Культурный шок в освоении чужой культуры кратко

Обновлено: 02.05.2024

Нередко контакт с иной культурой приводит к разнообразным проблемам и конфликтам, связанным с непониманием чужой культурной среды.

Обычно выделяют шесть форм культурного шока:

• напряжение из-за усилий, прилагаемых для достижения психологической адаптации;

• чувство потери старых друзей, положения в обществе, профессии, собственности;

• чувство одиночества (отверженности) в новой среде, которое может трансформироваться в отрицание чужой культуры;

• нарушение ролевых ожиданий и чувства самоидентификации;

• тревога, переходящая в негодование и отвращение после осознания культурных различий;

Главная причина культурного шока – это различие культур. Когда человек оказывается в новой культурной среде, привычная система ориентации становится неадекватной, поскольку она основывается на других представлениях о мире, иных нормах и ценностях, стереотипах поведения и восприятия. Эта скрытая, внешне невидимая часть родной культуры дает о себе знать на фоне чужой культурной среды.

Каждый человек воспринимает свою способность к общению с окружающими как нечто само собой разумеющееся и, оказавшись в ситуации непонимания, как правило, испытывает душевную боль и разочарование, впрочем, не осознавая, что причиной тому стала его собственная неспособность к адекватной коммуникации. Речь идет не только и не столько о незнании чужого языка, сколько об умении расшифровать культурную информацию иного культурного окружения, о психологической совместимости с носителями иной культуры, о способности понять и принять их ценности.

Диапазон симптомов культурного шока очень широк – от слабых эмоциональных расстройств до серьезных стрессов, психозов, алкоголизма и самоубийств. Внешне он часто выражается в преувеличенной заботе о чистоте посуды, белья, качестве воды и пищи, психосоматических расстройствах, общей тревожности, бессоннице, страхе. Та или иная разновидность культурного шока может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от индивидуальных особенностей личности.

Культурный шок несет с собой не только негативные последствия. Сегодня его рассматривают как нормальную реакцию, как часть процесса адаптации к новым условиям. Более того, в ходе этого процесса личность не просто приобретает знания о новой культуре и нормах поведения в ней, но и расширяет свой кругозор, хотя и испытывает стресс. Поэтому с начала 1990-х гг. специалисты предпочитают говорить не о культурном шоке, а о стрессе аккультурации.

Механизм развития культурного шока впервые подробно описан К. Обергом, который утверждал, что люди постепенно достигают удовлетворительного уровня адаптации, проходя через определенные ступени переживания. Сегодня для их описания предложена так называемая кривая адаптация (U-образная кривая), в которой выделяются пять ступеней.

На втором этапе все большее значение приобретают психологические факторы, вызванные непониманием местного окружения. Результатом могут стать разочарование, фрустрация и даже депрессия. Иными словами, наблюдаются все симптомы культурного шока. Поэтому мигранты пытаются убежать от реальности, общаясь преимущественно со своими земляками и жалуясь им на жизнь.

Третий этап – критический, так как культурный шок достигает максимума Это может привести к соматическим и психическим болезням. Часть мигрантов сдаются и возвращаются на родину. Но большая их часть находят в себе силы преодолеть культурные различия, учат язык, знакомятся с местной культурой, обзаводятся друзьями из местных, от которых получают необходимую поддержку.

На четвертом этапе рождается оптимизм, человек обретает уверенность в себе и удовлетворенным своим положением в новом обществе и культуре. Приспособление и интегрирование в жизнь нового общества продвигаются весьма успешно.

На пятом этапе достигается полная адаптация к новой культуре. Индивид и окружающая среда с этого времени взаимно соответствуют друг другу.

В зависимости от названных выше факторов процесс адаптации может продолжаться от нескольких месяцев до 4-5 лет.

Таким образом, U-образная кривая развития культурного шока проходит по ступеням: хорошо, хуже, плохо, лучше, хорошо.

Названные модели, разумеется, не универсальны. Например, туристы, в силу кратковременности своего пребывания в чужой стране, не испытывают культурного шока и не проходят адаптации.

Факторы, влияющие на культурный шок: степень его выраженности и продолжительность межкультурной адаптации. Все эти факторы можно разделить на две группы – внутренние (индивидуальные) и внешние (групповые).

В первой группе внутренних (индивидуальных) факторов важнейшими выступают индивидуальные характеристики человека – пол, возраст, черты характера.

Возраст считается критическим элементом адаптации к другому сообществу. Так, маленькие дети адаптируются быстро и успешно, но уже школьники испытывают некоторые затруднения, а пожилые люди практически не способны к адаптации и аккультурации.

Пол также влияет на процесс адаптации и продолжительность культурного шока. Ранее считалось, что женщины труднее, чем мужчины, приспосабливаются к новому окружению. Но это прежде всего относится к женщинам из традиционных обществ, удел которых и на новом месте – занятие домашним хозяйством и в силу этого ограниченное общение с новыми людьми. Женщины из развитых стран не обнаруживают различий с мужчинами в своих способностях к аккультурации. Так, американки даже лучше мужчин приспосабливаются к новым обстоятельствам. Поэтому сегодня считают, что здесь более важен фактор образования – чем выше образование, тем успешнее адаптация. Образование, даже без учета культурного содержания, расширяет внутренние возможности человека. Чем сложнее у человека картина мира, тем легче и быстрее он воспринимает новации.

В связи с этим современные специалисты попытались выделить универсальный набор личностных характеристик, которыми должен обладать человек, готовящийся к жизни в чужой стране. Среди них – профессиональная компетентность, высокая самооценка, общительность, экстравертность, открытость для разных взглядов, интерес к окружающим людям, склонность к сотрудничеству, терпимость к неопределенности, внутренний самоконтроль, смелость и настойчивость, эмпатия. Правда, реальная жизненная практика показывает, что наличие этих качеств не всегда гарантирует успех. Если ценности чужой культуры слишком сильно отличаются от свойств личности, т.е. культурная дистанция слишком велика, адаптация будет протекать весьма сложно.

К внутренним факторам относятся также обстоятельства жизненного опыта человека. Здесь важнее всего – мотивы к адаптации. Самая сильная мотивация отличает эмигрантов, которые стремятся поскорее стать полноправными членами новой культуры. Высокая мотивация присутствует и у студентов, которые получают образование за границей. Намного хуже обстоит дело у переселенцев и беженцев, которые вынужденно покинули свою родину и не желают привыкать к новым условиям жизни. От мотивации мигрантов зависит, насколько полно они знакомятся с языком, историей и культурой той страны, куда они едут. Наличие этих знаний, безусловно, облегчает адаптацию.

Опыт пребывания в инокультурной среде облегчает адаптацию.

Адаптации помогает и наличие друзей среди местных жителей, и контакты с бывшими соотечественниками, оказавшимися в этой стране. Эти факторы обеспечивают поддержку (социальную, эмоциональную, иногда даже финансовую), но есть опасность замкнуться в узком круге общения, что только усилит чувство отчуждения и даже может стать причиной этнических предубеждений. Поэтому эмиграционные службы пытаются ограничить проживание новых мигрантов в гомогенных национальных группах.

На адаптацию и культурный шок также влияют внешние факторы. К ним относится культурная дистанция – степень различий между родной культурой и той, к которой адаптируется человек. Важно отметить, что на адаптацию влияет даже не сама культурная дистанция, а прежде всего личное ощущение культурной дистанции, зависящее от множества факторов: например, наличия или отсутствия войн или конфликтов как в настоящем, так и в прошлом, знание чужого языка и культуры. Кроме того, субъективно культурная дистанция может восприниматься как более длинная или более короткая, чем она есть на самом деле. В обоих случаях культурный шок продлится, а адаптация будет затруднена.

Еще один внешний фактор – условия страны пребывания. Конечно же, куда легче адаптироваться в плюралистическом обществе, чем в тоталитарном или ортодоксальном, а также в странах, где политика культурного плюрализма провозглашена на государственном уровне, например в Канаде или Швеции. Нельзя не назвать такие факторы, как экономическая и политическая стабильность принимающей страны, уровень преступности, возможность общаться с представителями другой культуры (что реально, если есть общая работа, увлечения или иные совместные занятия), доброжелательность местных жителей к приезжим, их готовность помочь им, позиция СМИ, способная повлиять на общий эмоциональный настрой и общественное мнение.


При контакте с чужой культурой происходит знакомство с новыми художественными творениями, социальными и материальными ценностями, поступками людей, которые зависят от картины мира, ценностных представлений, норм и условностей, форм мышления, свойственных чужой культуре. Такие встречи, как правило, обогащают людей, но нередко контакт с иной культурой ведет к проблемам и конфликтам, обусловленным непониманием этой культуры.

Обычно выделяют следующие формы проявления культурного шока:

Главной причиной культурного шока является различие культур. Каждая культура выработала множество символов и образов, стереотипов поведения, с помощью которых человек может автоматически действовать в разных ситуациях. Когда человек оказывается в условиях новой культуры, привычная система ориентации становится неадекватной, поскольку она основывается на других представлениях о мире, иных нормах и ценностях, стереотипах поведения и восприятия. Именно разочарование в адекватности собственной культуры, осознание ее неуниверсальности становится причиной шока, так как в условиях своей культуры человек не отдает себе отчет, что в ней есть эта скрытая, невидимая часть культуры.

Состояние культурного шока имеет самое непосредственное отношение к процессу общения. Каждый человек воспринимает свою способность к коммуникации как нечто само собой разумеющееся и не осознает, какую роль играет эта способность в его жизни, до тех пор, пока не оказывается в ситуации непонимания. Неудачное общение, как правило, вызывает у него душевную боль и разочарование. Однако в этом состоянии человек осознает, что источником разочарования является его собственная неспособность к адекватной коммуникации. Речь идет не только и не столько о незнании языка, сколько об умении расшифровать культурную информацию иного культурного окружения, о психологической совместимости с носителями иной культуры, способности понять и принять их ценности.

Диапазон симптомов культурного шока очень широк — от слабых эмоциональных расстройств до серьезных стрессов, психозов, алкоголизма и суицидов. На практике он часто выражается в излишней заботе о чистоте посуды, белья, качестве воды и пиши, в психосоматических расстройствах, общей тревожности, бессоннице, страхе. Та или иная разновидность культурного шока может развиваться от нескольких месяцев до нескольких лет в зависимости от индивидуальных особенностей личности.

Современные исследователи рассматривают культурный шок как часть процесса адаптации к новым условиям. Более того, в этом процессе личность не просто приобретает знания о новой культуре и нормах поведения в ней, но становится более развитой культурно, хотя и испытывает стресс. Поэтому с начала 1990-х гг. специалисты предпочитают говорить не о культурном шоке, а о стрессе аккультурации.

Механизм развития культурного шока впервые подробно описан Обергом, который утверждал, что люди проходят через определенные ступени переживания культурного шока и постепенно достигают удовлетворительною уровня адаптации. Сегодня для их описания предложена кривая адаптация (U-образная кривая), в которой выделяют пять этапов адаптации.

Полученная U-образная кривая развития культурного шока характеризуется следующими ступенями: хорошо, хуже, плохо, лучше, хорошо.

Факторы, влияющие на культурный шок, можно разделить на две группы — внутренние (индивидуальные) и внешние (групповые).

В группе внутренних (индивидуальных) факторов важнейшими являются индивидуальные характеристики человека — возраст, пол, образован и, черты характера, жизненный опыт.

Возраст является критическим элементом адаптации к другому сообществу: чем старше человек, тем труднее он адаптируется к новой культурной системе, тяжелее и дольше переживает культурный шок, медленнее воспринимает модели новой культуры. Так, маленькие дети адаптируются быстро и успешно, но уже школьники испытывают большие затруднения, а пожилые люди практически не способны к адаптации и аккультурации.

Пол. Ранее считалось, что женщины труднее приспосабливаются к новому окружению, чем мужчины. Но это относится к женщинам из традиционных обществ, удел которых и на новом месте — занятие домашним хозяйством и ограниченное общение с новыми людьми. У женщин из развитых стран способности к аккультурации такие же, как у мужчин, а американки лучше, чем мужчины, приспосабливаются к новым обстоятельствам. Поэтому в последнее время исследователи считают, что для адаптации более важен фактор образования: чем оно выше, тем успешнее адаптация. Образование, даже без учета культурного содержания, расширяет внутренние возможности человека. Чем сложнее картина мира у человека, тем легче и быстрее он воспринимает новации.

В связи с этим специалисты выделили универсальный набор личностных характеристик, которыми должен обладать человек, готовящийся к жизни в чужой стране с чужой культурой. Это — профессиональная компетентность, высокая самооценка, общительность, экстравертность, открытость для разных взглядов, интерес к окружающим, склонность к сотрудничеству, терпимость к неопределенности, внутренний самоконтроль, смелость и настойчивость, эмпатия. Правда, реальная жизненная практика показывает, что наличие этих качеств не всегда гарантирует успех. Если ценности чужой культуры слишком сильно отличаются от названных свойств личности, т.е. культу рная дистанция слишком велика, адаптация будет протекать весьма сложно.

Обстоятельства жизненного опыта человека также относятся к внутренним факторам адаптации и преодоления культурного шока. Здесь важнее всего — мотивы к адаптации. От мотивации мигрантов зависит, насколько полно они знакомятся с языком, историей и культурой той страны, куда они едут. Сильная мотивация у эмигрантов, которые стремятся переехать на постоянное место жительства в другую страну и хотят поскорее стать полноправными членами новой культуры, а также у студентов, получающих образование за границей. Намного хуже обстоит дело у вынужденных переселенцев и беженцев, которые не хотели покидать родину и не желают привыкать к новым условиям жизни.

Более быстрой адаптации способствуют опыт пребывания в инокультурной среде, наличие друзей среди местных жителей, которые помогают быстрее овладеть необходимой для жизни информацией, обеспечивают поддержку (социальную, эмоциональную, иногда даже финансовую), контакты с бывшими соотечественниками, живущими в этой стране. Но здесь есть опасность замкнуться в узком круге общения, что усилит отчуждение. Поэтому многие службы, связанные с эмигрантами, пытаются ограничить их проживание в гомогенных национальных группах, полагая, что это мешает быстрой адаптации и даже может стать причиной этнических предубеждений.

К внешним факторам, влияющим на адаптацию и культурный шок, относятся культурная дистанция, особенности культуры, условия страны пребывания.

Культурная дистанция — степень различий между родной культурой и той, к которой адаптируется человек. При этом на адаптацию влияет даже не сама культурная дистанция, а представление человека о ней. его ощущение культурной дистанции, которое зависит от множества факторов — наличия или отсутствия войн или конфликтов как в настоящем, так и в прошлом, знание чужого языка и культуры и т.п. Субъективно культурная дистанция может восприниматься как более далекая или более близкая, чем на самом деле; в обоих случаях культурный шок продлится, а адаптация будет затруднена.

Условия страны пребывании, в частности доброжелательность местных жителей к приезжим, готовность помочь им, общаться с ними. В плюралистическом обществе адаптироваться гораздо легче, а также в обществах, где политика культурного плюрализма провозглашена на государственном уровне, как, например, в Канаде или Швеции, чем в тоталитарном или ортодоксальном.

Нельзя не назвать такие факторы, как экономическая и политическая стабильность в принимающей стране, уровень преступности, от которого зависит безопасность мигрантов, возможность общаться с представителями другой культуры (что реально, если есть совместные занятия — общая работа, увлечения и др.), позиция СМИ, которые создают общий эмоциональный настрой и общественное мнение относительно других этнических и культурных групп.

Культурный шок — сложное и болезненное для человека состояние, но свидетельствующее о личностном росте, ломке существующих стереотипов, для чего требуются огромные затраты физических и психологических ресурсов человека. В результате формируется новая картина мира, основанная на принятии и понимании культурного многообразия, снимается дихотомия Мы-Они, появляется устойчивость перед новыми испытаниями, терпимость к новому и необычному. Главный итог — способность жить в постоянно меняющемся мире, в котором все меньшее значение имеют границы между странами и все более важными становятся непосредственные кон так ты между людьми.

Культурный шок — это эмоциональный или физический дискомфорт у человека, вызванный попаданием в иную культурную среду, столкновением с другой культурой, незнакомым местом.

Сущность культурного шока заключается в конфронтации старых и новых культурных ориентиров. Старые ориентиры – это ориентиры той культуры, из которой индивид вышел, а новые ориентиры – это ориентиры культуры, в которую он вошел. Из выше сказанного можно сделать вывод, что культурный шок представляет собой столкновение двух культур в сознании определенного человека.

Готовые работы на аналогичную тему

Некоторые ученые сравнивают культурный шок со столкновением двух таких айсбергов, то есть происходит столкновение двух невидимых частей этих айсбергов, в момент столкновения происходят основная конфронтация взглядов и мировоззрений. Попав в ситуацию культурного шока, индивид начинает с большей степенью вниманию относится к особенностям как чужой, так и своей культуры.

Основные причины культурного шока

Разные ученые выдвигают разные гипотезы относительно причин возникновения культурного шока. Ученый К. Фурнем проведя ряд исследований, выявил восемь подходов к пониманию концепции культурного шока.

Культурный шок связан с переездом в другое место, у индивида формируется реакция, которая напоминает оплакивание, то есть человек очень переживает из-за потери прежних связей. Однако переезд не всегда имеет негативные последствия, поэтому степень выраженности этой утраты в каждом отдельном случае будет разной.

Индивид, который попал в иную культурную среду связывает проявления своего культурного шока с такими явлениями как фатализм, беспомощность и внешний локус контроля.

Под культурным шоком подразумевается процесс выживания самых сильных представителей. Однако рассматривать этот вариант развития событий можно лишь субъективно, так как исследования культурного шока проводились в ретроспективе.

Основная вина накладывается на самого индивида, так как именного его ожидания не соответствуют реальной картине, в то же время нельзя сделать однозначного вывода относительно связи между степенью неудовлетворенности ожиданий и плохой адаптацией.

Одной из причин, которая приводит к проявлению культурного шока является нарушение привычного распорядка дня и неприятные ситуации. Но достаточно часто бывает и так что сам индивид становится причиной негативной ситуации или же слишком остро воспринимает происходящие события.

Еще одной причиной культурного шока можно назвать ситуацию расхождения ценностей, эти разногласия возникают из-за недопонимая, и это в дальнейшем приводит к ряду конфликтных ситуаций. Однако следует так же упомянуть, что существуют ценности, которые проще адаптировать, а есть те, которые адаптировать сложнее.

Другая причина культурного шока кроется в несовершенных навыках социализации. Те люди, у которых меньше опыта общения с другими людьми сложнее адаптируются к новым условиях.

Виной культурного шока так же может стать недостаточная поддержка со сторон социума. Но для того чтобы это заключение стало объективным находимо провести ряд исследований на этот счет, это на сегодняшний момент является практически невозможном, так как сложно количественно измерить социальную поддержку или разработать ее механизм.

Культурный шок проявляется чаще всего в ситуации, когда индивид попадает в другую страну, но он может так же иметь место быть и в ситуациях, когда человек сталкивается с изменением общественной среды в своей собственной стране. Культурный шок появляется тогда, когда индивид теряет свои привычное психологические факторы, которые помогали ему успешно функционировать в обществе и на их место приходят новые не знакомые факторы.

В большинстве случает человек, когда попадает в новую неизвестную культурную среду, испытывает неприятное ощущение. В сознании индивида прочно укрепилась мысль, что образ жизни, ценности, мировоззрения в его культуре являются единственно правильным. Большинство людей не понимают, что они являются представителями другой культуры и имеют другой менталитет, даже в тех случаях, когда люди понимают, что причина в поведении других людей объясняется их менталитетом, не всегда до людей доходит понимание того, что их мировоззрение не является единственно правильным. Если человек захочет выйти за пределы своей культуры и своего менталитета, только в этом случае он поймет каким образом он отличается от представителей других культур.

Каждый человек индивидуален, поэтому каждая личность по-разному будет реагировать на культурный шок, кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. Степень влияния культурного шока на человека можно объяснить, как индивидуальными психическими характеристиками личности, так и степенью несхожести культур.

Симптомы и проявления культурного шока

Человек, который испытывает культурный шок в тяжелой степени может испытывать следующие симптомы:


Культурный шок – это физическое либо эмоциональное дискомфортное ощущение, дезориентированность человека, спровоцированное попаданием в чужую культурную обстановку, столкновением с иной цивилизацией, неведомым местом. Возникает вследствие тревожности, порождаемой утратой привычных символов общественного взаимодействия. Сущность культурного потрясения заключается в противостоянии устоявшихся культурных ориентиров и новых правил. Подобный опыт неприятен людям, однако при этом каждый воспринимает остроту воздействия культурного потрясения неодинаково. Фактически понятие культурного шока являет собой противостояние на уровне субъективного сознания двух культур.

Причины

Рассматриваемый феномен зарождается в условиях исчезновения знакомых психологических обстоятельств, способствующих социальной адаптации человека, вместо которых появляются неизведанные и неясные, пришедшие из иных культурных условий, факторы.

Различные учёные умы выдвигают разнообразные гипотезы, поясняющие факторы возникновения описываемого понятия.

Опыт культурного шока обусловлен переселением в иную среду, вследствие чего у людей вырабатывается реакция, напоминающая скорбь, другими словами, человек испытывает сильное волнение по причине утраты былых связей. При этом переезд негативные следствия несёт не всегда, а потому степень выраженности такой потери будет индивидуальной в каждом конкретном случае. Субъекты, очутившиеся в иных культурных условиях, связывают проявления собственного шока с фатализмом несостоятельностью.

Культурный шок и адаптация сопутствуются психологическими негативными проявлениями – ощущением утраты положения, привычного окружения, дискомфорта от понимания неодинаковости культур, социально-личностной дезориентированности. При этом источник подобных ощущений в самом человеке, поскольку именно его чаяния не отвечают реальной действительности. Вместе с тем однозначно заключать, что существует чёткая связь между слабой адаптацией и уровнем неудовлетворённости ожиданий, нельзя.


Частой причиной, провоцирующей культурный шок, являются неприятные ситуации и несоответствие ранее установленного распорядка дня новому, вынужденному. Довольно часто сам окунувшийся в новое культурное общество человек чрезмерно болезненно воспринимает неприятные события или становится их причиной.

Нередкой причиной культурного шока считается несхожесть ценностей, что порождает всевозможные разногласия, возникающие вследствие недопонимания, ведущего в дальнейшем к конфронтациям. При этом ценности условно можно поделить на те, которые легко адаптировать, и те, которые значительно сложнее приспособить.

Несовершенство способности к социализации может порождать культурный шок. Люди, имеющие слабые коммуникационные навыки либо у них меньше навыков социального взаимодействия, сложнее приспосабливаются к изменившимся условиям.

Детерминантом рассматриваемого явления может служить ограниченная поддержка социума.

Обычно, культурный шок обнаруживается в условиях попадания индивида на чужбину, однако также он может проявляться при столкновении человека с трансформацией социальной среды в родном государстве.

Таким образом, анализируемое понятие возникает при замене обыденных психологических факторов, направленных на успешное функционирование в социуме, новыми неизведанными факторами.

Симптомы

В пределах собственной культуры у индивида формируется устойчивое иллюзорное представление мира, образа бытия, менталитета, как единственно возможного. Большинство индивидов не соотносят себя к творению отдельной культуры, даже, когда существует понимание того, что поведенческий паттерн представителей других народностей обуславливается их культурой. Лишь выйдя за границы собственной культуры, встретившись с иным мировоззрением, мировосприятием, приходит понимание специфики собственного социального сознания и появляется возможность рассмотреть различие культур.

Типичная симптоматика анализируемого явления представлена ниже:

– устойчивая эмоционально-психическая напряжённость, связанная с усилиями, направленными на приспособление в неизвестной среде;

– стремление сбежать от реальности;

– тоска по родне, друзьям;

– отрицание нового образа бытия, отвержение новой культуры, непринятие её;

– сложности с определением собственного положения в изменившихся условиях;

– несостоятельность, ощущение потери контроля;

– прикладывание усилий дабы быть учтивым, доброжелательным и корректным с новоиспечёнными знакомыми;

– дискомфорт от стороннего пристального внимания;

– повышенная тревожность, ощущение неловкости, смущения.

Ещё одним проявлением данного феномена можно считать устойчивое ощущение, будто окружающие лица стремятся их обмануть.

Острота проявлений описываемой симптоматики обусловлена гендерной присущностью, возрастом, жизненным опытом и иными обстоятельствами.

Молодым лицам намного проще приспосабливаться к изменившимся обстоятельствам. У пожилых людей такая адаптационная способность практически равна нулю.

Считается, что прекрасной половине сложнее адаптироваться к новым внешним обстоятельствам, нежели мужчинам. Доля истины в подобном утверждении есть. Однако больше это относится к дамам, ведущим более ограниченный образ бытия, посвящая себя ведению хозяйства и заботе о родне. Другие же женщины, ведущие активную жизнь, адаптируются в новых условиях наравне с мужчинами, а порой и быстрее их.

Согласно данным исследований, высокообразованному человеку проще привыкнуть к изменившимся обстоятельствам, поскольку обучение способствует расширению мировоззрения и формированию более сложного образа мира. Вследствие чего человек легко принимает что-то новое в собственное бытие.

Дабы успешно приспосабливаться в новой обстановке, человеку необходимо обладать такими чертами: общительностью, эмпатией, терпимостью, смелостью, высокой самооценкой. Помимо того, нужно стремиться к коммуникациям и быть экстравертом.

Жизненный опыт является ещё одним обстоятельством, влияющим на появление культурного потрясения. Большим значением здесь обладает мотив, то есть то, что подталкивает человека активнее адаптироваться к новой обстановке.

Стадии культурного шока

Рассматриваемое явление развивается ступенчато. Каждый этап дебютирует в определённый временной период.

Ниже приведены этапы культурного шока, актуальные сегодня.

Вскоре после завершения данной стадии, дебютирует второй этап, который знаменуется чередой мелких неудач, обусловленных коммуникационными сложностями, недопониманием. Здесь на смену воодушевления приходит нетерпеливость, огорчение, гнев, ощущение личной некомпетентности. Перечисленные эмоции являются нормальным реагированием на адаптационный процесс ибо перенесение привычного образа бытия на новый плацдарм – довольно сложное дело, поэтому для его логического финала требуется продолжительный временной интервал.

На третьей стадии возникает понимание новой обстановки и культуры. Здесь индивид начинает вновь испытывать удовлетворение, некоторые достигают определённого чувства гармонии. Люди больше не ощущают потерянность, появляется понимание направления его движения. Описываемый этап характеризуется более детальным знакомством со средой обитания и стремлением стать участником процесса.

Ко времени перехода на следующую стадию культурного шока присутствует уже готовность признать наличие новых условий, помимо негативных, положительных черт. Знаменуется она постановкой целей.

Каждый индивид реагирует по-своему на приведённые стадии, вследствие чего, эти этапы у разных людей характеризуются неодинаковой продолжительностью.

Способы преодоления

Фактически человек, очутившись вдали от родной обстановки, людей, культуры должен не забывать о терпимости. Если он начинает ощущать, что окружающий социум его тяготит, значит необходимо постараться понять, что проблемная ситуация не заключается в его окружении, а детерминирована индивидуальным умением приспособиться к нему.


Нужно стремиться стать гибче, но при этом сохранить внутри чужой цивилизации собственную культурную присущность. Какое бы непростое культурное потрясение ни было, оно предоставляет бесценный опыт, заключающийся в расширении миропонимания, углублении понимания собственной личности и формировании терпимости к другому социуму.

Преодоление культурного шока задача нелёгкая, но возможная. Если человек приехал временно в страну с культурой, разительно отличающейся от привычной ему, то ниже приведены рекомендации по преодолению культурного потрясения.

Прежде всего, психологи советуют больше вояжировать, причём необязательно по всей стране. Можно отыскать живописные края для исследования в городе проживания.

Необходимо стараться больше читать. Ведь чтение является действенным способом научиться с пониманием воспринимать взгляды других людей, развить воображение. Книги подготавливают человека к принятию нового.

Ведение дневника считается способом, помогающим разгрузить мозг, структурировать полученные эмоции за день и информацию. Дневнику можно доверить не только описание мест, где побывал человек, а также собственные переживания.

Если индивид переселился в новые места навсегда, то стратегия преодоления данного феномена будет несколько сложнее. Чаще всего практикуется четыре нижеприведённых метода выхода из охватившего индивида состояния.

Человек, пребывая на чуждой ему территории, пытается либо сознательно, либо вынужденно по причине врождённой робости, иного вероисповедания, незнания языка избегать любого взаимодействия с чужой культурой. Поэтому стремится создать знакомую ему культурную среду, состоящую из соплеменников, отгородившись подобными действиями от воздействия инокультурной среды. Такой способ именуется геттоизацией.

Некоторые идут путём ассимиляции, то есть стремятся целиком адаптироваться к возникшим условиям, усвоить культурные нормы, поведенческие паттерны, ценности, при этом они полностью отрекаются от наследия собственной культуры.

Другие новоприбывшие будут любыми методами пропагандировать, навязывать собственные ценности, стандарты поведения, нормы, противопоставляя их традиционным культурной среде, в которой они очутились. Подобное происходит при завоеваниях, а также в процессе модернизации и именуется колонизацией.

Также существует и срединный путь, заключающийся в стремлении совместить компоненты привычной и новообретённой культуры. Такое взаимодействие может проводиться двояко: либо переселенцы станут стараться сочетать ценности обеих культур, стремясь наладить межкультурное взаимодействие, обогащая тем самым и собственную культуру и новообретённую либо начнут разделять своё бытие на две части, одну посвятив новой обстановке, другую – привычной культуре.

Последствия культурного шока могут нести как позитивный аспект, так и иметь негативную сторону. Последнее проявляется в непринятии чужеродной культурной среды, что приводит к стремлению возвратиться в родные пенаты. Так проявляется негативное следствие в индивидуальном аспекте. На ярусе межкультурного взаимодействия выражается в непринятии ценностей сторонних культур, замыкаясь в пределах собственной традиции (например, исламская культура). Положительным аспектом рассматриваемого феномена считается процесс понимания особенного смысла культурного фактора для существования людей.

Читайте также: