Латинская америка между диктатурой и демократией кратко
Обновлено: 08.07.2024
Начиная с 1930-х гг., а особенно в послевоенные годы большинство стран Латинской Америки вступило на путь модернизации экономики и ускоренного индустриального развития. Этому способствовал ряд благоприятных для этих стран обстоятельств.
Модернизационная политика в Латинской Америке
В годы Второй мировой войны возрос спрос на аграрную продукцию латиноамериканских стран. Будучи удаленными от театров военных действий, эти страны оказали приют многим эмигрантам из воюющих стран, бежавшим от войны и ее последствий. Тем самым обеспечивался приток квалифицированных специалистов, рабочих из Европы. Латинская Америка воспринималась ими как относительно безопасный и благодаря обилию природных ресурсов и неосвоенных земель выгодный район для вложения капиталов. Несмотря на частые перевороты, сменявшиеся военные режимы, как правило, не решались затрагивать интересы иностранного капитала, тем более что большая его часть принадлежала корпорациям США.
Программа Дж. Кеннеди помогла решению проблем модернизации экономики, но не укреплению основ политической стабильности.
Спецификой общественно-политического развития стран Латинской Америки оставалось чередование у власти военных и гражданских режимов.
Благодаря усилиям военных режимов в области модернизации с 1960-х по 1980-е гг. объем валового внутреннего продукта стран
Латинской Америки возрос втрое. Бразилия, Аргентина и Чили достигли показателей среднего уровня развития. По объему производства ВНП на душу населения многие страны Латинской Америки к концу XX в. превзошли показатели Восточной Европы и Российской Федерации.
По характеру социального развития латиноамериканские страны приблизились к развитым государствам Северной Америки и Западной Европы.
Так, доля наемных работников в самодеятельном населении составила от 70 до 80 %. При этом в Бразилии с 1960 по 1990 г. удельный вес рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве, сократился с 52 до 23 %, в промышленности возрос с 18 до 23 %, в сфере услуг возрос с 30 до 54 %. Сходные показатели были и у большинства других латиноамериканских стран.
В то же время оставались весьма существенные различия между латиноамериканскими и развитыми странами. На протяжении 1980 —1990-х гг. в Латинской Америке сохранялось значительное имущественное неравенство. Небольшой была прослойка лиц, относящих себя к среднему классу. При отсутствии традиции гражданского контроля над армией высшее звено военных представляло собой особую, относительно самостоятельную привилегированную прослойку.
Соотношение между доходами 20% самых бедных и 20% самых богатых семей в 1980—1990-е гг. в Бразилии, например, составило 1 : 32, в Колумбии — 1 : 15,5, в Чили 1:18.
Слабость среднего класса определяло отсутствие социальной базы модернизационной политики, проводившейся военными режимами. Из-за низкой покупательной способности основной массы населения новые отрасли индустрии зависели от экспорта большей части продукции. Не получающие выгод от модернизации слои населения рассматривали ее как форму подчинения экономики транснациональному, особенно американскому капиталу. Они не связывали ее с решением общенациональных задач.
Демократия в Латинской Америке
Существующая оппозиция режимам военных диктатур усиливалась по ряду причин. К их числу относились коррупция в среде верхушки военных, расточительность в использовании кредитов и займов, нередко разворовывавшихся или направлявшихся на амбициозные и экономически нецелесообразные проекты. Негативную роль играл типичный для диктаторских режимов правовой произвол в отношении представителей национальной буржуазии, мелких и средних собственников. Рано или поздно большинство военных режимов, сталкиваясь с ростом внутренней оппозиции, в том числе и в военной среде, теряло власть.
Со времени Второй мировой войны и до 1990-х гг. демократические режимы в большинстве латиноамериканских стран оказывались недолговечными.
Исключение составляла Мексика, где после победы революционного движения в 1917 г. была принята демократическая Конституция, хотя на арене политической жизни преобладала одна партия (Институционально-революционная), до 1990-х гг. не имевшая серьезных конкурентов.
Попытки создать широкий блок национально-патриотических сил на демократической основе, включающих трудящихся и национальную буржуазию, проводить сбалансированную политику, сочетающую модернизацию с постепенным повышением уровня жизни, предпринимались в Латинской Америке неоднократно.
Первая и наиболее успешная такая попытка была предпринята в Аргентине полковником X. Пероном (1895—1974), захватившим власть в результате переворота в 1943 г. При опоре на национальный профцентр (Всеобщую конфедерацию труда) он в 1946 г. одержал победу на всеобщих выборах. Представители профсоюзов, ставшие опорой создания новой, Перо-нистской партии, вошли в парламент и в правительство. При Пероне социальные права были включены в Конституцию Аргентины. Введены оплачиваемые отпуска, создана система пенсионного обеспечения. Выкупу или национализации подверглись железные дороги, средства связи, был принят пятилетний план экономического развития, предполагавший создание стимулов для роста национального капитала. Однако в 1955 г. в стране произошел военный переворот.
Свою главную задачу демократические режимы в Латинской Америке, зависящие от голосов избирателей и поддержки профсоюзов, видели в решении назревших социальных проблем. В среднем в послевоенный период зарплата в промышленности латиноамериканских стран увеличивалась на 5—7% в год. Однако материальные ресурсы проведения активной социальной политики были крайне ограничены.
Левое правительство С. Альенде (1908—1973) в Чили в 1970— 1973 гг. предприняло попытку привлечения дополнительных средств за счет увеличения налогов на предпринимателей, отказа от полной уплаты процентов по внешним долгам, национализации прибыльных предприятий, латифундий и экономии на военных расходах. Эта политика стала причиной недовольства ТНК, которым принадлежало около 40% промышленности Чили. Она вызывала конфликты со странами-кредиторами, приводила к падению темпов модернизации экономики и снижению конкурентоспособности продукции на мировых рынках.
В свою очередь, неспособность правительства Альенде удовлетворять растущие социальные запросы привела к росту забастовочного движения, активизации леворадикальной оппозиции, прибегавшей к насильственным действиям, вплоть до создания сельских и городских партизанских отрядов.
В конечном счете жесткое экономическое и политическое давление извне, рост внутренних противоречий, не находящих решения, привели общество на грань гражданской войны. В 1973 г. это побудило армию с одобрения правящих кругов США взять ситуацию в Чили под свой контроль.
Переворот в Чили, приведший к власти генерала А. Пиночета (р. в 1915), был наиболее кровавым в послевоенной истории латиноамериканских стран. С. Альенде погиб в ходе боев за президентский дворец. Центральный стадион в столице Чили — Сантьяго был превращен в концлагерь. Тысячи человек, активистов левых сил и профсоюзного движения, были казнены, около 200 тыс. оказались вынуждены бежать из страны.
Латиноамериканские страны в 1990-е гг.
Конец 1980-х — начало 1990-х гг. ознаменовались новым этапом в развитии латиноамериканских стран. В большинстве из них диктатуры уступили место демократическим, конституционно избранным правительствам. После поражения Аргентины в войне с Англией (1982), возникшей из-за спора о принадлежности Фолклендских островов, военный режим дискредитировал себя и вынужден был в 1983 г. передать власть гражданскому правительству. В 1985 г. диктатуры в Бразилии и Уругвае также уступили власть конституционно избранным правительствам. В 1989 г., после 35 лет власти генерала Л. Стреснера (р. в 1912), на путь демократии вступил Парагвай, в 1990 г. ушел в отставку генерал А. Пиночет в Чили.
Все это создало предпосылки для более стабильного развития. К середине 1990-х гг. в большинстве стран Латинской Америки темпы развития экономики вновь возросли. В 1980-е гг. прирост ВНП на континенте составлял всего 1,7% в год, в 1990-е гг. он увеличился до 3,2%.
У большинства стран не произошло увеличения внешней задолженности. У Бразилии она с 1980 по 1995 г. сократилась с 31,2% стоимости ВНП до 24%, а ее экономический потенциал стал сопоставим с показателями наиболее развитых стран Европы.
Резкий рост долгов наблюдался в последнее десятилетие XX в. лишь у тех стран, которые установили особенно тесные отношения с США: у Мексики (с 30,5% до 69,9% ВНП), Аргентины, чей курс валюты был тесно соотнесен с долларом.
В 2001 г. в Аргентине разразился острейший социально-экономический и политический кризис. Катастрофический рост внешней задолженности вынудил правительство объявить дефолт, заморозить счета граждан в банках. Это разорило средний класс, вызвало массовые беспорядки. В результате правительство было вынуждено уйти в отставку. Однако кризис не привел к установлению новой военной диктатуры.
Спорным остается вопрос о том, пойдут ли страны Южной Америки по пути экономической интеграции с США или же предпочтут развивать собственные интеграционные структуры. В 1990 г. Бразилия, Аргентина, Парагвай и Уругвай создали зону свободной
торговли — блок Меркасур, к нему присоединилась и Чили. В северо-западной части Латинской Америки сложилась также экономическая группа Андский пакт.
Россия и международные отношения начала XXI в.
Российская Федерация стала правопреемницей СССР, взяв на себя ответственность за выполнение заключенных им международных соглашений и членство Совета Безопасности ООН. Однако цели интересы и возможности России, вступившей на путь демократических преобразований и развития рыночной экономики, коренным образом отличались от стремлений СССР. Это означало необходимость принятия новых подходов к внешней политике России.
Россия и страны Запада в 1990-е гг.
С началом реформ в России в ее правящих кругах утвердилось убеждение, что наибольшую значимость имеет развитие партнерских отношений со странами Запада, прежде всего с США. С ним связывалась возможность получения кредитов, привлечения инвестиций, включения России в систему международного разделения труда развитых государств.
В частности, США возражали против продаж российского оружия Индии и Ирану, игравших важную роль в экспорте страны. Точка зрения российской дипломатии далеко не всегда учитывалась при планировании операций НАТО по прекращению конфликта на территории Хорватии, Боснии и Герцеговины в бывшей Югославии (1995). Наконец, руководство блока НАТО начало подготовку к его расширению на восток. Это вызвало в российском обществе тревогу и сомнения в отношении целей политики Запада.
В России и других странах возникли опасения, что многие действия американской дипломатии не способствуют решению накопившихся на международной арене противоречий и даже обостряют их.
Современные проблемы международных отношений
За последние десятилетия сложилась развитая, многоуровневая система взаимодействия народов и государств на международной арене.
Наиболее представительным и авторитетным международным органом являются Организация Объединенных Наций (ООН) и ее специализированные учреждения.
Генеральная Ассамблея ООН определяет общие направления деятельности этой организации. Совет Безопасности ООН наделен особой ответственностью за поддержание мира и международной безопасности, имея право применять санкции, в том числе военные, в случае их нарушения. Экономический и социальный Совет ООН (ЭКОСОС) вырабатывает рекомендации по решению проблем развития, обеспечению прав человека. С ЭКОСОС взаимодействуют такие специализированные структуры, как Управление верховного комиссара по вопросам беженцев, Детский фонд ООН, Программа развития ООН (ПРОН). Вопросам развития, углубления международного сотрудничества уделяют особое внимание такие структуры ООН, как Конференция по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация по промышленному развитию (ЮНИДО), Организация по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
Весьма разветвленный характер носят организации, занимающиеся проблемами обеспечения безопасности людей в отдельных сферах: ядерной безопасностью (МАГАТЭ, Международное агентство по атомной энергии); безопасностью воздушных и морских коммуникаций; предотвращением распространения эпидемических заболеваний (Всемирная организация здравоохранения, ВОЗ).
В послевоенные годы сформировалась целая система объединений государств, ищущих пути поддержания мира и стабильности в отдельных регионах, солидарного решения общих для них проблем. Это, в частности, Организация африканского единства (ОАЕ), Организация американских государств (ОАГ), Организация исламская конференция (ОИК), Лига арабских государств (ЛАГ), Организация Североатлантического договора (НАТО) и др.
Обширные территории в Азии и Африке, особенно входившие в орбиту влияния СССР и союзных ему режимов, оказались охвачены хаосом, противоборством различных политических, религиозных группировок и кланов. Продолжалось соперничество на региональном уровне между такими странами, как Индия и Пакистан, Иран и Ирак. Не находил решения арабо-израильский конфликт, в арену кровавой бойни превратились многие страны Африки. Отдалилось решение проблем развития. Охвативший ряд стран Азии, в том числе Японию и новые индустриальные государства, в 1998 г. затяжной кризис создал серьезную угрозу стабильности мировой экономики.
В последнее десятилетие XX в. на нашей планете одновременно полыхало около 30 локальных войн, как внутренних, так и межгосударственных конфликтов. Стало очевидно, что международные институты, в первую очередь ООН, не располагают ни материальными, ни военными возможностями для решения всего комплекса возникающих проблем.
Правящая элита США считала, что стабильность на международной арене можно обеспечить в случае принятия всеми странами мира принципов демократической организации политической жизни. Однако стремление Запада к универсализации либерально-демократической политической культуры вызвало возмущение многих народов мира.
Многие религиозные и политические лидеры стран Азии и Африки стали воспринимать политику США и их союзников как источник угрозы национально-культурной самобытности своих народов. В самих странах Запада начали набирать силу новые антиглобалистские движения. Их участники полагают, что стремления США к повсеместному внедрению демократии скрывают иные мотивы, а именно попытки ориентирующихся на Соединенные Штаты ТНК и ТНБ расширить свои рынки и сферы влияния.
Антиамериканские настроения проявились в росте террористической деятельности. Она направлена против развитых стран, в первую очередь против США, их дипломатических представительств, военных объектов. Жертвами террористов чаще всего становятся рядовые граждане. Международный терроризм связан с миром организованной преступности, имеющим питательную среду в странах, охваченных хаосом. К адекватному ответу на эту угрозу США не были готовы. Атака террористов на здание Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и правительственные ведомства в Вашингтоне 11 сентября 2001 г. оказалась неожиданной.
Методы, с помощью которых правящие круги США защищают свои интересы, борются с международным терроризмом, нередко дестабилизируют международную обстановку. Ставка делается на применение военной силы, расширение военно-блоковых структур. Это вызывает настороженность у многих нейтральных и неприсоединившихся государств, в частности Китая, Индии, Ирана. Расширение НАТО, выход США из договоров 1970-х гг. о предотвращении новых витков гонки вооружений и работы по созданию системы Национальной противоракетной обороны (НПРО) вызвали тревогу многих российских политических деятелей и общественности. Возникли опасения, что страны Запада не исключают в будущем оказания силового давления и на Россию.
Российская Федерация и международная безопасность
Позиция, занятая российской дипломатией после назначения на пост министра иностранных дел Е.М. Примакова в 1996 г., а затем в 1998 г. И.С. Иванова (р. в 1945), состояла в том, что лидерство одной державы, даже столь мощной, как США, не может обеспечить стабильного миропорядка и решения тех проблем, с которыми столкнулось человечество. Требуется взаимодействие на компромиссной основе ведущих стран мира, к которым относится и Российская Федерация.
Дипломатия России продолжала придавать особое значение поддержанию стабильных отношений с США и их союзниками. В то же время уделялось большее внимание развитию отношений с такими странами, как Китай, Индия и Иран, а также традиционными союзниками СССР — Кубой, Северной Кореей, Ираком и Ливией. Приоритетными стали считаться отношения со странами ближнего зарубежья, входящими в СНГ.
Российская дипломатия использовала свое влияние на международной арене для смягчения остроты тех кризисов, в которых правящие круги США делали ставку исключительно на военную силу. Например, Россия способствовала смягчению конфликтов между странами Запада и Ирака. Она внесла значительный вклад в прекращение военных действий в бывшей Югославии, приняла участие в миротворческих операциях на Балканах. Ведущую роль Россия сыграла во взаимоотношениях стран СНГ — между Грузией и провозгласившей независимость от нее Абхазией, Молдовой и самопровозглашенной Приднестровской республикой, в Таджикистане, где начиналась гражданская война.
Новые возможности открылись перед российской дипломатией в начале XXI в. Она стала более открытой, динамичной, гибкой. Предпринимались новые шаги по улучшению отношений со странами Запада. По согласованию с США намечаются дальнейшие меры по сокращению ядерных арсеналов.
Была учтена новая ситуация, сложившаяся в мире после 11 сентября 2001 г. Правящие круги США начали долгосрочную кампанию борьбы с международным терроризмом, который является угрозой и для безопасности России. Российская Федерация и другие страны СНГ поддержали военную операцию США против международных террористических группировок, создавших базы в Афганистане.
Расширились возможности партнерства России с НАТО и Евросоюзом. Президент России В.В. Путин нанес визиты в ведущие страны мира, такие, как США, Франция, ФРГ, Великобритания.
Повысилась активность российской дипломатии и в других районах мира, в частности Азиатско-Тихоокеанском регионе.
События последнего десятилетия наглядно показали, что активная, самостоятельная роль России в мире, упрочение ее международных позиций выступают фактором стабильности мирового порядка, решения тех проблем, которые являются общими для всех народов и государств.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Латинская Америка: между диктатурой и демократией 1. Характеристика Латинской Америки 2. Аргентина от демократии к диктатуре, от диктатуры к демократии. 3. Революционные преобразования на Кубе 4. Чили в 1970—1990-е годы 5. Латиноамериканские страны 1990 –е гг.
Латинская Америка Латинская Америка – это общее название для стран и территорий, которые находятся южнее США. В указанных территориях и государствах в настоящее время проживают около 470 миллионов человек (причем это население за XX век выросло более чем в 8 раз, что составляет самый высокий уровень прироста в мире). Общая территория Латинской Америки – больше двадцати миллионов квадратных километров (что больше чем вся территория России).
Латинская Америка Наиболее крупные в территориальном плане государства региона – Бразилия, Аргентина, Мексика, в список наиболее развитых экономически стран региона, к указанным государствам, добавляются Венесуэла, Чили, Колумбия, Перу Статуя Христа-Искупителя Рио-де-Жанейро
Аргентина В латиноамериканских странах неоднократно предпринимались попытки внедрения европейской модели демократии, в частности: создание блока национально-патриотических сил и национальной буржуазии, постепенное повышение уровня социальной и экономической защиты, которое сопровождалось модернизацией промышленности. Подобные стремления создать демократическое государство увенчались успехом только в Аргентине, с приходом к власти правительства Х. Перрона в 1946 году. В Буэнос-Айресе
Аргентина Экономические трудности и подъём рабочего движения в середине 1950-х годов ослабили позиции перонистов. Летом и осенью 1955 г. произошли военные мятежи. Перон лишился власти и покинул страну. Сменившее его военное правительство свернуло проведённые ранее преобразования
Кубинская революция Революция на Кубе вошла в историю, как одна из самых известных побед над диктатурой. Она была вызвана как проблемами характерными для всей Латинской Америки (зависимость от иностранного капитала), так и местными особенностями (диктат Фульхенсио Батисты). Однако неверным будет утверждение, что революция произошла только по вине экономического кризиса или осложнившегося положения народных масс. До революции 1959 года Куба была страной полностью зависящей от американских инвестиций. Экономика Кубы была тесно связана с экономикой США
Кубинская революция 26 июля 1953 была предпринята первая попытка вооружённой борьбы против диктатуры Батисты , явившаяся началом Кубинской революции, окончилась неудачно. Ф. Кастро и его сторонники были схвачены и приговорены к тюремному заключению. Кастро и его брат Рауль были заточены в тюрьму на острове Хувентуд и через два года, в 1955 г., амнистированы.
Кубинская революция Революция победила. 1 января 1959 г. Че Гевара и Камилло Сьенфуэгос триумфально вошли в Гавану, а Кастро - в Сантьяго-де- Куба. В ночь на 1-ое января 1959 года у Батисты не выдержали нервы, и он бежал из страны, прихватив с собой $400 млн наличными. Премьер-министром страны был избран Хосе Миро Кардона, но к февралю Фиделя Кастро убедили пересмотреть свое решение и возглавить страну. Кастро занимал пост премьера до 1976 г., после чего стал президентом.
Кубинская революция Революционные преобразования в начале 1959 года были снижены плата за жильё, электричество, газ, телефон и медицинское обслуживание 17 мая 1959 года был принят закон об аграрной реформе, в результате которой было произведено перераспределение земель сельскохозяйственного назначения: 60 % получили крестьяне, 40 % перешло в государственный сектор в несколько этапов была произведена национализация банков, кредитно-финансовых организаций и промышленных предприятий
Кубинская революция В общей сложности, в результате проведенных реформ убытки 979 американских компаний и корпораций составили около 1 млрд долларов прямых капиталовложений, до 2 млн гектаров земель сельскохозяйственного назначения, три нефтеперерабатывающих и 36 сахарных заводов, значительное количество торгово-промышленных объектов и иной недвижимости
Чили в 1970—1990-е годы В сентябре 1970 г. на президентских выборах в Чили победил кандидат от блока Народное единство сенатор-социалист Сальвадор Альенде. В сформированное им правительство вошли представители социалистов, коммунистов и других левых партий. Придя к власти мирным, конституционным путём, левые силы стремились к революционным преобразованиям в стране. В 1971 г. были национализированы медная и другие отрасли добывающей промышленности, банки, внешняя торговля, а также крупные промышленные предприятия
Чили в 1970—1990-е годы Особое место в деятельности правительства С. Альенде занимала социальная политика. Была повышена заработная плата трудящихся. Развитие производства способствовало сокращению безработицы (от 8,3 до 3,8%). Расширялись права рабочих и служащих на производстве, усиливалась их роль в управлении предприятиями. Государство увеличило расходы на пенсионное обеспечение, образование, здравоохранение.
Чили в 1970—1990-е годы Страшную известность приобрёл Национальный стадион в Сантьяго, превращённый в концлагерь, где без суда и следствия было убито множество людей. Созданная вскоре тайная военная полиция (ДИНА) стала органом тотального надзора за населением и расправ с инакомыслящими.
Чили в 1970—1990-е годы Важнейшим направлением деятельности нового правительства стала модернизация промышленности. Большое значение придавалось развитию экспортных отраслей (медной, деревообрабатывающей, пищевой и др.). Результаты этой политики сказались во второй половине 1980-х годов, когда были достигнуты значительные успехи в экономическом развитии страны. Социальными последствиями модернизации стали рост городского населения (75 % всего населения в 1970 г., 84 % — в 1985 г.), а также повышение уровня безработицы (от 3,8 % в 1972 г. до 30,5 % в 1982 г.).
Чили в 1970—1990-е годы Политические основы пиночетовского режима закрепила конституция 1980г. Согласно этому документу Пиночет без проведения выборов сохранил президентские полномочия ещё на 8 лет. Отсрочивалось вступление в силу статей конституции о деятельности парламента и политических партий. Время решительных действий наступило в конце 1980-х годов.
Чили в 1970—1990-е годы В 1988 г. хунта объявила плебисцит, с тем чтобы продлить президентские полномочия А. Пиночета ещё на 8 лет. Однако более половины голосовавших не согласились с таким предложением. Пришлось назначать президентские выборы, которые состоялись в декабре 1989 г. На них победил кандидат от оппозиции, руководитель Христианско-демократической партии П. Эйлвин. После 16-летнего правления военной хунты к власти в Чили конституционным путём пришло гражданское правительство.
Чили в 1970—1990-е годы А. Пиночета остался на посту командующего армией. 11 марта 1998 года он подал в отставку, заняв место пожизненного сенатора. После неоднократных попыток привлечь Пиночета к суду в 2006 году он был признан виновным в двух убийствах.10 декабря 2006 года в возрасте 91 года бывший диктатор скончался в Военном госпитале Сантьяго. Его смерть ознаменовалась многочисленными демонстрациями — как его противников, так и сторонников.
Латиноамериканские страны 1990 –е гг В последнее десятилетие в Лат.Америке произошли глубокие политические и экономические преобразования. Их главный компонент- демократизация. Военные диктатуры, еще недавно правившие в большинстве стран Южной Америки, уступили место демократически избранным правительствам. Появившиеся в регионе новые конституционные режимы еще далеки от идеальной демократии, но тенденция к большему политическому плюрализму налицо.
Латиноамериканские страны 1990 –е гг Экономика таких стран, как Чили, Мексика, Аргентина и Перу сейчас гораздо более открыта, чем прежде. Даже в Бразилии, где сопротивление рыночным реформам продолжалось и в 90-е годы, государственная политика в целом повернулась в сторону внешнеторговой либерализации и приватизации.
Решены проблемы модернизации экономики, но не укреплена политическая стабильность.
- курс на ускоренную модернизацию
- свертывание социальных программ
- замораживание зарплаты
- привлечение иностранного капитала
Экономический эффект (экономическое чудо в Бразилии при власти военной хунты 1964-1985 г.г .)
Бывшая столица –Рио-де-Жанейро.
Новая столица Бразилиа.
В Бразилии налажен выпуск автомобилей
В Бразилии развита современная промышленность и с/хозяйство
Социальное развитие Бразилии
Демократия в Латинской Америке
Режимы военных диктатур переживали кризис:
- Коррупция в среде верхушки военных,
- Расточительное использование кредитов и займов,
- Правовой произвол
Активизация оппозиции
(проводить модернизацию с постепенным повышением уровня жизни народа и решением социальных проблем)
Вплоть до 1930-х гг. латиноамериканские страны развивались преимущественно как аграрные государства.
Начиная с 1930-х гг., а особенно в послевоенные годы, большинство стран Латинской Америки вступило на путь модернизации, ускоренного индустриального развития. Этому способствовал ряд благоприятных обстоятельств.
Файлы: 1 файл
История.Латинская Америка от диктатур к демократии.doc
Латинская Америка от диктатур к демократии.
Вплоть до 1930-х гг. латиноамериканские страны развивались преимущественно как аграрные государства.
Начиная с 1930-х гг., а особенно в послевоенные годы, большинство стран Латинской Америки вступило на путь модернизации, ускоренного индустриального развития. Этому способствовал ряд благоприятных обстоятельств.
В годы второй мировой войны возрос спрос на аграрную продукцию латиноамериканских стран. Будучи удаленными от военных действий, эти страны обеспечили приют многим эмигрантам из воюющих стран, скрывающимся от войны и ее последствий. Это обеспечило приток квалифицированных специалистов, рабочих. Латинская Америка воспринималась как относительно безопасный и, благодаря обилию природных ресурсов, неосвоенных земель, выгодный район для вложения капиталов. Несмотря на частые перевороты, сменявшиеся военные режимы, как правило, не решались затрагивать интересы иностранного капитала, тем более что большая его часть принадлежала корпорациям США. Соединенные Штаты не стеснялись прибегать к прямому военному вмешательству или смене правящих фигур в латиноамериканских странах, если ущемлялись их интересы.
Слабость демократических режимов в Латинской Америке объяснялась многими причинами. Будучи зависимы от голосов избирателей, поддержки профсоюзов, они стремились в первую очередь решать назревшие социальные проблемы. В среднем, в послевоенный период зарплата в промышленности латиноамериканских стран увеличивалась на 5—7% в год. Однако материальные ресурсы проведения активной социальной политики, которая бы соответствовала модели развитых стран, были крайне ограничены.
Левые правительства (например, Альенде в Чили в 1970—1973 гг.) предпринимали попытки привлечения дополнительных средств за счет увеличения налогов на предпринимателей, отказа от полной уплаты процентов по внешним долгам, национализации прибыльных предприятий, латифундий, экономии на военных расходах.
Читайте также: