Культура и искусство бурятии кратко

Обновлено: 30.06.2024

Республика Бурятия по праву считается одним из культурных центров Восточной Сибири. Традиционно высокий уровень отличает культуру республики, представленную пятью театрами, профессиональными союзами писателей, композиторов, художников, архитекторов.

Литература Бурятии

До Октябрьской революции буряты не имели развитой художественной литературы. С середины XVIII в. появляются записи произведений устного народного творчества, хвалебные оды-магталы, стихи, песни и поэмы. Подлинным богатством национальной духовной культуры, оказавшим влияние на формирование бурятской советской литературы, является народнопоэтическое творчество.

В песнях и благопожеланиях, легендах и преданиях, пословицах и поговорках, мифах и сказках, эпических полотнах-улигерах народ выражал свои мысли и чувства, оптимизм и стремление к светлому будущему. Вершина эпического творчества бурят — национальный героический эпос "Гэсэр", насчитывающий десятки тысяч стихотворных строк. Записи устно-поэтических произведений хранятся в рукописных фондах Ленинграда, Москвы, Иркутска, Улан-Удэ. Среди собирателей — М.Н. Хангалов, Ц.Ж. Жамцарано, С.П. Балдаев.

В период революции 1905-1907 под влиянием русской литературы возникла улусная рукописная драматургия. Зачинателями её были учащиеся-буряты Иркутска Д.А. Абашеев, С.П. Балдаев, И.В. Барлуков, И.Г. Салтыков.

В первые годы после Октябрьской революции начинается творческая деятельность основоположника бурятской советской литературы Х.Н. Намсараева (1889-1959). В одноактных пьесах, рассказах, стихах, в поэме "Исповедь старого Гэлэна" (1926) автор разоблачал эксплуататорскую верхушку бурятского общества — нойонов, богачей, чиновников, лам и шаманов, воспевал людей труда. Рассказы Намсараева 1920-х - начала 1930-х построены на основе традиционных мотивов народного творчества. Широко известны его повесть "Цыремпил" (1935), в приподнято романтических тонах изображающая борьбу трудящихся за свободу и счастье, пьеса "Кнут тайши"(1945) и роман "На утренней заре" (1950), вошедшие в золотой фонд бурятской литературы.

В 1922 вышел первый сборник стихов Солбонэ Туя (П.Н. Дамбинов, 1882-1937) "Цветостепь", в котором Октябрьская революция предстаёт как солнце, восходящее над степью, над жизнью бурятских улусов. Первые бурятские повести написал Ц. Дон (Ц.Д. Дондубон, 1905-1938): "Луна в затмении" (1932), "Отравление от брынзы" (1935); в них отображены классовая борьба в улусе, процесс коллективизации, формирование нового человека. В 1932 на сцене национального драматического театра поставлена первая пьеса Н.Г. Балдано (1907-1938) "Прорыв".

Современная бурятская литература развивается по пути социалистического реализма. В ней сложились устойчивые традиции реалистического письма во всех жанрах. Произведения писателей Б. пользуются известностью. Среди поэтов выделяются Д. Дашинимаев (1904-1937), Б. Базарон (1907-1966), Б. Абидуев (1909-1939), Ц. Галсанов (р. 1917), Ц. Дондокова (р. 1911), Д. Жалсараев (1925-1997), Н. Дамдинов (1932-1999), Д. Улзытуев (1936-1972). В числе бурятских драматургов — Ц. Шагжин (р. 1918), автор пьес: "Будамшу" (1956), "Первый год" (1956), "Совесть" (1960), "Чёрт в сундуке" (1963), "Клятва" (1969), А.И. Шадаев (р. 1899),Ц. Цыдынжапов (1905-1980) и др.

В области детской литературы работают писатели Д. Хилтухин, Ц. Номтоев, Ш. Нимбуев, Ц. Бадмаев, Чимитов. Книги бурятских писателей издаются на многих языках народов СССР и за рубежом.

Значительное развитие получили критика и литературоведение. Событием в научной жизни Б. является издание коллективного труда "История бурятской советской литературы" (1967).

Старейшим является союз писателей, у истоков которого стояли бурятские писатели Хоца Намсараев, Даширабдан Батожабай, Николай Дамдинов, Исай Калашников.

Печать, радиовещание, телевидение Бурятии

Первая бурятская массовая газета "Шэнэ байдал" ("Новая жизнь") вышла в Чите 20 января 1921. В 1922 в Иркутске вышел первый номер газеты "Красный бурят-монгол" на русском языке. С образованием в 1923 автономной республики было организовано Бурятское книжное издательство, начали выходить республиканское ежедневные газеты: "Бурят-Монгольская правда" (на русском языке), "Бурят-Монголой унэн" (на бурятском языке). В 1925 вышел первый номер молодёжной газеты "Бурятский комсомолец". После переименования республики в 1958 эти газеты соответственно стали называться "Правда Бурятии", "Буряад унэн" и "Молодёжь Бурятии". В 1969, кроме 3 республиканских газет, выходило 17 аймачных (районных) газет, общий годовой тираж всех газет составил более 40 млн. экземпляров. В 1969 было издано 131 название книг и брошюр, в том числе 46 на бурятском языке, общим тиражом 673 000 экземпляров. С 1955 на русском и бурятском языке издаётся общественно-политический и литературно-художественный журнал "Байкал"; всего в 1969 выходило 15 журнальных изданий общим годовым тиражом 220 000 экземпляров.

Радиовещание на бурятском языке ведётся с 1934 В 1961 начал работать телецентр в Улан-Удэ; с 1967 ретранслируются московские телепередачи через наземную приёмную станцию "Орбита". Республиканское радио и телевидение ведут передачи на русском и бурятском языках по 2 радио- и телепрограммам.

Архитектура и изобразительное искусство

В Бурятии сохранились остатки поселений эпохи палеолита и неолита, многочисленные наскальные изображения животных, людей и сцен охоты, нанесённые охрой (так называемые писаницы), памятники бронзового века — камни с высеченными фигурками бегущих оленей, плиточные могилы, ножи и кинжалы со скульптурными изображениями животных. К эпохе гуннов относится Иволгинское городище близ Улан-Удэ (I в. до н. э. — I в. н. э.) со следами валов и рвов, остатками сырцовых и глинобитных жилищ; к VI-X вв. — городища, ирригационные сооружения, могильники и писаницы Курумчинской культуры.

В народном декоративно-прикладном искусстве бурят развиты вышивка и аппликация по бархату, коже и сукну, резьба по кости и дереву. Разнообразна и виртуозна техника обработки металла (насечка, чеканка, чернь, гравировка). В орнаменте сочетаются криволинейные геометрические и стилизованные растительные узоры. В XIX в. в дацанах были распространены иконописание, литьё и чеканка культовых предметов, книгопечатание (с деревянных матриц).

Жилищное строительство в городах и колхозах, широко развернувшееся с конца 1950-х, ведётся по типовым и индивидуальным проектам. В постройках 1960-х (кинотеатры "Прогресс", 1963-1966, архитекторы А.Р. Вампилов, М.Н. Меньшиков, и "Дружба", 1966-1967, новое здание Совета Министров, 1965-1968, архитектор А.Р. Вампилов, А.Я. Галяутдинов, - в Улан-Удэ) используются железобетон, стекло, алюминий, пластики.

Современное изобразительное искусство получило развитие в советское время. Основоположником станковой живописи в Бурятии был Ц.С. Сампилов. Пейзажи бурятских художников со сценами труда и быта лиричны, проникнуты радостным мироощущением (работы Ц.С. Сампилова, А.Е. Хангалова, Р.С. Мэрдыгеева, К.И. Сергеева и др.). Выразительны портреты А.И. Тимина,Е. Павлова, Д.Д. Тудупова, Ю.А. Чиркова и др. Над историческими и жанровыми картинами работают А.А. Окладников, Д.Д. Дугаров, А.В. Казанский.

Театрально-декорационное искусство представлено работами А.И. Тимина, М.Е. Шестаковой. С конца 1950-х развивается станковая и иллюстрационная графика. В традиционных видах декоративно-прикладного искусства появляются новые сюжеты. Резные деревянные панно со сценами колхозной жизни создают С. Бодиев, Ш. Дашиев, Б. Зодбоев и др., оригинальные образцы чеканки по серебру - Базаров, Д. Бадмаев, Д. Логинова, Ц. Нимаев, С. Санжиев, Тубчинов, Д. Цыренов.

Музыка

Бурятский народ на протяжении многих веков создавал песни различных жанров — трудовые, свадебные, игровые, исторические, лирические, застольные, хвалебные, а также инструментальные наигрыши. Среди улигерных (эпических) напевов центральное место занимает героико-патриотический эпос "Гэсэр". Большим разнообразием отличаются хороводные, игровые песни. Народные песни подразделяются на два вида: ута-дун — протяжные песни импровизационно-вариационного характера со сложным ритмом, обилием орнаментики в мелодии, и богони-дун — короткие песни куплетной формы с чётким ритмом. Ладовая основа народных песен — пентатоника. Носителями народной музыкальной культуры были сказители-улигершины и народные певцы — душа-хунуд. Наиболее распространённые народные музыкальные инструменты — сур, лимба (духовые) и хур (смычковый)

В годы Советской власти большой вклад в собирание народных песен и развитие бурятской музыкальной культуры внесли русские советские композиторы. П.М. Берлинский на материале фольклора создал первую бурятскую музыкальную драму "Баир" (3-й акт написал Б.Б. Ямпилов, постановка 1940), М.П. Фролов — первую бурятскую оперу "Энхэ — Булат-батор" (постановка 1940), В.И. Морошкин — первую симфоническую сюиту на бурятские темы (1936), С.Н. Ряузов — первый бурятский балет "Свет над долиной" (постановка 1956). Выдающуюся роль в развитии бурятского музыкально-театрального искусства сыграл народный артист СССРЦ. Цыдынжапов.

Постепенно в Бурятии сложилась национальная профессиональная культура. Много сделали для её развития композиторы Б.Б. Ямпилов, Ж.А. Батуев, Д.Д. Аюшеев, С.С. Манжигеев, Ч.Е. Павлов, Б.О. Цырендашиев и др. Выдвинулась плеяда оперных и балетных артистов, дирижёров, хормейстеров, балетмейстеров, музыкантов. В их числе: оперные певцы — народный артист СССР Л.Л. Линховоин, народные артисты РСФСР Б.М. Балдаков и Н.К. Петрова, заслуженные артисты РСФСР В.П. Манкетов и В.Д. Лыгденова, заслуженный артист Бурятской АССР К.М. Базарсадаев; танцовщики — народная артистка СССР Л.П. Сахьянова, народный артист РСФСР П.Т. Абашеев, заслуженная артистка РСФСР Т.Е. Гергесова, заслуженный артист Бурятской АССР Ц.Е. Бадмаев и Ф.С. Иванов.

В республике имеются Бурятский театр оперы и балета (основан в 1948), филармония, ансамбль песни и танца "Байкал", Дом народного творчества, музыкальное и хореографическое училища, культпросвет училище (Улан-Удэ), сеть музыкальных школ.

Драматический театр

В 1928 организована бурятская театральная студия, в 1930 на её основе — техникум искусств. В 1932 в Улан-Удэ создан Бурятский музыкально-драматический театр, в труппу которого вошли выпускники техникума. На базе драматического коллектива этого театра в 1950 создан Бурятский театр драмы им. Х. Намсараева. На сцене театра ставились пьесы национальных драматургов, посвященных вопросам современности: "Кто он?" (1933), "Рыбаки Байкала" (1942) Н.Г. Балдано, "Мэргэн" А.И. Шалаева (1937), "Снайпер"Ц. Цыдынжапова (1942), "Весенняя песня" Ц.Г. Шагжина (1957), "Доверие" Б.Г. Галсанова (1968); борьбе против угнетателей — кулаков, лам — посвящены спектакли "Один из многих" Н.Г. Балдано (1937), "Цыремпил" по повести Х.Н. Намсараева (1968). Революционное прошлое бурятского народа нашло отражение в спектаклях: "Сын народа"Ц. Цыдынжапова (1943), "Пламя" Н.Г. Балдано (1953), "Барометр показывает бурю" (1957) и "Огненные годы" (1969) Д.О. Батожабая, "В зареве революции" А.А. Бальбурова (1966). Поставлены пьесы "Энхэ — Булат-батор" Н.Г. Балдано (1940), "Будамшу" Ц.Г. Шагжина (1954), основанные на национальном эпосе, народных бурятских сказках. Образ В.И. Ленина воссоздан в спектакле "Кремлёвские куранты" Н.Ф. Погодина (1947, 1957). Среди постановок классической русской и иностранной драматургии: "Гроза" А.Н. Островского (1945), "Горе от ума" А.С. Грибоедова (1958), "Женитьба" Н.В. Гоголя (1960), "Егор Булычев и другие" (1946) и "Враги" (1955) М. Горького, "Отелло" (1938, 1947), "Король Лир" (1967) У. Шекспира. Ставятся произведения советских драматургов: "Платон Кречет" А.Е. Корнейчука (1937), "Извините, пожалуйста!" А.Е. Макаёнка (1954), "Честь семьи" Мухтарова (1954), "Портрет" А. Тажибаева (1961), "В день свадьбы" В.С. Розова (1966) и др.

В 1958 и 1969 труппа театра пополнилась актёрами — выпускниками бурятской студии при Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии. Театр показывает спектакли для сельского зрителя, выезжает в бурятские округа Читинской и Иркутской областей, в промышленные центры Сибири (Братск, Ангарск, Тайшет и др.); успешно выступал в Улан-Баторе и аймаках МНР.

В Улан-Удэ работает Русский драматический театр, организованный на основе передвижной труппы под руководством режиссера Е.Н. Просветова. Значительный вклад в развитие драматического театра Бурятии внесли народные артисты РСФСР Ч.Г. Генинов, В.К. Халматов. Среди деятелей театрального искусства Бурятии (1970): народный артист СССРЦ. Цыдынжапов, народные артисты РСФСР Б.Н. Вампилов, Н.Н. Гендунова, М.Н. Степанова, заслуженные артисты РСФСР П.Н. Николаев,Ф. Лосев, С.Д. Будажапов, И.Е. Миронов, Ю.П. Шангина, заслуженные деятели искусств РСФСР Н.Г. Балдано, Ц.Г. Шагжин, народный артист Бурятской АССР Д.Д. Дондуков, заслуженный деятель искусств Бурятской АССР Б.Г. Аюшин, Ф.С. Сахиров (главный режиссёр Бурятского театра), народный художник Бурятской АССР Б.Б. Чернутов.

Широко известны имена бурятских мастеров сцены: народных артистов Лхасарана Линховоина, Ларисы Сахьяновой, Дугаржапа Дашиева, Кима Базарсадаева, Галины Шойдагбаевой. Спектакли театра оперы и балета видели жители многих регионов России, неоднократно и с большим успехом гастролировал коллектив театра и по странам ближнего и дальнего зарубежья. Отдельные творческие группы и исполнители академического театра оперы и балета много раз гастролировали в Монголии и Китае, Японии и Корее, США и Германии, Великобритании и Австрии, Италии и Греции, Испании и Португалии. На сцене Бурятского оперного демонстрировали свое искусство артисты из Китая, Кореи, Монголии, Польши и других стран.

Есть в республике и театры авангардистского направления — это Улан-Удэнский молодежный театр-студия на ул. Димитрова и театр-студия современной пластики и пантомимы"АзАрт".

Буряты с незапамятных времен жили вблизи легендарного озера Байкал. Культура этого народа представляет собой яркое сплетение традиций Азии и Европы в сочетании с их уникальным самобытным воплощением. Какие традиции бурятского народа считаются наиболее интересными, и что следует знать туристу, отправляющемуся на отдых в Бурятию?

Традиции бурятского народа

Отношение к окружающему миру

Буряты одухотворяют окружающий мир. Любая роща, долина или водоем, по мнению представителей этого народа, имеет собственного духа. Нельзя пренебрежительно относиться к любому дереву или камню. Плевать на землю или в озера запрещается в этих краях. Также непозволительно ломать деревья, срывать травы или убивать животных без крайней необходимости. Традиции бурятского народа включают в себя также поклонение особым священным местам. В них запрещено разводить огонь, совершать нечистые деяния и даже думать плохо. Даже сегодня во многих регионах Бурятии распространены жертвоприношения духам, живущим вокруг людей. Священными считаются огонь и дым, их часто используют в различных шаманских ритуалах и обрядах.

Интересные традиции бурятского народа

Семейные ценности

Традиции бурятского народа фото

Традиции бурятского народа: фото национальных и семейных праздников

Традиции и обычаи бурятского народа

Национальные игры, танцы и прочие виды искусства

Все праздники в Бурятии сопровождаются национальными танцами и игрищами. Подобные действа могут нести ритуальный смысл или являться исключительно развлекательными забавами. Некоторые игры и танцы придуманы специально для сплочения незнакомых участников праздника. Традиции бурятского народа неразрывно связаны с местным фольклором. Нередко в этой стране проводятся даже отдельные состязания чтецов, рассказчиков народных преданий, сказочников и бардов. Такие импровизированные фестивали всегда привлекали огромное число зрителей. Большой популярностью пользуется и "сэсэ буляалдаха" (словесная игра на остроумие), уместная на всех праздниках. В этом действе участвуют два человека, задающие друг другу провокационные вопросы по очереди, на которые нужно быстро отвечать. Интересные традиции бурятского народа связаны с физической культурой. В этой стране регулярно проводятся самые настоящие олимпиады местного значения. Более того, ни один крупный праздник не обходится без спортивных состязаний. В ходе таких соревнований все юноши и мужчины могут узнать, кто из них самый ловкий и сильный, а затем вместе отпраздновать выигрыш победителя.

Изобразительное искусство Бурятии

Начало ХХ столетия характеризовались столкновением противоборствующих сил, что естественно отразилось на разных сферах жизни общества. Уже первые выставки, организованные Бурятским Ученым комитетом (Буручкомом, 1922), вызвали непосредственный интерес у специалистов и широкого зрительского круга. Об этом свидетельствуют злободневные отклики в прессе (Верхнеудинск, Новосибирск, Москва), а также резонанс, отозвавшийся спустя несколько десятилетий у художников не только Сибири, но и всей обширнейшей территории страны.
В этой связи следует вспомнить живописные полотна Ц. Сампилова, А. Хангалова, Р. Мэрдыгеева, графические зарисовки Г. Эрдэнийна, Б. Будаева, а также произведения художников из буддийских монастырей (дацанов), привлекавшихся к участию на те же выставки.




Улан-Удэ, 1938 г. В нижнем ряду: Е. Неволин, О. Пепуль, Ц. Сампилон, Р. Мэрдыгеев, А. Окладников, Н. Чикочеев. В верхнем ряду: Л. Шкрапов, А. Аюшинов, Г. Павлов, А. Чимит, П. Головинов, И. Артиков


Содружество творцов



Коллективный выход на этюды. Бурят-Монголия, лето 1949 г.

Военное лихолетье, сплотившее все народы страны Советов, определило тематику и общий эмоциональный настрой искусства на несколько последующих десятилетий, вплоть до второй Декады бурятского искусства и литературы в Москве (1959). Зарождению дружбы между русскими и бурятами посвятили свои полотна А. Тимин и В. Гончар; в разных видах и жанрах выступили художники старшего поколения, а также К. Сергеев, Б. Садыков, Э. Аюшеев, Л. Гергесов, Д. Никоров, М. Воробьев, В. Инкижинов, Ю. Чирков, Д. Алтаев, М. Метелкина. Впервые показали свои работы выпускники художественных вузов страны — А. Сахаровская, А. Хомяков, Г. Баженов и другие.


Новые веяния





Мотивы Родины


Скульптура в Бурятии

Свои особенности имеет скульптура в республике. Конная группа А. Тимина возвышается на фасаде театра оперы и балета, олицетворяющая свободную Бурятию; в традициях русской и европейской школы выполнены произведения Э.Цыденова. Черты традиционного быта и современности, органично сплавленные в целостное единство, составляют образную основу произведений Г. Васильева, И. Гомбоева, Б. Зодбоева, Б. Энкеева, В. Уризченко, М. Эрдынеева. С пластикой малых форм переплетается декоративно-прикладное творчество, в первую очередь керамика А. Хомякова, В. Базарова, Р. Жимбиевой, А. Трубачеевой, а также рельефная чеканка из меди П. Намсараева.
Возрождение художественных традиций буддизма является фоном для морфологической общности этнического стиля, определяющего сегодняшнее состояние декоративно-прикладного творчества, а также появление нового феномена — современной бронзовой скульптуры, представленной именами Г. Зодбоева, Б. Сундупова, Ю. Эрдынеева.


Бурятское ювелирное искусство

Бурятское ювелирное искусство уже не раз угасавшее на протяжении не одного десятилетия минувшего века, вновь и вновь возрождается, как это было в 1970-е годы. Тогда возглавлял Союз художников Д-Н. Дугаров и на одиннадцатом километре от города был создан поселок для проживания и работы народных умельцев со всех районов республики для участия в программе возрождения традиционных промыслов. Произведения Д. Санжиева, А. Чинбата, Э. Манзарова и многих других, экспонировались на всесоюзных и зарубежных выставках.
В настоящее время успешно продолжают работать Б. Жамбалов, З. Жамбалов, Ж. Эрдынеев, В. Русских, Н. Танганов, ряд других художников.


Сценография в Бурятии

Замечательным достижением национальной сценографии являются, кроме упомянутых выше мастеров, театральные работы А. Бритовой, В. Тевелева, Е. Будожаповой, поныне работающие В. Бройко и Б. Доржиев.


Гобеленное ткачество в Бурятии

Уникальным видом декоративного искусства в масштабах страны является гобеленное ткачество республики на основе конского волоса, в современное развитие исконно традиционного материала внесли свой вклад Т. Тимина, С. Ринчинова, Б. Дамбиева, Р. Доржиева, Т. Дашиева, активные участницы выставок в республике и за ее пределами.


Особенности изобразительного искусства Бурятии

Художники Бурятии прошли через все испытания ХХ века и внесли свой вклад в современное искусство на новом этапе. Кроме уже упомянутых следует назвать такие известные имена, как Ю. Мандаганов, О. Козлов, Л. Семенов, С. Ханхаров, Л. Нохоева, А. Дугарова, Ш.-Ж. Раднаев, Б. Лыксоков, Н. Улзытуева, В. Поспелов, М. Ванданов, Л. Воронцова, В. Богомазов. Заявили о себе Ж. Зомонов, Е. Болсобоев, В. Рабжаева, перечислить здесь всех нет возможности.
Фундаментом творчества бурятских художников остается классическая русская и мировая школа. Она не противоречит условной декоративности и статики одних, экспрессивности цвета других, идеопластике третьих. Смыслообразующее ядро культуры определяет общий круг тем и художественных приемов, в которых тесно переплетены традиционные этнические и универсальные ценности.
В целом сегодняшнюю художественную жизнь Бурятии характеризуют открытость, полицентризм, многоуровневость. Неслучайным стало формирование художников универсального типа, какими являются, к примеру, Д. Намдаков, Б. Дашицыренов, З. Доржиев и многие другие.
На каждом этапе развития национальной культуры были достигнуты определенные результаты, многие из которых не потеряли своей актуальности и сегодня. В сплаве разнородных, на первый взгляд, тенденций заключается жизненная сила современного искусства. Самодеятельное творчество, выраставшее из глубин этногенетического сознания, и искусство профессиональное взаимно дополняют и обогащают друг друга, определяют уникальность и неповторимость их устремлений в будущее.
Богатство и разнообразие индивидуальных дарований, внутренняя свобода и высокий профессионализм обеспечивают признание искусства художников Бурятии как самостоятельного целостного явления. ❚




Буряты, или буряад — самый северный монгольский народ, коренной народ Сибири, ближайшими родственниками которых, согласно последним генетическим исследованиям, являются корейцы. Буряты отличаются своими древнейшими традициями, вероисповеданием и культурой.

История

Народ образовался и освоился в районе озера Байкал, где сегодня расположена этническая Бурятия. Ранее территория носила название Баргуджин-Токум. Предки этого народа курыканы и байырку начали осваивать земли по обе стороны Байкала, начиная с 6 века. Первые заняли Предбайкалье, вторые заселили земли к востоку от Байкала. Постепенно, начиная с 10 века эти этнические общности начали взаимодействовать более тесно друг с другом и к периоду создания Монгольской империи образовали единую этническую группу под названием баргуты. В конце 13 века по причине междоусобных войн баргутам пришлось покинуть свои земли и уйти в Западную Монголию, в 15 веке они перешли в Южную Монголию и стали частью юншиэбуского тумена монголов. На свою родину баргу-буряты вернулись только в 14 веке, после того, как часть восточных монголов двинулась на запад к землям ойратов. Позже на них стали нападать халхи и ойраты, в результате часть баргу-бурят оказалась под влиянием халхаских ханов, часть вошла в состав ойратов. В этот период началось завоевание бурятских земель Русским государством.


Буряты подразделяются на этнические группы:

Все они населяли территории этнической Бурятии в 17 веке. В конце 17 и начале 18 века из других регионов Внутренней Азии к ним переселилась этническая группа сонголы.

Со второй половины 17 по начало 20 века существовали этнотерриториальные группы бурят, которые также подразделялись в зависимости от места проживания.

баргуты (буряты) Цинской империи:

  • старые баргуты или чипчин
  • новые баргуты

забайкальские буряты, проживающие в Забайкальской области:

  • хоринские
  • баргузинские
  • агинские
  • селенгинские

иркутские буряты, проживающие в Иркутской области:

Где живут

Сегодня буряты населяют земли, где исконно проживали их предки: Республику Бурятия, Забайкальский край России, Иркутскую область и округ Хулун-Буир, расположенный в автономном районе Внутренней Монголии Китайской Народной Республики. В странах, где проживают буряты, они считаются отдельной самостоятельной национальностью или одной из этнических групп монголов. На территории Монголии буряты и баргуты поделены на разные этнические группы.

Численность

Общая численность населения бурят составляет около 690 000 человек. Из них примерно 164 000 проживают на территории КНР, 48 000 — в Монголии и около 461 389 — в Российской Федерации.

Название


Религия

На вероисповедании бурятов отразилось влияние монгольских племен и период Российской государственности. Изначально, как и многие монгольские племена, буряты исповедовали шаманизм. Этот комплекс верований еще называют пантеизм и тенгрианство, а монголы в свою очередь называли его хара шашын, что переводится черная вера.

В конце 16 века в Бурятии стал распространяться буддизм, а с 18 века стало активно развиваться христианство. Сегодня на территории проживания бурят существуют все эти три религии.


Буряты всегда особенно относились к природе, что отразилось и на их древнейшей вере — шаманизме. Они почитали небо, считали его верховным божеством и называли Вечное Синее Небо (Хухэ Мунхэ Тэнгри). Природу и ее силы — воду, огонь, воздух и солнце они считали одушевленными. Ритуалы проводили на открытом воздухе у определенных объектов. Считалось, что так можно достичь единства между человеком и силами воздуха, воды и огня. Ритуальны праздники в шаманизме называются тайлаганы, их проводили недалеко от озера Байкал, в местах, которые особо почитались. Буряты воздействовали на духов через жертвоприношение и соблюдение особых традиций и правил.

Шаманы были особой кастой, в них сочеталось сразу несколько характеристик: сказители, целители и манипулирующие сознанием психологи. Стать шаманом мог только человек с шаманскими корнями. Их обряды очень впечатляли, иногда посмотреть на них собиралось большое количество людей, до нескольких тысяч. Когда в Бурятии начали распространяться христианство и буддизм, шаманизм стал притесняться. Но эта древняя вера глубоко залегла в основу мироощущения бурятского народа и не может быть полностью уничтожена. По сей день сохранились многие традиции шаманизма, а духовные памятники и сакральные места являются важной частью культурного наследия бурят.


Буряты, проживающие на восточном берегу, начали исповедовать буддизм под влиянием живущих по соседству монголов. В 17 веке в Бурятии появилась одна из форм буддизма — ламаизм. Буряты привнесли в ламаизм атрибуты древней веры шаманизма: одухотворение природы и природных сил, почитание духов-хранителей. Постепенно в Бурятию пришла культура Монголии и Тибета. На территорию Забайкалья были привезены представители этой веры, которые назывались ламы, открылись буддийские монастыри, школы, развивалось прикладное искусство и выпускались книги. В 1741 году императрица Елизавета Петровна подписала указ, который признал ламаизм одной из официальных религий на территории Российской империи. Был официально утвержден штат из 150 лам, которых освободили от уплаты налогов. Дацаны стали в Бурятии центром развития тибетской медицины, философии и литературы. После революции 1917 года все это прекратило свое существование, дацаны разрушили и закрыли, лам репрессировали. Возрождение буддизма снова началось только в конце 1990-х годов, и сегодня Бурятия является центром буддизма в России.

В 1721 году в Бурятии была создана Иркутская епархия, с которой началось развитие христианства в республике. У западных бурят стали распространены такие праздники, как Пасха, Ильин день, Рождество. Христианству в Бурятии сильно препятствовала приверженность населения к шаманизму и буддизму. Российские власти решили повлиять на мировоззрение бурят посредством православия, началось строительство монастырей, власти использовали и такой метод, как избавление от налогов при условии принятия православной веры. Браки между русскими и бурятами начали поощряться, и уже в начале 20 века из всего населения бурят 10% были метисами. Все усилия властей не прошли даром и в конце 20 века было уже 85 000 православных бурят, но с началом революции 1917 года христианская миссия была ликвидирована. Деятели церквей, особенно самые активные, были сосланы в лагеря или расстреляны. После Второй мировой войны некоторые православные храмы были возрождены, но официально православная церковь была признана в Бурятии только в 1994 году.

В результате эпохи глобализации в 2002 году бурятский язык был занесен в Красную книгу как вымирающий. В отличие от других монгольских языков, бурятский имеет ряд фонетических особенностей и делится на группы:

  • западнобурятская
  • восточнобурятская
  • старобаргутский
  • новобаргутский

и диалектные группы:

  • аларо-туникская, распространена к западу от озера Байкал и делится на несколько диалектов: унгинский, аларский, закаменский и тункино-окинский;
  • нижнеудинская, этот диалект распространен на западных территориях проживания бурят;
  • хоринская, распространена к востоку от озера Байкал, говорит на ней большинство бурят, проживающих в Монголии, и группа бурят в Китае. Делится на диалекты: североселенгинский, агинский, тугнуйский и хоринский;
  • селегинская, распространена на юге Бурятии и делится на диалекты: сартульский, хамниганский и сонгольский;
  • эхирит-булагатская группа преобладает в Усть-Ордынском округе и территориях Прибайкалья. Диалекты: баргузинский, боханский, эхит-булагатский, байкало-кударинский и ольхонский.

Буряты пользовались старомонгольской письменностью до середины 1930-х годов. В 1905 году ламой Агваном Доржиевым была разработана письменность под названием вагиндра. Стоит отметить, что буряты являются единственным коренным народом Сибири, который владеет литературными памятниками и основал собственные исторические письменные источники. Они получили название бурятские летописи и были написаны в основном в 19 веке. Буддийские наставники и священнослужители после себя оставили богатое духовное наследие, свои труды, переводы по буддийской философии, тантрическим практикам, истории и тибетской медицине. Во многих дацанах Бурятии были типографии, в которых ксилографическим способом печатались книги.


Жилище

Традиционным жилищем бурят является юрта, которую многие монгольские народы называют гэр. У этого народа были переносные юрты, сделанные из войлока, и юрты из дерева, которые строились на одном месте.

Дверь в юрту всегда устанавливалась на южной стороне. Внутри помещение делилось на две половины: правая была мужской, левая женской. По правую сторону юрты, принадлежавшей мужчине, на стене висели лук, стрелы, сабля, ружье, сбруя и седло. На левой стороне были расположены кухонные принадлежности. Посередине жилища расположен очаг, вдоль стен стояли лавки. По левую сторону стояли сундуки и стол для гостей. На против входа была полка с онгонами и бухранами — буддийскими скульптурами. Перед жилищем буряты устанавливали коновязь (сэргэ), которая была выполнена в виде столба с орнаментом.

Переносные юрты обладают небольшим весом, их легко собирать и разбирать, благодаря конструкции. Это было очень важно для кочевых бурят, которые переходили с места на место в поисках пастбищ. В зимний период в очаге разводили огонь для отопления жилья, летом его использовали в качестве холодильника. Решетчатый остов переносной юрты покрывали войлоком, пропитанным для дезинфекции смесью соли, табака или кислого молока. Сидели буряты вокруг очага на стеганом войлоке.

В 19 веке богатые буряты начали строить избы, которые заимствовали у русских переселенцев. Но в таких избах сохранялось все убранство элементов национального жилища бурят.


В кухне бурят всегда важное место занимали продукты животного и животно-растительного происхождения. Заготавливали впрок кислое молоко (курунга) особой закваски и сушеную спрессованную творожистую массу. Пили буряты зеленый чай с молоком, в который добавляли соль, сало или масло, готовили алкогольный напиток из перегонки курунги.

В бурятской кухне значительное место занимает рыба, травы, специи и ягоды земляника и черемуха. Очень популярное блюдо национальной кухни — копченый байкальский омуль. Символом бурятской кухни является бууза, которое русские называют позы.


Одежда

У каждого бурятского рода есть своя национальная одежда, которая отличается большим разнообразием, особенно у женщин. У забайкальских бурят национальная одежда дэгэл — вид кафтана, пошитого из выделанной овчины. Наверху на груди опушенная вырезка треугольной формы. Опушены и рукава, суженные у кисти. Мех для опушения использовали разный, иногда очень ценный. В талии кафтан стягивали ременным кушаком. На него подвешивали нож и принадлежности для курения: кисет с табаком, огниво и ганзу — маленькую трубку из меди с коротким чубуком. В нагрудной части дэгэла вшивались 3 полосы разного цвета: внизу желто-красная, в середине черная и наверху разнообразные: зеленые, белые, синие. Первоначальным вариантом были желто-красные, черные и белые вышивки.

В непогоду сверху дэгэла надевали сабу, это вид шинели с большим воротником из меха. В холода, особенно если буряты шли в дорогу, они надевали широкий халат даха, который шили шерстью наружу из выделанных шкур.

Летом дэгэл иногда заменяли кафтаном из сукна такого же кроя. Часто в Забайкалье летом носили халаты, которые шились у бедных бурят из бумажной материи, у богатых из шелка.


Штаны буряты носили длинные и узкие, пошитые из грубой кожи, рубашку шили из синей ткани. Зимой в качестве обуви носили унты из кожи ног жеребят, весной и осенью надевали сапоги с заостренным вверх носком, которые называются гуталы. Летом носили вязаную из конских волос обувь, с кожаными подошвами.

В качестве головных уборов женщины и мужчины носили шапки круглой формы с небольшими полями и красной кисточкой наверху. Цвет и детали убора имеют свой смысл и символику. Остроконечный верх шапки является символом благополучия и процветания, серебряное навершие дэнзэ с красным кораллом на верхушке шапки символизирует солнце, которое освещает всю Вселенную своими лучами. Кисти обозначают лучи солнца. Развевающийся на верхушке шапки залаа означает непобедимый дух и счастливую судьбу, узелок сомпи символизирует крепость и прочность. Буряты очень любят синий цвет, для них он является символом вечного и синего неба.

Женская одежда от мужской отличалась вышивкой и украшениями. Женский дэгэл кругом оторачивается сукном синего цвета, наверху в области спины он украшен вышивкой в виде квадрата. На дэгэл нашиваются украшения из медных и серебряных пуговиц и монет. Женские халаты состоят из пришитой к юбке короткой кофты.

В качестве причесок девушки носят косички, заплетают их в количестве от 10 до 20 и украшают большим количеством монет. На шее женщины носят золотые или серебряные монеты, кораллы, в ушах — серьги огромных размеров, которые поддерживаются перекинутым через голову шнуром. Сзади ушей надевают подвески полты. На руках носят медные или серебряные бугаки — браслеты в виде обручей.

Мужчины, принадлежащие к духовному званию, подстригали волосы на передней части головы, сзади носили косичку, в которую часто вплетали конские волосы для густоты.


Жизнь

Буряты делились на кочевых и оседлых. В основе хозяйства было скотоводство, держали обычно 5 видов животных: баранов, коров, верблюдов, коз и лошадей. Занимались и традиционными промыслами — рыболовством и охотой.

Буряты занимались переработкой шерсти, шкур и сухожилий животных. Из шкур шили постельные принадлежности, шорные изделия и одежду. Из шерсти изготавливали войлок, материалы для одежды, головных уборов и обуви, матрасы. Из сухожилий делали ниточный материал, который применяли при изготовлении веревок и луков. Из костей производили игрушки и украшения, применяли при изготовлении стрел и луков.

Мясо использовали для приготовления продуктов питания, перерабатывали его по безотходной технологии, делали деликатесы и колбасы. Селезенка животных использовалась женщинами при шитье одежды в качестве клейкого материала. Из молока производили различные продукты.


Культура

Фольклор бурят состоит из нескольких направлений:

  • легенды
  • улигеры
  • шаманские призывания
  • мифы
  • поговорки
  • сказки
  • загадки
  • легенды
  • пословицы
  • культовые гимны

Музыкальное творчество представлено различными жанрами, некоторые из них:

  • эпические сказания
  • танцевальные песни (особенно популярен танец-хоровод ёхор)
  • лирические обрядовые

Буряты поют различные песни лирического, бытового, обрядового, застольного, хороводного и плясового характера. Песни-импровизации называются у бурят дуунууд. Ладовая основа относится к ангемитонной пентатонике.


Традиции

Единственный государственный праздник в Республике Бурятия, когда все население отдыхает официально, это первый день Нового года по Лунному календарю — праздник Белого месяца под названием Сагаалган.

Отмечают в Бурятии и другие праздники в соответствии с религиозными и национальными традициями:

  • Алтаргана
  • Сурхарбан
  • Ёрдынские игры
  • День древнего города
  • День Улан-Удэ
  • День Байкала
  • Гуннский Новый год
  • Зура Хурал

По традиции буряты приглашают близких соседей на свеженину, когда режут барана, быка или коня. Если сосед не мог прийти, хозяин отправлял ему куски мяса. Дни перекочевок тоже считаются торжественными. По этому случаю буряты готовили молочное вино, резали баранов и устраивали гулянья.


Дети занимают важное место в жизни бурят. Всегда почиталась многодетность. Родители, у которых много детей пользуются большим почтением и уважением. Если в семье не было детей, это считалось наказанием свыше, остаться без потомства, означает прекращение рода. Если бурят умирал бездетным, говорили, что потух его огонь. Семьи, в которых дети часто болели и умирали, обращались к шаманам и просили их стать крестным отцом.

С малых лет детей учили знанию обычаев, родного края, традиций дедов и отцов, старались привить им трудовые навыки. Мальчиков учили стрелять из лука и ездить верхом, девочек учили заботиться о малышах, носить воду, разжигать огонь, мять ремни и овчину. С ранних лет дети становились пастухами, учились переживать холод, спали под открытым небом, ходили на охоту и сутками находились при стаде.

Читайте также: