Культура россии в первой половине 19 в кратко

Обновлено: 07.07.2024

Характерными чертами культуры первой половины XIX в. были: ее демократизация; увеличение числа деятелей культуры из непривилегированных сословий; тесное взаимодействие русской культуры с мировой, в первую очередь с европейской; начало мирового признания лучших достижений русской культуры.

Просвещение

В начале века, с образованием Министерства народного просвещения, в России впервые создается единая государственная система народного образования. Вся страна была разделена на 6 учебных округов, в каждом из которых предполагалось иметь университет. Было создано четыре типа учебных заведений. Начальное образование дети получали в одноклассных школах, которые создавались при церковных приходах (отсюда и их название — приходские), а также в двухгодичных уездных училищах (они создавались в уездных городах).

В приходских школах чтению, письму, арифметике и Закону Божию учились, как правило, дети крестьян; в уездных училищах начальное образование получали преимущественно дети купцов, мещан, мелких чиновников. Дворянские дети первоначальное образование обычно получали дома под руководством иностранцев — французов или немцев.

В губернских городах создавались средние учебные заведения — гимназии с четырехлетним сроком обучения — для детей дворян и чиновников. Окончание гимназии давало право поступления в высшие учебные заведения — университеты.

Кроме действовавшего с 1755 г. Московского, в первой четверти XIX в. были открыты Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский и Петербургский университеты. По уровню даваемых Знаний близко к университетам стояли лицеи — Царскосельский под Петербургом и Демидовский в Ярославле.

Это были привилегированные учебные заведения, предназначенные исключительно для детей дворян, готовившие молодых людей к государственной службе.

Книгопечатание и книготорговля

Во второй четверти XIX в. в стране увеличилось число образованных людей. Этому во многом способствовал рост печати, расширение книготорговли, открытие публичных библиотек. Несмотря на ограничительные меры и строгость цензуры, росло число издаваемых книг, открывались новые газеты и журналы. В конце 50-х гг. в России ежегодно издавалось около 2 тысяч книг. Число же периодических изданий за полвека увеличилось более чем в 3,5 раза.

Литература

И. А. Крылов, А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, Н. И. Гнедич. Худ. Г. Чернецов


И. А. Крылов, А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, Н. И. Гнедич. Худ. Г. Чернецов

Утверждение гуманизма, гражданственности и народности в качестве традиционных черт русской литературы неразрывно связано с творчеством Пушкина, Лермонтова, Гоголя. К реалистическому направлению принадлежали вступившие в литературу в 40—50-е гг. Н. Некрасов, Ф. Достоевский, И. Тургенев, Л. Толстой.

Изобразительное искусство

В изобразительном искусстве в первой половине XIX в. также происходит последовательная смена трех основных направлений: классицизм постепенно сменяется романтизмом, а затем уступает место реализму. Крупнейшими представителями классицизма были архитекторы А. Воронихин (Казанский собор в Петербурге), А. Захаров (Адмиралтейство), К. Росси (ансамбль Дворцовой площади и др.), О. Бове (ансамбль Театральной площади и Манеж в Москве), скульптор И. Мартос (памятник Минину и Пожарскому в Москве). Все эти памятники русского классицизма по праву входят в число мировых шедевров.

Казанский собор в Петербурге. Архитектор А. Н. Воронихин


Казанский собор в Петербурге. Архитектор А. Н. Воронихин

Большой театр. Литография с оригинала И. Вивьена


Большой театр. Литография с оригинала И. Вивьена

Карл Павлович Брюллов


Карл Павлович Брюллов

Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.

Александр Сергеевич Пушкин. Худ. О. Кипренский


Александр Сергеевич Пушкин. Худ. О. Кипренский

Музыка

Михаил Иванович Глинка, композитор, основоположник русской классической музыки


Михаил Иванович Глинка, композитор, основоположник русской классической музыки

В первой половине XIX в. русская культура развивается в постоянном взаимодействии с культурой Западной Европы. Более того, она начала оказывать влияние на культуру других народов.

К середине XIX в. завершается в основных чертах процесс формирования национальной культуры (русский литературный язык, музыка, театр, живопись и др.). Главным направлением в художественной культуре утверждается реализм, с присущим ему демократизмом.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.

Культура России в первой половине 19 века — значительный этап в развитии духовных и моральных ценностей русского общества. Поразительно, какие масштабы принял созидательный процесс, вся глубина его содержания и богатство форм. За полвека культурное сообщество поднялось на новый уровень: многоаспектный, полифоничный, уникальный.

Развитие русской культуры в первой половине 19 века было обусловлено высокой степенью общенациональных интересов. Гуманитарное просвещение, начатое еще при Екатерине Второй, дало толчок к развитию образования, открытию множества учебных заведений и расширению возможностей получения новых знаний.

Раздвинулись границы государства, на территории которого проживало около 165 разных народов со своими обычаями и менталитетом. Продолжали традиции своих предшественников новые мореплаватели и первооткрыватели.

Русско-французская война 1812 года повлияла на формирование патриотической мысли, морально-нравственных ценностей русского народа. Художественная культура России в первой половине 19 века привлекла к себе интерес укрепившимся в обществе национальным самосознанием.

культура россии в первой половине 19 века

Однако сложившаяся политическая ситуация внутри страны не давала полной свободы для реализации всех идей в искусстве. Восстание декабристов и деятельность тайных обществ заставили российских императоров препятствовать проникновению передовых мыслей в любые культурные сферы.

Наука

Совершенствование народного просвещения отразила культура России в первой половине 19 века. Кратко его можно назвать двойственным. С одной стороны, открывались новые учебные заведения, с другой — были введены строгие цензурные меры, например, отменены уроки философии. Кроме того, университеты и гимназии постоянно находились под строгим надзором Министерства народного просвещения.

Несмотря на это, русская культура в первой половине 19 века характеризуется большим рывком в развитии науки.

Биология и медицина

Скопившийся к началу 19 века материал о животном и растительном мире требовал переосмысления и разработки новых теорий. Этим занялись русские естествоиспытатели К.М. Бэр, И.А. Двигубский, И.Е. Дядьковский.

Были собраны богатейшие коллекции растений и животных из разных уголков мира. А в 1812 году прошло открытие Ботанического сада в Крыму.

Свой ощутимый вклад в развитие медицины внес Н.И. Пирогов. Благодаря его самоотверженному труду мир узнал, что такое военно-полевая хирургия.

Геология и астрономия

С началом века дождалась своего часа и геология. Ее развитие охватило все русские земли.

Существенным достижением стало составление первой геологической карты России в 1840 году. Сделал это ученый-исследователь Н.И. Кокшаров.

Астрономия требовала тщательных и скрупулезных вычислений и наблюдений. Это занимало много времени. Процесс значительно облегчился, когда в 1839 году была создана Пулковская обсерватория.

Математика и физика

русская культура в первой половине 19 века

Первую половину 19 века можно назвать золотым временем для физики, ведь был создан первый электромагнитный телеграф (П.Л. Шиллинг), получен результат опыта электрического освещения (В.В. Петров), изобретен электромотор (Э.Х. Ленц).

Архитектура

Художественная культура России в первой половине 19 века привлекала значительный интерес общества. Важнейшей особенностью ее развития стала быстрая смена стилей, а также их комбинация.

В архитектуре до 1840-х годов царил классицизм. Стиль ампир можно узнать во множестве зданий двух столиц, а также многих областных центрах, бывших ранее губернскими городами.

Для этого времени характерно сооружение архитектурных ансамблей. Например, Театральная площадь Москва или Сенатская в Петербурге.

Ярких представителей этого стиля породила культура России в первой половине 19 века. Архитектура выражалась в трудах А.Д. Захарова, К.И. Росси, Д.И. Жилярди, О.И. Бове.

Ампир сменил русско-византийский стиль, в котором были построены храм Христа Спасителя, Оружейная палата (архитектор К.А. Тон).

Живопись

Для этого периода в живописи характерен интерес к личности обычного человека. Художники отходят от традиционных библейского и мифологического стилей.

Скульптура

Культура России в первой половине 19 века развивалась под воздействием прошедшей войны 1812 года с Наполеоном. Затронуло это и скульптуру. Знаменитый памятник Минину и Пожарскому, который стоит на Красной площади, художник И.П. Мартос ваял в разгар войны.

Развитие русской монументальной скульптуры было бы невозможно без Ф.Ф. Щедрина, чьи кариатиды украшают здания Адмиралтейства.

художественная культура россии в первой половине 19 века

Музыка

культура россии в первой половине 19 века кратко

Театр

Русский театр открывал простор воображению, практически отказавшись от парадных постановок в стиле классицизма. Теперь там преобладали романтические мотивы, трагедийные сюжеты пьес.

Одним из самых знаменитых представителей театральной среды был П.С. Мочалов, исполнивший роли Гамлета и Фердинанда (по Шекспиру).

 культура россии в первой половине 19 века архитектура

Реформатор русского актерского искусства М.С. Щепкин был выходцем из крепостных крестьян. Он подал совершенно новые идеи, благодаря которым его роли восхищали, а Малый театр Москвы стал самым популярным местом среди зрителей.

Реалистический стиль в театре был порожден произведениями А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова.

Литература

Важнейшие общественные проблемы отражала культура России в первой половине 19 века. Литература укрепляла национальное самосознание, обращаясь к историческому прошлому страны. Примером тому служит созидательная деятельность Н.М. Карамзина.

культура россии в первой половине 19 века литература

Среди других представителей литературы, повлиявших на ее становление, можно назвать А.Н. Островского с его необыкновенно реалистичными пьесами, И.С. Тургенева, который уделял свое внимание теме крепостной деревни и природе, а также Д.В. Григоровича.

Вобравшая в себя и переосмыслившая труды русской и европейской цивилизаций культура России в первой половине 19 века создала крепкий фундамент для благоприятного развития науки и искусства в дальнейшем.

В первой половине XIX века в Российской империи еще сохранялись крепостнические устои. Вместе с тем народ был воодушевлен победой в 1812 году. В массах преобладал патриотический настрой. Это наложило определенный отпечаток на развитие культуры. Она продолжала развиваться в европейском направлении, но в то же время стремилась сохранить национальные традиции. Деятели культуры в своих работах и дальше опирались на предшествующие достижения.

Образование в России

В начале XIX века в Российской империи подавляющее количество людей оставались безграмотными. Правительство занималось расширением системы образовательных учреждений. В 1804 году создано 6 учебных округов. Структура учебных заведений была следующая:

  • Низшая ступень. 1-годичные церковно-приходские школы. Открыты для детей всех сословий.
  • Средняя ступень. Уездные училища, гимназии. Принимали всех детей, кроме крепостных.
  • Высшая ступень. Университеты в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Харькове, Вильно.

Царскосельский лицей

В 1815 году в Москве открылось армянское училище. Его основала семья Лазаревых, имеющая армянское происхождение. В 1827 году заведение преобразовалось в Лазаревский институт восточных языков.

Постепенно открывались специализированные вузы. Следует выделить:

  • Педагогические институты.
  • Лесной институт.
  • Петербургский технологический институт.
  • Московское техническое училище.
  • Инженерные и артиллерийские академии.

Благодаря появлению специализированных учебных заведений молодые люди перестали ездить за границу. Отечественные вузы давали качественное образование. Хотя не все сословия имели возможность поступить в институты, но все же низшую и среднюю ступень мог освоить каждый желающий. Благодаря этому увеличилось количество грамотных людей среди купцов, мещан, ремесленников.

Во время правления Николая I требования к учащимся и преподавателям ужесточились. С 40-х годов преподавать философию могли только духовники. Все учащиеся делились на группы по социальному положению. Обучение в университетах стало платным.

Научные открытия

В первой половине XIX века отечественные ученые сделали множество открытий:

Хирург Пирогов

Русская литература и журналистика

В начале XIX века в литературе наблюдалась быстрая смена направлений, стиля. В первых годах нового столетия еще преобладал сентиментализм. Его яркими представителями оставались Н. Карамзин и Г. Державин. Далее начал развиваться романтизм. В этом стиле писали поэты-декабристы, В. Жуковский.

Во второй четверти в литературной среде распространился реализм. Это направление выбрали А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь. Особенности критического реализма:

  • Патриотизм. В произведениях прослеживалась любовь к стране, русскому народу.
  • Гуманизм. Авторы сопереживали своим героям, защищали права человека, показывали его борьбу, стремление к лучшей жизни.
  • Идейность. Произведения затрагивали наболевшие вопросы. Авторы пытались дать на них ответы.
  • Художественность. Писатели мастерски использовали средства изображения.
  • Обобщение. Авторы центральной фигурой делали типического героя в типических обстоятельствах. Каждый в нем мог увидеть схожесть со своей жизнью.

Журнал Современник

Архитектурные направления

  • монументальность;
  • симметрия;
  • торжественность;
  • античные элементы.

В этом стиле Захаров построил Адмиралтейство в Санкт-Петербурге. Воронихин создал Казанский собор в Санкт-Петербурге, Горный институт. Стасову принадлежит идея Московских и Нарвских триумфальных ворот в Санкт-Петербурге. К. Росси построил Александринский театр, ансамбли Дворцовой площади. Архитекторы О. Бове, Д. Жилярди, А. Григорьев в своих работах умело сочетали высокий классицизм с московскими традициями. Примером служат здания Большого и Малого театров.

Большой театр

После 30-х гг. классицизм постепенно уступает место эклектике, которой присуще смешение стилей. В этом направлении работал К. Тон, создавший Оружейную палату, Большой Кремлёвский дворец, храм Христа Спасителя. А. Брюллов в стиле эклектики построил Пулковскую обсерваторию. А. Штакеншнейдер создал Мариинский дворец, резиденцию князей Белосельских-Белозерских.

Скульптура и живопись

Живописцы, работавшие в бытовом жанре, в своих работах показывали повседневную жизнь русского народа. Они соединяли воедино элементы портрета, пейзажа и бытовой картины. В таком жанре писали А. Венецианов, Ф. Алексеев, А. Плахов, Г. Сорока.

Последний день Помпеи

Музыка и театр

В театре выделилось два направления: драматическое и оперно-балетное. В 1824 году Петровский театр дал начало Малому и Большому театрам. В первом ставили драму, а во втором – репертуар из балетов, опер. В 1832 году в Санкт-Петербурге открылся Александринский театр. В XIX веке к лучшему изменилась игра актеров. Они стали вести себя на сцене более естественно. Известные актеры того времени: М. Щепкин, Е. Семенова, А. Мартынов, П. Мочалов, В. Каратыгин.

Жизнь страны неразрывно связана с культурным развитием. В начале ХIХ века развитие отечественной культуры было обусловлено борьбой между старинными порядками и тем, что вырастало под западным влиянием. Также воздействие на национальное самосознание и культуру оказала Отечественная война 1812 года.

Просвещение и наука

В области просвещения важнейшее значение имело создание Министерства просвещения в 1802 году. Его появление свидетельствовало о внимании властей к вопросам образования. В 1804 году была проведена реформа среднего и высшего образования. В среднем образовании основной формой стала гимназия. В первой четверти века в Санкт-Петербурге, Казани, Дерпте, Вильне были основаны университеты. По уровню образовательных программ им не уступали лицеи (Царскосельский, Демидовский, Ришельевский). Были созданы учебные округа, в которых во главу системы средних и низших учебных заведений были поставлены университеты.

В целом политика Александра I и Николая I в области образования имела двойственный характер. Было осознание необходимости народного образования и опасение, что оно может привести к распространению нежелательных идей. Отсюда стремление к ограничению свободы преподавания, гонения на мыслящих преподавателей и профессоров. Вводилась цензура. Особенно контроль над образованием ужесточился после восстания декабристов. Николай I осознавал опасность распространения свободолюбивых идей благодаря развитию образования.

Готовые работы на аналогичную тему

Литература

На рубеже веков классицизм сменяется сентиментализмом. Его основоположником стал Н.М. Карамзин. Однако воздействующая на чувства читателей сентиментальная литература мало затрагивала действительную жизнь. Этот разлад привел к тому, что сентиментализм был сменен романтизмом в лице В.А. Жуковского, А.С. Пушкина. Романтические произведения изображают сильную страсть, герои действуют в необычной обстановке, появился интерес к национальному прошлому. Яркое представление о литературе романтизма дают стихи М.Ю. Лермонтова.

Романтизм - это литературное направление, для которого характерно изображение идеального мира и героя, ведущего борьбу с обществом.

Живопись

Архитектура

В начале века в архитектуре доминировал стиль ампир, достигший высокого уровня в синтезе монументальной скульптуры и архитектуры. Ампир позволял отразить в постройках пафос победы в Отечественной войне.

Крупнейшим архитектором эпохи был К.И. Росси, придавший монументальными строениями завершающий вид центру Санкт-Петербурга. Главная черта его творчества – системы архитектурных ансамблей. Его основные работы:

  • Михайловский дворец и площадь;
  • здание Главного штаба и монументальная арка;
  • Александринский театр и прилегающие площадь и улица;
  • два соединенных здания – Сенат и Синод.

С конца 1820-х годов в развитии классицизма наступил кризис. Общественное развитие требовало новых форм и подходов в архитектуре. Идеалы классицизма подвергались резкой критике. Классицизм в 1830—40-е годах сменился неоготикой, восточным стилем. В храмовом зодчестве распространился русско-византийский стиль. В этом направлении ведущим архитектором был К.А. Тон. Николай I нашел в русско-византийском архитектурном стиле определенное соответствие теории официальной народности. Известнейшая постройка Тона – храм Христа Спасителя в Москве.

Период в целом можно охарактеризовать как переход к эклектике.

Эклектика – это сочетание элементов разных стилей.

Музыка и театр

В русский театр приходит романтизм. Утверждению его влияния способствовал П.С. Мочалов, исполнение которым роли Гамлета было в жизни театра крупным событием. Основоположником реализма был актер М.С. Щепкин, творчество которого легло в основу русской школы драматического искусства.

Читайте также: