Культура при сталине кратко

Обновлено: 30.06.2024

Развитие образования

Индустриализация требовала повышения профессионального уровня населения. В начале 30-х годов в стране начался переход к всеобщему обязательному четырёхлетнему начальному образованию. В 1937г. обязательным стало семилетнее обучение. В школу были возвращены старые методы обучения и воспитания: уроки, предметы, расписание, оценки, строгая дисциплина и система наказаний. Были переработаны школьные программы, созданы новые учебники. В 1934г. было восстановлено преподавание географии и истории.

Широко развернулось строительство новых школ. Только в 1933-1937гг. открылось более 20 тыс. новых школ. По переписи 1939г. грамотность в СССР составила 87,4%. Быстрыми темпами развивалась система специального и высшего образования. К концу 1930-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. Рост грамотности вызвал большой спрос на литературу. Книги выходили на 110 языках. Широкое развитие получили массовые библиотеки.

Людей научили читать. После чего встал вопрос: а что же эти люди будут читать? Что будет написано в книгах, которые возьмут в руки поголовно грамотные граждане СССР, что будут смотреть на сцене театра, какие журналы будут выписывать, на какие фильмы пойдут в кинотеатры? И Советской власти было необходимо решить этот вопрос. В любое время, в любом народе, любой стране есть люди, которые оказывают влияние на общественное мнение. Культура и искусство – это и есть та область, которая формирует мысли и ощущения, которые потом передаются народу. И чем выше уровень образования народа, тем большую роль в нём играют те, кто может создать образ. Те, кто способны поделиться созданным образом, своими мыслями с согражданами. А это значит, что роль деятелей культуры и науки век от века возрастает.

Власть и наука

30-е гг. для исторической науки стали реабилитацией дореволюционной истории России, инициированной И.В.Сталиным.

Сталин взялся за создание нового образа России и русской ре.волюции, стремясь изжить нигилизм по отношению к историческому прошлому страны. Сталин начинает подготавливать общественное мнение к тому, что ре.волюция свершилась не на пустом месте, а в стране, чья история знала эпохи великих государственных преобразований, в которой вырос народ, сумевший совершить прогрессивную историческую ре.волюцию.

Изменяется направление и содержание исторической науки:

- восстанавливается история в ВУЗах и школах;

- восстанавливается про.паганда на.циональной самоидентификации, патриотизма, нравственного воспитания на базе объективного изложения истории;

- без знания истории ученики не могут усваивать другие дисциплины.

Сталин требует от деятелей науки и культуры выпускать исторические книги и исследования, снимать исторические фильмы на исторические темы.

Советский патриотизм – это идеологический феномен , вмещающий в себя идеи марксизма и традиционного русского патриотизма. Он был необходим в связи с растущей угрозой войны против СССР со стороны гитлеровской Германии, и союзных ей Японии и Италии.

Сталин осознавал, что требовалось подчеркнуть силу и значение национального чувства в истории. Сила национально-исторических традиций, в особенности военных, была в интересах своевременной задачи. Задача требовала мобилизовать все традиционные, национальные и патриотические чувства для борьбы с германским на.цизмом, его претензиями на восточное пространство и его теориями о ра.совой непо.лноценности славян. У власти и правительства было всего 10 лет, чтобы воспитать патриотов страны в преддверии Великой Отечественной Войны. И.В. Сталин справился с этой задачей.

Сталин заявлял, что Советская Россия является наследницей лучших традиций русской истории. Идея братства между народами СССР была неотъемлемой частью идеологии советского патриотизма, начисто исключающей русский на.ционализм.

Сталин понимал искусство как инструмент политики. Следовательно, 1930-1950-е годы стали временем подчинения культуры государству. Вместо революционного буйства разных направлений и школ была создана единое и стройное официальное искусство, а всё, не вписывающееся в его канон было подавлено.

В 1932 году РАПП было приказано распустить, а литература теперь контролировалась Союзом писателей, созданным в 1931 году. Горький стал председателем этого официального объединения.

Соцреализм [ ]

Выступление Максима Горького на 1-м Съезде Союза писателей (1934)

Шаблонным сюжетом было включение молодого рабочего в классовую борьбу, рост его сознательности под руководством представителя партии и героическая смерть за Родину и дело революции. Литература теперь понималась исключительно дидактически, а

Допустимо было изобразить некомпетентного руководителя и даже коррупционера, но он в конце неизбежно побеждался сознательными рабочими. Любовная история тоже не была табу, но не должна была оттеснять главное: любовь к родине и партии.


Александр Фадеев и Михаил Шолохов. 1940-е

Этика [ ]


Антитроцкистский плакат. 1937

Эстетика [ ]

Методы и эстетика соцреализма быстро стали обязательны не только в литературе, но и в других видах искусства. В 1932 году власть декретом закроет все художественные объединения, и артисты, как и литераторы, должны были либо вступить в Союз художников, либо прекратить свою деятельность. Если литература стала заниматься воспитанием, то кинематограф, живопись и музыка стали создавать особенную эстетику соцреализма, наполненную бравурностью, пафосом, верой в свои силы и в светлое будущее. Воспевались вожди СССР, включая самого Сталина, герои социалистического труда, доярки и стахановцы, летчики, полярники, спортсмены, трактористы, в любой момент готовые стать танкистами.

Широка страна моя родная. Из к.-ф. "Цирк" (1936)

Правление Сталина охватывает огромный период: приблизительно с 1926 года по 1953.За это время произошли важнейшие политические события: прошли репрессии тридцатых, отгремела Великая Отечественная война. На фоне таких глобальных перемен духовная сфера для современного читателя может показаться не такой значительной. Однако без знаний о живописи, литературе, кинематографе той поры невозможно до конца понять, как жили люди в сталинские времена. Ведь они не только героически сражались и трудились в тылу, но и пели песни, ходили в кино. В этой статье будет произведён краткий анализ основных составляющих духовной жизни в сталинские времена.

Живопись

Литература

Кинематограф

Образование


Война уничтожила 84 тысячи советских школ и сотни вузов. Восстановление и развитие народного образования стало принципиальной задачей. С 1949 года было введено повсеместно 7-летнее бесплатное обучение. С 1950 по 1955 появилось около 50 новых высших учебных заведений. Ряды студентов пополнили демобилизованные фронтовики, многие из которых стремились получать гуманитарной образование. Интеллигенция после войны, ожидавшая движение в сторону либерализации, была разочарована только усилившимся тоталитарным контролем.

После кончины Сталина к власти пришел Н. С. Хрущев. После жестокого правления жизнь народа круто переменилась. Некоторые поблажки стали своеобразным бальзамом на душу. Культура и духовная жизнь общества в период оттепели поднялась на несколько ступеней выше, страх быть сосланными постепенно стал уходить.

К власти пришел Н. С. Хрущев

Свобода слова и мышления

Многие историки, давая характеристику деятельности Хрущева, считают эти годы лучшими в истории России. С1953-го по 1964-й годы изменились многие стороны жизни советских людей. Это было удивительное время относительной свободы в стране. Начался плодотворный период, и происходил подъем не только благосостояния населения, но и улучшение в духовной сфере. К этому времени Советский Союз уже победил разруху, которую принесла Вторая мировая война. Преобразования в стране вышли на новый уровень.

Период оттепели

Политическая сторона вопроса

После смерти Сталина в советской стране началась борьба за власть. В течение непродолжительного времени страной руководил Георгий Маленков (1953−1955 годы). Какое-то время Сталин еще считался великим лидером. Но в 1955 году на пост первого секретаря ЦК КПСС был назначен Никита Сергеевич Хрущёв. Был введён термин десталинизация. Это нужно было для формирования личной власти Н. Хрущева. Итогом стало формирование системы взглядов, дававших гарантию элите на сохранение своих должностей. Многие политические деятели встали на сторону Хрущева.

Некоторые особенности и недостатки преобразований в политической жизни страны кратко описаны в таблице:

Термин десталинизация

Изменения в искусстве и культуре

В 1957 году в Москве состоялся 6 Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Международные конкурсы, фестивали и другие крупные события стали доступны для проведения в СССР.

В музыкальном конкурсе имени Чайковского (1958 год) победил американский пианист Ван Клиберн. Ведущие режиссеры мечтали, чтобы их пригласили на Московский международный кинофестиваль, который состоялся в 1959 году.

Оттепель в литературном поприще

В СССР роман считался запрещённым, в газетах публиковались критические статьи в адрес Пастернака, а его самого исключили из Союза писателей. Это привело к тому, что из-за подобной травли писатель отказался от Нобелевской премии и вынужден был признать: подобные произведения не допускается публиковать в заграничных изданиях. Результатом стала смерть писателя в 1960 году.

Однако были и позитивные факты для советской литературы. Появилось много новых имен:

  • Евгений Евтушенко;
  • Андрей Вознесенский;
  • Роберт Рождественский;
  • Булат Окуджава;
  • Белла Ахмадуллина.

Реформы в просвещении и науке

Основным изменения в образовании стала отмена трудовых резервов, которые были созданы во время Великой Отечественной войны. Такая мера была направлена на то, чтобы дети могли начинать свою трудовую деятельность сразу же после окончания школы и приносить пользу для страны. По указанию Хрущева открылись профессионально-технические училища. В них подрастающее поколение овладевало азами профессии.

Одной из приоритетных областей была наука. Начиная с послевоенного времени за 20 лет расходы на развитие научной деятельности увеличилось в 12 раз, что дало потрясающие результаты:

  • была разработана атомная и водородная бомбы под руководством Курчатова и Сахарова
  • в апреле 1957 года на орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли
  • 1961 год знаменателен тем, что в космическое пространство впервые полетел русский человек, и звали его Юрий Алексеевич Гагарин.

Читайте также: