Курдский вопрос в ираке кратко

Обновлено: 04.07.2024

Курды — один из древнейших народов мира. Территория Курдистана разделена на четыре части: между Турцией (до 20 млн курдов), Ираном (около 12 млн), Ираком (более 5,5 млн) и Сирией (до 3 млн). Более 1 млн курдов проживают в Западной Европе (главным образом в Германии).

Курдское движение за независимость сформировалось в конце XIX века, активно развивалось после 1920 года, когда был заключен Севрский мирный договор между Османской империей и Антантой. Согласно ему, предполагалось создание независимого Курдистана, однако договор не был ратифицирован.

В 1945 году вопрос о независимости поднимался курдами на конференции в Сан-Франциско, но союзники снова решили не дробить регион. С 1961 по 1975 год в Ираке происходило Сентябрьское восстание курдов, в результате которого они добились от центрального правительства Ирака права на автономию.

В Сирии в 1957 году была основана Демократическая партия Сирийского Курдистана, целями которой провозглашались защита культурных традиций курдов, борьба за экономический прогресс и демократические перемены в Сирии. ДПСК не была признана сирийскими властями и осталась подпольной организацией.

В 1980-х годах в Ираке Саддам Хусейн проводил в отношении курдов репрессивную политику, уничтожая их города и проводя массовые казни. После его поражения в первой войне в Персидском заливе в 1991 году правительственные войска были выведены из Иракского Курдистана, регион стал де-факто функционировать автономно.

В 2003 году курдские вооруженные формирования — пешмерга активно поддержали военную операцию по свержению режима Саддама Хусейна. В 2005 году была принята Конституция Ирака, закрепившая широкую автономию Иракского Курдистана с правом иметь собственную армию и распоряжаться нефтяными доходами (в автономии находится более 30% нефтяных запасов Ирака).

Одновременно с этим, турки старались мирно ассимилировать простое население Западного Курдистана и выделяли средства на развитие этого самого экономически отсталого района страны. Но, так продолжалось недолго. 27 мая 1960 года в Турции произошел военный переворот. Генералы обвинили предыдущее правительство Демократической партии в попытке создания независимого Курдистана. Одним их первых мероприятий созданного военными Комитет национального единства был арест двух с половиной сотен курдских политикой, которые были помещены в концлагерь Сивасе. Затем, в западные провинции страны были высланы еще 55 курдов, в основном шейхи и представители знати. Правительство заявило, что эта мера необходима для успешного проведения аграрной реформы, поскольку феодалы мешали распределению земли между крестьянами.

В марте 1971 года армия потребовала от президента создать надпартийное правительство. Фактически, это означало еще один военный переворот. 26 апреля в Турции было введено военное положение и начали действовать чрезвычайные трибуналы, рассматривавшие дела участников курдского сопротивления. За последующие полтора года было арестовано более 10 тысяч человек, а все руководство ДПТК оказалось в тюрьме. Но, в 1974 году после принятия закона об амнистии, курдские повстанцы постепенно стали покидать камеры и возвращаться в родные горы. После убийства 14 июля 1958 года иракского короля Фейсала, власть в стране перешла к Фронту национального единства. В новое правительство впервые за всю историю страны вошли несколько курдов. В Ирак вернулся Мустафа Барзани, с 1946 года скрывавшийся в соседнем Иране. Но вскоре, позиция Багдада резко изменилась. Пока над режимом нависала угроза извне и США пытались наладить контакты с курдами через Иран, новые правители Ирака обхаживали Барзани и его Демократическую партию, когда же опасность миновала, они вернулись к традиционной политике.

После государственного переворота 10 февраля 1964 года, иракское правительство подписало с курдами соглашение о прекращении огня. Уже через четырнадцать месяцев эта договоренность была нарушена - армия Ирака вторглась в районы, контролируемые пешмерга (идущими на смерть). Бои с переменным успехом продолжались до середины лета 69-го года, когда лидеры Баас согласились признать законность притязаний курдов. 11 марта 1970 иракское правительство провозгласило создание автономного Курдистана.

Шахской правительство Ирана поддерживало иракских курдов в борьбе за свои права, но у себя дома отношение к представителям этого народы было иным. Власти преследовали членов Демократической парии Иранского Курдистана как создателей Мехабадской республики. В 1968 году ДПИК попыталась организовать восстание, но ее отряды были быстро разгромлены иранскими войсками. С тех пор на протяжении десяти лет в Восточном Курдистане было относительно спокойно. Новая попытка создать курдскую автономию связана с Иранской революцией. Курды решили воспользоваться сменой власти в стане, чтобы вновь потребовать от Тегерана самостоятельности.

Конец этой бойне положила агрессия Ирака. Перед лицом внешней опасности Хомейни предложил курдам перемирие, но не смог принять их условий. Руководители восстания требовали полной национальной автономии, на что иранской правительство в условиях войны пойти не могло. Хомейни не отказывался предоставить курдам элементы автономии, пока в горах Курдистана шли боевые действия, Тегеране обсуждались различные проекты политических и социальных преобразований в этой районе. Тем временем столкновения между повстанцами и войсками правительства принимали затяжной характер. На зиму партизаны уходили высоко в горы, а весной спускались вниз и начинали нападать на гарнизоны иранской армии.

Волнения в иранской части Курдистана быстро распространились и на территорию Турции. Уже в конце 1978 года Анкара объявила чрезвычайное положение в нескольких районах Восточной Анатолии. Однако, эти меры не смогли стабилизировать обстановку. В Восточном Курдистане была подпольно организованна Курдская рабочая партия во главе с Абдуллахом Оджаланом, при которой создавались отряды боевиков. КРП объединила сторонников создания независимого Курдистана. Они развернули боевые действия против турецкой армии, опираясь на помощь Сирии.

Telegram
Facebook
Instagram
Twitter
Vkontakte
RSS
Yandex.Dzen

Доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН, заведующая сектором курдоведения и региональных проблем, Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока, автор шести книг по новой и новейшей истории курдов и Курдистана.

Курды стран Западной Азии, этнического Курдистана (курдские ареалы Турции, Ирана, Сирии и Ирака условно в научной литературе именуются Турецкий, Иранский, Сирийский, Иракский Курдистан) утверждают свое принципиальное отличие от персов, равно как от турок и арабов. Они всегда стремились к национальному самоопределению. Их сплачивает мечта о создании курдского государства. Однако курдские лидеры больше внимания уделяют партикулярным целям и настраивают курдов на мирное решение курдской проблемы. Между тем напряженность в Сирии и вокруг Ирана, а также в Турции, способная перерасти в широкий международный конфликт, делает актуальным решение курдского вопроса, в том числе и реализацию общекурдского объединительного национального идеала (провозглашения курдского государства) при условии поддержки извне.

Возможное обретение независимого статуса Иракским Курдистаном могло нанести удар по гордости и престижу Турции и ослабило бы ее положение как региональной державы, лишило контроля над богатыми водными ресурсами юго-восточной Анатолии, а также сократило ведущую роль в будущем экономическом развитии Западной Азии. Путем укрепления экономических и торговых связей с Курдистанским регионом Ирака турецкое руководство стремилось сдерживать тенденции, способствующие созданию там независимого курдского государства.

Курдские политологи полагали, что выход Турецкого Курдистана из состава Турецкой Республики предоставит ей большие преимущества. По их мнению, Турция сможет гармоничнее развиваться экономически, если избавит себя от решения курдской проблемы, что облегчит ей задачу вступления в Европейский союз. Они подчеркивали, что объединение Иракского и Турецкого Курдистана продвинет идею создания курдского государства. Потеря Турцией Курдистана действительно существенно ослабит ее геополитическое значение в Западной Азии и станет препятствовать осуществлению стратегических планов в отношении Центральной Азии, Кавказа и России. Объединенное курдское государство (состоящее из курдских районов Турции и Ирака) будет доминировать в юго-восточных и восточных районах Турецкой Республики и преградит ей доступ к Азербайджану, Кавказу и тюркским республикам Средней Азии. Однако сегодня некоторые американские политтехнологи утверждают, что распад Турции может произойти только к 2030 г., и прогнозируют создание курдского государства, объединяющего курдские ареалы Ирака, Сирии и Ирана.

Усиление турецких позиций в Иракском Курдистане заботит Иран и Армению, которые, как и Турция, не заинтересованы в провозглашении иракскими курдами независимости. Они стремятся к развитию своих экономических, торговых и политических отношений с Курдистанским регионом Ирака, сдерживая националистические устремления иракских курдов, а также с целью снижения турецких поползновений относительно Кавказа и Средней Азии.

Актуализация решения курдского вопроса не остается без внимания руководства региональных и мировых держав, мирового общественного мнения, поскольку этнический Курдистан расположен в центре Западной Азии, изобилующей локальными конфликтами, отягощенными активностью исламистских вооруженных группировок. Лоббирование идеи курдского государства всегда совпадает с очередной попыткой американских политиков использовать курдов для дестабилизации региона ради собственных интересов. К примеру, когда в 90-е гг. ХХ века американские военно-политические круги строили планы относительно Ирака, они использовали курдов, обещая им широкую автономию или даже провозглашение государства. Но осуществление этих обещаний, очевидно, не входило в планы американских покровителей курдов, поскольку последних, по-видимому, не удалось заставить в полной мере играть по американским правилам. Хотя официальный Вашингтон и призывает курдов к сдержанности, американская и израильская пропаганда, напротив, направлена на обострение их националистических устремлений. Так, например, некоторые израильские политологи стараются убедить курдов, что изменение конфигурации границ стран Ближнего и Среднего Востока якобы не за горами и курды непременно добьются своих целей, в том числе и выхода к морю.

С 90-х гг. ХХ века мировоззрение и политическая культура курдов существенно изменились. Курдское общество и его политическая элита стали воспринимать современные методы политической деятельности, которые исходят из признания сложившейся системы международных отношений. Окрепли демократические тенденции, а лидеры выступают за региональную стабильность, заявляя о приоритете мирных способов решения курдской проблемы в каждом ареале стран Западной Азии, в соответствии со спецификой национального развития курдов. Они осознают авантюристичность и сложность практического воплощения сегодня проекта четырехсоставного курдского государства.

Современный этнический Курдистан не является географически, экономически, культурно, лингвистически, религиозно гомогенным. Процесс национального развития курдов в каждом ареале стран их проживания осуществляется в соответствии со спецификой этих государств и особенностями курдского национального движения. Находясь в разных социокультурных, экономических и политических условиях и системах, курды подвергались в своих географических подразделениях воздействию самых разнообразных факторов и по-разному реагировали на вызовы времени. Как в прошлом, так и теперь курдское национальное движение локально. В разных частях этнографического Курдистана периоды его подъема и упадка не совпадают, что указывает на неравномерность этнонационального развития в курдских ареалах Турции, Ирака, Сирии и Ирана, разновеликих по территории и численности курдского населения. Это существенно затрудняет процесс консолидации курдов на общенациональном уровне. Однако руководство иракских курдов мыслит общекурдскими категориями, рассматривая Иракский Курдистан как ядро, центр будущего независимого курдского государства. Оно стремится к экономической независимости от Багдада.

В то же время развитие курдистано-турецкого сотрудничества затягивает процесс разрешения противоречий между Эрбилем и Багдадом. Если различные политические силы региона не достигнут консенсуса в предвыборный период, то возможно углубление разрыва между теми курдскими политическими течениями, которые поддерживают тесное сотрудничество с Анкарой, и теми, которые выступают против него.

Дистанцированию Эрбиля от Багдада способствует и нерешенность проблемы спорных территорий. Правительство Нури аль-Малики, возглавляющего шиитскую правящую группировку, медлит с реализацией ст. 140 иракской Конституции, способной разрешить эту проблему. Курды намерены присоединить к своему региону нефтеносный район Киркука и его окрестностей. С точки зрения курдов, Киркук – курдский город, который должен стать столицей расширенной курдской автономии или государства. Не случайно курдистанское руководство рассчитывает на присоединение и некоторых других территорий, населенных преимущественно суннитами, что чревато ослаблением влияния политических позиций шиитов. Но Масуд Барзани стоит на своем, ультимативно заявляя, что отказ может спровоцировать выход Курдистанского региона из состава Ирака.

Подобного рода конфликты, иногда происходящие с участием вооруженных подразделений, способны обострить суннито-шиитские противоречия. Президент Ирака Джаляль Талабани прилагал усилия для смягчения отношений между Эрбилем и Багдадом. Кроме того, третейским судьей выступают Соединенные Штаты, заинтересованные в сохранении Иракского Курдистана в качестве зоны своего влияния и призывающие курдов к сдержанности.

Региональный политический климат, как известно, в значительной степени определяет позиция Вашингтона. Перевыборы президента Барака Обамы на второй срок подразумевают корректировку американского политического курса и в отношении курдов этнического Курдистана. Оставаясь доминирующим центром политического влияния на курдов Ирака и некоторые курдские политические течения Сирии и Ирана, США как будто заинтересованы в поддержании политического равновесия и стабильности курдских ареалов стран Западной Азии, о чем свидетельствует наметившаяся тенденция переговорного процесса в Сирии и Турции. Вместе с тем в последнее время наблюдаются попытки крупных американских нефтяных корпораций и отдельных дельцов (в числе которых военные и политики, работавшие в Ираке) при посредничестве Турции добиться долевого участия в нефтедобывающей промышленности Иракского Курдистана. При этом министр природных ресурсов региона Ашти Хаврами заявил о беспрецедентном увеличении добычи нефти: 1 млн баррелей в 2015 г. и удвоении ее реализации в 2019 году. С увеличением объемов добычи нефти и газа стратегическое значение региона неуклонно возрастет. В то же время это несет в себе опасность истощения природных ресурсов, что может привести к нивелировке его углеводородной значимости в ходе борьбы за контроль над ним между региональными и мировыми державами.

Об этом свидетельствует, в частности, ситуация в Сирийском Курдистане. Вывод правительственных войск из Сирийского (Западного) Курдистана позволил вооруженным формированиям Партии демократического единства, руководствующейся идеологией Абдуллы Оджалана, захватить над ним контроль. Курды хотят расширить территорию своего доминирования с населением в 490 тыс. человек, находящуюся на пути к Средиземноморью. Сирийские курды, составляющие десятки организаций, объединившихся в два блока, стремятся мирным путем добиться национально-культурной автономии, признания своих гражданских прав и гарантий в новой Конституции страны. Отсутствие единства сирийских курдов составляло серьезное препятствие на пути к достижению поставленных целей. Однако при содействии Масуда Барзани произошло объединение двух блоков – Курдского национального совета и Национального совета Сирийского Курдистана. Они подписали соглашение о единстве действий и создании Высшего совета Курдистана. Безопасность этого региона обеспечивают подразделения, готовящиеся в Иракском Курдистане, где расположены тренировочные базы.

Эскалация сирийского кризиса и обострение ситуации на турецко-сирийской границе (протяженность которой составляет 500 км, где проживают преимущественно курды) требовало от Эрдогана принятия более решительных мер. Втягивание Турции в широкомасштабные международные и региональные действия с целью ограничения иранского влияния на Дамаск могло осложнить турецко-российские отношения и усугубить вооруженную конфронтацию с РПК, возглавляемой Оджаланом, объявленной турецким руководством террористической и находящейся на нелегальном положении. Опасаясь обострения курдского вопроса в Турции и создания курдского самоуправления на части территории Сирийского Курдистана, турецкое руководство было вынуждено сдерживать свои экспансионистские намерения в отношении Сирии, а также выступить с беспрецедентной инициативой начала переговоров с Оджаланом, несмотря на сопротивление турецких националистов и армии.

Достигнутые договоренности сглаживают остроту создания национально-территориальной автономии в Турецком Курдистане и вовсе отодвигают вопрос о формировании курдского государства. Очевидно, что в нем не заинтересованы ни Турция (как и другие региональные державы), ни Соединенные Штаты, всегда охотно способствовавшие неизменности курдского вопроса, используя который, им удавалось поддерживать необходимый для них баланс сил в регионе.

Между тем идея независимого Курдистана живет как в среде простых курдов, так и интеллектуалов и местных элит и не только Турецкого, но и соседнего Иракского Курдистана. Не случайно турецкое руководство обеспокоено усилением политической роли и влияния Барзани в этническом Курдистане. Несмотря на идеологические и прочие расхождения, с ним считается, например, руководитель РПК Мурат Карайылан. Турецкие курды в лице РПК и руководство Курдистанского региона Ирака поддерживают усилия сирийских курдов в борьбе за свои национальные права в новой Сирии, с одной стороны, а с другой – преследуют цель осуществления и собственных интересов. Не имеющий выхода к морю, Курдистанский регион Ирака нуждается в нем, и решение этого вопроса может состояться с помощью курдов Сирии. В то же время экономические и торговые отношения с Курдистанским регионом, в частности заключение соглашений по нефти и газу в обход Багдада, подкрепляются заявлениями турецкого руководства о важности единства Ирака.

Таким образом, политическое размежевание характерно для каждого курдского ареала в Западной Азии, являющихся зонами локальных конфликтов. Хотя окончательное решение курдского вопроса связано с проблемой создания государства, ее реализация осложняется отсутствием консолидированного общекурдского национально-демократического движения. Курды представляют светское и прозападное движение в Ираке, левосоциалистическое – в Турции, коалиционное в Сирии (при доминировании прозападной ориентации). Однако идеологические расхождения не играют столь уж существенной роли для решения общей цели.

Разобщенность действий, отсутствие единой политической платформы и общенационального лидера делают уязвимым курдское движение за самоопределение в форме государства. Это способствует втягиванию курдов как в турецко-иранское региональное соперничество, так и в перспективные планы США и Израиля в отношении Сирии, Ирана, кавказских республик, Центральной Азии и России.

Вместе с тем мощным фактором, консолидирующим курдов Сирии, Ирака и Турции (а также Ирана), являются их антиисламистские позиции. Масуд Барзани направил усилия на развитие интеграционного национализма, солидаризуясь и поддерживая курдов Сирии и Турции. Курдское движение является секулярным, и оно более прогрессивно и либерально, чем активизировавшиеся в регионе ретроградные силы. Просматриваются также тенденции политического объединения действующих разрозненно, но ставящих сходные цели иранских курдов. Они выступают против режима ИРИ и требуют автономного статуса Иранского Курдистана. Выборы в Иране нового президента Хасана Роухами, известного своими умеренными взглядами, вселяет надежду на начало переговорного процесса с оппозицией иранских курдов, состоящей из конгломерата политических партий, авангардом которых выступает Демократическая партия Иранского Курдистана.

Вероятность расширения войны в Сирии, обострение социально-политической напряженности в Турции и Ираке могут усилить значимость курдского фактора. В обмен на обещания Запада поддержать провозглашение независимости Иракского Курдистана его территория может быть использована в качестве плацдарма военных операций и подрывной деятельности против сохраняющего власть режима Башара Асада в Сирии. Это может активизировать борьбу за лидерство между двумя направлениями курдского национального движения и вызвать конфликт между иракскими и сирийскими курдами. В то же время эскалация региональной конфликтности, напротив, способна консолидировать силы национально-демократического движения этнического Курдистана под лозунгом борьбы за свои права и самоуправление курдских ареалов Турции, Ирака, Сирии и Ирана. Направление развития политического процесса в этническом Курдистане полностью зависит от исхода разрешения сирийского кризиса.


Где находится Иракский Курдистан?

После вторжения коалиционных сил в 2003 году курды получили территорию к югу от Иракского Курдистана, чтобы восстановить свои исторические земли. В состав региона входят четыре провинции: Дахук, Сулеймания, Халабджа и Эрбиль.


Курдов называют крупнейшим народом в мире, не имеющим собственного государства. По официальным данным, курдов в мире насчитывается более 36 млн. В Иракском Курдистане проживают более пяти миллионов курдов. Помимо Ирака, большие диаспоры проживают на территориях Турции, Ирана и Сирии. Курды также проживают в спорных провинциях Киркук, Найнава и Дияла, которые официально не входят в состав Иракского Курдистана.

Есть ли в Иракском Курдистане своё правительство?

Да, есть. Правительство региона было основано в 1992 году, находится оно в Эрбиле. Иракский Курдистан имеет парламент, избранный всенародным голосованием, состоящий из Демократической партии Курдистана (ДПК), Патриотического союза Курдистана (ПСК) и их союзников (Коммунистическая партия Ирака, Социалистическая партия Курдистана и т. д.).

На сегодняшний день в Иракском Курдистане аккредитовано свыше 35 иностранных дипломатических представительств на уровне генеральных консульств, а также функционирует около 400 иностранных фирм.

Столица Иракского Курдистана-Эрбиль.

За счёт чего живёт автономия?

Иракский Курдистан в основном живёт за счёт экспорта углеводородов. До 2014 года центральное правительство в Багдаде перечисляло в Курдистан 17% национального бюджета, что составляло порядка 12 миллиардов долларов. Это покрывало около 80% расходов бюджета курдской автономии. После прекращения финансирования Курдистана Багдадом из-за противоречий по поводу экспорта нефти, регион оказался полностью на самообеспечении и получает прибыль только от продажи углеводородов. Экспорт нефти в Турцию и Иран является одним из основных путей наполнения бюджета автономии. Транспортировка нефти осуществляется с помощью фур или через трубопровод в турецкий порт Джейхан.

Считается, что нефтяные запасы Иракского Курдистана шестые в мире по величине и насчитывают 45 млрд баррелей. Курдистанская нефть составляет 60% добываемой в Ираке.

Помимо нефтяных запасов, в регионе есть залежи железа, никеля, угля, меди, золота, известняка и цинка. В Иракском Курдистане добывается битум и обрабатывается мрамор, а также находится самое большое в мире месторождение каменной серы. Важным природным богатством региона являются запасы пресной воды.


Как отреагировали на проведение референдума иракские власти?

Какие государства поддержали проведение референдума?

Израиль — единственная страна, которая официально поддержала референдум о независимости иракских курдов. В шестидесятых годах Израиль поддерживал борьбу курдов против Ирака, поставляя им оружие. В настоящее время Израиль контролирует значительную часть экономики Иракского Курдистана, бизнес, банковскую систему. Иракский Курдистан является одним из главных поставщиков нефти в Израиль.


Будет ли признана независимость курдского государства?

В конституции Ирака есть пункт о праве провести референдум, если права курдов не соблюдаются. Однако стремление курдов к независимости не поддерживают страны Ближнего Востока. Турция и Иран, где также проживают значительные курдские общины, заявили, что проведение референдума в Иракском Курдистане может спровоцировать рост напряжённости, и призвали отказаться от него. В Тегеране заявили, что в случае провозглашения автономии Иран закроет границу с этим регионом. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган ещё до референдума заявил о том, что не признаёт идею проведения плебисцита в Иракском Курдистане. В Анкаре лояльно относятся к иракским курдам, однако турецких курдов, состоящих в Рабочей партии Курдистана (РПК), считают террористами.

Против референдума также выступила Лига арабских государств. США, которые до сих пор поддерживали курдов как союзников в борьбе с запрещённой в РФ террористической организацией ИГИЛ, также могут отказаться от поддержки курдов в их стремлении отделиться от Ирака, опасаясь региональной нестабильности.

Читайте также: