Лечебно охранительный режим медицинских учреждений кратко

Обновлено: 05.07.2024

Лечебно-охранительный режим в лечебно-профилактических учреждениях предусматривает создание оптимальных условий для выздоровления пациента. В лечебно-охранительный режим входит определенная организация дня пациента — расписание выполнения лечебно-диагностических мероприятий, режим питания, сна, общения с посетителями и др. Кроме того, лечебно-охранительный режим включает создание у пациента определенного психологического настроя на выздоровление, улучшение состояния, преодоление проблем со здоровьем. Поэтому персоналу рекомендуется проявлять доброжелательность к пациентам, разговаривать спокойным, негромким голосом, соблюдать по возможности установленный для них режим дня. Пациентов, страдающих тяжелыми заболеваниями или находящихся на строгом постельном или постельном режиме, рекомендуется помещать в отдельные палаты или отгораживать ширмой на время проведения гигиенических мероприятий и физиологических отправлений. Это необходимо для комфортного самочувствия самого пациента и окружающих его людей.

Для соблюдения тишины персоналу медицинского учреждения рекомендуется носить бесшумную обувь. Не следует включать громкую музыку, кричать, выяснять отношения в присутствии пациента.

Комфортные и уютные палаты помогают адаптироваться пациентам к больничным условиям, создают благоприятный психологический фон. При отделке помещений в лечебно-профилактических учреждениях следует использовать экологичные материалы теплых цветов. Это также положительно влияет на психологическое состояние пациента.

В зависимости от состояния больного ему могут быть назначены различные виды режима — общий, полупостельный, постельный, строгий постельный.

Строгий постельный режим рекомендован для обеспечения пациенту максимального покоя. При нем больной постоянно находится либо в горизонтальном положении на спине, либо в полусидячем положении с приподнятым изголовьем кровати. Пациенту, которому назначен строгий постельный режим, не позволяется самостоятельно менять положение тела и осуществлять движения в крупных суставах. Такой пациент нуждается в полном уходе (все гигиенические процедуры, кормление, помощь при физиологических отправлениях осуществляет медсестра).

Постельный режим показан, когда состояние здоровья пациента позволяет немного активизировать его движения. Основную часть времени такой больной проводит в горизонтальном или сидячем положении с приподнятым изголовьем. При этом ему позволяется выполнять движения конечностями, поворачиваться в постели, а также самостоятельно умываться и есть. Тем не менее пациенту необходимо помогать во время приема пищи, подавать судно, менять постельное и нательное белье и многое другое.

Палатный (полупостельный) режим рекомендован при необходимости постепенного увеличения двигательной активности. Пациенту, находящемуся на палатном режиме, разрешается половину дневного времени находиться в сидячем положении, несколько раз в день можно прохаживаться по палате.

Свободный (общий) режим показан при необходимости увеличить физическую нагрузку. При данном режиме большую часть времени пациент проводит вне постели, выходит за пределы палаты, допускаются прогулки на свежем воздухе. Однако тихий час пациент проводит, непременно лежа в постели.

В лечебно-профилактических учреждениях санаторного типа существуют три разновидности общего режима.

Щадящий режим по уровню физических нагрузок соответствует общему режиму в стационаре. Пациентам разрешаются прогулки на территории санатория, но определенная часть дневного времени должна проводиться в сидячем положении и относительном покое.

Щадяще-тренирующий режим предполагает участие пациента в экскурсиях и массовых культурных мероприятиях, ему разрешаются более длительные прогулки в окрестностях санатория.

Тренирующий режим допускает значительно более длительные прогулки и активное участие в любых мероприятиях.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 1 Типы лечебно-профилактических учреждений

Глава 1 Типы лечебно-профилактических учреждений В зависимости от вида оказываемой лечебно-профилактической помощи лечебно-профилактические учреждения делятся на амбулаторно-поликлинические, стационарные и санаторно-курортные. Отдельно выделяются следующие

Лечебно-профилактическая помощь в медицинских учреждениях амбулаторно-поликлинического типа

Лечебно-профилактическая помощь в медицинских учреждениях амбулаторно-поликлинического типа Внебольничная помощь городскому населению оказывается в районных поликлиниках и отделениях диспансеров. Поликлиники – это многопрофильные лечебно-профилактические

Лечебно-профилактическая помощь в медицинских учреждениях стационарного типа

Лечебно-профилактическая помощь в медицинских учреждениях стационарного типа Стационарная медицинская помощь оказывается в специализированных учреждениях стационарного типа, главным образом при состояниях, требующих комплексной диагностики и лечебных мероприятий,

Лечебно-профилактическая помощь в медицинских учреждениях санаторно-курортного типа

Лечебно-профилактическая помощь в медицинских учреждениях санаторно-курортного типа Санаторий – это тип лечебно-профилактического учреждения, в котором для терапевтического лечения тех или иных заболеваний и общего укрепления организма используются преимущественно

Глава 2 Санитарно-противоэпидемиологический режим в лечебно-профилактических учреждениях

Глава 2 Санитарно-противоэпидемиологический режим в лечебно-профилактических учреждениях Санитарно-противоэпидемиологическим режимом называется комплекс организационных, санитарно-профилактических и противоэпидемио-логических мероприятий, целью проведения

Глава 3 Лечебно-охранительный режим в лечебно-профилактических учреждениях

Глава 3 Лечебно-охранительный режим в лечебно-профилактических учреждениях Лечебно-охранительный режим в лечебно-профилактических учреждениях предусматривает создание оптимальных условий для выздоровления пациента. В лечебно-охранительный режим входит определенная

Глава 1. Типы лечебно-профилактических учреждений

Глава 1. Типы лечебно-профилактических учреждений В зависимости от вида оказываемой лечебно-профилактической помощи лечебно-профилактические учреждения делятся на амбулаторно-поликлинические, стационарные и санаторно-курортные. Отдельно выделяются следующие

Лечебно-профилактическая помощь в медицинских учреждениях амбулаторно-поликлинического типа

Лечебно-профилактическая помощь в медицинских учреждениях амбулаторно-поликлинического типа Внебольничная помощь городскому населению оказывается в районных поликлиниках и отделениях диспансеров. Поликлиники — это многопрофильные лечебно-профилактические

Лечебно-профилактическая помощь в медицинских учреждениях стационарного типа

Лечебно-профилактическая помощь в медицинских учреждениях стационарного типа Стационарная медицинская помощь оказывается в специализированных учреждениях стационарного типа, главным образом при состояниях, требующих комплексной диагностики и лечебных мероприятий,

Лечебно-профилактическая помощь в медицинских учреждениях санаторно-курортного типа

Лечебно-профилактическая помощь в медицинских учреждениях санаторно-курортного типа Санаторий — это тип лечебно-профилактического учреждения, в котором для терапевтического лечения тех или иных заболеваний и общего укрепления организма используются преимущественно

Глава 2. Санитарно-противоэпидемиологический режим в лечебно-профилактических учреждениях

Глава 2. Санитарно-противоэпидемиологический режим в лечебно-профилактических учреждениях Санитарно-противоэпидемиологическим режимом называется комплекс организационных, санитарно-профилактических и противоэпидемиологических мероприятий, целью проведения

Глава 3 Оказание лечебно-профилактической помощи детям. Охрана материнства и детства

Глава 3 Оказание лечебно-профилактической помощи детям. Охрана материнства и детства Система охраны здоровья матери и ребенка на ФАПОбщие принципы охраны здоровья матери и ребенка на ФАПСистема охраны здоровья матери и ребенка в нашей стране является одним из самых

Глава 7 Лечебно-оздоровительный туризм

Глава 7 Лечебно-оздоровительный туризм 7.1. Наука курортология Лечебно-оздоровительный туризм предусматривает перемещение резидентов и нерезидентов в пределах государственных границ и за пределы государственных границ на срок не менее 20 ч и не более 6 мес. в

Лечебно-охранительный режим — это комплекс профилактических и лечебных мероприятий, которые направлены на лечение, уход и реабилитацию пациентов. Он способствует полноценному возвращению пациентов в общество, помогает освоить образ жизни, необходимый для сохранения здоровья.

Лечебно-охранительный режим заключается в следующем:
-внешнее преобразование больничной среды;
-продление естественного ночного сна;
-защита пациента от отрицательных эмоций и болевых ощущений;
- дополнение режима покоя физической активностью (лечебная физкультура) и улучшение нервно-психического тонуса
.

Атмосфера лечебно-профилактического учреждения направлена на то, чтобы наиболее полно обеспечитьбольному психический и физический покой. Она должна способствовать преодолению явлений госпитализма — страха и беспокойства перед манипуляциями и операциями, переживаний, связанных с расставанием с родными и близкими, непривычной обстановкой, затруднительной адаптацией к новой среде, окружающему медицинскому персоналу, соседям по палате.

Создание в лечебно-профилактических учреждениях комфортных условий, отвечающих современным гигиеническим требованиям, способствует адаптации к новым условиям и скорейшему выздоровлению.

Большую роль в этом играют следующие факторы:
- чистота;
- освещение;
- температура воздуха;
- тишина;
- тактичность медперсонала;
- внимательное и предупредительное отношение к запросам пациента;
- уютная обстановка и др.

Лечебно-охранительный режим включает:
- санитарно-гигиенический режим медицинских учреждений с установленными нормами по устройству и расположению участка больницы, ее корпусов и внутренней отделке помещений, оборудованию палат, мебели, а также с выполнением требований к освещению, вентиляции, санитарному состоянию территории;
- санитарно-противоэпидемические мероприятия, ориентированные на профилактику распространения внутрибольничной инфекции, обеспечение санитарно-гигиенического режима в отделениях;
- комплекс мер по дезинфекции предметов ухода за пациентами;
- мероприятия по обеспечению личной гигиены больных и персонала;
- индивидуальный режим дня пациента;
- медицинскую этику и деонтологию;
- больничный режим.

Эффективность лечения по многом зависит от правил внутреннего распорядка в отделении. Их строгое соблюдение способствует созданию физического и психического комфорта для пациентов, улучшает взаимопонимание между больными и медицинским персоналом.

При правильно организованном режиме все лечебно-диагностические процедуры проводятся своевременно, обеспечивается полноценный отдых больных, их нормальное питание. При поступлении пациента в отделение медицинская сестра обязана ознакомить его с правилами внутреннего распорядка и необходимостью их соблюдения.

В зависимости от тяжести состояния каждому пациенту назначается индивидуальный режим: строгий постельный, постельный, полупостельный, общий.

Строгий постельный режим — пациенту запрещается вставать, садиться, переворачиваться и активно двигаться в постели. Медсестра обеспечивает такому пациенту полные уход и помощь при физиологических отправлениях, следит за соблюдением режима и правил личной гигиены.

Постельный режим — разрешено поворачиваться в постели, запрещено вставать. Медсестра помогает пациенту в проведении гигиенического туалета, при кормлении.

Полупостельный режим — пациенту разрешено передвигаться по палате, сидеть на стуле. Питание при таком режиме происходит в палате. Гигиенические мероприятия пациент проводит самостоятельно или с помощью медсестры.

Общий режим — пациент может передвигаться по отделению, самостоятельно проводить гигиенические мероприятия, ему разрешены прогулки по территории больницы.

Для пациентов с общим режимом следует позаботиться об организации досуга, который поможет отвлечься от тревожных мыслей. С этой целью организуют библиотеки, настольные игры, прогулки в больничном парке, устанавливают в коридорах телевизоры.

Лечебно-охранительный режим — это комплекс профилактических и лечебных мероприятий, которые направлены на лечение, уход и реабилитацию пациентов. Он способствует полноценному возвращению пациентов в общество, помогает освоить образ жизни, необходимый для сохранения здоровья.



Лечебно-охранительный режим заключается в следующем:
-внешнее преобразование больничной среды;
-продление естественного ночного сна;
-защита пациента от отрицательных эмоций и болевых ощущений;
- дополнение режима покоя физической активностью (лечебная физкультура) и улучшение нервно-психического тонуса
.

Атмосфера лечебно-профилактического учреждения направлена на то, чтобы наиболее полно обеспечитьбольному психический и физический покой. Она должна способствовать преодолению явлений госпитализма — страха и беспокойства перед манипуляциями и операциями, переживаний, связанных с расставанием с родными и близкими, непривычной обстановкой, затруднительной адаптацией к новой среде, окружающему медицинскому персоналу, соседям по палате.

Создание в лечебно-профилактических учреждениях комфортных условий, отвечающих современным гигиеническим требованиям, способствует адаптации к новым условиям и скорейшему выздоровлению.

Большую роль в этом играют следующие факторы:
- чистота;
- освещение;
- температура воздуха;
- тишина;
- тактичность медперсонала;
- внимательное и предупредительное отношение к запросам пациента;
- уютная обстановка и др.

Лечебно-охранительный режим включает:
- санитарно-гигиенический режим медицинских учреждений с установленными нормами по устройству и расположению участка больницы, ее корпусов и внутренней отделке помещений, оборудованию палат, мебели, а также с выполнением требований к освещению, вентиляции, санитарному состоянию территории;
- санитарно-противоэпидемические мероприятия, ориентированные на профилактику распространения внутрибольничной инфекции, обеспечение санитарно-гигиенического режима в отделениях;
- комплекс мер по дезинфекции предметов ухода за пациентами;
- мероприятия по обеспечению личной гигиены больных и персонала;
- индивидуальный режим дня пациента;
- медицинскую этику и деонтологию;
- больничный режим.

Эффективность лечения по многом зависит от правил внутреннего распорядка в отделении. Их строгое соблюдение способствует созданию физического и психического комфорта для пациентов, улучшает взаимопонимание между больными и медицинским персоналом.

При правильно организованном режиме все лечебно-диагностические процедуры проводятся своевременно, обеспечивается полноценный отдых больных, их нормальное питание. При поступлении пациента в отделение медицинская сестра обязана ознакомить его с правилами внутреннего распорядка и необходимостью их соблюдения.

В зависимости от тяжести состояния каждому пациенту назначается индивидуальный режим: строгий постельный, постельный, полупостельный, общий.

Строгий постельный режим — пациенту запрещается вставать, садиться, переворачиваться и активно двигаться в постели. Медсестра обеспечивает такому пациенту полные уход и помощь при физиологических отправлениях, следит за соблюдением режима и правил личной гигиены.

Постельный режим — разрешено поворачиваться в постели, запрещено вставать. Медсестра помогает пациенту в проведении гигиенического туалета, при кормлении.

Полупостельный режим — пациенту разрешено передвигаться по палате, сидеть на стуле. Питание при таком режиме происходит в палате. Гигиенические мероприятия пациент проводит самостоятельно или с помощью медсестры.

Общий режим — пациент может передвигаться по отделению, самостоятельно проводить гигиенические мероприятия, ему разрешены прогулки по территории больницы.

Для пациентов с общим режимом следует позаботиться об организации досуга, который поможет отвлечься от тревожных мыслей. С этой целью организуют библиотеки, настольные игры, прогулки в больничном парке, устанавливают в коридорах телевизоры.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема лекции: "Лечебно-охранительный режим в ЛПУ. Размещение и перемещения пациента в постели с использованием принципов эргономики"

Лечебно-охранительный режим - это комплекс профилактических и лечебных мероприятий, направленных на оказание помощи, лечение и возвращение пациентов в общество в качестве его полноценных членов, освоивших более целесообразный для сохранения здоровья образ жизни.

Цель: Среда лечебного учреждения должна обеспечить пациенту психический и физический покой, способствующий преодолению неблагоприятных факторов госпитализма: страха и беспокойства перед исследованиями, лечением, переживаний от расставания с привычной домашней обстановкой, трудностей приспособления к новой среде, окружающим медицинским работникам и соседям по палате.

Лечебно-охранительный режим включает:

1) санитарно-гигиенический режим медицинских учреждений с определенными требованиями к устройству и расположению участка больницы, ее корпусов и внутренней отделке помещений, оборудованию палат, мебели, освещению, отоплению, вентиляции, санитарному состоянию территории

2) санитарно-противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение распространения внутрибольничной инфекции, обеспечение санитарно-гигиенического режима в отделениях, палатах, столовой, буфете;

3) мероприятия по дезинфекции предметов ухода за больными. Санитарно-гигиенические требования к содержанию лечебных учреждений предусматривает достаточное количество дезинфицирующих средств, маркированного материала для уборки помещений, надлежащее их хранение. Существуют дополнительные инструкции по текущей и генеральной уборке буфета, столовой, санузлов, клизменной, палат, процедурного кабинета и других лечебно-диагностических кабинетов, а также правила приготовления, применения и хранения дезинфицирующих средств

4) комплекс мероприятий по обеспечению личной гигиены пациента, медицинского работника. Объем мероприятий личной гигиены зависит от тяжести больного, его индивидуального режима, методов лечения

5) индивидуальный режим пациента (постельный, полупостельный, активный)

6) правила этики и деонтологии медицинских работников

7) внутрибольничный режим - определенный порядок, установленный в данном учреждении в зависимости от его профиля. Правила внутреннего распорядка дня устанавливают строго определенное время для питания пациентов, выполнения лечебно-диагностических процедур, санитарно-гигиенических мероприятий, обхода врача, посещения родственников. Неукоснительное исполнение данных правил обеспечивает пациенту полный физический и психический покой, благоприятствующий его выздоровлению.

Режим эмоциональной безопасности

Цель мероприятий по обеспечению этого режима: устранить отрицательное влияние больничной среды на эмоциональную сферу, психику человека. Дать больше положительных эмоций, что поможет в лучшей и скорейшей адаптации условиям стационара. В связи с этим следует выработать:

1) определенное поведение между членами коллектива, основанное на этических нормах;

2) методы обращения с пациентами;

3) приемы максимального воздействия на пациентов благоприятной больничной среды;

4) меры по поддержанию порядка в больничных палатах (отделении);

5) четкую организацию труда коллектива.

Успех лечебной деятельности во многом обеспечивается правилами внутреннего распорядка, установленными в данном учреждении (отделении).

Соблюдение режима дня строго обязательно и для пациентов, и для всех работников больницы. Медсестра знакомит с ним поступивших в отделение пациентов и их близких, участвует в проведении всех мероприятий и следит за выполнением установленного режима в отделении. Безопасная больничная среда невозможна без строгого выполнения и других правил внутреннего распорядка. Они направлены на снижение риска различных отравлений и травм.

Угрозу для здоровья могут представлять: инфекция, неправильное использование сильнодействующих и ядовитых веществ и дезинфицирующих средств, высокие и низкие температуры, различные излучения, нарушения в технике эксплуатации электрооборудования и кислородных установок.

В условиях стационара, как у пациентов, так и у медицинских работников возможны отравления и травмы в результате падений, ожогов, поражений электрическим током.

Особенно высок риск несчастных случаев у детей и пациентов пожилого и старческого возраста.

Соблюдение этих правил обеспечит:

• условия для наиболее эффективного способа удовлетворения всех основных потребностей пациента, а значит и качественный уход;

• возможность организовать работу всего медицинского коллектива и более рационально использовать рабочее время каждого;

• профилактику различных несчастных случаев, риск которых в условиях стационара достаточно высок как для пациента, так и для медицинского работника.

Режим физической активности пациенту назначает врач в зависимости от тяжести заболевания.

Строгий постельный — назначают в период начала тяжелых острых состояний(острый инфаркт миокарда, сотрясение мозга) – пациенту не разрешают самостоятельные перемещения в постели. Все основные потребности человека нарушен, сестра проводит независимые и зависимые мероприятия пациенту в целях профилактики потенциальных проблем.

Постельный – разрешают ограниченную физическую активность: повороты, сидеть в постели, рядом с кроватью, проводить лечебную гимнастику самостоятельно или с помощью специалиста. Медсестра побуждает пациента к самостоятельности и помогает ему в мероприятиях по уходу за собой.

Полупостельный – разрешают сидеть на кровати, стуле, проводить утренний туалет с помощью сестры или родственников. Пациент испытывает относительный дефицит самоухода.

Палатный – разрешают перемещения в пределах палаты, уход осуществляет самостоятельно в пределах палаты.

Общий — позволяет свободное перемещение в пределах лечебного отделения, прогулки по территории ЛПУ, полный самоуход.

Наблюдение за соблюдением режима двигательной активности пациентом – обязанность медсестры.

Положения пациента в постели

Активное – свободное и произвольное перемещение в постели — пациент самостоятельно поворачивается, сидит, встает, обслуживает себя. Может произвольно менять свое положение, хотя и испытывает при этом болезненные или неприятные ощущения.

Пассивное – пациент не может самостоятельно повернуться, изменить положение вследствие сильной слабости при высоко интоксикации, кровотечении, в постоперационном периоде, часто такие пациенты пребывают в тяжелом или бессознательном состоянии.

Вынужденное — пациент принимает положение для облегчения или улучшения своего состояния в зависимости от особенностей заболевания:

при боли в животе пациент сгибает ноги, избегает любого прикосновения к животу;

при коликах в животе пациент беспокоен, мечется в постели или скован;

при наличии воспалительной жидкости в полости плевры – лежит на больном боку для уменьшения боли;

в случае приступа удушья при бронхиальной астме – сидит в постели, упираясь руками в кровать.

1. Лечебно-охранительный режим в лечебно-профилактических учреждениях предусматривает создание благоприятных условий для эффективного лечения, нравственного и психического покоя, уверенности больных в быстрейшем и полном выздоровлении.

2. Должностной обязанностью всего медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений является правильная организация и непременное соблюдение лечебно-охранительного режима, либо уровень и качество лечебно-охранительного процесса в значительной мере определяется не только профессиональными знаниями и навыками медицинского персонала и степени технической оснащенности учреждений, но и культурой медицинского персонала, этическим воспитанием, доброжелательным его взаимоотношением с больными, особенно с детьми и их родителями, а также с коллегами по работе.

3. Медицинский персонал обязан внимательно и чутко относиться к больным, не допускать неуместные разговоры в присутствии больных, шума в больничных коридорах и т.д. Четко соблюдать распорядок дня в отделениях и в поликлиниках.

4. Медицинский персонал обязан всегда находить пути к дружескому контакту с матерью ребенка, не допускать небрежность и бестактность в обращении с нею.

5. Руководители лечебно-профилактических учреждений должны постоянно осуществлять работу с коллективом по воспитанию высоких моральных качеств, соблюдению медицинской этики и деонтологии, проводить работу над каждым словом и действием врача, медицинской сестры, санитарки и всего обслуживающего персонала. Своевременно разъяснять допущенные ошибки и их последствия.

6. Необходимо учитывать, что лечебный процесс в больницах начинается уже в приемном отделении и организация его работы, определенным образом, сказывается на дальнейшем ходе лечения. Поэтому обстановка, в которой впервые сталкивается больной - чистота и уют в помещении, отношение, поведение и внешний вид персонала и т.п., должны поддерживать в больном уверенность в том, что именно в больнице он быстро восстановит свое здоровье.

Для работы в приемном отделении необходимо выделить соответствующим образом воспитанный и подготовленный персонал. Особое внимание должно быть уделено оборудованию и оснащению этого отделения, устранению всех отрицательных раздражающих факторов.

В детских больницах интерьер приемных отделений должен быть наиболее подходящим для больного ребенка: окраска стен в мягкие пастельные тона, эстампы, цветы, полки и шкафы для рисунков и книг, цветные картинки располагают ребенка к новой обстановке.

Четкость работы - обязательное требование для приемного отделения. В нем все должно делаться быстро, но в тоже время без лишней спешки и суеты, не в ущерб интересам больного. В присутствии больного персонал приемного отделения ни в коем случае не должен вступать в пререкания с лицами, доставившими его и, несмотря на все трудности (отсутствие свободных мест, одновременное поступление нескольких больных), каждый больной должен быть встречен внимательно и приветливо. Все недоразумения, связанные с направлением больного, выясняются не в его присутствии. При приеме детей персонал не должен проявлять торопливость и резкость в обращении. С детьми следует разговаривать спокойно, ласково.

Здесь же в приемном отделении необходимо узнать ласкательное имя ребенка, его основные привычки. По пути в отделение ребенку следует рассказать о том, что его ждут другие дети, что он будет играть, рисовать, читать книги, строить.

Смена дежурств персонала приемных отделений должна производиться в часы наименьшего поступления больных и ни в коем случае не нарушать установленного порядка приема.

Особое значение в первые часы поступления больного приобретает внимательное отношение, вдумчивый подход к оценке соматического и психического состояния.

Сдержанность и внешнее спокойствие медицинского персонала оказывают положительное воздействие на чрезмерные эмоции родителей больного ребенка. Неосторожно сказанная фраза может нанести больному непоправимый вред и значительно снизить эффективность всех проводимых в дальнейшем лечебных мероприятий.

При поступлении тяжелых детей медицинский персонал не должен проявлять растерянность, обсуждать тяжесть его состояния, задерживать оказание медицинской помощи.

Нельзя поручать прием больного младшему медицинскому персоналу. Каждого поступающего больного должна встретить медицинская сестра, она же готовит его к врачебному осмотру. Младший персонал выполняет только отдельные поручения - переносит, укладывает больного и т.д. Опрос больного и сбор сведений для заполнения медицинской карты стационарного больного производится исключительно врачом, им же определяются способы санобработки и транспортировки больного в отделение, которое осуществляются под наблюдением и при непосредственном участии среднего медицинского персонала.

7. Создание максимального покоя для больных является одной из первоочередных задач. Недопустимо обращаться ко всем пациентам на "ты" и вместо имени, отчества или фамилии говорить "больной" и "больная". Такое обезличенное, невежливое обращение и, наоборот, излишняя фамильярность не могут способствовать установлению контакта между персоналом и больным, не создают обстановки взаимного доверия и уважения. В общении друг с другом персонал также должен быть взаимно вежлив и тактичен.

8. Большое значение имеет правильное размещение больных по палатам, с учетом не только характера заболевания, но и возраста и других особенностей больного.

9. В целях исключения из жизни больницы всех моментов, нарушающих тишину и покой, весь медицинский и обслуживающий персонал в палатах и коридорах должен говорить тихо, вполголоса и только о том, что имеет непосредственное отношение к работе. В каждом палатном отделении необходимо специальное ночное освещение, которое бы обеспечило выполнение медицинского назначения больному без нарушения покоя остальных больных в палате. Весь распорядок работы отделения должен быть построен с учетом интересов больного, с учетом максимального продления часов сна и отдыха. Грубейшей ошибкой являются факты выполнения врачебных назначений, манипуляций во время дневного отдыха ребенка.

Основную уборку помещения рекомендуется проводить в часы бодрствования больных, причем необходимо обучить персонал производить эту работу без шума.

10. Несомненно, что добиться тишины в отделении можно только в том случае, если сами больные поймут ее необходимость и будут сознательно относиться к установленному распорядку дня. Для этого с каждым больным, поступившим в стационар, лечащий врач должен провести беседу о необходимости оберегать не только свой покой, но и покой других больных.

11. Организации обходов необходимо уделять особое внимание. Заведующие отделениями, консультанты, заведующие кафедрами и их сотрудники в палате производят только тщательный осмотр больного, при этом докладывающий врач излагает историю болезни в такой форме, которая не может внушить больному опасения за неблагоприятный исход своего заболевания.

Разбор и обмен мнениями производится вне палаты, не в присутствии больного. В отдельных случаях может быть рекомендован осмотр больного в кабинете врачей с соблюдением тех же правил, как и при обходах в палатах.

12. Отсутствие подготовки больного к операции (беседа врача с больным о необходимости операции, ее сущности) и нередко имеющие место отмены операции без медицинских показаний к этому заставляют больных находиться в чрезвычайно напряженном состоянии, ухудшают их самочувствие.

Особое внимание должно обращаться на обстановку в операционных и перевязочных. Одновременные перевязки и операции на двух столах могут быть допущены только в исключительных случаях. Использованные материалы необходимо немедленно убирать. Оперирующий хирург и его помощники обязаны помнить, что больной прислушивается и остро реагирует на каждое их слово и поэтому во время операции весь персонал должен особо следить за своей речью.

13. Борьба с болью - одна из основных проблем и правильное ее разрешение имеет особое значение для всех отделений и особенно, для хирургического профиля. Боль при операциях, перевязках, инструментальных исследованиях и других манипуляциях, травмирует больного. Кроме того, процедуры, вызывающие боль, не дают той терапевтической эффективности, которую можно было бы от них ждать. Поэтому все манипуляции (перевязки, инъекции и др. - должны производиться чрезвычайно осторожно, с применением во всех возможных случаях современных способов обезболивания и с предварительной подготовкой больного.

14. Лечебное питание является одним из методов комплексной терапии, и для эффективного его применения требуется ряд организационных мероприятий. Назначение диеты производится дифференцированно, с разъяснением больному его сущности и значения точного ее соблюдения. Больному и его родственникам обязательно должны быть даны соответствующие указания в отношении пищевых продуктов, которые могут быть переданы из дому.

Рекомендуется в больничных учреждениях организовывать буфеты, в которых по рекомендациям врачей, больные и матери больных детей могли бы покупать соответствующие продукты питания. Особенно это имеет значение для иногородних больных.

Пища должна быть разнообразной, аппетитно оформленной, вкусной, даже на строгих диетах. Во всех лечебных учреждениях необходимо устанавливать 4-х разовое питание, а для ряда больных, по медицинским показаниям, более частый прием пищи. Особое внимание должно быть уделено питанию тяжело больных и детей.

15. Одним из основных условий, обеспечивающих успех лечения, является приемственность "поликлиника-больница-поликлиника", при этом должна быть предусмотрена система передачи амбулаторных карт в стационар одновременно с госпитализацией и возвращению их в поликлинику после выписки больного с обязательным внесением в нее эпикриза.

16. Больной должен знать о своей болезни только то, что является ему понятным, не может внушить тревоги и нарушить его психическое равновесие. Все сведения о своей болезни больной должен получать исключительно от врача.

Среднему и младшему персоналу не разрешается давать каких-либо справок как самим больным, так и их родственникам о характере заболевания, состоянии и прогнозе.

Нельзя выдавать больному на руки результаты исследований и анализов. Все они передаются непосредственно лечащему врачу и присоединяются к истории болезни. Истории болезни должны быть недоступны для ознакомления с ними больных.

17. В каждом медицинском учреждении совершенно необходимо проводить соответствующую работу с родственниками больных. В первую очередь следует установить такой порядок, при котором они систематически могли бы получать информацию о состоянии здоровья больного непосредственно от лечащего врача. Информация врача должна быть конкретной и правдивой, без ненужной детализации и использования малопонятных медицинских терминов, излишних заверений и обещаний.

Необходимо учитывать, что регулярные свидания с родными зачастую могут оказать на больного самое благотворное влияние. Поэтому следует максимально увеличить количество приемных дней, организовав их так, чтобы они не нарушали общего режима учреждения.

18. Необходимо обратить серьезное внимание на повышение культуры амбулаторно-поликлинической помощи и помощи больным на дому.

В поликлинику к участковому врачу обращаются люди со своими тревогами и волнениями, поэтому работа участкового врача требует большой любви к людям, всестороннего развития, клинического кругозора; от него зависит действенность всех лечебно-профилактических мероприятий.

В поликлинике необходимо создать обстановку четкой организации работы всех служб и кабинетов, приветливости и доброжелательности сотрудников.

Продуманной, красиво оформленной, современной и полной должна быть информация в вестибюлях и холлах поликлиники, и какой бы теме не были посвящены медицинские стенды, они должны вести пропаганду здорового образа жизни. Центром по пропаганде гигиенических и санитарных зданий в детской поликлинике должен стать кабинет по воспитанию здорового ребенка.

Не следует забывать и о внешнем облике всех сотрудников поликлиники: аккуратность, чистота, неприемлемость экстравагантных нарядов и причесок.

19. Особые требования предъявляются к оформлению тех кабинетов в детских поликлиниках, где ребенок испытывает боль (процедурный, прививочный, стоматологический, хирургический и др.), а также поведению их сотрудников. Чуткость, ласковый голос, умение общения с больным ребенком, сострадание к его боли - неизменные качества сестер, назначенных на работу в эти кабинеты.

20. В поведении врача на поликлиническом приеме должна быть продумана каждая мелочь. Выписывая рецепт, врач должен предварительно обдумать пропись, учитывая, что всякие исправления и переписка рецептов в присутствии пациента может быть им истолкована как неуверенность врача, и, следовательно, внушить сомнение в правильности диагностики и лечения. Врач должен быть постоянно в курсе всей дефектуры медикаментов в аптеках, так как замена выписанного лекарства другим не только задерживает начало лечения, но и заставляет пациента предполагать, что лечение проводится неполноценное.

21. К каждому больному, проходящему лечение на дому или в поликлинике, требуется такой же вдумчивый и внимательный подход как и в стационаре. Никакой перегрузкой не может быть оправдано такое положение, когда врач при посещении больного на дому не снимает верхней одежды, не моет руки или в резкой форме выражает свое неудовольствие по поводу, по его мнению, необоснованного вызова.

При обслуживании больного на дому врач должен подробно разъяснить родным и близким в доступной для них форме правила ухода, значение сделанных медицинских назначений, необходимость соблюдения определенного режима и правил личной гигиены и профилактики.

22. В правилах внутреннего распорядка каждого лечебно-профилактического учреждения должен быть специальный раздел по обеспечению лечебно-охранительного режима.

В положениях о функциональных обязанностях каждого сотрудника на каждом рабочем месте должен быть предусмотрен строгий порядок по соблюдению лечебно-охранительного режима в конкретном кабинете, палате, отделении и т.д.

23. Дальнейшее повышение культуры медицинской помощи населению должно тесно сочетаться и органически быть связанным с повышением уровня и качества лечебно-диагностического процесса, с широкой инициативой и творческой мыслью всех медицинских работников.

Начальник Главного
управления лечебно-профилактической
помощи Минздрава СССР

Начальник Главного
управления лечебно-профилактической
помощи детям и матерям Минздрава СССР

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Читайте также: