Культура вятского края кратко

Обновлено: 05.07.2024


Богатые традиции культуры и просветительства получили дальнейшее развитие в XX веке и продолжают развиваться в настоящее время.

В области более трех тысяч памятников истории, культуры и архитектуры, около двухсот особо охраняемых природных территорий, более 700 публичных (общедоступных) библиотек, 39 музеев (литературные дома-музеи А.С. Грина и М.Е. Салтыкова-Щедрина, краеведческие, этнографические, естественно - научные, мемориальные и отраслевые), несколько выставочных залов.

В регионе традиционно развиваются народные художественные промыслы: дымковская игрушка, кукарское кружево, вышивка, изделия из капо-корня, матрешка, керамика, изделия из лозы, бересты, соломки, художественная обработка дерева, роспись по дереву.

Активную концертную деятельность ведут Вятский муниципальный оркестр народных инструментов им. Ф.И. Шаляпина и Вятский симфонический оркестр.

Традиционным стал областной фестиваль искусства и национальных культур, посвященный дню рождения области.

Область представляет собой территорию, населенную различными этносами. Это исконно проживающие здесь русские, удмурты, марийцы, коми-пермяки и татары.

В в местах компактного проживания этносов созданы и работают более 10 лет 5 центров национальных культур: русской, удмуртской, марийской, татарской и коми-пермяцкой культуры.

Основными видами их деятельности являются изучение, сохранение и передача следующим поколениям обычаев, обрядов и традиций, а также укрепление межнациональных отношений народов, компактно проживающих в Кировской области.


Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Хлынов Вятка Киров

Начало этой колонии летописец Вятской Земли относит к 1174 (6682) г. и несколько противоречит сам себе: в одном месте говорит, что жители новгородские отправились в путь самовольно и отделились от Великого Новгорода, а в другом, — что они отправились с согласия Великого Новгорода. Вероятнее первое, потому что эта колония не признавала власти Новгорода, несколько раз являлась враждебною Новгороду, никогда не бывала с ним во взаимодействии и испытывала против себя — по сказанию той же местной летописи — злобу своей метрополии.

Впоследствии к происхождению вятской колонии приплели старинную греческую басню об основании Тарента, которая, будучи занесена к нам, применялась не к одной Вятке. Говорили, будто новгородцы отправились на войну и оставили дома своих жен с рабами. Во время их семилетнего отсутствия рабы воспользовались правами мужей и прижили с новгородскими женами детей. Опасаясь мщения мужей, жены бежали из Новгорода с своими любовниками и незаконными детьми: эти-то беглецы, будто бы, основали Вятку.

Так как основание Вятки относят к той эпохе, когда после упорного сопротивления суздальцам и поражения Андреева Боголюбского ополчения Новгород примирился с князем Боголюбским, то, быть может, выходцы из Новгорода в это время состояли из заклятых врагов суздальской партии и не хотели оставаться в отечестве, когда в нем дела обратились противно их сочувствиям. По известию упомянутого летописца, колонисты поплыли на судах по Волге, дошли до Камы, там поставили городок и намеревались здесь оставаться.

Но тут услышали они, что далее на восток живут вотяки в земле привольной, богатой и укрытой лесами. На Каме жить было не безопасно, потому что большая река — большой путь; на них станут нападать то те, то другие; притом и новгородцы знают этот путь и станут требовать подчинения. Часть колонистов осталась в новопостроенном городке, другая отправилась далее по Каме. Они вошли в реку Чепец и начали жечь и разорять вотяцкие жилища, укрепленные земляными валами.

Вотяки — это удмурты
Вогулы — это манси
Черемисы — это марийцы

Вотяки были народ мало воинственный, пришли в страх от нападения неожиданных гостей и разбегались. По реке Чепцу новгородцы вошли в реку Вятку и, проплыв по ней пять верст, увидели на высокой горе Болванский городок. Взять его было трудно. После нескольких напрасных усилий новгородцы положили себе зарок, — не пить, не есть, пока не завоюют городка. Случился день Бориса и Глеба. Новгородцы стали призывать на помощь этих святых. Святые помогли им. Они взяли Болванский городок; множество вотяков было побито, остальные разбежались: русские построили здесь церковь Бориса и Глеба и назвали городок Никулицын.

Те, которые остались прежде на Каме, узнали, что их братья нашли себе лучше приют, бросили свой городок и поплыли по Каме, а потом по реке Вятке. Они напали на черемисский городок Каршаров. Услыхав, что святые Борис и Глеб помогли их соотечественникам при взятии Болванского городка, стали и они призывать этих святых. И им помогли святые Борис и Глеб, — в угоду русским напустили на черемисов видение: тем представилось, будто на них нападает многочисленное войско; тогда одни из них пустились врассыпную, а другие без боя отворили победителям ворота.

Завоевавши Каршаров, новгородцы переименовали его в Котельнич и послали партии разведывать: нельзя ли чего еще завоевать. Между тем, и те, что утвердились в Болванском городке, послали партии на провод: какие есть по-далее земли; хотелось им найти удобное место, где бы построить еще город. При устье реки Хлыновицы, на высокой горе, место им поправилось, и они заложили город, и назвали его Хлынов — это нынешняя Вятка. Предание осталось, будто река Хлыновнна названа так новгородцами оттого, что они на этом месте услышали крик диких птиц: хлы! хлы!

Хлынов — первоначальное название города Вятка

Основание Хлынова не обошлось без чудес. Когда новгородцы стали строить город, то увидали деревья, чудодейственно приготовленные невидимою силою и приплывите к месту построения города. Построив детинец, новопоселенцы поставили в нем церковь Воздвижения Честного Креста. Этот городок с северо-запада и юга опоясан был глубоким рвом, а с востока защищался крутым берегом и рекою Вяткою; вместо городской стены служили жилища, плотно поставленные одно близ другого задними стенами на внешнюю сторону. Место было удобное; такой крепости было на первый раз достаточно против туземцев. В средине городка вырыли колодезь, поставили земскую избу для управления и винокурню. Так основался Хлынов.

Жители его прозвались вятчане, по имени реки, носившей туземное название Вятки, и вся земля, занятая новопоселенцами, названа была Вятскою Землею. Население Вятского края возрастало, как естественным путем, так и приливом новых пришельцев, из Устюга, из Новгорода и из других стран; недовольные ходом дел в отечестве нередко убегали в Вятскую Землю. Так около Хлынова образовался посад, который был обнесен деревянными стенами с башнями; дремучие леса защищали его.

Мало-помалу стали возникать селения и погосты. Летопись кратко упоминает о том, что переселенцы терпели набеги от вотяков и черемис, которые, конечно, смотрели неприязненно на новых обитателей своего отечества, а потом от татар Ногайской и Золотой Орды, появившихся на берегах Волги и Камы. Поэтому все русские поселения были укреплены; неоднократно русские выдерживали нападения и отбивали врагов: их подвиги оставались в народной памяти с героическим блеском. В воспоминание о них вятчане устроили торжественные ходы и праздники.

Черемисы препятствовали расселению русских

Таким образом, на память одной жестокой битвы с вотяками и черемисами, было установлено каждогодно носить из Волковского погоста близ Никулицыпа образ великомученика Георгия в Хлынов и встречать его торжественно со свечами и железными стрелами, которые означали оружие побежденных врагов. Другой ход был из Никулицыпа с образом Бориса и Глеба, — в память взятия Болванского городка. Третий с чудотворным образом Николая.

Однажды толпа поселенцев, хотевших основаться в землях нынешнего Яренского уезда, подверглась их нападению. Русские бежали от них и в бегстве покинули образ Николая чудотворца. Много времени спустя после этого события, в 1383 году, какой-то поселянин зачинал поселение близ той горы, где покинут был образ, и выбрал себе место для усадьбы на берегу ручья. Однажды отправная он в лес за деревом, и увидал свет: он окружал образ; по этому признаку поселянин нашел образ и поставил у себя в новоотстроенной избе. Около него стали селиться другие; заводилось и умножалось поселение.

Тогда образ оказался целебным и чудотворным, и в избу поселянина стали стекаться богомольцы. Весть об этом дошла до хлыновского духовенства: оно стало помышлять, как бы приобресть такое сокровище для города. Жители деревни долго ни за что не уступали образа; едва городские жители упросили их уладить дело так, чтоб из Хлынова каждогодно совершать крестный ход в эту деревню и приносить туда образ. Таким образом, установлен был каждогодный ход в эту деревню, построенную на берегу реки Великой.

Внутреннее устройство Вятки нам неизвестно в подробностях. Верно только то, что вятчане управлялись сами собою, вечем — по образцу новгородскому. Летописец говорит о них: "И тако Новгородци начата общежительствовати, самовластвующе правами и обладаемы своими жители, и нравы свои отеческие и законы, и обычаи новгородские имеячу". Хлынов был главный город всей земли; под его первенством были пригороды, из которых известны, как существовавшие во времена независимости, Котельнич, Никулицын, Орлов, Слободской.

По новгородскому обычаю устроены были погосты, к которым тянули деревни. Несмотря на сходство в нравах с новгородцами, — по известию вятского летописца, — вражда господствовала между Новгородом и Вяткою. Новгород, считая Вятку своим поселением, домогался от нее такой же зависимости, как от двинских колоний. Вятчане ни за что не хотели ему подчиняться и платить дани. Тогда новгородцы давали от себя князьям отказные и предавали вятчан на произвол то тех, то других князей; а князья все вообще не любили Вятки, почитали вятчан самовольниками и со своей стороны препятствовали им сойтись и помириться с новгородцами.

Вятка — одна из всех русских земель, управлялась без князей;
одна сохраняла чистое народоправство, и не нуждалась в княжеской власти.

Природа помогала ей защищаться и от метрополии, и от князей; трудно было провести к ней войско сквозь непроходимые леса; одним вятчанам были известны пути в своем отечестве. Зато и вятчане не сидели в покое. Там больше, чем где-нибудь, распространено было ушкуйничество. Постоянно нерасположенные к Новгороду, вятчане однако не чуждались новгородских ушкуйников, разгуливавших на востоке без воли Великого Новагорода, и наполняли их шайки. В Вятке был гостеприимный приют удальцам; там происходили сборы на удалые выпранм. Только однажды в 1449 г., они с ушкуйниками не поладили и разбили их.

Плавая в судах по Каме и по Волге, вятчане грабили гостей бесерменских и нападали на татарские жилища. За это-то в отмщение, в 1391 году, по повелению хана Тохтамыша, татарский царевич Бекбут напал с ордою на Вятку; много было побитых, много в полон захвачено. Вечные враги Новгорода, вятчане помогали великим князьям против него: так в 1417 году, вместе с новгородскими беглецами и изменниками, они опустошали Двинскую Землю.

С Устюгом они жили во вражде; в 1436 н 1438 г. они разоряли Устюг, сожгли город Гледен и разогнали жителей по лесам. Когда уже московское самовластие начало и до них добираться, они упрямо оборонялись против него: таким образом мы видим их сторонниками Василия Косого и Шемяки, восстававших против Василия. После укрощения князей, Василий отправил войско на Вятку, в 1456 году, под предводительством князя Ряполовского и Горбатого, но они, дошедши до самого Хлынова, ничего не сделали: вятчане подкупили их посулами. Архангельский летописец обвиняет в этом какого-то Григория Перхушкока.

На следующий год отправлено снова войско под главным начальством князя Патрикеева: на этот раз москвичи взяли два вятских города: Орлов и Котельнич. Вятка покорилась и признала над собою власть великого князя. Но это признание было только на словах. Она продолжала управляться сама собою. В 1468 г. вятчане заключили союз с казанским царем Ибрагимом и не хотели помогать москвичам и соединенным с ними русским силам против татар. Они то отговаривались, что царь казанский обязал их не стоять ни за кого, то не отвечали на приглашения.

Вятчане отчаянно не хотели повиноваться Москве

Видно было, что Москва внушала им такую ненависть, что они не поддались искушению — воевать своих непримиримых врагов, татар, которые издавна беспрестанно грабили и разоряли их, где только могли. Но в 1471 году они пошли за великого князя против других своих врагов и братьев — новгородцев; их ополчение воевало против двинян. В тот же год другое ополчение совершило блистательный ушкуйнический набег на понизовье Волги: оно напало врасплох на Сарай, взяло и ограбило его. Татары спохватились, пустились по Волге вперед, чтоб загородить им путь: вся Волга была перенята их судами; по вятчане пробились сквозь них. Хотели было перенять их под Казанью, но и там пробились они и благополучно ушли в свою землю с добычею.

Участвуя в поражении Новгорода, Вятка приготовила гибель и себе. Новгород пал, а Вятка напрасно думала оставаться с своей независимостью, с своим народоправством и с своею удалою вольницею. По давнишней вражде своей к Устюгу, вятчане в 1486 году пошли воевать на этот город; ограбили три устюжских волости, а потом подплыли под городок устюжский, Осиновец; по тут ушли от них воеводы и они обратились назад. Эти самовольные походы дали право московскому государю укорять их в разбойничестве.

Когда потом войска великого князя отправились в поход против казанцев, вятчане решительно объявили себя независимыми и прогнали великокняжеского наместника, к ним посланного. Иван Васильевич, верный своей политике — казаться правым, действовать прежде всего убеждениями и нравоучениями, и по-видимому, прибегать к уничтожению старого свободного порядка как бы в крайнем случае, приказал митрополиту Геронтию написать к ним увещательные послания. Таких посланий дошло до нас два: одно к вятчаиам всем вообще, другое к вятскому духовенству.

Послание к вятчанам обращено к воеводам, атаманам и ко всему вятскому людству. "Вы, — писал митрополит, — только что зоветесь христианами, а делаете злыя дела: обидите святую соборную апостольскую церковь, русскую митрополию, разоряете церковные законы, грубите своему государю великому князю, пристаете к его недругам, соединяетесь с погаными, воюете его отчину, губите христиан убийством, полоном и грабежем, разоряете церкви, похищаете из них кузнь (металлическия вещи), книги и свечи, да еще и челом не бьете государю за свою грубость". Он грозил им, в случае непослушания, приказать священникам затворить все церкви и выдти прочь из Вятской Земли, и на всю землю посылал проклятие.

Вятка-Хлынов получала священнослужителей не имея своих владык

В послании к священникам митрополит изъявляет сомнения, действительно ли они настоящие духовные лица. "Мы не знаем, — пишет он, — как вас называть; не знаем, от кого вы получили поставление и рукоположение". Действительно, не имея своих владык, неизвестно откуда Вятка получала священнослужителей. Вероятно, туда приходили из разных мест духовные лица; и свои вятчане отправлялись посвящаться в разных местах. Понятно, что при таком составе там господствовало чрезвычайное уклонение от церковного порядка.

Митрополит укорял их, что их духовные дети, вятчане, не наблюдают церковных правил о браках, женятся, будучи в родстве и сватовстве, иные совокупляются четвертым, пятым, шестым, седьмым браком. Видно, что вятские священники не хотели знать никакого святителя, потому что митрополит грозит наложить на них тягость церковную, выражаясь так: "если вы, зовущиеся священниками, игуменами, попами, диаконами и черноризцами, не познаете своего святителя".

Эти послания, как следовало ждать, не имели успеха. Великий князь послал на Вятку рать под предводительством Шестака-Кутузова. Но этот воевода поладил с вятчанами. Они как-то оправдали себя, и он воротился, не сделав им зла. Иван Васильевтч двинул на них в 1489 году другое сильное войско, под главным предводительством князя Данилы Щени и Григория Морозова; с ними пошли тверичи, вологжане, устюжане, двиняне, вожане, каргопольцы, белозерпы, жители берегов Выми и Сысолы: Иван умышленно составил это ополчение преимущественно из северных соседей вятчан, которые были их давние враги, терпели от них много раз набеги и разорения и теперь с охотою шли отомщать своим извечным недругам.

Даже татар казанских послал московский государь на Вятскую Землю — мстить за всю старую злобу. Войска было, — по сказанию архангельского летописца, — шестьдесят четыре тысячи; эта страшная сила прошла опустошительной грозою по Вятской Земле и 16-го августа явилась под Хлыновым. Вятчане — так смело презиравшие могущество московского государя, решаясь не покоряться тому, кто уже подчинил себе Новгород, — конечно, не ожидали, чтобы столько гостей, да еще таких старых знакомых гостей, явилось у них под стенами. Сопротивляться было невозможно.

Москва завоевывала Вятку очень большим войском

Они выслали воеводам поминки с Исупом Глазатым: это средство прежде удавалось; по теперь воеводы поминки приняли, а вятчанам дали опас только до другого дня. На другой день вышли из города большие люди, поклонились воеводам и сказали: "Покоряемся на всей воле великого князя, и дань даем и службу". Воеводы отвечали: "Целуйте крест за великаго князя и выдайте ваших изменников и коромольников: Ивана Оннкиева, Пахомия Лазорева, да Палку Богодайщикова". Вятчане сказали на это: "Дайте нам сроку до завтраго". — "Даем", — отвечали воеводы и отпустили их.

Вятчане поняли, что от них не удовольствуются ни данью, ни службою; задаться за великого князя, целовать крест за него значило лишиться своей воли, своего народоправления, своих вековых обычаев. Вместо того, чтоб явиться на другой день и дать ответ, прошло два дня; воеводы терпели, наконец, на третий день вятчане дали отказ. Тогда воеводы приказали каждому пятидесятку ратников тащить две сажени плетня и приставить к стенам, а другим приказали нести смолу и берест.

Вскарабкавшись на плетни, они бросали через стены огненные приметы. Тогда вятчане отворили ворота, ударили челом и выдали троих требуемых зачинщиков. Воеводы приказали их тотчас же заковать и отдать устюжанам — их врагам, под наблюдение. У воевод уже было заранее приказание, что им делать. 1-го сентября они развели Вятку — по сказанию одного летописца, всю, а по известиям других, только больших людей. Их повели в Москов-щнпу.

Великий князь приказал их расселить в Боровске, Алексине, Кременце, и дать им поместья; торговых людей поселил в Дмитрове, а коноводов приказал высечь кнутом, а потом повесить. Вместе с пленными вятчанами привели и Арских, то есть вотяцких князей Вятской Земли; но Иван Васильевич не счел их опасными и отпустил в свою землю.

Современный Киров — это развитый культурный центр с большим количеством интересных для посещения объектов культуры и искусства. Пройдём по ним вместе!


Кировская область богата культурными и историческими ценностями. В их числе - краеведческий музей, основанный в XIX веке, городской театр, публичная библиотека, художественный музей и т. д.

Сегодня культурные традиции региона сохраняются и развиваются. Современный Киров — это развитый центр с большим количеством интересных для посещения объектов культуры и искусства.

ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ С.М. КИРОВА


Сегодня в театре идут около 30 спектаклей. Значительную часть репертуара составляют произведения классической драматургии: на двух сценах с неизменным успехом идут спектакли по Гоголю и Чехову, Толстому, Тургеневу, Островскому. Любит зритель и спектакли по произведениям современных драматургов — Дарио Фо, Вуди Аллена, Елены Исаевой, Юрия Полякова. Постоянно обновляется репертуар для юных зрителей.

В театре действует музей, проводят экскурсии. Здесь вам предоставится возможность попасть в костюмерную и даже спуститься в оркестровую яму.

Адрес: Киров, ул. Московская, 37.

ВЯТСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИМЕНИ В.М. И А.М. ВАСНЕЦОВЫХ


Это был первый художественно-исторический музей на севере и северо-востоке России. Его о снование и комплектование первых коллекций связан ы с деятельностью Вятского художественного кружка, членами которого были художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы.

Сегодня музей я вляется одним из ведущих центров культурной жизни Кирова . Его с обрание насчитывает более 20 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и народного искусства.

Жемчужинами коллекции являются картины выдающихся русских художников XVIII – первой половины XIX в еков: портреты К арла Брюллова, А лексея Венецианова, пейзажи С ильвестра Щедрина, Ф ёдора Матвеева, М аксима Воробь ё ва.

В музее регулярно проводятся выставки, экскурсии, тематические занятия для детей и взрослых, экскурсии выходного дня, мастер-классы, музейные уроки, творческие встречи с деятелями культуры и искусства, концерты.

Адрес: Киров, ул. К. Маркса, 70.

КИРОВСКИЙ ТЕАТР КУКОЛ ИМЕНИ А.Н. АФАНАСЬЕВА И ВЯТСКИЙ ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ


Долгожданным событием для театра кукол стало открытие в 2009 году нового здания. В нём - два зрительных зала, сцена, оснащённая по последнему слову техники, новейшее электроосветительное и звуковое оборудование, просторные и светлые художественно-производственные цеха.

Также в здании располагается Вятский палеонтологический музей. Его открыли на базе обширной коллекции парейазавров - ящеров, обитавших 260 миллионов лет назад и найденных на территории Кировской области. Здесь есть уникальные экспонаты, многие из которых не имеют аналогов в мире. В 100 км от музея в Котельничском районе Кировской области расположено местонахождение остатков этих древних животных. В летний период посетителям музея предлага ю т участие в экскурсионных турах на место раскопок древних ящеров.

Адрес: Киров, ул. Спасская, 22.

МУЗЕЙ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ


Дымковская игрушка — один из символов Вятки, изделие исключительно ручной работы, она индивидуальна и отражает творческий почерк каждого отдельного мастера. Для производства игрушки используется ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят , о бжига ют и р а спис ывают красками . Использование широкой цветовой гаммы прида ё т дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Завершают украшение ромбик ам и из потали и сусального золота. Наиболее распростран ё нные дымковские сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.

Музей дымковской игрушки обладает большой интересной коллекцией — в нём более 700 экспонатов. Экспозиция музея раскрывает этапы развития дымковского промысла на протяжении ХХ века и до сегодняшнего дня. В музее проходят различные тематические выставки, где представлены творческие работы современных мастериц, проходят мастер-классы, юбилейные встречи и круглые столы по проблемам жизни дымковского промысла. Здесь можно заказать экскурсию, встретиться с мастерицей или посмотреть фильмы разных лет по творчеству мастериц разных поколений.

Адрес: Киров, ул. Свободы, 67, 4 этаж.

МУЗЕЙ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО, АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ


Музей посвящён исследованиям космического пространства человеком. На постоянных выставках можно увидеть много занимательных экспонатов, которые привлекают любителей космонавтики из многих городов России.

Музей К.Э. Циолковского, авиации и космонавтики представляет свою экспозицию в двух зданиях: историческом здании музея и здании Детского космического центра имени Виктора Савиных, лётчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза, Почётного гражданина города Кирова и Кировской области.

Адрес: Киров, ул. Преображенская, 16.

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ


Кировский областной краеведческий музей — один из старейших в России. Сегодня он является крупным культурным центром области. Главное здание музея — это бывшие корпуса торговых рядов начала XIX века.

На момент открытия в музее насчитывалось около 7 тысяч экспонатов, полученных в виде добровольных пожертвований от частных лиц и различных заведений. В комплектовании его фондов принял участие император Александр II, который повелел передать в вятский музей коллекцию из 645 минералов.

Сегодня Кировский областной краеведческий музей – это крупное культурно-образовательное учреждение, ежегодно принимающее более 200 тысяч посетителей. В нём более 250 тысяч экспонатов.

Адрес: Киров, ул. Спасская, 6.


Музей вятской глиняной игрушки рассказывает об уникальном промысле, являющейся одним из символов Вятки. Экспозиция музея представлена игрушками дымковских мастериц, дополнена рисунками и картинами.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

КУЛЬТУРА ВЯТСКОГО КРАЯ в ХVIII веке Презентацию подготовила Жигалова О.А., уч.

Описание презентации по отдельным слайдам:

КУЛЬТУРА ВЯТСКОГО КРАЯ в ХVIII веке Презентацию подготовила Жигалова О.А., уч.

КУЛЬТУРА ВЯТСКОГО КРАЯ в ХVIII веке Презентацию подготовила Жигалова О.А., учитель истории МБОУ средняя школа № 27 города Кирова

Образование 1727 г. - в Хлынове открыта школа при архиерейском доме. (27 учен.

Образование 1727 г. - в Хлынове открыта школа при архиерейском доме. (27 учеников. Учились здесь только мальчики. Однако вятчане не считали учёбу обязательной, поэтому школа вско­ре закрылась) 1734 г. - открыта славяно-латинская школа. Основатель епископ Лаврентий Горка. В XVIII в. на Вятской земле произошли важные изменения в области образования. Они были связаны с появлением школы. Пер­вый учитель прибыл на Вятскую землю в 1720 г. Однако смог ли он открыть школу — неизвестно. 1727 г. - в Хлынове открыта школа при архиерейском доме. (27 учеников. Учились здесь только мальчики. Однако вятчане не считали учёбу обязательной, поэтому школа вско­ре закрылась) 1734 г. - открыта славяно-латинская школа. Её основателем был епископ Лаврентий Горка.

Славяно-латинская школа в Хлынове Преподавали учителя из Киевской академии. У.

Славяно-латинская школа в Хлынове Преподавали учителя из Киевской академии. Учили читать и писать, изучали латинский и греческий язы­ки, богословские науки и гуманитарные предметы. При школе было общежитие для учеников и хорошая библиотека, книги для которой были подарены Л. Горкой. Училось около 400 человек в возрасте от се­ми до двадцати пяти лет. Питание, одежду, обувь, книги, ученики получали бесплатно. Из славяно-латинской школы вышло немало замечательных людей, которые прославили Вятскую землю. Это и путешественник-во­ин Ф. С. Ефремов, поэт Ермил Костров, учёный-медик К. И. Щепин и многие другие.

Образование В 1758 г. - открыто первое на Вя­тской земле среднее учебное заве.

Образование В 1758 г. - открыто первое на Вя­тской земле среднее учебное заведение — духовная семинария. В 1758 г. на базе этой школы было открыто первое на Вя­тской земле среднее учебное заведение — духовная семинария.

Образование 22 сентября 1786 г. в Вятке открылось Главное на­родное училище.

Литература ХVIII в. на Вятской земле появляются и талантливые писатели, творч.

Кот в пиве Лукавый кот, на чан вскочивший торопливо, Вдруг с краю сорвался, у.

Литература Ермил Иванович Костров (1755–1796) талантливый переводчик романа А.

Наука Константин Иванович Щепин (1728–1770). В 1762 г. он стал первым русским.

Архитектура 1717 г. церковь Иоанна Предтечи. Трёхсвятительская церковь Трифон.

Архитектура 1717 г. церковь Иоанна Предтечи. Трёхсвятительская церковь Трифонова монастыря Развивалось в это время и зодчество. В ХVIII в. продолжается каменное строительство. Особенно много зданий строилось в г.Хлынове. Уникальным архитектурным памятником стала возведённая в 1717 г. церковь Иоанна Предтечи. Она представляла собой восьмигранную башню, покрытой каменными узорами. До этого так строили только деревянные здания.

Архитектура Новые сооружения в Успенского Трифонова мо­настыря Трёхсвятительс.

Архитектура Новые сооружения в Успенского Трифонова мо­настыря Трёхсвятительская церковь Трёхсвятительская церковь Бла­говещенская церковь Новые сооружения появились и в Успенском Трифоновом мо­настыре. Это, прежде всего, Трёхсвятительская церковь — творение местных мастеров. Скромная и в то же время украшенная деко­ративными проёмами на стенах с наличниками, она гармонично вошла в монастырский комплекс. Также строг и внешний облик Бла­говещенской церкви в этом же монастыре. Она почти не имела декоративных украшений. Эти и другие здания на терри­тории Трифонова монастыря придали ему величавый вид и закончен­ность форм.

Архитектура Питейная изба — кирпич­ное одноэтажное здание на высоком подклете.

Архитектура Жилой дом Аверкия Перминова — чиновника г.Хлынова. Это двухэтажны.

Художественное ремесло Вышивка Сегодня немногие знают о том, что когда-то Вят.

Художественное ремесло Вышивка Сегодня немногие знают о том, что когда-то Вятка являлось одним из главных центров искусства вышивки. Поскольку в Вятской губернии издавна проживали различные народы (русские, удмурты, марийцы, татары, чуваши), Вятская вышивка отличалась разнообразием технических приемов. Вполне вероятно, что оказало воздействие на Вятский вышивальный промысел географическое положение. На юго-востоке Вятской губернии в качестве основных вышивальных приемов мастерицы использовали косую стежку, счетную гладь, набор и роспись. В вышивке преобладал геометрический орнамент. В северных регионах Вятской губернии вышивали в основном растительный орнамент, используя технику тамбурных и стебельчатых швов, которые сочетались с гладью.

Художественное ремесло Кукарские кружева В те далёкие годы на Вятской земле с.

Художественное ремесло Кукарские кружева В те далёкие годы на Вятской земле существовало уже и кружевоплетение. Когда оно появилось точно неизвестно. По преданию в начале ХVIII в. в Кукарке появился плотник, женатый на голланд­ке. Она и научила местных женщин плетению кружев. В конце века на Вятской земле уже широко было распространено крестьянское кружево, которое делалось из простой пряжи и отличалось прос­тым рисунком. Окрашивалось оно чаще всего в синий цвет. Исполь­зовались такие кружева для украшения полотенец.

Художественное ремесло Изделия из капа

Художественное ремесло Изделия из капа

Художественное ремесло В 1785 г. впервые упоминаются вятские мастера по изгот.

Художественное ремесло В 1785 г. впервые упоминаются вятские мастера по изготовлению ложек В 1785 г. впервые упоминаются вятские мастера по изготовлению ложек. В губернском городе их было 4 че­ловека. Первоначально ложки делались грубыми на вид: большие, круглые и с толстыми черенками. Сверху их покрывали олифой.

Таким образом, в ХVIII веке на Вятской земле развивается образование, художе.

Таким образом, в ХVIII веке на Вятской земле развивается образование, художественная культура, народные промыслы. Закладывается база для бурного развития культуры в последующем столетии. Вывод:

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Краткое описание документа:

Данная презентация может быть использована на уроках истории в 8 классе в рамках изучения истории и культуры родного края, либо на уроках краеведения, а также на внеурочных занятиях.

В презентации содержится информация о формировании системы образования в Вятке и о развитии художественной культуры и народных художественных промыслах XVIII века.

Читайте также: