Культура средней азии кратко

Обновлено: 17.06.2024

Раскопки, произведённые советскими археологами на территории Средней Азии, главным образом Хорезма, обнаружили множество памятников материальной культуры, которые дают некоторое представление о культуре древнейших народов Средней Азии. Наибольший интерес представляют оросительные сооружения, в частности большие каналы, а также крупные поселения, обнесённые стенами, которые говорят о довольно значительном развитии строительной техники. Изображения согдийца, бактрийца, хорезмийца и саков, сохранившиеся на рельефах, найденных в Персеполе, рисуют одежду, головные уборы и своеобразное оружие этих племён Средней Азии. По свидетельству Геродота, саки пользовались луками, короткими мечами (акинаками) и секирами, которые обычно делались из меди. Описывая быт массагетов, Геродот говорит, что у них были медные грудные панцыри для лошадей, золотые уздечки и удила. На основании этих описаний и археологических находок можно предполагать, что металлургия достигла значительного развития у древних народов Средней Азии, в частности у хорезмийцев.

Персидские воины. Орнаментация стены из эмалированных кирпичей в Сузах. Париж. Лувр

Процессия данников. Рельеф из дворца Ксеркса в ПЕрсеполе. V в. до н. э.

На одном бронзовом сосуде из Нехавенда сохранилось изображение, выдержанное в древнешумерийском стиле. Рельефы, покрывающие стены персидских дворцов, по своим сюжетам, отчасти по художественному стилю и по технике исполнения очень близки к рельефам ассирийской и нововавилонской эпох. Применение террас и лестниц, а также огромных статуй гениев-охранителей царского дворца в виде фантастических животных (шеду-ламассу), роднит архитектуру Персии с зодчеством народов древней Месопотамии. Наконец, очень широкое использование колонн было заимствовано персами в Египте.

Оттиск печати персидского царя Артаксеркса. Москва. Государственный музей изобразительных искусств

Заслугой древних персов является уменье творчески перерабатывать все эти иноземные художественные элементы в едином монументальном художественном стиле. Этот стиль особенно чётко выражен в архитектуре царских дворцов, развалины которых сохранились в Персеполе. Здесь были раскопаны остатки грандиозных дворцовых зданий, воздвигнутых царями из династии Ахеменидов. Хорошо сохранились каменные части, в частности монументальные наличники дверей дворца Дария с его двумя величественными залами, затем торжественный приёмный зал (трипилон), далее зал царских аудиенций (ападана), наконец, грандиозный стоколонный зал с замечательными, высокохудожественными своеобразными каменными колоннами. Прекрасное представление о высших достижениях древне-персидской скульптуры дают рельефы, украшавшие лестницы и стены персепольских дворцов. Эти рельефы изображают персидского царя, его сына и наследника, высших сановников государства, наконец, данников, которые несут царю самые разнообразные дары. Эти ритмично расположенные длинной вереницей данники изображены с большим художественным мастерством, свидетельствующим о высоком развитии древне-персидского искусства.

На восточных границах Персия соприкасалась с индийскими племенами, в частности с племенем, населявшим индийскую область Гандхара. Мы знаем, что персидские цари совершали военные походы в области Северо-Западной Индии и поэтому нередко сталкивались с племенами, населявшими эти индийские области. При раскопках в Северной Индии были обнаружены скульптуры, ясно свидетельствующие о проникновении греческого искусства в эти отдалённые восточные области. Таким образом, Персия и Средняя Азия становились мостом, соединявшим далёкий восточный мир и страны Передней Азии с миром античной культуры.

Рельеф с изображением головы персидского воина. Москва. Государственный музей изобразительных искусств

Традиции и обычаи Средней Азии имеют очень обширные корни, уходящие в глубь веков. И перед тем как коснуться их содержания, нужно уделить некоторое внимание тому историческому наследию, которое передали современным потомкам древнейшие государства Средней Азии.

Историческое наследие региона

Средняя Азия внесла огромный вклад в искусство, науку, архитектуру и литературу всей мировой цивилизации, оставила неизгладимый след в нашей общей истории. В далекие времена искусными ремесленниками и рабами здесь строились невероятные по своей красоте и инженерной мысли дворцы и храмы, цветущие города и поселения, многие из которых и по сей день являются украшением мировой исторической архитектуры. Жизненный уклад, историческая судьба, традиции и обычаи Средней Азии описаны в статье.

традиции и обычаи средней азии

XIII-XIV вв. в Средней Азии знаменуются как период строительства величайших дворцов и мавзолеев, поражающих соразмерностью своих пропорций, украшенных ярким, красивым орнаментом. Многие памятники архитектуры того периода дошли и до нас. Среди них можно отметить неповторимую площадь Регистан, являвшуюся в то время центром Самарканда; прекрасную мечеть Биби-Ханум; погребальный склеп Гур-и-Эмир, отличающийся от остальных своим необычным бирюзовым куполом.

республика киргизия

Народные умельцы уже в XV-XVII вв. возвели на площади Самарканда такие сооружения, как медресе Улугбека, Тилля-Кари и Щир-Дор ("Здание со львом"). История среднеазиатской архитектуры – яркое свидетельство того, что именно народ всегда являлся создателем памятников духовной и материальной культуры этих стран.

1220 год стал для народов Средней Азии трагическим - началось монгольское нашествие. Полчищами Чингисхана были разорены процветающие города и селения, уничтожены древнейшие памятники архитектуры и культура этих народов. Долгие десятилетия захватчиками удерживалась данная территория, и это, разумеется, также очень повлияло на традиции и обычаи Средней Азии, оставило свой неизгладимый отпечаток, который виден и в наши дни. Более того, различными следами монгольского нашествия полна почти вся зарубежная Азия.

Семья

Семья и семейные ценности имеют самое важное значение у жителей Средней Азии. Особенно это касается детей. Языки народов этих стран содержат множество афоризмов, посвященных именно детям: "Ребенок дорог, словно сердце", "Не будет в семье счастья без ребенка", "Родное дитя – украшение дома" и т. д.

зарубежная азия

Каждая семья с особой радостью и трепетом воспринимает рождение ребенка. Такое счастливое событие имеет свой традиционный ритуал. Согласно обычаю, сразу несколько добрых глашатаев садятся на коней (если все происходит в селении) и проносятся по улицам, сообщая счастливую новость о рождении младенца родным, соседям, друзьям и знакомым, которые преподносят им за это различные подарки и подношения, высказывают добрые напутственные речи: "Пусть ваше потомство множится из поколения в поколение", "Желаем вам лицезреть свадьбу детей" и т. д.

Семейные отношения на Востоке всегда отличались своим консерватизмом. Традиционная среднеазиатская семья представляет собой довольно большую группу людей, состоящую из отца, его жены, их сыновей со своими женами, детьми, а порой и внуками, вместе проживающими в одном доме. Известно, что в горном Таджикистане в XIX веке встречались семьи численностью более ста человек. Подобные большие семьи, по сути, являлись общинами с собственными земельными наделами и принципом "все доходы в общую кассу". Даже пища родными потреблялась совместно: все, от мала до велика, собирались за одним столом. Подобные общины, как правило, были очень крепкими и сплоченными. Со временем большесемейные отношения превратились в пережитки прошлого, хотя еще в середине прошлого века некоторые этнографы отмечали, что для отца уход из родного дома сына и обустройство им собственного угла считались серьезным оскорблением.

культура казахстана

Кочевым народам региона также известно о понятии большой семьи, правда, здесь ее члены могли проживать в разных юртах, но лишь одна "отцовская" юрта возвышалась на фоне остальных.

Брак в Средней Азии

В среднеазиатских семьях имеются два типа заключения браков. Согласно первому типу (экзогамному), молодому человеку или девушке запрещено вступать в брак с родственниками по отцовской линии до 7-го колена. Такая модель построения браков свойственна каракалпакам, казахам и части киргизов. Другой тип построения браков (эндогамный), когда женятся дети ближних и относительно дальних родственников, относится к туркменам, таджикам и узбекам. Хотя стоит отметить, что традиционные внутриродовые отношения претерпели некоторые изменения вследствие постоянных войн, переделов территории и переселений. Особенно это касается туркменского народа, где могут встречаться как экзогамные, так и эндогамные семьи.

Невзирая на различие принципов заключения браков, один фактор является основополагающим: жених должен выплатить калым семье невесты. Сегодня он, как правило, представляет собой определенную денежную сумму, но в селениях еще сохранилась традиция передачи какого-то количества скота в качестве калыма. Сторона невесты, в свою очередь, по традиции должна приготовить приданое, состоящее обычно из одежды и бытовых предметов, а у кочевников раньше в приданое обязательно входила еще и юрта.

Женщины Востока

У кочующих народов также существовал обычай леввирата, заключающийся в том, что вдова обязана была вступить в брак с братом умершего супруга. Делалось это из экономических соображений – все имущество почившего человека, унаследованное супругой, должно было остаться в его роду. Для женщины такая форма брака порой была подобна трагедии.

Наверняка, вы также слышали о таких архаичных обычаях, как "брак в колыбели", когда родители заключали договор о женитьбе своих детей, когда те еще были в младенческом возрасте, и брак с похищением.

Праздники

Праздники народов Средней Азии включали в себя не только основные ритуальные обряды, но также различные игры, развлекательные состязания (в которых, кстати, проявлялось и межродовое соперничество), выступления актеров, поэтов и музыкантов. Самыми почитаемыми и древними праздниками у народов Средней Азии являются Курбан-байрам, Ураза-байрам, Новруз.

Восточное гостеприимство в среднеазиатских странах

Даже люди, никогда не бывавшие в странах Средней Азии, наверняка имеют представление о восточном гостеприимстве. Хозяин дома никогда не оставит голодным своего гостя, даже если тот зайдет всего на пять минут. Стол обязательно будет уставлен различными яствами, сладостями, подадут душистый чай.

древнейшие государства средней азии

Некоторые историки утверждают, что традиции гостеприимства в Средней Азии ввел не кто иной, как Чингисхан, под правлением которого находилась почти вся зарубежная Азия. Его приказ гласил, что в каждом доме гостя, ищущего кров, следует принимать с особым почтением, дружелюбием и уважением, даже если гость этот – совершенно незнакомый человек. В случае же нарушения данного указания негостеприимного хозяина ожидала страшная участь: его крепко привязывали к двум разгоряченным лошадям, которых пускали в разные стороны.

Возможно, именно по этой причине гостеприимство, ставшее вскоре не государственным, а нравственным законом, в Средней Азии является неотъемлемым элементом культуры. Отказать в крове хозяева могли лишь в случае, если гость вел себя грубо.

Стоит отметить, что сегодня подобные традиции несколько поблекли, но все же сохранились.

Родственные отношения

Родственные отношения у народов Средней Азии всегда имели важнейшее значение. Из-за принадлежности к определенной фамилии человек обязан помогать "своим", даже если родственник в чем-то не прав. Обычным является здесь то, что человек, занявший высокую должность, окружает себя членами своего рода.

Родоплеменные связи играют большую роль в жизни каждого жителя Средней Азии. Существует обычай, который для многих европейцев может показаться довольно странным и обременительным: по возвращении из дальней поездки человек должен привезти подарки всем своим родственникам, которых некоторые фамилии насчитывают больше сотни. Вообще, следует понимать, что в Средней Азии в гости с пустыми руками не ходят.

Уважение к старшим

Данный обычай, как одна из обязанностей каждого жителя среднеазиатского региона, известен издревле. Уважение к старшим необходимо проявлять, даже если различие в возрасте составляет лишь несколько лет. Младший должен выполнить желание старшего, если последний просит его куда-либо пойти, что-либо принести или совершить какое-нибудь действие вместо него. Отказывать неприлично. В присутствии старших людей остальным следует разговаривать сдержанно. Таким образом, постороннему человеку легко определить самого старшего в группе людей. Благодаря такой возрастной иерархии поддерживается строгая дисциплина и во время многолюдных собраний: старших слушают, не перебивая, им достаются самые лучшие места.

регионы средней азии

Многодетность

Многодетность также является характерной чертой среднеазиатского общества. В семье может быть 5-7 и больше детей. Нередкими являются случаи, когда одна семья воспитывает более 10 отпрысков. Желание иметь много детей – древнейший постулат в Средней Азии. Отношения между детьми, как правило, очень теплые, старшие всегда готовы прийти на помощь младшим. Обычным является и то, что дети очень рано привлекаются к труду.

Женщины Востока

Женщинам в Средней Азии всегда отводилось второстепенное значение. Во многом это произошло благодаря появлению здесь новой религии. Ислам предписывал женщинам занимать лишь подчиненную роль. На всех собраниях, будь то праздники или поминки, женщины традиционно уединялись в своем кругу. Опять-таки, согласно религиозным предписаниям, мужчине запрещено выполнять женскую работу (а таковой, как известно, является практически вся работа по дому). Поэтому женщины Востока работали всегда очень много.

Сегодня положение женщин и мужчин в обществе, особенно в городах, практически уравнялось. Хотя в большинстве современных семей явно прослеживается главенствующая роль мужчин.

Регионы Средней Азии

Территория Средней Азии объединяет несколько стран. Среди них: Республика Казахстан, Республика Туркмения, Республика Узбекистан, Республика Киргизия и Республика Таджикистан. Население Средней Азии составляет около 70 млн человек. Их традиции и обычаи во многом одинаковы, но имеется и немало отличий.

Так, Таджикистан, обычаи которого сами по себе довольно интересны, известен удивительными свадебными церемониями. Таджикская свадьба продолжается целых 7 дней. В первый из них жених и невеста объявляют всем о решении пожениться. Обе семьи по очереди устраивают торжественные церемонии, продолжающиеся по три дня.

традиции и обычаи средней азии

Туркмения – самое закрытое государство из всех среднеазиатских. Туда довольно сложно попасть, лишь недавно в этой стране появился свободный доступ в интернет, но тем не менее многие известные ресурсы (такие как Facebook и Twitter) все еще закрыты. Сложно сказать, как живут в Туркмении. Многие заядлые туристы сравнивают эту страну с Северной Кореей. Стоит отметить, что исламские принципы здесь, как, впрочем, и в других странах Средней Азии, не так сильны. К примеру, замужние женщины могут не закрывать лицо платком, если к этому нормально относится ее семья.

Культура Средней Азии чрезвычайно богата. Издревле здесь жили и работали известные поэты, писатели, публицисты и музыканты. Особенно ярко выделяется культура Казахстана. Не многие знают, что первый казахский кинофильм "Амангельды" был снят в далеком 1939 году. Современный кинематограф страны подарил нам такие известные и признанные ленты, как "Кочевник" и "Монгол". Культура Казахстана действительно богата и включает в себя множество театральных постановок, песен, литературных произведений, которые любят и ценят на всем постсоветском пространстве и за его пределами.

Республика Киргизия издревле известна ковроделием. Ковер здесь – фактически основной элемент интерьера и свидетельство древней истории страны. Поскольку ковры киргизы изготавливают из овечьей шерсти, то их, скорее, валяют, а не ткут.

Национальная одежда киргизов практически не претерпела изменений за 700 лет, особенно это заметно в сельской местности. Интересен тот факт, что одежды незамужних девушек, как правило, украшены более причудливо, нежели у замужних. Разумеется, в городах редко на ком можно увидеть традиционный наряд, его место занял стандартный европейский костюм.

традиции и обычаи средней азии

Сохранение традиций


Разнообразие обществ, религий и этнических групп формируют культуру Азии. Азиатская культура представляет собой совокупность разнообразных обычаев, традиций и социальных ценностей, которые составляют ядро общества в Азиатских странах. Континент Азии включает географические и культурные субрегионы центральной, южной, западной и восточной Азии. Азиатский континент может похвастаться богатым культурным наследием, которое дало региону свою индивидуальность.

Различные формы азиатского искусства и литературы широко популярны во всем мире, и стоит упомянуть о широко распространенном влиянии азиатской философии и религии, особенно Восточной Азии. Культуры азиатского континента являются самыми разнообразными культурами мира. Давайте посмотрим на них.


Культура стран в Центральной Азии

Центральная Азия включает пять бывших Советских Социалистических Республик, а именно Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан. Самой выдающейся религией в Центральной Азии является ислам. Яркая природа культуры Центральной Азии является результатом влияния монголов, персов и русских, которые завоевали их землю. Это также показывает основные влияния индийской, китайской и арабской культур.

Центрально-азиатская кухня ценится во всем мире. Их музыка довольно популярна в разных странах; в то время как их литература содержит коллекцию литературных произведений персов, индийцев, арабов и китайцев.


Культуры в Восточной Азии

Китай, Япония и Корея — некоторые страны Восточной Азии. Хотя в разных регионах Восточной Азии существуют различные культурные традиции, влияние Китая на восточноазиатскую культуру нельзя игнорировать. Китайская культура является одной из древнейших в мире. Китайские обычаи и традиции различаются в разных регионах страны.

Нет необходимости подробно останавливаться на популярности китайской кухни. Китайская архитектура и, что более важно, фен-шуй, китайская эстетическая система, которая является одним из важнейших компонентов их архитектуры; являются одними из самых важных элементов китайской культуры.

Японская культура — еще одна древняя культура Восточной Азии. Он развивался в течение тысячелетий, начиная с доисторических культур джомон и яёи и заканчивая современной культурой, на которую влияют европейские и североамериканские влияния.

Японские боевые искусства и борьба сумо, изобразительное искусство, такое как рисованная каллиграфия, их стили скульптуры, и Икебана, японское искусство аранжировки цветов, известны во всем мире.

Другой отличительной чертой этого региона является не менее древняя культура Кореи. Корейская цивилизация возникла около 5000 лет назад.

Семейный институт имеет первостепенное значение в корейской культуре. Большинство корейских семей ведут подробные записи об их генеалогическом происхождении. Корейцы отмечают дни рождения, свадьбы и особые события, такие как первое полнолуние, приход весны и Новый год.

Большинство традиционных фестивалей Кореи основаны на лунном календаре. Корейский чай и традиционные корейские продукты, такие как кимчи (ферментированные овощи), являются одними из важных составляющих корейской кухни. Корейские картины (с использованием натурализма), изысканно красивые изделия ручной работы и керамика являются одними из других важных элементов корейской культуры.

Культура стран в Западной Азии

Западная Азия сформирована присутствием арабской, турецкой и персидской культур. Интересно, что Ирак — это одна нация, которая является домом для персидской и арабской культур. Арабские культурные традиции тесно связаны с исламом. Большинство арабов являются мусульманами. Однако в странах Персидского залива немало евреев и христиан.

Арабский — один из очень древних литературных языков, который, как полагают, возник в 6 веке. Интересно, что многие английские слова являются производными арабских слов. Арабская музыка, характеризующаяся уникальной системой тонов, небольшими, но хорошо продуманными музыкальными инструментами и преобладанием вокала, образует важную составляющую арабской культуры.

Культура Турции представляет собой сочетание элементов османской, европейской и ближневосточной традиций. Классический и народный жанры турецкой музыки составляют богатое музыкальное наследие страны. Медные и ударные инструменты играют жизненно важную роль в турецкой музыке.

Турецкая поп-музыка и рок, тем не менее, популярны. Турецкая кухня представляет собой смесь тюркской, арабской, персидской и американской кухни. Помимо арабской и турецкой культур, Западная Азия также является родиной персидской культуры. Музыка, важный элемент их культуры, является коренной для Ирана и всех стран, говорящих на персидском языке. Классическая персидская музыка фокусируется на вокальном пении и функционирует как духовный инструмент.

Персидские танцы подчеркивают движения верхней части тела и мимику. Помимо Нового года, персы празднуют водные и пожарные праздники и дорожат наступлением зимы и осени. Персидский сад, задуманный как представление о рае на земле, является отличным примером искусства и архитектуры персов. Таким образом, западноазиатская культура — прекрасное сочетание обычаев и традиций арабов, персов и турок.

Культуры в Южной Азии

В штатах на севере Индии и в таких странах, как Пакистан и Афганистан, существует культура, на которую влияют цивилизация долины Инда и империи Маурья, Гупта и Могал. Шри-Ланка разделяет дравидийскую культуру с некоторыми штатами Южной Индии; в то время как культура Западной Бенгалии и Бангладеш представляет собой смесь дравидийской и арийской культур.

Существует поразительное сходство между культурами Непала, Бутана, Тибета и индийских штатов, таких как Сикким и Ладакх. Сходства наблюдаются в культурах восточных штатов Индии и Юго-Восточной Азии. Буддизм, джайнизм, сикхизм и индуизм преобладают в Южной Азии. Влияние индийских, китайских, христианских и исламских традиций сформировало культуру Юго-Восточной Азии.

Строительство домов на сваях, рисовое земледелие, танцы, подчеркивающие движения рук, а также искусство и литература, на которые повлияли индийские, китайские и буддийские влияния, — вот некоторые из отличительных особенностей культуры Юго-Восточной Азии.

Это был проблеск богатого и разнообразного культурного наследия Азии. Я уверен, что это подтолкнуло вас к изучению еще не открытых граней азиатской культуры. Только тур на азиатский континент может дать вам настоящий вкус азиатского богатства.

Самобытность культур древней Центральной Азии. Цивилизация Алтын-Депе. Персидское и эллинистическое влияние. Парфянский период культуры. Кушанское царство. Культура Хорезма. Культурное наследие народов древней Центральной Азии.

Результаты развёртывающихся исследований прошлого Центральной Азии свидетельствуют о выдающейся роли региона в истории культуры. Сравнительно недавнее открытие археологами самобытных культур древней Центральной Азии показало их самостоятельность от цивилизации древнего Ирана и несостоятельность традиции видеть в них периферию Персидской империи.

Взаимодействие разных культур, сформировавшихся в своеобразных экологических условиях, а также ранние и тесные связи с другими цивилизациями Востока являются специфическими чертами древней Центральной Азии. Местные культуры эпохи античности стали фундаментом последующих культур, блиставших в одно время с Европой Средневековья.

В шестом тысячелетии до нашей эры на юго-западе Центральной Азии появилась джейтунская неолитическая культура. Племена вели оседлый образ жизни, выращивали ячмень и пшеницу, разводили мелкий домашний скот. Поселки джейтунцев состояли из глинобитных домов с центром – святилищем, украшенным живописными рисунками. К четвёртому тысячелетию до нашей эры земледельческо-скотоводческие общины типа джейтунской осваивают технологию изготовления меди, разводят крупный рогатый скот и верблюдов.

Среди наиболее изученных памятников культуры юго-запада Центральной Азии цивилизация Алтын-Депе. Центры протогородской цивилизации были защищены крепостными стенами, выполненными из кирпича-сырца. Особый интерес исследователей вызвал культовый комплекс Алтын-Депе. В него входили хранилища, дом главного служителя культа, захоронения служителей культа. Храмовый комплекс был посвящён богу Луны. Находки археологов свидетельствуют о тесных связях цивилизации Алтын-Депе с культурами Месопотамии и Хараппской цивилизации долины Инда. Выделяют три социальные группы Алтын-депенской цивилизации: ремесленники и земледельцы; знать общин; вожди и жрецы (служители культа). В захоронениях представителей высшего слоя обнаружены украшения из золота, серебра, слоновой кости, в том числе привезённые из далёких регионов.

К середине второго тысячелетия до нашей эры культуры юго-запада Центральной Азии переживают упадок. Основные центры культуры региона перемещаются к среднему течению Амударьи. Находки из раскопок укреплённых поселений говорят о связях с культурой Алтын-Депе. Некоторые предметы свидетельствуют о растущих связях с Месопотамией и Эламом. К началу первого тысячелетия до нашей эры юг Центральной Азии стал зоной высокоразвитых оседлых культур Древнего Востока.

Одновременно с ростом культур в оазисах юга на севере распространяются племена степных скотоводов. Своеобразные условия взаимодействия кочевников севера и оседлых племен юга определяют характер развития цивилизаций Центральной Азии.

Основой технического прогресса этого периода является железо. В юго-восточном Прикаспии и в дельте Мургаба функционируют эффективные ирригационные системы. Создаётся оазисная система расселения. Центрами оазисов были крупные поселения с крепостями, построенные из кирпича-сырца. Впечатляют размерами дворцы правителей. Сходные по типу культуры были распространены на территории Бактрии и Согда.

В процессе включения территории культур Центральной Азии в свою державу, Ахемениды столкнулись с мощным противодействием кочевников, в античных источниках называемых массагетами. В конечном счёте, лишь оазисы вошли в состав сатрапий. Процесс вхождения сопровождался противоречивыми тенденциями. Так, Бехистунская надпись свидетельствует о факте грандиозного народного восстания в Маргиане во главе с вождём по имени Фрада. Сепаратисты были разгромлены. С пятого века до нашей эры наступает период относительно стабильного развития. Крупным центром становится столица Согда город Мараканда (на месте современного Самарканда). В регулярной международной торговле одним из самых популярных стал путь через Бактрию в Индию. Следуя традициям империи, местные правители строят монументальные дворцы.

Сокрушив империю Ахеменидов, Александр Македонский встретился едва ли не с самым упорным сопротивлением именно в Центральной Азии. Серьёзное противодействие его войска встретили в Согде. Восставшие во главе с представителем знати Спитаменом три года противостояли армии Александра, пока восстание не было подавлено по тем временам чрезвычайными методами. Женитьба Александра Македонского на Роксане, дочери знатного бактрийца, свидетельствует и о политическом значении региона. Согдийцы и бактрийцы вошли в состав армии Александра. В Бактрии, Согде и Парфии были основаны города, получившие традиционное наименование – Александрия. После смерти Александра Македонского Центральная Азия вошла в состав государства Селевкидов. Антиох, сын основателя державы Селевка, энергично начал восстановление региона (с 292 года до нашей эры). Его столицей стали Бактры (Балх). Центральная Азия вступила в полосу относительной стабилизации. С подъёмом экономики усилился сепаратизм как тенденция к политической самостоятельности. Около 250 года до нашей эры Бактрия, а затем Парфия отпали от государства Селевкидов.

Среди независимых государств Центральной Азии выделяется Греко-Бактрия. Здесь сохраняется эллинистическая структура власти: правящая элита состоит из греков и македонян. Интересные памятники греко-бактрийской культуры были обнаружены на современной территории Афганистана и Таджикистана. Например, храм с пожертвованиями представляет собой единство традиционной для региона культуры с греческими предметами, в том числе греческого культа. Во взаимодействии двух основных тенденций – расширения владений греко-бактрийцев в направлении Индии и бесконечного дробления некогда единого государства – разворачивается дальнейшая история Греко-бактрии.

По другому пути пошло развитие Парфии. Вскоре после провозглашения независимости, Парфия была завоевана кочевниками. Предводитель Аршак провозгласил себя царём в 247 году до нашей эры. Через 80-90 лет начинается стремительное распространение Парфии на запад до Месопотамии.

В середине второго века до нашей эры движение кочевых племён привело к гибели Греко-бактрии и существенно ослабило Парфию. В начале нашей эры Парфия теряет независимость.

Парфянский периодсчитается временем интенсивного развития городской культуры. Археологи, востоковеды советского периода создали так называемый парфянский архив, на основе которого восстановили культуру эпохи первых Аршакидов. Завоеватели кочевники-парны оказали определяющее влияние на социальную структуру Парфии. Местное оседлое население, по свидетельствам античных авторов, находилось между рабством и свободой (разумеется, в понимании греков). Обработка земли стала для крестьян-общинников государственной повинностью, включающей плату значительных налогов. Большую роль играл труд рабов. Система управления была эффективной.

Исследователи отмечают постепенное усиление роли зороастризма в духовной жизни Парфии. Есть сведения, что при царе Вологезе была проведена первая кодификация Авесты.

Культура Маргиены сильно отличается от культуры Парфиены (древний центр Парфии). Разительное отличие состоит в том, что в Маргиене часто встречаются терракотовые статуэтки, как полагают, изображающие местных богов, а в Парфиене их нет. В Маргиене господствовал зороастризм.

В первые века нашей эры сюда проникает буддизм. Культура Маргиены больше тяготела к культуре Бактрии.

Завоевавшие Бактрию кочевники скоро и успешно восприняли традиции оседлой культуры; в первом веке нашей эры проводятся новые каналы, строятся города, распространяется греческое письмо. Наследник кочевой культуры правитель Герай называет себя кушанцем, а на своих монетах языком символов передает единство традиций кочевой степи и эллинистической государственности.

Предположительно в первом веке нашей эры политическое объединение на территории Бактрии стало именоваться Кушанским царством. Наибольшую известность получил царь Канишка. В состав царства вошла завоёванная часть северо-западной Индии. Центром Кушанской державы становится Пурушапура (ныне индийский Пешавар). Единое Кушанское государство, простиравшееся от Ганга до Амударьи, распалось и прекратило своё существование под ударами Сасанидов в середине четвёртого века нашей эры.

Кушанцы унаследовали многие традиции бактрийской культуры. Основу экономики составляло поливное земледелие, в городах интенсивно развивались ремесло и торговля. Развитая инфраструктура позволяла успешно торговать с Римом и Китаем. По Великому шёлковому пути на Запад и Восток вывозили пряности, благовония, драгоценные камни, сахар, рис, хлопчатобумажные ткани. Из Рима ввозили ткани, одежду, изделия из стекла и драгоценных металлов, вина. У кушанцев и римлян пользовались высоким спросом китайские шелк, кожа и другие изделия.

Высокоразвитая культура Кушанского царства сплавила в единстве достижения древневосточной цивилизации, традиции эллинизма, искусство Индии и стиль кочевых племен степей Евразии. Носителями культурных эталонов царства становятся кушанские города. Памятники буддизма этой эпохи декорированы скульптурами, рельефами и живописью. В раскопанном буддийском пещерном монастыре строения открытого типа чередуются с пещерными кельями. В другом – наземном – монастыре, богато украшенном раскрашенной скульптурой и живописью, выявлено воздействие эллинистического портрета. Надписи выполнены на пракити – так называемом среднеиндийском языке. Среди памятников светской культуры выделяют святилища Сурх-Котала (Северный Афганистан). В надписях главного храма с алтарём огня нашли название комплекса – Храм Канишка-Победитель. С официальными культурами и религиями сосуществовали местные верования, народная массовая культура. Пожалуй, самым интересным памятником народной культуры являются многочисленные терракотовые статуэтки, обнаруженные как в городах, так и сельских поселениях. Кушанское культурное влияние испытали соседние страны, в том числе другой регион древней Центральной Азии – Согд. В руинах его столицы Мараканде, известном под именем Афрасиаб, обнаружено влияние греческих образцов. Надписи на памятниках Согда выполнены на согдийском языке с использованием арамейской графики.

Особое положение занимал Хорезм (низовья Амударьи). В эпоху перемещения кочевников, не позднее первого века нашей эры, Хорезм оказался под их властью.

В четвёртом веке до нашей эры, когда Хорезм отделился от государства Ахеменидов, в нём существовала развитая городская культура. Благодаря раскопкам, выявлена специфика города древнего Хорезма. Важнейшей частью была цитадель многометровой высоты. Здесь располагался дворцовый комплекс, в котором залы были богато украшены росписью и скульптурой. В рельефах господствуют кушанские мотивы, прослеживаются эллинистические традиции и связи с культурой кочевых племён. Город отличается прямоугольной планировкой: перекрещивающиеся улицы соединяют кварталы, состоящие из отдельных построек. Материальной основой письменных документов являются пергамент и древесина. Обнаруженные фрагменты хозяйственных документов выполнены арамейской письменностью, приспособленной к специфике хорезмийского языка. Из записей в хозяйственных документов стало известно, что численность общин, размещавшихся в отдельных постройках кварталов, достигала от 20 до 40 человек. При домах были рабы.

Основные достижения древней Центральной Азиибыли связаны с развитием оригинальных местных культур – бактрийской, парфянской, согдийской и хорезмийской. В четвёртом-пятом веках нашей эры городские цивилизации переживают глубокий кризис, как предполагают исследователи, не столько из-за нашествия кочевых племён хионитов и эталитов, сколько по внутренним причинам.

Культурное наследие древних цивилизаций оказало заметное влияние на развитие культур Центральной Азии. Возможно, астрономические достижения позднего периода стали возможными благодаря простейшей обсерватории Хорезма. Эпические сказания древних культур стали источником средневековой культуры. Непрерывность традиции ощущается в творчестве живописцев, скульпторов, архитекторов. Значительным было влияние культур Центральной Азии на регионы древнего Востока и античного мира.

Читайте также: