Расцвет и упадок киевской руси кратко

Обновлено: 07.07.2024

Положение России между Европой и Азией, то ли буферное, то ли связующее, то ли обороняясь от чужого влияния, то ли вобрав в себя лучшее из двух миров — что-то вроде притчи воязыцех.

Но, возможно, картина станет интереснее, если поместить её в исторический контекст.

В ту пору даже нельзя было сказать, что Русь разделяет Европу и Азию, потому что на заре русской истории Европа была ещё настолько малоосвоенной, что долгое время Киевской Руси не граничила ни с единым европейским государством по причине отсутствия таковых вдоль тогдашней западной границы.

Впрочем, со всех остальных сторон забот уже хватало.

882–988: от родо-племенного строя к государственности

Ярослав Мудрый мог устанавливать династические связи с наследниками империи Карла Великого — но его отец, Владимир-креститель, принял православие, потому что среди сильнейших держав той эпохи Византия была ближе всех и связи с ней были сильнее всех.

В 988 году, ровно век спустя после взятия Киева в 882 г. новгородским князем Олегом, объявившим его своей столицей и, тем самым, положившим начало Киевской Руси — она была обращена в православие.

Существует определённая зависимость между формированием государственности и переходом от язычества к монотеистическим религиям — момент перехода можно считать показателем достижения определённого уровня развития государственности.

Поэтому Крещение Руси можно взять за условный ориентир полного завершения перехода на новый уклад взамен родо-племенного.

988–1076: расцвет Киевской Руси

Большая часть этого периода приходится на правление двух князей: 27 лет княжения Владимира после Крещения Руси и до 1015 г., и 35 лет правления Ярослава Мудрого с 1019 по 1054 годы, в которые Киевская Русь достигла максимальных размеров и максимального влияния.

Впрочем, смерть Владимира I и начало правления Ярослава разделили 4 года междоусобицы.

После смерти Ярослава, разделившего страну между сыновьями, они умудрялись сохранять мир держался ещё 22 года, прежде, чем вновь началась резня.

Так, спустя 88 лет после Крещения, мир и процветание в Киевской Руси сменились долгой междоусобицей, которая затем переросла в удельную раздробленность.

Кстати, для масштаба: небольшие параллели в хронологии событий, разделённых дистанцией в 900 лет.

В 2018 году СССР всё ещё слишком недалеко ушёл по хронологической шкале истории, чтобы восприниматься адекватно — и кажется очень большим и очень важным.

Но стоит добавить исторической перспективы — и, каким-то образом, он оказывается даже компактнее, чем приключения Ярослава Мудрого, его детей и внуков в XI столетии.

По историческим меркам, СССР пролетел мимолётно, уложившись от кончика носа до кончика хвоста в границах одного столетия.

И, хотя первые 35 лет после Любечского съезда были периодом мира в Киевской Руси — это уже было не единое государство, а независимые княжества, объединённые лишь вассальными обязательствами по отношению к киевскому князю.

Были ли у Киева шансы собрать все земли по завершении удельной раздробленности?

Посмотрим, в каком состоянии Киев подошёл к испытанию феодальной раздробленностью.

1. Молодое княжество, первое государственное образование на своей территории, на большей части которой до IX века царил родо-племенной строй.

2. Расположение: буквально на перекрёстке цивилизаций, что означало не только открытость угрозам практически со всех сторон, но и столкновение с любыми силами, которые этот перекрёсток пожелают пересечь.

3. Растущее влияние и гравитация со стороны соседних стран, проявляющих интерес к княжествам в составе Киевской Руси. Проще говоря — нарастающее давление и попытки растащить Киевскую Русь по кусочкам, пока она раздроблена.

4. Противостоять этому можно только при наличии внутреннего притяжения между отдельными частями. Например, если бы все населявшие Киевскую Русь племена прошли через некий плавильный котёл, формирующий единый этнос, связи между его членами были бы сильнее старых племенных связей.

5. Длительность общего периода централизованной государственности от Крещения до смерти Ярослава I — 66 лет. Разумеется, для формирования какой-то национальной идентичности в границах Киевской Руси этого было недостаточно.

Если бы. Будь Киевская Русь расположена в каком-нибудь другом, гораздо более тихом углу Евразии, где целостности Киевской Руси бы никто не угрожал, то Киев вполне мог бы переждать период раздробленности, сохранив преемственность династии и, если из числа остальных княжеств не появится сильного претендента на централизацию Руси уже под своей властью — восстановить Киевскую Русь уже в качестве централизованного государства.

Многовато условий, да?

А если серьёзно. Что же получается, когда мы имеем страну со слабыми внутренними связями, слабым государственным механизмом и сильной внешней гравитацией со стороны соседних государств, нацеленных растащить эту страну на части? И всё это под постоянно возрастающем давлением.

Это нарастающее давление могло разрешиться двумя путями:

1. Подъёмом одного из княжеств, которое бы возглавило общую оборону — и, скорее всего, и стало бы будущим центром государства Русь vol. 2

При этом, у Киева были наихудшие шансы оказаться этим внезапным лидером, даже если бы он нашёл в себе такой потенциал, потому что остальные князья изрядно устали от постоянного первенства Киева — и, как бы они ни реагировали на чьи угодно заявки на лидерство — подобная претензия со стороны Киева вызвала бы только ухудшение отношений между княжествами.

Что, кстати, в течение XII–начале XIII веков и было продемонстрировано чередой крупных княжеств, берущих на себя лидерские полномочия. И полным отсутствием Киева в этом процессе.

2. Растаскиванием Киевской Руси по кусочкам до полного исчезновения с карты мира.

Что, в общем-то, и произошло.

Как всё закончилось

На западной границе

За 200 лет с начала удельной раздробленности до начала процесса централизации сильно поменялась ситуация и на западной границе: в год Любечского съезда вся Прибалтика была дикой территорией, на которой царил племенной строй, совсем юное королевство Польша ещё не дотягивалось до границ Руси, и даже в центре Европы ещё были пятна диких лесов, пока не поделенных между королями.

К середине XIV века, однако, вся Европа была полностью поделена между королями и рыцарскими орденами, которые не стеснялись прямо нападать на русские княжества.

И даже если бы это было единственной проблемой раздробленной Киевской Руси — можно было бы предсказать, что, на момент централизации, она не досчитается доброй половины западных княжеств.

Но это были, конечно же, не все проблемы Киевской Руси.

На восточной границе

Нашествие монголов сперва лишило будущую централизованную Русь даже тени шанса вновь называться Киевской: взятый и разорённый в 1240 году Киев так и не смог потом хоть сколько-нибудь заметно окрепнуть в качестве отдельного княжества.

Так, спустя 358 лет после взятия Киева, положившего начало Киевской Руси, взятием же Киева история Киевской Руси, история первого русского государства, история Древней Руси в целом — и была закончена.

А отхватив значительную часть восточных и южных княжеств, ордынцы заодно уничтожили все шансы собрать в одном государстве восточных славян хотя бы половину из княжеств Киевской Руси.

Между кочевой империей с одной стороны, и растущими европейскими королевствами, завершающими раздел Европы, с другой, имея в анамнезе всего полтора века условного единства, а затем — сто лет безусловной раздробленности — Русское государство, vol. 1 было обречено.

Даже если бы не случилось Ордынского ига — их бы нашлось кому подменить за 200 лет неторопливо растянувшегося на XIII–XV века дележа наследства Киевской Руси.

  • Западные княжества, в первую очередь — Галицко-Волынское — попали под польско-литовское влияние (католицизм подразумевается).
  • Новгородская и Псковская республика сумели сохранить независимость. А Псков и Новгород — пошли по пути торговых республик, и, возможно, в их будущем была перспектива православной Реформации. Но реальность распорядилась иначе.

P.S. Как московскому княжеству удалось сохранить православное вероисповедание под властью Золотой Орды?

Благодаря относительно позднему принятию ислама в качестве официальной религии Золотой Ордой в 1320 г.

Почему это не могло произойти раньше?

Как я уже писал, существует определённая зависимость между формированием государственности и переходом от язычества к монотеистическим религиям.

Переход Золотой Орды от язычества к монотеизму был обусловлен переходом от племенного строя к феодальному.

К слову, эта трансформация заняла примерно те же сто лет, что от основания Киевской Руси князем Олегом до её Крещения князем Владимиром.

В общем, Москва удачно проскочила.

И всё же! Если монголы на момент завоевания Руси уже были бы не язычниками — например, если бы нашествие произошло на век позднее, когда они уже стали правоверными мусульманами, — то, скорее вполне, вместо колокольни Ивана Великого в Кремле стоял бы минарет Ивана Великого.

Но это не мешает подумать о том, что нет никаких объективных причин, по которым вместо царя в Кремле не мог бы сидеть хан, а место хвалёной веры православной в душе русского человека не мог бы занимать ислам.

§ 1.Походы князя Святослава. В 957 г. Ольга уступила бразды правления Киевской Русью своему сыну Святославу. Важно, что он был первым князем из династии Рюриковичей, который носил славянское имя. Это означает, что к середине X в. осевшие на Руси варяги были ассимилированы славянами. С этого времени русскими стали называть не скандинавов, а восточных славян – жителей Киевской Руси.

Князь Святослав прославился в первую очередь как воин и полководец. Начиная с 964 г., он почти непрерывно совершал походы против соседних государств. Он нанес поражение Хазарскому каганату, захватил хазарские крепости Саркел и Итиль и вывел свое войско в приазовские степи. Там он разгромил и подчинил некоторые народы Северного Кавказа – предков современных осетин и адыгов. В результате его побед славянское племя вятичей, до того платившее дань хазарам, вошло в состав его государства, а на кубанских землях возникло зависимое от Киева Тмутараканское княжество. Наиболее важный итог походов Святослава заключалось в том, что отныне не Хазарский каганат, а Киевская Русь являлась сильнейшей державой Восточной Европы.

Однако на этом Святослав не успокоился. Он вернулся в Болгарию и продолжил завоевание этой страны. Однако на этот раз он столкнулся с сильным византийской армией. После ряда боев византийцы осадили русское войско в одной их болгарских крепостей. Находясь на грани поражения, Святослав вынужден был заключить мирный договор, по которому он отказался от всех своих завоеваний в Болгарии. В 972 г. русское войско, возвращавшееся по Днепру на родину, подверглось нападению печенегов, предупрежденных византийцами. Святослав погиб в бою, а из его черепа печенежский князь сделал себе чашу, из которой пил на торжественных пирах.

§ 2.Князь Владимир и принятие христианства. После гибели Святослава земли Киевской Руси были поделены между тремя его сыновьями. Однако вскоре между ними развернулась междоусобная борьба, победителем из которой вышел младший сын – Владимир (980 г.). Владимир уделял внешней политике меньше внимания, чем его отец, хотя ему также пришлось воевать: при нем были окончательно подчинены вятичи, присоединены земли современных Западной Белоруссии и Западной Украины.

К этому моменту развитие государственности достигло такого уровня, что потребовалось введение единой религии, которая объединила бы население страны. Этим была вызвана религиозная реформа Владимира: в Киеве и Новгороде были поставлены идолы языческих богов. Главным из них был Перун – аналог древнегреческого Зевса. Этот бог считался покровителем княжеской дружины. Вероятно, это и стало причиной выдвижения его культа на первое место.

Однако язычество не могло обеспечить государству устойчивого положения на международной арене. Страны, в которых господствовало язычество, воспринимались как христианскими, так и мусульманскими государствами как варварские. Они не рассматривались как субъекты международного права, их можно было захватить под предлогом защиты проповеди одной из мировых религий. Подобная печальная участь постигла в XI—XII вв. некоторые племена западных славян, а также народы Прибалтики, земли которых были захвачены немцами.

Во избежание этого Руси требовалось принятие одной из мировых религий в качестве государственной. Обычно выбор религии был предопределен географическим положением: новая вера заимствовалась из соседней страны. Уникальность Руси была в том, что она находилась на стыке сфер влияния разных мировых религий. На западе находилась Польша, которая приняла христианство в форме католичества; на востоке располагалась Волжская Булгария, жители которой исповедовали ислам; к югу лежали земли разгромленного Хазарского каганата, государственной религией которого был иудаизм; наконец, Черное море отделяло русские земли от Византии – центра православного христианства. Поэтому Владимир имел возможность выбрать религию с учетом государственных интересов. Принятие веры от соседнего государства было чревато усилением его политического влияния на Русь. В этом смысле православие было идеальным вариантом, так как Византия находилась за морем и не могла оказывать непосредственного воздействия на русские дела.

На выбор православия могли повлиять и другие факторы. Не стоит забывать, что православие уже раньше начало проникать в русские земли. Известно, что в Киеве существовал православный храм. Отдельные группы жителей Руси принимали крещение в индивидуальном порядке. Наиболее известен пример княгини Ольги, крестившейся в Константинополе, причем ее крестным отцом, согласно летописи, был византийский император Иоанн.

В 988 г. князь Владимир со своей дружиной принял крещение в крымском городе Херсоне, признававшем власть Византийской империи. После этого прошло массовое крещение киевлян. В 989 г. аналогичное крещение состоялось и в Новгороде. Идолы языческих богов были повержены. Русская Православная церковь стала частью византийской. Новую структуру возглавил митрополит киевский и всея Руси, который назначался константинопольским патриархом. Митрополиту киевскому подчинялись епископы, в ведении которых находились священники в городских и сельских приходах.

Распространение христианства на Руси шло медленно. Первоначально оно утвердилось в городских центрах, затем, мало-помалу, начало проникать и в сельскую местность. Однако долгое время в народе сохранялись пережитки прежних, языческих верований. Их сочетание с новыми православными обрядами получило название двоеверия.

Принятие православия сопровождалось появлением ряда новшеств в культурной жизни. Вместе с христианской церковью на Русь появились достижения византийской культуры – литература, архитектура, музыка, живопись. Важнейшим приобретением стала письменность, которая пришла вместе с церковной литературой. Она получила широкое распространение не только среди книжников, но и среди обычных горожан. Об этом свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты, обнаруженные отечественными археологами при раскопках древнерусских городов.

§ 3.Расцвет Киевской Руси при Ярославе. После смерти Владимира в 1015 г. развернулась ожесточенная борьба за власть между его сыновьями и племянником Святополком. Первыми ее жертвами стали князья Борис и Глеб, которые после этого были канонизированы и стали первыми русскими святыми. В 1019 г. с помощью варяжских наемников власть в Киеве захватил Ярослав, прозванный Мудрым. Его правление, продолжавшееся до 1054 г., стало временем расцвета Киевской Руси.

При Ярославе Мудром Русь пожинала плоды того, что было заложено при Владимире. Укрепление ее международного положения проявилось в том, что супругами самого Ярослава и его детей были представители европейских королевских династий. Например, женой Ярослава была шведская королевна Индигерда, его сын Всеволод взял замуж византийскую принцессу, а мужем его дочери Анны стал французский король Генрих I.

Наконец, в правление Ярослава Мудрого определились внешние границы Киевской Руси, которые сохранялись даже после начала периода раздробленности. В ее состав, помимо всех восточнославянских племен, вошли и некоторые неславянские народы. Неуклонно распространялось русское влияние в Прибалтике и Поволжье. Впоследствии именно территория Киевской Руси станет колыбелью русского, белорусского и украинского народов.

§ 4.Раздробленность Киевской Руси. Однако уже после смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. начался процесс распада Руси на отдельные земли и княжества. В отличие от феодальной раздробленности, которая существовала в средние века в Западной Европе, раздробленность на Руси носила другой характер. На Западе земля распалась на владения отдельных феодалов. На Руси это было невозможно, так как не существовало сословия, аналогичного европейским рыцарям. Русские дружинники во всем зависели от своего князя, обязанностью которого было снабжать их всем необходимым. Поэтому системы феодального землевладения на Руси не сложилось.

Единству русских земель угрожала другая опасность. Князья рассматривали Русскую землю как свою собственность. Поэтому после смерти она делилась в равной пропорции между их сыновьями. Первоначально после смерти князя его сыновья пытались в междоусобной борьбе выявить сильнейшего, что вело к страшному кровопролитию. Однако в 1097 г. на княжеском съезде в Любече было принято решение закрепить существующее положение и отказаться от политического единства Руси. Отныне дробление происходило едва ли не в геометрической прогрессии.

Территория государства распалась на тринадцать отдельных земель. Шесть из них находились на территории современной России. Это (1) Владимиро-Суздальская земля, занимавшая центр России, (2) Новгородская земля, простиравшаяся на огромной территории от Балтики до Урала, (3) отделившаяся от нее Псковская земля, (4) Смоленская земля, небольшие (5) Рязанская и (6) Муромская земли. В каждой из этих земель (кроме Новгородской и Псковской) сложились свои княжеские династии. При этом сохранялось общее правило, согласно которому князем мог быть только потомок Рюрика. В свою очередь, земли делились на отдельные волости, во главе которых также стояли князья. Иногда дробление приводило к тому, что некоторые княжества ограничивались лишь несколькими селами. Между князьями постоянно происходили конфликты, часто заканчивавшиеся военными походами.

Единство Русской земли обеспечивалось династией Рюриковичей и Православной Церковью. Кроме того, правитель Киева носил титул великого князя и формально считался старшим среди остальных князей. Однако реальной власти над ними у великого князя не было. Только иногда, в случае внешней опасности, князья могли на время объединиться для организации отпора врагу.

В эпоху раздробленности усилилась внешняя опасность. В 1055 г. в южнорусских степях печенегов сменили новые кочевники – кипчаки. На Руси их называли половцами. Половецкие и русские князья часто совершали грабительские набеги друг на друга, нередко в ходе своих междоусобиц русские князья нанимали половецкие отряды для усиления своих отрядов. Вероятно, из-за их активности русские князья утратили контроль над Тмтараканским княжеством и другими владениями в степной полосе.

Другая опасность возникла на Северо-Западе. Располагавшееся на территории Белоруссии слабеющее Полоцкое княжество постепенно утрачивало контроль над Прибалтийскими землями. Этим немедленно воспользовались немецкие крестоносцы. В 1201 г. они построили крепость Ригу в устье Западной Двины. Опираясь на этот город, крестоносцы начали завоевание латышских и эстонских земель, в которых насаждалось католичество. Под натиском немцев русские князья лишились своих владений в Прибалтике. Границы русских земель с владениями немецких крестоносцев были определены только после победы князя Александра Невского в Ледовом побоище (1242 г.).

Но наибольшую опасность представляли собой литовцы. Князья этого остававшегося в то время языческим народа воспользовался слабостью русских княжеств. Поначалу активность литовцев ограничивалась грабительскими набегами, а на рубеже XIII и XIV веков они перешли к подчинению пограничных русских земель (подробнее об их экспансии см. тему 5).

Таким образом, перед лицом монгольского нашествия Русь предстала внутренне разделенной и утрачивающей свое международное влияние. Но даже если Русь и осталась бы единой, противостоять такому грозному и умелому врагу, каким в то время были монголы, она не смогла бы. И дело не в нашей слабости, а в необыкновенной силе государства Чингисхана и его наследников.

Киевская Русь – это период развития Руси, когда политическим центром был Киев, длившийся от образования государства в IX в. до феодальной раздробленности в XII в.

Развитие Киевской Руси можно поделить на несколько этапов:

  • Начальный период (вторая половина IX – конец X в.);
  • Период расцвета (конец Х – середина ХI в.);
  • Период упадка и начало удельного периода (середина ХI – начало ХII в.).

В 882 г. Олег совершает поход на Киев, где правили варяги Аскольд и Дир. Он хитростью их убивает, а сам начинает княжить в городе, сделав его столицей, тем самым объединив два центра – Новгород на севере и Киев на юге. Так начинается период Киевской Руси.

Начальный период

Готовые работы на аналогичную тему

Регентом при малолетнем Святославе была назначена Ольга, жена Игоря. Она совершила дипломатический визит в Византию, где приняла крещение по православному обряду.

Ее сын Святослав (964-972 гг.) вел многочисленные войны с соседями. Своими походами он завершил объединение восточнославянских племен. Святослав нанес удар по Хазарскому каганату и Северному Кавказу, воевал с Византией и Волжской Булгарией. Он был убит печенегами по приказу византийского императора Иоанна Цимисхия у днепровских порогов в 972 г.

Период расцвета

В результате междоусобной войны между сыновьями Святослава Ярополком, Олегом и Владимиром, к власти приходит младший, Владимир (980-1015 гг.). Его княжение считается периодом расцвета Киевской Руси.

Владимир продолжает объединение племен, совершая походы на вятичей, радимичей, ятвягов, хорватов. При нем растет Киев, возводятся укрепления, защищающие от кочевников. При этом развиваются и отдельные города-центры союзов племен, что приводит к отделению их от Киева. Владимир пытался предотвратить этот распад, организовав языческое капище с единым пантеоном богов. Однако это не помогло, и тогда он обращается к альтернативному способу объединения – христианской религии. Владимир крестился сам, а в 988 г. начал крещение Руси. Принятие христианства оказало большое влияние на развитие культуры – на Русь пришли новые виды изобразительного искусства, начала развиваться письменность. Также, это укрепляло положение страны на международной арене – Русь становилась наследницей Византии.

Ярослав продолжает предпринимать действия по возведению укреплений от набегов кочевников.

Успешной была и внешняя политика князя. Ярослав широко пользовался практикой династических браков.

  • сам Ярослав женился на дочери шведского короля Олафа;
  • его сестра Мария-Доброгнева вышла замуж за польского князя Казимира;
  • сын Ярослава Изяслав взял в жены сестру Казимира Гертруду;
  • дочь Ярослава Анна вышла замуж за французского короля Генриха I;
  • дочь Ярослава Анастасия была выдана замуж за сына венгерского герцога Ласло, а Елизавета за норвежского принца Гаральда, а после его смерти – за датского короля Свена;
  • сын Ярослава Всеволод женился на Марии, дочери византийского императора Мономаха.

Благодаря этому развивались контакты Руси с европейскими странами, а вот с Византией в 1043 г. разразился военный конфликт, который закончился поражением Руси и заключением договора.

Период упадка

Восстановление единства Руси произошло при внуке Ярослава Мудрого – Владимире Всеволодовиче Мономахе (1113-1125 гг.). Он прекратил княжеские усобицы, укрепил единство Киевской Руси, а также, разгромил войско половцев. При его сыне Мстиславе (1125-1132 гг.) еще сохранялась целостность Руси, однако, в силу ряда социально-экономических причин процесс раздробления Руси на мелкие княжества было уже не остановить.

Киевская Русь – это сильное государственное образование восточных славян, просуществовавшее больше 300 лет. За этот период у славян сформировалась государственность, культура, новый социальный строй. Русь стала участвовать в международных отношениях. Однако рост отдельных центров и стремление князей к власти привело к распаду страны на уделы, а затем – и к смещению политических центров, но это уже другой период в истории русского государства.


Возникновение Киевской Руси

В данный момент отечественные историки придерживаются 2-х основных версий возникновения Киевской Руси.


Становление и расцвет Киевской Руси

Период междоусобиц и распада Киевской Руси

К сожалению, в Киевской Руси не была выработана понятная и однообразная система престолонаследия. Различные великокняжеские земли за военные и другие заслуги раздавались дружинникам.


Претенденты на титул великого киевского князя не чурались самых страшных деяний. В литературе и истории описывается страшный пример со Святополком Окаянным. Он пошел на братоубийство только ради того, чтобы получить власть над Киевом.

Предпосылки грядущего распада Киевской Руси сформировались еще при Владимире Великом, который решил дать каждому из 12 сыновей свой город. Началом же распада Киевской Руси называют 1132 год, когда скончался Мстислав Великий. Тогда сразу 2 мощных центра отказались признавать великокняжескую власть в Киеве (Полоцк и Новгород).

В XII в. наблюдалось соперничество 4 основных земель: Волынской, Суздальской, Черниговской и Смоленской. В результате же междоусобных столкновений Киев периодически разграбляли, сжигали храмы. В 1240 году город был сожжен татаро-монголами. Влияние постепенно ослабевало, в 1299 году резиденция митрополита была перенесена во Владимир. Для управления русскими землями больше не надо было занимать Киев

Княжение Владимира открывает новый этап в строительстве Киевской Руси, которая, сделавшись христианской державой, входит отныне в византийскую эйкумену и усваивает древнюю иудеохристианскую культуру. Как это было во всех вновь принявших христианство славянских государствах, инициатива перехода в новую веру принадлежит князю. Это означает, что выбор религии имеет первостепенную политическую важность. Речь идет о необходимости обретения в рамках культурно и этнически неоднородного государства некоего идеологического единства, которое способствовало бы утверждению власти великого князя. Кроме того, проникновение христианства на Русь ускорило процесс слияния варягов и славян. После крещения великий князь Киевский обретает признание западных держав и укрепляет союз с Византией, который был необходим ему для церковного строительства.

Стремительное усвоение христианства являет собой одну из замечательнейших черт русского XI в. Оно в огромной мере способствовало расцвету киевского государства и распространению новой культуры, что выразилось прежде всего в строительстве церквей и в обретении письменности. Определяющую роль здесь сыграло присутствие образованных болгар, бежавших в Киев после завоевания их страны Византией. Введя в практику кириллицу, они передали свое знание. Расцвет Киевской Руси в XI–XII вв. выразился в расширении ее границ, в частности в северо-восточном направлении, а также в укреплении ее влияния на балтийские области. Тем не менее этот подъем не был всеохватным и стал ослабевать из-за несовершенства государственных структур. История Киевской Руси насыщена междоусобной борьбой князей, которая обострялась ввиду сложности династических правил: система перехода власти от брата к брату — при которой сын старшего брата практически имел такие же права, как его третий дядя, — привела к постоянному оспариванию великокняжеского престола в Киеве, который символизировал обладание верховной властью над всей территорией. Проблемы наследования ускоряли процесс возникновения новых княжеств, хотя в основном он был связан с освоением новых достаточно обширных земель.

В течение XII в. постепенно образуется новый центр — Владимиро-Суздальское княжество.

Расцвет киевской Руси

Расцвет киевской Руси

Расцвет и падение Киевской Руси

Расцвет и падение Киевской Руси ВладимирПервым шагом Владимира было возвращение земель, утраченных в годы междоусобицы. Прежде всего он отбирает у поляков захваченные ими территории Киевского Государства, а затем расширяет границы своего государства на запад до реки

Глава 6 XII век: от Киевской Руси — к Владимирской?

Глава 6 XII век: от Киевской Руси — к Владимирской? Если раскрыть едва ли не любой обобщающий труд по русской истории, можно встретить утверждение, что с середины — второй половины XII в. место Киева в роли главного центра Руси занимает Владимир-на-Клязьме, столица

Расцвет Киевской Руси

Расцвет Киевской Руси Русь при Ярославе обрела черты, присущие большинству христианских государств Европы. Ярослав имел много детей, и заключил множество династических браков с правящими домами Франции, Норвегии, Венгрии. При нем развернулось начатое Владимиром

Глава 3 Образование, расцвет и упадок Чагатайского государства

1. РАСЦВЕТ И УПАДОК КИЕВСКОЙ РУСИ

1. РАСЦВЕТ И УПАДОК КИЕВСКОЙ РУСИ Так проходил век за веком. Кочевники упивались блеском и славою своих захватывающих дух сражений и побед. Наслаждались всеми благами своей утонченной цивилизации жители приморских городов. И только по-прежнему никому не известные, ничем

Глава 4 Лестничный порядок престолонаследия. Изгои. Родовое наместничество. Разделение Руси при Ярославичах Междоусобицы. Владимир Мономах. Причины распада Киевской Руси. Отток народонаселения

Глава 4 Лестничный порядок престолонаследия. Изгои. Родовое наместничество. Разделение Руси при Ярославичах Междоусобицы. Владимир Мономах. Причины распада Киевской Руси. Отток народонаселения В начальный период существования государственности на Руси проблем с

Расцвет Киевской Руси (997-1125)

Расцвет Киевской Руси (997-1125) Смертью равноапостольного князя Владимира и трагической гибелью его сыновей Бориса и Глеба начался этот период нашей истории.Тогда, на рубеже веков, русские богатыри еще мелькали на страницах наших летописей, взваливали на свои могучие плечи

Глава 3. 1174–1389 Удельный порядок на Руси и монгольское иго

Глава 3. 1174–1389 Удельный порядок на Руси и монгольское иго Упадок Киева, наметившийся со второй половины XII в., продолжается до самого монгольского нашествия. К политическим распрям, чрезвычайно ослабляющим Киевское княжество, добавляется постепенная утрата им своего

4 РУСЬ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ВЛАДИМИРА И ЯРОСЛАВА МУДРОГО. РАСЦВЕТ КИЕВСКОЙ РУСИ

4 РУСЬ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ВЛАДИМИРА И ЯРОСЛАВА МУДРОГО. РАСЦВЕТ КИЕВСКОЙ РУСИ При Владимире Киевская Русь уже приобрела черты раннефеодальной монархии. Впоследствии при Ярославе Владимировиче эти черты получили дальнейшее развитие. Структура политического устройства

РАСЦВЕТ КИЕВСКОЙ РУСИ

РАСЦВЕТ КИЕВСКОЙ РУСИ 978 (?) — Владимир Святославич из Новгорода отправляется в Полоцк. Он хотел взять в жены дочь полоцкого князя Рогволода Рогнеду, однако Рогнеда, рассчитывавшая на брак с Ярополком, отказала Владимиру, с уничижением отозвавшись о сыне рабыни (см. 970 г.).

Расцвет и падение Киевской Руси

Расцвет и падение Киевской Руси Владимир Первым шагом Владимира было возвращение земель, утраченных в годы междоусобицы. Прежде всего, он отбирает у поляков захваченные ими территории Киевского государства, а затем расширяет границы на запад до реки Сан, –

Глава 3 ИНДОНЕЗИЙСКИЕ ГОСУДАРСТВА В КОНЦЕ X—XV в. РАСЦВЕТ И УПАДОК ОСТРОВНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Глава 3 ИНДОНЕЗИЙСКИЕ ГОСУДАРСТВА В КОНЦЕ X—XV в. РАСЦВЕТ И УПАДОК ОСТРОВНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ Исследование аграрных отношений в средневековых государствах ЮВА показывает, что первый этап развитого феодализма в тех районах Малайского архипелага, где были наиболее ранние

Читайте также: