Культура европейского просвещения кратко

Обновлено: 05.07.2024

В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689–1755) и Вольтер (Ф.М.Аруэ, 1694–1778). В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. В трактате О духе законов (1748) был сформулирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В Персидских письмах (1721) Монтескье наметил тот путь, по которому должна была пойти французская просветительская мысль с ее культом разумного и естественного. Однако Вольтер придерживался иных политических взглядов. Он был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы (служба у Фридриха II, переписка с Екатериной II). Он отличался явно выраженной антиклерикальной деятельностью, выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом. Творчество писателя разнообразно по темам и жанрам: антиклерикальные сочинения Орлеанская девственница (1735), Фанатизм, или Пророк Магомет (1742); философские повести Кандид, или Оптимизм (1759), Простодушный (1767); трагедии Брут (1731), Танкред (1761); Философские письма (1733).

На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро (1713–1784) и энциклопедисты. Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел, 1751–1780 стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Вдохновителями и редакторами Энциклопедии явились Дидро и Ж. Д'Аламбер (1717–1783), в ее создании принимали активное участие Вольтер, Кондильяк, Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Руссо. Статьи по конкретным областям знания писали профессионалы – ученые, писатели, инженеры.

Третий период выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо (1712–1778). Он стал наиболее видным популяризатором идей Просвещения, введшим в рационалистическую прозу просветителей элементы чувствительности и красноречивого пафоса. Руссо предложил свой путь политического устройства общества. В трактате Об общественном договоре, или Принципы политического права (1762) он выдвинул идею народного суверенитета. По ней, правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей. Если оно эту волю нарушает, то народ может ограничивать, видоизменять или отобрать данную им власть. Одним из средств такого возврата власти может стать насильственное свержение правительства. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции.

Период позднего Просвещения (конец 18 – нач. 19 в.) связан со странами Восточной Европы, Россией и Германией. Новый импульс Просвещению придает немецкая литература и философская мысль. Немецкие просветители были духовными преемниками идей английских и французских мыслителей, но в их сочинениях они трансформировались и принимали глубоко национальный характер. Самобытность национальной культуры и языка утверждал И.Г.Гердер (1744–1803). Его основное произведение Идеи к философии истории человечества (1784–1791) стала первой основательной классической работой, с которой Германия вышла на арену мировой историко-философской науки. Философским исканиям европейского Просвещения было созвучно творчество многих немецких писателей. Вершиной немецкого Просвещения, получившей мировую славу, стали такие произведения, как Разбойники (1781), Коварство и любовь (1784), Валленштейн (1799), Мария Стюарт (1801) Ф.Шиллера (1759–1805), Эмилия Галотти, Натан Мудрый Г.Э.Лессинга (1729–1781) и особенно Фауст (1808–1832) И.-В. Гете(1749–1832). В формировании идей Просвещения важную роль играла философы Г.В.Лейбниц (1646–1716) и И.Кант (1724–1804). Традиционную для Просвещения идею прогресса развивал в Критике чистого разума И.Кант (1724–1804), ставший основателем немецкой классической философии.

В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет музыкального искусства. После реформы, проведенной К.В.Глюком (1714–1787), опера становится синтетическим искусством, соединяющим в одном спектакле музыку, пение и сложное драматическое действие. На высшую ступень классического искусства поднял Ф.Й.Гайдн (1732–1809) инструментальную музыку. Вершиной музыкальной культуры Просвещения является творчество И.С.Баха (1685–1750) и В.А.Моцарта (1756–1791). Особенно ярко просветительский идеал проступает в опере Моцарта Волшебная флейта (1791), которую отличает культ разума, света, представление о человеке как о венце Вселенной.

Просветительское движение, имея общие основные принципы, развивалось в разных странах не одинаково. Становление Просвещения в каждом государстве было связано с его политическими, социальными и экономическими условиями, а также с национальными особенностями.

Английское Просвещение.

Период становления просветительской идеологии приходится на рубеж 17–18 веков. Это был результат и следствие английской буржуазной революции середины 17-го столетия, что является коренным отличием островного Просвещения от континентального. Пережив кровавые потрясения гражданской войны и религиозной нетерпимости, англичане стремились к стабильности, а не к кардинальному изменению существующего строя. Отсюда умеренность, сдержанность и скептицизм, отличающий английское Просвещение. Национальной особенностью Англии было сильное влияние пуританизма на все сферы общественной жизни, поэтому общая для просветительской мысли вера в безграничные возможности разума сочеталась у английских мыслителей с глубокой религиозностью.

Французское Просвещение

отличалось наиболее радикальными взглядами по всем вопросам политического и социального характера. Французские мыслители создавали учения, отрицающие частную собственность (Руссо, Мабли, Морелли), отстаивающие атеистические воззрения (Дидро, Гельвеций, П.А.Гольбах). Именно Франция, на столетие ставшая центром просветительской мысли, способствовала быстрому распространению передовых идей в Европе – от Испании до России и Северной Америки. Этими идеями вдохновлялись и идеологи Великой французской революции, коренным образом изменившей социальную и политическую структуру Франции.

Американское просвещение.

Движение американских просветителей тесно связано с борьбой английских колоний в Северной Америке за независимость (1775–1783), завершившейся созданием Соединенных Штатов Америки. Разработками социально-политических программ, подготовивших теоретическую базу для построения независимого государства, занимались Т.Пейн (1737–1809), Т.Джефферсон (1743–1826) и Б.Франклин (1706–1790). Их теоретические программы легли в основу главных законодательных актов нового государства: Декларации независимости 1776 и Конституции 1787.

Немецкое Просвещение.

Людмила Царькова

В конце XVII века началась эпоха Просвещения, которая охватила все последующее XVIII столетие. Ключевыми особенностями этого времени стали свободомыслие и рационализм. Сложилась культура эпохи Просвещения, которая подарила миру новое искусство.

Философия

Вся культура эпохи Просвещения основывалась на новых философских идеях, сформулированных мыслителями того времени. Главными властителями дум были Джон Локк, Вольтер, Монтескье, Руссо, Гете, Кант и некоторые другие. Именно они определили духовный облик XVIII столетия (который также называют Веком разума).

Адепты Просвещения верили в несколько ключевых идей. Одна из них заключается в том, что все люди по природе своей равны, у каждого человека есть свои интересы и потребности. Для их удовлетворения необходимо создать комфортное для всех общежитие. Личность не появляется на свет сама по себе – она формируется со временем в силу того, что у людей есть физическая и духовная сила, а также разум. Равенство должно в первую очередь заключаться в равенстве всех перед законом.

Культура эпохи Просвещения – это культура доступных для всех знаний. Ведущие мыслители считали, что только с помощью распространения образования можно покончить с социальными неурядицами. Это и есть рационализм – признание разума основой поведения и познания людей.

В эпоху Просвещения продолжились споры о религии. Нарастало отмежевание общества от косной и консервативной церкви (в первую очередь католической). Среди образованных верующих людей распространилось представление о боге, как о некоем абсолютном механике, внесшем порядок в изначально существовавший мир. Благодаря многочисленным научным открытиям распространилась точка зрения, что человечество может раскрыть все тайны мироздания, а загадки и чудеса остались в прошлом.

деятели культуры эпохи просвещения

Направления искусства

Помимо философии, существовала и художественная культура эпохи Просвещения. В это время искусство Старого Света включало в себя два основных направления. Первым был классицизм. Он воплотился в литературе, музыке, изобразительном искусстве. Это направление подразумевало следованию античным римским и греческим принципам. Подобное искусство отличалось симметрией, рациональностью, целенаправленностью и строгим соответствием форме.

В рамках романтизма художественная культура эпохи Просвещения отвечала на другие запросы: эмоциональность, воображение, творческую импровизацию художника. Нередко бывало и такое, что в одном произведении эти два противоположных подхода комбинировались. Например, форма могла соответствовать классицизму, а содержание – романтизму.

Культ природы

Именно сентименталисты создали характерный для эпохи Просвещения культ природы. Мыслители XVIII века искали в ней образец того прекрасного и доброго, к чему должно было стремиться человечество. Воплощением лучшего мира оказались активно появлявшиеся в то время в Европе парки и сады. Они создавались в качестве совершенной среды для совершенных людей. В их композицию включались картинные галереи, библиотеки, музеи, храмы, театры.

культура эпохи возрождения эпохи просвещения

Живопись

В живописи художественная культура Европы эпохи Просвещения развивалась в направлении большей светскости. Религиозное начало сдавало позиции даже в тех странах, где прежде оно чувствовало себя достаточно уверенно: Австрии, Италии, Германии. Пейзажную живопись заменил пейзаж настроения, а интимный портрет пришел на смену парадному портрету.

В первой половине XVIII столетия французская культура эпохи Просвещения породила стиль рококо. Подобное искусство строилось на асимметрии, было насмешливым, игривым и вычурным. Любимыми персонажами художников данного направления являлись вакханки, нимфы, Венера, Диана и другие фигуры античной мифологии, а главными сюжетами – любовные.

Антуан Ватто, напротив, больше обращался к современной жизни. Под его влиянием сложился стиль крупнейшего английского портретиста Томаса Гейнсборо. Его образы отличались одухотворенностью, душевной утонченностью и поэтичностью.

Главным итальянским живописцем XVIII века был Джованни Тьеполо. Этот мастер гравюр и фресок считается искусствоведами последним великим представителем венецианской школы. В столице знаменитой торговой республики также возникла ведута – повседневный городской пейзаж. Самыми прославленными творцами в этом жанре стали Франческо Гварди и Антонио Каналетто. Эти деятели культуры эпохи Просвещения оставили после себя огромное количество впечатляющих картин.

русская художественная культура в эпоху просвещения

Театр

Европейская культура эпохи Просвещения не была однородной. В некоторых странах в искусстве возникали свои национальные особенности. Например, немецкие драматурги (Шиллер, Гете, Лессинг) свои самые выдающиеся произведения написали в жанре трагедии. При этом театр Просвещения в Германии появился на несколько десятилетий позже, чем во Франции или Англии.

художественная культура европы эпохи просвещения

Художественная литература

Главным литературным жанром XVIII века стал роман. Именно благодаря новым книгам наступило торжество буржуазной культуры, сменившей прежнюю феодальную старую идеологию. Активно издавались произведения не только художественных литераторов, но также социологов, философов, экономистов.

Музыка

Другое важнейшее музыкальное явление того времени – венская школа. Произведения ее представителей продолжают исполняться академическими оркестрами и сегодня, благодаря чему современные люди могут прикоснуться к наследию, которое оставила культура эпохи просвещения. 18 век ассоциируется с именами таких гениев, как Вольфганг Моцарт, Йозеф Гайдн, Людвиг Ван Бетховен. Именно эти венские композиторы переосмыслили прежние музыкальные формы и жанры.

Гайдн считается отцом классической симфонии (он написал их более ста). Многие из этих произведений основывались на народных танцах и песнях. Вершиной творчества Гайдна является цикл Лондонских симфоний, написанных им во время поездок в Англию. Культура эпохи Возрождения, эпохи Просвещения и любого другого периода человеческой истории редко порождала столь плодовитых мастеров. Помимо симфоний, Гайдну принадлежит 83 квартета, 13 месс, 20 опер и 52 клавирных сонат.

Моцарт не только писал музыку. Он непревзойденно играл на клавесине и скрипке, освоив эти инструмент в самом раннем детстве. Его оперы и концерты отличаются самым разным настроением (от поэтической лирики до веселья). Главными произведениями Моцарта считаются три его симфонии, написанные в одним тот же 1788 год (номер 39, 40, 41).

культура эпохи просвещения в россии

Английское Просвещение

Англия была родиной европейского Просвещения. В этой стране раньше других, еще в XVII веке, произошла буржуазная революция, что дало толчок культурному развитию. Англия стала наглядным примером общественного прогресса. Философ Джон Локк был одним из первых и главных теоретиков либеральной идеи. Под влиянием его сочинений был написан важнейший политический документ эпохи Просвещения – американская Декларация независимости. Локк считал, что человеческое знание определяется чувственным восприятием и опытом, чем опровергал прежде популярную философию Декарта.

Другим важным британским мыслителем XVIII столетия был Дэвид Юм. Этот философ, экономист, историк, дипломат и публицист обновил науку о нравственности. Его современник Адам Смит стал основоположником современной экономической теории. Культура эпохи просвещения, кратко говоря, предварила многие современные концепции и идеи. Творчество Смита было именно таким. Он первым приравнял важность рынка к важности государства.

художественная культура эпохи просвещения

Мыслители Франции

Французские философы XVIII века творили в условиях оппозиционности существовавшему тогда общественному и политическому строю. Руссо, Дидро, Монтескье – все они протестовали против отечественных порядков. Критика могла принимать самые разные формы: атеизм, идеализацию прошлого (восхвалялись республиканские традиции античности) и т. д.

Монтескье остро критиковал произвол и деспотизм властей. Сегодня его справедливо считают основоположником буржуазного либерализма. Вольтер стал примером выдающегося остроумия и таланта. Он был автором сатирических поэм, философских романов, политических трактатов. Дважды мыслитель попадал в тюрьму, еще больше раз ему приходилось скрываться в бегах. Именно Вольтер создал моду на вольнодумство и скептицизм.

культура эпохи просвещения

Немецкое Просвещение

Немецкая культура XVIII века существовала в условиях политической раздробленности страны. Передовые умы выступали за отказ от феодальных пережитков и национальное единство. В отличие от французских философов немецкие мыслители осторожно относились к вопросам, связанными с церковью.

Хронологические рамки определены столетием между Английской Буржуазной революцией (1689) и Великой Французской революцией (1789). Век просвещения. Просветительская идеология и культура не стояли особняком, их истоки в предшествующих – в предшествующих веках.

Социально-экономические предпосылки: кризис феодализма и начавшееся тремя веками ранее развитие капиталистических отношений в Западной Европе (XIV в.).

Политические предпосылки: деизм (учение о боге как о творце вселенной, которая после ее создания подчинена естественному ходу событий), появление механического материализма, в основе которого познание мира с помощью научных знаний.

Европейское просвещение – широкое идейное и общественно-культурное движение, которое заключалось в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Специфику содержания просвещения характеризуют два момента:

· Путь осуществления этого идеала через просвещение, воспитание и образование масс. В этом отношении эпоха просвещения может быть названа золотым веком утопии, так как включала в себя веру в возможность изменить человека рационально изменив социальный и политический строй. Предписывая все свойства человеческой натуры воздействию определенных обстоятельств или среды, философия этой эпохи толкала к размышлениям о том, что можно создать такие условия существования, которые бы способствовали торжеству человеческих добродетелей. Никогда культура не рождала такое количество произведений, которые описывали идеальное общество. Даже наиболее прагматические сочинения содержали следы этой утопии (декларация независимости США начиналась словами: все люди сотворены равными и наделены Создателем определенными неотчуждаемыми правами). Идеалы эпохи: свобода, мировое ненасилие, равенство, братство, благосостояние и счастье людей.

1. Становление идеологии просвещения и национальные особенности.

Истоками идеологии просвещения являлись античная философия и философия ренессанса. Приоритет в формировании просветительской идеологии принадлежал Англии. Специфика:

· лояльность по отношению к церкви и государству, так как уже к началу XVII века в Англии существовала парламентская монархия, следовательно, демократическая борьба политических течений и партий, а церковь проводила гибкую религиозную политику (не выступала в оппозиции просвещения, а наоборот поддерживала лозунги);

· именно в Англии родился прагматизм (философия выгоды), который в качестве своего культа выбрал деньги. Идеологом английского просвещения стал Джон Локк (1632-1704), главное сочинение – "Опыт о человеческом разумении", где он говорит о неотчуждаемых правах: жизнь, свобода, собственность.

Франция. Просветительская идеология играла особую роль, так как явилась гегемоном духовной жизни всей Европы в XVIII веке (французскому образцу подражали все европейские государства).

· антифеодализм и антиабсолютизм, следовательно, политический радикализм + оппозиционность существующему строю.

Идеологи: Монтескьё (1689-1755), Вольтер (1694-1778), Жан-Жак Руссо (1712-1778), Д. Дидро (1712-1784). Французские просветители идеализируют прошлое (республиканский строй античности), наиболее радикальная форма – руссоизм (проповедь атеизма) – подчинение личности общественным целям и отказ от различных форм государственности, воспитания человека будущего.

Германия.

1. Что я могу знать? (метафизика).

2. Что я должен делать? (мораль).

3. На что я могу надеяться? (религия).

1. Особенности культуры эпохи просвещения.

2. Деизм, как учение свободомыслия открывало возможность выступать против религиозного фанатизма за свободу совести, за освобождение науки от церковной опеки. Постепенно христианская вера теряет свою силу, проявляет стремление освободить религию от церковного учения, вывести ее из естественного знания.

3. Светскость – вытеснение религиозных начал из всех сфер культуры (светское зодчество впервые берет верх над церковным, храмовым).

4. Апелляция просветителей к природе, следовательно, космополитизм. Выражался в осуждении национализма и убеждении в равных возможностях наций. НО отрицательным следствием было падение чувства патриотизма.

5. Научность. Этому в немалой степени способствует расцвет математики и естественных наук. Наука окончательно вошла в жизнь человека на равных с философией и религией. Научные знания, которые раньше были достоянием только узкого круга ученых, выходят за пределы университетов и лабораторий, становится предметом обсуждений в светских салонах. Теперь не только ученые, но и литераторы пытаются изложить последние достижения науки и философии (например, французская энциклопедия Дидро).

6. Рационализм, тесно связан с научностью. Идеологи просвещения хотели провозгласить новое евангелие, евангелие разума, сводившиеся только к человеческому разуму, только с помощью разума можно было достигнуть истины о человеке и окружающем мире. Человек может и должен действовать разумно, а общество может и должно быть устроено рационально. НО век разума имел и другие противоречивые тенденции: реализму противостояла тяга ко всему фантастическому (в элитарных кругах – масонство, в народных массах – авантюризм и тяга к приключениям).

7. Идея прогресса. Прогресс через разум – путь развития европейской цивилизации. Этот путь принес ряд разрушительных последствий (изобретение доктора Гельятина, атомная бомба).

8. Абсолютизация воспитания в формировании нового человека. Достаточно создать целесообразные условия воспитания для детей и в течение одного, двух поколений все несчастья общества будут искоренены (особая роль садов и парков).

9. Публичность и театральность. Возник новый вид связей: искусство и общество – салоны, которые не только играли важную роль в жизни интеллектуальной элиты, но и становились местом диспутов по важным допросам государственности.

10. Стилистические и жанровые особенности искусства XVIII столетия.

Практическим результатом века разума стала Великая Французская революция, которая выступила с главными лозунгами французского просвещения: свобода, равенство, братство. Главные идеи доминируют в европейской культуре (1948 – всеобщая декларация прав человека). НО ряд установок подвергается серьезному переосмыслению: идея прогресса; идея господства человека над природой (глобальная экокатастрофа); идея формирования нового человека.

Эпоха просвещения

Исторические предпосылки

Историки расходятся во мнении, когда именно началось Просвещение, хотя многие согласны с тем, что его истоки связаны с научной революцией начала XVII в. Оказав огромное влияние на развитие европейской цивилизации, Век Разума завершился революционными событиями во Франции и сменился романтизмом. К наиболее выдающимся деятелям того периода можно отнести:

Жан-Жака Руссо и другие великие люди того времени

    ;
  • Джона Локка;
  • Томаса Гоббса;
  • Дэвида Юма;
  • Жан-Жака Руссо;
  • Адама Смита;
  • Иммануила Канта; ;
  • Томаса Джефферсона.

Корни философских идей, повлекших переворот взглядов на человека и природу, лежат в Тридцатилетней войне (1618—1648). Это был долгий и кровавый конфликт, вызвавший целый ряд социальных потрясений. Люди начали подвергать сомнению и критике религиозные устои и устройство общества. Согласно принятому мнению, толчком к появлению идей Века Разума послужила популяризация значения древних авторов в эпоху Возрождения.

Период Великих географических открытий раскрыл для европейской цивилизации другие философские концепции и культуры. Кроме того, робкие идеи Возрождения по изучению материального мира уже заложили основу для настоящей научной революции, которая началась с публикации в 1543 г. гелиоцентрической теории Вселенной Николая Коперника. В одном ряду с идеями польского астронома стоят работы:

Гении эпохи просвещения

  • Иоганна Кеплера — три закона движения планет; — теория движения и закон инерции;
  • Тито Браге — новый взгляд на звёзды, планеты и их движение.

Научная революция закончилась с открытием Исааком Ньютоном закона всемирного тяготения и популяризацией модели механической Вселенной в конце XVII века. С каждым новым изобретением той эпохи общепринятый христианский взгляд на мир подвергался трансформации. Мыслители периода научной революции всё больше склонялись к копернианско-ньютоновской парадигме, согласно которой божественное создание мира можно познать через науки. Интеллектуалы стали воспринимать Вселенную бесконечной, полной движения и событий. Такое мировоззрение заложило почву для Просвещения и эволюции рациональной мысли.

Философские концепции

Рациональное мышление

Прогресс в просвещении

  1. Рациональное мышление. Просветители были уверены, что оно может привести к улучшению человечества и является естественным свойством разума. Они видели в способности рассуждать самый значимый человеческий потенциал, основная задача которого — помочь людям освободиться от невежества. Просветители считали, что все человеческие усилия должны быть направлены на повышение уровня знаний.
  2. Скептицизм. Представители эпохи Просвещения не руководствовались в понимании мира слепой верой, а требовали доказательств для всех мировоззренческих моделей, тестируя общепринятые понятия научным методом. Скептически относились к абсолютизму и божественному праву королей на власть. Считали, что Бог существует, но не вмешивается в земные дела, а все события во Вселенной происходят в соответствии с естественными и научно обоснованными законами.
  3. Религиозная толерантность. Несмотря на скептицизм в отношении религиозных институтов, просветители считали, что люди должны иметь возможность поклоняться кому угодно по своему выбору.
  4. Свобода. Согласно просветительскому мировоззрению, Бог наделил всех людей равными правами, поэтому они могут жить без угнетающих личность ограничений. Законная политическая власть должна основываться на согласии народа и обязана представлять его волю.
  5. Прогресс. Столетия до Просвещения характеризовались быстрыми изменениями, начиная с открытий научной революции и заканчивая развитием техники и искусства в эпоху Возрождения. Во многом благодаря этому считалось, что человечество стремительно улучшается.
  6. Конфликт эмпиризма и рационализма. Английские философы утверждали, что источником всех человеческих знаний является чувственный эмпирический опыт. Рационализм, характерный для континентальных мыслителей, отрицал надёжность чувственного опыта, полагаясь на научную интуицию и способности к озарению идеями.

Ближе к концу периода философы пришли к общему мнению относительно того, что можно считать определением просвещённой личности. Так называли человека, освободившегося от добровольной незрелости, несамостоятельности мышления и отсутствия мужества обладать собственным мнением.

Территории свободы

История эпохи тесно связана с появлением новых и развитием традиционных обществ, поддерживаемых частными лицами или государством. Сторонники идей образовывали группы, используя для совместного времяпрепровождения различные места:

Театральные залы

  • читальные залы;
  • театры и оперы;
  • сувенирные лавки;
  • литературные и художественные салоны;
  • академии;
  • кафе;
  • политические клубы (характерно для Англии).

В этих новых или обновлённых заведениях возникали оживлённые дискуссии и научные распри, бушевали дебаты о литературе и живописи, обсуждались идеи государственного устройства. Сформировавшаяся среда из старых и новых элит, художников, создателей философии и их покровителей, государственных агентов и политических авантюристов стала плавильным котлом для космополитичной публики, осознавшей себя исключением.

Феномен салонов сформировался на базе французского искусства вести беседу. Организаторами были в основном женщины из буржуазных кругов. Содержание салона в то время становится одним из самых престижных видов женских занятий. Качество гостей служило картинкой для привлечения влиятельных посетителей, отражало репутацию хозяйки и дома, её привлекательность и статус.

Эпоха просвещения в России при Екатерине 2

Главными координационными центрами новых сообществ становятся академии наук. Хорошим стимулом для членства в них была щедрая спонсорская поддержка прошедших отбор и победителей конкурсов. Открытость условий и оценок результатов, обязательная анонимность для кандидатов гарантировали беспристрастное отношение к полу и социальному статусу соискателей, что привело к невиданному до подобных событий результатам. Например, нередки случаи получения академических призов женщинами в жанре поэзии.

Для новых пространств свободы была характерна некоторая англомания, поскольку сами идеи брали начало из Британии. Ещё одним центром художественного и интеллектуального капитала стал Париж, из которого он распространился во французские провинции. Наступление эпохи Просвещения в России связано с активной поддержкой Екатериной II развития наук и искусств.

Роль масонства

Официально основание первой ложи датируется 1717 г. Событие произошло в Лондоне, а на европейском континенте вольные каменщики появились в 1734 году. Размер вклада масонства в Просвещение до сих пор является предметом бурных дискуссий среди историков. В ложах состояло немало видных деятелей эпохи, например, активными участниками были:

Представители эпохи просвещения

  • Монтескьё;
  • Вольер;
  • Моцарт;
  • Гёте;
  • Фридрих Великий;
  • Бенджамин Франклин;
  • Джордж Вашингтон.

Конечно, масонские ложи оказали влияние на общество в целом и Просвещение в частности, но трудно преуменьшить их роль в установлении конституционных форм управления с выборными представителями. Другими словами, социумы, созданные в ложах, стали нормативной моделью для всего общества.

Масоны всей Европы XVIII века

Влияние и наследие

Просвещение изменило мир и историю. Лучшее этому доказательство — ценность идеалов и принципов эпохи для современников. Основные научные теории развивались на протяжении всей истории, но авторами их были просвещённые мыслители. Идеи веротерпимости, разделения церкви и государства привели к сокращению войн из-за религиозных разногласий. С ослаблением власти духовенства стало доступней образование, резко возрос уровень грамотности, массово стали строиться публичные библиотеки и музеи.

Основные идеи и выдающиеся представители эпохи Просвещения

Идеи Просвещения привели ко многим революциям, оказавшим огромное влияние на ход истории. Поддержка народами суверенитетов в рамках республик позволила возникнуть более справедливым системам общественного устройства. К XVIII веку были созданы все основы, изменившие направление развития человечества. В течение последующего периода граждане европейских государств получили право самостоятельно распоряжаться собственной жизнью и свободой.

Юридические нормы стали действенным регулятором отношений между личностью, обществом и государством, в то время как функции последнего начали сводиться к защите этих прав. Заметная гуманизация произошла в сфере уголовного законодательства. Система сдержек и противовесов, разработанных в Век Разума, легла в основу конституций многих государств.

Представители эпохи просвещения в России

Тем не менее некоторые атрибуты феодально-абсолютистской формы правления сохранялись. Например, налоговое бремя для третьего сословия не изменилось, как и освобождение дворянства и духовенства не утратило свою силу. Несмотря на идеи всеобщего равенства перед законом, разделение общества на классы считалось естественным и правильным.

Просветительская деятельность радикальным образом повлияла на общественно-политическую мысль, поставив под сомнение адекватность и непогрешимость феодального устройства общества. Благодаря избавлению от атавизмов Средневековья человечество получило новые горизонты для прогресса. Огромный шаг вперёд сделали ботаника, биология, математика и химия. Художественная культура эпохи Просвещения породила широкий спектр новых стилевых форм. Литература и театр вышли на передний план, инструментальная музыка поднялась на более высокий уровень, начала совмещаться с оперным пением и сложным драматургическим действием.

Конец эпохи ознаменовался консервативными тенденциями в обществе и пришёлся на время после наполеоновских войн. Просвещение сменилось романтизмом. В целом его появление можно рассматривать как отрицание идей Разумного Века, частично — в качестве плавной эволюции настроений в обществе.

Читайте также: