Культура средневековой индии кратко

Обновлено: 30.06.2024

Культура Индии VI—XII вв.

В средние века мировоззрение людей проявлялось в форме религиозных верований. В Индии религии играли очень большую роль. Этот период здесь характеризуется упадком буддизма и наступлением полного господства индуизма. Ученые спорят о причинах этого явления. Некоторые считают, что буддизм в Индии связан с господством кшатриев, стоявших во главе крупных империй. Другие считают, что буддизм с его широко разветвленной системой монастырей и паломников яе смог приспособиться к более замкнутой экономической действительности раннесредневековой Индии. Во всяком случае последний взлет буддизма в форме махаяны произошел в империи Харши, когда университет в Наяаиде привлекал к себе тысячи студентов из равных буддийских стран. Буддизм поддерживала и династия Палов в Бенгалии. Значительная часть населения здесь исповедовала буддизм вплоть до XII в. На юге Индии исчезновение буддизма отмечается уже в VIII в.

Эта перемена религии не привела к изменению образа жизни. В индуизме имеется множество всяких сект и направлений, различающихся как выбором того бога из обширною индусского пантеона, которому покланяется верующий, так и религиозными обрядами и обычаями. Однако некоторые представления и обычаи являются общими для всех индусов. Они высоко ставят понятие добродетели или долга (дхармы), заключающегося в том, чтобы твердо и неуклонно выполнять свои кастовые обязанности. Так, для высших каст их дхарма состоит в справедливом управлении или мужественном поведении на поле битвы, для низших каст — в добросовестном выполнении ими кастовой работы и в почитании лиц высокого происхождения. Индуизм внушает, что деление на касты является божественным установлением, что все касты необходимы, а положение каждого индивидуума в кастовом строе определяется его поведением в предшествующем рождении. Душа человека не умирает, а по смерти тела переходит в какое-то другое существо: если человек вел добродетельную жизнь, то в следующем рождении его кастовый статус повышается, если порочную, то он может родиться неприкасаемым или даже каким-либо мерзким животным. Поэтому все справедливо, даже если хороший человек терпит всякие беды: это ему, видимо, наказание за дурное поведение в прошлом существовании.

Общим для всех индусов было и представление об ахимсе, т. е. о том, что следует избегать нанесения вреда живому существу, а также связанное с этим поклонение ряду животных, в первую очередь корове, почитаемой всеми индусами. Общими, хотя и различающимися в подробностях, были обряды, исполняемые по всяким поводам в течение всей жизни, от рождения до смерти. Все индусы должны были приносить жертвы — некоторые животных, а большинство просто благовония и цветы, всем предписывалось в меру своих возможностей жертвовать брахманам и храмам, вое почитали как святых различного рода отшельников, аскетов, странствующих проповедников и т. п. Для всех индусов считалось также обязательным выполнять кастовые обряды и запреты, что по важности равнялось почитанию божества.

Наиболее широко было распространено поклонение богам Вишну и Шиве. С культом Шивы связано и почитание его супруги, известной в разных районах под именем Кали, Умы, Парвати и Шакти. Кали изображалась в виде свирепой богини, требовавшей кровавых жертв, а Ума и Парвати — в виде нежной матери. Ясно, что и в этом образе слилось много различных культов.

Наиболее жестоким был культ Шакти. Шакти воспринималась также как эманация могущества Шивы, и почитание Шакти было связано с тантризмом — течением в индуизме, обособившимся от других, со своими священными текстами — тантрами и со своей системой почитания божества, преимущественно женского. В тантризме господствовали элементы мистицизма, колдовства, заклинаний, а также обряды и поведение, запрещенные индуизмом (организация оргий, женитьба за пределами своей касты и т. п.). В какой-то мере тантризм иногда сравнивают с почитанием дьявола в христианских странах. Тантризм в тот период исповедовали большей частью члены низших каст и представители неарийских племен и групп.

Начиная с VI в. в Южной Индии распространились идеи бхакти (всеподавляющей любви к богу, перед которой теряют значение обрядность, аскетизм и брахманская ортодоксия). Басава, основатель секты лингаятов-шиваистов (поклоняющихся особо символу Шивы — линге, т. е. фаллосу), в XII в. сочетал идеи бхакти с тантризмом, отрицая такой принцип индуизма, как кастовый строй, настаивая не столько на соблюдении обрядности, сколько на необходимости любви к Шиве, но вместе с тем признавая достоинства аскетизма. В XII—XIII вв. лингаяты Басавы вели открытую борьбу с официальным индуизмом и джайнизмом.

С VII—IX вв. идеями бхакти проникаются и вишнуиты, а позднее бхакти стали проповедовать в Бенгалии. Поскольку бхакты (т. е. последователи бхакти) отвергали обрядность индуизма и исключительность брахманов, проповедь бхакти стала содержать нотки социального протеста.

С VI—X вв. на индийских побережьях, главным образом в портовых городах, массовой религией стал джайнизм. Наибольшей славой пользовался джайнский храм в Айхоле (Айяво-ле), построенный в VII в. В средние века возникло также много других храмов и огромных статуй Махавиры. Особенно большим влиянием пользовались джайны среди тамильского населения. Однако уже в VI—VIII вв. бхакты усиленно повели борьбу против джайнизма, и последний стал уступать свои позиции индуизму. К XV в. джайнизм сохранил некоторое влияние только в Гуджарате, хотя небольшие общины джайнов, главным образом купцов и ростовщиков, остались во многих индийских городах.

Несмотря на то что философская мысль Индии была тесно связана с религиозными представлениями, в средние века она уже стала обособляться в самостоятельную отрасль знаний.

Наука в средневековой Индии продолжала развиваться на началах, заложенных еще в древности. Большие успехи были достигнуты в области математики, астрономии и медицины. связанных с практической деятельностью людей в сельском хозяйстве, строительстве зданий и лечении.

Фрески, распространенные в пещерах Аджанты, с VIII в. исчезают. Другие произведения живописи этого периода фактически не сохранились. Находились в упадке также театр и искусство танца. Только на юге Индии при храмах поддерживалось искусство классического танца, связанного с богослужением.

Далёкой и сказочной страной казалась жителям евразийского континента Индия, отделённая от всех огромными горами и широкими морями. Немногочисленные путешественники, попадавшие в её приделы, привозили оттуда специи, ткани, удивительные изображения индийских богов и волшебные сказки и легенды, будоражащие воображение и пробуждающие фантазию.

Определённая территориальная изолированность Индии от остального мира, позволила сформироваться и развиться в этой стране очень самобытной и яркой культуре, которая практически не была подвержена внешним влияниям.

Приведем некоторые значимые для всего человечества успехи индийской научной мысли.

Своеобразно развивалась индийская медицина, которая рассматривалась как наука о долголетии и основывалась на различных религиозно-философских практиках и связанных с ними физических упражнениях (например, йога). Здоровье и продолжительность жизни человека изучались в Индии также и с точки зрения антропогеографии – влияния на человеческий организм, условий окружающий среды.

Индия стала родиной одной из трёх мировых религий – Буддизма, который широко исповедуется в разных странах мира и сегодня.

История индийской культуры занимает не одно тысячелетие и уходит корнями в глубокую древность. Она прошла различные стадии развития, каждая из которых была по-своему значительна и важна для формирования самобытной культуры этой страны. Периодизация истории культуры Индии такова:

1. Древнейший период:

  • Индская или Хараппская культура – 3–2 тыс. до н.э.

2. Древняя Индия:

  • индо-арийский период – 2 тыс. до н.э. – первая половина 1 тыс. до н.э.
  • эпоха Маурьев – 4 в. до н.э. – 2 в. до н.э.
  • Кушанская империя – 1 в. до н.э. – 3 в. н.э.
  • эпоха Гуптов – 4-5 вв. н.э.

3. Средневековая Индия:

  • раннее средневековье, период феодальной раздробленности – 6–13 вв.
  • Делийский султанат – 13–15 вв.
  • Империя Великих Моголов – 16–18 вв.

Кратко охарактеризуем эти периоды.

В начале 20 века археологи обнаружили на территории Индии остатки городов, которые принадлежали цивилизации, развивавшейся здесь в 3 – 2 тысячелетиях до н.э. Она получила название Индской (от наименования реки Инд) или Хара́ппской (по названию мест, где были обнаружены древнейшие города Хара́ппа и Мохенджо-Да́ро ). Скорее всего, это была весьма развитая культура, подобная древнеегипетской или месопотамской.

Правда, таких монументальных памятников как египетские гробницы или дворцы и храмы Междуречья здесь обнаружено не было. Зато, изумила учёных удивительно рациональная, чёткая планировка и застройка городов. В них были проложены ровные улицы, пересекающиеся под прямыми углами, функционировала водопроводная и канализационная системы. Жилые дома в городах были двух- и трёхэтажными, причём, когда наводнения или пожары разрушали здания, жители восстанавливали жилища, возводя их на старых фундаментах. Благодаря этому прежняя планировка домов и улиц сохранялась, а основания зданий Хараппы и Мохенджо-Даро за множество истекших веков ушли в глубь земли почти на десять метров! Население этих городов, по оценкам учёных, составляло десятки, а возможно, даже сотни тысяч человек.

В результате раскопок археологами были обнаружены, выполненные с большим мастерством, изделия мелкой пластики, скульптуры, ювелирные украшения, предметы домашнего обихода, керамика и глиптика, что свидетельствует о высоком уровне развития в древнейшей Индии художественной техники и ремёсел.

Индийское средневековое искусство

Индийское средневековье — это пора большого созидательного подъема. В это время выросли новые города и селения, возникли замечательные храмовые ансамбли, в украшении которых раскрылись яркие грани народной фантазии. На протяжении веков в Индии сложились те художественные традиции, которые оказали огромное влияние на искусство последующих поколений Индии. Для истории Индии характерна смена нескольких религий. Существовавший буддизм вытесняли брахманские верования во главе с Брахмой. Эта религия, укреплявшая власть феодалов, разделила жителей Индии на касты. В VII веке в Индии распространяется религия индуизм, основными божествами которого стали Вишну и Шива. Вишну - хранитель мира и Шива - олицетворяющий движение в природе, ее созидательные и разрушительные начала. Им посвящались основные храмы и приносились жертвы. И хотя еще продолжалось строительство буддийских храмов, основное внимание уделялось прославлению богов индуизма.

Скальный храм Кайласанатха в Эллоре. 755г.



В VII — VIII веках грандиозных размеров достигло индийское пещерное строительство. Это были огромные храмы, высеченные в толще скалы. Двух-трехэтажные залы сложной формы углублялись в скалу до 40 метров. Длинные галереи, многоколонные террасы так же, как и стены сумрачных храмовых помещений, были покрыты рельефными изображениями брахманских, а порой и буддийских божеств, героев эпоса, показанных в непрерывном движении, полных напряжения и энергии. Техника и мастерство обработки камня достигли в Индии небывалого совершенства. Храмы украшались колоннами, покрытыми сложными скульптурными узорами. Скульптура заполняла и все внутреннее пространство храмов, составляя неразрывное целое с их стенами. Суровые и гневные каменные божества, взирающие из таинственного полумрака, изображались в битве со злом или в готовности к подвигу.

Скальный храм Кайласанатха в Эллоре. 755г.



Классический памятник раннего индийского средневековья - храм Кайласанатха в Эллоре (храм владыки горы Кайласа в Эллоре - вершины мира, места легендарного обитания бога Шивы). Неповторимы величие его размеров и пространственного замысла. Архитекторы создали в содружестве с ваятелями невероятный по трудоемкости, сказочный по богатству скульптурного оформления, окруженный двором монумент, включающий галереи, портики, залы, рельефные композиции и отдельно стоящие статуи.
В каменных тайниках обнаружена медная пластина, на которой были выгравированы слова: " О, как я мог сделать подобное без волшебства?!"

Скульптура в храме Кайласанатха в Эллоре


Скальный храм Бадами


Крепость Голконда



В X — XI веках Индия вступила в период развитого феодализма. В Это время в крупных городах возникли большие комплексы наземных храмов.

Скульптура в храме Махабалипурамы


Прибрежный храм в Махабалипураме. 8в.


Древний храм в Дели



В храмах того времени собиралось огромное количество сокровищ: ювелирные украшения, бронзовые статуи, редкие камни — все это храмы получали в дар.
К IX веку изжила себя трудоемкая техника вырубания храма из цельной скалы. Бурно развивается техника кладки стен из тесаного камня. Строительный камень известняк, песчаник, мрамор, гранит — все это добывали в скалах, резали каменные блоки и доставляли их к храму.
Храмы X — XI веков отличались сложностью архитектурных форм. Они представляют собой многоступенчатый комплекс, восходящий кверху в виде горных вершин. Храмы богато украшены скульптурой, которая издали воспринимается как сложный кружевной узор.

Янтарный Форт. Джайпур. Раджастан.


Рельефная скульптура


Конарк, храм Сурьи (Солнца). Рельефная скульптура.

Храм, посвященный древней богине Минакше



Стремясь передать щедрость и изменчивость природы, которую олицетворяли божества Вишну и Шива, мастера изображали их фантастическими многоголовыми и многорукими существами. Особенно популярным стало изображение многорукого Шивы — царя танцев. Поражает воображение величественная шестиметровая статуя трехликого Шивы, высеченная из каменной глыбы.

Трехликий Шива


Гробница Хамаюна в Дели



В XIII веке Индию завоевали мусульманские феодалы из Средней Азии. В большей части страны индуизм был вытеснен новой религией — и с л а м о м. В связи с этим в Индию проникли и другие культурные традиции. С XIII века на севере Индии началось широкое строительство м е ч е т е й и м и н а р е т о в, м а в з о л е е в и м е д р е с е (мусульманские школы ). Возникли и новые города с укрепленными замками, роскошными дворцами, базарами и рядами улиц. Однако, мусульманское искусство в Индии приняло свой, неповторимый облик, т. к. оно органично переплелось с индийскими традициями. При постройке мусульманских зданий индийские мастера широко употребляли элементы индийской архитектуры, искусно использовали свой традиционный материал.
В период правления Акбара в Индии был построен мавзолей отца Акбара Хамаюна. Это мощное купольное здание, имевшее внушительный облик, было выстроено из белого мрамора и красного песчаника. Оно соединяет в себе черты нарядности и монументальности. Является не только архитектурным памятником, но и частью великолепного садово-паркового ансамбля вДели.

Минарет Кутб-Минар в Дели. 13век.



В 1230 году в Дели был построен огромный минарет Кутб-Минар. Его стройный и одновременно мощный ствол достигал в высоту 73метров, а диаметр основания имел 16 метров. Массивные, словно ребристые грани, перехваченные в ряде мест узорными поясами, узорные балконы, как бы сдерживающие неудержимый рост минарета кверху, сочетание золотистого и красного песчаника придают ему ощущение монументального величия.

Фрагмент минарета Кутб-Минар


Мавзолей Тадж - Махал



Гениальным памятником индийской мусульманской культуры является мавзолей Тадж - Махал, построенный в XVII веке в Агре повелителем Шах Джаханом для его любимой умершей жены. Мавзолей построен из мрамора на высоком берегу реки Джамны. К нему ведут строгие аллеи. Словно стрелы, прорезают они великолепный, четко распланированный сад, украшенный каналами и водоемами, аккуратно подстриженными деревьями и кустарниками. Их густая зелень оттеняет белизну беломраморного здания. Оно будто парит в небе, кажется легким благодаря глубоким нишам на его наружных стенах и сплошной инкрустации стен, которая издали воспринимается как сквозная резьба. Округлый гладкий купол здания восхищает легкостью и грацией. Высота самого здания 75 метров, а по его углам стоят 4 стройные минарета (41 метр), которые кажутся огромными свечами. Изумляет взор великолепная отделка Тадж Махала: изящный, утонченный орнамент, вырезанный из мрамора разных оттенков, затейливая арабская вязь.



Развитие культуры Древней Индии

С самого начала своего становления древнеиндийская культура находилась в тесном контакте не только со многими странами Востока, но и с античным миром. Культура Древней Индии представляет собой причудливую смесь традиций, обычаев и жизненных устоев многих народов и племен, которые в разное время проживали на территории Индии.

Для древнеиндийской культуры характерны следующие особенности:

  • Богатство и многообразие религиозно-философских учений. Древнюю Индию часто называли страной тысячи религий, поскольку именно здесь зародились многие религиозные и философские практики.
  • Обращенность к Вселенной, поиск тайны мироздания. Вся культура Древней Индии устремлена к слиянию с космосом, с высшим разумом.
  • Погружение в глубины человеческой души. Данная особенность может противоречить предыдущей, но только на первый взгляд. Индусы отождествляли человеческую душу с бескрайними просторами Вселенной, в которых можно было отыскать истину. Наиболее ярким примером тому служит философия йоги.
  • Музыкальность и танцевальность – характерная черта культуры Древней Индии.
  • Почитание любви, которую индусы никогда не отождествляли с грехом.

Историю развития древнеиндийской культуры делят на два важных периода. Первый период принадлежит хараппской цивилизации, сформированной в долине реки Инд и достигшей высокого уровня развития. Крупные города того периода имели удобную планировку и водосточную систему. Здесь впервые в мире появилось ткацкое мастерство, ювелирное искусство, гончарное дело. Особую ценность представляет хараппская письменность, тайна которой до сих пор так и не разгадана.

Второй период – арийский – связан с приходом и дальнейшим расселением арийских племен в долинах реки Ганг и Инд. Будучи кочевниками, арии смешались местными оседлым населением, привнеся в индийскую культуру новые веяния.

Читайте также: