Культура при екатерине 2 кратко
Обновлено: 18.05.2024
Каковы же исторические условия становления культуры середины и второй половины XVIII века в России — века Екатерины II? Какие события и явления российской действительности нашли свое отражение в культуре эпохи Екатерины II? К первостепенным можно отнести: рост привилегий дворянства, пожалование им земель и крестьян, стремление к пышности и богатству, войны России. Весьма существенными обстоятельствами общего исторического фона является также начавшееся разложение феодализма и вызревание капиталистических отношений, сопровождающихся усилением эксплуатации крестьян и работных людей, что приводило к грозным народным выступлениям. Русское общество волновали такие проблемы, как организация власти, преодоление отсталости страны, крестьянский вопрос.
В бытность Екатерины при ее поддержке блистали такие яркие таланты, как М.В. Ломоносов, В.Н. Татищев, С.П. Крашенинников, гениальный изобретатель-самоучка И.П. Кулибин и другие.
Екатерина всякий раз проявляла дипломатическую ловкость и искусство в сношениях с европейскими государствами. Во внутренних политических и организационных делах она обладала особым талантом — самым важным для самодержавного государя, а именно: умением находить и выбирать сотрудников.
Не обошла своим вниманием Екатерина Великая и архитектуру. Удивительные по своей красоте фасады Зимнего дворца, который Растрелли начал строить еще при Елизавете Петровне; Екатерининский дворец; ансамбль Смольного монастыря; знаменитый дом Пашкова в Москве, построенный архитектором В.И. Баженовым; подмосковное Кусково или Останкино Шереметьевых, Архангельское Юсуповых, здание Сената М. Казакова. Архитектура — каменная летопись эпохи и все основные стили XVIII века нашли свое отражение в период царствования Екатерины. В это же время в России исключительно прогрессивно развивались графика, живопись и скульптура, а школа русского портрета послужила основой портретной живописи во многих странах. Исключительный прорыв в годы правления Екатерины произошел и в области литературы.
Каковы же исторические условия становления культуры середины и второй половины XVIII века в России — века Екатерины II? Какие события и явления российской действительности нашли свое отражение в культуре эпохи Екатерины II? К первостепенным можно отнести: рост привилегий дворянства, пожалование им земель и крестьян, стремление к пышности и богатству, войны России. Весьма существенными обстоятельствами общего исторического фона является также начавшееся разложение феодализма и вызревание капиталистических отношений, сопровождающихся усилением эксплуатации крестьян и работных людей, что приводило к грозным народным выступлениям. Русское общество волновали такие проблемы, как организация власти, преодоление отсталости страны, крестьянский вопрос.
В бытность Екатерины при ее поддержке блистали такие яркие таланты, как М.В. Ломоносов, В.Н. Татищев, С.П. Крашенинников, гениальный изобретатель-самоучка И.П. Кулибин и другие.
Екатерина всякий раз проявляла дипломатическую ловкость и искусство в сношениях с европейскими государствами. Во внутренних политических и организационных делах она обладала особым талантом — самым важным для самодержавного государя, а именно: умением находить и выбирать сотрудников.
Не обошла своим вниманием Екатерина Великая и архитектуру. Удивительные по своей красоте фасады Зимнего дворца, который Растрелли начал строить еще при Елизавете Петровне; Екатерининский дворец; ансамбль Смольного монастыря; знаменитый дом Пашкова в Москве, построенный архитектором В.И. Баженовым; подмосковное Кусково или Останкино Шереметьевых, Архангельское Юсуповых, здание Сената М. Казакова. Архитектура — каменная летопись эпохи и все основные стили XVIII века нашли свое отражение в период царствования Екатерины. В это же время в России исключительно прогрессивно развивались графика, живопись и скульптура, а школа русского портрета послужила основой портретной живописи во многих странах. Исключительный прорыв в годы правления Екатерины произошел и в области литературы.
Русская культура при Екатерине II вступила в пору своего расцвета, а самое главное, европеизированная культура вышла за пределы дворцов императорской четы и ближайших сподвижников. Петербург постепенно приобретал державный вид имперской столицы, европейские здания появились в Москве и некоторых других городах. Наконец, очагами новой культуры стали дворянские усадьбы, например, имения Шереметевых в Кускове и Останкине, недалеко от Москвы, или роскошная резиденция Кирилла Разумовского в Батурине на Украине. Можно сказать, что XVIII век был веком освоения верхами русского общества культурных ценностей Европы, и этот процесс был уже близок к завершению.
Главной основой высокой культуры в эпоху Екатерины II была философия Просвещения, а господствующим стилем в искусстве был классицизм. Для классицизма характерно четкое разграничение возвышенного и низкого, цивилизованного и варварского. Образцом возвышенности и цивилизованности считалась Античность, которой следовало подражать. Ей противопоставлялось все варварское: народное, дикое, необузданное, неблагонравное — достойное, в лучшем случае, снисходительной усмешки.
Архитектура [ ]
Деление на цивилизованное и варварское ярче всего проявилось в архитектуре. В 1760-е годы в Италии начались раскопки древнеримского города Помпеи, которые потрясли образованных европейцев и вызвали взрыв интереса к античной культуре. Буквально все виды искусства — от архитектуры до декоративно-прикладного искусства отреагировали на новую моду на Античность. Так возник классицизм с его простотой, строгостью и симметрией, который быстро полюбился Екатерине II, всерьез обеспокоенной включением своей новой родины в круг цивилизованных стран.
Русская императрица ненавидела пышное барокко, хотя при этом любила растреллиево Царское Село. В 1779 году она пригласила в Россию англичанина Чарльза Камерона и назначила своим придворным архитектором. Он переработал для нее в классицистическом духе интерьеры дворца в Царском селе и возвел неподалеку Камеронову галерею. Эта двухъярусная постройка четко отразила миропонимание классицизма: нижний ярус из неотесанных камней — современность, а верхний ярус с белыми колоннами и античными бюстами, по которому любила прогуливаться императрица — высокая античность.
Помимо Камерона в России работало несколько других иностранных мастеров. Но во второй половине XVIII века иностранцы уже начали испытывать конкуренцию со стороны русских. Одним из первых выпускников Академии художеств был сын провинциального дьячка Василий Баженов. Находясь в довольно сложных отношениях с Екатериной II, Баженов исполнял, главным образом, частные заказы, среди которых хорошо известен дом Пашкова в Москве. Его ученик и почитатель Матвей Казаков построил в Москве комплекс зданий Московского университета и здание Московского дворянского собрания.
На это движение к античности откликалось дворянство, которое начало строить свои усадьбы в стиле классицизма. Барские дома нередко были по-прежнему деревянными, но обязательно снабжались античным портиком с колоннами. Даже в провинциальных поместьях все чаще звучала классическая музыка, читались иностранные романы или философские трактаты, а иногда в руки дворянам попадали и произведения русских авторов.
Литература и театр [ ]
Основателем поэтической традиции в России был Ломоносов, а его дело продолжил в своих одах Гавриил Державин, воспевавший победы и успехи Екатерины II. Впрочем этот же поэт начал отход от возвышенного пафоса и заложил основы более интимной поэзии и таких жанров, как элегия и лирическое стихотворение.
Живопись [ ]
В живописи второй половины XVIII века царствовали два жанра — парадный портрет и историческая сцена. Заказчики предпочитали итальянскую природу как более возвышенную и одухотворенную унылым русским пейзажам, и поэтому этот жанр практически не развивался в России XVIII века. К концу столетия стали появляться изображения крестьян, написанные, впрочем, более из этнографического интереса, чем из желания вызвать к ним сочувствие.
Даты. Екатерина II. Развитие культуры
Скульптура. Живопись
Портрет Екатерины II. Д,Левицкий. 1783
Скульптура
Портретный бюст М.В.Ломоносова . Скульптор Ф.Шубин.
Портретный бюст М.В.Ломоносова . Скульптор Ф.Шубин.1796
Живопись
Портрет Екатерины 2. 1763
Неизвестная в розовом платье. 1775
Портреть Екатерины 2. 1766
Свадебный сговор. 1777
Портрет Екатерины 2. 1783
Ф.Рокотов. Портрет Екатерины II. 1763
Ф.Рокотов. Портрет неизвестной в розовом платье. 1775
М.Шибанов. Крестьянский обед. 1774
М.Шибанов. Свадебный сговор. 1777
А.П.Антропов. Портрет Екатерины II. 1766
Портрет крестьянки. И.Аргунов. 1784
Матариал подготовила : Мельникова Вера Александровна
Передвижники. Картины
И.Е.Репин.1844-1930
Бурлаки на Волге
Крестный ход в Курской губернии
Иван Грозный убивает своего сына
Письмо запорожцев турецкому султану
Бурлаки на Волге
Крестный ход в Курской губернии
Письмо запорожцев турецкому султану
Иван Грозный убивает своего сына
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Передвижники .Картины
И.И.Шишкин.1832-1898
Утро в сосновом бору
На севере диком
Утро в сосновом бору
На севере диком
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Передвижники. Картины
А.К.Саврасов.1830-1897
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Даты. Екатерина II. Развитие культуры
Архитектура
Старый Эрмитаж в Петербурге.
Архитектор Ю.Фельтен. 1771-1787
Ограда Летнего сада в Петербурге.
Архитектор Ю.Фельтен. 1771-1787
Здания Сената в Москве по проекту М.Казакова. 1776-1787
В настоящее время- рабочая резиденция Президента РФ.
Екатерининский зал Сенатского дворца
Выставочный зал-Геральдика. Резиденция Президента РФ.
Шохинская лестница Сенатского дворца
Правительственный зал Сенатского дворца
Троицкий собор Александро- Невской лавры .
Здания почтамта в Петербурге . Проект- Н.Львова
Петербург. Таврический дворец. Архитектор - И.Старов. 1783-1789
Эрмитажный театр в Петербурге.
Дом Пашкова в Москве. Архитектор - В.Баженов.1784-1787
В настоящее время - музей.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Даты. Екатерина II. Развитие культуры
Образование, наука, техника, общественная мысль, литература, печать, музыка, театр.
В.Г.Перов.1865-1911
Охотники на привале
Приезд гувернантки в купеческий дом
Охотники на привале
И.Н.Крамской. 1837-1887
Христос в пустыне
История. ЕГЭ. Задания № 33-34(В12-В13)
Художники-передвижники
На ЕГЭ по истории в заданиях № 33-34 ( В12-В13) могут быть предложены иллюстрации картин художников. Необходимо иметь представление о живописи России вообще и о творчестве передвижников в частности.
В статье представлены имена известных художников – передвижников, чьё творчество знакомо по школьной программе, перечислены наиболее известные учащимся картины. По ним писали в школе на русском языке сочинения, о них рассказывали на уроках истории, литературы, МХК.
Постарайтесь вспомнить эти картины, запомнить их авторов. Тогда вы сможете легко выполнить на экзамене данные задания.
Кто такие художники-передвижники?
Из истории
В 1863 году была создана Артель свободных художников, в которую входили известные в то время художники. Основу артели составили 14 выпускников Академии художеств, которые отказались участвовать в конкурсе на золотую медаль, вышли из академии в знак протеста против запрета на свободу творчества. Во главе был Крамской.
Каковы же исторические условия становления культуры середины и второй половины XVIII века в России — века Екатерины II? Какие события и явления российской действительности нашли свое отражение в культуре эпохи Екатерины II? К первостепенным можно отнести: рост привилегий дворянства, пожалование им земель и крестьян, стремление к пышности и богатству, войны России. Весьма существенными обстоятельствами общего исторического фона является также начавшееся разложение феодализма и вызревание капиталистических отношений, сопровождающихся усилением эксплуатации крестьян и работных людей, что приводило к грозным народным выступлениям. Русское общество волновали такие проблемы, как организация власти, преодоление отсталости страны, крестьянский вопрос.
В бытность Екатерины при ее поддержке блистали такие яркие таланты, как М.В. Ломоносов, В.Н. Татищев, С.П. Крашенинников, гениальный изобретатель-самоучка И.П. Кулибин и другие.
Екатерина всякий раз проявляла дипломатическую ловкость и искусство в сношениях с европейскими государствами. Во внутренних политических и организационных делах она обладала особым талантом — самым важным для самодержавного государя, а именно: умением находить и выбирать сотрудников.
Не обошла своим вниманием Екатерина Великая и архитектуру. Удивительные по своей красоте фасады Зимнего дворца, который Растрелли начал строить еще при Елизавете Петровне; Екатерининский дворец; ансамбль Смольного монастыря; знаменитый дом Пашкова в Москве, построенный архитектором В.И. Баженовым; подмосковное Кусково или Останкино Шереметьевых, Архангельское Юсуповых, здание Сената М. Казакова. Архитектура — каменная летопись эпохи и все основные стили XVIII века нашли свое отражение в период царствования Екатерины. В это же время в России исключительно прогрессивно развивались графика, живопись и скульптура, а школа русского портрета послужила основой портретной живописи во многих странах. Исключительный прорыв в годы правления Екатерины произошел и в области литературы.
Каковы же исторические условия становления культуры середины и второй половины XVIII века в России — века Екатерины II? Какие события и явления российской действительности нашли свое отражение в культуре эпохи Екатерины II? К первостепенным можно отнести: рост привилегий дворянства, пожалование им земель и крестьян, стремление к пышности и богатству, войны России. Весьма существенными обстоятельствами общего исторического фона является также начавшееся разложение феодализма и вызревание капиталистических отношений, сопровождающихся усилением эксплуатации крестьян и работных людей, что приводило к грозным народным выступлениям. Русское общество волновали такие проблемы, как организация власти, преодоление отсталости страны, крестьянский вопрос.
В бытность Екатерины при ее поддержке блистали такие яркие таланты, как М.В. Ломоносов, В.Н. Татищев, С.П. Крашенинников, гениальный изобретатель-самоучка И.П. Кулибин и другие.
Екатерина всякий раз проявляла дипломатическую ловкость и искусство в сношениях с европейскими государствами. Во внутренних политических и организационных делах она обладала особым талантом — самым важным для самодержавного государя, а именно: умением находить и выбирать сотрудников.
Не обошла своим вниманием Екатерина Великая и архитектуру. Удивительные по своей красоте фасады Зимнего дворца, который Растрелли начал строить еще при Елизавете Петровне; Екатерининский дворец; ансамбль Смольного монастыря; знаменитый дом Пашкова в Москве, построенный архитектором В.И. Баженовым; подмосковное Кусково или Останкино Шереметьевых, Архангельское Юсуповых, здание Сената М. Казакова. Архитектура — каменная летопись эпохи и все основные стили XVIII века нашли свое отражение в период царствования Екатерины. В это же время в России исключительно прогрессивно развивались графика, живопись и скульптура, а школа русского портрета послужила основой портретной живописи во многих странах. Исключительный прорыв в годы правления Екатерины произошел и в области литературы.
Читайте также: