Культурология и ее междисциплинарные связи кратко

Обновлено: 18.05.2024

Одним из основных моментов выявления специфики культурологического знания и предмета его исследования является осмысление взаимосвязи культурологии с другими родственными или близкими ей областями научного знания. Если определить культуру как все, что создано человеком и человечеством, то станет понятно, почему определение статуса культурологии вызывает такие затруднения. Ведь тогда получается, что в мире, в котором мы живем, есть только мир культуры, существующий по воле человека, и мир природы, возникший без влияния людей. Соответственно, все существующие сегодня науки делятся на две группы — науки о природе (естествознание) и науки о мире культуры — социальные и гуманитарные науки. Кроме того, есть философия, которая формулирует общие подходы к изучению мира, а также анализирует место человека в мире и его отношения с природой, другими людьми и самим собой.

Иными словами, все социальные и гуманитарные науки, в конечном счете, являются науками о культуре — знанием о видах, формах и результатах человеческой деятельности. И тогда не очень понятно, где же среди этих наук место культурологии, и что она должна изучать.

Как уже отмечалось, культурология возникла на пересечении истории, философии, социологии, этнологии, антропологии, социальной психологии, искусствознания и др. Таким образом, культурология является комплексной социогуманитарной наукой. Ее междисциплинарный характер выражает общую тенденцию современной науки к интеграции, взаимовлиянию и взаимопроникновению различных областей знания при изучении общего объекта исследования. Появление культурологии в данном аспекте отражает эту общую тенденцию движения научного знания к междисциплинарному синтезу для получения целостных представлений о человеке и его культуре. Применительно к культурологии развитие научного познания ведет к синтезу культуроведческих наук, формированию взаимосвязанного комплекса научных представлений о культуре как о целостной системе. При этом каждая из наук, с которой культурология контактирует, углубляет представление о культуре, дополняя его собственными исследованиями и знаниями.

Культурология и философия

Как отрасль знания, выделившаяся из философии культурология имеет неразрывную связь с философией культуры. Философия выполняет по отношению к культурологии методологическую роль, она определяет общие познавательные ориентиры культурологических исследований, объясняет сущность культуры. Она ставит перед ней целый ряд проблем, значимых для жизни человека: например, о смысле культуры, об условиях ее существования, о структуре культуры, причинах ее изменений и др. Философия рассматривает культуру в ее конкретных формах. В культурологии акцент делается на объяснение различных форм культуры с помощью философских теорий среднего уровня, основывающихся на антропологических и исторических материалах. При таком подходе культурология позволяет создать целостную картину человеческого мира с учетом многоликости и разнообразия происходящих в нем процессов.

Культурология и история

Не менее тесная взаимосвязь существует также между культурологией и историей. История изучает человеческое общество в его конкретных формах и условиях существования. Эти формы и условия не остаются раз и навсегда неизменными, т.е. едиными и универсальными для всего человечества. Они постоянно изменяются и история изучает общество с точки зрения этих изменений. Поэтому она выделяет исторические типы культур, сопоставляет их между собой, выявляет общекультурные закономерности исторического процесса. Исторические данные позволяют описать и объяснить конкретно-исторические особенности развития культуры.

Обобщенный взгляд на историю человечества позволил сформулировать принцип историзма, в соответствии с которым культура рассматривается не как застывшее и неизменное образование, а как динамичная система культур, находящихся в развитии и сменяющих друг друга. Отсюда исторический процесс выступает как совокупность конкретных форм культуры. Каждая из них определяется этническими, религиозными и историческим факторами и поэтому представляет собой относительно самостоятельное целое. Каждая культура имеет свою оригинальную историю, обусловленную комплексом своеобразных условий ее существования.

Культурология в свою очередь изучает общие законы культуры и выявляет ее типологические особенности, разрабатывает систему собственных категорий. В этом контексте исторические данные помогают построить теорию возникновения культуры, выявить законы ее исторического развития. Для этого культурология изучает историческое многообразие фактов культуры прошлого и настоящего, что позволяет ей понять и объяснить современную культуру.

Культурология и социология

Ученые самых разных направлений единодушны в утверждении, что культура является продуктом общественной жизни человека и вне человеческого общества невозможна. Таким образом, культура представляет собой социальное явление, развивающееся по своим собственным законам. И в этом значении культура служит предметом изучения для социологии. Социология изучает, в частности, особенности отношения к культуре различных слоев общества, различные модели поведения человека в обществе, различные типы межличностных отношений и т.п. Социология изучает культуру в контексте социальных процессов, рассматривая их как существенный фактор культурных изменений, затрагивающих не только количественные параметры культуры, но и само ее содержание.

Культурология и культурная антропология

Культурная антропология изучает человека как субъект культуры. Она дает описание жизни различных обществ, находящихся на разных ступенях развития, их быта, нравов, обычаев и т.д. Специалисты по культурной антропологии изучают конкретные культурные ценности, формы культурных взаимосвязей, механизмы трансляции культурных навыков от человека к человеку. Это важно для культурологии, поскольку позволяет понять, что стоит за фактами культуры, какие потребности выражают ее конкретные исторические, социальные или личностные формы. Можно сказать, что культурная антропология занимается исследованием этнических культур, тщательно описывая их культурные феномены, систематизируя и сравнивая их. По сути дела она исследует человека в аспекте выражения его внутреннего мира в фактах культурной деятельности.

Культурологический аспект исследования

Таким образом, взаимосвязь культурологи с другими науками носит двойственный характер. С одной стороны, культурологические знания входят в состав любой науки. Ведь каждая наука содержит три уровня изучения своего предмета исследования и обобщения полученных знаний. Так, высшим уровнем традиционно считают философию данной области познания или сферы деятельности — философию истории, философию экономики, философию искусства и т.д. На этом уровне, как правило, решаются задачи наиболее общего осмысления предмета познания, формулирование его сути, места в системе мироздания и в мировоззрении человека. Низший (первый) уровень познания связан со сбором фактов и их первичной систематизацией и классификацией. Данный эмпирический уровень познания позволяет увидеть интересующие нас факты в их конкретно-исторической неповторимости. Между этими двумя уровнями изучения лежат теории среднего уровня, позволяющие анализировать устойчиво повторяющиеся, упорядоченные последовательности явлений человеческого бытия, имеющие системный характер.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

С другой стороны, культурология представляет и самостоятельную область знания. В этом аспекте культурология может рассматриваться как отдельная группа наук, так и в качестве отдельной, самостоятельной науки. Иными словами, культурология может рассматриваться в узком и широком смыслах. В зависимости от этого определяется предмет культурологии и ее структура.

Цель контрольной работы: углубить знания о культурологи и её междисциплинарных связях.
Из данной цели я поставила перед собой следующие задачи:
Дать определение термину культурология.
Узнать с какими дисциплинами пересекается культурология.
Охарактеризовать эти дисциплины.
Ознакомиться с разделами культурологии.

Содержание работы

Введение. 3
Культурология и ее междисциплинарные связи………………………………..4
Вывод …………………………………………………………………………….12
Список используемой литературы. 13

Содержимое работы - 1 файл

готово.docx

Культурология и ее междисциплинарные связи………………… ……………..4

Список используемой литературы. . . 13

Введение.

Междисциплинарный характер культурологии выражает общую тенденцию современной науки, взаимовлияние и взаимопроникновение различных областей знания при изучении общего объекта исследования.

Культурология возникла на пересечении истории, философии, педагогики, этики, социологии, этнографии, эстетики, искусствознания и др.

Цель контрольной работы: углубить знания о культурологи и её междисциплинарных связях.

Из данной цели я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Дать определение термину культурология.
  2. Узнать с какими дисциплинами пересекается культурология.
  3. Охарактеризовать эти дисциплины.
  4. Ознакомиться с разделами культурологии.

Культурология и ее междисциплинарные связи.

Каждая из наук, с которыми культурология входит в контакт, дает возможность углубить знание о явлениях тем необходимым компонентом и социальным фоном развития культурных достижений, открытий, гениальных творений, которыми так богато культурное наследие.


Философия открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры, в ее наиболее обобщенном представлении.

Социология выявляет закономерности процесса функционирования культуры в обществе, особенности культурного уровня различных групп.

Психология дает возможность глубже понять специфику культурно-творческой деятельности человека, его восприятие ценностей культуры, становление духовного мира личности.

Этнография способствует осознанию национально-этнической уникальности культуры народов мира, утверждению роли культуры в межнациональных отношениях.


Искусствознание и эстетика раскрывают художественную культуру в ее неповторимости, уникальности и эмоциональной силе влияния на человека.

Смежные науки не только питательная среда, но и необходимый фундамент культурологии.


Может возникнуть вопрос: а зачем нужна культурология, если достаточно знать историю или психологию, этнографию или искусство? Однако вполне очевидно, что каждый из этих аспектов вовсе не исчерпывает объема культуры, а лишь открывает ее отдельные стороны. Кроме того, культурология не просто механически заимствует знания, полученные другими науками, но органично включает их в целостную систему науки о культуре, создавая общую модель или картину культуры определенной эпохи.

Культурология, будучи гуманитарной наукой, исследует культуру как исторически развивающееся, многогранное, сложное общественное явление, как способ жизни человека, выражающий его родовую специфику и предназначение. Поскольку культура охватывает все виды деятельности человека, его помыслы и чувства, разум и волю, то она является неотъемлемым атрибутом человеческого существования. Ни одна сфера жизни - будь то экономика или политика, семья или образование, искусство или нравственность, досуг или спорт - невозможна вне культуры.

Культурология изучает сущность и структуру культуры, процесс ее возникновения, развития и функционирования; национально-этническое своеобразие культур народов мира; общечеловеческие ценности культуры и творческие достижения человечества; становление духовного мира личности и возможности ее самореализации; деятельность социальных институтов культуры, осуществляющих процесс культурной преемственности и духовного развития человека и общества.

Культурология помогает систематизировать исторические и гуманитарные знания, понять явления общественной жизни в едином смысловом контексте. Овладение культурологией существенно для достижения духовной зрелости, для воспитания в себе черт интеллигентности, доброжелательности, гуманности, милосердия и благородства.


Современный мир отличается особой напряженностью, динамизмом, противоречивыми тенденциями и альтернативными позициями. Культура обладает большим потенциалом в поиске согласия, утверждения приоритета общечеловеческих ценностей.

Высокая миссия культуры не ограничена только глобальными проблемами. Она обращена непосредственно к человеку, его повседневной жизни, определяет ориентиры и смыслы человеческого существования, открывает путь к свободе и творчеству, дает внутренние силы для преодоления жизненных тревог, драм, трагедий, вселяет оптимизм и надежду, способствует раскрытию индивидуальности.

Культурология как самостоятельная отрасль науки состоит из шести взаимосвязанных разделов:

  • истории мировой и отечественной культуры;
  • истории культурологии как науки;
  • философии культуры;
  • социологии культуры;
  • культурной антропологии;
  • прикладной культурологии.

Каждый из разделов имеет свой объект исследования, отличается спецификой анализа, методами и практическими рекомендациями, используемыми при разрешении конкретных проблем.

История культуры формирует знания о культурном наследии, о поисках и открытиях, о памятниках материальной и духовной культуры, о ценностях и нормах жизни, идеалах и символах разных народов; исследует происхождение, истоки культурных явлений, процесс их распространения. История культуры - это передаваемая от поколения к поколению память человечества.
Для культурологии история культуры составляет фундамент теоретических концепций.

Наука о культуре имеет давнюю историю. Ученые и писатели в течение многих веков стремились не только исследовать культуру тех или иных народов, но и понять тенденции ее развития. Как наука культурология формируется в XVIIIв.. Одним из первых, кто заложил научные основы теории культуры немецкий философ Иоганн Готфрид Гердер. Впоследствии культурология становится объектом пристального внимания ученых: Н.Я.Данилевский, П.А.Сорокин, Б.Малиновский, О.Шленглер, А.Тойнби, М.Вебер, Ф.Ницше, Х.Ортега-и-Гассет, З.Фрейд, Э.Тайлор, Л.Уайт, Л.Морган, К.Маркс, Ф.Энгельс, Н.А.Бердяев, Э.Фромм, Н.К.Рерих, Й.Хейзинга, Э.Дюркгейм, Р.Бенедикт, Т.Парсонс, М.Мид, О.Тоффлер и многие другие всемирно известные исследователи стремились познать и объяснить культуру .

Философия культуры исследует понятие, сущность и структуру культуры, определяет ее функцию в обществе; выясняет соотношение культуры и природы, культуры и цивилизации; роль средств массовой коммуникации в распространении культуры; изучает множественность языковых и символических форм культуры; историческое единство человечества и процесс взаимовлияния культур; глобальные проблемы современности и роль культуры в их разрешении.

Культура предстает как способ и технология деятельности, профессиональное мастерство, нормы и формы организации культурной жизни.

Культура является формой и содержанием социально-культурного развития человека, обогащения его духовного мира, реализации его способностей и дарований, талантов и ценностных ориентации. Культура создается человеком, но и сама оказывает существенное влияние на его духовный облик.

Можно перечислять множество подходов к пониманию сущности культуры. Значительный вклад в развитие философии культуры внесли советские исследователи: С.С.Аверинцев, С.Н.Артановский, М.М.Бахтин, В.Е.Давидович, М.С.Каган, Л.Н.Коган, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, Э.С.Маркарян, В.М.Межувв, Э.В.Соколов и многие другие.

Социология культуры
исследует процесс функционирования культуры в обществе; тенденции социокультурного развития, проявляющиеся в сознании, поведении и образе жизни различных социальных групп.

В социальной структуре общества выделяются группы различного уровня. Макрогруппы - это классы, слои, нации и этносы. Каждая из них отличается своими культурными особенностями, ценностными предпочтениями, вкусами, стилем и образом жизни.

Микрогруппы - образуют различные субкультуры. Можно выделить субкультурные общности по ряду признаков: возрастные субкультуры детей, молодежи, престарелых; конфессиональные - в зависимости от вероисповеданий; профессиональные, в которых подчеркивается принадлежность к определенному виду трудовой деятельности и общность связанных с нею интересов и потребностей. Возникновение групповых форм культуры возможно в политических партиях, движениях. Группы с отклоняющимся от нормы поведением также образуют свою структуру. Существуют субкультуры мафиозных и преступных группировок.

Социология культуры дает возможность представить типологию личности в зависимости от отношения к сложившейся общественной ситуации.

Не менее интересным является социологический анализ деятельности различных социальных институтов, призванных обеспечивать удовлетворение и развитие потребностей и запросов людей. Деятельность системы образования, различных учреждений культуры, средств массовой информации всегда предполагает культурологический анализ, который позволяет иметь суждение об эффективности их функционирования, создания условий для развития личности, повышения качества жизни. Наиболее известными исследователями социологии культуры являются КМаннгейм, М Вебер, С Паркер, М. Каплан, К. Жигульский, Л.Н. Коган, С.Г. Струмилин, Б.А. Грушин, Ю. Н. Давыдов, С.Н. Плотников и другие

В социологии культуры можно выделить три уровня знания:
I. характеризует наиболее общие тенденции в развитии современной культуры, воспроизводит ее самые распространенные ценности, стили жизни, модели поведения.
II. сосредотачивает внимание на уровнях культуры различных групп, видах культурной деятельности, соотношении традиций и новаторства, системе распространения ценностей культуры, их освоении человеком
III. основан на социологической информации, полученной в результате эмпирических исследований с использованием методов опроса, интервью, включенного наблюдения, анализа документации и социальной статистики

Социология культуры непосредственно связана с решением практических проблем, призвана не только выдать информацию, но и указать пути преодоления противоречий, привлечь к их решению широкий круг организаторов, работников учреждений культуры .

Психоаналитическая школа З.Фрейда и его последователей (Э.Фромм, А.Кардинер, К.Хорни, А.Адлер, А.Маслоу, К.Юнг) особое внимание уделяла взаимодействию естественно-биологических, энергетических и социокультурных факторов в определении мотивов поведения человека, эмоциональных состояний тревожности, беспокойства, агрессивности, а также любви, надежды; выяснению социальных и психологических механизмов творчества, одаренности.

Среди советских исследователей проблемы взаимодействия культуры и личности отражены в работах Л.В.Выготского, А.А.Бодалева, И.С.Кона, В.Г.Богораз-Тана, Г.Г.Шпета и др.

Культурная антропология исследует индивидуальность личности, ее уникальность и неповторимость, соотношение сознательных действий и бессознательных импульсов, истоки жизненной энергии и притягательную силу влияния на других людей, душевное здоровье и обаяние, фальшь и лицемерие, агрессивность и зло.

Прикладная культурология исследует организацию и технологию культурной жизни общества; деятельность учреждений культуры, культурных центров досуга, любительских и инициативных объединений по интересам; методику проведения массовых праздников, фестивалей, форумов. Главным направлением становится разработка культурной политики; экономическое, политическое и духовное обеспечение реализации культурных программ. Прикладная культурология изучает интересы публики, мотивы приобщения к культуре, формы организации досуга.

Деятельность театров, кинотеатров, видеосалонов, музеев, концертных и выставочных залов, клубов и дворцов культуры, библиотек; просветительная работа творческих союзов и фондов, Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, а также других общественных организаций и ассоциаций -все это является объектом научного анализа.

Прикладная культурология имеет практический характер, а специалисты обладают организационными умениями и навыками, способствующими реализации духовных потребностей различных категорий населения.

В итоге проделанной работы можно сказать

Культурология - это не набор сведений о культуре, а импульс для гуманитарной ориентации сознания и поведения, для понимания отечественной и мировой культуры.

Перечисленные в работе разделы культурологии определяют общие контуры культурологии как науки. Каждый из них требует углубленного исследования. Научные интересы могут быть сосредоточены на различных аспектах, отражать индивидуальное своеобразие предпочтений.

ВОПРОС 3 КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ЕЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ

Нарастающие процессы взаимовлияния культур, сохранения культурного наследия и национально-этнической самобытности, формирования духовного мира и самосознания человека стимулируют интерес исследователей и практиков к разработке культурологии как науки и отрасли гуманитарного знания.

Культурология возникла на пересечении истории, философии, педагогики, этики, социологии, этнографии, антропологии, социальной психологии, эстетики, искусствознания и др. Междисциплинарный характер культурологии выражает общую тенденцию современной науки к интеграции, взаимовлиянию и взаимопроникновению различных областей знания при изучении общего объекта исследования.

Логика научного познания ведет к синтезу культуроведческих наук, формированию взаимосвязанного комплекса научных представлений о культуре как о целостной и многообразной системе.

Каждая из наук, с которыми контактирует культурология, углубляет представление о культуре, дополняя его специфическим компонентом знания, особенными открытиями.

Философия открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры в ее наиболее обобщенном представлении. Социология выявляет закономерности процесса ее функционирования в обществе, особенности культурного уровня различных групп. Психология предоставляет возможность глубже понять специфику культурно-творческой деятельности человека, механизм восприятия им ценностей культуры, становления его духовного мира. Этнография способствует освоению национально-этнической уникальности культур народов мира, утверждению роли культуры в межнациональных отношениях. Искусствознание раскрывает особенно-

38 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи

3.1. Культурология и философия культуры 39

ет понять явления духовной жизни в едином смысловом контексте и раскрыть единство и целостность мировой цивилизации, состоящей из множества уникальных культур народов мира. Знание культурологии помогает в формировании способности с научных позиций мыслить о социальных и человеческих проблемах, в выработке умения считаться с многообразием взглядов и ценностей, в воспитании интеллигентности, доброжелательности, гуманности, милосердия и благородства.

Современный мир отличается динамизмом, противоречивыми тенденциями и альтернативными позициями. Культура обладает большим потенциалом для достижения согласия, утверждения приоритета общечеловеческих и национальных ценностей. Создание атмосферы глубокого уважения к культуре народов, стремление к взаимопониманию и сотрудничеству способствуют утверждению гуманизма в отношениях между людьми, развитию чувства ответственности за исторические судьбы мировой культуры.

Высокая миссия культуры не ограничена глобальными проблемами. Она обращена и непосредственно к человеку, его повседневной жизни, определяет ориентиры и смысл человеческого существования, открывает путь к свободе и творчеству, способствует раскрытию индивидуальности, дает внутренние силы для преодоления жизненных тревог, драм и трагедий, вселяет оптимизм и надежду.

3.1. Культурология и философия культуры

Культура является предметом изучения двух областей знания: культурологии и философии культуры. Естественно возникает вопрос: как они соотносятся между собой?

40 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи

3.1. Культурология и философия культуры 43

культурологических наук так тщательно изучают, описывают культурные процессы прошлого и настоящего; информационная база культурологии неуклонно увеличивается, усложняется и совершенствуется техника ее обработки.

Выводы и утверждения культурологии тем более надежны и научно состоятельны, чем больше бесспорных фактов будет предъявлено в их подтверждение. В идеале наиболее достоверные выводы всякой эмпирической науки предполагают исчерпывающую фактическую основу, когда известны все факты, относящиеся к теории, и ни один не противоречит ее выводам.

Увы, это требование, как правило, невыполнимо. Мир человеческой культуры безграничен. История культуры, изучение существующей культуры, а тем более появление все новых сфер культурной деятельности непрерывно раздвигают фактическое поле изучения. Его не может охватить ни одна существующая научная теория. Отсюда следует неизбежное заключение, что все они не достоверны, а вероятностны, более или менее предположительны. В этом смысле культурология разделяет участь других опытных наук независимо от того, какой предмет они изучают: природу, общество или человека. Хотя каждая такая наука стремится к наибольшей обоснованности и достоверности своих положений, т.е. ее теоретическое знание всегда остается вероятностным. Степень вероятности может возрастать, приближаться к достоверности, но едва ли возможно их полное совпадение. Вероятностные утверждения принято называть гипотезами.

Вероятностный, или гипотетический, характер культурологии,

Вероятностный, или гипотетический, характер культурологии, как и подобных ей наук, не является ее недостатком, он таит в себе эвристическую возможность 1 . Стремясь более основательно представить свои утверждения, культурология неизбежно открывает новые факты, т.е. расширяет сферу знания. Нередко новые факты не согласуются с уже имеющимися теориями, и для их объяснения теоретические позиции начинают изменяться, часто до такой степени, что, по существу, трансформируют весь облик науки. Меняются не только теории — возникают новые и совершенствуются старые методы изучения культуры, которые начинают требовать новых технических средств и инструментария. Технические средства в свою очередь позволяют более точно или совершенно необычно обработать имеющийся эмпирический материал, что ведет к созданию но-

1 Эвристика — наука или искусство открывать нечто новое. Эвристическая возможность науки — это ее способность открывать новые истины, создавать новые, все более совершенные теории.

Надо иметь в виду, что ценность философии культуры вовсе не состоит в верности фактам, хотя и игнорирование их в ней непозволительно. Мы должны признать, что философское осмысление культуры, ее ситуации и даже отдельных ее проявлений нередко оказывается оригинальным, открывает новые перспективы и возможности осмысления культурной реальности человека во всей полноте их взаимодействия, чего культурология сделать не может. Только с философских позиций можно осмыслить культуру в целостности, во всем многообразии способов ее бытия, увидеть наиболее фундаментальные основания культуры.

Подходы к изучению культуры

Такое сложное явление, как культура, не может быть исследовано с надлежащей полнотой и всесторонностью с помощью лишь отдельных методик, какими бы универсальными они ни являлись. Необходимо применять и учитывать результаты применения самых разнообразных исследовательских техник, соотнося их друг с другом по принципам согласования и дополнительности. Перечислить все эти методы или даже только те из них, которые разработаны в гуманитарных науках и обществоведении, невозможно. Но существуют немногочисленные общенаучные методы, одинаково используемые как в гуманитарном знании, так и в естественных науках. С их помощью постигаются наиболее существенные и значимые характеристики культуры, специфические же ее особенности остаются в стороне — они могут быть изучены только специальными исследовательскими методами.

Очевидно, что выбор методов, или методологических подходов, познания культуры определяется в первую очередь целями, которые стоят перед исследователями, т.е. зависит от того, на какие вопросы они ищут ответы: изучаются ли ими функции культуры, ее развитие и трансформация или выясняются генезис определенных культурных форм, строение культуры и специфика отдельных ее элементов и др.

Выбор методологических подходов в не меньшей степени зависит от того, как исследователи представляют себе природу культуры

разования: феодальные, буржуазные, крестьянские, молодежные и др. Целостные культуры состоят из сложноорганизованных субкультур, как противостоящих друг другу, так и взаимодействующих между собой. Даже одна и та же в абстрактном отношении культура, например массовая, с точки зрения конкретно-исторического подхода в обществах с различным уровнем социально-экономического развития предстает по-разному.

Таким образом, исторический подход позволяет, во-первых, внести в изучение культуры понимание ее как постоянно изменяющейся реальности; во-вторых, представить ее в реальных конкретных формах и разновидностях; в-третьих, охватить культурные процессы, отношения и явления в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлиянии.

На основании всех вышеизложенных подходов культурология пришла к утверждению идеи культуры как единого общечеловеческого, закономерно изменяющегося процесса культурного бытия, охватывающего бесконечное многообразие конкретных выражений культурного опыта. Глобальная культура есть не некий усредненный, однокачественный везде и всюду набор культурных ценностей и форм, а их конкретно-историческое и национально определенное многообразие, утвержденное на почве универсальных общечеловеческих ценностей.

ВОПРОС5 Субъект культуры — человек культуры

Сознательное воспроизводство объекта познания предполагает самосознание субъекта, ибо как объект, так и субъект не даны не-себе Человек культурный, и наоборот. То же самое справедливо и относительно человеческих сообществ: некое образование индивидов лишь тогда становится социальной автономностью, когда начинает выступать в качестве коллективного субъекта культуры.

Поэтому необходимо более подробно остановиться на тех чертах человека и человеческих сообществ, в которых проявляется человеческое, т.е. культурное.

Ответ на вопрос о человеческой природе пытались дать многие мыслители в разные исторические эпохи. Сегодня существует целая область познания, специально занимающаяся данной проблемой.

Как существо природное, биологическое, человек не обособлен полностью от явлений окружающего мира — живой или неживой природы. Так же, как животные, он входит в состав биосферы земли. Следовательно, все те законы, которые определяют существование живой материи, проявляются и в нем. Биофизиологические пласты — существенный момент природы человека.

. Инкультурация и социализация

Инкультурация — это процесс приобщения индивида к культуре, усвоение им определенных привычек, норм и стереотипов поведения. В узком смысле слова под инкультурацией в современной культурологии понимают восприятие культурных норм и ценностей ребенком. В более широком понимании этот процесс не ограничивается периодом детства, но включает в себя также усвоение культурных стереотипов взрослым человеком. В последнем случае этот термин применяется по отношению к иммигрантам, приспосабливающимся к новым культурным условиям. С его помощью описываются сложные аспекты адаптации, связанные с вхождением в иную культурную среду.

Социализация, как полагают большинство современных социологов, происходит по крайней мере в трех основных сферах — в деятельности, в общении и в самосознании. В сфере деятельности социализация осуществляется, во-первых, как расширение видов последней, когда индивид вовлекается в какое-нибудь новое дело, в процессе чего усваивает новые нормативные и поведенческие установки, и, во-вторых, как ориентирование в системе каждого вида деятельности, т.е. когда индивид обучается отделять в ней главное от второстепенного, осмысливать характер своих и чужих действий, оценивать результаты, устанавливать границы, использовать методические рекомендации, достигать цели и пр. В сфере общения осуществляются расширение круга общения человека и развитие его навыков. В сфере самосознания происходят формирование образа собственного Я как деятельного субъекта, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли, формирование самооценки.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Взаимосвязь культурологии с другими науками.

Культурология возникла на стыке истории, философии, социологии, этнологии, антропологии, социальной психологии, искусствоведения и т. д., поэтому культурология является сложной социально-гуманитарной наукой. Их междисциплинарный характер соответствует тенденции современной науки к интеграции, взаимному включению и взаимопроникновению различных областей знаний при изучении общего объекта исследования. С точки зрения культурологии развитие научного познания приводит к синтезу культуроведения, формированию связного комплекса научных представлений о культуре как целостной системе. При этом каждая из наук, с которыми соприкасается культурология, углубляет понимание культуры и дополняет его своими собственными исследованиями и знаниями. Философия культуры, философская, социальная и культурная антропология, история культуры и социология наиболее тесно связаны с культурологией.

Культурология и философия культуры.

Культурология, как отрасль знаний, выделяющаяся из философии, сохранила свою связь с философией культуры, которая выступает как органическая часть философии, как одна из относительно автономных теорий се. Философия как таковая стремится выработать системный и целостный взгляд на мир, пытается ответить на вопрос, познается ли мир, какие возможности и границы познания, его цели, уровни, формы и методы, философия и культура должны показать, какое значение имеет культура в оболочке бытия, пытается определить оригинальность и методологию познания культурных явлений, внедрение высшего общества, абстрактный уровень исследовательской культуры. Как методологическая основа культурологии, она определяет общие когнитивные ориентиры культурологии, объясняет сущность культуры и ставит перед ней важные для жизни человека проблемы, например, смысл культуры, условия ее существования, структура культуры, причины ее изменений и т. д.

Философия культуры и культурология различаются тем, насколько они подходят для исследований культуры. Культурология рассматривает культуру как отдельную систему в своих внутренних отношениях, а философия культуры анализирует культуру в соответствии с предметом и функциями философии в контексте таких философских категорий, как бытие, сознание, познание, личность, общество. Философия рассматривает культуру в определенных формах, в то время как культурология фокусируется на объяснении различных форм культуры с помощью философских теорий среднего уровня, основанных на антропологических и исторических материалах. При таком подходе культурология позволяет получить целостную картину человеческого мира с учетом универсальности и разнообразия происходящих в нем процессов.

Культурология и история культуры.

История исследует человеческое общество в его конкретных формах и условиях существования.

Эти формы и условия не остаются неизменными раз и навсегда, то есть они едины и универсальны для всего человечества. Они постоянно меняются, и история исследует общество с точки зрения этих изменений. Поэтому культурная история выделяет исторические типы культур, сравнивает их, выявляет общие культурные закономерности исторического процесса, на основе которых могут быть описаны и объяснены специфические исторические особенности развития культуры. Общий взгляд на историю человечества позволил сформулировать принцип историзма, согласно которому культура рассматривается не как застывшее и неизменное образование, а как динамичная система локальных культур, находящихся в стадии развития и заменяющих друг друга. Можно сказать, что исторический процесс происходит как совокупность специфических форм культуры. Каждый из них определяется этническими, религиозными и историческими факторами и поэтому представляет собой относительно независимое целое. Каждая культура имеет свою изначальную историю, обусловленную комплексом своеобразных условий существования.

Культурология, в свою очередь, изучает общие законы культуры и выявляет ее типологические особенности, разрабатывает систему собственных категорий. В связи с этим исторические данные помогают построить теорию возникновения культуры, раскрыть законы исторического развития Се. С этой целью культурология изучает историческое разнообразие фактов культуры прошлого и настоящего, что позволяет ей понять и объяснить современную культуру. Таким образом, создается история культуры, изучающая развитие культуры отдельных стран, регионов и народов.

Культурология и социология

Культура является продуктом общественной жизни человека и невозможна вне человеческого общества. Если это социальное явление, то оно развивается по своим законам. В этом значении культура является предметом изучения социологии.

Социология культуры опирается в своих исследованиях на множество специальных социологических теорий, близких к объекту исследования, которые существенно дополняют представления о культурных процессах и устанавливают междисциплинарные связи с различными областями социологических знаний - социология искусства, социология морали, социология религии, социология науки, социология права, этносоциология, социология возрастных и социальных групп, социология преступности и девиантного поведения, социология досуга, социология города и т. д. Социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология Каждый из них не способен создать целостное представление о культурной реальности. Таким образом, социология искусства предоставит богатую информацию о художественной жизни общества, а социология досуга покажет, как разные группы населения используют свое свободное время. Это очень важная, но частичная информация. Очевидно, что требуется более высокий уровень обобщения культурных знаний, и эту задачу выполняет социология культуры.

Культурология и антропология.

Антропология - это область научного познания, в которой изучаются основные проблемы существования человека в естественной и искусственной среде. Сегодня в этой области существует несколько областей: физическая антропология, основной темой которой является человек как биологический вид, а также современные и ископаемые человеческие приматы; социальная и культурная антропология, основной темой которой является сравнительное изучение человеческих обществ; философская и религиозная антропология, представляющая собой не эмпирические науки, а собрание философских и богословских учений о человеческой природе.

Культурная антропология изучает человека как объект культуры, описывает жизнь различных обществ, находящихся на разных стадиях развития, их жизнь, нравы, обычаи и т. д., изучает конкретные культурные ценности, формы культурных связей, механизмы передачи культурных способностей от человека к человеку. Это важно для культурологии, поскольку она может понять, что стоит за фактами культуры, какие потребности выражают ее конкретные исторические, социальные или личные формы. Можно сказать, что культурная антропология исследует этнические культуры, описывает их культурные явления, систематизирует и сравнивает их. По сути, она исследует человека в аспекте выражения его внутреннего мира в фактах культурной деятельности.

В рамках культурной антропологии исследуется исторический процесс взаимоотношений человека и культуры, адаптации человека к культурной среде, становления духовного мира личности, воплощения творческого потенциала в деятельности и ее результатах. Культурная антропология раскрывает "узлы" социализации, аккультурации и инкультурации человека, особенности каждого этапа жизненного пути, изучает влияние культурной среды, систем образования и воспитания и адаптацию к ним; роль семьи, сверстников, поколений, которые уделяют особое внимание психологическому обоснованию универсальных явлений, таких как жизнь, душа, смерть, любовь, дружба, вера, смысл, духовный мир мужчины и женщины.

Читайте также: