Кыпчаки кратко о главном

Обновлено: 05.07.2024

История кыпчаков — одна из традиционных тем мировой историографии. В основном ее рассматривают в контексте истории Византии, Руси и Центральной Азии (в русской терминологии — Средней Азии), а вот исследования отношений кыпчаков с народами Кавказа в историографии не так популярны. Тем не менее, эта проблема была исследована в работах З. Анчабадзе, Г. Анчабадзе, П. Голдена, С. Плетневой, Г. и Я. Федоровых.

До кыпчаков: огузы, хазары, печенеги, черкесы

В отличие от огузов, сведения о переселениях кыпчаков более полно освещены в источниках. Правда, эти источники зачастую сообщали фантастическую и вымышленную информацию относительно степей Северного Кавказа. Сведения Муслихиддина Лари о расселении кыпчаков почерпнуты из тюркского эпоса и не соответствуют реальности. Кади Бейзави же упоминал о вымышленной персоне — Кыпчак-Мелике. Сведения этого автора также недостоверны, поскольку такого вождя среди кавказских кыпчаков в реальности не существовало.

По нашему мнению, кыпчаки появились в Западном Прикаспии не позже 40-х гг. XI в. Но эти земли для них не имели стратегического значения. Только так можно объяснить тот факт, что Нижнее Поволжье было за границами их влияния. Местные степи были не целью их походов, а лишь транзитной остановкой. Благодаря этому в Нижнем Поволжье (Саксине) продолжало доминировать огузское и булгарское население. Следует отметить, что в Лаврентьевской летописи саксины и кыпчаки не отождествляются. Абу Хамид ал-Гарнати, который лично побывал в Саксине, отмечал присутствие в городе волжских булгар (жителей Булгара и Сувара), огузов и хазар, но не сообщал о кыпчаках. Также от кыпчакских степей в этническом отношении отличались и регионы Верхней Кубани и Кавказских Минеральных Вод. Каменные статуи на Верхней Кубани продолжают традиции не кыпчаков, а древних тюрков. Е. Нарожный предполагает, что тюрки, обитавшие в регионе Бишдаг (Пятигорье), не кыпчаки, а другое, более древнее тюркское население.


Донецкие против дербентских

Судьбы кыпчаков были тесно связаны с Азербайджаном. Некоторые из них даже смогли возглавить государство атабеков Азербайджана. Одним из таких любимчиков фортуны был Шамс ад-Дина Ильдениз (Ильдегиз). Когда он был еще ребенком, его продали в рабство.


В авангарде грузинского войска


Против кыпчаков объединились почти все народы Южного Кавказа

Во время кампаний Джелал ад-Дина в Грузии Рашид ад-Дин упоминал о кыпчаках. Рядом с ними как союзники грузин упоминались армяне, лезгины, сарирцы, абхазы, аланы. Джувейни еще называл среди грузинских союзников чанетов, сванов, румийцев и сирийцев. Согласно сведениям персидских хронистов, хорезмийцы переманили кыпчаков на свою сторону. Кыпчаки, по их сведениям, уклонились от битвы и оставили грузин. Грузинский хронист не сообщал об участии кыпчаков в этой войне, но зато уведомлял, что царица Русудана призвала войско из грузин, горских народов Кавказа и аланов. Грузины не включили кыпчаков в состав коалиции. Память о войне 1222—1223 гг. была еще живой. В отражении нападений хорезмийцев Джелал ад-Дина и битвах с ними кыпчаки не принимали участия.


Справка

В VI — VIII вв. степи между Сибирью и Средней Азии входили в состав огромного по территории государства, созданного кочевыми племенами: Тюркского каганата.

В VIII в. каганат распался на множество племенных владений, и тюркские народы стали все больше отдаляться друг от друга по культуре и языку. В восточной части обширного степного региона — у подножия гор Алтая и Тянь-Шаня, в X в. сложился в результате объединения племен сиров, кыргызов, корлуков и кимаков новый тюркский этнос — кипчаков, известных в древнерусских летописях как половцы .

Еще через столетие из области своего этнического формирования кипчаки стали расселяться на запад и юго-запад, охватывая все степные районы к северу от Средней Азии и вытесняя прежде кочевавших в них тюрок-огузов .

Жилищем всех кипчаков была юрта — переносной шатер, разбивавшийся на кочевых стойбищах. Во время перекочевок мужчины ехали верхом на лошадях, а женщины и дети — в маленьких юртах, установленных на повозки.

​Какие народы являются потомками кыпчаков?

Самоназвание — кипчаки (қыпчақ[лар]), позднее татары (татар[лар]); в европейских и византийских источниках их называют кума́нами (лат. cumani, comani, греч. kο[υ]μάνοι), позднее татары (греч. τάταροι) — кочевой тюркский народ, имевший свою страну — Дешт-и-Кипчак. В русских источниках — сарачины, в венгерских источниках — куны.

В начале XI века кыпчаки из Заволжья продвинулись в причерноморские степи, вытеснив оттуда печенегов и торков. Затем кипчаки пересекли Днепр и дошли до низовий Дуная, таким образом заселив всю Великую Степь от Дуная до Иртыша, которая с этого времени в восточных источниках стала называться Дешт-и-Кипчак (Кипчакская степь).

При образовании Золотой Орды (середина XIII века) кыпчаки ассимилировали монгольских завоевателей и передали им свой язык. Позже кипчакский язык лёг в основу казахского, башкирского, караимского, каракалпакского, карачаево-балкарского, крымско-татарского, крымчакского, кумыкского, ногайского, татарского, сибирско-татарского языков.

​Какие народы являются потомками кыпчаков?

Кыпчаки - это половцы

Из истории все мы знаем, что в древности русские часто сражались с половцами. Но кто такие эти половцы?

Скорее всего, предками кыпчаков были племена шаров (саров), кочевавшие в IV-VII веках в степях между монгольским Алтаем и восточным Тянь-Шанем. Есть свидетельства о том, что в 630 году они образовали государство с названием Кипчак, впоследствии разрушенное уйгурами и китайцами.

В начале XI века половецкие племена пришли из Заволжья в причерноморские степи, затем пересекли Днепр и дошли до низовий Дуная. Таким образом им удалось заселить всю территорию от Дуная до Иртыша, которая звалась Великой Степью. Восточные источники даже называют её Дешт-и-Кипчак (Кипчакская степь).

Изначально представители племен охотно шли на контакт с Русью, дарили подарки, вступали в браки с русскими людьми. Самым известным выходцем из семьи кыпчаков в те далекие времена был Андрей Боголюбский, который являлся правителем Владимирско-Суздальского княжества. Кстати, при нём княжество стало наиболее процветающим.

Начиная со второй половины XI столетия половцы то и дело совершали набеги на Русь, опустошая земли, забирая скот и имущество и уводя в плен местных жителей. Больше всего от половецких нападений страдали пограничные княжества — Переяславское, Северское, Киевское, Рязанское.

В начале XII века войскам князей Святополка Изяславича и Владимира Мономаха удалось вытеснить половцев на Кавказ, за Волгу и Дон. Впоследствии они составили большую часть населения Золотой Орды.

Именно от них, по мнению историков, пошли татары, киргизы, гагаузы, узбеки, казахи, каракалпаки, ногайцы, кумыки, башкиры, карачаевцы, балкарцы.

​Какие народы являются потомками кыпчаков?

Кыпчаки – европеоиды или азиаты?

Во время массовых волн миграции часть кыпчаков стали уходить далеко от своих первоначальных мест обитания, направляясь подальше от берегов Днепра. Эта отделившаяся группа позже получила отдельное название – куманы.

​Какие народы являются потомками кыпчаков?

Кубаны в болгарии

Кстати, даже сегодня сохранились пусть и малочисленные группы, но все же активно существующие, под названиями кубаны и команы. Их можно встретить при изучении контрольного среза народностей, проживающих в современной Болгарии.

​Какие народы являются потомками кыпчаков?

Венгерские половцы - куны

Ряд исследователей полагают, что отдаленные потомки половцев также встречаются среди украинцев, поляков, чехов, болгар и даже немцев.

Таким образом, кровь кипчаков может течь во многих народах не только Азии, но и Европы, и даже славянских, не исключая, разумеется, и русских…

Казахи и киргизы – монголы или кыпчаки?

Как только началась монгольская экспансия в XIII веке, кыпчаки потеряли свою независимость. Со временем их типичная внешность (светлые глаза, рыжие волосы) стала стираться, замещаясь рядом черт, присущих именно монголоидной расе. Также верно будет утверждение: монголы растворились в кыпчаках, а не наоборот, ведь у большинства народов национальность определяется по отцу.

Сегодня нельзя уверенно сказать, что, например, казахи и киргызы – это кыпчаки. Былые кыпчаки давно растворились во множестве народов, но антропологически, безусловно, они были европейцами.

Тогда встаёт закономерный вопрос: современные казахи и киргызы - это кыпчаки или монголы? Ведь антропологически они в большинстве своём восточно-азиаты, а не европейцы. Ответить на этот вопрос может генетика.

​Какие народы являются потомками кыпчаков?

Российские и зарубежные учёные выявили основные коренные (базисные) монгольские гаплогруппы по Y-хромосоме, передающиеся от отца к сыну, это N1a1a, C2a3-F4002. Так вот, те народы, у которых массово присутствуют указанные гаплогруппы, можно условно отнести к монгольским народам, а не кыпчакским, потому что гены были переданы от отца к сыну.

Кыпчакская гаплогруппа - это R1a. У киргизов отмечена очень высокая доля носителей Y-хромосомной гаплогруппы R1a - 63,4%.

Наибольшее распространение R1a имеет в Центральной и Южной Азии, в Центральной и Восточной Европе. Высокая частота R1a кроме киргизов также встречается у этнической группы хотонов в Монголии, брахманов, ягнобцев в Таджикистане, поляков, латышей.

Тем не менее, однозначно ответить на вопрос об этническом срезе касательно кыпчаков вряд ли получится, ведь на самом деле из-за текучей миграции, а также постоянных военных конфликтов наблюдалось постоянное смешение кровей.

Не говоря уже о том, что племенные союзы тут существовали недолго, регулярно распадаясь и заключаясь с другими, более подходящими этносами.

Кыпчаки в XI-XIII веках

Существуют три точки зрения по поводу происхождения племени Кыпчак. Согласно первой точке зрения, высказанной Гумилевым Л.Н. Кыпчак – это древнее племя эпохи Хунну, упоминаемое в китайских летописях как Кюеши еще в III веке до н.э. Данное предположение вызвало критику как лингвистов (Кюеши легче этимологизируется как кучик, а не кыпчак), так и историков (слишком большой хронологический лаг между упоминанием кюеши и появлением кыпчаков). Вторую точку зрения высказал Кляшторный С.Г., который отождествил кыпчаков с племенем сеяньто китайских летописей и племенем сир из тюркских рунических надписей. Данное отождествление, по словам критиков, имеет серьезный недостаток, так как базируется на предположении, что отрывок из уйгурской надписи стоит прочитывать как тюрк-кыпчак. Существуют и другие варианты прочтения данного отрывка, поэтому эта версия также сомнительна. Третья версия называет кыпчаков самостоятельным племенем тюркского происхождения, переселившееся с кимаками на территорию Казахстана. Рост политического могущества кыпчаков связан с переселением целого ряда народов (кун, кай и др.) с территории Монголии.


Таким образом, мы видим, что названия Сарих и Карлук используются как синонимы.

Можно привести таблицу племен, участвовавших в миграции первой половины XI века:

Ауфи, Шюкруллах, Шебангараи

Махмуд ал- Кашгари

Бай Си (белые си)

Кумоси (Кумохи, Си, Хи)

Хунь (телесское племя)

Ябагу (Ябагу-карлук у Гардизи)

Баскиль, входящий в состав карлуков

Хски (Ауфи) Хайтли (Шебангараи), входящий в состав Сарих

Переселение этих родов повлияло на то, что кыпчаки тоже были вынуждены кочевать. Они вытеснили в середине XI века огузов из Приаралья, заняв их земли. Одна часть огузов бежала на Запад. Эта группа огузов стала служить русским князьям и известна в русских летописях как торки. Печенеги и торки пострадали от кыпчаков, которые в середине XI века захватили причерноморские степи. Печенеги и торки вынуждены были бежать из степей. Печенеги ушли дальше на Запад. Торки стали служить русским князьям. В 1055 году кыпчаки впервые появились у границ русских княжеств. Разбив печенегов, кыпчаки пересекли Днепр, далее они дошли до нижнего течения Дуная. В итоге западная граница кыпчакских владений оказалась по реке Дунай. В то время как восточная граница Дешт-и-Кыпчака проходила по Иртышу. Данная территория с середины XI века в арабо-персидских источниках стала называться Дешт-и-Кыпчак, что переводится с персидского как "Степь кыпчаков". В русских же летописях эта территория стала называться Половецким полем. А сами кыпчаки в русских летописях упоминаются как половцы.

В 1061 году произошло столкновение русских войск удельного князя Переяславля и войска кыпчаков. В итоге армия князя потерпела поражение от кыпчаков.


Спустя семь лет (1068 год) кыпчаки разбили объединенное войско русских князей в битве на Альте. После победы кыпчаки разорили приграничные русские земли. После этой победы военные походы кыпчаков на русские земли приобрели постоянный характер.

Уже через одно поколение, в 1093 году, кыпчаки смогли одержать победу над объединенной армией русских князей в битве на реке Стугне. После этого кыпчаки начали участвовать в междоусобицах русских князей. С некоторыми из русских князей кыпчаки вступали в союз.

В 1099 году русский князь в союзе с кыпчакскими ханами Боняком и Алтунопой нанес поражение венгерскому царевичу Коломану. С начала XI века кыпчаки стали более активно участвовать во внутриполитической жизни русских княжеств, заключая союзы с теми или иными князьями.

После Долобского съезда 1103 года русские князья решили бороться с кыпчакской угрозой. Совместными усилиями русских князей кыпчаки были вытеснены русскими князьями на Кавказ, за Волгу и Дон. На Кавказе часть кыпчаков во главе со своим ханом поступила на службу к грузинскому претенденту на престол Давиду Строителю. Дочь Кыпчакского хана была выдана замуж за Давида Строителя. Кыпчаки помогли ему отвоевать Грузию у Сельджуков.

В 1091 году кыпчаки оказали помощь Византийскому императору в войне с другим тюркским народом, печенегами. В результате военной операции печенеги были уничтожены в битве при Лебурне.

Не удовлетворившись добычей, в следущем году кыпчаки поддержали претензии византийского самозванца Лже-Диогена. Кыпчаки вошли на территорию Византии. Но военная кампания не имела больших успехов. В 1095 году византийцы нанесли сокрушительное поражение кыпчакам и те вынужденно вернулись в свои кочевья в степи.

В это же время восточные кыпчаки попали под влияние Хорезмского государства. Во второй половине XII века хорезмшах Ала ад-Дин Текеш женился на кыпчакской царевне, которую звали Теркен-хатун.

Вследствие династического брака часть кыпчакских родственников Теркен-хатун переселилась в Хорезм, кыпчакская знать стала играть важную роль в административно-политической системе Хорезма.


Родоплеменной состав Кыпчаков:

Существует ряд источников, повествующих о родоплеменном составе домонгольских кыпчаков.

3. Ибн Дукмак (умер в 1407 году). Его отличия от списка Ан-Нувейри минимальны: Джортан вместо Джузнан и Кангароглы вместо Кангуоглы [9].

4. ад-Димашки (умер в 1327 году). Факсимиле ад-Димашки опубликовано [10]. На странице 264 там опубликован список кыпчакских племен. Существуют разные варианты перевода ад-Димашки.

Если вчитаться в этот отрывок станет ясно, что вполне возможно последние 8 наименований не имеют отношения к кыпчакам: Кыпчак – общины, все они из тюрок… Они стали хуаразмиты (хорезмийцы). Из них еще есть другие поменьше племена.

Таким образом, список ад-Димашки включает в себя только 8 кыпчакских родов. Вполне возможно, найдутся в будущем источниковедческие связи между этим списком родов и списком родов из 11 кыпчакских племен.


Списки же Ан-Нувейри, ибн Халдуна и ибн Дукмака являются более поздними, возможно, в них есть заимствования из Шамс ад-Дина Димашки. Данный вопрос трудно будет решить без перевода и введения в научный оборот более полных отрывков о кыпчакских племенах из летописей Рукн ад-Дина Байбарса, Ан-Нувейри, ибн Халдуна и Ибн Дукмака.

Ниже можно видеть сводный список кыпчакских племен согласно арабским авторам.

Написания Ан Нувейри

Баргу (Ахинжанов С.М.)

Борили (Ильбари) (Кумеков Б.Е.)

Баргу – перекочевавшее в Дешти-Кыпчак племя Байырку (Баргут) (Сабитов Ж.М.)

Токсоба – (девять родов – Кумеков Б.Е.), Тухсиоба (род Тухси – Голден П.)

Барат, Бурет, Барак (Голден П.)

Асы, родственники Алан (Кумеков Б.Е.),

Урусоба (ал-урус) (Голден П.)

Имак (Имек, Кимак)

Таг – огузское племя (Кумеков Б.Е.)

Башкурт (Ахинжанов С.М., Кумеков Б.Е.)

Куманлу (Кумеков Б.Е.)

Баджанак (Печенег) (Кумеков Б.Е.)

Баджна (входил в печенежский союз с Базанки и Башкурт) (Кумеков Б.е.)

Уз – Огуз (племя Огуз), Аз – Ас (племя Ас - Яс)

Дуртоба (четыре рода – Кумеков Б.Е.)

(от слова кул - раб) (Голден П.)

Династии Кыпчакских ханов

Существует целый ряд первоисточников, свидетельствующих о кыпчакских ханах. Русские летописи свидетельствуют о династии Шаруканидов. Хорезмские летописи говорят о династии кыпчакских ханов, служивших Хорезмшахам. Их генеалогия хорошо разобрана Ахинжановым С.М. [16] Согласно Насави, Теркен-хатун, происходящая из династии кыпчакских ханов, принадлежала к роду байаут, ветви йемеков. Согласно Джузджани, она была дочерью хана кыпчаков. Согласно Джувейни, она была из рода Канглы. Здесь, скорее всего, Джувейни ошибается и путает ее с матерью Джалал ад-Дина, Айчичек, которая действительно происходила из рода Канглы.

Здесь стоит отметить, что более обоснованным является отождествление Кунана, предка Тутука, с Хунанем, вождем Цзубу, казненным в 1000 году [21]. [22]. А Абар легко отождествляется с другим вождем Цзубу – Уба, который в 1013 и 1015 годах терпел поражения от киданей, но позже был пожалован киданями титулом царя.

Иванов А.Н. на основе данных Насави и Муизз ал-Ансаб предположил, что детьми Джучи от Хан-Султан были Берке, Беркечар, Буре [27]. По другой версии третьего сына Джучи и Хан-султан звали Буда, а не Буре [28]. Также известно, что династия Османских султанов происходит из рода Кайы, а дед Османа утонул, переходя Евфрат. Предки Османа были в составе войск Джалал ад-Дина (Хорезмийцы) и были представителями боковой ветви Кыпчакских ханов, как и Улуг-хан аджам, правивший в Делийском Султанате. Здесь стоит отметить наше несогласие с генеалогией мамлюкского султана Куттуза. Буниятов З.М. приводит ценные сведения, что Куттуз (которого звали также Махмуд) был сыном сестры Джалал ад-Дина, а его отцом был некий Мамдуд, который был сыном дяди по отцу Джалал ад-дина (двоюродный брат по отцовской линии) [29]. Его матерью была сестра Джалал ад-дина, но не Хан-султан, так как известно, что Хан-Султан не была замужем за неким Мамдудом, ее мужем до Джучи был самаркандский султан Усман из династии Караханидов. Усман был казнен по настоянию Хан-Султан в 1212 году вместе со всеми представителями династии Караханидов [30]. Куттуз также упоминается в Юань Ши как Хотосы-хан, правитель народа Канглы, который был разбит Джэбэ и Субэдэем в Западном походе [31].

Как известно, в 1108 году Юрий Долгорукий женился на Анне, дочери кыпчакого хана Аепы Асеневича [33], от которой имел 5 сыновей (в том числе Андрея Боголюбского) [34].

Кляшторный С.Г. считал, что болгарская династия Асеней вышла из дунайских кыпчаков [35]. Вполне возможно она была боковой ветвью династии кыпчакских ханов (потомков Осеня).

Осень и Асень, который в разных источниках указан как отец Аепы, Боняка и Шарукана, был одним человеком. Таким образом, эти трое ханов и еще Сугр были детьми Осеня. Прицак О. считает, что имя Аепа является искаженным Кай-оба [36]. Осень и Алп-Кара Уран, по нашему мнению, оба были потомками Кунана и Абара (Убы), правителей Цзубу. Цзубу в киданьских источниках назывались Кимаки (Кумоси).

4. Шараф ал-Заман Тахир Марвази. Глава о тюрках (перевод В. Храковского) // Труды сектора востоковедения, Том 1. АН КазССР. 1959. C. 212.

5. История Казахстана в арабских источниках. Том 1. Алматы. Дайк-Пресс. 2005. С. 64.

6. История Казахстана в арабских источниках. Том 1. Алматы. Дайк-Пресс. 2005. С. 65-66.

7. История Казахстана в арабских источниках. Том 1. Алматы. Дайк-Пресс. 2005. С. 66.

8. Исхаков Д.М., Измайлов И.Л. Этнополитическая история татар (III - середина XVI вв.). Институт истории АН РТ. Казань: Школа, 2007.

9. История Казахстана в арабских источниках. Том 1. Алматы. Дайк-Пресс. 2005. С. 64.

11. Навширванов В.Ш. Предварительные заметки о племенном составе тюркских народностей, пребывавших на юге Руси и в Крыму // Известия Таврического общества истории, археологии и этнографии. Том 3. Симферополь, 1929. С. 83-84.

12. Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. Москва. Наука. 1974. С. 172.

13. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. Алма-Ата, 1989. С. 263

14. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в пяти томах. Том 1. Алматы, 1996. С. 426-427.

15. Ильясова З.С. Сабитов Ж.М. Сведения Нухбат ад-дахр фи аджаиб ал-барр ва-л-бахр ад-Димашки о тюркских племенах Дешт-и Кыпчака//Золотоордынское обозрение. Казань. 2016. № 3.

19. Пилипчук Я.В. Политическая и военная история кыпчаков в Индии в XIII в. //Военное дело кочевников Казахстана и сопредельных стран эпохи Средневековья и Нового времени. Астана, 2013. С. 76.

20. Шихаб ад-дин ан-Насави. Сират ас-султан Джалал ад-Дин Манкбурны. Москва. Восточная литература. 1996. С. 241, 279.

22. Храпачевский Р.П. Половцы-куны в Волго-Уральском междуречье (по данным китайских источников). Москва: ЦИВОИ. 2013. С. 26.

25. Буниятов З.М. Государство Хорезмшахов-Ануштегинидов 1097-1231. Москва. Наука. 1986. С. 147.

26. Шихаб ад-дин ан-Насави. Сират ас-султан Джалал ад-Дин Манкбурны. Москва. Восточная литература. 1996. С. 224.

29. Буниятов З.М. Государство Хорезмшахов-Ануштегинидов 1097-1231. Москва. Наука. 1986. С. 195.

30. Буниятов З.М. Государство Хорезмшахов-Ануштегинидов 1097-1231. Москва. Наука. 1986. С. 76.

31. Золотая Орда в источниках. Том 3. Китайские и монгольские источники. Москва. ЦИВОИ. 2009. С. 223-224.

33. Расовский Д.А. Половцы, чёрные клобуки: печенеги, торки, берендеи на Руси и Венгрии (работы разных лет). Москва. ЦИВОИ, 2012. С. 213.

34. Катанчиев С. Т. Александр Невский — правнук кыпчакского (половецкого) хана Котяна. Нальчик: Эльбрус, 2008. С. 30-31.

35. Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии. Серия: Исторические исследования Санкт-Петербург Филологический факультет СПбГУ 2005. С. 141.

36. Голден П. К вопросу о происхождении племенных названий кыпчаков. //Кыпчаки Евразии: история, язык и письменные памятники. Сборник материалов международной научной конференции, посвященной 1100-летию Кимекского государства в рамках Дней тюрскской письменности и культуры. Астана, 2013. С. 25.

Читайте также: