Культура императорской россии 17 20 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Историю культуры России в кратком обзоре мы предлагаем отследить по структурной типологии Н.А.Бердяева, разработанной им в цикле трудов об ее особенностях, пути, судьбе и месте в мировой культуре. В этих работах ученый обозначил прерывистость русского культурного пути и определил его несколько основных этапов. Данную историческую типологию Бердяева можно рассматривать как основу, но с дополнениями, связанными с событиями последнего столетия.

Этап славяно-европейской цивилизации (X – начало XIII в.)

Как показывает история, культура древней России той эпохи была аналогична европейской, именно поэтому многие исследователи называют этот этап, как славяно-европейская цивилизация. Среди основных ее черт можно выделить:

  • военно-демократические особенности зарождения государственной власти,
  • городская природа культуры, .

Даже в то время земли Древней Руси простирались на большие территории. Археологические изыскания дают ценный материал, позволяющий лучше узнать культуру крупных городов Древней Руси Киева и Новгорода и выявить существенные различия между ними. Своеобразие настолько очевидно, что здесь можно обособить даже две субкультуры — южную и северную:

  • Южная (ее центр Киев) была нацелена на союз с Константинополем, но зависела от взаимосвязей со степными племенами.
  • Северная (центр в Новгороде) тянулась к Северной Европе и имела сношения со скандинавскими странами и Ганзой.

С XII до XIV века проводилось наступательное освоение земель центральной и северо-восточных районов Русской равнины с экстенсивным земледелием. Такой характер развития был присущ экономике и развитию страны. Это стало самобытной чертой России и основой для специфичных составляющих русской ментальности:

  • не решение проблем, а уход от них в новые края,
  • земля ничья, божья,
  • чувство временности,
  • отсутствие необходимости глубокого укоренения на одном месте.

Такой способ ведения крестьянского хозяйства по территории и по количеству участников составлял большую часть древнерусской культуры, которая с трудом поддается исследованию, так как она не имеет письменных источников.

Художественная культура и история на базе письменных источников

История России того времени изучается по основным артефактам, относящимся к городской культуре: летописям, письменам, архитектурным памятникам, декоративно-прикладным поделкам, живописи из кладов и погребений. Основываясь на анализе художественных письменных источников, выделяют два стилистических направления:

  • монументальный историзм
  • эпический лиризм.

Такой стиль получил распространение в конце X в. и господствовал до начала XII в. Это был период приобщения и равноценного вхождения Руси в христианство, осмысления своей роли в новой культуре. Подтверждение тому — сохранившиеся архитектурные, живописные и литературные свидетельства этого периода. Им характерны возвышенно-величавым настрой, они преисполнены важностью. Стиль монументального историзма точно отражал дух времени княжения династии Рюриковичей. Для героической эпохи страны это был первичный стиль, тождественный романскому стилю для Запада. Он был равноценен государственному и соответствовал запросам княжеского окружения, желанию молодой страны создать собственный имидж, свои принципы, сопоставить себя с культурой и историей мира.

Этот стиль носит еще название вторичного, он сформировался к середине XII века. Этому времени характерно усиление феодальной раздробленности. Искусство становилось более приближенным к человеку, в нем стали выделяться черты отдельных людей, а не только широта государства, как это было в предыдущий период.

О многогранности развития художественной культуры того времени можно судить по тому, как выкристаллизовывается особая манера письма в иконографии, развивается художественное обучение.

  • Новгород становится центром почитания Софии,
  • Владимир — Богоматери,
  • в Чернигове и Рязани — княжеских образов Бориса, Глеба.

Удельная Русь — культура XIII – XIV вв

Глубокие изменения, произошедшие к середине XIII века, дают основания для обособления этого периода, поскольку они также имели большое влияние на тип русской культуры. По той эпохе проведено много исследований, и есть разные мнения в оценке последствий нашествия степняков. Гумилев считал, что оно спасло страну от подчинения Европой, что, по его мнению, принесло бы гораздо больше вреда для России.

Эти события оставили весомый след, но монголо-татарское иго не могло радикально поменять русскую земледельческую культуру на кочевую. Но нашествие Орды приостановило развитие и нанесло невосполнимый ущерб. Были разрушены храмы, сожжены библиотеки и города, в угнетенном состоянии находились ремесла. Вторжение племен кочевников было воспринято как наказанье божье, вселенское бедствие, которому немыслимо было и противиться.

Московская Русь — этап XIV – XVII вв

Отрезок с конца XIV — по XVII в. вошел в историю как время образования евразийской цивилизации. Становление централизованного независимого государства с властью в Москве сформировало иную картину в разных сферах жизни. Это благоприятствовало порождению обновленной концепции ценностей и мироздания.

Русские княжества, освобождаясь от оков ига, сплачивались вокруг Москвы, создавая государство нового типа. Оно явилось средством в отстаивании суверенности. По сей день государство имеет чрезвычайную значимость в сознании людей, которая была приобретена еще в те времена.

Поэтапная история культуры великой России московского периода

Эволюцию русской культуры Московского периода можно разбить на три этапа:

  1. Русское Предвозрождение (конец XIV в. — середина XV в.)

Это время ознаменовала победа в Куликовской битве, вместе с ней произошел эмоциональный скачок национального самосознания. В этот период начался расцвет литературы, искусства, повышение индивидуального начала. Яркими примерами могут быть имена Андрея Рублева, Даниила Черного. Феофана Грека. По этим величинам развитие России можно сравнивать с Проторенессансом и итальянским ранним Ренессансом. Ренессанс обошел историю России стороной. Все ресурсы были пущены на создание и обустройство страны с центром в Москве. Там возводятся самые величественные храмы, создаются иконы, фрески, пишутся книги.

Он характерен окончательным становлением Московского царства. Страна стала расширяться в сторону восточных приделов, была взята Казань. Постепенно государство превращалось в обширную евразийскую империю.

Во всех сферах жизни страны идет урегулирование и упорядочение, например,

Появляется новый архитектурный стиль – московский. Отстраиваются Кремль, Успенский собор, они являются символом России и по сей день.

В искусстве, литературе передается индивидуальное начало и авторская точка зрения.

История культуры и искусства России (XVIII в. — начало XX в.)

Период Императорской России — время представления ее нового обличья. С эпохи петровских преобразований Русская культура тяготеет к европейской, находится под ее влиянием, но остается самобытной. Исполинская евразийская цивилизация публична для Запада и Востока, но сохраняет независимость. Эту эпоху можно разделить на три временных отрезка.

Это время радикальных реформ. Со времен принятия христианства Россия поворачивается к Западу по воле правителя второй раз. Культурные метаморфозы при правлении Петра I так же противоречивы и сложны, как и нововведения князя Владимира.

Петровское перемещение к Европе продолжили его наследники. Все это столетие стало периодом глубоких преобразований, коснувшихся разных сторон. Главной особенностью было овладение результатами и завоеваниями европейской культуры, большей частью посредством образования. Перемены происходили под натиском верхов и изнутри, так как предпосылки к ним уже созрели в предыдущем столетии. Такие черты, как реалистичность индивидуальность, рациональность, теперь облачились в европейский наряд.

Это период культурного синтеза своих начал и почерпнутых в Европе знаний. Их слияние дало толчок к дальнейшему развитию. Это столетие называют русским Золотым веком. Огромный перечень имен, открытий, замыслов, достижений, гениальных творений позволяет сказать, что в этот период Россия сыграла значительную роль в истории мировой культуры. Тогда наиболее ярко проявилась ее индивидуальность, были заданы первостепенные вопросы и даны решения проблем. Это период поиска культурной общности и духовности.

Рубеж XIX -XX веков в истории России называют ее Ренессансом. Несмотря на кратковременность, его можно выделить в отдельный тип. Переломный ход времени подарил этой эпохе свободу, активную смену курса и тенденций. На страну нахлынула лавина свежих представлений, идей, суждений, парадигм, которые имели противоречивую направленность. Творческая жизнь стала интенсивной. Возникали и множились союзы, объединения, кружки, вовлекая в себя большое число новых членов.

В диалоге разных культур меняется и направленность: это не просто ретроспективное изучение, а стремление приобщиться и постигнуть, погрузившись в самые недра. Слияние разных видов искусств, мировоззрений, тяготение к единству – было одной из важных черт этого времени. Но период не был монолитным, в нем существовало множество несовместимых идей, разнонаправленных перемещений, демонстрирующих градус свободомыслия.

История культуры России – этап XX в.

1917 – 1991 годы двадцатого столетия относятся к Советской России. Это непростое и парадоксальное время, которое еще предстоит объективно оценить. В нем отразились самые противоречивые черты национального характера. Тоталитаризм стремился привести культуру к единообразной форме, но внешняя монолитность сочеталась с индивидуальным творческим началом, которое просматривается в иносказательной форме и на бытовом уровне, и в андеграунде. К оценке значения русской культуры советского периода стоит добавить и Русское Зарубежье. Его можно рассматривать как наследие дореволюционной культуры. Около 10 млн. эмигрантов верили в свою миссию ее сохранения и приумножения. Это подтверждает их просветительская, научная, издательская работа. Характерные особенности духовной жизни Серебряного века и развитие этих идей отразили в своих работах

Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, Г.П. Федотов, Г.В, Флоровский, С.Л. Франк.

Еще предстоит объективное изучение и оценка трудов Русского Зарубежья как неотъемлемой части общероссийской культуры.

Современный этап истории

  • освобождение от запретов идеологии,
  • присоединение запрещенных ранее работ и имен,
  • знакомство с зарубежной русской культурой.

Современный прогресс русской культуры объясняется динамичным развитием самопознания, поиском общности, раскрытием своей роли в мировой культуре.

Архитектура переживала в петровское время переходный период, так или иначе отражавший западноевропейское влияние. Наиболее заметно оно в становлении в кон. XVII-нач. XVIII в. т.н. нарышкинского стиля, или стиля "московского барокко" церковной архитектуры.

Культура и быт середины - II половины XVIII века

Реформы Екатерины II касались не только сферы управления, сословной организации и экономики. Среди важнейших следует называть реформу образования. Будучи прилежной ученицей философов-просветителей, Екатерина понимала, что успех любых социальных преобразований зависит от уровня просвещенности народа, от его способности воспринимать новое.

Русская культура в первой половине XIX века

Начало нового этапа в развитии русского зодчества начала XIX в. связано с творчеством Андрея Никифоровича Воронихина. Он происходил из крепостных крестьян (принадлежал гр. А.С. Строганову), получил свободу в возрасте 27 лет.

Культура России во II половине XIX века

Эпоха либеральных реформ и бурных преобразований всех сторон жизни русского общества затронуло и сферу искусства. Здесь стремление к новизне выразилось в борьбе с омертвевшими классицистическими традициями за новое содержание искусства, за его активное вторжение в жизнь.

Серебряный век русской культуры

Система образования в России рубежа XIX - XX вв. по-прежнему включала три ступени: начальную (церковноприходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую школу (университеты, институты).

Новый этап в развитии культуры России условно, начиная с реформы 1861 года до Октябрьской революции 1917 г., называют "Серебряным веком". Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, увидевшему в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествующих "золотых" эпох, но окончательно в литературный оборот это словосочетание вошло в 60-е годы прошлого столетия.

Русская живопись XIX века

Для русского изобразительного искусства были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества.

Культура России XIX века

Для понимания особенностей русской культуры XIX и начала XX в. существенное значение имеет знание характера политики, экономики и права Российской Империи. В результате петровских реформ в России произошло утверждение абсолютной монархии и законодательное оформление бюрократии, что особенно ярко проявилось в "золотой век" Екатерины II.

Русское изобразительное искусство ХVIII века

Восемнадцатый век стал одной из переломных эпох в истории России. Культура, обслуживавшая духовные запросы этого периода, начала быстро приобретать светский характер, чему в значительной мере содействовало сближение искусства с наукой.

История русской живописи XVIII века

История русского искусства в начале XVIII века претерпела перелом. Древнерусское искусство сменилось новым "европейским" искусством.

Духовные искания русской интеллигенции Серебряного века

Резкий взлет интереса к политической и культурной жизни в русском обществе, начавшийся еще и 90-х годах XIX века, был следствием не одного лишь экономического подъема и социальных изменений, в частности укрепления буржуазии и среднего класса. Освобождение от революционно-демократической догматики, апеллирующей к наследию Н. Чернышевского, Н. Добролюбова, Д. Писарева, произошедшее после цареубийства 1 марта 1881 года, привело к невиданному прежде расширению тематики духовных исканий русской радикально настроенной литературной интеллигенции. Радикализм ее, унаследованный от классиков русского революционного демократизма, остался, но приобрел иную, уже не чисто политическую направленность.

Два полюса русского декаданса

Слово декаданс оказалось удобным термином для советской критики и надолго закрепилось за символизмом и "модернистским" искусством начала века. В 90-х годах XX века слово "декаданс" сменяется на "ренессанс", а былые "декаденты" превращаются чуть ли не в апостолов нравственности и культуры.

Реклама

Социальные группы

Календарь событий

1722 – Указ Петра I, запрещающий сборы на построение храмов и нужды церкви.

1762 – Императором Петром III подписан манифест об уничтожении Тайной канцелярии.

1868 – Д.И. Менделеев представляет Российскому химическому обществу первую версию Периодической таблицы.

1917 – Манифест о восстановлении автономии Финляндии.

1918 – Центральная Рада провозгласила административную реформу Украины, поделив ее на 32 земли.

1919 – Принята первая конституция Украины.

1935 – В Эстонии, после государственного переворота К. Пятса и генерала Й. Лайдонера запрещены все политические партии.

1967 – Дочь И.В. Сталина С.И. Аллилуева попросила политического убежища в посольстве США в Дели.

1970 – Установлены дипломатические отношения между СССР и Республикой Ботсваной.

1975 – Состоялся первый полет ближнемагистрального пассажирского самолета Як-42.

1990 – Съезд народных депутатов СССР признал существование всех форм собственности. Земля по-прежнему не признана частной собственностью.

2008 – МИД РФ сняло запрет на торгово-экономические и транспортные связи c тогда еще непризнанной республики Абхазия, установленный в 1996 году.

Основные тенденции в культуре России XVIII–XIX веков

Культура России XVIII века

В Россию Возрождение проникло уже ближе к концу XVII. Считается, что начало русского Возрождения находится в Украине и Беларуси, где деятели культуры были куда больше подвержены западному влиянию. Таким образом, Россия тогда лишь попала под единый общеевропейский процесс, однако с реформами Петра он проходит куда стремительнее.

Заслуга Петра Великого прежде всего в том, что он дал идеям русского ренессанса реализоваться на практике, ведь до этого это движение существовало лишь в узких кругах и только на словах. Впоследствии русский ренессанс породил смену летосчисления от Рождества Христова и изменения в моде и ношении бороды.

Литература, театр и философия России XVIII века

Прежде чем говорить о литературе века XVIII, надо сделать несколько шагов назад и вернуться в век XVII. Как известно, долгое время литературным языком в России был старославянский, однако уже в середине XVII века, начиная с сочинений Аввакума, можно наблюдать оформление русского литературного языка. И в XVIII веке Ломоносов высказал концепцию трёх стилей – низкого, среднего и высокого.

Ещё одна новая тенденция – преобразование народных жанров в авторские. К примеру, народная сатира преобразовалась под пером Фонвизина. В XVIII веке в русском повествовательном жанре появляется сентиментализм.

Как известно, благодаря реформе Петра Великого 1702 года в России впервые появился публичный театр в Москве, а после и в Петербурге, где уже ставили пьесы Сумарокова.

Особое развитие в XVIII получила русская философия. Григорий Саввич Сковорода, бродячий проповедник, уже тогда говорил о том, что Бога нужно искать в себе.

Живопись, скульптура и архитектура России XVIII века

В 1757 году в Санкт-Петербурге создаётся Академия художеств. Именно там развивались классицизм, романтизм и сентиментализм в живописи, скульптуре и архитектуре.

Живописцы, в основном, писали портреты придворных, аристократов, правителей, а также натюрморты и пейзажи. Михаил Шибанов задал первые мотивы работ будущих передвижников.

В XVIII веке во время строительства Петербурга развивается особый архитектурный стиль – петровское барокко. Во второй половине XVIII века в архитектуре стали проявляться классицизм и романтический стиль с элементами готики. Таврический дворец и здание Академии Художеств – примеры классицизма, Гатчинский дворец – пример романтического стиля.

Наука и образование XVIII века

При Петре Великом впервые открыли Морскую академию, навигационную и медицинскую школу, Императорскую Академию наук и многое другое.

В 1755 благодаря Ломоносову при Елизавете Петровне открывается Московский государственный университет.

Самые главные деятели культуры России XVIII века в таблице

Василий Тредиаковский (1703–1769)

Филолог, поэт, переводчик

Разделил нормы литературного русского на три вида.

Михаил Ломоносов (1711–1765)

Учёный, писатель, поэт, энциклопедист

Денис Фонвизин (1745–1792)

Начал авторскую сатиру.

Николай Карамзин (1766–1826)

Заложил основу для творчества будущих передвижников.

Этьен Фальконе (1716–1791)

Франческо Растрелли (1700–1771)

Постройка Зимнего дворца и Смольного собора.

Культура России XIX века

XIX век России – век историзма, когда Россия и русские начали оценивать свою культуру и самих себя, как великий народ. Главными предпосылками образования такой культурной вершины является прежде всего духовный синтез православных, византийский норм и правил с восточными традициями и западным влиянием.

Литература, театр и философия XIX века

Русская литература XIX не может обойтись без Александра Сергеевича Пушкина. Его творчество можно назвать классической литературой, идеалом национальной культуры. Гармония и соразмерность – вот те меры, которые задал Пушкин своим творчеством и которыми измеряли тогда всю литературу.

Нельзя не обратить внимание на то, что русская философия чаще всего заложена не в трактатах и научных трудах, а в художественной литературе. До середины XVIII русская философия основывалась на православии и целостности, пока не произошел раскол на западников и славянофилов.

А во время философских споров театр содрогнулся от комедий. Благодаря Гоголю, Островскому и Грибоедову на сценах русского театра появился реализм.

Живопись, скульптура и архитектура XIX века

XIX век в истории русского искусства знаменит художниками-передвижниками. Их произведения тесно переплетались с русской литературой, направлений живописи было три: реализм, романтизм и классицизм.

В архитектуре XIX начал развиваться ампир. Примером такого стиля является Триумфальная арка на Петергофской дороге Захарова.

Московский ампир развивался отдельно. Разрушенный Храм Христа Спасителя являлся творением Витберга и примером московского ампира.

Наука и образование XIX века

Самые главные деятели культуры XIX в таблице

Александр Пушкин (1799–1837)

Усовершенствование литературного языка, начало русской классической литературы.

Михаил Лермонтов (1814–1841)

Продолжение байронизма и романтизма в литературе.

Николай Гоголь (1809–1852)

Начало реализма в русской литературе.

Илья Репин (1844–1930)

Основатель русского реализма в живописи.

Виктор Васнецов (1848–1926)

Продвигал историческую и фольклорную живопись.

Дмитрий Менделеев (1834–1907)

Создал периодическую таблицу химических элементов.

Николай Лобачевский (1792–1856)

Являлся одним из создателей неевклидовой геометрии.

Карл Росси (1775–1849)

Построил Екатерининскую церковь, Павловский дворец.

Историческое значение развития культуры XVIII-XIX веков

Русская культура начиная с конца XVIII века претерпела существенные изменения. Заложенная ранее византийская и христианская подпитка совместно с восточными традициями при смешении с западным общеевропейским развитием дал мощный заряд всей будущей культуре России. В самый пик своего развития она породила таких людей, которых сейчас знают почти везде.

Вывод

Культура России XVIII-XIX пройдя общеевропейский путь культурного развития в XVIII, вполне себе типичный для остальных стран, благодаря тесной связи с Востоком, наследованию византийской и античной культуры породила самобытный феномен, который пусть не выражается в создании особых жанров, но отчётливо виден и в уже существующих направлениях.

 Культура России 21 века кратко

Культура России 21 века кратко
Русская литература 21 века представлена многими современными жанрами, но самую большую популярность получила детективная литература. В этом жанре работают Борис Акунин, Александра Маринина. Очень популярны в начале 21 века были писательницы Татьяна Толстая и Людмила Улицкая.
В последние годы успешно развивается отечественный кинематограф, стала постепенно восстанавливаться система кинопроката. В крупных городах были открыты современные кинозалы.
Самым популярным видом искусства стала массовая культура.

Читайте также: