Культура эпохи революции 20 30 кратко
Обновлено: 04.07.2024
Идеологические основы советского общества и культура в 1920-1930-х гг.
Советское общество 1920-30-х годов переживало сложный период и строилось на идеологии марксизма-ленинизма. При таком подходе, в любых направлениях общественной жизни, главным является классовый подход. Сфера культуры и искусства того времени находилась под сильным идеологическим прессингом:
- Партия контролировала духовную жизнь людей. Проводилась пропаганда атеистических взглядов
- Сознанием людей манипулировали посредством искусства, журналов, листовок
- Инакомыслящие физически уничтожались
Были созданы идеологические организации, такие как Агитпроп, Пролеткульт, Союз безбожников. Их члены занимались пропагандой советской идеологии и нравственности, отрицали культуру прошлого, навязывали атеистические взгляды.
В искусстве и культуре 1920-1930-х гг. официальным методом творчества был социалистический реализм (соцреализм). Он предполагал под собой создание произведений, которые изображали действительность в соответствии с идеалами социализма. Все, что ставило под сомнения основы советской идеологии, было под строжайшим запретом. Инакомыслие порицалось и наказывалось.
Культура теперь стала доступна всем слоям общества, а не только представителям высших сословий, как это было в дореволюционной России. Произошла ее демократизация. Открывались новые клубы, дома культуры и музеи. И люди с удовольствием туда потянулись.
Цели:
- Создание социалистической системы народного образования.
- Перевоспитание буржуазной и формирование социалистической интеллигенции.
- Перестрой быта.
- Преодоление влияния старой идеологии и утверждение марксистско-ленинской идеологии.
- Формирование социалистической культуры – культуры, выражающей интересы трудящихся и служащей задачам классовой борьбы пролетариата за социализм.
- Следующий период – НЭП. Происходит отказ от радикальных лозунгов и методов. Временно был ослаблен идеологический контроль. Как результат – возвращение в страну некоторых представителей интеллигенции. В их числе А. Толстой. М. Цветаева, А. Куприн и другие.
- Последний период начинается в конце 1920-х годов. Вновь происходит возвращение к чрезвычайным методам. Период характеризуется жестким контролем власти над всеми областями культурной и духовной жизни общества. Открытый конфликт с церковью. Репрессии. Психология, генетика и социология были объявлены лженауками. Культ Сталина.
Ликвидация неграмотности, создание системы образования
Политика ликвидации безграмотности быстро дала свои результаты. Уже в 1926 году уровень грамотности людей составил 51%, тогда как до революции – 20%.
В 1930 году правительством было введено положение о всеобщем обязательном начальном образовании. В сельской местности обязательным было обучение в течение четырех лет. Для городов и промышленных районов срок обучения составлял семь лет.
К середине 1930-х гг. утвердили общие учебники для учащихся. После окончания обучения, выдавались аттестаты, дипломы единого образца. Стремительно возросло количество ВУЗов.
Культурная революция в СССР была следствием Октябрьской революции 1917 года. Сам термин появился весной 1917 года в “Манифесте анархизма”, а Ленин стал его использовать с 1923 года в одной из своих последних работ – “О кооперации”. Он видел в ней задачу культурного развития народных масс.
Культурное строительство в первые годы советской власти
Фактическое начало культурной революции можно отнести к началу 1918 года, когда был издан декрет об отделение церкви от школы и государства. Из системы образования были удалены богословие и древнегреческий язык, а также другие предметы, которые считали связанными с религией.
Рис. 1. Октябрьская революция.
В первые месяцы советской власти, еще до создания СССР, появились органы партийно-государственного управления культурной жизнью:
- Агитпроп.
- Главполитпросвет.
- Наркомпрос.
- Главлит.
Большевики начали национализацию типографий, издательств, кинофабрик и музеев. Последние уже в годы Гражданской войны могли делать в дворянских усадьбах, например, в Мураново с 1 августа 1920 года, в нем ранее находилась усадьба поэта Тютчева. Уже в годы Гражданской войны была введена жесткая цензура, начались гонения на религию и власти приступили к борьбе с неграмотностью. Декрет о борьбе с неграмотностью был издан 26 декабря 1919 года. Он обязывал население в возрасте от 8 до 50 лет научиться читать и писать на русском или родном языке.
Началось массовое создание школ, так как численность грамотных была невелика, около 42%. Появились и новые учебные заведения, например, институт красной профессуры. В 1920 году был основан университет в Екатеринбурге, который вскоре переименовали в Свердловск.
Причиной культурной революции была общая отсталость страны 1917 году. Борьба с неграмотностью стала первым шагом для создания собственных кадров для развития науки и промышленности.
Рис. 2. Культурная революция СССР.
Продолжение культурной революции в 1930-ые
Этот процесс бурно шел в годы первых пятилеток. В стране развивался кинематограф, фильмы были черно-белые, а в 1931 году вышел первый звуковой – “Путевка в жизнь”. К концу десятилетия появились знаменитые исторические фильмы, например, “Александр Невский”.
В 1931-1935 годах произошли изменения в школьном образовании. В школу вернули преподавание истории с элементами идеологического воспитания, а также появилась четкая программа, уроки, предметы, оценки. Численность школ к 1940 году выросла до 198 тыс., численность учеников – 35 млн, а численность учителей – до 1,2 млн. С 1938 года сталинскую версию истории партии и советского государства стали изучать по “Краткому курсу истории ВКП(б)”. С 1937 года было введено семилетнее обучение, к концу 1930-ых годов часть языков в СССР перевели с латинского алфавита на кириллицу.
Итогом культурной революции стало повышение уровня грамотности населения до 87% согласно переписи 1939 года. Появилась широкая сеть школ, институтов, библиотек, а также множество объектов культурного назначения.
Рис. 3. СССР ликбез.
Что мы узнали?
Кратко о культурной революции в СССР в 20-е-30-е гг. следует знать, чтобы понимать процессы происходившие в государстве, которое считало себя первым в мире социалистическим. В нем, несмотря на общую бедность, быстро ликвидировали неграмотность.
Цели культурной революции.
1. Перевоспитание народных масс – утверждение марксистско-ленинской, коммунистической идеологии в качестве государственной.
4. Ликвидация неграмотности, развитие образования, распространение научных и технических знаний.
5. Разрыв с дореволюционным культурным наследием.
6. Создание и воспитание новой советской интеллигенции.
Начало ликвидации неграмотности. Придя к власти, большевики столкнулись с проблемой низкого культурного уровня населения. Перепись населения 1920 г. показала, что в стране 50 млн. человек неграмотны (75% населения). По переписи 1926 г. грамотность населения составила 51%.
Наука. Власть стремилась использовать техническую интеллигенцию для укрепления экономического потенциала Советского государства. С.В. Лебедев разработал метод получения синтетического каучука.
Отношение власти к гуманитарной интеллигенции. Власть ограничивала возможность гуманитарной интеллигенции участвовать в политической жизни, влиять на общественное сознание. В 1921 г. упразднили автономию высших учебных заведений. Профессоров и преподавателей, не разделявших коммунистические убеждения, увольняли.
Высшая школа. Подготовка новой интеллигенции.ВКП(б) взяла курс на формирование новой интеллигенции, безоговорочно преданной режиму. В 1918 г. были отменены вступительные экзамены в вузы и плата за обучение. Открылись новые институты и университеты (к 1927 г. – 148, в дореволюционное время – 95). С 1919 г. в вузах были созданы рабочие факультеты (рабфаки) для подготовки к обучению в высшей школе рабоче-крестьянской молодёжи, не имевшей среднего образования. К 1925 г. выпускники рабфаков составляли половину студентов.
Школьная система 1920-х гг. Из системы народного образования были удалены такие школьные предметы, как логика, богословие, латинский и греческий языки и другие гуманитарные предметы. Школа стала единой и общедоступной. Она состояла из 2 ступеней(9 лет). Подготовкой рабочих кадров занимались школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и школы рабочей молодёжи (ШРМ).
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
20-30 годы в истории известны, как период революции. В это время произошло много изменений. Творческие люди и интеллигенция раскололись на два лагеря. Были те, кто покинул страну и те, кто смирился с революцией, остались и даже принимали участие в образовании новой, ранее не известной культуры. Но также были представители культуры, которые не уехали и не приняли революцию, они находились в ужасе, воспринимали новшества, как катастрофу.
За период начала революции страну покинули около 500 творческих людей, ученых и умов. Поэтому уровень в государстве сильнейшим образом снизился, стало забываться понятия интеллектуальный и духовный.
В это время начинается воздействие государства на граждан. Оно преследует цель сделать культуру все доступной и уничтожить расслоение общества, теперь культурные блага должны стать доступные не только для представителей элит. Для этого была осуществлена национализация. А в 1917 году решением данной проблемы стало присвоение Эрмитажа, Русского Музей, Третьяковской галереи, а также большая часть музеев.
Но люди были явно не готовы к таким резким переменам и некоторые не оценили их по достоинству. Последствием чего стали кражи ценных экспонатов и уничтожение. Исчезали библиотеки, сжигались ценные архивные материалы. У барин в домах были возведены клубы, музеи, школы.
В этом же году были созданы новые музеи, примером может стать музей изящных культуры и быта, который был организован в стенах МГУ. И уже с 1918 года было насчитано около 250 новых музеев.
Самым нашумевшим событием 1918 года было отделение церкви от государства. Декрет содержал информацию о том, что все граждане могут исповедовать выбранную ими веру или же вовсе не исповедовать никакую. И согласно данному документу, все имущество, находящееся в церквях было государственным достоянием.
Активно образовывалось новое общество и главной целью этого преобразования было воспитание человека. В связи с этим 1918 год положил начало изменениям в системе народного обучения. Отменили оплату за образование. Сформировались трудовые школы, обучение в которых составляло от 4 до 5 лет.
В 1919 году было заявлено, что около 75% страны неграмотные, сюда также были отнесены деревни и поселки. В целях борьбы с данными обстоятельствами был создан декрет. А уже 1920 году была организована комиссия, которая боролась с неграмотностью.
К 1930 годам появляется понятие начальное образование и продуктивно применяется в учреждениях. Эти школы создавались на старых, дореволюционных традициях и обычаях. Поэтому все эксперименты и новшества были строго запрещены, а весь обучаемый процесс реализовывался на основе предписанной дисциплины и расписания.
Основными предметами в образовательных учреждениях были: гуманитарные и точные науки, а также изучение истории страны. Учебные пособия были созданы соблюдая государственный стандарт. 15 мая 1934 года была учреждена начальная школа (Декретами СНК и ЦК), то есть появляется 1-4 классы. С 1-7 класс неполная средняя школа и с 1-10 средняя школа. Образовательный процесс осуществлялся при помощи опытных партработников и комсомольцев.
Так как в то время произошла техническая революция, страна требовала опытных и грамотных специалистов своего дела. В связи с этим уже в 1933-1937 были созданы специальные школы, для повышения уровня профессиональных знаний граждан, а также профессиональные курсы.
Появлялись технические вузы. Спросом пользовались учреждения, которые предоставляли обучение не отделяя его от производства. Таким образом люди получали знания и набирались опыта.
В 1925 году была перенесена из Ленинграда в Москву Академия наук. А в 1929 году была учреждена Всесоюзная Академия, специализирующаяся на сельскохозяйственной деятельности. Ее управляющим был назначен Н.И. Вавилов. Прогрессивно создавались новые отделения наук на территории РСФСР и близлежащих республиках, и регионах, их насчитывалось около 850 НИИ.
Пристальным вниманиям пользовались разработки и оборотные отрасли производства. На основе конструкторских бюро создавались новые танки (А.А. Морозов, М.И. Комкин, Ж.Я. Котин), самолеты (А.И. Туполев, С.В.Июшин и т.д.), а также артиллерийские оружия, минометы и стрелковые оружия. В этом же году была разработана система защиты кораблей от магнитных волн (А.П. Александровым).
Ученые пользовались большим успехом и активно проявляли себя в областях физики. Ими были рассмотрены полупроводники физики, атомные ядра.
Новатором в театральном искусстве был Е.Б. Вахтангов. Он отлично справлялся с раскрытием внутреннего мира человека, придавал спектаклю так называемую гиперболическую форму. А также им были введены в представления световые и музыкальные эффекты.
История России не осталась без внимания. Она была тщательно пересмотрена и стала представляться, как период постоянных побед, преемницей которых стала партия коммунистов.
Кинематограф активно развивался, талантливыми сценаристами и режиссерами было создано уйму замечательных фильмов. Первыми фильмами по окончанию революции были агидфильмы. Они также несли скрытый смысл, благодаря которому воздействовали напрямую на подсознание и поведение людей. Представитель ЦК первыми просматривали новые отснятые фильмы и выступали в качестве цензоров.
В 30-е года в кинематографе были уже задействованы прекрасные мастера своего дела, такие как: Г.В. Александров, Г.Н и С.Д. Васильевы, С.А. Герасимов.
Не обошлись без внимания графика и живопись. Художники и скульпторы находились под серьезным контролем. Они могли представлять только блага и были полностью зависимы от государственной власти.
Самым распространенным в 30-е годы проявлением творчества служили графики. Они были выполнены на уровне газет, плакатов, журналов. Графика была представлена двух видов: героическая, сатирическая. И эти рисунки могли также сопровождаться текстом, примером могут послужить плакаты Денисова В.Н.
Но кроме графического искусства активно развивалась также живопись. Развивался русский авангард и появлялись творческие эксперименты художников. Реализм был подкреплен романтической и символической окраской.
Анализируя все минусы и плюсы можно утверждать о том, что в 20-30-е годы Россия стала мощнейшей державой. И заставила считаться с собой все мировые сообщества.
Читайте также: