Культура украины 20 века кратко

Обновлено: 28.06.2024

Это одна из наиболее сложных и интересных тем курса. Принято подразделять историю культуры и искусств XX столетия на несколько периодов. Сегодня в науке выделяют период истории и культуры относящейся к концу XIX, началу XX веков, когда на территории Украины и империи, в состав которых она входила, происходили сложные процессы становления новой формации, которые нашли свое отражения в культуре и развитии искусств. События революций и I мировой войны, приведшие к формированию украинской государственности в 1917-1920 годах привели к активным культурным процессам, к появлению новых тенденций, зарождению новых жанров, использованию новых средств в культуре и искусстве. Следует обратить внимание на создание новой системы культурных и духовных ценностей, в Советской Украине, а также сети культурных и просветительских учреждений. С одной стороны 30-40е годы XX века ознаменовали завершение воссоединения всех украинских территорий, что способствовало полноценному развитию художественной культуры Украины, с другой стороны это был период жесточайших репрессий, невосполнимых потерь для народа и государства в целом. Несмотря на тяготы и лишения, великие потери и утраты, культурный процесс 40-х годов не только не приостановился в своем развитии, но и приобрел новые черты, грани, отражая стремления народа к победе над врагом, сохранении целостности государства и сохранении культуры.

Сложный и противоречивый процесс происходит сегодня в жизни Украинского народа. Пережив тяжелый период 90-х, несмотря на политическую нестабильность внутренней и внешней политики, современная Украина в числе других государств Европы и бывших республик СНГ пишет новые страницы истории и культуры своего народа.

План

1. Культура Украины на рубеже XIX – XX в.в.

2. Культурная жизнь украинского народа в 1917 – 30-е годы.

3. Культура Украины в период Второй мировой войны, Великой Отечественной войны.

4. Художественные процессы в Украине во второй половине 40-х - 60-е годы.

6. Основные тенденции развития украинской художественной культуры в 70-90-е годы XX столетия.

7. Культура Украины в период независимости: традиции и новаторство.

Контрольные вопросы

1. Какое влияние на развитие культуры Украины оказали: революционный подъем масс, рост уровня политического и национального образования.

2. Перечислите основоположников украинского профессионального театра начала XX столетия.

3. Назовите выдающихся украинских художников начала столетия.

4. Назовите основные этапы развития образования на Украине в первой половине XX столетия.

5. Какие факторы влияли на становление литературного процесса в Украине первой половины XX столетия.

6. Как восстанавливалась наука и образование в Украине в середине XX столетия.

7. Какие проблемы середины столетия нашли свое отражение в литературе, живописи, искусстве.

Темы докладов и рефератов

1. Особенности культурной жизни Украины в первой четверти XX столетия.

2. Основные направления в украинском изобразительном искусстве и архитектуре 20 – начале 30-х годов.

3. Подъем украинской поэзии в 20 – 30-е годы.

4. Феномен украинского поэтического кино.

5. Выдающиеся достижения украинской музыкальной культуры в XX столетии.

6. Художественные процессы в Украине XX столетия.

Список литературы

1. Культура i побут населення Украiни. – К., 1993.

2. Маланюк I.Ф. Нариси з iсторiiнашоi культури. – К., 1992.

3. Мифы народов мира. – М., 1980.

4. Навиченко Л., Русанiвський В., Украiнська нацiональна культура: минуле, сучасне, майбутне. –К., 1990.

5. Огiенко I.I., Украiнська культура. Коротка iсторiя культурного життя украiнського народу. – К., 1992.

6. Полiкарпов В. Лекцii з iсторii свiтовоi культури. – Харкiв., 1995.

7. Полонська-Василенко Н.Iсторiя Украiни. –К., 1992.

8. Тейлор Э.Первобытная культура. М., 1989.

Тема 9. Харьков в истории украинской культуры.

Харьков – крупнейший по величине и численности населения город в Украине. С 1917 по 1934гг он был столицей УССР. Сегодня - это главный культурный центр Восточной Украины.

Основанный в XVII веке как город -крепость, со временем, Харьков становится одним из крупнейших центров Слободской Украины. Развитие и становление духовных ценностей Харькова следует рассматривать в контексте исторических событий. Особое внимание при изучении темы следует уделить художественной культуре города Харькова и выдающихся деятелей, его литературной жизни, театра и театральной критики, музыкального творчества, архитектуры и изобразительного искусства на различных этапах истории.

Харьков - крупнейший центр науки и просвещения в Украине. Множество выдающихся ученых и педагогов работало в стенах его учебных заведений, особое место среди которых по праву принадлежит Харьковскому университету ( 1805г.).

При подготовке вопросов связанных с развитием просвещения и науки г. Харькова, следует особое место уделить истории Харьковского коллегиума, Харьковского университета (1805г.) – крупнейшего научного, просветительского и культурного центра.

Студентам следует рассматривать вопросы данной темы, связанные с развитием и становлением духовных ценностей Харькова, в контексте украинской и российской культурных систем; уметь охарактеризовать особенности художественной культуры Харькова, знать выдающихся деятелей науки и культуры, их открытия и достижения.

План

1. Культурное развитие Харькова в XVII – XIX веках.

2. Особенности культурной жизни Харькова в XX веке.

3. Современные проблемы и тенденции развития художественной культуры города.

Контрольные вопросы.

1. Согласны ли вы с утверждением, что Харьковский университет стал колыбелью не только отечественной науки, но и культуры.

2. Можно ли признать тот факт, что театральная критика зародилась в городе Харькове.

Темы докладов и рефератов.

1. Харьковский коллегиум и его значение для украинской культуры.

2. Художественные традиции Харькова XVIII – XIX веков.

3. Кружок И.И.Срезневского в Харькове и его культурная деятельность.

5. Вклад творческой интеллигенции Харькова в украинскую культуру XIX века.

6. Особенности развития архитектуры и изобразительного искусства Харькова.

8. Музыкальная жизнь Харькова в XX веке.

9. Особенности взаимодействия украинского и российского элементов в культуре Харькова.

10. Проблемы и основные тенденции развития художественной культуры Харькова в условиях независимой Украины.

11. Особенности культурного развития Харькова.

12. Литературная жизнь Харькова.

Список литературы

1. Дьяченко Н.Т., Ушанский М.В, Олейник В.В. Харьков, путеводитель, 2-е изд. Харьков, 1989 г.

2. Ерпулева В.Н.Харьков - город сегодня. Харьков, 1985 г.

3. Архитектура Украинской ССР. Том 1. - Москва. 1994.

4. Багалей Д.И., Миллер Д.П. История города Харькова за 250 лет его существо­вания (1655-1905): Историческая монография в 2-х томах. - Репринтное изда­ние - Харьков, 1993.

5. Горшков А.О., Семенов В.Т., Миндель Б.А. Харьков: Архитектура, памятники. - К.: Мистецтво, 1996.

6. Гуляницкий Н. Ф. История архитектуры. Москва: Стройиздат, 1984.

7. Касьянов A.M. Харьков. Архитектурно-исторический очерк. Харьков, 1995.

8. Новгородов В.Е. Золотой венец старого Харькова: Успенский собор — памят­ник архитектуры XVIII века. - Харьков: Прапор, 1990.

9. Васильев А.С. Ураиноведение Учебное пособие, Издательство: Харьков, 1988г.

10. Андреев СП. История Украины с древних времен., Киев, 1987г.

11. Кручинов Т.Ю. Особенности искусства разных стран, М., 1998 г

12. Патапов А.И. Архитектурные стили, М., 1999г.

13. Художня культура Слобiдськоi Украiны/Н.Межова, О.Сердюк, О.шило та iнш.

14. Кравченко В.; Боголей В. Научная и общественно-политическая деятельность. – Харьков, 1990г.

15. Лесь Курбас. Березиль. Iз творчоi спадщины./ Упоряд. М. Лабiнський. – К. 1988.

16. Описи Харькiвського намiсництва кiнця XVIII ст. Упоряд.: В.Пiрка, О.Гуржiя. – К. 1991.

17. Петрицький А., Портрети сучасникiв. К. 1991.

18. Сердюк О. Родумы i нотатки актора. - К. 1991.

19. Топонiмiчный словник Хрькiвщини /А.Перепеча, А.Ярещенко,. – Харькiв. 1991.

20. Украiнська опера радянського перiоду: з критичноi спадщини 20-х рокiв / Упоряд. О. Руднева. – Харкiв. 1993.

1. Особенности развития культуры в XX в.

XX столетие - время сложных, противоречивых процессов во всех сферах общественной жизни. Укрепление международного сотрудни­чества и мировые войны, компьютеризация и сотни миллионов негра­мотных, пересадка сердца, лазерная терапия и высокая смертность, прежде всего детская, в большинстве развивающихся стран, утвер­ждение демократии и существование тоталитарных государств, боль­шие достижения в социально-экономической области и нищета жи­телей многих регионов - все это прямо или косвенно оказывало и оказывает существенное влияние на развитие культуры, в том числе и украинской.

Процесс экономической интеграции, увеличение числа контактов между странами и народами обеспечивают возможность дальнейшей интернационализации культуры. Так например, по решению ЮНЕСКО в мире отмечались юбилеи Т.Шевченко, И.Франко. Многие деятели художественной культуры отмечают влияние, которое оказывают на их творчество классики мировой литературы, музыки, живописи.

В целом ряде стран усиливается влияние религии, растет ее роль во всех сферах общественной жизни. Так, сегодня определилась четкая тенденция исламизации политики и политизации ислама. Достаточно остро стоит проблема межконфессиональных отношений в Украине.

2. Культура Украины в начале XX столетия.

В начале века в украинской литературе видное место занимали писатели, творчество которых в годы Советской власти замалчивалось или искажалось. Среди них В.Винниченко - деятель Центральной Рады, прозаик, драматург, произведения которого характеризовались разноплановой проблематикой (сельская и городская жизнь, изображение различных социальных групп).

Развитие медицины и медицинской науки, достижения в области микробиологии, обшей патологии, инфекционных болезней, гигиены, офтальмологии связаны с работой И.Мечникова и его учеников -Г.Минха, В.Высоковича, Д.Заболотного, М.Гамалеи, В.Субботина, Л .Гиршмана, С.Игумнова.

Культура Украины развивалась в условиях продолжавшейся русификации. Хотя в 1904 г. кабинет министров России признал вредным запрещение украинского языка, до 1917 г. в Украине не было ни одного государственного учебного заведения, где преподавание велось бы на украинском языке. В начале первой мировой войны началось активное наступление на украинство: запрещение языка, массовые аресты и ссылки интеллигенции. Это в первую очередь касалось территории Галичины, занятой Россией в ходе военных действий.

После свержения царизма в Украине начался новый этап национально-освободительного движения, создавались условия для ускоренного развития национальной культуры. Уже в марте 1917 г. в Киеве были открыты две украинские гимназии. При активном участии Генерального секретариата просвещения Центральной Рады осуществлялся перевод школ на украинский язык преподавания, в разных регионах Украины было создано более 80 украинских гимназий. Начала работать Украинская педагогическая академия, историко-филологический факультет в Полтаве, открыт украинский университет в Каменец-Подольске. В период гетманства основана Украинская Академия наук, которую возглавил В.Вернадский; осенью 1918 г. стала функционировать Украинская государственная академия искусств. Больших успехов в первые послереволюционные годы добились украинская пресса и книгопечатание.

Культура Украины ХХ века: особенности

Культура Украины ХХ века: особенности

Культура Украины ХХ века как часть общей культуры Российской империи

Культура Украины ХХ века: особенности
Европейская культура

Тяготение к европейской демократической культуре – это следствие национального подъёма казацкой Украины, народ которой издавна исповедовал демократические ценности. Многие деятели украинской культуры происходили из семей казаков, солдат, торговцев, рабочих, крестьян и священников, и своё искусство они намеренно противопоставляли дворянскому искусству Российской Империи.

И при всём этом украинская культура начала ХХ века освобождается от многих стереотипов. Тарас Шевченко был, как и многие представители казачества, человеком глубоко религиозным, в то время как новая украинская культура стала по преимуществу светской. Вместо крестьянско-казацкой культуры восторжествовала культура городская.

Именно они в значительной мере создают имидж сегодняшней Украины, не особенно положительный. Поражает наивность, с которой молодые украинцы примыкают как к проевропейской, так и к пропутинской группировке: большинство из них руководствуются, естественно, благими намерениями, однако не имеют представления о том, что путинская власть противостоит России как таковой и не имеет к ней никакого отношения, как и о том, что вступление в Евросоюз не сделает Украину полноценной европейской державой, а лишь полумёртвым рынком сбыта дешёвого ширпотреба.

Видео: История Украины. Видео фильм. Часть1

Похожие статьи:

  • Культура Украины XVII века: История Украины
    Средневековая культура Украины была довольно специфической. Во многом можно сказать, что средневековая украинская культура – яркий пример .
  • Культура Украины XIX века: стили и направления
    Украинцы вообще странный народ. На протяжении всей своей истории они считали, что их обижают, притесняют и недооценивают. Несмотря на то, что .
  • Памятники архитектуры Украины: описание и фотографии
    Памятники архитектуры Украины чрезвычайно многообразны, что отражает бурную и неоднозначную историю этой страны. Здесь можно найти и образцы .
  • Украинское барокко XVII – XVIII века: развитие
    Так называемое украинское барокко стало первым направлением европейской культуры (в первую очередь архитектуры, но не только: украинское барокко .
  • Живопись в Украине ХХ века: История развития
    В начале ХХ века украинская живопись развивалась в тех направлениях, которые стали основополагающими в Европе. Украина в то время являлась частью .

Содержание, форма, стилевые изменения в культуре зависят не только от эволюции искусства, они тесно связаны со всеми сторонами жизни общества, с особенностями и закономерностями исторического процесса в целом. В начале ХХ в. общественная жизнь все больше приобретает черты массовости, что приводит концентрацию рабочей силы в экономике и формирования массовых общественно-политических движений в политической сфере. Прогрессирующая социально-экономическая дифференциация приводит к росту политизации общественной жизни, появление на исторической сцене политических партий, активно претендуют на власть. Все эти процессы мирового масштаба дополняются специфическими и во многом неблагоприятными условиями, в которых развивается украинская культура.


Какое влияние, по вашему мнению, осуществляла на развитие культуры каждая из названных условий?

Процессы модернизации экономики и общества в целом в начале ХХ ст. требовали повышения культурного и образовательного уровня населения, подготовки квалифицированных кадров для промышленности и сельского хозяйства. Эти потребности обусловили прежде рост количества учебных заведений. Только в Приднепровской Украине с конца XIX в. к 1911 количество начальных школ для детей рабочих и крестьян увеличилась на 40%. Увеличивалась сеть ремесленных училищ и школ, горных и коммерческих училищ, где готовили кадры для промышленности и торговли. Количество гимназий в Приднепровской Украине достигла 129 (52 мужские и 77 женских).


Сотрудники Новороссийского университета. Первый слева - А. Богомолец, в центре - М. Ушинский

Было открыто 8 учительских институтов, 10 духовных семинарий. Высшее образование оказывали три университета: Киевский, Харьковский, Новороссийский (Одесса), Историко-филологический институт в Нежине (в 1875 г. преобразован из лицея), политехнический институт в Киеве (1898 г.), технологический и ветеринарный институты, высшие женские курсы (1907 г), женский медицинский институт (1910 г.) в Харькове, Горный институт (1912 г.)

В 1914-1915 гг. В Приднепровье функционировало 452 средних школы, в которых обучались 140 тыс. учащихся, и 19 высших учебных заведений, с 26,7 тыс. студентов. В 1917 году высшие учебные заведения было уже 27 и в них обучалось 35 тыс. студентов.

Однако в целом уровень развития системы образования был неудовлетворительным. НЕ достаточным было количество школ, а те что были не покрывали потребностей детей школьного возраста. В частности, на 1000 человек населения в начальных, неполных средних и средних школах обучалось всего 67 учеников. Так, на Киевщине, Волыни и Подолии, входивших в состав Киевской школьной округа, не было земств, а потому не было и земских школ, а только немногочисленные министерские или церковные приходские школы.


Занятия в народной школе № 60. Киев, 1910 г.

Количество школ в Киевской школьной округе в начале ХХ в.

Регион Количество школ Количество учащихся В% к общему количеству детей
Волынь 1442 59 374 14
Киевщина 1812 103 641 17
Подолье 2045 95 583 24

Прокомментируйте данные таблицы

Однако и в земских местностях не все было благополучно. Например, в 1900 г. в Ворзельском уезде Черниговской области на 153 022 души населения было 57 начальных школ с 5643 учениками, вне школы оставалось 3835 детей. Только в 1909-1912 гг был разработан план внедрения общей начального образования в подроссийской Украины, рассчитанный на десять лет.


Карта. Грамотность населения украинских земель


1. Какие выводы можно сделать из данных на карте? 2. Как можно объяснить такое большое различие между регионами?

Понятно, что и процент грамотных людей был различным в разных губерниях. В 1910 г. на Украине уровень грамотности населения был ниже среднего для всей Европейской части Российской империи показателя - 30%.

Обратимся к источникам

Из статьи украинского учителя и писателя С. Васильченко (1911 г.)


Несколько в лучшем состоянии находилась образование в западноукраинских землях, прежде всего в Галичине. За школьным законом здесь существовало два типа школ: ниже - сельский и выше - городской. У1900 г. в Восточной Галиции работало 4250 классов с польским языком обучения, 2250 - с украинским языком обучения. Вместе с 6240 сел Галичины в 981 селах не было школ. Средних школ на всю Галичину насчитывалось 49, и только в четырех из них обучение велось на украинском языке.

Накануне Первой мировой войны в Галиции действовало уже 3500 Украинский начальных школ, где обучение велось на родном языке. Из 86 гимназий Галиции было только 6 государственных и 15 частных учреждений, находились в ведении украинский просветительских обществ и униатской церкви и вели преподавание на украинском.

На Буковине работало в 1900 г. шесть средних школ и одной из украинским языком обучения. В 1913 г. из 13 государственных и частных гимназий, только 2 были украинский и 2 - с немецкой и украинской языками обучения. В Южной Буковине действовало 305 начальных школ. Наихудшая ситуация была в Закарпатье. Во всех 4 средних учебных заведениях обучение происходило только на венгерском языке. В западноукраинских землях существовали 4 высших учебных заведения, из которых 3 в Львове (университет, политехнический институт и академия ветеринарной медицины с польским языком обучения) и университет в Черновцах - по немецким языком обучения.

Итак, на всей территории Украины не было ни одного высшего учебного заведения с украинским языком преподавания, ни одной украинской школы, находилась бы на государственном иждивении. Даже после революции 1905-1907 гг царизм так и не дал разрешения на введение обучения в школах Украина родном языке.

2. Развитие науки и техники. Выдающиеся украинские ученые

  • Какие достижения украинских ученых свидетельствовали о развитии науки и техники?
  • Какие отрасли науки развивались наиболее плодотворно?
  • Как вы думаете почему именно эти?

Экономические и социальные потребности общества, модернизировалось, значительно ускорили развитие отечественной науки и техники. Целый ряд научно-технических достижений показал высокий уровень инженерной мысли. Большинство исследований была тесно связана с производством.

Знакомимся ближе



Как вы думаете, почему человеку с начальным образованием было доверено должность инженера?

В исследовании Донбасса большую роль сыграл геолог Л. Лутугин. Разработанная им карта геологического строения Донецкого бассейна была отмечена золотой медалью на Всемирной выставке, а его выводы не потеряли научно-промышленного значения до настоящего времени. Комплексным процессам разработки и эксплуатации угольных месторождений Донбасса были посвящены научные исследования профессора А. Терпигорева.

Успехи в воздухоплавании способствовали техническому прогрессу авиации. В 1912 г. в мастерской Одесского аэроклуба было построено около двадцати аэропланов различных систем. Позднее на базе этой мастерской возник авиационный завод. Ряд самолетов собственной конструкции построил член Харьковского аэроклуба, авиационный конструктор С. Гризодубов.

Известными учеными в области радиофизики, радиотехники были Д. Рожанский, Т. Кравец, М. Пильчиков. В области медицины Д. Заболотный первым предложил эффективные пути борьбы с чумой. Выдающийся биолог И. Мечников (1845-1916), долгое время работал в Новороссийском университете (Одесса), позже переехал в Париж, где основал лабораторию при знаменитом Пастеровском научно-исследовательском институте. Украинский ученый удостоился наивысшей мировой научной награды - Нобелевской премии (1908) за достижения в новой области биологии и медицины - иммунологии (учение о защитных свойствах живого организма от инфекционных заболеваний). На предложение вернуться на Родину И. Мечников ответил решительным отказом, подчеркнув, что царизм осуществляет целенаправленную политику разрушения отечественной науки.

Ученые-ботаники С. Навашин и В. Липский одними из первых дали научный описание растительного мира Средней Азии, Индонезии, Северной Африки.

Развивались и гуманитарные науки. Весомым вкладом в развитие Украинский лингвистики стал четырехтомный словарь украинского языка Б. Гринченко (1907-1909 гг.) Выдающиеся достижения имели отечественные историки, исследовавшие и популяризировали славном прошлом украинский народа. В частности, киевский археолог В. Хвойко открыл и исследовал первые памятники Трипольской культуры. Огромный вклад в развитие отечественной исторической науки сделал профессор Львовского университета, председатель Научного общества имени Т. Шевченко, М. Грушевский, которому в 1907 г. основал Украинское научное общество в Приднепровье. В Петербурге в 1904 на русском языке вышел его "Очерк истории украинского народа ", который трижды переиздавался в 1906, 1911, 1913 гг. В те годы он работал и над своим главным многотомной фундаментальной работой "История Украины-Руси", в которой разработал и обосновал концепцию истории украинского народа.


М. Грушевский

Наряду с М. Грушевским того времени трудились выдающиеся историки. Так, большой популярностью пользовалась "История Украины-Руси" М. Аркаса.


Н. Аркас

Обратимся к источникам




А. Ефременко


Д. Багалей

Первая среди женщин Российской империи, доктор истории А. Ефименко опубликовала два тома сборника "Южная Русь" и популярную "Историю украинского народа ". Профессор Харьковского университета Д. Багалей изучал историю Слободской Украине, а его коллега по университету профессор В. Бузескул исследовал историю древней Греции. В Киевском университете историю декабристского движения, социально-экономическую историю Беларуси и Литвы изучал профессор М.Довнар-Запольский, аграрную историю Франции - профессор И. Лучицкий, выдающимся специалистом в области отечественной историографии стал профессор В. Иконников. Фундаментальные труды по истории украинского казачества подготовил известный историк Д. Яворницкий.

3.Украинська пресса и издательства

  1. Как развивалась украинская пресса после революции 1905-1907 гг?
  2. Какую роль она играла в общественной жизни украинских земель?

Развитие прессы на украинском языке в подроссийской Украины, начавшись с революции 1905 г., не прекращался вплоть до Первой мировой войны, хотя некоторые годы и были для него достаточно тяжелыми. Признанным центром Украинский прессы в это время был Киев, где выходили такие периодические издания:



Перед Первой мировой войной украинском языке выходило 17 журналов. Значительная часть их была достаточно хорошо организована, имела постоянных сотрудников, в том числе и выдающихся журналистов, устоявшийся контингент читателей. Проблемой для некоторых изданий было их материальное обеспечение, которое часто покрывалось пожертвованиями украинских меценатов (больше Е. Чикаленко, В. Симиренко и др.).

Количественное развитие украинской прессы в начале ХХ в.
Годы Количество названий Земли За пределами Украины
Приднепровские Западноукраинские
1905 39 7 28 4
1906 32 37 12
1908 47 9 33 6
1910 84 14 49 21
1911 104 16 59 29
1913 48 17 21 10
1914 42 16 16 10

  1. О чем свидетельствуют приведенные в таблице данные?
  2. Почему количество изданий постоянно менялась?
  3. Попробуйте объяснить изменения в каждом году.

Роль тогдашней украинской прессы трудно переоценить. Будучи своеобразным летописцем тогдашней жизни, рискуя навлечь на себя гнев и немилость правительства (что не скажешь о прессе русскоязычную), преодолевая всевозможные (нередко искусственные) препятствия, она последовательно, в противоположность антиукраинской кампании, которая дошла пика в 1913-1914 годах, достойно отражала шовинистические нападения, поддерживала дух национально сознательных Украинский.

4. Достижения мастеров литературы и искусства

  1. Какие противоречия характерны для развития украинской литературы искусства в этот период?
  2. Какие были самые высокие достижения украинских мастеров?


И. Франко


В. Стефаник и Л. Мартович


Преподаватели и учащиеся отдела украинской драмы Музыкально-драматической школы Н. лысинка в г.Киев

Композитор всю жизнь мечтал о том, чтобы одаренная молодежь из народа получила возможность получить специальное высшее музыкальное образование. 1904 г. он основал в Киеве музыкально-драматическую школу и руководил ею до самой смерти. Школа готовила дирижеров, хормейстеров, исполнителей игры на народных Украинский инструментах, певцов, режиссеров, актеров. Для подготовки театральных специалистов здесь были открыты два отдела: русского и Украинский драмы. Из стен этого учебного заведения вышло немало выдающихся художников: композитор К. Стеценко, певец М. Микиша, актеры Б. Романицкий, А. Ватуля и др.

Талантливыми продолжателями школы Н. Лысенко были композиторы М. Леонтович, Я. Степовой, С. Людкевич. Всемирно признанной певицей стала воспитанница Львовской консерватории С. Крушельницкая. Ее неповторимый голос, завораживал слушателей стран Европы, Америки, Африки, справедливо относят в сокровищницу вокального искусства мира.


М. Кропивницкий


П. Саксаганский


М. Заньковецкая


М. Садовский

Поднятию роли национального театра способствовали М. Кропивницкий, П. Саксаганский, М. Старицкий, М.Карпенко-карий, М. Заньковецкая, Г. Борисоглебская, О. Полянская, И. Марьяненко и др. Под руководством М. Садовского в 1905-1906 гг оживил свою деятельность единственный в западноукраинских землях профессиональный украинский театр общества "Русская беседа". 1907 г. М. Садовский основал в Киеве первый на Украине стационарный украинский театр. В следующем году в нем был торжественно отмечено 25-летие сценической деятельности гениальной украинской актрисы М. Заньковецкой. Юбилярша получила множество поздравлений со всех концы Украина и России, в частности от знаменитого Московского художественного театра, основоположники которого В. Немирович-Данченко и К. С. Станиславский отмечали, что таких актрис, как Заньковецкая, бывает не более двух-трех на целое столетие и блестящая плеяда тогдашних художников украинской сцены должна быть занесена золотыми буквами на скрижали истории мирового искусства.

Творчество художников Н. Пимоненко, А. Мурашко, а также художников П. Левченко, М. Самокиша, М. Ярового, К. Костанди не только обогатила отечественная живопись новыми достижениями, но и вывела его на европейский уровень. Интересными были и поиски модернистов в живописи (М. Жук, А. Новаковский, В. и Ф. Кричевские и др.).


  1. Что изображено на картине?
  2. К какому слою общества можно отнести людей, которые изображены на картине?
  3. Они живут в городе или в деревне?
  4. Почему вы так думаете?
  5. Какое впечатление на вас производит картина? Почему?

В украинской скульптуре начала ХХ века, по выражению Д. Антоновича, господствовал эклектизм *. Пластичность классицизма уходила в прошлое, на смену шел реализм, стремившийся отражать явления реальной жизни без помпезности и торжественности. Именно в таком стиле работали скульпторы Приднепровья - М. Микешин, В. Беклемишев, Ф. Балавенский, М. Гаврилко, Л. Позен и Галичины - П. Войтович, Г. Кузневича, Р. Левандовски и др.


А. Архипенко


Львов. Железнодорожный вокзал


Киев. Бессарабский рынок


В. Городецкий


Дом с химерами. В. Городецкий


В чем особенности модерна как архитектурного стиля проявились в этом сооружении?

Читайте также: