Культурная динамика это в обществознании кратко

Обновлено: 07.07.2024

Важнейшие свойства культуры – ее подвижность и способность к развитию. Изменения культуры во времени и пространстве описывает динамика культуры. Первые признаки культуры появились в первобытном обществе. Двигателями культурной динамики стали изобретения и открытия. Открытие снабдило людей новыми знаниями, которые затем, соединяясь с результатами изобретения, порождают новые элементы. Истоки культуры восходят к тому моменту, когда неандертальцы 80-100 млн лет назад начали хоронить своих предков. Это стало первым, что отличало человека от животного.

Основные формы распространения культуры:

1) культурные заимствования;

2) культурная диффузия;

3) независимые открытия.

Все изменения в истории и культуре имеют определенную последовательность стадий и могут проявляться в двух основных формах:
• эволюционный процесс – это последовательное необратимое повышение уровня сложности культурных систем;
• временной круг (цикл) – это повторяющаяся последовательность определенных состояний.

Культурные заимствования относятся к добровольному подражанию одной культуры ценностям другой. Народ и культура заимствуют то, что является близким и понятным; то, что принесет какую-либо выгоду; то, что отвечает внутренним потребностям данного этноса, которые не могут удовлетворить собственные культурные артефакты и комплексы. Страна или народ, заимствующий другое, – культура-реципиент; страна или народ, отдающий свое, – культура-донор.

Культурная диффузия – это взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их распространении (культурном контакте). Каналы диффузии: миграции, войны, торговля, туризм, научные конференции, миссионерская деятельность, выставки и гастроли и т. д.

Культурная межгрупповая диффузия – это горизонтальное распространение культурных инноваций между несколькими этносами, равными по статусу группами или индивидами.

Стратификационная культурная диффузия – вертикальное распространение элементов культуры между субъектами с неравным статусом.

Культурную динамику также описывает ряд следующих понятий:

2) культурная трансмиссия – передача культуры от предшествующих поколений к последующим через обучение. Благодаря ей осуществляется преемственность культуры;

3) культурная аккумуляция – добавление к накопленному культурному наследию новых элементов;

4) культурное истощение – процесс, при котором культурных черт исчезает больше, чем добавляется;

5) интеграция культуры – объединение культурных различных элементов в некую целостность;

6) диверсификация культуры – разделение доминирующей культуры на множество субкультур;

7) культурная экспансия – расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные или государственные границы.

1. Циклическая (инверсия). Возникла в Древнем мире в рамках Древней Греции, Древнего Китая и Древней Индии. Античный мыслитель Гесиод выделял 4 эпохи: ( золотую; серебряную; медную; железную)

2. Линеарная или эволюционная (реверсная, прогрессивна и девиантная). Возникла в эпоху христианства. Основана на парадигме христианства – стреле времени, размыкающую вечность, разрывающую круг вечного возвращения к исходному началу вводящей понятия начала и конца света.

Модель активно развивалась в рамках:

Французского и немецкого Просвещения (А. Кондорсе, И. Гердер);

Немецкая классическая философия (И. Кант, Г. Гердер);

Марксизм (К. Маркс, Ф.Энгельс)

Эволюционизм в социальной и культурной антропологии (Л. Уайт, К. Клакхом).

4. Синергетическая: (Авторы: немецкий радиофиз - Г. Хакен бельгийский хими И. Пригожин).

1 этап - плавное эволюционное развитие системы, с хорошо предсказуемым результатом. Возможно вернуться в прежнее состояние

2 этап – скачок, моментально переводит систему в качественно новое состояние. Система находится в точке бифуркации (ветвления), и у нее возникает несколько возможных вариантов дальнейшей эволюции. Выбор происходит – случайно.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Как и любое другое сложное образование, культура постоянно меняется. Эти изменения обозначают при помощи выражения "культурная динамика".

Культура меняется постепенно. Если принять, что культура – это сложная система, включающая в свой состав большое количество разнородных элементов, то изменение культуры можно представить как постепенное изменение некоторых из этих элементов. Эти элементы связаны между собой, и изменение одного из них нередко влечет изменение других.

Например, представим себе примитивное общество, в котором не известны автомобили, телефоны, самолеты и другие технические средства. Это общество в один прекрасный момент в результате контактов с европейцами узнает об их существовании. Неизвестно, как члены этого общества отнесутся к этим техническим средствам, однако можно предположить, что рано или поздно они все-таки примут их и станут использовать. Так в культуре появятся новые элементы, которых в ней раньше не было.

Однако на этом изменения не оканчиваются. Новые явления всегда должны быть поименованы, без этого о них просто невозможно говорить. В результате в языке появляются новые слова, которые могут быть как заимствованы из европейских языков, так и созданы на основе родного языка членов этого общества. Но и это не все. Со временем новые явления становятся знакомыми и привычными, вписываются в Жизнь общества, обрастают разнообразными историями и т.д. И в результате этого изменяется картина мира. Если раньше для этого примитивного общества эталоном скорости был, например, ягуар, то теперь для них эталоном скорости будет уже автомобиль (возможно, тот же "Ягуар"). А это уже существенное изменение. Естественно, с появлением автомобилей в арсенале членов данного общества появятся и новые умения, о которых раньше они даже не задумывались (умение водить автомобиль, умение его чинить).

Культура представляет собой постоянно развивающуюся систему. В ней непрерывно происходит множество всевозможных изменений и трансформаций. Культура зарождается, сохраняется, распространяется, разрушается и т.п. Поэтому, исследуя культуру, невозможно обойти тему её динамики.

Ещё до появления понятия К.Д. первые научные представления о культурной динамике появились в XIX веке в рамках концепции эволюционизма. Исследователи заговорили о постепенном закономерном развитии общества и культуры, об эволюции от первобытного состояния до цивилизованного общества. Но эволюционисты понимали динамику культуры весьма ограниченно, т.к. абсолютизировали идею прогресса, считая его запрограммированным явлением.

Начиная с XX века, представления о характере и направленности изменений в культуре расширяются. Под изменениями понимают не только развитие (прогресс), но и любые трансформации внутри культуры: кризисы, возврат к старому, полное исчезновение культуры и др. Сегодня под динамикой культуры понимают не только развитие, но и любое изменение, трансформация культуры, устойчивый порядок взаимодействия составляющих её компонентов, ту или иную её периодичность, стадиальность, направленность к какому-либо состоянию.

Учитывая принципиальное разнообразие процессов динамики культуры, современные культурологи выделяют несколько типов культурных трансформаций, описывающих качественные изменения культуры разного масштаба и уровня. Вот некоторые из них:

1) культурный застой (стагнация) – это состояние длительной неизменности и повторяемости норм, ценностей, смыслов и знаний, связанное с приверженностью общества неизменным традициям и резким ограничением или даже запретом нововведений. Как правило, это состояние характерно для небольших, устойчивых этнических культур, приспособленных к среде своего обитания, живущих в состоянии гомеостаза (равновесия) с ней. Сегодня это состояние может сохраняться только в изоляции от всего остального мира (племена и малые народы, проживающие в труднодоступных районах Азии, Африки, Латинской Америки). Но застой может возникнуть и в высокоорганизованных цивилизациях, которые решили, что достигли пика своего развития, идеального состояния культуры и общества, и стремящихся сохранить это состояние. Примером может служить цивилизация Древнего Египта и Китая.

2) Упадок и деградация культуры, связанная с ослаблением и устареванием каких-то элементов культуры, упрощением системы культуры, исчезновением составляющих её частей, прежде устойчивых норм и идеалов. Такие процессы можно наблюдать в истории некоторых малых народов, попавших в орбиту влияния сильных культур (индейцы Северной Америки, коренные народы Сибири и Дальнего Востока).

3) Кризис культуры – разрыв между ослабленными или разрушенными прежними духовными структурами и институтами и формирующимися новыми, более отвечающими требованиям меняющегося общества.

ИСТОЧНИКИ КУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ.

Принято выделять следующие источники культурной динамики:

· обращение к культурному наследию (традиции);

· культурное заимствование (аккультурация);

1) Инновации представляют собой открытие или изобретение новых образов, символов, норм и правил пове­дения, политических или социальных программ, направленных на изменение условий жизни людей, формирование нового типа мыш­ления или восприятия мира. Носителями новаций могут выступать творческие личности или новаторские группы, принадлежащие к разным социальным группам (от элиты до маргиналов). Но всякое новое обязательно в той или иной степени обречено на непонимание, и если культура и общество не готовы к приня­тию новых идей, если отсутствует спрос, заинтересованность в но­вом типе деятельности, любое новшество обречено на забвение.

3) Диффузии культуры и культурные заимствования. В культуре большую роль играет не только передача культурного наследия от поколения к поколению, но и пространственное, географическое распространение элементов культуры. Взаимное проникновение отдель­ных элементов культуры или целых ее комплексов называется культурная диффузия.

Каналами культурной диффузии и заимствований служат миграции, туризм, дея­тельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, ярмарки, обмен специалистами и др.

5) Синтез - взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает новое культур­ное явление, отличающееся от обоих составляющих компонентов и имеющее собственное качество. Синтез – это качественный сдвиг в культуре. Социокультурная система осваивает достижения иных обществ в тех сферах, которые оказываются недостаточно развиты в ней самой, но при этом сохраняет присущую ей исходную основу, целостность и самобытность.

В современных условиях синтез становится важным источником пре­образования социокультурной системы многих развивающихся стран. В качестве образца такого плодотворного синтеза приводят Японию и ряд других стран Восточной и Юго-Восточной Азии.

МОДЕЛИ (ФОРМЫ) ДИНАМИКИ КУЛЬТУРЫ.

Наблюдая за политическими и экономическими процессами развития, за динамикой науки, ис­кусства, изменениями повседневной жизни людей, исследователи при­шли к выводу, что в истории и культуре изменения имеют фикси­рованную последовательность стадий или состояний. На основании этого были выделены основные модели (формы) динамики культуры.

Существуют две основные формы культурной динамики:

· эволюционный процесс – последовательное необрати­мое повышение уровня сложности и организованности культур­ных систем;

· цикл (временной круг) –это повторяющаяся последовательность оп­ределенных фаз или состояний.

Циклическая модель

Эта модель была исторически первой и встречается уже в мифологии Древнего Китая, Древней Индии, где существовали идеи вечного круговорота событий и вечного возвраще­ния к своим истокам. В Древней Греции, в трудах Гесиода и других античных мыслителей (Пифагора, Гераклита, Эмпедокла) мы уже встречаем первое систематизированное изложение этой модели культурной динамики. К примеру, Гесиод всю историю человечества разделил на четыре эпохи – золотой, серебряный, медный и железный века. В золотой век человек уподоблялся богам, в мире царили любовь, равенство, существовала тесная связь поколений, не было необходимости трудиться, т.к. природа была щедра и давала человеку всё необходимое для жизни, в том числе и знания, которыми он обла­дал от рождения. Чем дальше в своем развитии человек уходил от золотого века, тем сильнее было отклонение от исходной идеальной модели-эталона, и тем труднее становилась его жизнь.

В последующие столетий идея циклического развития поддерживалась многими мыслителями. В к. XIX – XX в.в. варианты циклической модели динамики культуры встречаются в концепциях локальных цивилизаций Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби. Развитие локальных циви­лизаций проходит через стадии возникновения, развития, расцвета и упадка – возвращения к исходному состоянию.

Культурная динамика – понятие, описывающее изменения или модификацию черт культуры во времени и пространстве. Культура никогда не остается неподвижной: она возникает, развивается, деградирует, она распространяется от одной страны к другой, передается от прошлых поколений к будущим.

Не только у культурной статики, но и у культурной динамики есть свои первокирпичики. Ими являются открытия и изобретения.

Открытие – получение новых знаний о мире. Яркий пример – открытие новых островов и континентов, в частности Америки. Открытие предполагает, что факт, ныне известный, раньше был неизвестен. Оно снабжает человечество новыми знаниями, которые в процессе изобретения соединяются с известными знаниями и порождают новые элементы.

Изобретение – новая комбинация известных культурных элементов или комплексов. Они включают новый способ изготовления вещей, т.е. технологии. Изобретения включают не только технические и научные новации, но и социальные, например создание новых форм государственного управления. Они подразделяются на материальные и духовные. Открытие и изобретение являются разновидностями инноваций. Это создание или признание новых элементов в культуре. Инновации зависят от накопленных знаний, которые заново интерпретируются, отбираются, оцениваются и применяются на практике. Примером инновации выступает практическое внедрение гибкого графика работы, многосменного режима труда, новой формы оплаты за проезд в транспорте и т.п.

Изобретения и открытия распространяются на другие культуры тремя основными способами: целенаправленным заимствованием, стихийным проникновением (диффузией) и независимыми открытиями. Последний означает, что одно и то же изобретение сделали независимо друг от друга в разных странах.

Диффузия обозначает взаимопроникновение и обогащение культур. Каналами диффузии служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война. Китайский повар, плававший с великим путешественником Марко Поло, принес рецепт спагетти в Италию, а столетие спустя итальянские иммигранты завезли его в Америку. Миссионеры принесли в развивающиеся страны не только новый религиозный кодекс, но также новые обычаи в поведении, одежде, гигиене, школьном обучении.

Любая культура стремится не только заимствовать нужные ей черты и элементы, но и защититься от нежелательного проникновения, которое может оказаться гибельным для нее.

Селективность – избирательное отношение к переносу ценностей из одной культуры в другую. Она может быть целенаправленной, сознательной, либо стихийной, происходящей в силу объективных условий. Всего выделяют четыре основные причины селективности:

Культурный лаг описывает ситуацию, когда одни части культуры изменяются быстрее, а другие медленнее. Это понятие ввел У. Огборн. Он предположил, что ценностный мир человека не успевает приспосабливаться к слишком быстрым изменениям в материальной сфере, особенно страдает молодежь. Ее духовный мир не меняется столь быстро, как материальное положение.

Культурный лаг описывает не только западное общество. У российской молодежи уровень духовной культуры не ниже, чем у западной, но уровень материальной культуры в стране отстает от западного на столетия.

Культурная трансмиссия – процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через научение. Культурная трансмиссия делает возможным такое явление, как преемственность или непрерывность культуры. Последовательная смена циклов развития культуры в рамках одного народа или страны должна происходить так, чтобы от поколения к поколению передавались базисные элементы культуры, а видоизменялись лишь второстепенные. Преемственность обеспечивается непосредственным контактом живых носителей культуры, выступающих в роли учителей и учеников. Для этого надо, чтобы в исторических катаклизмах (революциях, войнах, конфликтах) не погибали те, кто считается хранителем культурных ценностей – народы, сословия, большие группы. В противном случае происходит разрыв культурной цепи.

В 1917 году в России произошла социальная революция и почти все носители элитарной (дворянской и нарождающейся буржуазной) культуры были либо истреблены, либо высланы. Это было разрывом культурной цепи. Но остались носители народной культуры. Сегодня, спустя сто лет, страна постепенно возвращается к ценностям дореволюционной культуры. Возврат возможен благодаря тому, что сохранились, хотя и в меньшем, чем раньше, количестве, памятники материальной культуры (церкви, книги), живые носители культуры (старожилы и эмигранты из русского зарубежья), а также некоторые традиции, обычаи, трудовая этика, религия, историческая память народа.

Благодаря культурной трансмиссии каждое последующее поколение получает возможность начинать с того, на чем остановилось предыдущее. Молодое поколение добавляет новые знания к уже накопленному богатству. Аккумуляция имеет место там, где к культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых. Когда в течение конкретного периода исчезает больше культурных черт, чем добавляется, говорят о культурном истощении.

Под культурной интеграцией подразумевается такая взаимосвязь различных частей или элементов культуры, когда эти элементы объединяются в некую целостность. Интеграция, или единство культуры создается благодаря близости или сходству основных элементов культуры и различию неосновных, неглавных элементов. Если различия проникают в базисные элементы, единая культура распадается на множество культур. В этом случае надо говорить о диверсификации (разветвлении) культуры. Примером диверсификации служит появление множества субкультур.

Культурные различия могут принимать форму противоречия или столкновения. В этом случае говорят о культурном конфликте. Социологам известны несколько видов подобного конфликта. Аномия – нарушение культурного единства общества, возникшее из-за отсутствия четко установленных социальных норм. У Э. Дюркгейма, введшего в социологию этот термин в XIX веке, аномия означала распад прочной системы нравственных ценностей. Рост преступности, увеличение числа самоубийств, разводов выступают не столько причиной, сколько следствием разрушения той части культурного единства, которое касается религиозных и семейных ценностей.

Известные нам культуры, начиная с самых древних и кончая современными, можно расположить вдоль некоторой прямой, один конец которой будет обозначать самые простые и примитивные общества, а другой — самые сложные и современные. Критериями деления могут служить технология и способ добывания средств существования, объем имеющихся знаний, степень развития социальной структуры и совокупность материальных артефактов.

Культура возникает в тот самый момент, когда локальная группа, пытаясь выжить, начинает взаимодействовать, строить социальные отношения специфическим для нее способом, применяя специфические для нее орудия труда и технологии к специфическим условиям и климату. Чем совершеннее орудия и технологии, тем выше производительность труда и многочисленнее население, сложнее социальная структура и утонченнее культура сообщества.

Образно можно сказать так: локомотивом социальной и культурной истории выступает общественное разделение труда. Разделение труда – это закрепление людей за выполнением определенных задач. Чем глубже разделение труда, тем уже задача, закрепленная за каждым индивидом, тем больше вероятности, что он выполнит ее более качественно. Но чем выше качество исполнения задач, прежде всего экономических, тем выше общий уровень культуры группы.

Чем разнообразнее источники питания и пища, тем гарантированнее их поступление. Но чем разнообразнее питание, тем разнообразнее культурная жизнь общества и тем больше возможностей для развития человеческой личности. Разнообразие пищи почти зеркально отражается в разнообразии типов личности и типов поведения.

Чем гарантированнее питание, тем больше численность проживающего на данной территории населения, тем выше вероятность перехода к оседлому образу жизни и, стало быть, развитию городской культуры. Чем многочисленнее население, тем крупнее становятся общества, тем разнообразнее, универсальнее и гибче доминирующая культура, которая опирается или окружена широким спектром субкультур.

Чем многочисленнее население, тем сложнее им управлять, тем более громоздким становится государственный аппарат, тем больше постановлений, законов и нормативов издается. Следовательно, тем выше вероятность перехода от неписаного к писаному своду социальных норм. Чем больше размеры группы, тем актуальнее становится поиск подходящих правил соединения неженатой молодежи и обучения ее добытым знаниям. Стало быть, тем необходимее совершенствование институтов семьи, брака, образования.

Чем глубже разделение труда, тем больше различий наблюдается между членами одной группы, а значит тем выше уровень социального неравенства и дифференциации.

Читайте также: