Культура традиционного китая 3 в 1912 кратко

Обновлено: 07.07.2024

как основа духовных ценностей современного китайского общества

Очевидные успехи реформ, позволяющие позитивно оценивать трансформационные процессы как внутри страны, так и усиливающееся ее влияние на международной арене, породили и немало проблем, в том числе ценностно-идеологического характера.

По сути, китайские авторы обнародовали амбициозный проект современного толкования китайских традиционных ценностей и их экспорта для перестройки существующего мирового порядка. Частью этого проекта стала попытка создать инструментальную трактовку культуры и истории Китая, соответствующую запросам продвижения идеологии мирного возвышения.

Сегодня в Китае говорится о необходимости построения гармоничного социалистического общества и при его построении китайские власти уделяют немало внимания категории хэ,которая является одной из важнейших категорий традиционной культуры Китая.

Гармоничное общество обеспечивает членам общества защиту их законных прав на основе закона и существующей системы. В таком обществе людям в основном предоставляются равные возможности развития и получения образования. В этом обществе нормой становится утверждение принципов доверия слову друг другу, нравственности, системы законов, правопорядка. Это общество, где все живут в условиях гармонии, все совместно развиваются (см. [7, с. 22]).

Далее, при таком подходе вырисовываются три основных принципа справедливости: равные права, равенство при конкуренции или в условиях конкуренции, которая признается нормальным явлением, и высокая мораль и нравственность.

Для современного китайского общества, для реального положении людей в этом обществе равенство прав сегодня является острой проблемой, которая стоит на пути к образованию гармоничного социалистического общества. Одно из этих проявлений – это неравенство в правах жителей деревень и жителей городов.

Дэн Сяопин и его приверженцы усугубили нравственное падение жизни китайского общества. Можно сказать: если во времена Мао Цзэдуна нравственности китайцев нанесла удар власть, то во времена Дэн Сяопина нравственности китайцев нанесла удар власть денег. Именно поэтому сегодня, при построении общественной гармонии, и приходится говорить о важности соответствия самым элементарным нравственным понятиям.

Конечно, акцент на этих понятиях, позитивное отношение к ним представляет собой заслуживающую одобрения сторону нынешней политики руководства КПК. Другой вопрос – насколько сегодня реально возрождений этих понятий в Китае, и сколько времени и усилий это потребует в будущем.

Речь идет о планах перестройки управления делами общества. Эти намерения, с одной стороны, свидетельствуют о том, чего недостает нынешней системе управления Китаем, и, с другой стороны, показывают желание создавать новую структуру управления, действовать на новых принципах управления, которые предполагают самоуправление в обществе, начиная с его основы. Вероятно, в своем развитии это может дать весьма плодотворные результаты.

Решение этих проблем видится в комплексе. В Китае утверждают, что в этом смысле гармоничное социалистическое общество и рыночная социалистическая экономика, демократическое управление на основе закона, передовая культура существуют параллельно и во взаимодействии, и, в то де время, взаимно включают в себя друг друга (см. [7, с. 24]).

Выдвижение нового идеологического курса является продолжением постепенных преобразований в сфере духовной культуры, которые берут начало с момента комплексного реформирования китайского общества (конец 70-х гг. XX века).

Понятие сяокан уходит корнями в историю и непосредственно связано с традициями философской и общественно-политической мысли Китая, прежде всего, с конфуцианскими концепциями устроения общества.

Концепция сяокан не забывалась и в средние века. Это понятие встречается в отдельных трактатах эпох Цзинь (265‑420) и Сун (960‑1279), в которых оно использовалось в двух значениях: внутри государства как символ спокойствия и экономического улучшения; внутри семьи как символ относительной зажиточности, когда семья уже не тоскует о тепле и сытости. Именно в этих значениях понятие сяокан и закрепилось в сознании современных китайцев.

Востребованной идеологема сяокан оказалась и в конце XIX века, в период движения за модернизацию страны, но не как самостоятельная концепция а как необходимый этап в настроений общества Датун - Великого Единения(см. [4, с. 120]).

Сегодня в Китае говорится, что гармоничное социалистическое общество должно быть обществом, в котором царят искренность, доверие, дружелюбие и любовь. Разъясняя этот призыв, китайская пропаганда утверждает, что гармония – это определенное состояние взаимоотношений между людьми. Искренность, доверие, дружелюбие и любовь именно и означают, что в обществе в целом все помогают друг другу (см. [7, с. 31]).

Прежде всего, сами эти понятия представляют собой важную характерную черту гармоничного общества. Они являются прекрасными нравственными традициями китайской нации и всеобщей ценностью человеческой цивилизации. В начале нового столетия КПК выдвинула важную задачу построения гармоничного социалистического общества, и, исходя из тенденций его развития, считает понятия искренности, доверия, дружелюбия и любви важным содержанием процесса построения гармоничного общества. В этой связи утверждается, что данные категории ‑ это имманентные, т.е. внутренне присущие, требования, которые предъявляет гармоничное общество.

Но если говорить о том обществе, в котором живет Китай сегодня, то оно почти превратилось в общество, которому крайне не хватает морали и нравственности, доверия, сочувствия и заботы. Именно восстановление нравственных начал и в самой партии и в обществе в целом и вызывает необходимость призыва строить гармоничное высоконравственное общество, выдвигать это в качестве практической современной национальной идеи в Китае.

Итак, в китайском обществе сегодня наблюдается разрыв между законами и нравственностью. Поиск того, что могло бы объединить современное китайское общество, оказывается столь мучительным еще и потому, что рыночная экономика и коммунистическое сознание пока плохо сочетаются в Китае. Хотелось бы надеяться, что китайское руководство найдет выход из создавшегося положения.

Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XXXIX научная конференция / Ин-т востоковедения РАН. - М.: Вост. лит., 2009. - 502 стр. - Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 1. С. 374-380.

Говорить о Китае, история которого насчитывает несколько тысячелетий можно бесконечно много. Об истории Китая уже написано много интересных книг и статей, проведено большое количество исследований. В этой статье я бы хотел лишь обозначить основные моменты в истории этой удивительной страны.

Итак, согласно вышеупомянутой книге, история Китая распадается на следующие масштабные периоды:

  1. Архаический Китай (с раннего палеолита до возникновения государственности)
  2. Древний Китай (период ранних государств и период ранних империй)
  3. Традиционный Китай (с 3 века до 1912 года)
  4. Современный Китай (с 1912 года)

В историологии Китая эпоха правления пяти совершенномудрых государей древности 皇帝 (Желтого императора), Чжуань-сюя, Гао-синя, Яо и Шунь, продолжавшаяся с конца 27 века д.н.э до начала 23 века д.н.э., а также эпоха династии Ся (нач. 23 века д.н.э. до середины 18 века д.н.э.) считаются сугубо мифическими.

Древний Китай

Точное время возникновения иньского государства до сих пор не определено. Следует, наверное, объяснить само название Шан-Инь. Дело в том, что Шан - это название народа, который основал иньское государство (шанцы). Эти термины (Шан и Инь) часто используются как синонимы. Иньская эпоха обычно подразделяется на два периода: ранняя Инь (17-14 вв. до н.э.) и поздняя Инь. Какое значение имела иньская эпоха?

Во-первых, в этот период происходит зарождение письменности. Именно к этому периоду ученые относят гадательные кости – древнейшие образцы китайских письменных текстов, найденные при раскопках. (подробнее о гадательных костях).

Во-вторых, именно в эту эпоху получает большое развитие земледелие (переход от мотыжного к пашенно-подсечному земледелию с применением сохи).

В-третьих, происходит формирование основ политического устройства – Поздняя Инь представляет собой централизованное государство с иерархической социальной структурой, состоящей из двух сословий – аристократии (возглавляемой правителями) и простых людей.

Исследователи считают, что Иньская династия погибла именно из-за несостоятельности своего правящего режима, который был свернут следующей династией – Чжоу. Существует две точки зрения на происхождение чжоусцев. Одни считают, что чжоусцы были кочевниками, а другие говорят, что задолго до свержения иньской династии, чжоусцы вели оседлый образ жизни и развивались параллельно с иньцами. И те, и другие сходятся в одном: и иньцев, и чжоусцев могут относиться к единой культурной традиции, так как чжоусцы переняли все достижения иньцев, включая даже государственную модель.

Чжоуская эпоха также подразделяется на два периода: Ранняя (Западная) Чжоу (11 в. – 771 г. до н.э.) и Поздняя (Восточная) Чжоу, которая, в свою очередь, распадается на период 春秋 – Весен и Осеней (771 – 475 гг. до н.э.) и период Борющихся царств 战国 (475 – 256 гг. до н.э.). Постепенно прослеживается тенденция к децентрализации власти. Если Ранняя Чжоу является периодом расцвета заложенной еще в иньскую эпоху централизованной власти, то уже в период Весен и Осеней удельные владения превращаются в самостоятельные государственные образования. Стоит ли говорить об их чисто номинальной зависимости от центральной власти? И уже в период Борющихся царств произошел распад чжоуской государственности и образовалось несколько суверенных государств. Стоит перечислить наиболее влиятельные из них: Янь, Чжао, Ци, Чу, Вэй, Хань, Цинь.

Несмотря на полную раздробленность государства, быстрыми темпами шло развитие сельского хозяйства (использование тяглового скота), развитие ремесел, декоративно-прикладного искусства, происходит освоение новых технологий – выплавки чугуна и стали, использование нефти и природного газа для освещения улиц и отопления жилищ. Также важно отметить дальнейшее развитие письменности и появление книги. Не менее важным является развитие духовной жизни китайского общества – происходит формирование философской мысли и выделение конфуцианства и даосизма.

Период ранних империй

Эпоха Цинь (221 – 206 гг. до н.э.) и Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.)

Ханьскую эпоху принято подразделять на Раннюю (Западную) Хань (206 г. до н.э. – 9 г. до н.э.) и Поздняя (Восточная) Хань (25 – 220 гг.). Временной промежуток между Ранней Хань и Поздней Хань занимает династия Синь, которая просуществовала всего 17 лет и была свергнута Восточной Хань.

Если говорить о каких-то преобразованиях китайского общества, то стоит в первую очередь отметить развитие чиновничества Ши и, конечно же, первые эпизоды взаимодействия китайцев с другими народами - этнической общностью гуннов (в китайском - сюнну). Взаимодействие заключалось в бесконечных войнах, которые всегда заканчивались подписанием мирных договоров и дипломатических соглашений, а потом опять перерастали в военные конфликты.

Так было до середины 1 века, когда Китаю все-таки удалось сокрушить гуннов. Именно к этому периоду относится становление Великого Шелкового Пути.

Таким образом, Ханьская эпоха стала очень важным этапом в истории развития Китая.

Традиционный Китай

В китайской историологии 3-6 вв. принято называть эпохой шести Династий ( 六朝 )и подразделять на несколько периодов:
- эпоха Троецарствия ( 三国 ), когда Китая поделили между собой три царства: Вэй, Шу, и У.
- Западная Цзинь (265-316 гг.) – непродолжительное объединение страны с восстановлением централизованной власти.
- эпоха Южных и Северных династий - 南北朝 (317-589 гг.) – здесь следует понимать, что северные династии были образованы гуннами и тобийцами, завоевавшими северный Китай и основавшими к концу 4 века государство Северное Вэй (386 – 534 гг.).

Собственно же китайское государство осталось лишь на Юге Китая (к югу от реки Янцзы), отсюда и название Южные династии. Не смотря на возможность объединения китайского народа перед очевидной опасностью дальнейших завоеваний Северного Вэй, на юге Китая за это время сменилось в общей сложности 5 династий.

Вновь объединить Китая удалось при династии Суй (589-618).

Если говорить о культуре и духовной жизни Китая в эпоху Шести династий, то стоит сказать, что именно на это время приходится становление буддизма в Китае и превращение его в одну их трех идеологий или учений – 三教 (вместе с конфуцианством и даосизмом).

Также быстрыми темпами развивается китайская литература (поэтическое творчество), живопись (пейзажная лирика, светская живопись), медицина. Также к этому периоду относится начало употребления китайцами чая в качестве повседневного напитка (для сравнения – в эпоху Хань чай применялся в лечебных целях).

Эпохи Тан и Сун принято называть классическим периодом в истории Китая.

В Танскую эпоху происходит дальнейшее развитие китайской государственности. В 7 веке Китай ведет войны за контроль над Великим Шелковым Путем, а также с корейскими царствами и Вьетнамом. Все эти войны заканчиваются победой Китая. Также Китай расширяет торгово-дипломатические отношения с государствами Центральной и Юго-Восточной Азии, в т.ч. с Японией и с Индией. В результате в Китай проникли новые вероучения (нестерианство, манихейство, ислам) и технологии (ткацкое производство, разведение и обработка хлопка.

Большое развитие в Танскую эпоху получает литература (танская классическая поэзия, танская классическая новелла. Возникает система государственных экзаменов на официальный чиновничий чин (ученую степень) .

В 9 веке происходит постепенная деградация Танской эпохи. В последние годы происходило много восстаний и междоусобных войн. Период с 907 по 960 гг. в Китае принято называть эпохой Пяти династий и десяти царств – это еще один сложный период в истории Китая.

Таким образом, Сунская империя (960-1127 гг.) оказалась в окружении враждебных государств, которые к тому времени образовались в отдаленных районах Китая – киданьское и тангутское царства Ляо (916-1125 гг.) и Си Ся (1032-1227 гг.).

Тангутское царство отрезало Китая от многих торговых путей, включая Великий Шелковый Путь, и из-за этого Китай лишился многих торгово-экономических связей.

Стоит отметить, что несмотря на неблагоприятную внешнеполитическую обстановку, в культуре и духовной жизни Китая происходит дальнейшее развитие процессов, начавшихся в Танскую эпоху. Происходит развитие живописи (сунская классическая живопись), развиваются города, получает дальнейшее развитие зародившееся в Танскую эпоху театральное искусство в форме уличных представлений. Нельзя не упомянуть об изобретении книгопечатания, которое привело к появлению книжного дела и созданию библиотек.

Эпохи Тан и Сун, безусловно, являются одними из самых важных эпох в истории китайской культуры.

Эпоха Южная Сун (1127-1279 гг.) и Юань (1271-1368 гг.)

До начала 12 века сунской империи удавалось сдерживать угрозу нападения извне. Делалось это не военной силой, а заключением невыгодных мирных договоров и выплатой огромной дани. В 12 веке ситуация изменилась. На северо-западе Китая образовалось государство Цзинь (предки тунгусо-манчжурских народов), которые очень быстро завоевали киданьское и тангусткое царства и вторглись в Китай. Китай вновь стал ограничен рекой Янцзы. Все, что было севернее реки, принадлежало Цзинь. На Юге же образовалась империя Южная Сун. В это же время начинается монгольское завоевание. Правда, в самом начале Китай выступал союзником монголов и передавал им важные знания (например, искусство взятия городов). Но надежды Китая не оправдались – после уничтожения тангутского и чжурчжэньского царств, монголы решили наступать на Китай.

Китайцам ничего не оставалось сделать, как сдаться. Таким образом, с 1271 года началось царствование династии Юань. Первым императором стал внук Чингисхана – хан Хубилай.

Монгольское нашествие нанесло Китаю огромный урон в экономическом плане, центры хозяйственной деятельности были уничтожены, города разрушены. Монголы были слишком малочисленны, чтобы управлять завоеванной ими империей, и фактически, власть центральной администрации ограничивалась столицей (г. Даду на месте Пекина) и прилегающими к ней областями. На других же территориях правили люди, поступившие на службу к монголам – или чужеземцы, или китайцы. Таким образом, монгольские владения не представляли собой целостного государства, и в 1 пол. 14 века по стране прошла серия народных восстаний, которая и свергла монгольскую династию.

Не смотря на то, что от монгольского нашествия, Китай сильно пострадал экономически, духовная и культурная жизнь китайского общества практически не претерпела никаких изменений, а в некоторых областях даже получила дальнейшее развитие (живопись, театральное искусство – юаньская классическая драма).

Эпоха Мин (1368 – 1644)

Минской династии очень быстро удалось восстановить централизованную власть в Китае. Перед династией Мин стояла очень важная задача – восстановить все то, что было поломано монголами. Происходило восстановление разрушенных, строительство новых городов, восстанавливались и заново переиздавались литературные произведения. Но Минскую эпоху никак нельзя назвать периодом расцвета – это период консервации китайского общества, период тяжелого восстановления. В начале 16 века происходит серия китайско-португальских войн, в результате которых к Португалии отходит полуостров Аомынь, на котором была основана первая европейская колония – Макао. В 17 веке происходит серия военных конфликтов с Голландцами, которые захватили в 1624 году южную часть острова Тайвань. Все эти события безусловно отразились на формировании отрицательного отношения к Европе со стороны китайцев. Также в конце 16 века обостряются отношения Китая и Японии. В корейско-японской войне конца 16 века Китай становится союзником Кореи, и они одерживают победу над Японией.

Гибель Минской династии случилось снова из-за серии восстаний, прокатившихся по всей стране. Власть снова была дестабилизирована, чем и воспользовались внешние враги, в этот раз – маньчжуры.

Эпоха Цин (1644 – 1911)

Эпоха Цин – это период маньчжурского правления. Было бы неправильным считать, что произошло маньчжурское нашествие. В это время, как уже было отмечено выше, на территории всей страны происходили восстания, и так как у Минской империи не хватало сил для подавления восстаний на территории страны, было принято решение пригласить маньчжурскую армию на помощь. И маньчжуры, не встречая никакого сопротивления, спокойно дошли до Пекина, параллельно подавляя народные и крестьянские восстания. Это и стало временем начала владычества маньчжурской династии Цин.

Общекультурная ситуация, сложившаяся в Китае с приходом к власти маньчжуров было довольно противоречивой. С одной стороны, маньчжуры всячески унижали китайское население (заставляли носить мужчин косы в знак рабской подчиненности маньчжурам), а с другой стороны, признавали авторитет китайской духовной культуры.

Также стоит отметить, что маньчжуры боролись за свою этническую чистоту, т.е. запрещали браки с китайским населением, придерживались своих культурных обычаев и нравов. В этот период сложно говорить о каком-либо развитии китайской культуры. Скорее можно сказать, что китайская культура вступила в период стагнации, а некоторых областях и упадка.

Так продолжалось вплоть до второй половины 19 века. С середины 19 века по стране прокатились мощные антиправительственные и антиманьчжурские восстания. Самыми значительными были Тайпинское восстание (1850-1863 гг.) и восстание ихэтуаней (1900-1901 гг.). Кроме того, Англия, Германия, Франция (эпизодически Россия и Япония) вели колониальные войны на территории Китая (Первая, Вторая опиумные войны – 1840-42, 1856-60, Франко-китайская война – 1884-1885) и Китайско-японская война (1894-1895).

Китайско-японская война 1894-1895 гг. также ничем хорошим для Китая не закончилась. Остров Тайвань перешел к Японии, а иностранные государства разделили Китай на зоны влияния. Япония получила Южную Маньчжурию и Фуцзянь, Германия – полуостров Шаньдун, Великобритания - бассейн реки Янцзы и провинцию Гуандун, Франция – юго-западный Китай, а Россия – Маньчжурию. В 1898 году, кстати, в Маньчжурии был основан город Харбин.

Китай в 20 веке

В 1908 году умирает императрица Цы Си, фактически правившая Китаем с 1861 года. После нее на престол восходит император Пу И.

В 1912 году Пу И отрекается от престола, а командующий цинской армией Юань Шикай провозглашается временным президентом Китайской республики. Он устанавливает в стране единоличную диктатуру и распускает парламент. Так продолжается до 1916 года (смерть Юань Шикая). Но фактически, до 1949 года, страну все еще мучили различные междоусобные военно-политические конфликты.

В 1919 году происходит движение 4 мая ( 五四运动 ), которое способствовало появлению в Китае пролетариата. В 1921 году была создана Коммунистическая партия Китая ( 中国共产党 ). Начиная с 1924 года, в Китае проходят серии освободительных войн. Среди них Северный поход Национальной революционной армии (1924-1927 гг.), антияпонская война (1937-1945 гг.) и общенародная освободительная война (1945-1949 гг.).

Стоит также отметить, что именно в 1924 году КПК и Национальная партия (Гоминьдан) решают действовать сообща. Правда, союз этот длится недолго, и уже в 1927 года главнокомандующий правительственной армией Чан Кайши начинает гонения на представителей КПК. В 1934 году КПК с боями уходит в северо-западные районы – этот поход получил название Великий Поход. Их противостояние длится вплоть до 1949 года.

В 1930-х годах начинается японская интервенция. В 1932 году в северных и северо-восточных районах Китая было образовано государство Маньчжоу го,. Императором которого стал император Пу И, последний император династии Цин. Это государство полностью подчинялось Японии. В 40-х гг. Япония оккупировала Нанкин. Заканчивается это все только с окончанием антияпонской войны (1937-1945 гг.).
Первого октября 1949 года было провозглашено образование Китайской Народной Республики. Мао Цзэдун торжественно сообщил об этом с трибуны на площади Тяньаньмэнь. Чан Кайши и его сторонники перебираются на остров Тайвань, где продолжает быть Китайская республика.

В Китае начали строить социализм. Ведущую роль в национальной экономике играла общественная собственность на средства производства. Несмотря на то, что социалистические преобразования в сельском хозяйстве, промышленности, торговле и других областях были заметны, они все-таки не имели ожидаемого эффекта.

В 1954 году принимается первая конституция КНР. Мао Цзэдун избирается председателем ЦК КПК.

Следующим важным событием становится 1989 год, когда на площади Тяньаньмэнь проходят студенческая демонстрация, участники которой требуют срочного проведения демократических преобразований в Китае. Демонстрантов разгоняют с помощью бронетехники, в результате чего гибнут более 2000 человек.

В 1997 и 1999 году Гонконг и Макао (Аомэнь) возвращаются в состав КНР Англией и Португалией.

В марте 2003 года на 1-й сессии ВСНП 10-го созыва Ху Цзиньтао был избран Председателем КНР.

Культура Китая — одна из самых древнейших в мире. Она оказала огромное влияние на развитие культуры соседних стран. Китайские традиции и обычаи были переняты Японией, Кореей, Вьетнамом и другими государствами. В свою очередь, некоторые из соседних стран оказали влияние на культуру китайского народа. Так, широкое распространение в Китае получил буддизм, пришедший из Индии.

Жаба с монеткой во рту

В 1949 году была образована Китайская Народная Республика, во главе которой встала коммунистическая партия, и в период с 1966 по 1976 год в стране проходила Культурная революция, в ходе которой традиционная культура была практически уничтожена.

Современная китайская культура — это смешение традиционных культурных ценностей, коммунистических идей и постмодернистского влияния, связанного с глобализацией.

Древние китайские вазы

Фонарик

Говоря о китайской культуре, нельзя не упомянуть об архитектуре. Для традиционных китайских зданий характерны двусторонняя симметрия, баланс, свободное пространство.

Также для китайских архитектурных строений свойственна протяженность в ширину, в отличие от европейских зданий, вытянутых вверх.

Символы китайской культуры — дракон, нэцке, китайские фонарики и вееры; именно с ними Китай ассоциируется во всем мире. А огромные китайские вазы во всех странах стали символом богатства и стабильности. Кстати, они производятся по очень интересной технологии — их украшает декоративная резьба с изображением древних сюжетов.

у-шу

Китайские боевые искусства называются у-шу или кунг-фу. Главными центрами развития у-шу являются монастыри Шаолинь и Уданшань. Бой принято вести врукопашную либо с помощью одного из 18 традиционных видов оружия

Китайцы уделяют большое внимание геомантии и фэн-шуй. В соответствии с этим сводом правил, здание строят задней частью к возвышенности, а передней — к воде, за входной дверью должно быть препятствие, так как китайцы верят, что зло распространяется лишь по прямой линии, по зданию развешивают талисманы и иероглифы, привлекающие счастье, удачу и богатство.

Веер

Дракон

Каллиграфияв Китае

Знаете ли вы, что каллиграфия считается в Китае высшей формой живописи? Данное направление включает в себя умение правильно держать кисть, с умом выбирать чернила и материал для письма. На занятиях каллиграфией стараются скопировать почерк известных художников.

Китайская литература имеет трехтысячную историю. Первые иероглифические надписи были обнаружены археологами на черепаховом панцире и кабаньем клыке — их относят к эпохе династии Шан.

Национальная одежда Китая до сих пор остается источником вдохновения для многих современных дизайнеров. И мужской и женский костюм древних китайцев состоял из длинных штанов с матерчатым поясом и свободной распашной кофты с мешкообразными рукавами, сужающимися книзу и оканчивающимися манжетами. Вместо кофты могли носить свободный халат с запахом слева направо и тесемочной завязкой. Женские наряды отличались лишь красотой вышивки. Китаянки только в эпоху Тан переоделись в юбки и кофты, похожие на европейские.

Знаете ли вы, что именно китайцы изобрели самый удобный и дешевый писчий материал — бумагу? Конечно, первые книги были написаны не на бумаге, а на бамбуковых планках. Они были длинными и узкими, и на них умещалось мало иероглифов, которые наносились заостренными деревянными палочками, смоченными в черном лаке. На одну книгу уходило множество планок, связанных шелковыми шнурками, и она была тяжелой и неудобной для чтения.


Культура Китая связана с тысячелетней историей. Длительный запрет на въезд иностранцев на территорию страны помог сохранить атмосферу, идеологию и прочие особенности, которые были характерны только для этого государства.

Общая характеристика культуры Китая

Культура и традиции Китая кажутся отсталыми для остального мира. Основная причина такой обособленности – длительная изоляция и отсутствие влияния других цивилизаций. До 1949 года иностранцы не могли посещать его территорию, исключение делалось только для торговых отношений.

Традиционная и современная культура Китая: особенности

После въезда в страну представителей других стран некоторые традиции оказались под запретом. Такой подход оказал сильное влияние на духовную философию китайцев. Но с 1980 года власти стали вновь возрождать забытые обычаи, что и помогло стране остаться уникальной. Сегодня в ней особым образом сочетаются современные и старые традиции, без ущерба духовным ценностям государства.

Особенности формирования китайской культуры

При ближайшем рассмотрении особенностей китайской культуры, можно выделить несколько интересных фактов о ней:

  • Неповторимость и самобытность. Жители продолжают участвовать в классических ритуалах, не забывают об обычаях.
  • Полную связь религии и природы. Любая из сил обожествляется, является источником вдохновения для поэтов, художников и архитекторов.
  • Бережливость и предприимчивость. Для местного народа характерен минимализм в действиях и отсутствие тяги к выраженной роскоши.
  • Характерная черта – сдержанность. Китайцы никогда не выражают своих эмоций открыто.

Важно! Все перечисленные особенности связаны с замкнутым образом жизни: он повлиял на менталитет, письменность и духовные ценности.

Философские и религиозные установки, доминирующие в китайской культуре

Художественное творчество и духовная жизнь народа основана на мифологических, философских и религиозных концепциях. К ярким проявлениям относят:

  • Представления о собственной стране. Для жителей она является центром всего мира, исключением среди варварских народов, окружающих Поднебесную.
  • Обширную числовую символику. Она хорошо просматривается в живописи, литературе и архитектуре.
  • Развитую иерархию. Она начинается с сына Неба – императора, являющегося посредником между людьми и Высшими Силами. Его культ просматривается во всех общественных мыслях и политической философии Древнего Китая.

Важно! Основное культурное доминирование – это подражание природе, которая считается главным источником гармонии во всем мире.

Традиционная и современная культура Китая: особенности

Культ Солнца всегда находит свое отражение в полотнах художников и архитектурных строениях.

Китайская философия

Культура древнего Китая базируется на следующих основных постулатах:

Важно! В стране широко распространены конформизм или страх перед внезапными переменами, и иерархичность. Структура общества с делением на высшие и низшие ступени признается нерушимой.

Характерные черты и ценности культуры Китая

Особенности культуры в древнем Китае затронули и сегодняшнее общество. Внимание заслуживают следующие тезисы:

  • Восприятие социальной среды. Она понимается как важная часть собственной судьбы, служит беспристрастной оценкой человеческих недостатков и достоинств. Народ верит, что каждый поступок воздается морально и проявляется через отношение остальных членов общества.
  • Капитал личности. Справедливость и честность по отношению к другим людям воспринимается в прагматическом ключе. Регулятором поведения служит вера в объективное и неотвратимое возмездие. Он более эффективен, чем загробный суд, о котором толкуют западные религии.

Важно! Оптимистический взгляд на жизнь, невзирая на мимолетные трудности, предопределен вышеуказанными догмами. Китайцы искренне верят, что каждый в итоге получит по заслугам.

Язык и письмо

Среди культурных особенностей Китая стоит отметить литературные произведения и письменность. Каждое из них заслуживает отдельного рассмотрения.

Иероглифы

Основное средство межнационального общения в стране – это письменный язык. Он не привязан к фонетическому чтению и позволяет понимать тексты, написанные несколько веков назад.

Каллиграфия

Для правильного нанесения символов недостаточно изучить иероглифы – необходимо знать скорость нанесения линий и силу нажатия на кисть.

Традиционная и современная культура Китая: особенности

Кроме основного значения, каллиграфия широко используется в роли одного из средств для медитации: человек должен быть в приподнятом настроении.

Литература

Предпочтения китайской литературы не изменились и сегодня. Популярная поэзия включает в себя:

  • любовную лирику;
  • стихи с религиозным и философским содержанием;
  • притчи;
  • описание пейзажей.

Важно! К менее известному разделу относят литературу о конфуцианстве и поэзию, прославляющую государство и правителя.

Изобразительное искусство

Культура Китая в 15-18 веке распространялась через живопись, театры, музыкальные произведения и танцы. Китайские ремесленники прославились своими работами на камне, дереве и кости.

Живопись

Картины выполняются на шелке, пластинах из бамбука. Каждое авторское произведение имеет подпись.

Большинство картин – это портреты или изображения природы, улиц небольших селений и городов, повседневной жизни и быта.

Театр и опера

Классическое китайское театральное искусство представлено в 2 вариациях:

  • Южная драма с классическими элементами. Ее исполнение отличается разнообразием, а вокальные партии могут исполняться всеми действующими персонажами.
  • Северная драма включает части, заимствованные из Персии и Индии. Ведущие музыкальные роли принадлежат только основным героям. Пьеса имеет четкую структуру.

Пекинская опера возникла в 18 веке. Она сочетает в себе вокал, музыку, пантомиму, танцы и акробатику. В ней хорошо просматривается специфика древнекитайского театра.

Танцы

Танцевальный жанр включает в себя множество традиционных и усовершенствованных видов. Он используется на праздниках, в общественных и государственных церемониях, различных ритуалах.

Традиционная и современная культура Китая: особенности

Народное хореографическое искусство Китая насчитывает 56 направлений согласно количеству этнических групп. К самым известным относят танец льва и дракона.

Музыка

Нестандартность музыкальных произведений связана с 5 или 13 нотами, а не как принято во всем мире с 7 единицами. Местные музыканты отдают предпочтение смычково-струнным и струнным инструментам. К популярным относят баньху – ее звуки напоминают классическую скрипку.

Архитектура

Архитектурные сооружения отличаются гармоничностью – для них характерна двусторонняя симметрия.

У больших строений присутствуют внутренние дворики. Необычная отделка стен и крыш привлекает внимание.

Резьба по камню, дереву, слоновой кости

Ремесленники страны при создании каменных шедевров отдают предпочтение:

  • жадеиту;
  • кораллам;
  • мрамору;
  • мыльному камню;
  • нефриту;
  • прозрачному розовому кварциту.

Мастерство вырезания фигурок из слоновьей кости приравнивается к красоте поделок из камня. С годами в стране произошло развитие отдельных школ, занимающихся ее обработкой. Наиболее сильными из них считаются находящиеся в таких городах, как:

Картинка 7 Резьба по слоновой кости

К распространенным направлениям среди прикладного мастерства относят резку по дереву. Этот подвид развился во 2 тысячелетии до нашей эры, особую популярность завоевал при династии Мин – в 14 веке.

Дома, дворцы и храмы украшались затейливыми узорами и целыми картинами. Некоторые из них относятся к культурному наследию Китая и существуют по сегодняшний день. В стране есть несколько направлений резьбы по дереву:

  • по самшиту;
  • деревянным поверхностям, покрытым позолотой;
  • обычному дереву.

Обратите внимание! Мастера не стремятся вырезать обычные узоры – их руками создаются целые картины, вне зависимости от размера (гигантское панно или маленькие образцы).

Сюжет выбирается резчиком. Некоторые предпочитают воссоздавать эпические события, другие – абстрактные изображения.

Культура Древнего Китая

Страна всегда поражала путешественников количеством изобретений. В старые времена она славилась своими астрономами. Специалисты определяли даты лунных и солнечных затмений, распознавали пятна на солнце и предупреждали о появлении комет. Именно китайцы были первыми, кто изобрел компас, порох, книгопечатание, фарфор и бумагу.

Основа письменности зародилась в стране в 3 тысячелетии до нашей эры.

Особое внимание уделялось и философии. Первым известным ученым был Конфуций, который заложил основы учения о достижении людьми совершенства и гармонии.

Подготовить к жизни молодых китайцев помогало среднее образование, которое включало в себя освоение:

  • музыки;
  • арифметики;
  • письма;
  • этикета;
  • умения стрелять из лука и водить колесницу.

Дети в обязательном порядке изучали исторические летописи.

В этот же период китайцы производили шелковые ткани, занимались живописью, создавали необычные поделки из камней и дерева.

Традиционная и современная культура Китая: особенности

Архитектура славилась своей первозданностью и нестандартным подходом. Китайские пагоды – одни из красивейших творений Востока.

Современная культура в Китае

В культуре и религии Китая не произошло глобальных изменений. Культ Дракона также почитается многими гражданами, а свадебные церемонии удивляют многих путешественников. Особый интерес представляют следующие направления.

Фен-шуй или учение, помогающее жить в систематизированном мире, уравновешивая его. Оно требует правильного расположения предметов не только дома, но и на рабочем месте. Строительство жилья в стране проходит с учетом правил фен-шуя.

Важно! О технике безопасности здесь не забывают – основной проблемой государства являются землетрясения.

Кулинария – это отдельный подраздел культурного наследия, появившийся еще в период неолита. Блюда строго разделены: одна часть из них предназначена для простых людей, другая – для высокопоставленных лиц и их окружения. Своеобразность кухни связана с использованием жуков, пресмыкающихся, кошек и собак. Основная пища состоит из риса, сои, лапши, специй и овощей. В качестве мяса употребляют утятину, курятину, свинину, говядину и морепродукты.

Невиданный бум переживает киноиндустрия (первый фильм был снят в 1905 году ). После провозглашения КНР начался ее активный рост. В 2011 году объем кинорынка занял 3 место в мире после США и Великобритании.

Культура страны богата своим разнообразием и не все ее постулаты легко воспринимаются приезжими. Несмотря на революцию и попытки уничтожения местного колорита, с 1980 года старые традиции стали возрождаться.

Читайте также: