Культура и повседневная жизнь народов россии в 16 веке кратко таблица

Обновлено: 05.07.2024

В 16 веке большая часть населения России относилась к закрепощённым крестьянам, а форма государственного правления больше походила на абсолютную монархию. В связи с этим большая часть населения проживала в деревянных домах. Каменные сооружения мог себе позволить только, пожалуй, царь и его ближайшее окружение. Население было верующим в Бога, соблюдали все 4 поста в год. В семье главным всегда был мужчина. За непослушание к жене и детям могли применяться телесные наказания, это было нормой не только у крестьян, но и у бояр. В брак молодые люди вступали преимущественно по воле родителей. Огромное внимание уделялось Православным Храмам и церквям, именно в этот период был построен легендарный Собор Василия Блаженного на Красной Площади в Москве. Питались люди русской народной кухней - каши, блины, кисель, мясо, рыба, овощные соления, мёд, ягоды, квас, пиво.

Грамотность русского населения составляла примерно 15%, более образованными были дети крестьян, нежели городских жителей. Обучение осуществлялось в церквях и частных школах, главной наукой считалась церковная грамота. В литературе зарождалась публицистика, как отдельный жанр, хоть и между строк, но писатели начинали выражать своё мнение о государственом строе России.

В XVI-XVII вв. начинается обмирщение культуры, усиление в ней светского направления при сохранении сильных позиций Церкви. Развитие культуры народов России XVI-XVII века:

Литература

Образование

Первую русскую Грамматику составил выходец из греческих земель Максим Грек. В 1687 г. — Букварь (автор В.Ф. Бурцов-Протопопов). В 1687 г. братья, греки по происхождению Иоанникий и Софроний Лихуды основали первое высшее общеобразовательное заведение — Славяно-греко-латинскую академию. .

Архитектура

В ознаменование взятия Казани был построен Покровский собор, что на рву (Храм Василия Блаженного) (1555— 1561, зодчие Барма и Постник). В XVII в. в архитектуре утвердился московский шатровый стиль, который получил яркое воплощение в церкви Вознесения в Коломенском под Москвой (1532). Позже формируется стиль нарышкинского (московского) барокко — церковь Покрова в Филях (1693)

Развитие культуры XVI-XVII

Живопись

В конце XV в. крупнейшим представителем московской школы иконописи был Дионисий (Похвала Богородице). В XVII в. в русской живописи появляется портрет (парсуна), родоначальником которого стал Симон Ушаков, иконописец и гравер. В XVII в. при дворе Алексея Михайловича появляется первый придворный театр.

Первооткрыватели

Василий Бугор исследовал бассейны рек Ангара, Илим, Лена (1628). Петр Бекетов, енисейский казачий сотник основал Ленский острог (Якутск), ставший основной базой дальнейшего освоения Восточной Сибири (1632). С.И. Дежнев открыл пролив между Азией и Америкой (1648). В.Д. Поярков исследовал путь от Амура до Охотского моря (1643-1646). Е.П. Хабаров закрепил за Россией Приамурье (1649-1653). В.В. Атласов — освоение Камчатки (1697-1701).

Культура России в 16 веке развивалась во всех направлениях: активно шел процесс строительства, совершенствовалась деятельность живописцев и писателей, архитектура начинала приобретать индивидуальный характер, а также появились стилевые особенности.

Культура России очень зависела от религиозных мировоззрений, но уже стали появляться моменты, характерные эпохе Просвещения.

Особенности развития культуры России в 16 веке

На культуру России рассматриваемого периода истории оказали влияние исторические события: объединение русских земель в единое государство, изгнание орды и выделение русской народности в отдельное единство.

Культура в России 16 века

Изобразительное искусство

Живопись этого периода в основном была направлена на написание икон. Теперь их характерные черты приносили умиротворение, спокойствие и исцеление душевных ран.

По канону Андрея Рублева, определенного Стоглавым собором, иконы больше не носили устрашающего характера.

Благословенно воинство Небесного Царя

Понемногу живописцы стали писать портреты и картины, отражающие повседневную светскую жизнь, нравы и быт народа. Золотая палата в Москве была украшена картинами на тему исторических событий на Руси. Так начинало проявляться влияние западной культуры.

Архитектура

Архитектурные сооружения XVI века в большинстве были церковного зодчества. Для построек использовалось дерево, реже камень. Проводились работы по восстановлению разрушенных крепостей и укреплений, строились кремли.

Древняя Москва

К выдающимся архитектурным сооружениям того времени относятся церковь Вознесения и храм Василия Блаженного. Постройки возводились преимущественно в шатровом стиле. В Смоленске построили самую мощную крепость, а в Москве Белый город окружили стенами и башнями.

Книгопечатание

16 век ознаменовался возникновением печатной машины. Это одно из самых ярких достижений того времени.

Первая печатная книга

Типографию открыли в 1553 году на Никольской улице.

Первая печатная книга - одна из частей Библии. Напечатана она была в самом лучшем виде, ее создатель славился своими навыками типографа, редактора и переводчика, выполняя профессионально подстрочный и художественный перевод. Вскоре Федоров отпечатал первый букварь.

Также открылась типография в Александровской слободе.

Тем не менее, рукописные книги не утратили актуальность, их выпускалось довольно много. Отдельные из них имели ручные миниатюры талантливых деятелей искусства.

Летописание

Летописец начала царства

Первая описывает начальный период властвования Ивана Грозного, а вторая включает портреты и рассказы о царствовании русских князей и митрополитов. В книге ярко отражается мысль о единстве и нерушимости союза церкви и царя.

В середине 16 века произошло значимое событие - летописцы собрали Никоновскую летопись, содержащую огромное количество миниатюр. Один из списков включал примерно 16 тысяч иллюстраций.

Литература

Литература 16 века позволяет сделать вывод о преобразовании народа всех слоев, их мыслей и идей. Начинают выпускать книги художественного жанра с интересными сюжетами.

Литература России 16 века

Самодержавная власть также четко обосновывалась в учениях и сочинениях. Творцы пытались показать силу православного царства и России как единственного православного царства в мире.

Музыкальная культура

Понемногу стали совершенствоваться певческие азбуки, появившиеся в 15 веке. Распевщики начали активно сочинять новые мелодии для церковного пения.

Церковный хор

Появилось многоголосие - пение несколькими голосами. Практиковалось двух- или трехголосное пение.

В фольклоре начинают появляться песни, посвященные историческим событиям.

Заключение

Кратко охарактеризовать Русь 16 века можно так: это государство, начавшее активное развитие во всех сферах деятельности. Отличие культуры 16 века от предыдущих периодов связано с изгнанием Ордынского ханства и установлением самодержавия. Оно своим стремлением утвердиться подтолкнуло к созданию новых памятников культуры.

Возникали чудесные храмы, писались книги и иконы, развивалась наука и совершенствовалось образование.

Современные граждане должны знать историю своей страны. Этому предмету уделяется большое внимание в системе образования. Школьники начинают изучение истории, начиная с 5 класса. Для удобного восприятия и запоминания исторических дат, информацию можно представить в виде таблицы.


Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи: познакомить с особенностями развития куль­туры народов России XVI в., достижениями в духовной и матери­альной жизни; характеризовать факторы, влияющие на развитие культуры в XVI в.

Урок. Культура и повседневная жизнь
народов России XVI в.

Цели и задачи: познакомить с особенностями развития куль­туры народов России XVI в., достижениями в духовной и матери­альной жизни; характеризовать факторы, влияющие на развитие культуры в XVI в.

Планируемые результаты: предметные: давать определения понятий: публицистика, регалии, шатровый стиль, энциклопедия, эпос, юродивый, применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия особен­ностей развития российской культуры в XVI в.; на­зывать литературные произведения и памятники культуры XVI в.; метапредметные УУД— I) коммуникативные: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регуля­тивные: осуществлять рефлексию своей деятельности; 3) по­знавательные: работать с разными источниками информации; личностные УУД: формировать и развивать познава­тельный интерес к изучению духовной и материальной культуры России;

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для ра­боты в группах.

Тип урока: урок рефлексии.

1.Организационный момент

2.Мотивационно-целевой этап

Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, обра­зование, развитие, почитание) - это исторически определенный уровень развития человечества. Культура выражается в создаваемых людьми духовных и мате­риальных ценностях.

План урока

Особенности развития культуры России в XVI в,

Летописание. Исторические произведения.

Публицистика. Светская литература.

Религиозные праздники и повседневный быт.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

Проблемный вопрос

Почему формирование единого государства повлияло на развитие культуры?

Работа по теме урока

1.Особенности развития культуры России в XVI в.

- Под влиянием каких факторов могла сформироваться куль­тура России в XVI в.? с.101 учебника

(Ученики высказывают предположения, учитель фиксирует ключевые моменты и помогает ученикам составить перечень.)

Запись в тетради

Факторы, повлиявшие на особенности развития культуры России в XVI в.:

1)создание единого многонационального государства;

2)культурные достижения всех народов, вошедших в состав России;

3)развитие культурных контактов со странами Европы и Азии; Особенно успешно они разви­вались с Италией. В Россию приезжали рабо­тать выдающиеся итальянские зодчие и другие мастера, оставившие глубокий след в развитии русской культуры.

4)влияние Русской православной церкви.

Стоглавый собор в 1551 г. утвердил образцы, которым надлежало следовать в искусстве. В живописи та­ким образцом служило творчество выдающегося русского иконописца Андрея Рублёва. В зодчестве за образец выдвигался Успенский собор Московского Кремля, в литературе — сочинения митрополита Макария и его кружка.

2.Просвещение

Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир ду­ховной и повседневной культуры народов России XVI в. Я буду выступать в роли экскурсовода, а вы — внимательных слушателей. Чтобы воспользоваться полученными знаниями, вам необходимо в ходе экскурсии делать заметки в тетради. В конце экскурсии мы проверим ваши записи.

В XVI в. происходит распространение грамотности не толь­ко в среде знати и духовенства, но и посадских людей. Об этом свидетельствуют различные вещественные исторические источ­ники: пометки ремесленников на изделиях (например, имена заказчиков на сапогах), цифры на венцах домов (разметка при строительстве), имена владельцев на бочках и других хозяйствен­ных предметах.

Стоглавый собор 1551 г. обсудил вопрос о необходимости борьбы с невежеством и распространения в народе просвещения. Духовенство решило увеличить число школ при монастырях и при церквях.

Широкое хождение имели труды Максима Грека по граммати­ке, которые содержали образцы филологического разбора текста.

С развитием торговли, дипломатических и культурных связей с другими странами появилась потребность в людях, знающих иностранные языки. При Борисе Годунове несколько знатных от­прысков, готовясь к дипломатической карьере, обучались в Лон­доне, Любеке и во Франции.

Однако круг образованных людей в стране был очень мал. Основное население России — крестьяне — не имели ни средств, ни условий для получения образования и расширения своих знаний.

О значительном интересе к религиозной, научной и художе­ственной литературе говорят большие собрания книг на русском, греческом, латинском и других языках, которые хранились в биб­лиотеках светских феодалов и монастырей.

3. Начало книгопечатания

А теперь познакомимся с историей книгопечатания в России.

В Древней Руси книги были рукописными. Использовался дорогой пергамент, а также береста и позднее - бумага. В доку­ментах вырабатывался особый тип письма — скоропись.

После окончания строительства началась организация самой типографии, конструирование и изготовление печатного стан­ка, отливка шрифта и т. п. Иван Федоров делал многочисленные пробы и добился успеха — научился отливать добротные литеры, набирать их и делать оттиски на бумаге. Создавая форму своих печатных букв, он опирался на традиции русской письменности и русской рукописной книги.

В центре Москвы в 1909 г. был установлен памятник русскому первопечатнику.

4. Летописание. Исторические произведения

В XVI в. русское летописание достигло вершины своего разви­тия. Создаются грандиозные летописные своды большого объема и значительного хронологического охвата. Летописное дело находилось под строгим контролем власти. Помимо записи событий по годам, на летописи возлагались задачи доказательства избранности правителей России, общерусского характера московской власти и др. Всё это нашло своё отражение в многотомном Лицевом летописном своде, в котором описываются события всемирной и российской истории от Сотворения мира до середины XVI в. Лицевым он назван потому, что оформлен роскошными миниатюрами — лицами (около 16 тыс.).

5. Публицистика. Светская литература

Познакомимся с публицистикой и светской литературой XVI в.

В основе этого произведения лежали две легенды. Одна из них утверждала, что московские государи ведут своё происхождение от римского императора Августа. В другой рассказывалось, как византийский император Константин Мономах передал киевскому князю Владимиру Всеволодовичу царские регалии, которыми Владимир якобы венчался на царство. Отсюда следовало, что и преемники Владимира Мономаха имели законное право на царский титул. Эти легенды обосновывали право московских великих князей как наследников киевских князей на самодержавную власть.

В XVI в. был написан знаменитый Домострой. Очевидно, оставил или, во всяком случае, отредактировал его Сильвестр. Домострой содержал наставле­ния по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религиозных норм и обрядов. И хотя Сильвестр посвятил этот сборник свое­му сыну Анфиму, прежде всего он адресовал его молодому царю Ивану IV, который только что обзавёлся собственной семьёй и нуждался в наставлени­ях, тем более что рос государь сиротой. Одной из главных идей Домостроя была идея подчинения в государстве царской власти, а в семье её главе.

Первая группа — рекомендации по воспитанию детей.

Вторая группа — отношения детей с родителями.

Третья группа — взаимоотношения мужа и жены.

Четвертая группа - представления о праведной жизни.

фрагмент исторического документа
для первой группы

Как воспитывать своих детей
в поучениях разных и в страхе Божьем

Да пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в доброй науке: учить страху Божию и вежливости, и всякому порядку. А со временем, по де­тям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец - сыновей, а мать - дочерей, кто чего достоин, какие кому Бог способности даст. Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобрав­шись, и поколотить. Наказывай детей в юности - упокоят тебя в старости твоей. Так что если дети, лишенные наставлений отца и матери, в чем согрешат или зло сотворят, то и отцу и матери с детьми их от Бога грех, а от людей укор и насмешка, дому убыток, а себе самим скорбь, от судей же позор и пеня. Если же у богобоязненных родителей, рассудительных и разумных, дети воспитаны в страхе Божьем в добром наставлении, и на­учены всякому знанию и порядку, и ремеслу, и рукоделию, — такие дети вместе с родителями своими Богом будут помилованы, священниками благословлены и добрыми людьми похвалены, а вырастут — добрые люди с радостью и благодарностью женят сыновей своих на их дочерях или, по Божьей милости и подбирая по возрасту, своих дочерей за сыновей их выдадут замуж.

Вопросы по тексту

Какова взаимосвязь между родителями и детьми?

- Что вам кажется справедливым в этом документе?

Фрагмент исторического документа
для второй группы

Как детям почитать и беречь отца и мать
и повиноваться им и утешать их во всем

Вопросы по тексту

Как дети должны относиться к своим родителям?

Как вы относитесь к данным наставлениям?

Представляются ли они вам справедливыми? Ответ аргументируйте.

Фрагмент исторического документа
для третьей группы

Из Похвалы мужьям

Если подарит кому-то Бог жену хорошую — дороже это камня мно­гоценного.

Жена добрая, трудолюбивая, молчаливая — венец своему мужу, если обрел муж такую жену хорошую — только благо выносит из дома своего. Благословен и муж такой жены, и года свои проживут они в добром мире. За жену хорошую мужу хвала и честь. Добрая жена и по смерти спасает мужа своего.

Как мужу воспитывать свою жену.

Следует мужьям воспитывать жен своих с любовью примерным на­ставлением: жены мужей своих вопрошают о всяком порядке, о том, как душу спасти. Богу и мужу угодить и дом свой подобру устроить, и во всем покоряться мужу; а что муж накажет, с любовью и страхом внимать и исполнять по его наставлению и согласно тому, что здесь писано. Да убоится жена мужа своего.

Вопросы по текстам

Согласны ли вы с такой трактовкой?

Какие правила взаимоотношения мужа и жены вам пред­ставляются справедливыми?

С какими правилами вы не согласны? Ответ аргументируйте.

Фрагмент исторического документа
для четвертой группы

О праведной жизни

Благословенным трудом и средствами праведными жить подобает всякому человеку. И видя добрые ваши дела и милосердие и любовь сер­дечную ко всем и таковую праведность, обратит на вас Бог свои милости и преумножит урожай плодам и всякое изобилие. Вот такая — от правед­ных трудов и благих плодов - милостыня приятна Богу, и молитву их Бог услышит, и грехи отпустит, и вечной жизнью наградит.

Люди торговые и мастеровые, и земледельцы тоже пусть праведным только и благословенным торгуют, и производят, и пашут - без покражи, разбоя и грабежа, без поклепов и лжи, клеветы и обманов; пусть торгуют и промышляют нажитым праведными трудами, не ростовщичеством, но благодаря приплоду, труду и всякому урожаю, исполняют дела свои добрые по христианскому закону и по заповедям Господним: угодит в сем мире — вечную жизнь заслужит.

Вопросы по тексту

Что подразумевает автор под праведной жизнью?

Какие доводы приводит?

Согласны ли вы с его выводами? Ответ аргументируйте.

6. Архитектура

Познакомимся с русским зодчеством XVI в.

Объединение русских земель и стабилизация государственной власти привели к массовому строительству городов, крепостей монастырей и храмов. Росло мастерство русских строителей. На строительство Мо­сковского Кремля и храмов собирают лучших мастеров: пскови­чей, тверичей, ростовцев. Они работают здесь рядом с приглашен­ными из Италии инженерами и архитекторами.

Вокруг Кремля появились ремесленные и торговые посады, боярские и купеческие усадьбы. Именно в XVI в. сложилась ха­рактерная для Москвы радиальная застройка. Появился Китай- город, защищавший прилегающие к Красной площади слобо­ды, Белый город (Бульварное кольцо), Земляной город (Садовое кольцо). Изменяется внешний облик Московского Кремля. В 1508 г. Алевиз Фрязин завершил строительство царской усыпальницы — Ар­хангельского собора — и церкви Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот. С тер­ритории Кремля выводятся почти все боярские усадьбы, выселяются ремесленники и торгов­цы. Здесь появляются торговые и дипломати­ческие представительства иностранных госу­дарств, а также официальные государственные учреждения — Печатный и Посольские дворы, строятся здания приказов.

В церковной архитектуре XVI в. преобладал шатровый стиль. Шедевром этого стиля стала церковь Вознесения в Коломенском, построенная в честь рождения Ивана IV.

В честь взятия Казани был сооружен Покровский собор. (Его называют также храмом Василия Блаженного по имени знаменитого юродиво­го, погребённого у его стен.) Этот удивительный по своей красоте храм строили русские мастера Барма и Постник. Идея хра­ма проста: как Москва объединила вокруг себя русские земли, так и огромный центральный шатёр храма объединяет в единое целое красоч­ное разнообразие восьми отдельных его главок.

Он состоит из восьми несимметричных разновеликих столпообраз­ных храмов, окружающих находящуюся в центре церковь Покрова Богородицы с высоким шатром, увенчанным маленькой маков­кой. С этим собором связано несколько легенд. Одна из них гово­рит, что царь, подивившись красоте собора, велел выколоть глаза зодчим, чтобы они не могли больше построить такой же.

А как храм освятили,

В шапке монашьей.

Обошел его царь —

От подвалов и служб
До креста.

И, окинувши взором
Его узорчатые башни,

И спросил благодетель:

«А можете ль сделать пригожей,

И, тряхнув волосами,

И ударились в ноги царю.

И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих,

Чтоб в земле его
Церковь

Стояла одна такова,

Чтобы в суздальских землях
И в землях рязанских
И прочих

Не поставили лучшего храма,

Чем храм Покрова!

Была создана Оружейная палата, где хранилось дорогое ору­жие, золотая и серебряная посуда, царские одежды, царские ре­галии.

7. Изобразительное искусство

Стоглавый собор 155I г. призвал копировать старых визан­тийских живописцев и Андрея Рублева. Церковь и государство жестко контролировали иконопись, поэтому в то время получили распространение ико­нописные подлинники (сборники образцов), в которых устанав­ливалась иконография основных сюжетных композиций, а также отдельных персонажей.

В 1553-1554 гг. было разрешено изображать исторические сюжеты и лица царей и бояр.

Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XV — начала XVI в. был знатный князь, ставший монахом, — Дионисий. Он на­писал часть икон и фресок Успенского собора Московского Кремля. Работы Дионисия отличались утончённым ри­сунком, изысканным и нежным цветом. Они пронизаны настроением торже­ственной праздничности, светлой радо­сти.

8. Музыкальная культура

(Во время рассказа учитель демонстрирует изображения му­зыкальных инструментов.)

В XVI в. происходит окончательное оформление особенностей церковного пения, появляются певческие школы. Как отмечают исследователи, в Москве был создан хор, состоящий из лучших отборных мастеров певческого искусства, которые именовались государевыми певчими дьяками.

Кроме государевых певчих дьяков, существовали еще и патриаршие певчие дьяки. Они участвовали в богослужениях, на кото­рых присутствовал патриарх и царь. Главной особенностью церковной музыки являлась многораспевность.

Самыми популярными струнными инструментами были гус­ли (русский народ),

С развитием отношений с другими странами происходит знакомство с западноевропейской музыкальной культурой. В Россию в начале XVI в. стали проникать и западноевропейские музыкаль­ные инструменты — органы, клавесины, клавикорды.

9. Религиозные праздники и повседневный быт

Среди религиозных праздников одним из самых почитаемых была Пасха. Праздники, как правило, сопровождались общественными пи­рами — братчинами. По празд­никам устраивались уличные представления скоморохов, а также проводились игры и забавы — как военные, так и мирные (напри­мер, взятие снежного города, борьба и кулачный бой, городки, че­харда и т. п.). Любимым развлечением царей и знати была охота.

Власть главы семьи была практически неограниченной. Он распоряжался имущества и судьбами каждого из его членов. Это касалось даже личной жизни детей, которых он мог выдать замуж или женить против воли.

Трудовой день в крестьянских семьях начинался рано. Обя­зательных трапез у простых людей было две - обед и ужин. По­сле обеда следовал длительный отдых, сон (что весьма поражало иностранцев), затем вновь начиналась работа до ужина. Вместе с окончанием светового дня все отходили ко сну.

Основу русского женского костюма по-прежнему составляла длинная рубаха, поверх которой надевали летник с длинными ши­рокими рукавами (эти рукава назывались накапками). В зависи­мости от социального статуса запястья рукавов рубахи и накапки, а также подол летника могли расшиваться как простыми нитя­ми или тесемками, так и золотом, жемчугом. Женский опашень шили, как правило, из сукна красных цветов; рукава были длины до пят, но пониже плеча были проймы, сквозь которые легко про­ходили руки, а остальная часть рукава висела.

В торжественных случаях женщины надевали на себя сверх обыкновенного наряда богатую мантию, называемую подволо­кою. Она делалась из шелковой материи и использовалась лишь боярынями. Из верхней одежды распространены были шубы, которые в зависимости от покроя носили названия однорядок охабней, ферязей.

Замужняя женщина боялась, чтобы кто-либо из членов семей­ства, исключая мужа, увидел ее волосы. Необходимо отметить, что для этого существовало достаточное количество головных уборов: волосники, убрусы, кики, кокошники.

Как женщины, так и девицы носили серьги. Как только де­вочка начинала ходить, мать прокалывала ей уши и втыкала в них серьги или кольца. Самая обычная форма серег была продолго­ватой. Бедные женщины носили серьги медные, более зажиточ­ные — серебряные и позолоченные, богатые — золотые, украшен­ные алмазами и другими камнями. На руках женщины носили зарукавья или браслеты, а на пальцах — перстни и кольца.

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия

Вот и завершилась наша виртуальная экскурсия в мир духов­ной и бытовой культуры XVI в.

Домашнее задание

Как было организовано обучение в школах в XVI в.?

Какие последствия для развития культуры имело начало книгопечатания?

В каком литературном произведении XVI в. русская история рассматривается как часть всемирной?

Назовите главную идею Домостроя. Актуальны ли его идеи в современной жизни?

Как укрепление центральной власти повлияло на развитие в России в XVI в. архитектуры и живописи?

Читайте также: