Культура южной осетии кратко

Обновлено: 07.07.2024

Авторы: Д. В. Заяц (Общие сведения, Население, Хозяйство), М. Н. Петрушина (Природа: физико-географический очерк), А. Ю. Скаков (Исторический очерк: археология, история, средневековая археология при участии Р. Г. Дзаттиаты), А. А. Сланов (Исторический очерк) Авторы: Д. В. Заяц (Общие сведения, Население, Хозяйство), М. Н. Петрушина (Природа: физико-географический очерк), А. Ю. Скаков (Исторический очерк: археология; >>

Ю́ЖНАЯ ОСЕ́ТИЯ (Хус­сар Иры­стон), Рес­пуб­ли­ка Юж­ная Осе­тия (Рес­пуб­ли­к æ Хус­сар Иры­стон).

Достопримечательности Южной Осетии – очарование Алании Закавказской. Тут живут те же осетины, что и на сопредельной территории России. Отличия у них имеются. Ведь столетиями южным аланам приходилось обитать в сфере влияния картвельских княжеств, а затем вообще стать частью Грузии. А она и сейчас не хочет признавать независимость РЮО. В этом решении ее поддерживает большое количество стран. Признание получено, в первую очередь, от государств с таким же статусом – Абхазии, Приднестровья, ДНР, ЛНР. Кроме них под документом подписались исключительно Россия, Венесуэла, Науру и Никарагуа. РФ имеет дружеские, тесные отношения с молодой республикой, и поэтому русским туристам тут рады особо. И все же сами отдыхающие должны понимать: ждать изумительного сервиса в краю, с трудом встающим на ноги после событий 2008 г. не надо.


Как добраться в РЮО и вести себя в стране

Сразу предупредим: после пограничного пункта Нижний Зарамаг остановок не будет до самой югоосетинской столицы. Потому что большая часть пути – проезд по нейтральной территории, а после – по локациям, в которых почти нет жилых поселений. Они все находятся или к востоку, или к западу от указанного шоссе. Времени на проезд может быть потрачено сколько угодно. Сейчас мы объясним почему. Даже если лето, и серпантин чист (то есть не было обвала, снежного завала и схода сели), процесс все равно забирает много минут на заставе (а когда и целый час, все зависит от уровня вашего спокойствия).


И последнее. В любом случае где-то треть оказавшихся у вас перед глазами сооружений и инженерных узлов являются пограничными, военными, полицейскими и прочими стратегическими объектами. Много баз, общежитий и гаражей местного и российского МЧС (приехавшего обучаться работе в горных условиях). Вот тут фотоаппарат доставать не советуем. Если хотите, чтобы ваш чудо-девайс вообще благополучно вернулся домой.

Особенности инфраструктуры


С другой стороны водителя можно использовать и как туроператора полного действия. Он же – специалист по трансферу, он же гид-организатор, он же краевед-экскурсовод. Эти ребята действительно очень многое знают – в таксисты после 2008 года записались не только обычные водители… Работы в стране почти нет, поэтому владелец более менее ходового авто возьмется за любой заказ (в рамках закона, разумеется). В центре кольца стоит обелиск сбитому во время грузино-осетинского конфликта российскому летчику, завершает который государственный триколор РЮО.


Здешние продовольственные лавки – отдельная песня. Знаменитые круглые осетинские пироги (сладкие, сырно-овощные и мясные) содержат непривычно много начинки и стоят как-то совсем уж дешево. В стране сильный дефицит валюты, поэтому между производителями и продавцами еды идет сильная борьба за рубли россиян, приехавших сюда по службе. А заодно и за деньги немногочисленных пока русских туристов.

В Цхинвале по понятным причинам еще много полуразрушенных зданий. Некоторые даже не собираются реконструировать. Они являются как бы мемами грузино-осетинской войны 2008 года. Вонзившиеся в штукатурку снаряды и патроны, выбоины от осколочных попаданий, покосившиеся и погоревшие фрагменты жилых конструкций, а рядом металлические таблички с поясняющим текстом. Многое просто нельзя забывать…


Культура Южной Осетии

Культура Южной Осетии – тема, которую удобнее совместить с экскурсом в ее историю.

С обеих сторон от Рокского перевала люди жили с палеолита. Их стоянки обнаружены в селах Дампалет, Дзагин, Квернет (Цхинвальский район), Морго, Нагутни, Пичытжин, Тигуа (Знаурский район) и в дзаусском ауле Цру. На скальных обломках, являющихся стройматериалом для старинных домов и башен, хорошо видны отлично сохранившиеся петроглифы, рассказывающие нам о быте охотников и воинов. После окончательного отступления ледника и окончания сейсмоактивности здешний климат был теплее, спокойней и суше. В пещерах Джермутской горы, гротах Кударского ущелья, в Ахсарджине и урочище Цон мы понимаем: когда-то тут водились даже обезьяны. В советские музеи доставлены их кости.


Лишь позже соседи назвали данный этнос грузинами. С 3-го века данная держава создает мощный очаг развития металлургии. В период первого христианства в Картвельском царстве появилась собственная, апостольская, церковь. Поэтому древнейшие храмы на этом кусочке Кавказа не имеют никакого отношения ни к католичеству, ни к православию (ведь эти конфессиональные объединении появились гораздо позже). Где находятся самые первые монашеские обители Южной Осетии вы узнаете ниже. Все перечисленные в этом абзаце точки доступны вам при помощи встречающихся в пути автолюбителей, имеющих на номерах такой префикс: 111.RSO.


Достопримечательности Южной Осетии

Улицы Цхинвала


Зылды масыг


Церковь в Тигуа


Храм Пресвятой Богородицы пленяет взор тому, кто оказался на вершине, стоящей западнее райцентра Знаур – в деревушке Тигуа (Тигва). Построена церковь в 12 столетии, по приказу дочери грузинского царя Давида Строителя – Тамары. Образец грузинского канона. Чудом сохранилась во времена советского богоборчества. В хорошем состоянии.

Тирский монастырь (Тири, Лиахвский монастырь)


Гуфтинский мост


Церковь в Икорте


К северу от жилого местечка Гоята (Цхинвальский район) находится вымирающее село Икорта (тут всего 5 домов). Красота его заключается в купольном храме 12 века, расположившемся среди невысоких гор. Очертания храма в очередной раз напоминают нам сразу о грузинских, осетинских и армянских канонах культового зодчества. Дело в том, что он лишен художественной цельности. Пострадал во время землетрясения 1991 г.

Памятники Южной Осетии

Фигура Коста Хетагурова


Морахский Крест


Добираться к цели нужно сначала по Кударскому шоссе, а после – по дороге на Кацмазту. Поворот на проселок из щебня находится в местечке Начърепа (недалеко от Квайсы, где есть музей кударской культуры). По щебенке надо двигаться до серпантина, специально ведущего в урочище Морах. Съезд на него будет в паре километров за селом Кобет. Если пропустили – не страшно. В Кацмазте есть своя грунтовка до креста. Просто спросите у селян о данном проезде.

Военный мемориал у школы №5


Барельеф на Цхинвальском Почтамте


 

;Это фото выставляют на своих страничках в сети все, кому удалось побывать в Цхинвале хотя бы 10 минут. Ведь главный почтамт страны находится в шаговой доступности от вокзала. Сюжет панно-барельефа красиво демонстрирует работников всех профессий, представленных на территории Южной Осетии. В центре – пара в этнических нарядах.


Скульптурная стела обозначает собой въезд в Кударское ущелье (поворот на одноименное шоссе с Транскавказской магистрали у села Гуфта). Если решили посетить загадочное место республики, то в любом случае не проедите мимо. Произведение олицетворяет плодородие некоторых долин южноосетинского края. А из русских его мало кто видел.

Рекомендации туристу


Откройте для себя надолго забытую туристами южную Аланию! Это – земля, гостеприимно встречающая своих гостей и выше всех ценящая русский рубль. Еще здесь нет пока отелей и гостевых домов как в Большом Сочи или Подмосковье (где сами хозяева ведут себя хуже избалованных клиентов). И помните, что вы открываете для себя новую культуру.

Осетины – кавказский народ, численность которого на сегодня составляет около 700 тысяч. Большей частью представители этой национальности проживают в Северной Осетии (Россия) и Южной Осетии, диаспоры имеются в Грузии, Турции и Сирии. Традиции и обычаи осетинский народ унаследовал от предков, скифо-сарматского племени аланов. В течение многих столетий осетины сохранили язык и систему религиозных верований. В настоящее время значительная часть населения Осетии придерживается православной веры, есть также приверженцы ислама.

Осетины

Особенности национальной культуры

Одна из свято соблюдающихся традиций осетин – безусловное уважение и почтение к старшим. Все важные для семьи вопросы решаются с учетом их мнения, когда в дом заходит отец или дед, сыновья и внуки должны встречать их стоя.

К национальным особенностям осетинского народа относится также соблюдение множества магических обрядов и ритуалов, посвященных святым покровителям. Считается, что духи-покровители есть и у каждого человека, и у каждого поселения.

Трапеза у осетин ― это не просто прием пищи, а священнодействие. Перед тем, как сесть за стол, принято обратиться к богу и святым покровителям с молитвой. Сквернословие или ссоры за столом недопустимы, и считаются большим грехом.

Осетины очень музыкальны, музыка слышна отовсюду: из окон домов и проезжающих автомобилей, плееров и мобильников. А грациозные, искрометные и зажигательные осетинские танцы неизменно вызывают восторг зрителей.

Особенности национальной культуры

Государственные праздники Южной Осетии

К национальным праздникам, которые по закону считаются выходными, относятся:

  • День Конституции ― 8 апреля;
  • День защитника отечества ― 23 февраля (отмечается с 1992 года);
  • Международный женский день ― 8 марта;
  • Международный День труда ― 1 мая;
  • День Победы ― 9 мая;
  • День молодежи ― 27 июня;
  • День скорби (начало военной агрессии Грузии против Южной Осетии) ― 8 августа;
  • День независимости республики ― 20 сентября;
  • День матери ―25 ноября.

День независимости республики

Религиозные традиции

Традиции осетинского народа включают все общие для христиан праздники. Во время торжеств в храмах служится литургия, в день некоторых праздников в церквях совершается Всенощное бдение.

К числу общецерковных праздников относятся:

  • Рождество Христово― 7 января;
  • Крещение Господне ― 19 января;
  • Пасха ― преходящий праздник, празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния. К Пасхе в Осетии готовят пироги, мясные блюда, красят яйца. У осетин это еще и поминальный праздник, поэтому принято посещать семьи, которые недавно потеряли кого-то из близких, чтобы поддержать их;
  • Вознесение Христово ― отмечается на сороковой день после Пасхи;
  • Благовещение Пресвятой Богородицы ― 7 апреля;
  • Троица ― 7 июня;
  • Успение Пресвятой Богородицы ― 28 августа.

Рождество Христово

Существуют осетинские традиции и обычаи, связанные с поклонением местным святым-покровителям.

Фыдджын

Семейные традиции

Кратко охарактеризовать осетинские семейные традиции можно как яркое воплощение всех национальных черт. В семейную обрядность входят свадебные, крестильные, погребальные и поминальные ритуалы.

Свадьба

Осетинской свадьбе предшествует период сватовства. Согласно обычаям, визиты сватов в дом невесты должны повториться три раза. Последний визит называется сговором. Если согласие получено, доверенные лица родителей жениха вручают семье невесты оговоренный выкуп (калым).

В день свадьбы в доме жениха собираются участники свадебного кортежа, который отправляется в дом невесты (обычно это свита из нескольких десятков человек). Невеста должна быть в платье, подаренном ей женихом. Осетинский свадебный наряд строгий, полностью закрывающий тело.

Торжество проходит одновременно в двух домах. Осетинские свадебные традиции требуют, чтобы жених и невеста до конца застолья не приближались друг к другу и не общались. Гражданская регистрация брака совершается в день свадьбы, но в некоторых случаях до или после нее.

Свадьба в Осетии

Рождение детей

Если в осетинской семье рождается сын, первому сообщившему эту радостную весть преподносили подарок. Через несколько дней после рождения ребенка над ним совершается обряд укладывания в колыбель (авдаен). Смысл ритуала состоит в передаче новорожденного под опеку небесного святого Сафа ― покровителя семьи и детей. В наше время этот ритуал теряет актуальность.

Крещение новорожденного проводится согласно канонам православной церкви, и считается началом становления младенца на путь приближения к Богу. Обряд может быть выполнен в церкви или дома. Священник трижды окунает младенца в воду святой купели, произнося при этом установленные молитвословия.

Осетинские дети

Проводы в последний путь

Согласно общепринятым у кавказских народов правилам, усопшего надлежит омыть и обрядить в парадный костюм. У осетин считается, что чем больше слез пролито по покойнику, тем счастливее будет его пребывание на небесах. Поэтому часто проводить умершего в последний путь приглашают профессиональных плакальщиц, услуги которых очень дороги.

Похороны проводят в первые два дня после смерти. После предания покойного земле участники церемонии произносят над могилой короткие речи, а затем отправляются на поминальный обед. Блюда для него готовят соседи, так как в доме, где умер человек, до его погребения огонь разжигать нельзя. Поминальные трапезы раньше устраивали два дня после похорон, сегодня их проводят согласно христианским канонам: в день погребения, на третий, девятый и сороковой дни, а также на годовщину.

Национальная кухня

Блюда осетинской кухни, приготовленные с особыми кавказскими специями, очень вкусны и пользуются популярностью во всем мире.

Национальная кухня Осетии

Из первых блюд в Осетии чаще всего готовят:

  1. Толон. Крем-суп из куриного мяса, желтого болгарского перца и моркови. Ярко-желтый цвет супу придают специи, в числе которых куркума. Толон подают со сметаной.
  2. Лывжа.Густой суп на мясном бульоне. Ингредиенты ― картофель, лук, чеснок. Особый аромат блюду придает чабер ― пряная перечная трава.
  3. Суп с бараниной и чуреком. Моносуп, который варят из мяса, почек и сердца барана, заправляя томатом. Овощей в этот суп не кладут, при подаче добавляют в него кусочки хлебной лепешки (чурека) и базилик.
  4. Фасолевая похлебка с копченой бараниной. Готовится из красной фасоли. Особый аромат блюду придает копченое мясо, поэтому пряности в него не добавляют, для остроты кладут стручковый перец.
  5. Молочный суп с кукурузной крупой. Интересное осетинское блюдо, представляющее собой сваренную на молоке жидкую кукурузную кашу, в которую добавляют мелко нарезанное вяленое мясо.

Для приготовления вторых блюд в Осетии в основном используют баранину и курицу. Традиционные блюда:

  1. Физонаг (шашлык из молодого барашка).В маринад для шашлыка добавляется лук, сок лимона и черный молотый перец.
  2. Баранина по-осетински.Цельный кусок мяса тушится с мелко нашинкованным луком, сливочным маслом, вином и томатной пастой.
  3. Курица под сметанным соусом. Мясное рагу с картофелем и луком.

Физонаг

Одним из ираноязычных народов, живущих по разные стороны Кавказского хребта, являются осетины, потомки древних аланов, скифов и сарматов, скрывавшихся здесь от татаро-монгольских захватчиков. Пройдя сложный путь развития, республика Осетия сумела сохранить свою самобытность, родной язык и богатую культуру.

Осетины: история и культура, традиции и обычаи

История происхождения

Происхождение осетин

Эти средневековые племена общались со многими народами, то заключая с ними мирные договоры, то сталкиваясь на поле брани. Таким образом, история алан тесно переплелась с историей народов не только Кавказа, но и Юга России. И именно эти народности, которые расселялись по верховьям Кубани и Терека, дали начало истории современных осетин.

Эту точку зрения о происхождении народа, которой придерживались многие исследователи, подтвердил русский этнограф Андрей Шегрен, собрав огромный языковой материал.

Учеными доказана четкая преемственность: скифы — сарматы — аланы — осетины. Скифы, совершившие победоносные походы в Малую Азию, создавшие искуснейшие золотые украшения, еще в VIII веке до нашей эры селились в Крыму и Северном Причерноморье, по нижнему течению Дона и Дуная.

В начале IV века царь скифов Атей, объединив племенные союзы, создал могучее государство. Но в III веке на них напали сарматские племена, часть скифов рассеялась, а другая, более значительная, образовала скифо-сарматское царство. Вскоре в него вошли готы, затем — гунны, вовлекшие всех в Великое переселение народов. Но из скифо-сарматского государства вышли самые стойкие аланы, часть из них ушла с гуннами на Запад, а другая, уйдя в предгорья Кавказа, соединилась с местным населением.

Чингисхан

Она и дала начало будущему государству Алания. Когда в Аланию вторгся Чингисхан со своей ордой и захватил равнинные плодородные земли, остатки разгромленного им аланского войска отошли в горы. Целых пять столетий аланы не появлялись на исторической сцене и возродились под именем осетин. Осетинами аланов стали впервые называть их соседи — грузины, с этим именем они и вошли в состав России в XVIII веке, и история Осетии стала общей историей с Россией.

На 2018 год численность осетинской национальности составляла около 702 тысяч человек. Сегодня есть много мест в СНГ и других странах, где живут осетины: не только в горах Южной и Северной Осетии, но и в Грузии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, России, Турции.

Сословное деление

Осетины, согнанные в горы, очень трудно осваивались в новых условиях. Путешественники, которые редко забредали в эти суровые места, вспоминают об этой стране как о замкнутой и недоступной даже для врагов, поскольку их отпугивали покрытые льдами горы, тесные и высокие утесы и скалы, реки с большим течением. Леса было мало, печи топили кизяком. Почвы неплодородные, вымороженные, поэтому родились только пшеница, овес и ячмень. В XVII—XVIII вв. у осетин образовалось пять основных групп, которые отличались и по бытовому укладу, и по языку.

У дигорцев был свой диалект, алагирцы, куртатинцы, тагаурцы объединялись под общим иронским говором.

Дигорцы

Позднее князья из соседней Кабарды стали владеть выходами из ущелий, где жили осетины, просили с них дань. Наибольшее влияние кабардинцы оказали на своих ближайших соседей — дигорцев, немного меньше — на тагаурцев. У куртатинцев не было выработано сословного деления, но оно и не отрицалось. И только самые дальние от Кабарды алагирцы, полностью отрицавшие сословное неравенство, сохранили родовую демократию.

Язык и вероисповедание

Осетинский язык принадлежит к иранской группе индоевропейских языков. В Северной Осетии существует два диалекта — иронский и дигорский, так как выделяются две субэтнические группы — иронцев и дигорцев. Диалект иронцев принят за литературный язык. У дигорского диалекта также имеется литературная форма. Издание книг и журналов осуществляется на обоих диалектах.

За жителями Южной Осетии закрепляется игорский диалект, но в нем выделяется два наречия. Если у населения южных территорий больше заимствовано слов из грузинского языка, то в северной части страны заимствования относятся в основном к русским словам.

Религия осетин

Что касается веры и религии, то осетины относятся к двум мировым конфессиям — христианству и исламу. В республике также присутствуют традиционные осетинские верования. Например, по опросу 2012 года, традиционная религия предков наблюдалась в ответах почти у 30% опрошенных.

Православные и мусульманские общины участвуют в совместных обрядах древних верований. Осетин — мусульман больше проживает в Северной половине республики. Система древних верований предполагает почитать верховного бога Хуыцау, который подчиняет себе божества природных стихий.

Православие пришло сюда из Византии в V веке, а только через пять столетий оно было признано в качестве официальной религии страны. Мусульманство пришло в страну вместе с Золотой Ордой.

Народные традиции

Осетинская нация всегда славилась и славится гостеприимством и семейными ценностями. С особым уважением относятся здесь к старшим по возрасту. Существуют незыблемые правила, которые никто в семье не нарушает:

Традиции осетин

  1. При входе в дом старшего по возрасту каждый осетин должен встать и поприветствовать его.
  2. При разговоре с отцом даже взрослые сыновья стоят.
  3. Хозяин не садится за стол раньше гостя.
  4. В обществе гостей большое значение придается щедрому угощению.

Если кто-то из стариков затягивал за столом песню, все должны были поддержать. Сидели долго, но ели мало, так как для осетина много есть — стыдно, и уговорить его даже голодного сесть за стол почти невозможно. Что касается народных развлечений, то петь могли раньше только мужчины, в танцах, наоборот, больше участвовали женщины. Шедевром танца до сих пор считается древний хороводный танец под названием симд, уважаемы также парные танцы, где очень много различных движений:

  • хонга-кафт с приседаниями;
  • шуточный гогыз-кафт и другие.

В старину любимым проведением свободного времени девушек были посиделки, которые проводились осенью после уборки урожая. Их было несколько видов, парни не приглашались. Собирались обычно в одном доме и в течение всей ночи веселились, пряли конопляную пряжу, пели песни, делились секретами.

В течение многих веков горцы соблюдали неписаные законы — адаты, бывшие для них своеобразным кодексом чести. Каждое горное общество имело своего старейшину, спорные вопросы решал народный суд. При грозящей какому-то роду опасности все мужчины других селений вставали на защиту. По мнению осетин, человек должен не сносить любые оскорбления, а проявлять мужской характер. В ответ на удар плетью или палкой могло последовать убийство. Оскорблением считалось и дотронуться до головного убора осетина. Шапка для горца является вещью священной и неприкосновенной.

Головной убор осетина

Во время Великой Отечественной войны многие осетины показали себя настоящими героями на поле боя. Более 70 человек получили звание Героя Советского Союза. Из осетин вышли такие известные личности, как писатель Коста Хетагуров, режиссер Евгений Вахтангов, актеры Вадим и Егор Бероевы, много призеров Олимпийских игр (знаменитые борцы Андиев и Рамонов, Артур Таймазов и другие).

Одежда и национальная кухня

Осетины в большинстве темноволосы и темноглазы, цвет кожи слегка смугловатый. Встречаются среди них и голубоглазые, с каштановыми и светлыми волосами. Осетинки очень красивы. И мужчины, и женщины отличаются стройным телосложением и физической силой. Национальный костюм осетин сейчас используется редко, только по праздникам. У женщин он состоит из рубахи, корсета, светлого платья, шапочки и фаты-вуали, на груди много застежек с птицами. В мужском костюме считается обязательным наличие следующих элементов:

Черкеска

  • шаровар;
  • черкески;
  • бешмета;
  • ноговиц;
  • башлыка;
  • папахи;
  • узкого пояса;
  • кинжала.

У женщин самым популярным был бордовый цвет, сверху наносилась вышивка золотыми нитями. Зимой верхней одеждой мужчин была бурка — плащ без рукавов, обычно темного цвета, сшитая из войлока. Повседневная одежда состояла из бешмета, рубахи, шаровар и черкески, сшитой из бурки или холста. На голову в зимнее время надевали папаху — высокую барашковую шапку, а летом носили войлочную шляпу.

Традиционная осетинская кухня, которая формировалась в кочевом образе жизни, довольно своеобразна. Основным блюдом является мясной цахтон, который варится в казане и заправляется острым сметанным соусом.

Шашлык

Важное место, как и везде на Кавказе, уделяется шашлыку. В давние времена рацион был скудным: хлеб чурек и молоко, но чаще вода или пиво; блюда из овсянки. Самыми излюбленными напитками национальной кухни Осетии являются квас, пиво, брага и арака. Осетинское пиво любят на северном Кавказе и в России, качество его отметили и многие иностранные туристы.

Кухня осетин

Обязательное блюдо на праздничном столе — пироги: с сыром и картошкой, с мясом, черемшой с сыром, тыквой, фасолью. Готовятся они всегда из дрожжевого теста. В традиционном мясном пироге главным считается правильно соблюсти пропорции: теста — 300 граммов, мяса — 700. Стоит отметить, что Осетия — это родина всеми любимого кефира. Готовится он здесь по-особому: в деревянной кадке или в специальном кожаном мешке.

По некоторым предположениям, грибок кефира получается при долгом настаивании молока козы в телячьем или верблюжьем желудке.

Читайте также: