаров.

Он пояснил, что для лоцманской проводки с борта ледокола "Адмирал Макаров" вертолет заберет двух специалистов с необходимым оборудованием. Они с воздуха обследуют ледовое поле и торосы, образовавшиеся на нем, после чего составят лоцманскую карту проводки судов.

Караван из двух сухогрузов Росморпорта "Иоганн Махмасталь" и "Синегорск" в сопровождении ледоколов "Капитан Драницын" и "Адмирал Макаров" не может покинуть городской округ Певек на Чукотке из-за сложной ледовой обстановки. Суда прибыли в Певек из Архангельска по Северному морскому пути в начале января и доставили в арктический регион строительные материалы для возведения пирса плавучей атомной электростанции (ПАТЭС) "Академик Ломоносов".

История с высвобождением и проводкой судов может повториться. Подобный случай произошел в 2011 году в Охотском море. Тогда ледоколам "Красин" и "Адмирал Макаров" потребовался месяц, чтобы довести из Сахалинского залива до открытой воды Татарского пролива плавбазу "Содружество", транспортный рефрижератор "Берег Надежды", научно-исследовательское судно "Профессор Кизеветтер" и траулер "Мыс Елизаветы".

Только для плавбазы "Содружество" был проложен канал длиной в 150 миль, а общая длина каналов для всех четырех судов превысила 370 миль. При этом ни одно из спасенных судов не получило никаких повреждений. Один из ледоколов пробивал канал, а другой вел на буксире суда по этому проходу.

"Адмирал Макаров" - дизельный полярный ледокол. Построен в 1975 году на Хельсинкской верфи. Советский флаг был впервые поднят на ледоколе 12 июня 1975 года.

За время работы принимал участие в ряде крупных спасательных операций. В частности, в 1988 году участвовал в спасении трёх серых китов в море Бофорта (Операция "Прорыв"), в 2011 году ледокол сыграл ключевую роль в спасательной операции в Охотском море.

"Капитан Драницын" - дизельный ледокол серии "Капитан Сорокин". Назван в честь полярника и капитана советского арктического флота Германа Васильевича Драницына. Ледокол предназначен для работы в арктических морях, однако на его счету несколько полярных кругосветных путешествий и множество круизов с туристами по Северному Ледовитому океану. В летний период ледокол осуществляет регулярные туристические плавания в Арктику.

Сухогруз "Иоганн Махмасталь" - это многоцелевое судно, порт приписки Архангельск. Был построен в 1990 году в польском городе Гданьск. Длина корпуса 131,6 метра, ширина 19,3 метра, высота борта 8,8 метра, осадка 7 метров. Второй сухогруз в караване - "Синегорск" - это универсальное судно, построенное в 1991 году, порт приписки Архангельск, длина 133 метра, ширина 20 метров.


Осенью 2021 года, по сведениям ряда СМИ, практически во всех морях акватории Северного морского пути (СМП) оказались заблокированы во льдах, в общей сложности, восемнадцать судов [1].

в районе мыса Дежнёва застряли во льдах Vitus Bering (Мурманский губернский флот), Nordic Nuluujaak, UHL Fusion, Nordic Qinngua;

Типы ледовых условий

В 2018 году была предложена следующая классификация ледовых условий, правда только для Карского моря и в весенне-летний период [4]:

Лёгкий тип ледовых условий: на акватории района наблюдаются начальные, молодые и однолетние тонкие льды (до 0,7 м);

Средний тип ледовых условий: на акватории района наблюдаются начальные, молодые и однолетние тонкие льды (до 1,2 м);

Тяжёлый тип ледовых условий: на акватории района наблюдаются начальные, молодые и однолетние тонкие льды (более 1,2 м).

Так что до сих пор классификация типов ледовых условий остаётся вопросом в высшей степени творческим.

Другая группа экспертов (специалисты ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, связанные с арктической тематикой) считает, что по космическим снимкам оценить реальную толщину льда на сегодняшний день весьма затруднительно, поэтому спрогнозировать способность того или иного судна преодолеть ледяное поле неизвестной толщины практически невозможно.

Это подтверждается следующим:

Прогнозы ледовых условий

Поясним сказанное подробнее.

В предыдущей редакции Правил плавания в акватории Северного морского пути периоды навигации чётко разделялись на зимне-весеннюю и летне-осеннюю навигацию.

В нынешней редакции разделения навигации на периоды нет. Вся акватория СМП разбита на 28 районов. На определённую дату Администрация СМП публикует тип ледовых условий для каждого района [2].

Пример такой публикации показан ниже:



Прогноз типов ледовых условий на районы СМП. Как видим, на 28 января по двум морям практически нет сведений.

А вот и схема деления акватории СМП на районы:



Итак, на 28.01.2022 по районам 12-24 вообще не было сведений о типе ледовых условий, а ведь это два моря: Лаптевых и Восточно-Сибирское.

Однако статистические данные за семьдесят пять лет наблюдений показывают, следующее [6]:

В.П. Карклин, С.В. Хотченков, А.В. Юлин Метод долгосрочного прогноза типа ледовых условий в зимний период для районов Карского моря, с.113-125

История мореплавания по трассе Северного морского пути в XX и начале XXI века, Том III, СПб, 2015, 303 с.

Читайте также: