Культурные блага это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Можно развести конечный общественно значимый результат (со­циальный эффект) культуры, который не поддается прямому измере­нию, и непосредственный результат деятельности организаций культу­ры — продукт. Так, для театра непосредственным результатом дея тельности является спектакль, для концертной организации — кон­церт, для цирка — представление, для кинотеатра — сеанс, для библиотеки — выдача книг, периодических изданий, оказание информа­ционных услуг.

Культурное благо — это разновидность экономического блага, созданного в результате культурной деятельности людей.

Теория общественных благ (П. Вейсброд идр.)

Различные культурные блага классифицируют в соответствии с признаками неисключаемости инесоперничества (отсутствие конку­ренции) в потреблении.

Неисключаемость — невозможность помешать индивидам исполь­зовать благо, ограничить их доступ к благам.

Несоперничество в потреблении — потребление благ одним чело­веком не уменьшает возможности их применения другим 11 .

В соответствии с этими признаками выделяют общественные и ча­стные блага.

Общественное (социальное) благо — благо, потребляемое одним лицом и остающееся доступным для потребления другими лицами.

Частное благо — благо, которое потребляется одним лицом и не может быть одновременно потреблено другим лицом.

Концепция мериторных благ (мериторика).

Термин мериторные блага ("merit goods") был введен Ричардом Масгрейвом более 50 лет назад. Понятие мериторики непосредственно вытекает из общественных интересов, которые не проявляются в инди­видуальных предпочтениях.

Мериторными называются блага, спрос на которые со стороны частных лиц отстает от "желаемого обществом" и стимулируется госу­дарством .

Частное благо (обладает индивидуальной полезностью). Общественное (социальное) благо (обладает социальной полезностью).

Коммунальное благо (обладает индивидуальной полезностью и коммунальностью в потреблении).

Смешанное благо (обладает индивидуальной и социальной полез­ностью)

Смешанное коммунальное благо (обладает индивидуальной и со­циальной полезностью, а также коммунальностью в потреблении).

Подавляющая часть продуктов культуры существует в виде сме­шанных и смешанных коммунальных благ, обладающих одновременно индивидуальной и социальной полезностью, а также социальных благ, имеющих лишь социальную полезность. Производство и потребление таких благ обязано поддерживать государство.

Услуга — основная форма культурного блага.

Услуга культуры — культурное благо, целесообразная деятель­ность, существующая в форме полезного эффекта труда в сфере куль­туры.

Особенностями услуг культуры являются:

— нематериальный характер производимого эффекта;

— активное участие потребителя в производстве услуг;

— воздействие эффекта от услуги на личность потребителя;

— пространственно-временная локализация услуг.

— Характеристика услуг культуры как интеграция свойств самого продукта и условий его потребления.

— Взаимосвязь и взаимодополняемость различных услуг культуры. Взаимозаменяемость услуг культуры только при дефиците предложения или для случайного, "неразборчивого" потребителя. 4.2.3. Доступность услуг культуры:

— физическая — возможность получения определенных услуг культуры или их комплекса в конкретном регионе (населенном пункте).

территориальная и временная — приближенность организа­ций (услуг) культуры к месту жительства; время, затраченное на дорогу и потребление услуг культуры; экономическая — возможность потребления услуг культуры при сложившемся уровне цен и доходов населения; "интеллектуальная" — уровень художественного вкуса, эсте­тического развития индивида;

информационная — наличие информации об организациях и услугах культуры.

Культурные блага — условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Культурные блага" в других словарях:

КУЛЬТУРНЫЕ БЛАГА — по определению Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей … Юридический словарь

Культурные блага — условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей. Источник: Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N… … Официальная терминология

КУЛЬТУРНЫЕ БЛАГА — условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей … Энциклопедический словарь экономики и права

культурные блага — по определению Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей … Большой юридический словарь

Культурные блага — условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей. Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.92 N 3612 I, ст.3 … Словарь юридических понятий

БЛАГА КУЛЬТУРНЫЕ — КУЛЬТУРНЫЕ БЛАГА … Юридическая энциклопедия

БЛАГА КУЛЬТУРНЫЕ — (см. КУЛЬТУРНЫЕ БЛАГА) … Энциклопедический словарь экономики и права

БАДЕНСКАЯ — (ФРЕЙБУРГСКАЯ, ЮГО ЗАПАДНОГЕРМАНСКАЯ) ШКОЛА направление в неокантианстве, основывающееся на трансцендентально психологической интерпретации учения Канта. Сложилось в конце 19 начале 20 вв. Свое название получило от земли Баден, на территории… … История Философии: Энциклопедия

БАДЕНСКАЯ — (ФРЕЙБУРГСКАЯ, ЮГО ЗАПАДНОГЕРМАНСКАЯ) ШКОЛА направление в неокантианстве, основывающееся на трансцендентально психологической интерпретации учения Канта. Сложилось в конце 19 начале 20 веков. Свое название получило от земли Баден, на территории… … Новейший философский словарь

БАДЕНСКАЯ (ФРЕЙБУРГСКАЯ, ЮГО-ЗАПАДНОГЕРМАНСКАЯ) ШКОЛА — направление в неокантианстве, основывающееся на трансцендентально психологической интерпретации учения Канта. Сложилось в конце 19 начале 20 вв. Свое название получило от земли Баден, на территории которой находится Фрейбургский университет, где… … История Философии: Энциклопедия


Результаты труда в культуре. Культурное благо

6 лет ago Enottt Комментарии к записи Результаты труда в культуре. Культурное благо отключены

Результаты труда в культуре

Можно развести конечный общественно значимый результат (социальный эффект) культуры, который не поддается прямому измерению, и непосредственный результат деятельности организаций культуры — продукт. Так, для театра непосредственным результатом деятельности является спектакль, для концертной организации — концерт, для цирка — представление, для кинотеатра — сеанс, для библиотеки — выдача книг, периодических изданий, оказание информационных услуг.

Культурное благо как непосредственный результат деятельности организаций культуры. Типологии культурных благ.

Культурное благо — это разновидность экономического блага, созданного в результате культурной деятельности людей.

Теория общественных благ (П. Вейсброд и др.)

Различные культурные блага классифицируют в соответствии с признаками неисключаемости и несоперничества (отсутствие конкуренции) в потреблении.

Неисключаемость — невозможность помешать индивидам использовать благо, ограничить их доступ к благам.

Несоперничество в потреблении — потребление благ одним человеком не уменьшает возможности их применения другим.

В соответствии с этими признаками выделяют общественные и частные блага.

Общественное (социальное) благо — благо, потребляемое одним лицом и остающееся доступным для потребления другими лицами.

Частное благо — благо, которое потребляется одним лицом и не может быть одновременно потреблено другим лицом.

Концепция мериторных благ (мериторика)

Концепция экономической социодинамики (Р. С. Гринберг, А. Я. Рубинштейн).

  • Частное благо (обладает индивидуальной полезностью).
  • Общественное (социальное) благо (обладает социальной полезностью).
  • Коммунальное благо (обладает индивидуальной полезностью и коммунальностью в потреблении).
  • Смешанное благо (обладает индивидуальной и социальной полезностью)

Смешанное коммунальное благо (обладает индивидуальной и социальной полезностью, а также коммунальностью в потреблении).

Подавляющая часть продуктов культуры существует в виде смешанных и смешанных коммунальных благ, обладающих одновременно индивидуальной и социальной полезностью, а также социальных благ, имеющих лишь социальную полезность. Производство и потребление таких благ обязано поддерживать государство.

Услуга — основная форма культурного блага

Услуга культуры — культурное благо, целесообразная деятельность, существующая в форме полезного эффекта труда в сфере культуры.

Особенностями услуг культуры являются:

  • — нематериальный характер производимого эффекта;
  • — активное участие потребителя в производстве услуг;
  • — воздействие эффекта от услуги на личность потребителя;
  • — пространственно-временная локализация услуг.

Характеристика услуг культуры как интеграция свойств самого продукта и условий его потребления.

КУЛЬТУРНЫЕ БЛАГА — по определению Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Смотреть что такое КУЛЬТУРНЫЕ БЛАГА в других словарях:

КУЛЬТУРНЫЕ БЛАГА

". Культурные блага - условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих к. смотреть

КУЛЬТУРНЫЕ БЛАГА

по определению Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. "условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юр. смотреть

КУЛЬТУРНЫЕ БЛАГА

КУЛЬТУРНЫЕ БЛАГА - по определению Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. "условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей".
. смотреть

КУЛЬТУРНЫЕ БЛАГА

условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей. Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.92 N 3612-I, ст.3 . смотреть

КУЛЬТУРНЫЕ БЛАГА

- условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.
. смотреть

КУЛЬТУРНЫЕ БЛАГА

условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей. смотреть

Предметом экономики социокультурной сферы является выявление и изучение экономических закономерностей функционирования культуры в социуме. Основными принципами экономики социально-культурной сферы являются:

– преобладание социальных ориентиров над экономическими и коммерческими интересами в организации хозяйственной деятельности организаций социокультурной сферы;

– дифференцированный подход в производстве культурных благ и услуг с учетом социальных, культурных, образовательных и других особенностей потенциальных и реальных потребителей этих благ и услуг;

– опережающее формирование предложения над спросом в социокультурной сфере, связанное с необходимостью формирования и развития социокультурных запросов и интересов различных групп населения;

– вовлечение самих потребителей культурных благ и услуг в их производство в косвенной или прямой форме как одно из главных условий демократизации социокультурной сферы и повышения ее социальной эффективности.

Задачами экономики социокультурной сферы являются:

1. Решение экономических проблем в социокультурной сфере.

2. Обеспечение взаимосвязей культ урологической науки и экономики социокультурной сферы, способствующей гуманизации хозяйственной деятельности социальных и культурных учреждений и культуросообразности соответствующих финансовых отношений в социокультурной сфере.

3. Формирование этики экономических отношений в социокультурной сфере, принятой в цивилизованных обществах.

4. Экономический анализ возможностей повышения эффективности социокультурной сферы.

Важным для определения специфики экономики социально-культурной сферы является также выделение таких понятий как культурные ценности, блага иуслуги.

«Культурные ценности – нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Культурные блага — условия и услуги, предоставляемые организациями и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей [14, с. 10].

В конечном счете, сохранение и развитие культуры в обществе зависит от того, насколько она востребована различными группами населения, является значимой для повседневной жизнедеятельности. Но при такой постановке вопроса о значимости культуры неизбежно возникает проблема формирования и удовлетворения спроса на освоение культуры с учетом разнообразных культурных потребностей, запросов, интересов. Тем самым универсум культурных ценностей, благ и услуг оказывается в экономическом пространстве, существует в системе спроса и предложений, финансирования, прибыли и других атрибутов хозяйственной деятельности. Тогда центральной категорией в экономике социокультурной сфере становятся потребности. И здесь необходимо дать некоторые разъяснения.

На основе обобщения исследований личности в психологии, социологии, биологии и других наук о человеке можно выделить следующие потребности с позиций социальной и культурной антропологии:

1. Биологические потребности.

2. Социальные потребности.

3. Духовные потребности.

К биологическим потребностям принято относить те, которые непосредственно связаны обеспечением физического выживания человека: потребности в пище, тепле, безопасности и т. д. К социальным потребностям относят потребности во взаимодействии с окружающими людьми, с социумом. К духовным – потребности в познании и самопознании, эстетические потребности, потребности в самосовершенствовании и саморазвитии.

Для социально-культурной сферы особый интерес в этой группировке могут представлять социальные потребности как обеспечивающие взаимосвязь двух других типов потребностей: биологических и духовных. Оптимальной для решения полноценного удовлетворения и формирования потребностей личности в социально-культурной сфере эта взаимосвязь представляется следующим образом:


Стрелки на схеме означают потенциальную возможность социально и культурно значимой динамики каждого типа потребностей.

Если принять эту взаимосвязь в качестве общего ориентира в удовлетворении потребностей в социокультурной сфере, то каждый из этих типов потребностей должен рассматриваться как динамическая категория, фиксирующая направление совершенствования потребности в сторону большей социальной и культурной значимости. Особая роль социальных потребностей означает необходимость создания соответствующих социальных предпосылок для органичной взаимосвязи (вместо встречаемого противопоставления друг другу) биологических и духовных потребностей в виде гуманизации социума необходимого для физического и духовного здоровья личности. А это в свою очередь предполагает преодоление резкого социального расслоения общества, социальной несправедливости. При этом меньшинству членов общества предоставляются разнообразные возможности для удовлетворения духовных потребностей, а другим возможности преимущественной борьбы за выживание с неизбежной гипертрофией биологических потребностей.

В соответствии с предложенной выше схемой взаимодействия потребностей тогда получаем следующие их смешанные типы (на схеме они обозначены стрелками):

I. Социально-ориентированные биологические потребности (биологические потребности ? социальные потребности)

II. Духовно-ориентированные социальные потребности (социальные потребности ? духовные потребности).

III. Социально-ориентированные духовные потребности (духовные потребности ? социальные потребности).

IV. Биологически-ориентированные социальные потребности (социальные потребности ? биологические потребности).

Рассмотрим более подробно каждый из вышеперечисленных типов потребностей.

I. Социально-ориентированные биологические потребности. Этот тип потребностей можно связать с процессом формирования у индивида стремлений, умений и навыков гармонизации программ его жизнеобеспечения с интересами общества, социума. Например, потребность в еде совершенствуется до уровня культуры застолья, гостеприимства, соответствующей клубной деятельности, культуры общения, норм застольного этикета и т. п.

III. Социально-ориентированные духовные потребности. В этом случае речь может идти о сформированном стремлении индивида реализовать свой духовный потенциал во благо социальному окружению. Например, просветительство, миссионерство, имеющее конкретный социальный адрес.

IV. Биологически-ориентированные социальные потребности. Этот тип потребностей связан со стремлением индивидов создать системы жизнеобеспечения для ближайшего социального окружения. Например, благотворительность по отношению к обездоленным социально незащищенным слоям населения, создание системы культурных услуг для социально неблагополучных групп населения и т. д.

В следующих разделах монографии все же будут рассмотрены возможные корректные показатели эффективности экономики социально-культурной сферы по удовлетворению потребностей населения.

Читайте также: