Европейская конвенция о ландшафтах кратко
Обновлено: 03.07.2024
Протокол № 7 1984 г. (№ 117) - о правах иностранцев, о праве на пересмотр судебных решений, о правах супругов и др.
Протокол № 9 1990 г. (№ 140) - вносит изменения в cm. №№ 31, 44, 45, 48 Конвенции, сутью которых является обеспечение доступа частных лиц в Европейский Суд по правам человека
Протокол № 10 1992 г. (№ 146) - упрощает процедуру разбирательств жалоб о нарушениях положений конвенции в Комитете министров Совета Европы
Протокол № 11 1994 г. (№ 155) - о реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией (инкорпорирован в текст ЕКПЧ с ноября 1998 г., когда начал функционировать единый Европейский Суд по правам человека)
Протокол № 14 2004 г. (№ 194) к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вносящий изменения в контрольный механизм Конвенции - Оговорка Российской Федерации
Протокол № 15 2013 г. (№ 213), вносящий изменения в Конвенцию о защите прав человека и основных свобод
Протокол № 1 1993 г. (№ 151) - дает возможность государствам- нечленам Совета Европы участвовать в Конвенции и ее контрольном органе
Протокол № 2 1993 г. (№ 152) - предоставляет членам контрольного органа Конвенции возможность быть переизбранным дважды
ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ЛАНДШАФТАХ
Флоренция, 20 октября 2000 года
Преамбула
Государства-члены Совета Европы, подписавшие настоящую Конвенцию,
считая, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и что эта цель достигается, в частности, через соглашения в экономической и социальной областях;
стремясь достичь устойчивого развития, основанного на сбалансированных и гармоничных отношениях между социальными нуждами, экономической деятельностью и окружающей средой;
отмечая, что ландшафт играет важную для общественных интересов роль в культурной, экологической, природоохранной и социальной областях и представляет собой благоприятный ресурс для экономической деятельности и что его охрана, управление и планирование могут способствовать созданию рабочих мест;
отдавая себе отчет в том, что ландшафт способствует формированию местной культуры и что он является базовым компонентом европейского природного и культурного наследия, вносящим вклад в благосостояние людей и укрепление европейской идентичности;
признавая, что ландшафт является важной частью обеспечения качества жизни людей везде: в городских районах и сельской местности, в деградирующих районах и районах высокого качества, в районах, признанных районами исключительной красоты, и ординарных районах;
отмечая, что развитие сельского и лесного хозяйства, промышленного и горнодобывающего производства, а также регионального и городского планирования, транспорта, инфраструктур, туризма, отдыха и, в более общем плане, изменения в мировой экономике являются во многих случаях причинами ускоренной трансформации ландшафтов;
стремясь учесть желание общества пользоваться ландшафтами высокого качества и играть активную роль в развитии ландшафтов;
полагая, что ландшафт является ключевым элементом индивидуального и социального благосостояния и что его охрана, управление и планирование предполагают права и обязанности для каждого;
принимая во внимание существующие международные правовые документы в области охраны и управления природным и культурным наследием, территориального планирования, местного самоуправления и приграничного сотрудничества, в частности Конвенцию об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе (Берн, 19 сентября 1979 года), Конвенцию о защите архитектурного наследия в Европе (Гранада, 3 октября 1985 года), Европейскую конвенцию о защите археологического наследия (пересмотренную) (Валетта, 16 января 1992 года), Европейскую рамочную конвенцию о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей (Мадрид, 21 мая 1980 года) и дополнительные протоколы к ней, Европейскую хартию местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 года), Конвенцию о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 года), Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 года) и Конвенцию о доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к судебному разбирательству по природоохранным вопросам (Аархус, 25 июня 1998 года);
отдавая себе отчет в том, что качество и разнообразие европейских ландшафтов представляет собой общий ресурс и что важно сотрудничать в деле их охраны, управления и планирования;
стремясь заключить новый договор, посвященный исключительно охране, управлению и планированию всех европейских ландшафтов,
ETS N 176
Преамбула
Государства - члены Совета Европы, подписавшие настоящую Конвенцию,
Считая, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и что эта цель достигается, в частности, через соглашения в экономической и социальной областях,
Стремясь достичь устойчивого развития, основанного на сбалансированных и гармоничных отношениях между социальными нуждами, экономической деятельностью и окружающей средой,
Отмечая, что ландшафт играет важную для общественных интересов роль в культурной, экологической, природоохранной и социальной областях и представляет собой благоприятный ресурс для экономической деятельности и что его охрана, планирование и управление им могут способствовать созданию рабочих мест,
Отдавая себе отчет в том, что ландшафт способствует формированию местной культуры и что он является базовым компонентом европейского природного и культурного наследия, вносящим вклад в благосостояние людей и укрепление европейской идентичности,
Признавая, что ландшафт является важной частью обеспечения качества жизни людей везде: в городских районах и сельской местности, деградирующих районах и районах высокого качества, районах, признанных районами исключительной красоты, и ординарных районах,
Отмечая, что развитие сельского и лесного хозяйства, промышленного и горнодобывающего производства, а также регионального и городского планирования, транспорта, инфраструктур, туризма, отдыха и в более общем плане, изменения в мировой экономике являются во многих случаях причинами ускоренной трансформации ландшафтов,
Стремясь учесть желание общества пользоваться ландшафтами высокого качества и играть активную роль в развитии ландшафтов,
Полагая, что ландшафт является ключевым элементом индивидуального и социального благосостояния и что его охрана, планирование и управление им предполагают права и обязанности для каждого,
Принимая во внимание существующие международные правовые документы в области охраны природного и культурного наследия и управления им, территориального планирования, местного самоуправления и приграничного сотрудничества, в частности Конвенцию об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе (Берн, 19 сентября 1979 года), Конвенцию о защите архитектурного наследия в Европе (Гранада, 3 октября 1985 года), Европейскую конвенцию о защите археологического наследия (пересмотренную) (Валетта, 16 января 1992 года), Европейскую рамочную конвенцию о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей (Мадрид, 21 мая 1980 года) и дополнительные протоколы к ней, Европейскую хартию местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 года), Конвенцию о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 года), Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 года) и Конвенцию о доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к судебному разбирательству по природоохранным вопросам (Орхус, 25 июня 1998 года);
Отдавая себе отчет в том, что качество и разнообразие европейских ландшафтов представляют собой общий ресурс и что важно сотрудничать в деле их охраны, планирования и управления ими,
Стремясь заключить новый договор, посвященный исключительно охране, планированию всех европейских ландшафтов и управления ими,
Договорились о нижеследующем:
Часть I. Общие положения
Статья 1. Определения
В целях Конвенции:
a "ландшафт" означает часть территории (в том смысле как она воспринимается таковой населением), отличительные черты которой являются результатом действия или взаимодействия природного и (или) человеческого факторов;
b "ландшафтная политика" означает выражение компетентными публичными властями общих принципов, стратегии и ориентиров, позволяющих принимать особые меры по охране, планированию ландшафтов и управления ими;
c "цель качественного ландшафта" означает для конкретного ландшафта определение компетентными публичными властями пожеланий населения в отношении характеристики окружающего его ландшафта;
d "охрана ландшафта" означает действия по сохранению и поддержанию наиболее значительных или характерных черт ландшафта, продиктованных его значимостью как наследия, которая вытекает из его естественной конфигурации и (или) является результатом человеческой деятельности;
e "управление ландшафтом" означает действие с точки зрения устойчивого развития по обеспечению регулярного ухода за ландшафтом с тем, чтобы направлять и гармонизировать изменения, вызванные социальным, экономическим и экологическим развитием;
f "планирование ландшафта" означает активные, нацеленные на перспективу действия по укреплению, восстановлению и созданию ландшафтов.
Статья 2. Сфера применения
С учетом положений статьи 15 настоящая Конвенция применяется ко всем территориям Сторон и охватывает естественные угодья, сельскую, городскую и полугородскую местность. Конвенция касается суши, внутренних вод и морей. Она касается ландшафтов, которые могут считаться как уникальными, так и ординарными или деградирующими.
Статья 3. Цели
Целями настоящей Конвенции являются содействие охране, планированию ландшафтов, управление ими и организация европейского сотрудничества по проблематике ландшафтов.
Часть II. Национальные меры
Статья 4. Разделение ответственности
Каждая Сторона применяет настоящую Конвенцию, в частности статьи 5 и 6, в соответствии с собственным разделением полномочий властей, ее конституционными принципами и административным устройством, уважая принцип субсидиарности с учетом Европейской хартии местного самоуправления. Без отступления от положений настоящей Конвенции каждая Сторона гармонизирует ее имплементацию со своей политикой.
Статья 5. Общие меры
Каждая Сторона обязуется:
a признать ландшафты юридически как важнейший компонент окружения человека, выражение разнообразия общего человеческого культурного и природного наследия и основу идентичности человека;
b определить и осуществлять ландшафтную политику, направленную на охрану, планирование ландшафтов и управление ими путем принятия специальных мер, изложенных в статье 6;
c установить процедуры участия населения, местных и региональных властей и других заинтересованных сторон в определении и осуществлении ландшафтной политики, упомянутой в пункте "b";
d интегрировать ландшафт в свою политику регионального и городского планирования и в свою культурную, природоохранную, сельскохозяйственную, социальную и экономическую политику, а также в любую другую политику, которая может иметь прямое или косвенное воздействие на ландшафт.
Статья 6. Специальные меры
A. Привлечение внимания к ландшафтам
Каждая Сторона обязуется дополнительно привлекать внимание гражданского общества, частных организаций и публичных властей к значимости ландшафтов, их роли и изменениям в них.
B. Профессиональная подготовка и образование
Каждая Сторона обязуется развивать:
a подготовку специалистов по ландшафтам и работе с ними;
b мультидисциплинарные учебные программы по ландшафтной политике, охране, планированию ландшафтов и управлению ими для профессиональных специалистов частного и государственного секторов и для заинтересованных ассоциаций;
c школьные и университетские курсы, которые в рамках соответствующих дисциплин касаются значимости ландшафтов и вопросов, связанных с их охраной и планированием.
C. Идентификация и классификация
1. При активном участии заинтересованных сторон в соответствии с пунктом "c" статьи 5 и в целях улучшения знаний об их ландшафтах каждая Сторона обязуется:
a
i идентифицировать собственные ландшафты на всей своей территории;
ii проанализировать их характерные черты и динамическую силу и давление, трансформирующие их;
iii следить за изменениями ландшафтов;
b классифицировать таким образом идентифицированные ландшафты, принимая во внимание особую значимость, придаваемую им заинтересованными сторонами и населением.
2. Данные процедуры идентификации и классификации осуществляются путем обменов опытом и методологией, организуемых между Сторонами на европейском уровне согласно статье 8.
D. Цели качественного ландшафта
Каждая Сторона обязуется определить цели качественного ландшафта для идентифицированных и классифицированных ландшафтов после консультаций с населением в соответствии с пунктом "c" статьи 5.
E. Имплементация
Для осуществления ландшафтной политики каждая Сторона обязуется создать соответствующие инструменты по охране и (или) планированию ландшафтов и управление ими.
Часть III. Европейское сотрудничество
Статья 7. Международная политика и программы
Стороны обязуются сотрудничать в рассмотрении ландшафтного измерения международной политики и программ и рекомендовать, когда это необходимо, включение в них ландшафтных факторов.
Статья 8. Взаимная помощь и обмен информацией
Стороны обязуются сотрудничать в целях повышения эффективности мер, принимаемых в соответствии с другими статьями настоящей Конвенции, и, в частности:
a оказывать друг другу техническую и научную помощь по вопросам ландшафта путем сбора и обмена опытом и результатами научных проектов;
b содействовать обмену специалистами по ландшафту, в частности в целях профессиональной подготовки и информации;
c обмениваться информацией по всем вопросам, затронутым положениями Конвенции.
Статья 9. Приграничные ландшафты
Стороны поощряют приграничное сотрудничество на местном и региональном уровнях и в случае необходимости разрабатывают и осуществляют совместные программы по ландшафту.
Статья 10. Контроль за выполнением Конвенции
1. Комитет министров Совета Европы поручает существующим компетентным комитетам экспертов, созданным в соответствии со статьей 17 Устава Совета Европы, осуществлять контроль за выполнением Конвенции.
2. После каждого заседания комитетов экспертов Генеральный секретарь Совета Европы передает доклад о проделанной работе и о действии Конвенции Комитету министров Совета Европы.
3. Комитеты экспертов предлагают на рассмотрение Комитета министров критерии для награждения премией "Ландшафт Совета Европы" и регламент этой премии.
Статья 11. Премия "Ландшафт Совета Европы"
1. Премия "Ландшафт Совета Европы" является наградой, которая может быть присуждена в соответствии с настоящей конвенцией местным и региональным властям и созданным ими объединениям в качестве компонента ландшафтной политики Сторон, политики или мер по охране, планированию ландшафтов и (или) управлению ими, которые показывают продолжительную эффективность и могут, таким образом, служить примером другим территориальным властям Европы. Награда может быть также присуждена неправительственным организациям, внесшим особо выдающийся вклад в охрану, планирование ландшафтов или управление ими.
2. Информация о кандидатурах на премию "Ландшафт Совета Европы" передается Сторонами на рассмотрение комитетов экспертов, упомянутых в статье 10. Приграничные местные и региональные власти и объединения заинтересованных местных и региональных властей могут претендовать на премию при условии, что они совместно управляют соответствующим ландшафтом.
3. По предложению комитетов экспертов, упомянутых в статье 10, Комитет министров устанавливает и публикует критерии для награждения премией "Ландшафт Совета Европы", принимает соответствующий регламент и присуждает премию.
4. Присуждение премии "Ландшафт Совета Европы" имеет целью поощрять ее лауреатов к обеспечению устойчивой охраны, и (или) планирования соответствующих ландшафтных зон и управления ими.
Часть IV. Заключительные положения
Статья 12. Связь с другими договорами
Положения настоящей Конвенции не препятствуют более строгим положениям об охране, планировании ландшафтов и об управлении ими, содержащимся в других существующих или будущих национальных или международных договорах, имеющих обязательную силу.
Статья 13. Подписание, ратификация и вступление в силу
1. Настоящая Конвенция открыта для подписания государствами - членами Совета Европы. Она подлежит ратификации, принятию или одобрению.
Ратификационные грамоты, документы о принятии или об одобрении сдаются на хранение Генеральному секретарю Совета Европы.
2. Конвенция вступает в силу в первый день месяца, следующего по истечении трех месяцев, считая с даты, когда десять государств - членов Совета Европы заявили о своем согласии быть связанными Конвенцией в соответствии с положениями предыдущего пункта.
3. В отношении любого подписавшего Конвенцию государства, которое впоследствии заявит о своем согласии быть связанным ею, Конвенция вступает в силу в первый день месяца, следующего по истечении трех месяцев, считая с даты сдачи на хранение ратификационных грамот, документов о принятии или об одобрении.
Статья 14. Присоединение к Конвенции
1. После вступления настоящей Конвенции в силу Комитет министров Совета Европы может пригласить Европейское Сообщество и любое не являющееся членом Совета Европы европейское государство, присоединиться к Конвенции на основании решения, принимаемого большинством голосов, предусмотренным в пункте "d" статьи 20 Устава Совета Европы, и при единодушном голосовании государств, являющихся Сторонами Конвенции и имеющими право быть представленными в Комитете министров.
2. В отношении любого присоединяющегося к Конвенции государства или Европейского Сообщества, если оно присоединится к ней, Конвенция вступает в силу в первый день месяца, следующего по истечении трех месяцев, считая с даты сдачи на хранение документа о присоединении Генеральному секретарю Совета Европы.
Статья 15. Территориальное применение
1. Любое государство или Европейское сообщество при подписании Конвенции или при сдаче на хранение ратификационных грамот или документов о принятии, об одобрении или о присоединении может указать территорию или территории, к которым применяется настоящая Конвенция.
2. Любая Сторона может в любой более поздний срок путем направления заявления Генеральному секретарю Совета Европы распространить применение настоящей Конвенции на любую другую территорию, указанную в этом заявлении. В отношении такой территории Конвенция вступает в силу в первый день месяца, следующего по истечении трех месяцев, считая с даты получения Генеральным секретарем такого заявления.
3. Любое заявление, сделанное в соответствии с двумя предыдущими пунктами, может быть отозвано в отношении любой территории, указанной в таком заявлении, путем направления уведомления Генеральному секретарю. Отзыв вступает в силу в первый день месяца, следующего по истечении трех месяцев, считая с даты получения такого уведомления Генеральным секретарем.
Статья 16. Денонсация
1. Каждая Сторона может в любое время денонсировать настоящую Конвенцию путем направления уведомления Генеральному секретарю Совета Европы.
2. Такая денонсация вступает в силу в первый день месяца, следующего по истечении трех месяцев, считая с даты получения уведомления Генеральным секретарем.
Статья 17. Поправки
1. Любая Сторона или упомянутые в Статье 10 комитеты экспертов, могут предлагать поправки к настоящей Конвенции.
2. Любое предложение о поправке передается Генеральному секретарю Совета Европы, который доводит его до сведения государств - членов Совета Европы, других Сторон и всех европейских государств - нечленов, получивших приглашение присоединиться к настоящей Конвенции в соответствии с положениями статьи 14.
3. Комитеты экспертов, упомянутые в статье 10, рассматривают любую предложенную поправку и представляют ее текст, принятый большинством в три четверти голосов представителей Сторон, на одобрение Комитету министров. После одобрения текста поправки большинством Комитета министров, предусмотренным пунктом "d" статьи 20 Устава Совета Европы, и при единодушном голосовании государств, являющихся Сторонами Конвенции и имеющих право быть представленными в Комитете министров, текст поправки направляется Сторонам для принятия.
4. Любая поправка вступает в силу применительно к принявшим ее Сторонам в первый день месяца, следующего по истечении трех месяцев, считая с даты, когда три государства - члена Совета Европы проинформируют Генерального секретаря о ее принятии. Применительно к любой Стороне, которая примет поправку в последующем, она вступает в силу в первый день месяца, следующего по истечении трех месяцев, считая с даты, когда эта Сторона сообщила Генеральному секретарю о ее принятии.
Статья 18. Уведомления
Совершено во Флоренции 20 октября 2000 года на английском и французском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу, в одном экземпляре, который сдается на хранение в архив Совета Европы. Генеральный секретарь Совета Европы препровождает заверенные копии каждому государству - члену Совета Европы и любому другому государству и Европейскому Сообществу, если им предложено присоединиться к настоящей Конвенции.
[неофициальный перевод] *
СОВЕТ ЕВРОПЫ
ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ
О ЛАНДШАФТАХ
(ETS № 176)
(Флоренция, 20 октября 2000 года)
Преамбула
____________________________
* Перевод на русский язык выполнен по заказу Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Государства-члены Совета Европы, подписавшие настоящую Конвенцию,
считая, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и что эта цель достигается, в частности, через соглашения в экономической и социальной областях,
стремясь достичь устойчивого развития, основанного на сбалансированных и гармоничных отношениях между социальными нуждами, экономической деятельностью и окружающей средой,
отмечая, что ландшафт играет важную для общественных интересов роль в культурной, экологической, природоохранной и социальной областях и представляет собой благоприятный ресурс для экономической деятельности и что его охрана, планирование и управление им могут способствовать созданию рабочих мест,
отдавая себе отчет в том, что ландшафт способствует формированию местной культуры и что он является базовым компонентом европейского природного и культурного наследия, вносящим вклад в благосостояние людей и укрепление европейской идентичности,
признавая, что ландшафт является важной частью обеспечения качества жизни людей везде: в городских районах и сельской местности, деградирующих районах и районах высокого качества, районах, признанных районами исключительной красоты, и ординарных районах,
отмечая, что развитие сельского и лесного хозяйства, промышленного и горнодобывающего производства, а также регионального и городского планирования, транспорта, инфраструктур, туризма, отдыха и в более общем плане, изменения в мировой экономике являются во многих случаях причинами ускоренной трансформации ландшафтов,
стремясь учесть желание общества пользоваться ландшафтами высокого качества и играть активную роль в развитии ландшафтов,
полагая, что ландшафт является ключевым элементом индивидуального и социального благосостояния и что его охрана, планирование и управление им предполагают права и обязанности для каждого,
принимая во внимание существующие международные правовые документы в области охраны природного и культурного наследия и управления им, территориального планирования, местного самоуправления и приграничного сотрудничества, в частности Конвенцию об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе (Берн, 19 сентября 1979 года), Конвенцию о защите архитектурного наследия в Европе (Гранада, 3 октября 1985 года), Европейскую конвенцию о защите археологического наследия (пересмотренную) (Валлетта, 16 января 1992 года), Европейскую рамочную конвенцию о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей (Мадрид, 21 мая 1980 года) и дополнительные протоколы к ней, Европейскую хартию местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 года), Конвенцию о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 года), Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 года) и Конвенцию о доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к судебному разбирательству по природоохранным вопросам (Орхус, 25 июня 1998 года),
отдавая себе отчет в том, что качество и разнообразие европейских ландшафтов представляют собой общий ресурс и что важно сотрудничать в деле их охраны, планирования и управления ими,
стремясь заключить новый договор, посвященный исключительно охране, планированию всех европейских ландшафтов и управления ими,
договорились о нижеследующем:
Часть I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1
Определения
В целях Конвенции:
a) "ландшафт" означает часть территории (в том смысле как она воспринимается таковой населением), отличительные черты которой являются результатом действия или взаимодействия природного и (или) человеческого факторов;
b) "ландшафтная политика" означает выражение компетентными публичными властями общих принципов, стратегии и ориентиров, позволяющих принимать особые меры по охране, планированию ландшафтов и управления ими;
c) "цель качественного ландшафта" означает для конкретного ландшафта определение компетентными публичными властями пожеланий населения в отношении характеристики окружающего его ландшафта;
d) "охрана ландшафта" означает действия по сохранению и поддержанию наиболее значительных или характерных черт ландшафта, продиктованных его значимостью как наследия, которая вытекает из его естественной конфигурации и (или) является результатом человеческой деятельности;
e) "управление ландшафтом" означает действие с точки зрения устойчивого развития по обеспечению регулярного ухода за ландшафтом с тем, чтобы направлять и гармонизировать изменения, вызванные социальным, экономическим и экологическим развитием;
f) "планирование ландшафта" означает активные, нацеленные на перспективу действия по укреплению, восстановлению и созданию ландшафтов.
Статья 2
Сфера применения
С учетом положений статьи 15 настоящая Конвенция применяется ко всем территориям Сторон и охватывает естественные угодья, сельскую, городскую и полугородскую местность. Конвенция касается суши, внутренних вод и морей. Она касается ландшафтов, которые могут считаться как уникальными, так и ординарными или деградирующими.
Статья 3
Цели
Целями настоящей Конвенции являются содействие охране, планированию ландшафтов, управление ими и организация европейского сотрудничества по проблематике ландшафтов.
Часть II. НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕРЫ
Статья 4
Разделение ответственности
Каждая Сторона применяет настоящую Конвенцию, в частности статьи 5 и 6, в соответствии с собственным разделением полномочий властей, ее конституционными принципами и административным устройством, уважая принцип субсидиарности с учетом Европейской хартии местного самоуправления. Без отступления от положений настоящей Конвенции каждая Сторона гармонизирует ее имплементацию со своей политикой.
Статья 5
Общие меры
Каждая Сторона обязуется:
a) признать ландшафты юридически как важнейший компонент окружения человека, выражение разнообразия общего человеческого культурного и природного наследия и основу идентичности человека;
b) определить и осуществлять ландшафтную политику, направленную на охрану, планирование ландшафтов и управление ими путем принятия специальных мер, изложенных в статье 6;
c) установить процедуры участия населения, местных и региональных властей и других заинтересованных сторон в определении и осуществлении ландшафтной политики, упомянутой в пункте "b";
d) интегрировать ландшафт в свою политику регионального и городского планирования и в свою культурную, природоохранную, сельскохозяйственную, социальную и экономическую политику, а также в любую другую политику, которая может иметь прямое или косвенное воздействие на ландшафт.
Статья 6
Специальные меры
A. Привлечение внимания к ландшафтам
Каждая Сторона обязуется дополнительно привлекать внимание гражданского общества, частных организаций и публичных властей к значимости ландшафтов, их роли и изменениям в них.
B. Профессиональная подготовка и образование
Каждая Сторона обязуется развивать:
a) подготовку специалистов по ландшафтам и работе с ними;
b) мультидисциплинарные учебные программы по ландшафтной политике, охране, планированию ландшафтов и управлению ими для профессиональных специалистов частного и государственного секторов и для заинтересованных ассоциаций;
c) школьные и университетские курсы, которые в рамках соответствующих дисциплин касаются значимости ландшафтов и вопросов, связанных с их охраной и планированием.
C. Идентификация и классификация
1. При активном участии заинтересованных сторон в соответствии с пунктом "c" статьи 5 и в целях улучшения знаний об их ландшафтах каждая Сторона обязуется:
a) i) идентифицировать собственные ландшафты на всей своей территории;
ii) проанализировать их характерные черты и динамическую силу и давление, трансформирующие их;
iii) следить за изменениями ландшафтов;
b) классифицировать таким образом идентифицированные ландшафты, принимая во внимание особую значимость, придаваемую им заинтересованными сторонами и населением.
2. Данные процедуры идентификации и классификации осуществляются путем обменов опытом и методологией, организуемых между Сторонами на европейском уровне согласно статье 8.
D. Цели качественного ландшафта
Каждая Сторона обязуется определить цели качественного ландшафта для идентифицированных и классифицированных ландшафтов после консультаций с населением в соответствии с пунктом "c" статьи 5.
E. Имплементация
Для осуществления ландшафтной политики каждая Сторона обязуется создать соответствующие инструменты по охране и (или) планированию ландшафтов и управление ими.
Часть III. ЕВРОПЕЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Статья 7
Международная политика и программы
Стороны обязуются сотрудничать в рассмотрении ландшафтного измерения международной политики и программ и рекомендовать, когда это необходимо, включение в них ландшафтных факторов.
Статья 8
Взаимная помощь и обмен информацией
Стороны обязуются сотрудничать в целях повышения эффективности мер, принимаемых в соответствии с другими статьями настоящей Конвенции, и, в частности:
a) оказывать друг другу техническую и научную помощь по вопросам ландшафта путем сбора и обмена опытом и результатами научных проектов;
b) содействовать обмену специалистами по ландшафту, в частности в целях профессиональной подготовки и информации;
c) обмениваться информацией по всем вопросам, затронутым положениями Конвенции.
Статья 9
Приграничные ландшафты
Стороны поощряют приграничное сотрудничество на местном и региональном уровнях и в случае необходимости разрабатывают и осуществляют совместные программы по ландшафту.
Статья 10
Контроль за выполнением Конвенции
1. Комитет министров Совета Европы поручает существующим компетентным комитетам экспертов, созданным в соответствии со статьей 17 Устава Совета Европы, осуществлять контроль за выполнением Конвенции.
2. После каждого заседания комитетов экспертов Генеральный секретарь Совета Европы передает доклад о проделанной работе и о действии Конвенции Комитету министров Совета Европы.
3. Комитеты экспертов предлагают на рассмотрение Комитета министров критерии для награждения премией "Ландшафт Совета Европы" и регламент этой премии.
Статья 11
Премия "Ландшафт Совета Европы"
1. Премия "Ландшафт Совета Европы" является наградой, которая может быть присуждена в соответствии с настоящей Конвенцией местным и региональным властям и созданным ими объединениям в качестве компонента ландшафтной политики Сторон, политики или мер по охране, планированию ландшафтов и (или) управлению ими, которые показывают продолжительную эффективность и могут, таким образом, служить примером другим территориальным властям Европы. Награда может быть также присуждена неправительственным организациям, внесшим особо выдающийся вклад в охрану, планирование ландшафтов или управление ими.
2. Информация о кандидатурах на премию "Ландшафт Совета Европы" передается Сторонами на рассмотрение комитетов экспертов, упомянутых в статье 10. Приграничные местные и региональные власти и объединения заинтересованных местных и региональных властей могут претендовать на премию при условии, что они совместно управляют соответствующим ландшафтом.
3. По предложению комитетов экспертов, помянутых в статье 10, Комитет министров устанавливает и публикует критерии для награждения премией "Ландшафт Совета Европы", принимает соответствующий регламент и присуждает премию.
4. Присуждение премии "Ландшафт Совета Европы" имеет целью поощрять ее лауреатов к обеспечению устойчивой охраны, и (или) планирования соответствующих ландшафтных зон и управления ими.
Часть IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 12
Связь с другими договорами
Положения настоящей Конвенции не препятствуют более строгим положениям об охране, планировании ландшафтов и об управлении ими, содержащимся в других существующих или будущих национальных или международных договорах, имеющих обязательную силу.
Статья 13
Подписание, ратификация и вступление в силу
1. Настоящая Конвенция открыта для подписания государствами-членами Совета Европы. Она подлежит ратификации, принятию или одобрению.
Ратификационные грамоты, документы о принятии или об одобрении сдаются на хранение Генеральному секретарю Совета Европы.
2. Конвенция вступает в силу в первый день месяца, следующего по истечении трех месяцев, считая с даты, когда десять государств-членов Совета Европы заявили о своем согласии быть связанными Конвенцией в соответствии с положениями предыдущего пункта.
3. В отношении любого подписавшего Конвенцию государства, которое впоследствии заявит о своем согласии быть связанным ею, Конвенция вступает в силу в первый день месяца, следующего по истечении трех месяцев, считая с даты сдачи на хранение ратификационных грамот, документов о принятии или об одобрении.
Статья 14
Присоединение к Конвенции
1. После вступления настоящей Конвенции в силу Комитет министров Совета Европы может пригласить Европейское сообщество и любое не являющееся членом Совета Европы европейское государство, присоединиться к Конвенции на основании решения, принимаемого большинством голосов, предусмотренным в пункте "d" статьи 20 Устава Совета Европы, и при единодушном голосовании государств, являющихся Сторонами Конвенции и имеющими право быть представленными в Комитете министров.
2. В отношении любого присоединяющегося к Конвенции государства или Европейского сообщества, если оно присоединится к ней, Конвенция вступает в силу в первый день месяца, следующего по истечении трех месяцев, считая с даты сдачи на хранение документа о присоединении Генеральному секретарю Совета Европы.
Статья 15
Территориальное применение
1. Любое государство или Европейское сообщество при подписании Конвенции или при сдаче на хранение ратификационных грамот или документов о принятии, об одобрении или о присоединении может указать территорию или территории, к которым применяется настоящая Конвенция.
2. Любая Сторона может в любой более поздний срок путем направления заявления Генеральному секретарю Совета Европы распространить применение настоящей Конвенции на любую другую территорию, указанную в этом заявлении. В отношении такой территории Конвенция вступает в силу в первый день месяца, следующего по истечении трех месяцев, считая с даты получения Генеральным секретарем такого заявления.
Читайте также: