Культура индии в 16 веке кратко

Обновлено: 30.06.2024

Далёкой и сказочной страной казалась жителям евразийского континента Индия, отделённая от всех огромными горами и широкими морями. Немногочисленные путешественники, попадавшие в её приделы, привозили оттуда специи, ткани, удивительные изображения индийских богов и волшебные сказки и легенды, будоражащие воображение и пробуждающие фантазию.

Определённая территориальная изолированность Индии от остального мира, позволила сформироваться и развиться в этой стране очень самобытной и яркой культуре, которая практически не была подвержена внешним влияниям.

Приведем некоторые значимые для всего человечества успехи индийской научной мысли.

Своеобразно развивалась индийская медицина, которая рассматривалась как наука о долголетии и основывалась на различных религиозно-философских практиках и связанных с ними физических упражнениях (например, йога). Здоровье и продолжительность жизни человека изучались в Индии также и с точки зрения антропогеографии – влияния на человеческий организм, условий окружающий среды.

Индия стала родиной одной из трёх мировых религий – Буддизма, который широко исповедуется в разных странах мира и сегодня.

История индийской культуры занимает не одно тысячелетие и уходит корнями в глубокую древность. Она прошла различные стадии развития, каждая из которых была по-своему значительна и важна для формирования самобытной культуры этой страны. Периодизация истории культуры Индии такова:

1. Древнейший период:

  • Индская или Хараппская культура – 3–2 тыс. до н.э.

2. Древняя Индия:

  • индо-арийский период – 2 тыс. до н.э. – первая половина 1 тыс. до н.э.
  • эпоха Маурьев – 4 в. до н.э. – 2 в. до н.э.
  • Кушанская империя – 1 в. до н.э. – 3 в. н.э.
  • эпоха Гуптов – 4-5 вв. н.э.

3. Средневековая Индия:

  • раннее средневековье, период феодальной раздробленности – 6–13 вв.
  • Делийский султанат – 13–15 вв.
  • Империя Великих Моголов – 16–18 вв.

Кратко охарактеризуем эти периоды.

В начале 20 века археологи обнаружили на территории Индии остатки городов, которые принадлежали цивилизации, развивавшейся здесь в 3 – 2 тысячелетиях до н.э. Она получила название Индской (от наименования реки Инд) или Хара́ппской (по названию мест, где были обнаружены древнейшие города Хара́ппа и Мохенджо-Да́ро ). Скорее всего, это была весьма развитая культура, подобная древнеегипетской или месопотамской.

Правда, таких монументальных памятников как египетские гробницы или дворцы и храмы Междуречья здесь обнаружено не было. Зато, изумила учёных удивительно рациональная, чёткая планировка и застройка городов. В них были проложены ровные улицы, пересекающиеся под прямыми углами, функционировала водопроводная и канализационная системы. Жилые дома в городах были двух- и трёхэтажными, причём, когда наводнения или пожары разрушали здания, жители восстанавливали жилища, возводя их на старых фундаментах. Благодаря этому прежняя планировка домов и улиц сохранялась, а основания зданий Хараппы и Мохенджо-Даро за множество истекших веков ушли в глубь земли почти на десять метров! Население этих городов, по оценкам учёных, составляло десятки, а возможно, даже сотни тысяч человек.

В результате раскопок археологами были обнаружены, выполненные с большим мастерством, изделия мелкой пластики, скульптуры, ювелирные украшения, предметы домашнего обихода, керамика и глиптика, что свидетельствует о высоком уровне развития в древнейшей Индии художественной техники и ремёсел.

Сайт о Всемирной Истории в деталях. Исторический портал, посвященный Мировой Истории, начиная с появления человеческого общества и заканчивая текущими событиями в Мире. Мы освещаем ход развития Великих событий от эпохи Палеолита до Новейших времен. Редакция сайта является исследовательской группой.

Культура Индии в XVI и первой половине XVII в

Литература и искусство народов Индии в XVI и первой половине XVII столетия достигли высокого уровня.

В Индию издалека приезжали ко двору падишаха художники, поэты, архитекторы и поселялись в стране.

Индийское искусство отмечено слиянием местных традиций с лучшими чертами, перенесёнными из Средней Азии и Ирана.

Открытые террасы и павильоны на тонких колоннах, резьба по камню, иногда производящая впечатление ажурной, присущая ещё искусству древней Индии, сочетались с арками и стройными минаретами, занесёнными в Индию из Средней и Передней Азии.

Широкое распространение получило искусство миниатюры и в меньшей мере фрески.

Сохраняя тонкость рисунка персидской миниатюры, индийское искусство отличалось большим реализмом красок, воспроизведением в виде фона индийской природы и архитектуры вместо условного розово-золотого фона многих персидских миниатюр и изображением чисто индийского быта.

При дворе Акбара наиболее известными миниатюристами были Дасванатх и Басаван, а также приехавший с Хумаю-ном из Шираза Абд-ус Самад.

Знаменитыми поэтами при дворе Акбара считались индиец Файзи и ширазец Урфи. Оба они писали на персидском языке (фарси).

Любовная лирика Сур Даса до сих пор трогает сердца читателей.

Однако наибольшей популярностью пользовался певец при дворе Акбара—Танеев.

Его мелодичные, выразительные песни, воспевающие природу Индии, можно услышать и до сих пор.

На языке маратхи в это же время сочинял гимны на темы бхакти Эканатх.

Эти поэты, писавшие лирические стихи, в которых они распространяли идеи движения бхакти, создавали творения на народных языках, а не на придворном фарси. Большинство этих поэтов сочиняло одновременно и мелодии к своим песням.

Тансен, например, известен более как музыкант, чем как поэт. И в словах и в музыкальных мотивах эти слагатели песен широко обращались к народному творчеству, одновременно обогащая его. Поэтому и в наши дни некоторые их песни ещё живы и способны волновать людей.

С песней были органически связаны формы танца, более быстрого и живого, чем старый классический.

За пределами Могольской империи при дворе правителей Голконды процветала поэзия на деканском наречии языка хинди. Самым крупным из поэтов той поры в Голконде был Гаваси, написавший в 30—40-х годах XVII в. две большие поэмы-сказки и много стихов.

Придворные хронисты записывали современные им события обычно в духе восхваления царствовавшего правителя.

Хроники тем не менее служат ценным историческим источником.

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Культура

Одновременно в Индии создавалась и придворная поэзия: на языке фарси на севере, на урду — в Декане. Хотя и в эту поэзию проникали описания индийской природы, быта и т. д., но в основе своей она пользовалась традиционными таджикско-персидскими формами и образами. Самые известные произведения такого рода создали Файзи (XVI в.), чья лирика проникнута порой глубоким чувством, и Бедиль (1664—1721), на глазах которого происходил распад Могольской империи; он бичевал жестокость деспотов и угнетение народа. Бедиль забыт в его родной стране с исчезновением фарси как государственного языка, но его стихи нашли вторую родину в Средней Азии. Так и деканского поэта Гаваса (XVI в.), писавшего на урду, знают в Индостане, но не могут читать в Декане.

Архитектура больше других искусств зависела от богатых патронов. С распространением могущества Могольской империи появлялось все больше выдающихся архитектурных сооружений, в которых сочетались мусульманские мотивы с местными индийскими традициями. При Акбаре был построен заброшенный потом город Фатхпур-Сикри. Он хорошо сочетался с окружающим пейзажем, его здания дышат простотой и величием. В Декане же, куда мусульманский архитектурный стиль проникал из Ирана и Средней Азии с одной стороны и из Агры—Дели с другой, господствовали изящество и замысловатость отделки и гармо-

ничность пропорций. В Бенгалии преобладала маловыразительная архитектура — как храмы, так и жилища строились из оштукатуренного кирпича, с глухими стенами и узкими окнами.

Народное жилище обычно строилось из тростника и бамбука, с покатой крышей, опиравшейся на врытый в центре жилища столб. В XVIII в. в архитектуре могольских областей обнаружился упадок (чего, впрочем, нельзя сказать о раджпутских городах-крепостях — Гвалиуре, Алваре, Джайпуре и др., чрезвычайно своеобразных, расположенных среди гор и озер — иногда искусственных).

В течение всего средневековья происходили народные представления с танцами и музыкой, в которых исполнялись сюжеты на мифологические темы индуизма, главным образом связанные с вишнуизмом. В Тамилнаде такие народные представления назывались теракутту, в Карнатике — якшагана, в Андхре—видхинатакам, в Индостане — рамлина. Часто в такие представления на темы эпоса были вкраплены фарсовые злободневные сценки, где высмеивали угнетателей-моголов, позднее — англичан и т. д. Порой такие представления ставились и во дворцах феодалов, но там народное искусство теряло свою непосредственность, приобретало черты манерности.

С эпохой Акбара связан небывалый взлет культуры. Император окружил себя талантливыми высокообразованными людьми.

Литературу на персидском языке, давшую Индии множество блестящих образцов прозы и поэзии, читать могли лишь представители образованных кругов. Среди простого народа популярностью пользовались произведения, написанные на местных языках. XVI век дал индусской литературе два великих имени:

Литература бхакти в разных частях Индии дала блестящую плеяду поэтов. Таковы писавшие на маратхском языке Экнатх (1548—1599) и Тукарам (1608—1649) — их произведения до сих пор играют важную роль в культуре и самосознании маратхов. Богатейшая литература создана сикхами: все гуру были поэтами. Создано немало произведений на светские сюжеты — басни, любовные поэмы, истории о приключениях ловких и умных людей.

Готовые работы на аналогичную тему

В литературе XVIII века отражены чувства горечи и тревоги, характерные для переломного времени. Крупнейшими литераторами этого периода были:

  • Мир Таки Мир (1725—1810);
  • Мир Хасан (1727—1787);
  • Мухаммад Рафи Сауда (1713—1781).

Архитектура и живопись Индии XVI –XVIII веков

Могольское зодчество своего зенита достигло при Шах Джахане. Он вернул столицу в Дели, а на берегу Джамны возвел Красный форт с мощными бастионами, за которыми были расположены беломраморные павильоны и дворцы.

Шедевром мировой архитектуры стал мавзолей Тадж Махал, построенный Шахом Джаханом в память о любимой жене. Белизна его мрамора даже в жаркий день создает ощущение прохлады, она подчеркнута двумя рядами темных кипарисов. Устремленные ввысь тонкие минареты и поднятое на платформу главное здание с парящим в небе куполом отражаются в глади водоема. Напротив Тадж Махала Шах планировал сделать для себя из черного мрамора точную копию этого мавзолея, но этот замысел не был осуществлен.

Период богат на архитектурные достижения не только в центре империи. Известны крепости и дворцы в раджпутских городах. Особенно интересен Дворец Ветров, у которого фасад расчленен на выпуклые балкончики-эркеры, обеспечивающие сквозную вентиляцию помещений. Оригинальностью стилей отмечены крепости и дворцы южноиндийских государств.

Трагический для Индии XVIII век дал ей архитектурные сооружения, по роскоши и декору даже превосходившие могольские.

Правители возникших на обломках империи независимых государств пытались затмить прежних владык. Дворцы, павильоны, культовые сооружения поражают яркостью, пышностью и роскошью декора. Возможно, дело не только в правительских амбициях: в тяжелые времена людям нужна волшебная сказка, и она воплощена в камне и мраморе. Строгим и величественным стилем выделялись постройки маратхов.

В XVI—XVIII веках расцвела миниатюрная живопись. Основателями школы при могольском дворе стали приглашенные из Ирана мастера. У них учились индусы и мусульмане, создавшие самостоятельную, отличную от иранской, школу миниатюры, которая опиралась на индийские традиции.

Изначально миниатюра играла роль лишь книжной иллюстрации, затем художники начали воплощать сюжеты, не связанные с содержанием книг. Миниатюры собирали в альбомы и переплетали. Сюжетами служили придворные сцены, исторические события, бытовые сценки, птицы, животные, растения. Несколько мастеров работали над каждой миниатюрой, каждый отвечал за назначенные детали, самым умелым доверяли прорисовку лиц. Изображения людей были весьма реалистическими; художники стремились к портретному сходству, отражению особенностей характера и возраста человека. Большой интерес имели привозимые европейскими купцами работы западных мастеров. Не изменяя своей манере, могольские художники у европейцев заимствовали технику перспективы.

Трагические события XVIII века не стали причиной упадка искусств. Многие выдающиеся музыканты и художники продолжали творить, бережно сохраняя культурное наследие и одновременно развивая его, осваивая новые выразительные средства и формы.

Читайте также: