Культура стран ближнего и среднего востока кратко

Обновлено: 05.07.2024

К началу VIII в. могущественный Арабский халифат объединил под своей властью огромные территории. Его владения простирались от Северо-Западной Африки и Испании до современной Киргизии и Индии. Многочисленные народы, жившие на этих землях, отличались друг от друга и уровнем общественного развития, и языком, и культурными традициями. Художественная культура их также была различна. Сирийские ткани не спутаешь с египетскими, а керамику Ирака — с изделиями турецких мастеров.

Распространение ислама, запрещавшего изображать людей и животных, наложило определенный отпечаток на развитие средневековой художественной культуры Ближнего Востока. Расцветает искусство орнамента, а скульптура и живопись почти затухают.

Ведущую роль в создании художественной культуры Арабского халифата играли Сирия и Ирак — страны с древними традициями в искусстве. С самого начала существования халифата во всех городах и даже в самых маленьких селениях Ближнего Востока строились здания для ежедневной молитвы — мечети. Здесь сложился тип так называемой дворовой, или колонной, мечети с обширным прямоугольным двором, обнесенным надежными, нередко даже крепостными стенами. Молитвенный зал находился в глубине, и его перекрытия покоились на колоннах или столбах. Внутри мечети отделывались цветным камнем, керамическими изразцами, орнаментом, вырезанным на каменных панелях или штукке — особой облицовочной штукатурке. После полировки штукк приобретал вид мрамора. Особенно богато отделывался михраб — ниша, указывавшая молящимся направление на Мекку.

Соборная мечеть Валида I в Дамаске — одно из знаменитейших сооружений VIII в.— должна была, по замыслу халифа, своим великолепием затмить все другие здания. И действительно, великолепные мозаики мечети вошли в сокровищницу мирового искусства.

Развивается и светская архитектура. Среди множества сооружений выделяются загородные замки — резиденции омейядских халифов, построенные в Сирийской пустыне. До нас дошли настенные росписи одной из таких резиденций — Кусейр-Амры. Сюжеты их разнообразны: здесь и купающиеся женщины, и единоборство атлетов, и сцены охоты. Центральное место занимает изображение халифа, сидящего на троне и окруженного покоренными иноземными царями.

В 836 г. на Тигре, к северу от Багдада, возникли первые постройки новой резиденции аббасидских халифов — Самарры. Вскоре она превратилась в большой цветущий город, но уже через несколько десятилетий была покинута. При раскопках здесь обнаружены руины дворцов халифа, жилых домов и соборной дворовой мечети с минаретом. На стенах — остатки росписей и орнамента.

Дальнейшее развитие живописи на Ближнем Востоке представлено книжными иллюстрациями — миниатюрами арабо-месопотамской школы XII—XIII вв. Сюжетом миниатюр служили эпизоды макам — новелл. Особенно широкую известность получили миниатюры макамам арабского писателя аль-Харири (1054—1122) , рассказывающие о приключениях некоего Абу Зейда, объездившего весь свет и попадавшего в самые различные переделки. Рисунки изображают торжественный прием у халифа, суд и наказание преступника, проповедь в мечети, сцены на рынке, праздничную процессию, отдых каравана в пути и т. п. Несмотря на условную композицию, нарушение пропорций и отсутствие перспективы, эти и другие миниатюры поражают выразительностью не только отдельных деталей, но и характеристик различных персонажей.

Средневековая керамика Сирии и Ирака необычайно разнообразна. Наивысшее достижение ее— люстровая керамика. Она изготовлялась особым способом: на глазурованную поверхность, наносили краску специального состава, которая после обжига приобретала характерный металлический отблеск.

Среди изделий из металла выделяются бронзовые сосуды и курильницы в форме птиц — орла, фазана, утки и т. п. (VIII—X вв.) . Для последующих веков, особенно XIII—XV, характерны изделия с тонкими кружевными чеканными и гравированными узорами.

XII — XIV века — время расцвета стеклоделия. Главными центрами его были Алеппо и Дамаск; их изделия шли не только в страны Востока, но и в Европу. Стеклянные кубки, чаши, бутыли расписывались аллегорическими и жанровыми сценами, традиционным орнаментом из ветвей и листьев, декоративными надписями.

Немало шедевров оставило нам и средневековое искусство Египта. Самый ранний из дошедших до нас памятников средневековой архитектуры Египта — мечеть Амра в Фустате (Каир) . Это — классический пример дворовой мечети. Плоское перекрытие молитвенного зала покоилось на полукруглых арках, опиравшихся на невысокие стройные колонны.

В XI в. необычайно разросся и достиг пышного расцвета Каир, ставший с конца X в. столицей Египта. Современники восторженно описывали его базары, караван-сараи, мечети, многоэтажные жилые дома. И над всеми этими зданиями возвышался дворец халифов, обнесенный мощной крепостной стеной. Каменная крепостная стена с монументальными башнями и воротами, украшенными резьбой, окружала также весь город.

Новым в архитектуре X—XV вв. было создание больших архитектурных комплексов и ансамблей. Так, мечеть-мавзолей султана Хасана в Каире (1356— 1363) , которая считается одной из вершин средневекового египетского зодчества, включает усыпальницу султана, собственно мечеть, четыре медресе (духовные школы) и четыре минарета, из которых сохранились лишь два. Мозаичные полы здания выложены различными породами камня, стены украшены резным мрамором и алебастровым фризом с декоративными надписями на фоне переплетающихся растений. Бронзовые двери главного входа и усыпальницы султана отделаны резьбой, чеканкой, инкрустированы золотом и серебром.

Открытые в последнее время фрагменты стенных росписей и миниатюрной живописи, так же как и изображения на предметах обихода (резное дерево, керамика) , говорят о том, что в X—XII вв. в Египте существовала самостоятельная живописная школа.

Среди многочисленных отраслей египетского художественного ремесла особенно славились льняные и шелковые ткани, золотисто-желтые, с пурпуром и небольшими вкраплениями глубокого синего цвета.

Египетские изделия из металла и стекла очень схожи с сирийскими и иракскими. Но египетскую керамику XI—XII вв. от любой другой отличал рисунок: на белом фоне широкими мазками темно-синего цвета наносились обобщенные изображения птиц и зверей.

Своеобразными чертами отличается средневековое искусство Малой Азии. В середине XI в. малоазийские провинции Византии были завоеваны тюрками-сельджуками, которые создали здесь несколько феодальных мусульманских княжеств. Самым значительным из них был Румский султанат (современная Турция) со столицей Конья.

Сельджукское искусство Малой Азии тесно связано и с искусством Византии, и с искусством Сирии, Закавказья, Ирана. Творчески перерабатывая эти подчас разнородные элементы, малоазийские зодчие и мастера прикладного искусства создали к середине XIII в. целостное, яркое и своеобразное искусство. В архитектуре появились новые типы сооружений: зодчие объединили мечеть и медресе в одном здании. Выделялись стройные башни минаретов с высоким шатровым верхом и входные порталы, украшенные орнаментальной резьбой по камню. Особенно замысловатым орнаментом и виртуозностью исполнения отличались порталы Большой мечети в Дивриге (1228) и Индже-минар в Конье (1251 — 1252) .

При отделке зданий мастера-камнерезы смело вводили в композицию орнамента изображения фантастических животных, львов, орлов и даже человеческие фигуры. Широко применялись изразцы темно-синего цвета, особенно для внутреннего убранства и облицовки куполов.

К концу XIV в. образовалась обширная Османская империя, и в искусстве Малой Азии начался новый период.

Архитектура османской Турции, в которой были продолжены и развиты основные традиции малоазийского зодчества XIII—XIV вв., тяготеет к монументальности. Наиболее ярко эта тенденция выразилась в творчестве прославленных зодчих XVI в. — Хайр ад-дина, Мехмед-аги и хаджи-Синана.

Из творческого наследия хаджи-Синана особенно замечательны мечеть Сулей-мание в Стамбуле и мечеть Селимие в Адрианополе. Обе они по смелости замысла, совершенству композиции и конструктивного решения не уступают прославленному константинопольскому храму св. Софии. По углам зданий возвышаются четыре стройных минарета. Внутри мечети отделаны мрамором, порфиром, многоцветными изразцами. На окнах — цветные витражи.


Турция. Мечеть Сулей-мание в Стамбуле

мечеть Селимие в Адрианополе

Храм св. Софии

Для светской архитектуры этого времени характерны павильоны-дворцы в садах — кешки. Простые и строгие по внешнему облику, эти здания внутри были богато украшены многоцветными изразцовыми плитами с изображениями кипарисов, тюльпанов, нарциссов и каллиграфическими декоративными надписями.

Турция XVI—XVIII вв. славилась керамикой, тканями, изделиями из металла. Своеобразным мотивом турецкой керамики было стилизованное, но очень выразительное и динамичное изображение лодки с косым парусом. Для турецких тканей типичны очень крупные изображения цветка тюльпана или гвоздики. Излюбленная расцветка тканей— красные тона с золотом и серебром. Турецкие чеканщики и граверы украшали изделия из металла сценами борьбы животных, каллиграфическими надписями с цитатами из Корана и традиционными благопожеланиями.

Богатые художественные традиции к началу средневековья выработали и народы Ирана. Большого расцвета иранское искусство достигло при Сасанидах в III—VII вв.

Завоевание Ирана арабами, враждебное отношение мусульманских богословов к изобразительному искусству тормозили развитие живописи и особенно скульптуры. Но сложившиеся в Иране художественные традиции оказались сильнее этого влияния, и в средние века художественная культура Ирана сохраняла свою самобытность.

Архитекторами X—XI вв. была создана так называемая мечеть с четырьмя айванами, т. е. с четырьмя обширными сводчатыми залами, расположенными по сторонам прямоугольного двора. Эти залы — айваны — открывались во двор входными арками. Вплоть до XIX в. по этому плану строились мечети и здания духовных училищ — медресе. Наиболее ранние дошедшие до нас мечети этого типа — мечеть Хайдерийе в Казвине и мечеть в Ардистане (XI—XII вв.).

Впоследствии основным элементом здания в иранской архитектуре становится монументальный портал. Все увеличиваясь в размерах, он заслоняет собой остальные части здания, отчего сооружение становится плоскостным, рассчитанным на обозрение лишь с одной стороны. Пышная орнаментальная отделка подчеркивает главную роль портала в архитектурной композиции.

В отделке здания применялась и фигурная кладка кирпича, и резьба и роспись по ганчу (род алебастровой штукатурки) , и многоцветные изразцовые облицовки, и мозаика, особенно распространенные в XIV—XV вв.

Керамические изделия иранских ремесленников прославились на весь мир. Особенно интересны сосуды керамистов Рея и Кашана с многоцветными изображениями человеческих фигур и жанровых сцен.

На ярких поливных изразцах, применявшихся для отделки зданий, часто встречаются сцены из эпоса. Наивысшее достижение иранской художественной керамики — расписные люстровые сосуды и изразцы.

Металлические изделия Ирана покрывались тонким кружевом чеканного или гравированного орнамента, лентами надписей с благопожеланиями, которые иногда сочетались с изображениями людей и жанровыми сценами. Широко распространена была инкрустация серебром или красной медью по бронзе.

Парчовые и шелковые ткани, особенно в XVI—XVII вв., наряду с богатым орнаментом украшались изображениями на сюжеты из литературных произведений.

Иранские ковры, издавна славившиеся во всем мире, неповторимы по богатству и разнообразию узора, сочному насыщенному цвету. В их колорите преобладают красные тона.

В XVIII—XIX вв. развитие художественной культуры в странах Ближнего и Среднего Востока замирает. Это объясняется общим упадком феодализма и усилением зависимости этих стран от стран Европы. В архитектуре и прикладном искусстве в основном копируются образцы, созданные в предшествующие века. Но богатое наследие мастеров средневековья до сих пор поражает богатством фантазии, изяществом и яркими радостными красками.

Ближний Восток находится на пересечении некоторых из старейших и наиболее развитых культур в мире. Будь то культура населения, арабов , турок , персов , курдов , евреев , армян или даже иудаизма , христианства и ислама , их светскость привела к их огромному развитию, которое сегодня привлекает туристов всего мира. Таким образом, многие археологические памятники, сооружения или природные объекты классифицируются как всемирное наследие на Ближнем Востоке и распределяются по многочисленным городским районам, которые постепенно развиваются.

Основные царства Ближнего Востока к XIII - м века до нашей эры. Нашей эры , с основными городами и археологическими памятниками.

Резюме

Культура по региональным группам

Аравийский полуостров

Аравийский полуостров соответствует земле между Красным морем и Персидским заливом , на коммерческий перекрестке между Европой, Африкой и Азией. Сегодня этот регион находится в центре международной геополитики, особенно из-за его запасов нефти и газа и водных путей через Красное море и Суэцкий канал , жизненно важных для западных стран. Если регионы, как правило, малонаселены, а культурные пережитки устарели, небольшие нефтегазовые монархии ( Объединенные Арабские Эмираты , Катар и Бахрейн ) пытаются развивать новые виды экономической деятельности и, следовательно, культурные мероприятия, связанные с туризмом: развлечения, исторические реконструкции или человек. самодельные конструкции.

По своему языку и религиозным убеждениям арабы являются частью семитского мира . Ценности, которые доминируют в этом мире доисламской Аравии , связаны с суровой и суровой жизнью в пустыне: племенная честь, групповая защита и сохранение, солидарность и гостеприимство, возвышение войны.


Средний Восток

Самые старые знаки письменности датируются пятью тысячами лет и были обнаружены в Уруке, что позволило систематизировать функционирование первых сложных обществ и зафиксировать ключевые факты: собственность, коммерческие контракты, религиозные акты, законы, историографию и т. Д. ; в то же время в Месопотамии возникли крупные города-государства, свидетельствующие о первых массовых поселениях в Плодородном полумесяце . Одомашнивание съедобных семенных растений и домашнего скота начинается в этом регионе, а затем распространится на весь мир ( пшеница , ячмень , корова , коза , овца , свинья и т . Д. ).

Ближний Восток , в силу своего географического положения на перекрестке Средиземноморья, Европы, Северной Африки, арабских, персидских и турецких мирах, уже давно является предметом интенсивных культурных обменов. Со времен античности греко-римские цивилизации и цивилизации древнего Ближнего Востока объединились и развивали торговлю, обмен идеями (политика, религия, технологии, наука и т. Д. ), Столкновения или даже смешение цивилизаций, обществ и людей.

В более поздние периоды пришли новые влияния: турецкие и персидские народы из Малой Азии, арабская и мусульманская культура, европейские влияния и т. Д. Последовали периоды колонизации, национализма, а затем прогрессивной независимости государств Леванта ; языки развиваются, как мысли и культура, и регион вписывается в современную геополитику с ее мозаикой народов, культур и вовлеченных оппозиций.


Анатолия

Anatolia был использован с древними пересечения культур эллинских, европейский и восточный, первым под Византийской империей , а затем под Османской империей ; Турции , которая в настоящее время занимает большую часть Анатолии все еще является предметом этой культурной смеси между Азией и Европой.

Персидский

Персия доминировала древний Ближний Восток и оставила много научного и культурное наследия империй, сумевших его.


Древний Восток стал колыбелью первых цивилизаций, которым было суждено оставить глубокий след в истории человечества. Именно здесь произошел важный переход к оседлому образу жизни, появились условия для возникновения первых крупных государств, получило развитие искусство, культура и наука.


Кратко о культуре Древнего Востока

Зарождение и развитие культуры Древнего Востока относится к III тысячелетию до н. э. Предпосылками этому послужили благоприятные природные условия: жаркий климат, плодородные земли, но больше всего – наличие крупных рек, на берегах которых и зарождались первые цивилизации.

  • На территории между реками Евфрат и Тигр была сформирована уникальная культура Месопотамии или Междуречья.
  • Долина Нила стала родиной для культуры Древнего Египта.
  • С реками Ганг и Инд связано зарождение культуры Древней Индии.
  • Река Хуанхэ стала матерью для культуры Древнего Китая.


Рис. 1. Междуречье.

Важнейшая особенность культуры Древнего Востока – строгое соблюдение традиций. Такие страны относят к обществам традиционного типа. Это значит, что на протяжении сотен лет подобное общество тщательно соблюдает устоявшиеся традиции, которые оказывают влияние на все сферы жизни.

На территории Месопотамии проживало множество племен и народов, однако наибольший вклад в развитие науки был сделан шумерами. Они с высокой точностью предсказывали лунные и солнечные затмения, обладали глубокими познаниями в математике, слыли прекрасными архитекторами.

Достижения культуры Древнего Востока

Значение Древнего Востока в развитии культуры трудно переоценить. Именно здесь возникли все условия для разделения труда и появления различных социальных слоев общества, появились предпосылки для развития письменности, науки, искусства.

  • Возникновение письменности. Самой ранней разновидностью стала иероглифическая письменность, характерная для Китая, Египта и Междуречья. Позже в Финикии была создана алфавитная письменность, которая была освоена греками и римлянами.
  • Все мировые религии – буддизм, христианство и ислам – были рождены на Востоке. Их отличает большое количество последователей во всем мире, вовлеченность представителей всех социальных групп, межэтнический характер.

Культура Древнего Востока

Пёстрая культура Древнего Востока так разнообразна потому, что под этим названием скрывается сразу множество стран со своими особенностями. Характеристики всех древневосточных цивилизаций различаются, но есть у них и общая черта – они во многом являлись первопроходцами. Памятники, созданные ими, до сих пор изучаются историками, археологами и востоковедами.

Древние культуры

Культура стран Древнего Востока

На Востоке существовало немало цивилизаций – Древний Китай, Древняя Индия, Месопотамия (Междуречье), Древний Египет… Их развитие началось примерно в III тысячелетии до нашей эры. В Месопотамии, например, на протяжении нескольких тысячелетий сменилось несколько цивилизаций – шумерская, аккадская, хеттская и т. п. При этом культура стран Древнего Востока в Междуречье была во многом схожа, так как разные народы многое заимствовали друг у друга, от технических и иных достижений до религии и традиций. Интересно, что все древнейшие восточные цивилизации относились к речному типу, так как возникали на берегах крупных рек: Нил, Тигр и Евфрат, Ганг, Хуанхэ и т. д. При этом древние цивилизации Европы, такие, как Древний Рим и Древняя Греция, относились к другому типу – к морскому.

Характерные черты культур Древнего Востока

Характерные черты культур Древнего Востока

Культура возникла вместе с появлением человека, но у первобытных людей она сильно отличалась от таковой у первых цивилизаций, и одним из важнейших различий является наличие письменности. Именно письменность стала одним из важнейших достижений культуры Древнего Востока, но древнейшую из них определить сложно, так как шумеры и египтяне изобрели её примерно одновременно. Правда, ни те, ни другие так и не развили письменность до алфавита – в Египте пользовались иероглифами, а в других странах Древнего Востока – клинописью. На столь разное развитие письменности оказала влияние доступность материалов в разных регионах – в Древнем Египте был распространён папирус, а в Месопотамии использовали глину. В древних культурах Индии и Китая сложилась своя письменность, по-своему уникальная.

Читайте также: