Культурологическая концепция гердера кратко

Обновлено: 05.07.2024

Представители данного подхода в изучении культуры – Л. Морган и Э. Тайлор. Подход возник на основе эмпирико-этнографических материалах и определенных закономерностях развития культуры.

Сущность концепции: формируется и утверждается принцип единства человеческого рода, который обосновывает родство разнообразных народов в процессе развития и становления культуры.

В результате анализа культур первобытных сообществ Тайлор сделал вывод, что становление какого-либо из народов протекает прямолинейно, начиная путь от простого к всё более сложному.

Морган, в процессе изучения культур и развития обществ обнаружил фундаментальные стадии:

  • Дикость
  • Варварство
  • Цивилизацию

Находясь на разных ступенях развития, народы образуют самобытную культуру, но в результате экономических, политических, духовных, социальных контактов наполняет культуры и предполагает общность ценностей культуры.

Ключевая идея эволюционистского подхода – прямолинейный культурный прогресс и необходимость каждому народу преодолеть все ступени развития.

Циклическая концепция развития культуры

Представители – Дж.Вико, Н.Данилевский, А.Тойнби, О.Шпенглер.

Дж. Вико является основоположником циклического типа развития культур. По мнению мыслителя, народы проходят циклы развития культуры, и формирует три эпохи: детство (безгосударственный этап), где правят жрецы, юность, с оформляющимся государством, где почитаются герои, зрелость, с монархической и демократической формой правления.

Н.Данилевский предпринял попытку разработать свою теорию многолинейного, замкнутого становления культуры при помощи методов биологии. Он выделял 11 типов культур, каждый из которых возник на основе этнографических материалов, затем вступает в период расцвета и переживает дальнейший упадок.

Готовые работы на аналогичную тему

Цивилизации способны сменять друг друга. На первых этапах становления цивилизации ключевая роль в обществе отводится творческому меньшинству, которое формирует ядро цивилизации и дает ответы на вызовы истории, пространства, других народов, на последних этапах творческое меньшинство превращается в элиту, которая оказывается не в состоянии удовлетворять потребности общества и времени, утверждая свою власть насилием.

Антропологическая концепция

Представители – Б. К. Малиновский, К. Леви-Стросс, А. Кребер.

Суть концепции заключается в том, что возникновение культуры обосновывается потребностями человека.

Б. Малиновский внес вклад в развитие этого направления деля потребности человека на первичные потребности, которые направлены на продолжение рода, производные и интегративные.

К. Леви-Стросс включил в концепцию методы структурной лингвистики, отводя особое значение процесс перехода человека из природы в культуру. Он разрабатывает теорию иерархии культурных систем.

А. Крёбер дополнил антропологическую концепцию теорией стилей фундаментальных форм культуры, полагая, что стиль является неотъемлемой чертой всех крупных культур.

Иоганн Готфрид Гердер (1744 – 1803) – известный философ из нынешней Германии, культуролог, теолог, историк культуры, являющийся основателем концепции исторического понимания искусства; помимо этого, он является ключевым философом эпохи позднего Просвещения, а также родоначальником того течения, которое изучает естественное историческое развитие человеческой культуры (см. рисунок).

Введение в концепцию

Изучить историю человечества и ее смысл - такую цель и задачу ставил перед собой автор, обращаясь к сути своей концепции культуры. Философия истории человеческого рода должна обладать своим началом "на небесах", так как Земля не способна воспроизводить органических существ, а получает возможности от сил, проходящих через мир.

Землю, с точки зрения Гердера, не стоит изучать отдельно, а лишь в общей массе всех миров, находящихся в ее окружении. Невидимые связи соединяют Землю с Солнцем, которое является источником тепла и света, а также непосредственно жизни. В этом и есть исток культурологии согласно Гердеру.

Огромное значение в концепции Гердера занимает взаимная связь природы и культуры. Данный метод, получивший название космологического, Гердер позаимствовал из философии и умозаключений его современника – Иммануила Канта, представленные в его произведении "Всеобщей естественной истории и теории неба" в середине XVIII столетия.

Концепция культуры

История человечества, с точки зрения Гердера, берет свое начало с истории развития природы, так как она является продолжением природы, достигая с каким-то временем высокого уровня. А человек есть окончательное звено эволюции.

Культура оказывает помощь в становлении человека и является тем признаком, который отличает его от животного. Можно сказать, что культуру стоит считать вторым рождением человека.

Тщательно и ответственно изучая культурный феномен, Гердер сумел выделить в ней два начала:

  1. надприродную культурную сущность;
  2. историческую причину развития данного феномена.

Элементами культуры по Гердеру стоит считать:

  • язык,
  • государственное образование,
  • семью и отношения внутри ее,
  • религию,
  • искусство,
  • науку.

Анализ культуры по историко-географическому критерию

Гердер изучал развитие социума с точки зрения истории и географии, капля за каплей исследуя объединение культурно-исторических регионов, создавая акцент на природных условиях и традиции, присущих проживающим на этих территориях народам.

Гердер выделял такие цивилизации: китайскую, египетскую, греческую, римскую, германскую и славянскую. В каждом из данных регионов, считал он, присутствуют свои специфические культурные черты, которые, как он говорил, отображают всю оригинальность и неповторимость региона, вместе с тем определяя его место в ходе общей культурно-исторической эволюции.


Согласно Гердеру, человеческая история берет свое начало из истории развития природы, является ее продолжением, постепенно достигая более высоких ее ступеней. Последним звеном в этой эволюции является человек. Именно культура отличает его от животного. Культура истолковывалась им как второе рождение человека. Гердер подробно анализирует феномен культуры, подчеркивая, что в ней проявляют себя два начала:
— надприродная сущность культуры;
— историческая причина развития данного явления.

Философ выделяет основные, по его мнению, элементы культуры:
— язык;
— государство;
— семейные отношения;
— религию, искусство, науку и т. д.

Гердер рассматривает общественное развитие в историко- географическом ключе. Он последовательно анализирует группу культурно-исторических регионов, обращая внимание читателей на природные условия и традиции населяющих их народов. Среди выделенных Гердером цивилизаций обозначены древние: Китай, Египет, Греция, Рим, а также славянский мир, культура Германии и т.д. В своем исследовании философ утверждает, что каждый регион обладает специфическими культурными чертами, которые, с одной стороны, подчеркивают его оригинальность, а с другой
— представляют его как этап развития человеческой культуры вообще.

Наиболее обстоятельно Гердер анализирует европейскую культуру:
— выступая при этом против европоцентристской идеологии;
— подчеркивая одновременно азиатское происхождение многих культурных феноменов.

Культурологические идеи И.Г. Гердера оказали значительное влияние на становление данной области гуманитарного знания. Активно используемый философом историзм в исследовании культуры:
— позволил увидеть ее сложную противоречивую сущность;
- явился попыткой выявить ее подлинные закономерности; содействовал формированию методов ее постижения.

Линейно-плюралистическая концепция. "Идеи философии истории человека" 1792 г. Работа Гердера - первый исторический портрет человечества. Гердер исходил из идеи многообразия человеческой природы.В природе люди многообразны. У Гердера несколько антропологических центров, несколько пунктов возникновения человеческого рода. Плюрализм. Человечество плюрально. Есть несколько видов человечества. Они отличны, но для Гердера они равны по своим природным качествам. У Гердера приоритет за особенным. Общее может существовать внутри особенного. Общая цель=линейности. У Гердера нет цикличности. Человеческая культура – ковер, сотканный разными нитками. Каждая культура создает свой образ человечества. Основная цель - гуманность. Стремиться быть лучшим человеком. В целом же, по Гердеру, человечество развивается прогрессивно. Эпоха просвещения - эпоха перелома. История интенсифицируется. Гердер - яркий представитель эпохи просвещения. По его мнению, всё сущее несет в себе гармонию, историю ведет божественное проведение. Человек - центральное существо среди земных животных, соединяет в себе их черты. Ноу животных нет языка, религии, традиции, законов. Благодаря наличию разума человек свободен и в нем господствует духовное. Цель земного существования - воспитание гуманности. Основной инструмент для воспитания человекакультура (Традиция, просвещение). По Гердеру, всё в мире существует согласно божественномупровидению. Лишь язык сделал человека человеком. Язык - особый метод воспитания. Вне языка человек разумным быть не может. Письменность - средство учености, образованности. Религия - самая древня и священная традиция земли. Она принесла народу науку и культуру. Первое время наука и культурно-духовные традиции (ритуалы и тайны жрецов). Культура, по Гердеру - откровение сущности народа. Истории культуры - прогрессивный процесс. Гердер проповедует национальную самобытность искусства, равноценность различных культурных эпох. Он одним из первых обратился к проблеме соотношения истории человечества и мира природы. Предназначение человека - в достижении высшей ступени разумности. Культура состоит из языка, науки, семьи, государства, религии, ремесла, искусства. Человечество должно пройти несколько этапов развития культуры. Культурное развитие человечества не имеет конечной цели. Гердер считает, что человек обязан постоянно совершенствоваться, но так и не достигнет своей цели. Культуры разных народов появляются в разные периоды истории и существуют в пространстве, являясь самобытными уникальными образованиями.

- надприродная сущность культуры;

- историческая причина развития данного явления.

Философ выделяет основные, по его мнению, элементы культуры:

- религию, искусство, науку и т. д.

Читайте также: