Культура умственного труда кратко

Обновлено: 08.07.2024

Культура умственного труда - это синтез качеств личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение к учебной деятельности, уровень её интеллектуальных, организационно-технических, гигиенических сторон, дающих возможность ученику качественно, рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять любую умственную работу.

Культура умственного труда представляет собой своеобразный сплав интеллектуальной, организационно-технической, гигиенической культур личности, опосредуемых личностным отношением субъекта к данной деятельности.

Воспитание культуры умственного труда представляет собой сложную многоуровневую модель, включающую в себя учебно-организационные, учебно-информационные и учебно-коммуникативные умения и навыки.

Культура умственного труда школьников предполагает воспитание каждого учащегося в индивидуальном режиме.

Личностное отношение (отношение учащегося к учению, направленность, интересы, мировоззрение, духовный мир личности) выступает главным компонентом, оказывающим воздействие на все остальные компоненты, составляющие культуру умственного труда.

При воспитании культуры умственного труда особое место отводится формирования положительного отношения ученика к учению.

Интеллектуальный компонент является решающим при работе школьника с другими источниками учебной информации: устным словом, наблюдением, познавательными задачами, в процессе выполнения домашних заданий.

Правильная организация учебной работы включает в себя ряд взаимосвязанных моментов, касающихся внешних и внутренних условий деятельности. К внешним условиям относятся

правильный режим работы;

оборудование места для занятий;

определение оптимального порядка приготовления уроков на каждый день и на всю неделю.

Без соблюдения этих условий не могут быть достигнуты сколько-нибудь серьёзные успехи в учебной деятельности.

Кроме того, к внутренним условиям можно отнести умение быстро включаться в работу, вести её не отвлекаясь и в хорошем темпе, привычку садиться за уроки вопреки желанию погулять или поиграть и т.д.

Воспитание привычке к систематической работе начинается с установления твёрдого режима занятий, без которого не могут быть достигнуты серьёзные успехи в учебе. Вот почему садится за уроки надо всегда вы одно и тоже время.

По словам психологов, когда человек выполняет работу, которая не представляет для него интереса, в его внутреннем состоянии последовательно сменяют друг друга два этапа. Вначале человек работает с трудом, неохотно, принуждая себя. Всё строится на сознательном волевом усилии. Человек работает недостаточно эффективно, хотя затрагивает много сил. Но по мере того, как он втягивается в работу, процесс её выполнения постепенно начинает требовать меньшего самопринуждения, меньших волевых усилий. Зачастую появляется интерес к выполняемой работе или к результату, дело идёт быстрее и эффективнее. Как говорят психологи, этап произвольности сменяется этапом постпроизвольности.

Таким образом, человек, оттягивающий начало работы, значительно удлиняет её первый тяжёлый этап, построенный на принуждении себя. Чем длиннее этап, тем неприятнее воспоминания о работе, тем сильнее будет у него искушение затянуть начало работы в следующий раз.

Поэтому, обучая детей тому, как учиться, нельзя пренебрегать таким моментом, как выработка привычки приступать к делу без раскачки.

Кроме того, школьник должен иметь постоянное место для занятий, лучше всего отдельный столик и полку для книг. Причём в это время никто не должен мешать ему. Подобно тому, как у человека вырабатывается привычка к определенному времени работы, точно так же появляется она и к рабочему месту, что располагает его к работе, сокращает период втягивания в неё.

Таким образом, организационно-технический и гигиенический аспекты являются важными составляющими культуры умственного труда, наряду с личностным и интеллектуальным компонентами. Конкретное содержание структуры взаимодействия компонентов определяется целями и задачами той или иной учебной работы.

Актуальность темы обусловлена тем, что современная педагогика исходит из признания единства материального и формального образования, поэтому в задачи умственного воспитания входит: вооружение учащихся математическими знаниями основ наук о природе, человеческом обществе и мышлении; развитие познавательных потребностей, интересов и способностей; формирование социально значимых мотивов учения; воспитание у учащихся самостоятельности в учебной работе; а также формирование умений и навыков умственной деятельности (наблюдения, сравнения, выработка понятий, понимание причинно-следственных связей, прочное запоминание материала и т.п.), т.е. интеллектуального компонента культуры умственного труда.

Содержание работы

Введение 3
Педагогические основы воспитания культуры умственного труда 4
Структура интеллектуального компонента культуры умственного труда 7
Методика воспитания культуры умственного труда младших классов 13
Заключение 17
Список литературы 18

Содержимое работы - 1 файл

Культура умственного труда.doc

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Формирование знаний лишь тогда оказывается плодотворным, когда оно осуществляется вместе с развитием мышления.

Одной из важнейших составных частей воспитания Личности является умственное воспитание. В истории Русской педагогики были две точки зрения на умственное воспитание и развитие: теория формального образования и теория материального образования.

Представители первой теории утверждали, что главное и наиболее существенное в умственном воспитании – это развитие самих форм мышления, познавательных способностей учащихся, развитие памяти, воображения, сообразительности, находчивости. При этом само обучение в школе рассматривалось как своеобразный курс умственной гимнастики. Представители теории материального образования, напротив считали самым главным и существенным в умственном развитии и воспитании конкретные, реальные знания, которые в необходимой степени сами собой определяют и формы мышления.

Актуальность темы обусловлена тем, что современная педагогика исходит из признания единства материального и формального образования, поэтому в задачи умственного воспитания входит: вооружение учащихся математическими знаниями основ наук о природе, человеческом обществе и мышлении; развитие познавательных потребностей, интересов и способностей; формирование социально значимых мотивов учения; воспитание у учащихся самостоятельности в учебной работе; а также формирование умений и навыков умственной деятельности (наблюдения, сравнения, выработка понятий, понимание причинно-следственных связей, прочное запоминание материала и т.п.), т.е. интеллектуального компонента культуры умственного труда.

Педагогические основы воспитания культуры умственного труда

Культура умственного труда - это синтез качеств личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение к учебной деятельности, уровень её интеллектуальных, организационно-технических, гигиенических сторон, дающих возможность ученику качественно, рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять любую умственную работу.

    1. Личностный;
    2. Интеллектуальный;
    3. Организационно-технический;
    4. Гигиенический.

Культура умственного труда представляет собой своеобразный сплав интеллектуальной, организационно-технической, гигиенической культур личности, опосредуемых личностным отношением субъекта к данной деятельности.

Воспитание культуры умственного труда представляет собой сложную многоуровневую модель, включающую в себя учебно-организационные, учебно-информационные и учебно-коммуникативные умения и навыки.

Культура умственного труда школьников предполагает воспитание каждого учащегося в индивидуальном режиме.

Личностное отношение ( отношение учащегося к учению, направленность, интересы, мировоззрение, духовный мир личности) выступает главным компонентом, оказывающим воздействие на все остальные компоненты, составляющие культуру умственного труда.

При воспитании культуры умственного труда особое место отводится формирования положительного отношения к учению.

Правильная организация учебной работы включает в себя ряд взаимосвязанных моментов, касающихся внешних и внутренних условий деятельности. К внешним условиям относятся 2 :

    1. правильный режим работы;
    2. оборудование места для занятий;
    3. определение оптимального порядка приготовления уроков на каждый на всю неделю.

Без соблюдения этих условий не могут быть достигнуты сколько-нибудь серьёзные успехи в учебной деятельности. Кроме того, к внутренним условиям можно отнести умение быстро включаться в работу, вести её не отвлекаясь и в хорошем темпе, привычку садиться за уроки вопреки желанию погулять или поиграть и т.д.

Воспитание привычке к систематической работе начинается с установления твёрдого режима занятий, без которого не могут быть достигнуты серьёзные успехи в учебе. Вот почему садится за уроки надо всегда вы одно и тоже время.

По словам психологов, когда человек выполняет работу, которая не представляет для него интереса, в его внутреннем состоянии последовательно сменяют друг друга два этапа. Вначале человек работает с трудом, неохотно, принуждая себя. Всё строится на сознательном волевом усилии. Человек работает недостаточно эффективно, хотя затрагивает много сил. Но по мере того, как он втягивается в работу, процесс её выполнения постепенно начинает требовать меньшего самопринуждения, меньших волевых усилий. Зачастую появляется интерес к выполняемой работе или к результату, дело идёт быстрее и эффективнее. Как говорят психологи, этап произвольности сменяется этапом постпроизвольности 3 .

Таким образом, человек, оттягивающий начало работы, значительно удлиняет её первый тяжёлый этап, построенный на принуждении себя. Чем длиннее этап, тем неприятнее воспоминания о работе, тем сильнее будет у него искушение затянуть начало работы в следующий раз.

Поэтому, обучая тому, как учиться, нельзя пренебрегать таким моментом, как выработка привычки приступать к делу без раскачки.

Таким образом, организационно-технический и гигиенический аспекты являются важными составляющими культуры умственного труда, наряду с личностным и интеллектуальным компонентами. Конкретное содержание структуры взаимодействия компонентов определяется целями и задачами той или иной учебной работы.

Структура интеллектуального компонента культуры умственного труда

Уровень культуры умственного труда определяет все стороны и результаты обучения: качество формируемых знаний и умений; познавательную активность учащихся и развитие их мышления, творческих сил; производительность учебного труда и зависящий от неё уровень учебной нагрузки; эффективность использования воспитательных возможностей учебного процесса; подготовленность к жизни.

Перед каждым новым поколением людей, прежде всего встаёт задача овладения накопленным социальным опытом человечества. Для этого необходимо усвоить определённые способы учебной деятельности. Способы деятельности наряду со знаниями и морально-эмоциональными отношениями составляют содержание образования и представляют собой нерасторжимую целостность: без знаний невозможно овладеть ни способами деятельности, ни опытом морально-эмоциональных отношений; в то же время формирований и знаний, и опыта этих отношений может происходить только в процессе деятельности. Именно поэтому образовательная, развивающая и воспитательная функции школы реализуются в органическом единстве.

В процессе обучения взаимосвязано формируются как общие, т.е. межпредметные умения, применяемые при изучении всех или многих дисциплин, так и специальные, т.е. предметные умения, которые используются лишь в ходе какой-то одной дисциплины.

Особенно велико значение межпредметных умений, т.к. именно они играют определяющую роль в развитии общего мышления и их формирование лежит в основе обучения именно учиться.

Педагогическая целесообразность эмпирического пути умственного развития учащихся обусловлена двумя факторами: возрастной ограниченностью познавательных способностей и сложностью мыслительных операций. Поэтому без эмпирического пути не обойтись. Да и нельзя считать его безрезультатным, так как он обеспечивает в определённой степени формирование умений. Но степень эта не может быть признанна достаточной. 4

Отметим, что интеллектуальные умения основываются на специальных мыслительных операциях. Процесс мышления представляет собой совокупность различных операций. Важнейшими среди них являются анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация и др.

Как правило, учащиеся, анализируя изучаемое явление, раскрывая связи между ними, оценивая события общественной жизни, не знают, что они интуитивно применяют научные методы, принципы познания, и не знают, как нужно их применять.

С анализом неразрывно связан синтез, который представляет собой противоположную мыслительную операцию.

Культура в широком смысле означает возделывание, обрабатывание, совершенствование, т.е. именно культура создает личность, именно культура делает один народ непохожим на другой, определяет его неповторимое лицо. Отсюда ее стратегичес­кая задача –подъем общего культурного уровня через созда­ние принципиально новых форм деятельности, способствую­щих привлечению к работе как можно большего количества людей, выступающих за возрождение и развитие национальной культуры.

Освоение культуры человеком происходит в процессе всей его жизни. Главный результат –культура личности, культура профессиональной деятельности, основными характеристиками которой являютсяпозитивность в отношении к культурному контексту,успешность в деятельности и жизни,творческая направленность ирефлективность.

Общеизвестно, что именно деятельность превращает задатки в способности, деятельность позволяет объективировать способности, воплощая их в продукты (ценности) культуры.

Из всего разнообразия видов труда нами выбран для изучения труд умственный (интеллектуальный), включающий информационные, логические, обобщающие и творческие элементы, характеризующийся отсутствием прямого воздействия человека со средствами производства.

Учебный (умственный) труд отличается от любого другого вида труда тем, что главным его результатом является изменение самого обучающегося обогащение его новой системой знаний, умений и навыков, отношений к действительности и пр. (П. Гальперин, А. Маркова, В. Зинченко, Е. Кабанова-Меллер, М. Скаткин и др.). В связи с этим, главный воспитательный эффект учебного труда выражен в новых особенностях личностного развития человека.

Доказано, что хорошо организованный умственный труд оказывает большое воспитательное воздействие на обучающегося:

· способствует выработке трудолюбия, дисциплинированности, аккуратности, умения беречь время;

· формирует не только интеллектуальный, но и нравственный облик личности.

Однако позитивные качества личности умственный труд воспитывает лишь в том случае, если студент умеет учиться.

Базовым условием культуры умственного труда является глубокое фундаментальное образование, получив которое чело­век способен дальше самостоятельно работать, учиться и пере­учиваться. Он знает законы природы, законы развития обще­ства, умеет логически рассуждать, анализировать и связывать факты, принимать решения, изучать явления с научной точки зрения. Как никогда осознается роль и значение культуры и образования, которые рассматриваются в качестве главного ус­ловия социально-экономического прогресса. Уровень образова­ния руководителей и педагогов является важнейшим факто­ром устойчивого развития страны. В этом смысле образование - это образ жизни студента. Именно такие студенты, когда они становятся руководителями, сферу образования населения дер­жат среди своих приоритетов.

КУЛЬТУРА УМСТВЕННОГО ТРУДА – это качество лич­ности, характеризующее уровень развития ее интеллектуаль­ных, познавательных, исследовательских и организационно-технических сторон, обеспечивающих рациональность и высо­кую продуктивность умственной деятельности.

Адаптация (лат. аdарtаtіо – приспособление)– вид взаимодействия личности с социальной средой, обществом, коллективом, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.

Решимость –это проявлениеэнергии действия. Опыт по­казывает: когда студент начинает жить на основе понимания готовности–с ее учетом и формированием нового уровня го­товности, то он начинает двигаться в своем развитии активно и продуктивно. Ни один студент с традиционными методами обучения не успевает за требованиями времени.

· К чему готов студент сегодня?

· Какова у него структура по­требностей?

· Какова у него структура способностей по отношению к этим потребностям?

· Какова воля студента, его решимость? Что он готов совершить в жизни, познании, профессиональной деятельности?

· Как согласованы три луча: Потребность – Способность– Решимость

Нет ли между ними дисгармонии?

Позитивность студента в отношении к культурному кон­тексту означает, что такой студент обладает познавательными способностями к продуктивному культурному существованию через определенный культурный образ жизни, к определенному умению приобщать других к верховным ценностям культуры путем возвышения человеческого достоинства каждого.

Успешность студента определяется его способностями, по­зволяющими успешно реализовать смысл обучения–повыше­ние жизненного уровня, улучшение физического, психического, духовно-нравственного оздоровления.

· удовлетворение всякой потребности требует преодоления пре­пятствий – воля. Воля всегда выступает слитно с какой-либо потребностью, усиливает ее, придает ей устойчивость, воля имеет первостепенное значение во многих областях деятель­ности: учеба, наука, искусство, управление, спорт;

· потребность в компетенции или вооруженности, потребнос­ти в вооруженности наращиваются у человека с рождения и всю последующую жизнь.

Таким образом, культура умственного труда– ядро общей культуры – проявляется в разных видах деятельности и обеспечивает высокий эффект и результат обучения студента вуза, полноценное развитие его личности, представляет собой сложный педагогический феномен, в котором выделены основные компоненты:

o внешний(учебный труд как деятельность по приобщению к культуре);

o внутренний(личностный, мотивационно-потребностный, интеллектуальный, организационно-деятельностный, гигиенический компоненты).

Именно эти составляющие позволяют в совокупности рационально и качественно с наименьшими затратами времени и сил человека выполнять любую умственную работу. Основные принципы организации умственной деятельности были сформулированы в 1911 г. русским физиологом Н.Е. Введенским:

· в работу нужно входить постепенно;

· должен быть определенный ритм работы, так как ритмичность деятельности способствует выработке навыков и замедляет развитие утомления;

· необходимо придерживаться обычной последовательности в деятельности, что предполагает регулярную, организованную и плановую работу;

· необходимо установить правильное чередование труда и отдыха. При умственной работе отдых должен быть активным и сочетаться с физическими упражнениями;

· высокая работоспособность сохраняется при постоянной и систематической деятельности, при которой закрепляется навык.

Рекомендации, ориентированные на повышение качества умственного труда:

· поддержание профессиональных знаний на уровне, достаточном для решения любых задач, которые возникают во время работы;

· поддержание умеренного и постоянного уровня производственной нагрузки;

· соблюдение ритмичности в работе;

· создание условий для формирования положительных эмоций и возможности для быстрого снятия отрицательных;

· перерывы на отдых должны быть заполнены деятельностью, которая снимает психо - эмоциональное напряжение (физическая активность, психологическая разгрузка, специальные психогигиенические процедуры);

· во внерабочее время 3-4 раза в неделю по 30-40 минут выполнять физические упражнения с интенсивностью в пределах 70-75% от индивидуальной максимальной частоты сердечных сокращений.

Школа и учение занимают большое место в жизни детей. С переходом учащихся из класса в класс учебная нагрузка школьника значительно усложняется, им предстоит овладеть большим объемом знаний. Материал, подлежащий усвоению, с одной стороны требует более высокого уровня учебнопознавательной и мыслительной деятельности, а с другой умения организовать свой умственный труд. Неправильные способы усвоения учебного материала, его заучивания ведут к пробелам в знаниях, снижению успеваемости. Успех в учении закладывается на уроке, а на уроке все зависит от учителя, его подготовленности к уроку, тщательном продумывании всех его этапов, подборе задач, культуре речи и пр.

- его организация: состояние классного помещения, наличие в нем необходимого дидактического материала, наглядных пособий, инструментов (классных и личных у учащихся), деловая серьезная обстановка.

У учителя должен быть запас бумаги на весь учебный год, инструменты на каждого учащегося, индивидуальные карточки. Особо хочется сказать об использовании классной доски: все записи на ней, особенно которые делает учитель, должны быть образцом рационального места, образцом для учащихся, чертежи должны выполняться цветными мелками, при необходимости заранее, на перемене, чтобы учащиеся, попав в кабинет математики, сразу оказались в области науки, которая не терпит несобранности. С учащихся надо проводить показательные приемы обучения: как слушать объяснения учителя, как работать с учебником, правила домашней работы, как ускорить работу и др. В каждом кабинете математики нашей школы есть такие советы по организации культуры умственного труда. Само собой разумеется, что на уроке математики должна быть отличная дисциплина. Доказательство теоремы или вывод формулы нельзя просто слушать, как, например, рассказ о Великих географических открытиях. Минутное отвлечение на уроке геометрии может привести к тому, что станет непонятным все последующее. Усваивать материал такого рода можно, лишь понимая и удерживая в сознании логику всего предшествующего рассуждения и доказательства. Именно от нас, учителей, зависит как длительно мы можем удерживать внимание на отвлеченном, логически организованном материале. Итак, уроки закончены, учащиеся приступают к выполнению домашних заданий. Домашнее задание должно быть выполнено возможно лучше и возможно в короткое время. Прежде всего есть общие правила организации домашней работы. Однако только организации рабочего места, режима работы недостаточно. Многие школьники жалуются на плохую память.

Второе правило малой механизации памяти: чередовать пассивные восприятия материала с активными попытками припоминания его.

При выполнении домашней работы надо экономить время, но это не значит излишне торопиться и суетиться. Есть два способа экономить время: ускорять действия и применять выгодные способы работы. Ускорять действия – значит не терять время на раскачку перед работой, не расходовать время на поиск учебников, тетрадей, а все необходимое иметь под рукой, не допускать вялости, ненужных пауз во время работы. Применять выгодные способы работы – это значит постоянно искать такие способы выполнения заданий, которые ведут к цели кратчайшим путем. Решая любую задачу, надо вспомнить известные приемы решения подобных задач, припомнить нужные формулы и правила, а не пользоваться методом проб и ошибок. Учителю хорошо известно, что многие школьники отождествляют заучивание учебного материала с зубрежкой и ошибочно полагают, что достаточно понять урок и уметь приблизительно его пересказать, чтобы знать материал. Поэтому полезно познакомить учащихся с некоторыми правилами запоминания.

Культура умственного труда – это умение работать над текстом учебника, правилами, формулировками, умение конспектировать, составлять алгоритм решения задач.

Читайте также: