Культура руси конца 13 начала 16 века кратко

Обновлено: 28.06.2024

После монголо-татарского нашествия все общественные процессы на Руси затормозились в своем развитии и были отброшены назад. То же самое случилось и с культурой.

Однако постепенно, конечно, страна выбиралась из последствий завоевания. Культура сохраняла традиционный характер. Большую роль для ее возрождения играли территории, которые нашествие не разорило - Псков, Новгород. Но реально культурный подъем начался только после Куликовской битвы.

Культуру Руси того времени составляло устное народное творчество, летописание (в котором начали использовать бумагу), исторические повести - новый литературный жанр,

так же житийная литература, архитектура, причем каменная (изначально Псков и Новгород).

Кстати, первые белокаменные стены Московского Кремля созданы именно в тот период.

Перестроены они были в 15 веке.

Развивалось искусство иконописи (Андрей Рублев).

К 17 веку в до этого подверженную в основном церковному влиянию культуру начинает проникать всё больше светского, процесс "обмирщения".

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ЛЕКЦИЯ № 31 § 30. Культура Руси конца XIII —XVII в.

Условия развития культуры . Разорение русских земель в результате нашествия Батыя и последующих походов ордынцев вызвало упадок во всех сферах культуры. Положение усугублялось тем, что в Орду постоянно угонялись ремесленники. Следствием нашествия стало исчезновение многих видов искусства и ремесла. Так, лишь в конце XIII в. вновь стали строить каменные церкви. Из них до наших дней сохранилась лишь церковь Николы на Липне под Новгородом. Сравнение ее с великолепными храмами домонгольской Руси показывает, насколько упало мастерство строителей.

Однако именно сохранение и возрождение культуры стало одним из главных факторов духовного выживания русских людей в условиях ордынского ига.

В XV в. были написаны многие известные жития русских святых — Сергия Радонежского, Стефана Пермского и др.

Архитектура и искусство XIV — XV вв . В XIV в. в русских городах развернулось каменное строительство. Большим своеобразием отличалась архитектура Новгорода Великого. В XV в. новгородцы, предчувствуя скорое падение независимости, обращали взоры к старине и возводили храмы по образцу древних построек.

Крупнейшим центром архитектуры к середине XIV в. стала Москва. При Иване Калите были возведены самые большие на тот период каменные храмы (не сохранившиеся до нашего времени), а при Дмитрии Донском — первые в Северо- Восточной Руси стены из белого камня, добытого в подмосковных каменоломнях.

К концу XV в. белокаменный Кремль сильно обветшал. Иван III решил построить необычный Кремль. Под руководством итальянских мастеров, организовавших производство высококачественного кирпича, была создана кремлевская стена с восемнадцатью башнями. Для своего времени это было выдающееся фортификационное сооружение.

Итальянских мастеров привлек Иван III и для строительства новых соборов внутри Кремля, которые заменили также обветшавшие соборы времен Ивана Калиты. Главный храм Руси — Успенский собор итальянец Аристотель Фиораванти создавал по образцу Успенского собора во Владимире. Самым нарядным сооружением Кремля стал Архангельский собор , построенный итальянским мастером Алевизом Фрязином Новым . Архитекторы из Пскова возвели изящный Благовещенский собор .

В конце XV в. прославленным мастером иконописи был монах Дионисий , выходец из знатного рода. Для его творений характерны тонкий рисунок, мягкий цвет и праздничное настроение.

В XVI в. вокруг многих городов были возведены каменные стены. Известным создателем укреплений являлся Ф. С. Конь . Им построены стены Белого города в Москве, стены Смоленского кремля и др.

Начало книгопечатания . Важнейшим явлением XVI в. стало распространение книгопечатания. Первая печатная книга с кириллическим шрифтом была издана в Кракове в конце XV в. немецким книгоиздателем. В начале XVI в. книги в Вильно печатал знаменитый западнорусский просветитель Франциск Скорина .

Культура России XVII в . Почти весь XVII в. прошел для России в непрерывных военных столкновениях. Борьба с западными соседями заставила пристальнее приглядеться к их жизни, быту, достижениям. Необходимо было понять, в чем состоят преимущества Запада и попытаться, усвоив их, обратить в свою пользу.

Заимствование военной и промышленной техники, приемов ведения боевых действий и хозяйства открывало перед русскими людьми новую перспективу деятельности, непривычную по форме и содержанию, приучая даже к иному образу мыслей.

Процесс обмирщения культуры , выхода ее из-под влияния Церкви шел в России на протяжении всего XVII в.

Ярким представителем официальной публицистики был монах Симеон Полоцкий . Переехав в 1661 г. в Москву, он стал учителем царских детей. Симеон был первым придворным поэтом, сочинявшим оды в честь царской семьи.

В XVII в. существенным изменениям подверглась архитектура. Хотя основным строительным материалом по-прежнему оставалось дерево (вершиной деревянного зодчества XVII в. был роскошный царский дворец в Коломенском, не сохранившийся до наших дней, но реконструированный в первом десятилетии XXI в.), все больший размах приобретает кирпичное строительство.

Самым выдающимся живописцем середины XVII в. был Симон Ушаков. Он руководил иконописной мастерской, пи­сал иконы и парсуны (портреты), миниатюры и фрески. Под его началом были расписаны Архангельский и Успенский соборы, Грановитая палата в Московском Кремле. Используя традиционные иконографические приемы, Ушаков стремился к мягкости переходов, с помощью игры света и тени добивался объемности и реалистичности изображенных ликов.

Признаки обмирщения культуры обнаруживаются и в просвещении. Появились светские школы для детей. Первый печатный букварь, составленный Василием Бурцевым , был опубликован в 1634 г. В 1666 г. при Заиконоспасском монастыре открылась школа, готовившая подьячих для приказов. В 1680 г. появилась школа при Печатном дворе. В 1687 г. в Москве открылось первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия .

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какое влияние на развитие русской культуры оказало монголо­татарское нашествие и ордынское иго? Когда началось возрождение культуры? В чем это выразилось?

2. Каковы достижения русской культуры конца XIII — начала XVI в.?

4. Почему возникновение книгопечатания считается важнейшим событием в развитии культуры?

5. Дайте характеристику развития русской архитектуры XVI —XVII вв.

6. В чем состояли особенности развития русской культуры в XVII в.?

7. Сравните русскую культуру конца XIII — XVII в. и средневековую культуру Западной Европы. Что вы видите в них общего ив, чем состояли различия?

Внутренним рубежом в развитии русской культуры XIII—XV веков стала Куликовская битва. Восстанавливающаяся экономика предопределила общий подъем русской культуры в конце XIV—XV веках. Восстанавливались связи с Византией и южнославянскими государствами. Со второй половины XV века в России стали работать итальянские мастера.

Литература

Архитектура

В Новгороде и Пскове быстрее, чем в других землях, возобновилось каменное строительство (церкви Федора Стратилата (1361 год) и Спаса на Ильине улице (1374 год) в Новгороде, расписанная внутри Феофаном Греком, церковь Василия на Горке (1410 год) в Пскове).

Каменные постройки в Московском княжестве появились в XIV—XV век (храмы в Звенигороде, Загорске, собор Андронникова монастыря в Москве). При Дмитрии Донском в 1367 году были возведены белокаменные стены Московского Кремля. Спустя сто лет участием итальянских мастеров был созван ансамбль Московского Кремля, во многом хранившийся до наших дней.

В 1475—1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти был создан главный храм Московского Кремля — Успенский собор. В 1484— 1489 годах псковскими мастерами был сооружен Благовещенский собор. Тогда же (в 1487—1491гг.) была построена Грановитая палата.

Живопись

Как и в архитектуре, в живописи шел процесс слияния местных художественных школ в общерусскую (вплоть до XVII века). В XIV веке в Новгороде и Москве работал выдающийся художник Феофан Грек, приехавший из Византии. Высший подъем русской живописи этого периода связан с творчеством гениального русского художника Андрея Рублева, жившего на рубеже XIV—XV веков.

Основные документы эпохи

Татары увели в свои земли большое количество русских ремесленников. Города, служившие местом ремесла, были разрушены. Этими факторами обусловлен упадок ремесленного производства. Однако уже в конце XIII века началось его постепенное возрождение. Начали развиваться обработка металла, ювелирное производство, искусство резьбы по дереву, литейное дело.

Литература и письменность.

Главными произведениями письменности на Руси после монгольского нашествия остались летописи, литературные и религиозные сочинения. Как известно, после начала раздробленности на Руси в каждой столице княжества существовало собственное летописание. После установления монголо-татарского ига летописцев перестают занимать события в других землях, и они пишут исключительно о внутренних делах в своём княжестве. Этот факт говорит об усилении разобщённости русских земель после нашествия Батыя.


Памятник Евпатию Коловрату в Рязани.

Литературные сочинения того времени отражают важнейшие события борьбы с ордынскими захватчиками. Так, были написаны “Слово о погибели Русской земли”, “Повесть о разорении Рязани Батыем” (в неё вошло сказание о Евпатии Коловрате). Эти сочинения показывают храбрость и самоотверженность русских воинов во время защиты русских земель от татар.

Позднее в конце XIV-начале XV вв. были созданы произведения, освещающие события Куликовской битвы: “Задонщина” и “Сказание о Мамаевом побоище”. Этот факт говорит о том, что современники придавали победе Дмитрия Донского огромное значение. Сочинения также прославляют отважность защитников Руси.

Также в XIII веке были созданные многочисленные жития святых: Александра Невского, митрополита Петра, Михаила Ярославича Тверского, Сергия Радонежского и т.д. Они преподносили нравственные уроки русским людям.

Известнейшим произведением XV в. было “Хождение за три моря” тверского купца Афанасия Никитина, который первым из русских побывал в Индии. Сочинение описывает экзотику зарубежных стран, но в то же время проникнуто тоской по родине, Руси.

Архитектура

После нашествия монголо-татар каменное зодчество на Руси пришло в упадок на


Московский Кремль при Иване III. А.М. Васнецов.

Юге и Северо-Востоке. Оно сохранилось лишь в не разорённом Новгороде, где были построены церкви Николы на Липне, Фёдора Стратилата, Спаса на Ильине улице. При Иване Калите каменное строительство было начато в московском Кремле. В эпоху Дмитрия Донского был воздвигнут первый каменный Кремль на Северо-Востоке Руси.

Позднее каменное зодчество развивалось и в других городах. Появились Успенский Собор в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и др.

Во второй половине XV века развернулось облагораживание московского Кремля. Сам детинец стал краснокирпичным. Были разобраны храмы, построенные при Иване Калите и воздвигнуты новые. Для этого Иван III пригласил итальянских мастеров. В то время появились те самые соборы, которые можно наблюдать и по сей день. Был построен Успенский собор под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Псковскими мастерами был воздвигнут Благовещенский храм. Также появилась Грановитая палата (итальянские архитекторы Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари).

“Троица”. А. Рублёв.

Изобразительное искусство

Читайте также: