Культура высокого средневековья кратко

Обновлено: 05.07.2024

Высокое Средневековье - один из определяющих периодов в истории человечества. В те далёкие и тёмные времена формировалась современная цивилизация. Исчезали древние устои и появлялись новые. Значительно увеличилась численность населения. Произошёл культурный переворот.

высокое средневековье

Племена объединялись в народы, которым затем суждено было создать современные европейские страны. Средневековое искусство до сих пор является предметом исследования историков.

Исторические события

Высокое средневековье началось с масштабных завоеваний. Государства древнего мира канули в Лету, а на их месте появилось множество новых. В одиннадцатом веке началось завоевание Британии. До этого она контролировалась различными языческими племенами. Первыми в Англии высадились норманны. Местные бритты оказывали им ожесточённое сопротивление. Но примитивное оружие не могло победить сталь и железо. За несколько лет была освоена Англия и почти вся Ирландия. Затем завоеватели подчинили себе и Шотландию.

На севере Европы также произошли серьёзные изменения. Древний уклад жизни викингов был разрушен. Население приняло христианство. Скандинавские королевства были объединены в одно государство. Началось освоение Прибалтики. Однако к тринадцатому веку единая держава распалась на несколько княжеств. Аналогичные процессы происходили и на территории современных Германии и Франции. Началось зарождение династий, которые последующие столетия восседали на тронах западной Европы.

Славяне

Высокое Средневековье оказалось благоприятным периодом для развития древнерусского государства. На тот момент оно было одним из самых больших в мире. Культура и ремесло превосходили европейские. Это связано с более ранним этногенезом восточных славян, которые ещё в пятом веке перестали вести племенной уклад жизни и объединились в один русский народ. Те же процессы происходили и на Балканах. Однако естественному развитию помешало, не виданное до этих пор, нашествие малоразвитых кочевых племён - монголов. Ослабление центральной власти помешало русским князьям объединиться и все они пали под натиском орды. После этого процесс развития культуры, архитектуры и ремесла был сильно замедлён.

Развитие христианской культуры

Высокое Средневековье охарактеризовалось полной победой христианства в Европе. Ещё в более ранний период многие влиятельные страны перешли в единобожие. Однако к одиннадцатому веку древние языческие верования были всё ещё сильны. В Британии и Скандинавии население крайне медленно переходило в новую веру. Способствовала этому изолированность этих регионов. Отсутствие сухопутной связи с материком делало миграцию крайне проблематичной.

высокое средневековье в западной европе

Однако этот фактор помог избежать нашествий кочевников, которые ввиду своей неразвитости не могли строить корабли в достаточном количестве.

Нова вера оказала определяющее влияние на культуру. Отныне появлялись строгие запреты и моральные принципы, в соответствии с которыми нужно было жить. Больше всего на жизнь европейцев повлияли изменения института семьи. К началу данного исторического периода во многих краях (особенно в Скандинавии) сохранялись устойчивые полигамные отношения. Христианство же запрещало подобное. Институт брака привёл к изменению роли женщин в обществе. Твёрдые патриархальные принципы определяли отношения в семье. Сама же семья, состоящая из мужа, жены и детей, разрушила родовые связи. Властные структуры в виде церкви имели высокое влияние на повседневную жизнь населения.

Культурные перемены: развитие иерархической системы

Культура Высокого Средневековья предопределила разделение народа на классы и касты. Чётко выделялись касты правителей, военных, духовенства, крестьян, рабов. У бедного и необразованного населения появилась культура осознания и переосмысления личностной свободы. Во многих странах изменяются системы управления. В Англии и Священной Римской Империи появились свои парламенты. Привилегированный класс имел свои традиции и ритуалы. Но подобные явления были и в ранних исторических периодах. Культура Высокого Средневековья была серьёзно подвержена влиянию схоластики.

период высокого средневековья

Живопись

В изобразительном искусстве наибольшее развитие получила живопись. Отныне чётко выделялось несколько направлений и способов написания картин. Романский период высокого средневековья был охарактеризован слабым развитием живописи. Этому виду искусства отводилась роль малярства, то есть вспомогательной обработке стен храмов. Но к началу тринадцатого века отношение к художникам изменилось. Во Франции создавались ордена живописцев. Они разукрашивали престолы в храмах и создавали панно, фрески, иконы.

Художники занялись систематизацией своих умений. Появились новые приёмы. Например, понятие глубины и перспективы. Придание объектам объёмности и реальности стало самой сложной задачей для средневековых мастеров. В полной мере овладеть навыком глубины им так и не удалось. Это способствовало созданию общепринятого стиля, который позже назовут готическим. Живопись и иконопись постепенно вытесняли фрески. Этот вид искусства был крайне трудным и долгим. Кроме того, на создание одной небольшой фрески требовались значительные ресурсы. И многие, исповедующие смиренность и жизнь в нищете, ордены просто не могли себе такого позволить.

Скульптура

Высокое Средневековье в Западной Европе ознаменовалось кардинальными переменами в скульптуре. Если другие виды изобразительного искусства развивались относительно плавно, то скульптура получила настоящий рывок. Основным мотивом были библейские сцены. Высокая концентрация скульпторов была на территории современной Италии. Появившиеся в эпоху Возрождения знаменитые и сегодня скульптуры были прямым продолжателями готического стиля.

романский период высокого средневековья

Методы

Впервые были применены новые материалы для резьбы. В Германии переосмыслили резьбу по дереву. Однако из-за специфических свойств древесины эти произведения искусства практически не дожили до наших дней. Также германские народы славились изготовлением масштабных триумфальных арок. Они были в романическом стиле, но с сильным готическим оттенком. Во многих городах современной Германии эти произведения искусства до сих пор манят туристов.

Понятие рельефа на саркофагах и гробницах появилось лишь к началу двенадцатого века. За короткий срок этот способ обработки стал крайне популярен в Западной Европе. Во всех произведениях особо резко чувствовался дух той эпохи. Мистика и мечтательность, осознания бренности и конечности бытия. Конечно же, это обусловлено тем, что период Высокого средневековья был под властью схоластической философии.

Культурный переворот и ранний гуманизм

Ранние периоды Средневековья принято называть "тёмными". Религиозные гонения, безумные правители, дикие законы и прочее оставили серьёзный след на истории человечества. Но к тринадцатому веку старый уклад был полностью переосмыслен. Огромный прирост населения позволил появиться крупным городам в каждом регионе. В городах огромной популярностью пользовались эстетические виды развлечения. Одним из таких был театр. Уже к началу десятого века на богослужениях ставились небольшие пантомимы. Затем это переросло в отдельный вид искусства. Театр стал затрагивать бытовую тематику, таким образом отходя от готики и схоластики.

Появились первые труды на тему ценности человеческой жизни. Философы позволяли в своих рассуждениях отходить от схоластической предопределённости бытия. Больше внимания уделялось роли человеческого выбора. Таковыми были первые зачатки гуманизма. Городская культура более всего была подвержена таким веяниям. Развитие личности пришло на смену смиренности и покорности.

Архитектура

Высокое Средневековье в Западной Европе ознаменовалось новым готическим стилем в архитектуре.

высокое средневековье в европе

На тот момент центром получения знаний являлись храмы и церкви. И любой вид искусства был неразрывно связан с богоугодными мотивами. После конца эпохи романизма были изобретены новые методы обработки камня, геометрические решения, строительные инструменты. В экономической жизни возрастает роль городского сектора. Появляются цеха и сообщества вольных каменщиков. Европейские соборы Высокого Средневековья являются наилучшими символами эпохи.

Помпезность и размах строительства удивляют современных исследователей. Постройка собора могла длиться больше сотни лет. А возле строительных площадок появлялась уникальная культурная среда рабочих коммун, которые фактически сами регулировали свою общественную жизнь.

Различные стили

В Центральной Европе преобладала так называемая кирпичная готика. Соборы из кирпича имели сходство с архитектурой романического периода. Их устанавливали на площадях крупных городов. Огромные круглые башни были отличительной чертой. Собор святой Варвары и костёл святого Иакова являются классическим примером чешской архитектуры. Нидерландская готика отличалась строительством храмов с одной высокой башней-шпилем.

европейские соборы высокого средневековья

Западноевропейская культура Высокого средневековья

Впервые, со времён Римской империи, на культуру Западной Европы стала оказывать своё влияние наука. Развитие медицины, геометрии, философии и других наук привело к трансформации в отдельные отрасли. Контроль церкви был слишком большим, поэтому учёные были вынуждены подчиняться буллам Папы Римского. Но при этом аскетическое мировоззрение ставилось под вопрос.

В народе же появилась новая феодальная культура. Появились огромные хозяйства с замкнутым циклом. Землёй владел сеньор. В качестве наместников правили феодалы. Крестьяне же были в полной зависимости от них. Они не принимали никакого участия в экономической жизни и не могли влиять на политические решения. Тем не менее развитие торговых отношений позволило "простым" людям выбиваться в элитное общество.

соборы высокого средневековья

Во Франции, Англии и некоторых районах Испании появились институты судов. Некоторый плюрализм допускался и в кругу королевских советников.

Заключение

Высокое Средневековье в Европе имело уникальную культуру и жизненный уклад. Развитие феодализма сказалось на общественных взаимоотношениях. Контроль церкви стал ослабевать. Если раннее Высокое Средневековье характеризовалось полным отсутствием развития новых направлений в искусстве, то к тринадцатому веку появилось больше десятка таких направлений. Живопись и в особенности архитектура оказали решающее влияние на деятелей последующей эпохи Возрождения. Рост численности населения привёл к проникновению культуры в самые бедные слои.

Урок 3. Искусство Средневековья

Эпоха Средневековья – огромнейший пласт в истории развития общества, его экономики, государственности, науки, культуры и искусства. Все процессы в обществе тесно взаимосвязаны. Экономические потребности государства влияют на развитие культуры, архитектуры, письменности; государственная политика может способствовать или препятствовать становлению тех или других направлений в искусстве, как мы могли это видеть, изучая период античности.

В еще большей степени это будет ощущаться в Средние века. Наш главный фокус по-прежнему на истории искусства. Однако мы будем по мере необходимости делать отсылки к общеисторическим процессам, если они помогут пониманию трендов в искусстве.

Цель урока: изучить развитие искусства в эпоху Средневековья, в том числе историю искусства западноевропейского Средневековья.

Изучив материал урока, вы узнаете об основных трендах в архитектуре, живописи и других видах искусства в данный период, познакомитесь с некоторыми наиболее выдающимися именами и произведениями.

Содержание:

Прежде, чем мы перейдем непосредственно к изучению материала, уточним, что искусство позднего Средневековья мы будем изучать отдельно в рамках следующего урока, посвященного эпохе Возрождения (Ренессанс). Это связано с особенностями, принятыми в периодизации истории искусств, о которых мы начали говорить во вводном уроке.

К слову, некоторые историки выделяют только раннее и позднее Средневековье, однако нам, конечно же, интересна более глубокая детализация процессов, поэтому мы будем придерживаться периодизации, принятой в отечественной историографии.

Искусство раннего Средневековья и Византии

Итак, для начала еще несколько слов о периодизации изучаемой эпохи. Традиционно Средневековье принято отсчитывать с момента падения Западной Римской империи, т.е. с 476 года нашей эры. В отечественной историографии Средневековье условно подразделяется на следующие периоды:

  1. Раннее Средневековье – 5-10 века.
  2. Классическое, оно же Высокое Средневековье –11-14 века.
  3. Позднее Средневековье – 15-16 века.

Еще раз уточним, что хронологические границы условны и весьма усреднены, т.к. в разных странах культурно-исторические процессы имели свои черты и особенности и свой темп развития. Тем не менее в истории искусства в целом принято выделять отдельно период Возрождения, он же Ренессанс, который относят к 15-16 веку.

Как видите, эпоха Ренессанса в целом совпадает с периодом позднего Средневековья. О периодизации эпохи Возрождения мы еще поговорим в следующем уроке, а сейчас переходим к искусству раннего Средневековья и Византии. Здесь тоже нужна одна ремарка. Распад Римской империи начался задолго до ее падения. Так, в 395 году в результате раздела Римской империи на Западную и Восточную образовалось новое государство – Византия.

В состав Византии вошли страны Балканского полуострова, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, южное побережье Крыма, северо-восточная часть Ливии и западная часть Армении. Таким образом, Византия – это и есть восточная часть некогда единой Римской империи, и именно искусство Византии представляет наибольший интерес.

Западная Римская империя, сотрясаемая войнами и противоречиями, приходила в упадок, что непосредственно сказалось и на развитии искусства. Многие архитектурные строения, скульптуры, образцы живописи были уничтожены в ходе бесконечных войн. Поэтому сосредоточимся на искусстве Византии, и начнем с архитектуры.

Архитектура

Одним из ярчайших памятников зодчества византийской эпохи является собор Святой Софии в Константинополе, ныне это Стамбул (Турция). Вы помните, что географически Византия унаследовала всю восточную часть бывшей Римской империи, поэтому в ее состав входили территории нескольких современных государств. Собор Святой Софии был построен в 6 веке на месте ранее находившейся там и потом сгоревшей церкви:

Собор Святой Софии

Собор Святой Софии (схема)

Для справки: базилика – специфический тип прямоугольного строения из нескольких нефов – пространств с разной высотой потолков и колоннами по сторонам. Традиции прямоугольного строительства зародились, как вы помните, во времена Античности, и получили продолжение в Средневековье.

Следует обратить внимание на относительно сдержанное внешнее оформление собора Святой Софии в противовес роскошному убранству внутри. Отделка внутренней части длилась несколько столетий и впечатляет масштабами роскоши. Мы обязательно вернемся к этой теме, когда будем рассматривать живопись и стенопись византийского периода:

Собор Святой Софии, вид изнутри

В целом, такой подход – богатое внутреннее убранство и относительно скромное внешнее оформление – характерны для всей архитектуры периода раннего Средневековья. Уточним, что сегодня этот памятник архитектурного искусства называется Большая мечеть Айя-София. И заметим, что на протяжении многовековой бурной истории Константинополя такая смена религиозной ориентации культового сооружения происходила неоднократно. В последний раз (в последний ли?) это случилось в 2020 году.

Из прочих образцов раннего Средневековья хорошо сохранились монастырь Ставроникита 10 века постройки на Афонском полуострове (Греция) и церковь Святого Лазаря 898 года постройки в Ларнаке (Кипр).

Скульптура

В отличие от периода Античности, в раннее Средневековье скульптура не получила мощного развития. Да и, в принципе, даже если посмотреть на убранство собора Святой Софии, мы там практически не увидим скульптур. Это был общий тренд эпохи.

С точки зрения христианства, которое тогда господствовало в Византии, изображение обнаженной натуры считалось греховным, в изображении животных виделось стремление к язычеству, а статуи как таковые считались идолопоклонничеством. Более того, постановлением Никейского собора (собрания), принятым в 842 году, скульптуры были убраны из храмов.

Плачущая колонна

Живопись

Главными образцами живописи раннего Средневековья являются мозаики и фрески, которыми всегда украшались храмы и соборы. Превалировали религиозные сюжеты. Все изображения выполнены примерно в одном стиле: минимум динамики, фигуры статичны, положения однообразны. В качестве примера можно привести мозаичное изображение Богородицы с младенцем Иисусом Христом:

Богородица с Младенцем Иисусом Христом

Мозаика относится примерно к 9 веку. Автором творения считают монаха Лазаря Константинопольского. В целом стоит отметить очень важное отличие культурных традиций Византии и Античности. Если в античный период воспевалась физическая красота человека, совершенство его форм и движений, в раннее Средневековье с возникновением христианства фокус внимания творцов сместился на духовный мир. Это явно заметно во всех жанрах средневекового искусства.

Еще одна сфера приложения усилий живописцев – это оформление книг. Книжные иллюстрации становятся настоящим произведением искусства, а оформление обложек зачастую отличается сложным изысканным орнаментом. Оформление византийских книг было настолько искусным и богатым, что они даже использовались в качестве приданного.

Впрочем, тенденция к роскошному оформлению книг наблюдалась и в Византии, и в искусстве западноевропейского Средневековья. В качестве примера упомянем Келлскую книгу, написание которой датируется примерно 800 годом:

Келлская книга

Считается, что ее написали в одном из монастырей, расположенных на территории современной Шотландии, а называется она так потому, что бежавшие от военных действий монахи взяли эту книгу с собой и впоследствии обосновались в Келлском аббатстве в Ирландии. Чаще всего книги переписывали от руки монастырские писчие, однако в период Средневековья развивалась не только религиозная литература.

Литература

Коль скоро возникла необходимость оформления книг, встал закономерный вопрос: о чем же писали авторы раннего Средневековья? Византийские литераторы во многом позаимствовали традиции Древней Греции. Появлялись книги как светского, так и религиозного содержания. В литературе сформировалось такое понятие, как аттицизм, т.е. следование древнегреческим литературным традициям, сложившимся в Афинах и Аттике.

Музыка и зрелищные искусства

Составить некое исчерпывающее представление о музыке того периода нет возможности ввиду того, что первое подобие нотной записи появилось лишь в 11 веке. Однако сохранились изображения, явно указывающие на то, что музыке в те времена уделялось серьезное внимание. Это, в частности, мозаика из византийской виллы в деревне Марьямин (Сирия):

Мозаика из византийской виллы в деревне Марьямин (Сирия)

Кроме того, сохранились некоторые тексты, которые использовались во время зрелищных мероприятий, например, Приветствие во время праздника Луперкалия:

Приветствие во время праздника Луперкалия

Уточним, что Луперкалий – это Праздник очищения и плодородия в честь бога Луперка, отмечавшийся 15 февраля. Тем, кто хочет знать о византийской музыке больше, рекомендуем книгу A history of Byzantine music and hymnography [Е. Wellesz, 1961].

Искусство классического Средневековья

В отличие от периода раннего Средневековья, когда искусство Византии испытывало подъем и расцвет, в эпоху классического Средневековья более динамично развивалось искусство государственных образований Западной Европы. Период классического или Высокого Средневековья подарил нам такие стили, как романский и готический. Начнем с того, что рассмотрим их на примере архитектуры.

Архитектура

10-12 века в истории Средневековья – это эпоха рыцарей и военных походов, что сделало актуальным строительство крепостных сооружений, замков и прочих укреплений. Крепости, замки и даже храмы снабжались широкими массивными стенами, высокими башнями, узкими окнами-бойницами, полукруглыми арками и сводами, стойкими к обрушению. Это и есть отличительные черты романского стиля.

Храмовые заведения представляли собой базилики. Они были направлены на восток, а вход располагался с запада и обозначался двумя башнями. В качестве примера можно привести храм Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье (Франция). На картинке можно увидеть вход, расположенный с западной стороны и обозначенный башнями:

Храм Нотр-Дам-ля-Гранд

Обратите внимание, что тут сохранился тренд раннего Средневековья в плане относительно скромного наружного оформления. Впрочем, этот тренд прослеживается и в пришедшей на смену романскому стилю готике.

Собор в Кельне

Обращаем ваше внимание, что Кельнский собор был полностью достроен лишь в 19 веке, однако отличительные готические черты видны на фото достаточно четко.

Скульптура

Как вы помните, в Византии скульптура в силу разных причин не приветствовалась и не развивалась, поэтому в плане скульптуры более интересно искусство государственных образований, возникших на обломках Западной Римской империи. Памятников искусства того периода ввиду многочисленных войн сохранилось не так много. Из сохранившегося стоит отметить бронзовую скульптуру короля франков Карла Великого. Скульптура датируется 10 столетием:

Бронзовая скульптура Карла Великого

В эпоху готики скульптурными композициями украшали фасады соборов, что можно увидеть на примере соборов в Кельне и Милане, собора Парижской Богоматери, Вестминстерского аббатства в Лондоне и других памятников культуры.

Живопись

Как и в прошлые столетия, основной сферой приложения усилий живописцев было создание фресок и мозаик в культовых заведениях, храмах и соборах. Как и прочие жанры искусства, живопись испытала на себе влияние романского и готического стилей. Сюжеты были преимущественно религиозные, библейские.

Романскому стилю было свойственно некоторое однообразие в изображении лиц и фигур, ограниченный набор приемов цветопередачи. Даже вблизи визуально кажется, что изображение сливается в одну монохромную массу. Это видно на примере росписи базилики Святого Исидора в Леоне (Испания):

Роспись базилики Св Исидора в Леоне, Испания

Песнь о Нибелунгах

Далее мы расскажем подробнее о книгах и литературе классического Средневековья.

Литература

В поэтической среде стало трендом сочинять к своим произведениям музыку. Из известных поэтов и композиторов того времени можно назвать Вальтера фон дер Фогельвейде. При том, что он формально принадлежал к рыцарскому сословию, у него не было своего земельного владения, и он значительную часть жизни провел в странствиях, т.е. попросту бродяжничал, зарабатывая на жизнь исполнением авторской песни.

Музыка и зрелищные искусства

В Средние века музыкальное творчество зарождалось в самых разных социальных слоях. Так, первыми вагантами (см. ниже) были клирики – представители духовенства, в силу каких-либо причин проживавшие вне прихода. В большинстве случаев творчество вагантов было анонимным, и до нас дошли лишь их произведения самой разной тематики.

Тогда же, в эпоху классического Средневековья в первой половине 11 века появились первые ноты. Первым человеком, кто взялся обозначать высоту звука знаками, стал флорентийский монах и композитор Гвидо д’Ареццо. Он обучал монастырских певчих церковным песнопениям, и для синхронизации голосов придумал систему указателей на высоту звука: квадратики на четырех параллельных линиях.

Проверьте свои знания

высокое средневековье

Высокое Средневековье - один из определяющих периодов в истории человечества. В те далёкие и тёмные времена формировалась современная цивилизация. Исчезали древние устои и появлялись новые. Значительно увеличилась численность населения. Произошёл культурный переворот. Племена объединялись в народы, которым затем суждено было создать современные европейские страны. Средневековое искусство до сих пор является предметом исследования историков.

Исторические события

Высокое средневековье началось с масштабных завоеваний. Государства древнего мира канули в Лету, а на их месте появилось множество новых. В одиннадцатом веке началось завоевание Британии. До этого она контролировалась различными языческими племенами. Первыми в Англии высадились норманны. Местные бритты оказывали им ожесточённое сопротивление. Но примитивное оружие не могло победить сталь и железо. За несколько лет была освоена Англия и почти вся Ирландия. Затем завоеватели подчинили себе и Шотландию.

На севере Европы также произошли серьёзные изменения. Древний уклад жизни викингов был разрушен. Население приняло христианство. Скандинавские королевства были объединены в одно государство. Началось освоение Прибалтики. Однако к тринадцатому веку единая держава распалась на несколько княжеств. Аналогичные процессы происходили и на территории современных Германии и Франции. Началось зарождение династий, которые последующие столетия восседали на тронах западной Европы.

Славяне

Высокое Средневековье оказалось благоприятным периодом для развития древнерусского государства. На тот момент оно было одним из самых больших в мире. Культура и ремесло превосходили европейские. Это связано с более ранним этногенезом восточных славян, которые ещё в пятом веке перестали вести племенной уклад жизни и объединились в один русский народ. Те же процессы происходили и на Балканах. Однако естественному развитию помешало, не виданное до этих пор, нашествие малоразвитых кочевых племён - монголов. Ослабление центральной власти помешало русским князьям объединиться и все они пали под натиском орды. После этого процесс развития культуры, архитектуры и ремесла был сильно замедлён.

Развитие христианской культуры

высокое средневековье в западной европе

Высокое Средневековье охарактеризовалось полной победой христианства в Европе. Ещё в более ранний период многие влиятельные страны перешли в единобожие. Однако к одиннадцатому веку древние языческие верования были всё ещё сильны. В Британии и Скандинавии население крайне медленно переходило в новую веру. Способствовала этому изолированность этих регионов. Отсутствие сухопутной связи с материком делало миграцию крайне проблематичной. Однако этот фактор помог избежать нашествий кочевников, которые ввиду своей неразвитости не могли строить корабли в достаточном количестве.

Нова вера оказала определяющее влияние на культуру. Отныне появлялись строгие запреты и моральные принципы, в соответствии с которыми нужно было жить. Больше всего на жизнь европейцев повлияли изменения института семьи. К началу данного исторического периода во многих краях (особенно в Скандинавии) сохранялись устойчивые полигамные отношения. Христианство же запрещало подобное. Институт брака привёл к изменению роли женщин в обществе. Твёрдые патриархальные принципы определяли отношения в семье. Сама же семья, состоящая из мужа, жены и детей, разрушила родовые связи. Властные структуры в виде церкви имели высокое влияние на повседневную жизнь населения.

Культурные перемены: развитие иерархической системы

период высокого средневековья

Культура Высокого Средневековья предопределила разделение народа на классы и касты. Чётко выделялись касты правителей, военных, духовенства, крестьян, рабов. У бедного и необразованного населения появилась культура осознания и переосмысления личностной свободы. Во многих странах изменяются системы управления. В Англии и Священной Римской Империи появились свои парламенты. Привилегированный класс имел свои традиции и ритуалы. Но подобные явления были и в ранних исторических периодах. Культура Высокого Средневековья была серьёзно подвержена влиянию схоластики. А её блюстителями был как раз новый класс - духовенство.

Живопись

В изобразительном искусстве наибольшее развитие получила живопись. Отныне чётко выделялось несколько направлений и способов написания картин. Романский период высокого средневековья был охарактеризован слабым развитием живописи. Этому виду искусства отводилась роль малярства, то есть вспомогательной обработке стен храмов. Но к началу тринадцатого века отношение к художникам изменилось. Во Франции создавались ордена живописцев. Они разукрашивали престолы в храмах и создавали панно, фрески, иконы.

Художники занялись систематизацией своих умений. Появились новые приёмы. Например, понятие глубины и перспективы. Придание объектам объёмности и реальности стало самой сложной задачей для средневековых мастеров. В полной мере овладеть навыком глубины им так и не удалось. Это способствовало созданию общепринятого стиля, который позже назовут готическим. Живопись и иконопись постепенно вытесняли фрески. Этот вид искусства был крайне трудным и долгим. Кроме того, на создание одной небольшой фрески требовались значительные ресурсы. И многие, исповедующие смиренность и жизнь в нищете, ордены просто не могли себе такого позволить.

Скульптура

романский период высокого средневековья

Высокое Средневековье в Западной Европе ознаменовалось кардинальными переменами в скульптуре. Если другие виды изобразительного искусства развивались относительно плавно, то скульптура получила настоящий рывок. Основным мотивом были библейские сцены. Высокая концентрация скульпторов была на территории современной Италии. Появившиеся в эпоху Возрождения знаменитые и сегодня скульптуры были прямым продолжателями готического стиля. В романский период появились изделия из бронзы и меди. Например, двери в Гильдесгеймский собор.

Методы

Впервые были применены новые материалы для резьбы. В Германии переосмыслили резьбу по дереву. Однако из-за специфических свойств древесины эти произведения искусства практически не дожили до наших дней. Также германские народы славились изготовлением масштабных триумфальных арок. Они были в романическом стиле, но с сильным готическим оттенком. Во многих городах современной Германии эти произведения искусства до сих пор манят туристов.

Понятие рельефа на саркофагах и гробницах появилось лишь к началу двенадцатого века. За короткий срок этот способ обработки стал крайне популярен в Западной Европе. Во всех произведениях особо резко чувствовался дух той эпохи. Мистика и мечтательность, осознания бренности и конечности бытия. Конечно же, это обусловлено тем, что период Высокого средневековья был под властью схоластической философии.

Культурный переворот и ранний гуманизм

Ранние периоды Средневековья принято называть "тёмными". Религиозные гонения, безумные правители, дикие законы и прочее оставили серьёзный след на истории человечества. Но к тринадцатому веку старый уклад был полностью переосмыслен. Огромный прирост населения позволил появиться крупным городам в каждом регионе. В городах огромной популярностью пользовались эстетические виды развлечения. Одним из таких был театр. Уже к началу десятого века на богослужениях ставились небольшие пантомимы. Затем это переросло в отдельный вид искусства. Театр стал затрагивать бытовую тематику, таким образом отходя от готики и схоластики.

Появились первые труды на тему ценности человеческой жизни. Философы позволяли в своих рассуждениях отходить от схоластической предопределённости бытия. Больше внимания уделялось роли человеческого выбора. Таковыми были первые зачатки гуманизма. Городская культура более всего была подвержена таким веяниям. Развитие личности пришло на смену смиренности и покорности.

Архитектура

высокое средневековье в европе

Высокое Средневековье в Западной Европе ознаменовалось новым готическим стилем в архитектуре. На тот момент центром получения знаний являлись храмы и церкви. И любой вид искусства был неразрывно связан с богоугодными мотивами. После конца эпохи романизма были изобретены новые методы обработки камня, геометрические решения, строительные инструменты. В экономической жизни возрастает роль городского сектора. Появляются цеха и сообщества вольных каменщиков. Европейские соборы Высокого Средневековья являются наилучшими символами эпохи.

Помпезность и размах строительства удивляют современных исследователей. Постройка собора могла длиться больше сотни лет. А возле строительных площадок появлялась уникальная культурная среда рабочих коммун, которые фактически сами регулировали свою общественную жизнь.

Различные стили

европейские соборы высокого средневековья

В Центральной Европе преобладала так называемая кирпичная готика. Соборы из кирпича имели сходство с архитектурой романического периода. Их устанавливали на площадях крупных городов. Огромные круглые башни были отличительной чертой. Собор святой Варвары и костёл святого Иакова являются классическим примером чешской архитектуры. Нидерландская готика отличалась строительством храмов с одной высокой башней-шпилем. Своды выполнялись из древесины, что привносило романическую и даже более раннюю атмосферу.

Западноевропейская культура Высокого средневековья

Впервые, со времён Римской империи, на культуру Западной Европы стала оказывать своё влияние наука. Развитие медицины, геометрии, философии и других наук привело к трансформации в отдельные отрасли. Контроль церкви был слишком большим, поэтому учёные были вынуждены подчиняться буллам Папы Римского. Но при этом аскетическое мировоззрение ставилось под вопрос.

соборы высокого средневековья

В народе же появилась новая феодальная культура. Появились огромные хозяйства с замкнутым циклом. Землёй владел сеньор. В качестве наместников правили феодалы. Крестьяне же были в полной зависимости от них. Они не принимали никакого участия в экономической жизни и не могли влиять на политические решения. Тем не менее развитие торговых отношений позволило "простым" людям выбиваться в элитное общество. Во Франции, Англии и некоторых районах Испании появились институты судов. Некоторый плюрализм допускался и в кругу королевских советников.

Заключение

Высокое Средневековье в Европе имело уникальную культуру и жизненный уклад. Развитие феодализма сказалось на общественных взаимоотношениях. Контроль церкви стал ослабевать. Если раннее Высокое Средневековье характеризовалось полным отсутствием развития новых направлений в искусстве, то к тринадцатому веку появилось больше десятка таких направлений. Живопись и в особенности архитектура оказали решающее влияние на деятелей последующей эпохи Возрождения. Рост численности населения привёл к проникновению культуры в самые бедные слои.

Высокое средневековье — период европейской истории, продлившийся приблизительно с 900 по 1300 гг. Эпоха высокого средневековья сменила раннее средневековье и предшествовала позднему средневековью. Основной характеризующей тенденцией этого периода стало быстрое увеличение численности населения Европы, что привело к резким изменениям в социальной, политической и других сферах жизни.

Содержание

Исторические события



Запечатленная на знаменитом гобелене из Байе битва при Гастингсе — судьбоносное для истории Англии сражение, в котором норманны одержали победу над англосаксами

Британия

В 1066 году произошло завоевание Англии прибывшей с континента армией нормандского герцога Вильгельма Завоевателя. В 1169 году норманны вторглись в Ирландию и вскоре подчинили себе часть ее территорий. Примерно в это же время были завоеваны Шотландия, которая позднее восстановила свою независимость, и Уэльс. В XII веке был основан институт казначейства; в 1215 г. король Иоанн Безземельный подписал Великую хартию вольностей — документ, ограничивающий королевскую власть и ставший впоследствии одним из основных конституционных актов Англии, а в 1265 году был созван первый парламент.

Скандинавия

В период между серединой X и серединой XI веков завершилась эпоха набегов викингов. Скандинавские королевства теперь были объединены, а их население приняло христианскую веру. В начале XI века Данией, Норвегией и Англией правил король Кнуд Великий. Вскоре после его смерти в 1035 году в Норвегии и Англии восстановились прежние династии, а после поражения датчан при Борнхёведе в 1227 году их влияние в регионе сильно уменьшилось. К этому времени Норвегия укрепила свои позиции на Атлантике, подчинив себе территорию от Гренландии до острова Мэн, а Швеция под управлением короля Биргера Ярла прочно обосновалась на Балтике.

Франция и Германия

К началу эпохи Высокого Средневековья Каролингская империя распалась на два отдельных государства, на территориях которых позднее сформировались современные Германия и Франция. Германия в те времена занимала господствующее положение в составе Священной Римской империи.

Южная Европа

В 711 году большая часть Пиренейского полуострова (за исключением северных регионов) была оккупирована маврами. В XI, а затем в XIII веке объединившиеся христианские государства под предводительством Кастилии полностью вытеснили мусульман из центральных областей полуострова и частично из южных.

В Италии в это время процветали торговые города, обогатившиеся на торговле с Востоком. Четыре города — Генуя, Венеция, Пиза и Амальфи — образовали так называемые Морские республики.

Восточная Европа

Эпоха высокого средневековья ознаменована расцветом Киевской Руси и появлением на исторической сцене Польши и Великого княжества Литовского. Нашествие монголов в XIII веке нанесло существенный ущерб многим странам Восточной Европы и вмешалось в естественный ход их развития.

На протяжении первой половины эпохи (1050 — 1185) на Балканах к югу от Дуная доминировала Византийская империя, достигшая наибольшего расцвета во время царствования династии Комнинов. После 1180 года в империи наступил кризис: в 1184 году отпала Болгария, в 1190 году — Сербия. Еще в XI веке произошел раскол церкви на Западную и Восточную, а в 1204 году армия крестоносцев захватила Константинополь, и Византия распалась на ряд более мелких государств.

Религия

Церковь

Схизма 1054 года привела к образованию двух основных ветвей христианской церкви — Римско-католической церкви в Западной Европе и православной церкви в Восточной. Раскол произошел в результате конфликта между римским легатом кардиналом Гумбертом и патриархом Константинопольским Михаилом Кируларием, во время которого церковники предали друг друга анафеме.

Крестовые походы

Одной из определяющих черт эпохи Высокого Средневековья были крестовые походы, организованные христианами с целью отвоевания у сельджуков Палестины. Крестовые походы оказывали мощнейшее влияние на все слои средневекового общества — от возглавлявших эти походы королей и императоров до простых крестьян, чьи хозяева проводили долгие годы в сражениях на Востоке. Расцвет идеи крестовых походов пришелся на XII век, когда после Первого крестового похода на отвоеванных территориях образовалось христианское государство — Иерусалимское королевство. В XIII веке и позже христиане предпринимали несколько крестовых походов против своих же братьев-христиан, а также против язычников, исповедовавших другие, немусульманские религии.

Схоластика

Расцвет монашества

Период с конца XI века по середину XII века был эпохой расцвета христианского монашества.

Нищенствующие ордена

На XIII век пришелся расцвет нищенствующих орденов, наиболее известными среди которых были:

Еретические движения

Катары

Торговля и коммерция

В XII веке в Северной Европе был основан Ганзейский союз во главе с городом Любек. В состав союза вошли многие северные города Священной Римской империи — Амстердам, Кёльн, Бремен, Ганновер и Берлин — и других регионов — например Брюгге и Гданьск. Союз осуществлял посредническую торговлю между Западной, Северной и Восточной Европой, состоял в торговых отношениях со многими другими городами, в числе которых были Берген и Новгород.

В конце XIII века венецианский путешественник Марко Поло одним из первых в Европе отправился по Великому шелковому пути в Китай, а по возвращении тщательно описал увиденное во время путешествия, открыв западному человеку мир Азии и Востока. Еще до него на Востоке побывали многочисленные миссионеры — Джованни Плано Карпини, Гильом де Рубрук, Андре де Лонжюмо, а позднее — Одорико Порденоне, Джованни де Маригнолли, Джованни Монтекорвино — и путешественники, такие как Никколо Конти.

Развитие технологий

На протяжении XII — XIII веков в Европе произошел резкий подъем развития технологий и увеличилось число нововведений в средствах производства, что способствовало экономическому росту региона. Менее чем за столетие было сделано больше изобретений, чем за предыдущую тысячу лет.

  • В 1185 году в Йоркшире (Англия) была построена первая ветряная мельница (самый ранний задокументированный случай)
  • В 1270 году в Италии появились бумажные производства
  • В XIII веке в Европу пришло (вероятно из Индии) прядильное колесо
  • В конце XII века с появлением компаса значительно упростилась навигация
  • В 1280-х годах в Италии были изобретены очки
  • Из мусульманской Испании в Европу вернулась астролябия
  • В 1202 году через книгу Liber Abaci итальянского математика Фибоначчи европейцы узнали арабские цифры

Культура

Искусство

Архитектура

Литература

Музыка

Генетическая • Западной цивилизации • Средиземноморья • Военная • Европейского искусства • Морская • ЕС

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Высокое Средневековье" в других словарях:

Высокое (Крым) — У этого термина существуют и другие значения, см. Высокое. Село Высокое укр. Високе крымскотат. Kermençik Страна … Википедия

Средневековье — термин, обозначающий в западноевроп. истории период между античностью и ранним Новым временем. Нижней хронологич. границей традиционно признается дата свержения вождем герм, наемников скиром Одоакром последнего рим. императора Рому ла Августула… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Раннее Средневековье — Периоды Средневековья Раннее Средневековье Высокое Средневековье Позднее Средневековье Раннее Средневековье[1] период европейской истории, начавшийся после падения Западной Римской империи. Длился около пяти веков, приблизительно с 476 по… … Википедия

Позднее Средневековье — Периоды Средневековья Раннее Средневековье Высокое Средневековье Позднее Средневековье Позднее Средневековье термин, используемый историками для описания периода европейской истории в XIV XVI веках. Позднему Средневековью… … Википедия

Позднее средневековье — Периоды Средневековья Раннее Средневековье Высокое Средневековье Позднее Средневековье Позднее Средневековье термин, используемый историками для описания периода европейской истории в XIV XVI веках. Позднему Средневековью предшествовало Высокое … Википедия

Раннее средневековье — Периоды Средневековья Раннее Средневековье Высокое Средневековье Позднее Средневековье Раннее Средневековье период европейской истории, начавшийся вскоре после распада Римской империи. Длился около пяти веков, приблизительно с 500 по 1000 гг. В… … Википедия

Медицина в Средневековье — Содержание 1 Банщики цирюльники 2 Святые 3 Амулеты 4 Больницы … Википедия

Читайте также: