1 ватиканский собор и его решения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Акт Dei Filius был направлен против слишком рационального отношения к религии, которое было свойственно философам эпохи Просвещения. В документе содержится указание на безусловную необходимость для католика признавать божественное откровение, разбираются вопросы соотношения веры и разума, осуждается материализм.

Наиболее важные политические последствия вызвал принятый на Ватиканском соборе документ Pastor aeternus. В нём получила окончательное закрепление идеология папизма. Политические условия, в которых принимался Pastor aeternus, наложили отпечаток на его содержание. Из-за реальной угрозы для папства лишиться светской власти на соборе доминировал ультрамонтанистский подход, теоретически разработанный орденом иезуитов и популяризированный Ж. де Местром. Ультрамонтанисты выступали в защиту неограниченной верховной власти Папы Римского.

Согласно принятому на соборе положению, Папу отличают от остальных епископов присущие только ему одному непогрешимость (infallabilitas) и первенство юрисдикции (primatus iurisdictionis).

Большой Каспий. Строение и история развития
Монография написана по материалам длительных (1960–2012 годы) исследований автора на .

Первооткрыватели Новой Земли
В книге рассказывается об истории открытия одного из самых обширных архипелагов .

Антарктическая одиссея
Издание 1989 года. Сохранность хорошая. Реймонд Пристли — участник антарктической .

2022. Политический атлас современности. Экономика, социология, история, внешняя и внутренняя политика, особенности функционирования различных ветвей власти, партий и других политических институтов, а также угрозы и вызовы, с которыми сталкиваются современные государства.

Оценка качества размещённой на Сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в Вашем ведении и компетенции. Сайт не является средством массовой информации. Аудитория — 16+.

Ватиканский собор, Первый (Vatican Council 1,1869-1870).

Первый Ватиканский собор был созван папой Пием IX в Риме, и римские католики считают его двадцатым Вселенским собором. Это - первый собор после Тридентского собора (1543-63), к-рый был реакцией на протестантское движение XVI в. Первый Ватиканский собор стремилея определить учение Церкви о вере и Церкви, прежде всего - откликнуться на новые светские, философские и политические движения и либеральную теологию. Однако его работа была прервана франкопрусской войной- в сент. 1870 г. армия итальянского правительства захватила Рим. Собор выработал лишь два главных определения; более пятидесяти остались незавершенными. Первый Ватиканский собор памятен тем, что на нем выработан догмат о "папскойнепогрешимости".

Контекст и структура. Собор соответствовал благочестию и духовности Пия IX и выразил надежду на возрождение католической веры и богослужения, ориентированных на папство. Вместе с тем здесь явственно ощущалась всеобщая потребность противостоять религиозным, философским и политическим убеждениям, перечисленным вСиллабусе ошибок (1864). Собор стремился поддержать авторитет папства, к-рый был подорван вследствие утраты папой светской власти всюду, кроме Рима и прилегающих к нему районов, в пользу Итальянского королевства (1859-61). Необходимо было вновь собрать Церковь и утвердить ее веру, ее авторитет, в особенности - авторитет главы, папы.

В1864 г. Пий впервые упомянул о необходимости созвать Вселенский собор и в 1865г. назначил нескольких кардиналов для подготовки собора. В 1867 г. он объявил о его созыве и выпустил документ, где говорилось, что собор будет созван в 1868 г. В 1869 г. в Ватикан прибыли 737 архиепископов, епископов и других клириков. Собор рассмотрел проекты документов, подготовленных заранее, обсудил и видоизменил их. Результаты были плодом работы участииков собора, хотя до сих пор спорят о том, насколько свободны они были.

Конституция " О католической вере " (De Fide Catholica). Первая догматическая конституция была принята в апр. 1870 г. (ее называют и Dei Filius - "Сын Божий"), В ней высказано единодушное мнение о возрождении католической веры в вопросах понимания Бога, веры и разума. В четырех главах конституции изложена доктрина о божественном откровении, сообщающем нам, что есть свободный, личный БогТворец, абсолютно независимый от тварного мира. Истина о бытии Бога познается разумом самим по себе, поэтому неверие оправдать нельзя. Тем не менее другие истины о Боге и творении можно познать лишь верой с помощью божественного откровения - Св. Писания и предания Церкви. Вера и разум не противоречат друг другу. В специальном приложении указаны заблуждения нового времени, - прежде всего, атеизм, пантеизм, рационализм, фидеизм, библицизм, традиционализм. Они либо совершенно ошибочны (атеизм), либо выделяют лишь один элемент всей истины (рационализм). Это определение стало основой католической теологии и философии нескольких поколений.

Конституция "Примат и непогрешимость папы". Проект второй конституции (Pastor aeternus - "Вечный пастырь") разделил собор на большинство и меньшинство (составлявшее не более 140 человек) и отк-рыл полемику, края по сей день не утихает в Католической церкви. Первоначально собор должен был обсудить законченное определение 15 глав конституции "Церковь Христа" - Тело Христово как истинное, совершенное сверхприродное общество, объединенное под верховной властью папы и связанное с гражданским обществом. Но когда позднее был представлен новый раздел, посвященный папской непогрешимости, большинство сочло необходимым рассматривать положения о примате папства и папской непогрешимости раздельно. В четырех главах конституции положения как о примате папства, так и о папской непогрешимости были признаны частью божественного откровения.

Положение о папской непогрешимости после важнейших исправлений осторожно объясняло, в каком смысле доктринальную власть папы (magisterium) можно считать непогрешимой: "Римский понтифик, когда он говорит ех cathedra (т.е. исполняя обязанности пастыря и учителя всех христиан, и, на основании его высшей апостольской власти, определяет доктрину, касающуюся веры или нравственности, которой еледует придерживаться Вселенской Церкви), божественной помощью, обетованной ему в лице ап. Петра, он обладает той безошибочностью, которой пожелал божественный Искупитель для своей Церкви, чтобы определять доктрины, касающиеся веры или нравственности". В заключение был выдвинут аргумент против галликанизма и концилиаризма: "Таким образом, эти решения римского понтифика необратимы сами по себе, а не по одобрению Церкви ".

Восемьдесят восемь епископов проголосовали против определения о папской непогрешимости в первом голосовании и пятьдесят пять епископов формально воздержались при последнем голосовании (18 июля 1870). Впоследствии все епископы приняли определение, и полемика перекинулась на нюансы в его интерпретации. Оно поддержало возрождение католицизма и убедило светский мир в том, что папство совершенно несовместимо с современной цивилизацией. Протестанты получили новые свидетельства о заблуждениях папской власти. Учение о папской непогрешимости и сегодня продолжает волновать католиков и осложняет отношения Римскока-толической церкви с Англиканской, Лютеранской и др. церквями.

См. также: Папство; Ватиканский собор, Второй; Непогрешимость.

II. Первый Вселенский Собор в Никее

II. Первый Вселенский Собор в Никее Литература: Карташев; Meyendorff, The Orthodox Church; Мейендорф, Введение; Шмеман. Исторический путь; Chadwick; Болотов; Runciman S. The Great Church in Captivity. Cambridge, 1968; Runciman, The Byzantine Theocracy; Болотов; Ostrogorsky; Vasiliev.1. В 321 г. вера Константина сделалась политическим фактором. В

Первый буддийский собор

Первый буддийский собор Будда обучал на пракрите (Tha-mal-pa), диалекте Магадхи (Yul Ma-ga-dha), но в течение его жизни ни одно из учений не было записано. На самом деле впервые учения Будды были записаны только в начале I века до н.э. школой тхеравады – в Шри-Ланке на языке пали. Веками

I Ватиканский собор (1869–1870)

Перечень докторских диссертаций, удостоенных ученых степеней в Санкт-Петербургской, Московской, Киевской и Казанской духовных академиях в период действия Уставов духовных академий 1869, 1884 и 1910–1911 гг. (1869–1918 гг.)[1327]

Перечень докторских диссертаций, удостоенных ученых степеней в Санкт-Петербургской, Московской, Киевской и Казанской духовных академиях в период действия Уставов духовных академий 1869, 1884 и 1910–1911 гг. (1869–1918 гг.)[1327] СПбДА Докторские диссертации, защищенные в период

Глава пятнадцатая Второй Ватиканский Собор и его значение (с точки зрения православного наблюдателя[208] )

Глава пятнадцатая Второй Ватиканский Собор и его значение (с точки зрения православного наблюдателя[208]) На Втором Ватиканском Соборе (1962-1965 гг.) произошло чрезвычайно много важного не только для самой Католической Церкви, но и для всего христианского мира, более того — и

Первый Вселенский Собор

Первый Вселенский Собор Первый Вселенский Собор был созван в 325 г. императором Константином Великим по просьбе многих епископов, в частности Св. Осии Кордубского, по поводу ереси Ария. Собор имел место в Никее, главном городе Вифинии. На нем присутствовало 318 отцов.

ВАТИКАНСКИЙ II СОБОР О СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ.

ВАТИКАНСКИЙ II СОБОР О СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ. Созыв папой Иоанном XXIII В. II С., на первый взгляд, казался неожиданным, но на самом деле отвечал давно назревшей необходимости, к–рая была вызвана существенными переменами в церк. жизни и в мире. Собор открылся 11 октября 1962 с участием

Ватиканский собор, Второй (Vat-ican Council II, 1962-1965).

Ватиканский собор, Второй (Vat-ican Council II, 1962-1965). Католики считают его двадцать первым Вселенским собором. На этом соборе была предпринята сознательная попытка обновить и привести к современности (aggior-rtamento) все стороны церковной веры и жизни. Он был созван в окт. 1962 г. папой

Первый Вселенский собор

Первый Вселенский собор см.: Никейский собор, Первый.

Сардикийский собор(Sardica, Council of, 343344).

Сардикийский собор(Sardica, Council of, 343344). Собор, созванный императорами Константом и Констанцием по настоянию папы Юлия I для разрешения арианских споров. К тому времени ариане и полуариане приняли Никейский символ (с рядом оговорок и уточнений) и заняли влиятельное положение

Эфесский собор (Ephesus, Council of, 431).

Эфесский собор (Ephesus, Council of, 431). Церковной истории известно два Эфесских собора. Первый из них (431) признан Третьим Вселенским собором (следующий после Никейского, созванного в 325г., и Константинопольского - в 381 г.). Второй Эфесский собор был созван в 449 г., чтобы с помощью

VIII. Первый Вселенский собор

VIII. Первый Вселенский собор АрийХристианское учение стало из гонимого торжествующим, и Церковь христианская наслаждалась внешним миром. Но внутреннего мира в ней не было. Ереси, или ложные учения о предметах веры, появившиеся еще со времен апостольских, умножились и

Причины созыва и подготовка Собора

Противоречия католич. доктрины с идеями и практикой либерализма приняли наиболее ярко выраженную форму в Италии, где само существование Папского гос-ва было препятствием к объединению страны и созданию единого королевства.

Предварительные дискуссии

Работа Собора

Окончание Собора

Итоги Собора

Из 51 подготовленного документа на В. С. были одобрены всего 2. Они зафиксировали и усилили централизацию власти в католич. Церкви, определив новое соотношение власти папы и епископата. Хотя документы, разработанные подготовительными комиссиями, не были в большинстве своем рассмотрены и приняты, они послужили впосл. основой для мн. офиц. документов католич. Церкви, в т. ч. для ряда энциклик Льва XIII, а также принятого в 1917 г. нового Кодекса канонического права (см. Codex juris canonici).

Пе́рвый Ватика́нский собо́р — согласно принятому в Римско-католической церкви счёту, XX Вселенский собор. Открылся 8 декабря 1869 года. Прервал свою работу 1 сентября 1870 года; после капитуляции папской армии 20 сентября 1870 года Пий IX буллой Postquam Dei munere того же дня объявил его отложенным на неопределённое время (sine die). Не возобновлялся.

Содержание

История

Открылся 8 декабря 1869 года; 20 сентября 1870 был вынужден приостановить свои заседания ввиду захвата Рима войсками Итальянского королевства.

Предполагалось, что Собор обсудит большое количество догматических и канонических вопросов, но из-за того, что работа Собора была прервана, было принято только две догматические конституции:

1. Dei Filius излагала католическую позицию относительно Бога как Творца всех вещей, относительно естественного познания Бога человеком, сверхъестественного Откровения, веры и доверия и об отношении веры и разума.

2. Pastor aeternus провозглашала позицию по ряду тем: примат апостола Петра, папа как преемник Петра, вселенская юрисдикция Римского епископа, догмат о безошибочности папы в вере и морали (лат. infallibilitas — безошибочность). Конституция — наиболее полное официальное изложение позиции Римско-Католической Церкви относительно папской власти.

Частичная победа ультрамонтанской точки зрения была в значительной мере обусловлена ожесточённой борьбой папства за сохранение своей светской власти перед натиском войск Виктора Эммануила, в 1871 году воцарившегося в Риме вместо пап.

Споры и реакция

Проект конституции Pastor aeternus находился на обсуждении Собора с 21 января 1870 года и содержал 15 глав: первые 10 глав — о Церкви вообще, 11-я и 12-я — о верховной юрисдикции (примате) Папы, три последние — о отношениях между Церковью и государством. Включённая позже в проект глава о infallibilitas вызвала острую реакцию ряда европейских держав: французский министр Дарю послал в Секретариат Церковного государства 2 ноты, выражавшие опасения в связи с предполагаемым определением; австрийское правительство направило ноту своему послу в Риме для передачи госсекретарю кардиналу Антонелли, выражавшую недоумение и озабоченность. В результате 21 марта Антонелли попросил Пия IX отозвать проект декрета о infallibilitas; однако папа дал указание продолжить работу.

Догмат о безошибочности папы по делам веры и морали, также вызывал возражения значительной части духовенства, присутствовавшего на Соборе, хотя не столько по существу догмата, сколько в связи с сомнениями в его политической своевременности. Идейным вождём антиультрамонтанской партии был профессор церковной истории И. Дёллингер (Johann Joseph Ignaz von Döllinger).

В 1871 году Дёллингер и его сторонники были отлучены. Впоследствии германское, австрийское и швейцарское духовенство, отвергшее решения Собора, основали Церковь, известную как Старокатолическая.

Принятие догмата в значительной мере спровоцировало появление в Германии Бисмарка политики Kulturkampf, проводившейся в 1870-е годы.

Догматические определения Собора были категорически отвергнуты как протестантами, так и Православной Церковью [1] .

Infallibilitas

В итоге ожесточённых прений по догмату о папской вероучительной непогрешимости (Infallibilitas) соответствующее определение было принято в следующей формулировке:

Умеренная (с точки зрения кругов, опасавшихся политических последствий принятия догмата) трактовка догмата была изложена в статье епископа Санкт-Пёльтенского Йозефа Фесслера Die wahre und falsche Unfehlbarkeit des Päpste (Вена, 1871), одобренной Пием IX как официальный комментарий. Изложенная им точка зрения ограничивает безошибочность учительства только теми случаями, когда Папа ясно выражает волю от имени всей Церкви под угрозой отлучения в противном случае.

В Первый Ватиканский собор (латинский: Concilium Vaticanum Primum) был созван Папа Пий IX 29 июня 1868 года, после периода планирования и подготовки, который начался 6 декабря 1864 года. [1] Это, двадцатый Вселенский собор из католическая церковь, проведенный через три столетия после Совет Трента, открыта 8 декабря 1869 г. и закрыта 20 октября 1870 г. [2] В отличие от пяти предыдущих общих советов, проводившихся в Рим, который встретился в Латеранская базилика и известны как Латеранские советы, он встретился в Ватиканская базилика, отсюда и его название. Его наиболее известным решением является определение папская непогрешимость. [3]

Совет был созван для решения современных проблем растущего влияния рационализм, анархизм, коммунизм, социализм, либерализм, и материализм. [4] Его целью, помимо этого, было определение Католическая доктрина о Церкви Христовой. [5] Были обсуждены и одобрены только две конституции: Догматическая конституция о католической вере (Dei Filius) и Первую Догматическую Конституцию о Церкви Христовой (Pastor Aeternus), последний имеет дело с первенство и непогрешимость из Епископ Рима. [5] Первым предметом обсуждения стал догматический проект католической доктрины против многочисленных ошибок рационализма. Собор осудил рационализм, либерализм, натурализм, материализм и пантеизм. Католическая церковь защищалась от основной идеологии XIX века. [6]

Содержание

Еще в конце 1864 года Пий IX заказал кардиналы житель Рима, чтобы высказать ему свое мнение о целесообразности созыва собора. Большинство высказалось в пользу схемы, несогласные - редко. После марта 1865 г. созыв Собора уже не подлежал сомнению. Были выпущены специальные буллы с приглашениями епископам Восточная Православная Церковь, к Протестанты и другим некатоликам, ни одна из групп не выполнила просьбу. [7]

Собор был созван папой бык 29 июня 1868 г. [1] Первая сессия прошла в Базилика Святого Петра 8 декабря 1869 г. [8] На предварительных заседаниях обсуждались общие административные вопросы и поручения комитетов. Епископ Бернард Джон МакКуэйд жаловался на дождливую погоду, плохое отопление и скуку. [9] Епископ Джеймс Рузвельт Бейли Ньюарка, штат Нью-Джерси, отметили высокие цены в Риме. [9] Когда Лорд Хоутон спросил Кардинал Мэннинг о том, что происходило, он ответил: «Ну, мы встречаемся, смотрим друг на друга, а потом немного разговариваем, но когда мы хотим знать, что мы делаем, мы читаем то Раз". [10]

Папская непогрешимость

Предмет совета какое-то время оставался загадкой. Первое откровение было дано в феврале 1869 года в статье в La Civiltà Cattolica, а Иезуит журнал. Он утверждал, как считают многие католики во Франции, что собор будет очень недолгим, поскольку большинство его членов согласны, и упомянул среди прочего провозглашение папской непогрешимости. Фракции вокруг этого предложения возникли по всей Европе, и некоторые итальянцы даже предложили создать конкурирующий совет в Неаполь. Однако перед заседанием Совета все затихли из-за изученной расплывчатости приглашения. [7]

Dei Filius

Pastor Aeternus


13 июля 1870 г. было проведено предварительное голосование по разделу о непогрешимости общим собранием: 451 голосовал просто за (место), 88 против (без места), и 62 за, но при условии внесения некоторой поправки (Placet iuxta Modum). [17] Это сделало очевидным, каков будет окончательный результат, и около 60 членов оппозиции покинули Рим, чтобы не быть причастными к одобрению документа. Финальное голосование с выбором только между место и без места, был принят 18 июля 1870 года 433 голосами за и только 2 против определения в качестве догмы непогрешимости Папы во время выступления. ex cathedra. [4] Два голоса противников были отданы епископами. Алоизио Риччио и Эдвард Фицджеральд. [18]

говорит ex cathedraто есть, когда, выполняя свой пост пастыря и учителя всех христиан, в силу своей высшей апостольской власти, он определяет доктрину относительно веры или морали, которой должна придерживаться вся Церковь, которой он владеет, посредством божественного помощь, обещанная ему в благословенном Петре, та непогрешимость, которой божественный Искупитель пожелал своей Церкви обладать в определении доктрины относительно веры или нравственности.

Ни один из епископов, утверждавших, что провозглашение определения неуместно, не отказался принять его. Некоторые католики, в основном говорящие на немецком языке и во многом вдохновленные историком Игнац фон Деллингер, сформировали отдельный Старая католическая церковь в знак протеста; Фон Дёллингер формально не присоединился к новой группе. [19]

Приостановка и последствия


Следовательно, 20 сентября 1870 года, через месяц после того, как Королевство Италия оккупировал РимПапа Пий IX, который тогда считал себя узником Ватикана, издал буллу Postquam Dei munere, закрытие Совета на неопределенный срок. [20] Хотя некоторые предлагали продолжить совет в бельгийском городе Mechlin, он никогда не возобновлялся. [21] Совет был официально закрыт в 1960 году, до образования Второй Ватиканский собор. [22]

Между тем, в ответ на политические последствия доктрины непогрешимости для светский заявляет, что некоторые приняли быстрые меры. Австрия аннулировал Конкордат договорился с Курия в 1855 г. Пруссия антикатолический Kulturkampf вспыхнул сразу после этого, и во Франции Синод таким образом подчеркнул силу ультрамонтанизм (акцент на полномочиях Папы), что республика предприняла шаги, чтобы обуздать его, отменив Конкордат 1801 года и полностью отделив Церковь от государства. [23]

Читайте также: