Культурная и религиозная толерантность на северном кавказе кратко

Обновлено: 05.07.2024

В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется следующим образом: [10]

ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. [11]

Также, современная социологическая толерантность критикуется как форма манипулирования сознанием людей с целью заглушить, прикрыть губительные и чрезвычайно негативные для общества моменты. Например, сокращение коренного населения и его замещение дешёвой, иностранной низкоквалифицированной рабочей силой, без каких бы то ни было прав, социальных и юридических гарантий, в целях увеличения личностного капитала. [15]

Перейти к: навигация, поиск

Се́верный Кавка́з — территория, включающая Предкавказье [1] , северную часть склона Большого Кавказского хребта (исключая его восточную часть, относящуюся к Азербайджану), западную часть южного склона до реки Псоу (по которой проходит граница между Россией и Грузией [2] ).

Состав

На территории Северного Кавказа находятся субъекты Российской Федерации:

· Ростовская область(южные районы) [3]

В 2010 году сформирован Северо-Кавказский федеральный округ с центром в городе Пятигорске. В округ вошли семь регионов: Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Чечня и Ставропольский край.




Основная статья: Горская республика

В ноябре 1917 года на территории Дагестана и горских округов Терской области Центральным комитетом Союза объединённых горцев Северного Кавказа и Дагестана было провозглашено государство Горская республика. Этим же решением ЦК Союза объединённых горцев был преобразован в Горское правительство. Весной 1919 г. Дагестан заняли войска генерала Деникина, после чего Горское правительство заявило о самороспуске и эвакуировалось в Тифлис.

Cеверокавказское этническое населения принадлежит в основном к северокавказской расе европеоидного типа. Расовый состав населения Кавказа был определён ещё в начале 20 века, например, в Энциклопедии Брокгауз-Ефрон указано [4] нижеследующее :

· ассирийцы и халдеи.

· табасараны и др.

· трухмены (туркмены Ставропольского края)

Следует отметить, что в древности к концу бронзовой эпохи и в начале ранней поре железной, прослеживалось довольно существенное различие в типе населения Закавказья и Северного Кавказа. В древнейших погребениях Самтаврского и Мингечаурского могильников находят резко выраженные длинноголовые узколицые европеоидные черепа,по типу сходные больше всего с представителями современных длинноголовых вариантов каспийского типа [5] [6]

Следует заметить, что термин Северный Кавказ имеет в равной степени как географический, так и историко-культурно-политический смыслы, в котором немалую роль играет и конфессиональный состав населения. Северный Кавказ — территория Суннитского Ислама и Русского Православия, характеризующаяся большим количеством титульных народностей на сравнительно небольшой территории. Закавказье — территория Грузинского Православия, Армяно-Григорианской Церкви и значительного влияния Шиизма, территория официально мононациональных государств, увеличение численности национальностей Ближнего Востока — курдов, айсоров и иных.

Грубая оценка музыки, одежды, оружия даёт также вполне чёткое разделение: Северный Кавказ — традиционные Кавказские музыкальные основы, распространение так называемой черкески с газырями, преобладание оружия слабой кривизны и открытых рукояток оружия. Закавказье — влияние иранских и семитских музыкальных традиций, менее регулярное употребление одежды с газырями, тяга к большей кривизне клинка и защищённости гарды оружия, явная крестовина у сабель. Причём, Закавказские особенности усиливаются с Запада на Восток, имея место уже в Центральнокавказском регионе, и, достигая наибольшей выраженности в Лезгистане, который является слиянием всего Кавказа, всех его традиций. Постепенность перехода подтверждает тот факт, что нет каких-либо исключительно Северокавказских или Закавказских особенностей, и многое зависит более от особенностей данной местности, нежели чем от формальной принадлежности к Северному или Южному Кавказу, которая во многом совпадает с политическими условиями, нежели чем с физической географией. (Сравни: формальное отнесение всего Дагестана к Северному Кавказу и столь же формальное отнесение всего Судана к Северной Африке, исходя из историческо-культурных особенностей региона).

Северный Кавказ — крупнейшая сельскохозяйственная база России(помимо Сибири и Алтая), в которой сельскохозяйственные угодья занимают более 70 % территории.

Регион — место расположения лучших морских и горных курортов России, среди них курорты Краснодарского края, кавказские Минеральные Воды, Долинск, Приэльбрусье, Домбай, перспективное Каспийское побережье.

Значительны природные ресурсы региона: имеются запасы нефти и газа, высокий гидроэнергетический и геотермальный потенциал, запасы руд промышленных металлов, урановых руд, строительного сырья, ценных пород древесины, запасы водных биологических ресурсов (рыба и морепродукты).


ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Российская Федерация – государство, сформировавшееся в результате длительного процесса взаимодействия народов, совершенно отличающихся друг от друга с этнической, лингвокультурной, конфессиональной точки зрения. Каждый из представителей данных народов, согласно Конституции нашей страны, обладает правом на сохранение национального языка, культуры, свободы вероисповедания. В связи с этим очевидно, что проблема безопасности межкультурного и межэтнического взаимодействия и общения рассматривается как наиболее актуальная в условиях сохранения и развития поликультурных связей между группами населения нашей Родины.

Казалось бы, толерантность как одна из основных ценностей демократического государства, прочно уко­ренилась там, где, благодаря специальному образова­нию и развитию культур, сформировано гражданское общество. Однако вопрос о толерантности непрестанно поднимается абсолютно на всех уровнях: учёными, политиками, рядовыми гражданами. Стоит отметить, однако, что для формирования законов и механизмов актуализации толерантной направленности в межличностных, межэтнических и межкультурных отношениях должна быть выстроена адекватная цепочка построения, формирования концепции толерантности в рамках восприятия этого феномена каждым конкретным человеком, так или иначе вовлеченным в непростые отношения с окружающим его обществом.

Прежде всего, стоит отметить, что для построения общества взаимного уважения и терпимости, осуществления полноценного культурного, религиозного диалога невозможно без построения целого комплекса адекватного отношения к действительности. Так, с точки зрения И. В. Крутовой, формирование устойчивого отношения равноправия в рамках религиозных вопросов невозможно без конструктивного разрешения проблем в области не только национальных, но еще и социальных, и межличностных противоречий (Васильев, 4).

Внутренняя мотивированность толерантных взглядов пересекается с таким свойством концепта взаимоуважения, как фактор устойчивости. Как считает О. С. Ионина, тенденция формирования толерантных взглядов может развиваться в двух плоскостях: в форме внутренней и внешней толерантности. Основной ошибкой общества в данном вопросе является концентрация на проявлении именно внешних признаков толерантного отношения к конкретному человеку или представителю другого этноса или культуры. По мнению автора, данная проблема требует скорейшего решения, иначе внутри социума сформируется некорректное представление о самой природе уважительных отношений (Лекторский, 14).

Фундаментальной основой формирования толерантности как признака гражданского общества выступает также вопрос когнитивного восприятия и проявления тенденций межличностных, межкультурных, межэтнических отношений. Отрицание собственной социальной исключительности в рамках общения с представителями других культур должно рассматриваться как расширение собственного опыта, а не в форме безразличия, снисхождения или отрицания возможности взаимопонимания, должно формировать нравственно-конструктивную связь народов, в противовес деструктивному мышлению национализма и сепаратизма (Петрицкий, 32).

Таким образом, перед населением Северного Кавказа стоит труднейшая задача формирования внутри общества отношений, которые будут отвечать вызовам современных тенденций равноправия, взаимоуважения и поликультурности. Регион Северного Кавказа – жемчужина культурного многообразия нашей страны. Очевидно, что в этом поликультурном регионе без мира и согласия не мо­гут быть решены проблемы социально-экономических усовершенствований, демократических преобразований об­щества. Именно поэтому толерантность в отношениях людей, социаль­ных и этнических групп, населяющих Северный Кавказ – не только за­дача гуманитарного характера, но и социально-преобразующая, экономически необходимая потребность. Приоритетной, в данном случае, становится практика становления и поддержания мира и согласия между народами Кавказского региона, формирования установок на межэтническую толерантность.

Васильев, В. А. К вопросу о толерантности в современной России / В. А. Васильев // Социально-гуманитарные знания - 2000. - № 3.

Лекторский, В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме / В. А. Лекторский // Вопросы философии. - 1997.- № 11.

Петрицкий, В. А. Толерантность – универсальный этический принцип / В. А. Петрицкий - СПб., 1993.

Шалин, В. В. Толерантность (культурная норма и политическая необходимость) / В. В. Шалин - Краснодар, 2000.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Толерантность. Дружба народов Кавказа.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Толерантность. Дружба народов Кавказа.

Толерантность. Дружба народов Кавказа.

Теперь, когда мы научились Летать по воздуху, как птицы, Плавать под водой.

Теперь, когда мы научились Летать по воздуху, как птицы, Плавать под водой, как рыбы, Нам не хватает только одного: Научиться жить на Земле, как люди. Б.Шоу

Толерантность

Что такое толерантность? Толерантность – терпимость, доброжелательное отношен.

Что такое толерантность? Толерантность – терпимость, доброжелательное отношение к окружающим, стремление к достойным компромиссам и к преодолению возникающих несогласий и конфликтов, склонность решать возникающие проблемы мирным способом.


Историческая справка 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международны.

Историческая справка 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.

Традиции толерантности в культуре народов Кавказа

Традиции толерантности в культуре народов Кавказа


Кавказские пословицы и поговорки Если сосед слепой, жмурь глаз и ты. Плохая с.

Кавказские пословицы и поговорки Если сосед слепой, жмурь глаз и ты. Плохая собака бросается на соседа. С соседом не враждуют. Если сосед с соседом заодно, то они вместе – как обоюдоострый клинок. Унижая соседа, сам унижаешься. Пища без воды и еда без соседа – грешны. Выбери себе соседа до того как построишь дом.

Кавказские пословицы и поговорки Тот, кто покинул аул отца, тот не увидит хор.

Кавказские пословицы и поговорки Тот, кто покинул аул отца, тот не увидит хорошего дня. Лучше быть в своем ауле подошвой, чем на чужбине султаном. Свой край для себя – и есть Багдад. Лучше быть на родине бедняком, чем в Каире царем. Не собирайся жить там, где не покоятся твои предки.

Кавказские пословицы и поговорки Удалью одного храбреца крепость не взять. Од.

Кавказские пословицы и поговорки Удалью одного храбреца крепость не взять. Одно дерево – не сад, один камень – не стена. Кто не с людьми – тот вроде и не родился. Отделившийся от стада получает палку. Только сообща можно решить даже самые сложные задачи. Сабля народа рубит, даже если она из войлока. Если все помогают, то и войлочный кол в землю войдет. Перед народом и лев склонится. Мясо, сваренное в большом котле, сырым не останется. Общий котел и на льду закипит.


Что вы понимаете под согласием? согласие = терпимость = толерантность

Что вы понимаете под согласием? согласие = терпимость = толерантность

Этнические проблемы Ставрополья (выдержки из работы) В Буденновском районе пр.

Этнические проблемы Ставрополья (выдержки из работы) В Буденновском районе проживают: русские армяне даргинцы татары украинцы белорусы чеченцы ногайцы азербайджанцы цыгане узбеки мордвины

Национальный портрет МОУ СОШ № 3 с. Прасковея Русские – 82% Армяне – 13% Дарг.

Национальный портрет МОУ СОШ № 3 с. Прасковея Русские – 82% Армяне – 13% Даргинцы – 2% Другие нацио-нальности – 3% (татары, ногайцы, украинцы, азербайджанцы, чеченцы, белорусы, цыгане)


Правила толерантного общения: Уважай собеседника. Старайся понять то, о чем г.

Правила толерантного общения: Уважай собеседника. Старайся понять то, о чем говорят другие Отстаивай свое мнение тактично. Ищи лучшие аргументы. Будь справедливым, готовым признать правоту другого. Стремись учитывать интересы других.

Дерево толерантности

Краткое описание документа:

Презентация подготовлена к классному часу, посвященному Международному Дню Толерантности с учетом регионального материала.Надеюсь, кому-то этот материал покажется нужным.

Буденновский район является многонациональным регионом Ставропольского края. В связи с этим ему присущи многие этнические проблемы, о которых говорилось выше. Только в селе Прасковея наряду с русскими проживают армяне, даргинцы, татары, украинцы, белорусы, чеченцы, ногайцы, азербайджанцы, цыгане, узбеки, мордвины.

Несмотря на столь разнообразный национальный портрет учащиеся школы строят свои отношения на основе уважения прав другого, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, а также воздержания от причинения вреда, гак как вред причиняемый другому означает вред для всех и для самого себя. Они учатся жить в мире и согласии, знакомятся с культурой и обычаями других народностей.

В нашей школе большое внимание уделяется воспитанию толерантного поведения, способности признавать и уважать отличные от своих собственных идеи и мнения.

Толерантность - условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества.

Проблема толерантности и интолерантности в межэтнических отношениях на Северном Кавказе

Сергеев Станислав Игоревич,

аспирант Пятигорского государственного лингвистического университета.

Вследствие интенсивности миграционных процессов в современном мире возрастает актуальность проблемы гармонизации межкультурных контактов на межгрупповом и межличностном уровнях [2] .

Проблемы, связанные с тем, могут ли культурно-различные группы жить в одном государстве на равных правах без взаимных обид, столкновений, претензий на доминирование и каковы этнокультурные и социально-психологические факторы, лежащие в основе толерантного межэтнического взаимодействия и взаимовосприятия, вызванные реальной практикой межэтнического взаимодействия в России последних двадцати лет, когда распад СССР и последующие межэтнические конфликты, как по периметру России, так и внутри ее, заставили специалистов обратиться к проблеме этничности и этнической толерантности в поликультурных регионах.

В России, как и в мире в целом, регион становится важным фактором политического процесса, где национальные, наднациональные и глобальные силы встречают местные требования. Российские регионы вступили в процессы глобализации, причем эти процессы имеют крайне неравномерный и конкурентный характер, что означает появление новых возможностей и проблем для России, переживающей процессы региональной самоидентификации [3] .

На территории России много исторически сложившихся регионов, где веками жили представители разных этнических и культурных групп. Таким регионом, в частности, является Северный Кавказ. Живущие в этом регионе народы можно рассматривать как единую систему этнических групп. В сходстве исторических судеб, образа жизни, менталитета народов поликультурного региона заложены мощные основы для мирного, толерантного сосуществования.

Проблемы, связанные с существованием религиозных, этнических и культурных меньшинств в многонациональном государстве, в северокавказском регионе актуальны как никогда, поскольку здесь уже долгое время живут представители различных национальностей [4] .

В этой связи, в таком полиэтническом регионе, которым является Северный Кавказ, национальные отношения должны строиться на основе общечеловеческой морали и принципах гуманизма.

Этномобилизационные процессы и рост солидарности на этнической основе могут способствовать повышению этнической толерантности и интолерантности, выраженной в борьбе за статус, этнических конфликтов и противостоянии, негативизме в отношении к иноэнтческим группам [6] .

К факторам, влияющим на этническую толерантность, можно отнести: значимость этнической идентичности, установки на поддержание традиций, позитивное отношение к инокультурным группам, индивидуализм.

На наш взгляд, основой этнической толерантности в таком поликультурном регионе, которым является Северный Кавказ, может являться общность, образованная не по этническому, а по региональному (территориальному) признаку. Показателем существования такой общности будет близость межэтнических установок и образов социальной перцепции у представителей разных этнических групп, основанная на их культурном сходстве. Отношение к группам с отличающейся культурой, религией является наиболее достоверным показателем уровня толерантности в поликультурном регионе.

Этнической толерантности в поликультурном регионе будет способствовать: позитивная этническая идентичность, значимость этнической принадлежности, установки на поддержку и развитие традиций, позитивное отношение к инокультурным группам, индивидуализм.

Таким образом, можно предположить, что позитивная этническая идентичность будет способствовать формированию этнической толерантности в северокавказском регионе. Негативная этническая идентичность и опыт этнической дискриминации будет способствовать формированию этнической интолерантности [7] .

В северокавказском регионе существуют основы, как этнической интолерантности: борьба за этнический статус, выраженность этнической и религиозной дифференциации, так и этнической толерантности: близость культур, межэтническая комплиментарность, культурные механизмы урегулирования этнических конфликтов

Важно отметить, что национальные движения, этнические группы на Северном Кавказе играют очень важную роль в сохранении и развитии культурной целостности и сохранении уникальности больших и малых народов, в росте общественно-политической активности граждан. Но, к сожалению, в ряде случаев этнический фактор стал, в настоящее время основой для появления программ и действий, а также для пропаганды идей и установок, которые провоцируют нетерпимость, вызывают конфликты и насилие. Поэтому формирование идей толерантности в массовом сознании жителей региона должно выступать в создавшихся условиях в качестве основы сохранения безопасности.

1. Головатая Л. В. Национально-культурные и этнические особенности проявления толерантности народов Северного Кавказа // Вестник отдела социально-политических проблем Кавказа Южного научного центра РАН. - Вып. 1.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005. С. 174.

3. Казначеев В. А. Кавказская идентичность: через диалог к взаимопониманию // Современный Кавказ.- Институт региональных проблем российской государственности на Северном Кавказе, 2007. С. 34.

4. Лебедева Н. М. Этническая толерантность в России и способы ее укрепления // Проблемы миграции и опыт ее регулирования в полиэтничном Кавказском регионе. Ставрополь, 2003, С. 136-142.

5. Тавадов Г. Т. Этнология. Словарь-справочник. - М., 1998. - С. 516.

6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М., 2003 - С. 24.

Поступила в редакцию 16.07.2008 г.

[1] См.: Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М., 2003 - С. 24.

[2] Лебедева Н.М. Этническая толерантность в России и способы ее укрепления // Проблемы миграции и опыт ее регулирования в полиэтничном Кавказском регионе. Ставрополь, 2003, с. 136-142.

[4] Казначеев В.А. Кавказская идентичность: через диалог к взаимопониманию // Современный Кавказ.- Институт региональных проблем российской государственности на Северном Кавказе, 2007. С. 34.

[5] См.: Тавадов Г.Т. Этнология. Словарь-справочник. - М., 1998. - С. 516.

[6] Головатая Л.В. Национально-культурные и этнические особенности проявления толерантности народов Северного Кавказа // Вестник отдела социально-политических проблем Кавказа Южного научного центра РАН. - Вып. 1.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005. С. 174.

[7] Головатая Л.В. Национально-культурные и этнические особенности проявления толерантности народов Северного Кавказа // Вестник отдела социально-политических проблем Кавказа Южного научного центра РАН. - Вып. 1.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005. С. 174.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.

Читайте также: