Лаокоон и его сыновья история скульптуры кратко

Обновлено: 02.07.2024

Кто тут умирает?
Человек. который гибнет в этой скульптуре (в центре) — зовется Лаокоон. Две фигуры по бокам, поменьше размером — его сыновья Антифант и Фимбрей (но их имена никого не интересуют на самом деле); некоторые мифографы говорят, что они были близнецами.
Лаокоон, согласно мифам, был троянцем, и жил в городе Троя в самый неподходящий момент — во время войны из-за Елены Прекрасной. Он был видным жителем города — работал жрецом бога Аполлона.

За что его так?
Скульптура посвящена мучительной гибели — жреца (чье имя в очередной раз мне печатать лень, потому что я все время путаюсь в огласовке его прибалтийской фамилии) и его сыновей насмерть душит змей, а то и два, так сразу и не разберешь, сколько именно.
Обстоятельства этой смерти подробно описаны в "Энеиде" Вергилия (но не у Гомера, памятка для ЧГКшников). Мол, когда затяжная 10-летняя Троянская война, которая надоела уже и богам, и людям, уже практически подошла к концу, данный человек этот хэппи-энд чуть было не сорвал. Дело было так: данайцы (то бишь греки; как говорил персонаж Шона Коннери "тимео данаос эт дона ферентес" в роскошном боевике "Скала", рекомендую пересмотреть), так вот, греки решили взять Трою партизанской акцией. Они создали гигантского коня, позже получившего прозвание Троянского. Внутрь упаковали отборных диверсантов. Коня подкатили к воротам Трои, а сами демонстративно сели на корабли и скрылись за линией горизонта.


Троянский конь. Французская миниатюра 15 века.

Итак, корабли врагов исчезли. Берег пустой, только усыпанный окурками и пустыми бутылками. Радостные троянцы высыпают из крепости и окружают удивительную фиговинку, вероятно (по их понятиям), оставленную им как сувенир или даже как искупительный дар. Греки-диверсанты внутри коня, и боги на небесах (запасшиеся поп-корном) затаили дыхание. Троянцы уж было решили вкатить удивительную скульптуру лошади внутрь крепости.
И тут на песочек выходит жрец Лаокоон, обладающий пророческим даром, и начинает орать на них:
— ВЫ ЧТО. Вы полные идиоты, да.


Тьеполо. Троянский конь. Ок. 1760.

Описывать чувства притаившихся в пузе коня греческих спецназовцев вообще вот даже не буду. Остановимся на ощущениях олимпийских богов, которые это шоу смотрели десять лет. Причем интерактивно, принимая участие и голосуя за любимых персонажей, путем непосредственного выпиливания их врагов. Вот представьте, что вы смотрите "Игру престолов". Целый год была пауза перед САМЫМ ПОСЛЕДНИМ сезоном. Вы сидели, ждали. Кого и как там Арья того, а Серсея не того. Вам предстоит целый сезон чистого кайфа, с кровищей, блэкджеком и этими, как их, робот индексации это слово не любит, а Тирион Ланнистер очень даже наоборот. И тут, в самом начале первой серии является некий не знаю кто, но с ядерной бомбой спойлеров в кармане, и просто вот сразу убивает всех ваших любимых персонажей. То есть сезон сериала, в принципе, с оставшимися третьстепенными персонажами может продолжаться, но толку.

Примерно такую роль как раз и решил выполнить прорицатель Лаокоон, вознамерившийся остановить доставку Троянского коня внутрь крепостных стен Трои.

Телезритель бог морей Посейдон решил данный акт спойлеров сурово пресечь, и ему это удалось. Жрец с сыновьями ходил по берегу моря, из него выплыли две огромные змеи, посланные Посейдоном. И напали на распустивший язык Лаокоона. Удушили его насмерть. Вот бы всех, кто раскрывает секреты сериалов (и грядущих Мстителей марвеловских) тоже так!


Бронзовая копия знаменитой статуи в бразильском парке

Волевое решение телезрителя Посейдона, как известно, пошло всем (мировой культуре в особенности) на пользу: на этом материале была дописана "Илиада", написаны "Одиссея", "Энеида" и проч. Наивные троянцы решили, что Лакоона с сынами придушили не за слишком верное угадывание, а наоборот, за святотатство. Вкатили Троянского коня (кстати, компьютерный вирус троян назван именно в честь него; кросс-культурная преемственность, круть), внутрь своего непобедимого города. Устроили пляски, пьянку. В ночи греки вылезли из брюха коня, раскрыли ворота, в город проникли войска: резня, насилие, убитые младенчики, оскверненные девицы и проч. Финальный сезон, короче, удался на славу, следите за спин-оффами.


Теофиль Бланшар. Убийство младенца Астианакта, сына Гектора

Чем знаменита эта скульптура?
Но вернемся, собственно, к самой статуе. Она была знаменитой, судя по всему, еще в античные времена. Предполагается, что именно ее описывает Плиний Старший в своей "Естественной истории": "..как, например, в случае с Лаокооном, который находится во дворце императора Тита, произведением, которое должно быть предпочтено всем произведениям и живописи и искусства скульптуры в меди. Его с детьми и причудливыми сплетениями змей создали из единого камня по согласованному замыслу величайшие художники с Родоса Гагесандр, Полидор и Афинодор". В таком случае, это одна из считанных античных статуй, чье авторство дошло до наших дней в точности.


Гибель Лаокоона, миниатюра из рукописи "Энеиды" начала 5 века н.э. (т.н. "Ватиканский Вергилий"). Рисунок явно создан под воздействием воспоминаний о знаменитой скульптуре

Впрочем, родосские скульпторы эпохи эллинизма, вероятно, отливали статую в бронзе. До нас же дошла лишь мраморная копия, сделанная позже римскими мастерами. Ее история начинается в 1506 году, когда статуя была извлечена из-под земли, во время работ на винограднике Феличе де Фредис.


Юбер Робер. "Обнаружение Лаокоона", 1773. Изображены вымышленные обстоятельства находки статуи

Находку сразу же выкупил папа римский Юлий II, великий меценат и любитель искусств. Нескольких фрагментов недоставало: лучшие скульпторы той эпохи приняли участие в конкурсе за право реставрации этой работы.

Статуя, посвященная гибели Лаокоона и его сыновей, произвела глубочайшее впечатление на мастеров итальянского ренессанса. Они увидели в этой скульптуре, насколько доскональное знание анатомии позволяет выражать глубочайшие эмоции, в том числе самые трагические. Важным было и то, что это не единичная скульптура, а группа из нескольких человек: то есть античные скульпторы продемонстрировали христианским, как искусно можно компоновать и сочетать. В числе работ, вдохновленных этой статуей, называют, например, "Снятие с креста" Рубенса.


Множество скульпторов копировало это произведение и делало с него слепки (копии есть и в России). Множество зарисовывало, есть очень любопытные и неожиданные интерпретации, например, у Эль Греко и Блейка. Однако, на мой взгляд, ни одному интерпретатору не удалось превзойти мощь и лаконизм оригинального произведения, которое показывает красоту смерти, медленной смерти из-за гнева богов.

Для греков (да и римлян) сюжет был мгновенно узнаваем. Троянский жрец Лаокоон предостерегал жителей Трои не ввозить в город деревянного коня. (О том, что в этом коне прятались греческие воины, знают, наверное, все.) Возопив: "Бойтесь данайцев, даже дары приносящих" , — Лаокоон метнул в коня копьё, после чего из моря выползли змеи.

Джованни Доменико Тьеполо, "Введение Троянского коня в Трою", фрагмент. Ок. 1760. Национальная галерея, Лондон

Джованни Доменико Тьеполо, "Введение Троянского коня в Трою", фрагмент. Ок. 1760. Национальная галерея, Лондон

Их послали покровительствовавшие грекам боги: не то Аполлон, не то Афина. С тем, кого убили змеи, тоже не всё однозначно: то ли Лаокоона и двух его сыновей, то ли Лаокоона и одного сына, то ли только сыновей, чтобы Лаокоон всю жизнь оплакивал утрату и был живым напоминанием о том, как нехорошо идти против воли богов. Скульптура, как вы видите, предлагает самую кровавую версию мифа , где погибают все трое.

Триумфаторы и побеждённые

Путь, который прошло искусство Древней Греции, в каком-то смысле можно сравнить с эволюцией русской литературы. Из простого чёрно-белого мира мы плавно двигаемся в сторону сложного мира, полного полутонов и ярких красок . Сравните, скажем "Недоросля" и "Мастера и Маргариту": у Фонвизина сразу ясно, кто хороший, а кто плохой (на это и фамилии указывают), у Булгакова даже абсолютное зло может вызывать сострадание.

Умирающий галл, римская копия бронзового греческого оригинала 220 до н.э. Мрамор, длина 93 см. Капитолийский музей, Рим. Воин вражеский, но вызывающий сострадание.

Умирающий галл, римская копия бронзового греческого оригинала 220 до н.э. Мрамор, длина 93 см. Капитолийский музей, Рим. Воин вражеский, но вызывающий сострадание.

Так и с античной скульптурой: поначалу всё было как везде, и скульпторы воспевали героические подвиги нашей доблестной армии против гнусных варваров и прочих кровавых тиранов. Но к эпохе эллинизма (IV-I вв до н.э.) всё изменилось, скульпторы перестали делить людей на своих и чужих . Лаокоон — враг греков, он пытался помешать их планам, он противился воле богов. И тем не менее создатели этой скульптуры не осуждают и не высмеивают его.

Разум и чувства

Скульптура Древней Греции вплоть до эпохи эллинизма взывала к разуму зрителя, к его эстетическому восприятию, практически не касаясь чувств . Это было красиво, возвышенно, соблазнительно, величественно, это напоминало о важных событиях древней и новейшей истории (греки не делали разницы между мифологией и историей, для них это было одно и то же).

Пракситель или его последователи, "Гермес и младенец Дионис", Оригинал конца IV века или копия (римская или эллинистическая). Мрамор со следами красной краски на губах и волосах, высота 2,15 м. Археологический музей, Олимпия

Пракситель или его последователи, "Гермес и младенец Дионис", Оригинал конца IV века или копия (римская или эллинистическая). Мрамор со следами красной краски на губах и волосах, высота 2,15 м. Археологический музей, Олимпия

В 300-е годы до н.э. всё изменилось. Художники эпохи эллинизма разделились на два лагеря: на тех, кто придерживался позднеклассических образцов, и тех, кто вместо обращения к усреднённым идеалам подчёркивал индивидуальное, богам предпочитал смертных и исследовал все грани страстей человеческих . Такие мастера обращались в первую очередь не к знаниям зрителя о событиях Троянской войны, а к его способности сочувствовать, сопереживать и сострадать простым смертным, жертвам большой игры, в которую играют боги.

Новаторы и последователи

Политическая история говорит, что Римская Империя одержала верх над Древней Грецией. История искусства утверждает, что в культурном плане победили греки : Рим был восхищён их искусством, и многие греческие скульптуры дошли до нас в описаниях римских авторов или копиях римских мастеров.

Поликлет, "Дорифор". Римская копия бронзового оригинала 450-440 до н.э. Мрамор, высота 2,12 м. Национальный археологический музей, Неаполь

Поликлет, "Дорифор". Римская копия бронзового оригинала 450-440 до н.э. Мрамор, высота 2,12 м. Национальный археологический музей, Неаполь

Причём в некоторых случаях историки не могут с уверенностью сказать, что перед ними: греческий оригинал или римская копия. Так и с "Лаокооном": его принято называть работой трёх родосских скульпторов — Агесандра, Полидора и Афинодора. Но весьма вероятно, что это гениальная копия , творческая интерпретация или инвенция в эллинистическом стиле, которую в I веке н.э. заказал римский поклонник греческого искусства.

Пракситель, "Афродита Книдская", 350 до н.э. Экземпляр из Музея Пия Климента составлен реставраторами XVII-XVIII веков из частей двух римских копий. Высота 2,04 м.

Пракситель, "Афродита Книдская", 350 до н.э. Экземпляр из Музея Пия Климента составлен реставраторами XVII-XVIII веков из частей двух римских копий. Высота 2,04 м.

Лаокоон и маньеризм

Принято считать, что эпоха Возрождения античного идеала началась в XIV и закончилась в XV веке, но это верно лишь отчасти . Художники этого периода возрождали искусство высокой (450-400 до н.э.) и поздней (400-323 до н.э.) классики. Но им на смену пришли маньеристы (XVI-XVII вв), которые точно так же опирались на античный идеал, просто они отдавали предпочтение взволнованному, эмоциональному искусству эллинизма (323-30 до н.э.) с его сложносочинёнными позами.

Заработок в интернете без вложений

Была обнаружена в Риме в 1506 г. Фелисом де Фредисом в виноградниках Эсквилина, под землей на месте где был Золотой дом Нерона. Помещена в Ватикан, где и находится по сей день в музее Пио-Клементино.

Сюжет

Тем временем из моря выползли две огромные змеи, которых послали боги, покровительствовавшие грекам, и задушили жреца и его сыновей. Троянцами это было воспринято как наказание для Лаокоона за непочтение к Афине и принесенному ей в дар коню и поспешили ввести его в город, на свою погибель.

История находки

Лаокоон-1

Копии. Реставрация

Немного поздней Браманте сделал с Лаокоона первую бронзовую копию по восковой модели Джакопо Сансовино. Потом Микеланджело, тщательно изучив Лаокоона, сообщил, что группа изготовлена не из одной глыбы мрамора, как утверждает Плиний. Когда Франциск I, после победы при Мариньяно (1616 г.), потребовал от Льва Х группу себе в подарок, папа для удовлетворения короля Франции заказал Баччо Бандинелли копию статуи. Эта копия на сегодняшний день находится в музее Уффици (Флоренция). Бандинелли же стал и первым реставратором Лаокоона, который был найден без правых рук отца и младшего сына и без правой кисти руки старшего сына. Однако свою реставрацию он не внес в оригинал, а только сделал в упомянутой копии.

Когда в скором времени папа захотел реставрировать сам оригинал, Микеланджело порекомендовал ему для этого своего ученика и помощника Монторсоли, который и занялся этой работой. Для правой, поднятой руки Лаокоона было, как видно, предложено несколько проектов. Но приставленные к оригиналу реставрированные части, принадлежат скульптору XVIII столетия Агостино Корнаккини (1725—1727 гг.)

1803 год — Лаокоон помещен в один из 4-х кабинетов, пристроенных к углам Бельведерского двора. Кроме знаменитой группы, сохранились еще в различных местах несколько фрагментов более или менее близких ее копий, в том числе голова Лаокоона в Эрмитаже.

Лаокоон-11

Реставрация должна быть признана удачной. Овербек и за ним большинство археологов-классиков отдают предпочтение видеть Лаокоона и младшего сына закинувшими правые руки за голову, первого — от боли, второго — в предсмертной агонии. Лаокоон уже обречен на погибель, он полностью находясь под влиянием жуткой боли от укуса змеи, поражающего его, подобно молнии. Напрягаясь всем телом, Лаокоон борется со змеей. Левой рукой он душит змею. Все реставраторы и вообще художники абсолютно справедливо требовали того же и от правой руки, беря за основу простейший закон параллельности движений и инстинктивности действий рук и ног. Правая рука младшего сына тоже не была закинута, а искала точку опоры, потому как его тело потеряло опору и приподнято кольцами змеи.

Все, что говорится о красивой пирамидальности группы, при упомянутой реставрации — неправильно, потому как голова Лаокоона не на равном расстоянии от голов сыновей. Лаокоон представлен нагим, опирающимся, возможно, на жертвенник, на который свалилась его одежда.

Лаокоон-2

По обе стороны от него — два его сына, разного возраста, тоже почти совсем нагие. Их фигуры обвивают две громадные змеи. Одна впилась жрецу в левое бедро. Вторая укусила в правую часть груди младшего сына, который стоит вправо от отца на ступеньках возвышения, но приподнятого кольцом змеи, привязавшим его правую ногу к правой ноге отца. Лаокоон корчась от боли кидается в противоположную укусу сторону, пытаясь вместе с этим инстинктивно разорвать как руками, так и ногами, опутавших его змей. Голова следует общему судорожному движению тела. Лицо искажено страданием, рот полуоткрыт.

Младший сын хоть и укушен змеей, но еще не умирает: его лицо выражает не спокойствие смерти, а, напротив, там читается ужас. Правой рукой он инстинктивно ищет опору в воздухе, а левой сжимает змеиную голову, и, как видно, издает вопль. Старший сын находится пока в лучшем положении. Что и ему не уйти, на это скульпторы намекают узлом, который образовала змея вокруг его левой ноги. Левой рукой он пытается освободиться от этого узла, а правой, тоже опутанной змеиным кольцом, возможно, зовет на помощь. Лицо его выражает преимущественно сострадание к отцу и брату.

Лаокоон-3

Художественная оценка. Лаокоон в культуре

Относительно художественной оценки скульптурной группы, то она вполне достойна тех восторгов, предметом которых она была на протяжении веков. отличное знание анатомии и виртуозное умение выказать его при самом неестественном положении фигур, пафос движений, выразительность лиц и жестов — все это показывает на то, что авторы Лаокоона — выдающиеся скульпторы.

Группа задумывалась с расчетом на одну точку зрения и через это приближается к рельефной композиции. Древние мастера бессознательно или умышленно придали сыновьям Лаокоона пропорции не детей, а взрослых людей, но значительно меньших размеров, чем основная фигура. Потому фигура отца в первую очередь обращает на себя внимание.

На сюжет Лаокоона писали поэмы. Знаменитый испанский художник Эль Греко, весьма своеобразно интерпретировал его в картине под тем же названием, при этом голова Лаокоона близко повторяет голову античной статуи, хоть ракурсы тел другие.

Лаокоон-4

Великий немецкий просветитель Лессинг в середине XVIII века посвятил Лаокоону специальное исследование. Он обратил внимание на то, что скульпторы, даже передавая сильную боль, смогли подчинить статую требованиям красоты. Лаокоон изображен не кричащим, а только стонущим. Чувство меры, как и вообще традиции греческой пластики, сохраняются в этой работе. Но сам выбор сюжета и трактовка его глубоко пессимистичны. Греческое искусство и ранее изображало гибель героев, однако то была гибель в борьбе. Тут же перед нами жестокая казнь неповинных людей. Все преступление Лаокоона в том, что выполняя свой долг, он пытался предостеречь троянцев. Тем более ни в чем не виноваты его дети.

К традиционному представлению греков о власти рока теперь примешивается и мысль о человеческой беспомощности. На исходе эллинистической эпохи от идеала свободного, почти богоравного человека мало что остается — нет более веры в разумность миропорядка.

В греческой мифологии Лаокоон представляет собой жреца-прорицателя, выходца из Трои. Именно он отговаривал троянцев принять Троянского коня - подарок врагов, за что и был наказан. Богиня Афина Паллада, которая покровительствовала данайцам, разгневавшись, натравила на Лаокоона чудовищных змей, чтобы убить его вместе с двумя сыновьями.

Как мы все знаем, 27 мая 1794 года царицей Екатериной II был издан указ, которым принималось решение о возведении морского торгового порта в Одессе. Но этот указ не был приведен в исполнение при жизни императрицы. Со временем Павел I, который получил трон после Екатерины ІІ, отменил выданный ею указ и полностью прекратил финансирование строительства порта. Основная деятельность нашего города - торговля приостановилась, Одесса попала в очень тяжелое положение, находясь практически на грани банкротства. Казалось, что найти выход из такого положения уже невозможно, но местные жители, как обычно, его наши!

Как добраться?

  • троллейбусом № 10;
  • маршрутными такси № 100А, 110, 120, 137, 190, 210.

Описание и особенности

Глядя на скульптурную группу Вы можете увидеть, как крепко змеи обвивают тела Лаокоона и его сыновей, пытаясь удушить их своими смертельными объятьями. Изо всех сил всех сил Лаокоон старается избавиться от чудовищ, которые сжимают его тело и отстранить голову змеи, которая так и стремится укусить его бедро.

Один из сыновей Лаокоона также пытается избавиться от змеиных колец, но, как мы видим, безуспешно. В то же время другой сын, уже почувствовал на себе змеиный укус в грудь и действие ее яда. Он бессилен, мучается, но все еще пытается бороться и спасти свою жизнь. Лица людей выражают боль, страх и глубокое сострадание друг другу. Когда смотришь на эту скульптуру, понимаешь, как бы не боролись Лаокоон и его сыновья, их гибель совершенно близка и отвратить ее невозможно.


Сюжет
История находки

Копии. Реставрация

Немного поздней Браманте сделал с Лаокоона первую бронзовую копию по восковой модели Джакопо Сансовино. Потом Микеланджело, тщательно изучив Лаокоона, сообщил, что группа изготовлена не из одной глыбы мрамора, как утверждает Плиний. Когда Франциск I, после победы при Мариньяно (1616 г.), потребовал от Льва Х группу себе в подарок, папа для удовлетворения короля Франции заказал Баччо Бандинелли копию статуи. Эта копия на сегодняшний день находится в музее Уффици (Флоренция). Бандинелли же стал и первым реставратором Лаокоона, который был найден без правых рук отца и младшего сына и без правой кисти руки старшего сына. Однако свою реставрацию он не внес в оригинал, а только сделал в упомянутой копии.
Когда в скором времени папа захотел реставрировать сам оригинал, Микеланджело порекомендовал ему для этого своего ученика и помощника Монторсоли, который и занялся этой работой. Для правой, поднятой руки Лаокоона было, как видно, предложено несколько проектов. Но приставленные к оригиналу реставрированные части, принадлежат скульптору XVIII столетия Агостино Корнаккини (1725—1727 гг.)
1803 год - Лаокоон помещен в один из 4-х кабинетов, пристроенных к углам Бельведерского двора. Кроме знаменитой группы, сохранились еще в различных местах несколько фрагментов более или менее близких ее копий, в том числе голова Лаокоона в Эрмитаже.

Реставрация должна быть признана удачной. Овербек и за ним большинство археологов-классиков отдают предпочтение видеть Лаокоона и младшего сына закинувшими правые руки за голову, первого — от боли, второго — в предсмертной агонии. Лаокоон уже обречен на погибель, он полностью находясь под влиянием жуткой боли от укуса змеи, поражающего его, подобно молнии. Напрягаясь всем телом, Лаокоон борется со змеей. Левой рукой он душит змею. Все реставраторы и вообще художники абсолютно справедливо требовали того же и от правой руки, беря за основу простейший закон параллельности движений и инстинктивности действий рук и ног. Правая рука младшего сына тоже не была закинута, а искала точку опоры, потому как его тело потеряло опору и приподнято кольцами змеи.
Все, что говорится о красивой пирамидальности группы, при упомянутой реставрации — неправильно, потому как голова Лаокоона не на равном расстоянии от голов сыновей. Лаокоон представлен нагим, опирающимся, возможно, на жертвенник, на который свалилась его одежда.


По обе стороны от него — два его сына, разного возраста, тоже почти совсем нагие. Их фигуры обвивают две громадные змеи. Одна впилась жрецу в левое бедро. Вторая укусила в правую часть груди младшего сына, который стоит вправо от отца на ступеньках возвышения, но приподнятого кольцом змеи, привязавшим его правую ногу к правой ноге отца. Лаокоон корчась от боли кидается в противоположную укусу сторону, пытаясь вместе с этим инстинктивно разорвать как руками, так и ногами, опутавших его змей. Голова следует общему судорожному движению тела. Лицо искажено страданием, рот полуоткрыт.
Младший сын хоть и укушен змеей, но еще не умирает: его лицо выражает не спокойствие смерти, а, напротив, там читается ужас. Правой рукой он инстинктивно ищет опору в воздухе, а левой сжимает змеиную голову, и, как видно, издает вопль. Старший сын находится пока в лучшем положении. Что и ему не уйти, на это скульпторы намекают узлом, который образовала змея вокруг его левой ноги. Левой рукой он пытается освободиться от этого узла, а правой, тоже опутанной змеиным кольцом, возможно, зовет на помощь. Лицо его выражает преимущественно сострадание к отцу и брату.


Художественная оценка. Лаокоон в культуре

Относительно художественной оценки скульптурной группы, то она вполне достойна тех восторгов, предметом которых она была на протяжении веков. отличное знание анатомии и виртуозное умение выказать его при самом неестественном положении фигур, пафос движений, выразительность лиц и жестов — все это показывает на то, что авторы Лаокоона — выдающиеся скульпторы.
Группа задумывалась с расчетом на одну точку зрения и через это приближается к рельефной композиции. Древние мастера бессознательно или умышленно придали сыновьям Лаокоона пропорции не детей, а взрослых людей, но значительно меньших размеров, чем основная фигура. Потому фигура отца в первую очередь обращает на себя внимание.
На сюжет Лаокоона писали поэмы. Знаменитый испанский художник Эль Греко, весьма своеобразно интерпретировал его в картине под тем же названием, при этом голова Лаокоона близко повторяет голову античной статуи, хоть ракурсы тел другие.


Великий немецкий просветитель Лессинг в середине XVIII века посвятил Лаокоону специальное исследование. Он обратил внимание на то, что скульпторы, даже передавая сильную боль, смогли подчинить статую требованиям красоты . Лаокоон изображен не кричащим, а только стонущим. Чувство меры, как и вообще традиции греческой пластики, сохраняются в этой работе. Но сам выбор сюжета и трактовка его глубоко пессимистичны. Греческое искусство и ранее изображало гибель героев, однако то была гибель в борьбе. Тут же перед нами жестокая казнь неповинных людей. Все преступление Лаокоона в том, что выполняя свой долг, он пытался предостеречь троянцев. Тем более ни в чем не виноваты его дети.
К традиционному представлению греков о власти рока теперь примешивается и мысль о человеческой беспомощности. На исходе эллинистической эпохи от идеала свободного, почти богоравного человека мало что остается — нет более веры в разумность миропорядка.

Читайте также: