Культура и природа кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Культура выступает своеобразным посредником между природой, с одной стороны, и обществом с другой. Влияние общества на природу, равно как и влияние природной среды на общество, опосредуется культурой.
Природа и культура неразрывны. Они связаны генетически, ибо человек – высший цвет развития природы, а культура – величайшее из творений человека

Главная функция культуры – сохранять и воспроизводить совокупный духовный опыт человечества, передавать его из поколения в поколение и обогащать его. Культура превратилась в сложное по деятельности, многообразное по формам духовное образование. Сюда входят: нравственность, религия, искусство, наука, философия и идеология, политика, миф, мировоззрение и т.д. Каждый из таких институтов обладает специфической системой методов, особым типом ценностей и особыми культурогенными функциями.

Культура выполняет целеполагающую функцию , она типизирует цели, разрабатывает их содержание и делает достоянием общества. Следующая функция культуры – познавательная в широком смысле слова. Культура осуществляет различные формы познавательной деятельности. Основным результатом познавательного отношения к миру в культуре является установление смысла и значения явлений природы, являющихся объектом природы.

Смыслообразующая функция культуры осуществляется с помощью различных творческих приемов, особых для каждого вида духовной деятельности, языков и знаков, специфического набора символов и образов, понятий и идей. Культура обеспечивает взаимодействие людей через ценности, интегрирует общество, поддерживает и развивает его целостность. Рекреативная функция культуры, которая проявляется в создании способов и учреждений, где человек получает возможность восстанавливать свои духовные силы, обновлять и приводить в норму свой духовный потенциал, проводить своеобразную профилактику своего духовного состояния, то,

Природа – это среда инстинктивного обитания человека, а вне этого человек не способен существовать как биологический вид.

Но наряду с этим, не менее существенной и реальной средой обитания человека является культура, которая создает надинстинктивную систему поведения, поведения сознательного, но от этого не менее необходимого.

Вопрос о взаимосвязи культуры и природы имеет немаловажный аспект - как с развитием культуры расширяется сфера человеческой свободы. Свобода по своей сути означает способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

Развитие культуры в контексте взаимодействия человека и природы означает углубление единства между ними. Культурный прогресс приводит к увеличению степени свободы человеческого бытия. Но рост степени свободы ведет к неустойчивому балансу между силами природы и человеческими возможностями, нарушению экологического равновесия. Эти нарушения связаны, прежде всего, со стремительным ростом производительных сил и качественными преобразованиями в технологическом способе производства.

Подведём итог:

Человеческая сущность предметов природы, явлений и процессов проявляется в том, что они во взаимодействии с человеком обретают человеческие, культурные определения. Тем самым человек творит мир человеческой культуры.

С развитием культуры расширяется сфера человеческой свободы.

Человек достигает ее в процессе преобразования природы в соответствии со своими целями, но подчиняясь ее законам. Таким образом, культурный прогресс приводит к увеличению степени свободы человеческого бытия.

Рост и развитие культуры сопровождается тем, что исчезает и уменьшается органичность единства человека и природы. Природа – это среда обитания человека, вне которой человек не способен существовать как биологический вид, но наряду с этим, не менее существенной и реальной средой обитания человека является и культура.

Древний Рим ‒ античное государство, которое просуществовало 12 веков и оставило огромное культурное наследие. С Римом связан расцвет и завершение античного периода. Пройдя путь от небольшого города до огромной империи, Рим смог стать колыбелью современной европейской цивилизации.

Начать разговор о культуре Древнего Рима мне хотелось бы с его мифологии, так как она, на мой взгляд, дает нам наиболее четкое представление о духовном мире человека того времени.

На начальном этапе верования римлян выражались в соблюдении традиций и обрядов. В легендах и сказания навеки закреплен обряд основания Рима. Позднее традиционные верования заменяет древнейшая римская религия.

В древнейшей римской религии отразилась простота трудолюбивых земледельцев и пастухов, целиком поглощенных повседневными делами своей скромной жизни.

По убеждению римлянина, человеческая жизнь во всех, даже в самых мельчайших, проявлениях подчинялась власти и находилась под опекой различных богов, так что человек на каждом шагу зависел от какой-либо высшей силы. Наряду с такими богами, как Юпитер и Марс, могущество которых все более возрастало, существовало неисчислимое множество менее значительных богов, духов, опекающих различные действия в жизни и хозяйстве. Их влияние касалось лишь определенных моментов в обработке земли, росте злаков, выращивании скота, бортничестве и жизни человека. .

Римские боги не спускались на землю и не показывались людям так охотно, как греческие. Они держались вдали от человека и даже если хотели его о чем-то предостеречь, никогда не являлись непосредственно. Между богом и человеком никогда не доходило до близости.

В древнейшем Риме все знания о богах сводились в сущности к тому, как их следует почитать и в какую минуту просить у них помощи. Обстоятельно и точно разработанная система жертвоприношений и обрядов составляла всю религиозную жизнь римлян.

Архитектура

Градостроительство и архитектура республиканской эпохи проходят в своем развитии три этапа. На первом - город застраивается хаотично; преобладают примитивные жилища из сырца и дерева; монументальное строительство ограничивается возведением храмов ( прямоугольный храм Юпитера Капитолийского, круглый храм Весты ).

На втором этапе город начинает благоустраиваться (мощеные улицы, канализация, водопроводы). Основным типом сооружений становятся инженерные военные и гражданские постройки - оборонительные стены (стена Сервия IV в. до н.э.), дороги (Аппиева дорога 312 до н.э.), грандиозные акведуки, подающие воду на десятки километров (акведук Аппия Клавдия 311 до н.э.), сточные каналы (клоака Максима). Ощущается сильное этрусское влияние (тип храма, арка, свод).

На третьем этапе появляются элементы городского планирования: деление на кварталы, оформление центра города (Форума), устройство парковых зон на окраинах. Используется новый строительный материал - водоупорный и прочный римский бетон (из щебня, вулканического песка и известкового раствора), который делает возможным сооружение сводчатых перекрытий в больших помещениях.

Скульптура

Римская монументальная скульптура не получила такого развития, как греческая; она не ориентировалась на изображение физически и духовно совершенного человека; ее героем был римский государственный муж, облаченный в тогу. В пластическом искусстве доминировал скульптурный портрет, исторически связанный с обычаем снимать с умершего восковую маску и хранить ее вместе с фигурками домашних богов.

Живопись

В живописи (стенной) господствовали два стиля: первый помпейский (инкрустационный), когда художник имитировал кладку стены из цветного мрамора (Дом Фавна в Помпеях), и второй помпейский (архитектурный), когда он своим рисунком (колонны, карнизы, портики, беседки) создавал иллюзию расширения пространства помещения (Вилла мистерий в Помпеях); важную роль здесь играло и изображение ландшафта, лишенное той замкнутости и ограниченности, которые были свойственны древнегреческим пейзажам.

Литература

История римской литературы V-I вв. до н.э. распадается на два периода. До середины III в. до н.э., безусловно, доминировала устная народная словесность: заговоры и заклинания, трудовые и бытовые (свадебные, застольные, погребальные) песни, религиозные гимны (гимн Арвальских братьев), фесценнины (песни шуточного и пародийного характера), сатуры (импровизированные сценки, прообраз народной драмы), ателланы (сатирические фарсы с постоянными персонажами-масками: дурак-обжора, дурак-хвастун, старик-скряга, псевдоученый-шарлатан).

Рождение письменной литературы связано с возникновением латинского алфавита, ведущего свое происхождение либо от этрусского, либо от западногреческого; он насчитывал двадцать один знак.

С середины III в. до н.э. римская литература стала испытывать сильное влияние греческой.

Драматургия и театр

Рождение основных жанров римской литературы было связано с подражанием греческим и эллинистическим образцам. Произведения первого римского драматурга Ливия Андроника представляли собой переделку греческих трагедий V в. до н.э., как и большинство сочинений его последователей Гнея Невия и Квинта Энния. В то же время Гнею Невию принадлежит заслуга создания римской национальной драмы - претексты (Ромул, Кластидия); его дело продолжили Энний (Похищение сабинянок) и Акций, полностью отказавшийся от мифологических сюжетов (Брут).

Андроник и Невий считаются также первыми римскими комедиографами, создавшими жанр паллеаты (латинская комедия на греческий сюжет).

Во второй половине II в. до н.э. родилась римская национальная комедия (тогата); у ее истоков стоял Афраний; в первой половине I в. до н.э. в этом жанре творили Титиний и Атта; они изображали жизнь низов и высмеивали падение нравов.

Поэзия

Под влиянием Гомера во второй половине III вв. до н.э. развивается поэзия - появляются первые римские эпические поэмы, повествующие об истории Рима от его основания до конца III в. до н.э., - Пуническая война Невия и Анналы Энния. В I в. до н.э. Лукреций Кар создает философскую поэму о природе вещей, в которой излагает и развивает атомистическую концепцию Эпикура.

В начале I в. до н.э. возникла римская лирическая поэзия, на которую большое воздействие оказала александрийская поэтическая школа.

Ораторское искусство

I в. до н.э. является золотым веком римской ораторской прозы, развивавшейся в рамках двух направлений - азианского (цветистый слог, изобилие афоризмов, метрическая организация периодов) и аттического (сжатый и простой язык); к первому принадлежал Гортензий Гортал, ко второму - Юлий Цезарь, Лициний Кальв и Марк Юний Брут. Своего пика она достигла в судебных и политических речах Цицерона, который оригинально сочетал азианскую и аттическую манеры; Цицерон также внес значительный вклад в разработку теории римского красноречия.

Культура и природа

Культура – это вторая природа, результат человеческой деятельности, и поэтому культура очень часто противопоставляется природе. Но культура и природа тесно взаимосвязаны между собой. Природа – это необходимое условие возникновения и существования культуры. Культура – это посредник между человеком и природой, результат их взаимодействия. Между природой и человеческим обществом происходит обмен веществом и энергией. Есть две формы этого обмена:

  • непосредственное присвоение человеком объектов природы;
  • опосредованное человеческой деятельностью присвоение объектов природы.

Маркс и Энгельс выделили в истории человечества два этапа по характеру взаимодействия человека и природы:

  • присваивающий тип хозяйства, основанный на естественных орудиях труда;
  • производящий, основанный на орудиях труда, созданных цивилизацией.

Современный этап характеризуется огромным расширением масштабов взаимодействия человека с природой, что связано с НТР.

Влияние природы на культуру

Воздействие природы на культуры было и будет всегда, поскольку человек – это часть природы, деятельность которого направлена на удовлетворение физиологических и биологических потребностей.

Природа влияет на материальную культуру:

  • состояние флоры и фауны влияет на тип присвоения хозяйства;
  • состояние природных ресурсов определяет характер орудий труда;
  • полезные ископаемые и энергетические ресурсы определяют развитие общества;
  • климат определяет тип одежды, транспорта, жилища.

Природа влияет на духовную культуру, так как она определяет обычаи и обряды народа, традиции, менталитет.

Природа влияет на художественную культуру, так она дает материал для творчества, определяет образы, сюжеты, темы произведений.

Влияние культуры на природу

Влияние культуры на природу огромно. Результатом этого влияния является культурный ландшафт, т.е. преобразованная человеком природа. Выделяются два вида культурного ландшафта:

  • Агросфера – совокупность природных объектов, созданных самим человеком (сады, огороды, пастбища).
  • Техносфера – совокупность материальных объектов, внесенных человеком в природу (железные дороги, шоссе, мосты).

Причины образования ноосферы:

  • экспансия разума во все уголки вселенной; – объединение человечества; – развитие науки.

Экологический кризис

Сегодня взаимоотношение культуры и природы приобретает конфликтный характер. С точки зрения философов, причиной экологического кризиса стали культурные причины. Такой причиной считается установка на антропологическую исключительность человека, основными постулатами которой являются:

Культура и природа

В проблеме соотношения культуры и природы существует две точки зрения. Согласно первой человек не зависит от природы, состоит в натуральной связи с ней. Согласно другому подходу культура – это природа, осваиваемая человеком.

Взаимосвязь культуры и природы

Культура не устраняет значение природы для человека, не ликвидирует его отношение к ней, а сама выступает как специфическая для человека форма его связи с природой. Культура проявляется, прежде всего, в человеческом отношении к природе, возникающем в ходе истории.

Природа представляет собой исходный пункт человеческого развития. Предшествуя культуре во времени, она тем самым является постоянным и необходимым условием существования культуры. Природа является исторически самым ранним объектом культуропреобразующего воздействия, и не только как окружающий мир, но и как природная сущность самого человека.

Таким образом, человека можно рассматривать и как продукт самой природы — биологической эволюции, и как продукт культурной эволюции, причем в большей степени, чем первой. Разум — вот то эволюционное достижение, которое дает человеку коренное преимущество перед другими животными. Человек выступает единственным носителем сознания, который достиг уровня мысли.

Эволюция взглядов на проблему взаимосвязи природы и культуры

Процесс перехода от биологических закономерностей развития человека к культурным длился около 1,5 млн. лет и завершился появлением Homo sapiens – человека современного (35-40 тыс. лет назад). Начался процесс производственной деятельности по изготовлению искусственных орудий труда, передача необходимой для выживания информации, использование языка как способа негенетического кодирования этой информации и общения. Осваивались социальные отношения в организации существования человека, т. е. человек включился в новую стадию эволюции. Движущими силами этой эволюции стали коллективные творческие возможности человека, которые существуют и развиваются посредством культуры.

В сознании первобытного общества существовал неразрывный образ человека и природы. Процесс развития рационального мышления и выделения человека из природы долго не получал завершения в культурах Индии, Китая, Японии и других стран. Природа считалась одухотворенной.

В системе античного мышления природа представлялась как подвижное, изменяющееся целое, и человек при этом не противопоставлялся природе, а мыслился как одна из ее частей. Впервые проблема гармонии человека с природой как идеал достойного человеческого существования была поставлена античной натурфилософией.

В средневековье природа рассматривалась как нечто сотворенное богом и более низкое, чем сам человек, так как он в процессе творения был наделен божественным началом – душой. Кроме того, природа считалась и источником зла, которое человек пытался преодолеть или подчинить, при этом существовала борьба божественного начала – души с греховным природным началом – телом.

Однако природа мыслилась и как божественное творение, в котором сокрыто рациональное начало, что позволяло истолковывать познание природы как попытку раскрыть заключенный в ней божественный план. Такое понимание являлось предпосылкой для возникновения науки о природе – естествознания.

Антропоцентризм эпохи Возрождения поспособствовал выделению мира культуры из мира природы, которая рассматривалась как убежище от развращенной и порочной цивилизации, а переход человека от природного состояния к социальному является источником всех несчастий.

  • создание для людей материальных средств жизни;
  • воспроизводство самого человека, в том числе и как социального субъекта;
  • формирование общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности.

Вернадский был создателем учения антропокосмизма. В нем сущность природы (понимаемая как космическая) и деятельность человека в результате взаимодействия должны слиться в единую систему.

Глобальные проблемы человечества

В XX в. резко возросла эксплуатация природных ресурсов, что неминуемо привело к изменению природного баланса и мощному загрязнению окружающей среды. Мир сотрясают природные и транспортные катастрофы, непрерывные выбросы вредных веществ в окружающую среду. Это приводит к ухудшению ландшафта и структуры почв планеты, исчезновению многих видов растений и животных, разрушает и генофонд самого человека.

К глобальным проблемам относятся: продовольственная, энергетическая, ресурсная. По сути своей, они являются компонентами или последствиями экологической и демографической проблем.

Для преодоления всего комплекса ситуаций, связанных с действием глобальных проблем, необходимо изменить мировосприятие людей, воспитать homo globulis — человека всемирного. Этот человек должен придерживаться следующих принципов:

  • достижения союза всех сил на планете;
  • умеренности в потреблении материальных благ при безграничном росте потребностей;
  • установления теснейшего межчеловеческого общения.

1.Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск: Элтон-2, 2008. – 296 с.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Существует множество смысловых поворотов в определении природы. Сегодня настала пора принять ее онтологически, т.е. такой, какой она есть на самом деле. Для этого нет необходимости соотносить ее с тем или иным смыслом человеческого существования, брать ее в той или иной познавательной ипостаси, давать ей какую-то нравственную или иную оценку, нужно зафиксировать единство ее бытия в пространственно-временной бесконечности. Примерно в этом философском плане звучит четверостишие Ф. И. Тютчева:

Природа — сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека,

Что может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней 1 .

Положение культуры в космическом бытии определяется, как мы видели, характером мировой субстанции – материи. Если развитие материи полагает себя как единый, закономерный мировой процесс, то культура бытийствует как процесс и результат отношения социальной формы материи к природе как совокупности физической, химической, биологической и других возможных форм материи. Однако исторически сложилось так, что непосредственной сферой бытия культуры стало взаимодействие социальной и биологической форм.

Принадлежность вещи к биологической форме материи выражается и в наличии экологической ниши у всякого вида растений, животных. В этом отношении человек, будучи частью природы телесно, коренным образом отличается и от живой природы. Человек не только всеяден, вездесущ, всеведущ в земном масштабе, но и свободен, осознавая и практически подчиняя своей воле все природные необходимости. И поскольку жизненная свобода человека не ограничена ни временем, ни пространством, постольку он (как человечество) может свободно определять свое место в космической бесконечности и вечности. В этом отношении наиболее эвристичны соображения русских космистов.

История культуры в одном отношении существенно отличается от истории природы: последняя никем не создана, самодостаточна и бесконечна, а история культуры производна от бытия человечества, а значит, конечна в пределах человеческого бытия. Временное отличие культуры от природы настолько очевидно, что с этого отличия разум начинает постижение человеческой природы, которая как бы посредничает между бытием природным и бытием культурным. Указанное отличие эвристично и в другом отношении. Дело в том, что для постижения возможностей культуры целесообразно рассмотреть как бы параллельное развитие творца культуры и объекта его внешнего творения. Иначе говоря, для сравнительного анализа культуры и природы полезно сопоставить эволюцию человеческого сообщества и эволюцию природной основы человеческого бытия.

Таким образом, с появлением человека общественного самоорганизация живого мира протекает уже в контексте памяти как культурного феномена: генетическая память  обучение  нравственность 10 . Культура как совокупность интенсивных и организованных способов деятельности, а также совокупность сотворенных интеллектом предметных средств этой деятельности вступает в дело и. выворачивает процесс коэволюции наизнанку.

Особо следует указать на характер пребывания человеческого индивида в сфере культуры, которую не стоит отождествлять с общественной жизнью. Источником развития человека-творца культуры выступает культивирование его способностей под контролем мышления, тогда как источником развития личности-артефакта является культивирование ее потребностей в сфере эмоционально-практической, при доминировании бессознательного (квазиприродного) начала. Отсюда различия в отношении человеческого индивида к предметному бытию культуры: творческая личность устремлена к духовно-практическому освоению мира природного и общественного, тогда как сотворенная наличной культурой личность устремлена к практически-утилитарному приспособлению в общественной жизни.

Культура оказывает возрастающее влияние 14 на формирование ноосферы, что связано в первую очередь с развитием науки как духовной основы рационального освоения природы. Культура адаптирует применение научных знаний и методов к совершенствованию всех процессов человеческого освоения природы, чем утверждает свое бытие как меры развития человека. Можно указать несколько направлений такого стимулирующего воздействия культуры на жизненные процессы человечества.

Во-вторых, такое направление культурного отношения к природе, как медицинское. Это отношение обнаруживается в развитии гигиены человеческого тела и обеспечивающих ее условий жизни, в естественной реконструкции разрушенных органов этого тела и его жизненных процессов. Особенно ярко эта тенденция должна быть выражена в спорте, где до сих пор человеческое тело рассматривается как машина для постановки рекордов. Технология физической культуры должна быть подчинена только цели укрепления здоровья человека, ибо все другие цели безнравственны с точки зрения бытия человеческой природы.

В-третьих, экологическое направление в организации и управлении производственными процессами. Взаимодействие экономических и экологических характеристик производства материальной жизни возможно лишь тогда, когда они устремлены к единой цели — превратить всякий производственный процесс в органичный фрагмент жизни природы. Преодоление отчужденности трудового процесса от естественной эволюции — свидетельство культуры производственной экологии.

В-четвертых, следует указать на содержание демэкологической культуры. Дело в том, что экологический императив применительно к движению народонаселения выражается не только в количественной пропорциональности массива людей и фонда природных ресурсов, но и в качестве отношения человеческой массы к природной основе своего существования. Культурной мерой бытия народонаселения может служить глубина освоения природы в ареале его обитания: темп и качество прироста населения должны соответствовать мере технологического, экономического освоения вещественно энергетических сил конкретного региона планеты. Культура развития народонаселения есть существенная сторона культурного отношения к человеку как части природы.

В-шестых, качество управляющей (политической) деятельности общественного организма. В известной мере можно полагать, что культура управления социальными процессами выступает как важный фактор рационализации природопользования. Искусство гармонизирующего воздействия политики на общественные порядки является необходимым моментом оптимизации как производственного, так и потребительского отношения общества к природе. Общественный разум способен посредством научной идеологии направлять действия публичной власти на экологизацию всего образа жизни, т.е. к установлению достойного партнерства во взаимоотношениях общества с природой 16 . В XXI в. политическая культура должна быть тесно связана с экологической культурой.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода.

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Бытие культуры во всех ее ипостасях развивается по мере развития культуры человеческого и природного бытия. В своей целостности культура есть способ бытия универсального человека.

Читайте также: