Культура древнего египта мифология кратко

Обновлено: 04.07.2024

Должность жреца налагала обязательства, в том числе соблюдения чистоты (ритуальной и личной): жрецы носили белые льняные одеяния, брили волосы, совершали омовения в священных храмовых водоемах. Грамотные, сведующие в магии и в связанном с ней искусстве врачевания жрецы пользовались большим уважением и влиянием. Жрецы выступали хранителями религиозных культурных традиций, а также положительных знаний своего времени. Именно с ними связано изобретение, развитие и передача письменности, астрономии, астрологии, медицины.

Необычен не только масштаб, но и суть его власти. Теологическая концепция, разработанная фиванским жречеством в конце XX династии, делала Амона (а не легитимного царя) единственным истинным фараоном Египта, божественная воля которого, высказываемая через оракул, подлежала истолкованию верховным жречеством. Религиозная реформа при XX династии и ее последствия кажутся более революционными, чем атонизм Эхнатона.

Политеистическая древнеегипетская религия просуществовала более трех тысяч лет, дольше, чем какая-либо иная и чем само египетское государство. Она оказала огромное влияние на весь Древний мир, которое проявилось не только в распространении египетских культов на огромной территории (от Персии до Англии, куда их принесли легионы римских завоевателей), но и в идеях и образах, которые она передала великим мировым религиям.

Лит.: Ассман Я. Египет. Теология и благочестие ранней цивилизации / Пер. Т. А. Баскаковой. М., 1999; Большаков А. О. Человек и его Двойник. Изобразительность и мировоззрение в Египте Старого царства. СПб., 2001; Кеес Г. Заупокойные верования древних египтян / Пер. И. А. Богданова. М., 2005; Культура Древнего Египта. М., 1979; Матье М. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. М., 1996; Мифологии Древнего мира. М., 1977; Перепелкин Ю. Я. Переворот Амен-Хотпа IV. М., 1984. Ч. 1—24; Его же. Тайна золотого гроба. М., 1962; Тураев Б. А. Египетская литература. Т. 1. М., 1920; Франкфорт Г., Франкфорт Г. А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. М., 1984; Lehner M. The Complete Pyramids. London, 1999; Lichtheim M. Ancient Egyptian Literature. Vol. I—III. Berkly–Los Angeles–London, 1973—1980; Rice M. Egypt’s Making. London, 1991; The Oxford History of Ancient Egypt / Ed. I. Shaw. Oxford, 2000; Wilkinson R. H. The Complete Gods and Goddeness of Ancient Egypt. London, 2003; Idem. The Complete Temples of Ancient Egypt. Cairo, 2005.

В египетской мифологии отсутствует логическая последовательность, что указывает на древность мифов. Каждый бог выполняет много функций, и сами боги часто замещают друг друга. То, что многие из них имеют головы животных, указывает на тотемические корни египетской мифологии. Такие боги – модификации тотемов отдельных поселений.

В другой мемфисской версии творцом мира является Птах, главный бог Мемфиса, а мир создается не физическим процессом, а материализацией слов, являющихся следствием мыслей сердца.

Данный миф повторяется в сказке о двух братьях Правде и Кривде. Кривда ослепляет Правду, а сын последнего борется с Кривдой на суде, чтобы отомстить за отца. Связь умирающего и воскресающего Осириса с воскресением мертвых позволяет вспомнить и представление о Фениксе – священной птице древних египтян, сжигающей себя и возрождающейся из пепла.

Миф об Осирисе важен для египтян еще и потому, что человек мог надеяться воскреснуть после смерти, как Осирис. В пользу этого предположения говорит то, что погребальный ритуал повторял легенду об Осирисе, отождествляя покойного с этим богом. А сам гроб делался в форме Осириса.

Миф о борьбе Осириса и его сына Гора с Сетом можно трактовать как борьбу почитаемых на севере богов Осириса и Гора с богом юга Сетом. В мифе Гор побеждает Сета, тогда как в реальности, наоборот, юг завоевал север.

Так как в основе мифов лежат мистические представления, можно комментировать их мистически, что и делает Р. Штайнер. Он интерпретирует миф об Осирисе как миф о рождении мира путем разрывания тела Осириса. Это первое рождение через жертву. Ставший жертвой бог возрождается, чтобы умереть вновь. Осирис – бог-отец, а Изида – великая мать, не только дающая людям пропитание, но и приобщающая их к божественному.

Египтяне считали, что на подобающее существование после смерти нельзя надеяться без надлежащего погребения. Это относилось ко всем людям, но особые размеры приобрело в отношении к правителям. Фараон в соответствии с египетской мифологией с начала первой династии считался богом Гором, который изображался в виде сокола. Таким образом, Гор представлялся троицей из небесного царя, земного царя и сокола. Цель египетской космологии состояла не только в том, чтобы объяснить происхождение мира, но и доказать божественность царя. Вот отрывок диалога, который происходит после смерти царя с его сыном, становящимся царем и богом.

«Вопрос: Ты человек. Это твой отец Гор.

Ответ: Я бог Гор, потому что мой отец – Гор, умер. Он стал Осирисом, потому что тело его погребено в земле, как зерно, а его дух поднялся к небу в виде растительности.

Вопрос: Как случилось, что Гор, бог умер?

Египтяне верили в то, что умершие продолжают существовать. Пирамида была местопребыванием тела бога, обожествленного и преображенного царя. Все излишки средств шли на строительство пирамид для фараонов, саркофагов – для элиты, что считалось важнейшим делом. Пирамиды, как и сфинксы, стали символами египетской цивилизации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Небо Египта

Небо Египта На небе души проходят через три этапа. Поля Иалу,[126] блаженная страна, где урожай в шесть локтей высотой вознаграждает труд умерших; Поля Подношений, где стол всегда накрыт, и неисчислимых воздаяний достигаешь без труда и усилия; Дуат, куда умерший проникает в

1. Мифология

1. Мифология Любители античности будут осчастливлены тем, что для такой универсальной античной категории, как гармония, имеется специальный мифологический образ, который тоже носил имя гармонии.а) Оказывается, что Гармония была не больше и не меньше, как дочерью Ареса и

Сказки и мифы Древнего Египта. Эволюция сознания в сказке о двух братьях

Сказки и мифы Древнего Египта. Эволюция сознания в сказке о двух братьях События волшебных сказок отражают не какую-то абстракцию, но текущую жизненную психическую реальность…Анализ сказок и мифов – путь контактирования с архетипическими идеями. Если мы понимаем

ТАЙНАЯ МУДРОСТЬ ЕГИПТА

Сказки и мифы Древнего Египта. Эволюция сознания в сказке о двух братьях

Сказки и мифы Древнего Египта. Эволюция сознания в сказке о двух братьях События волшебных сказок отражают не какую-то абстракцию, но текущую жизненную психическую реальность… Анализ сказок и мифов – путь контактирования с архетипическими идеями. Если мы понимаем

История Египта

Искусство древнего Египта

Искусство древнего Египта Египетская письменность, изобретенная более 5000 лет назад, представляла собой употребление рисунков в виде знаков. «Некоторые знаки обозначали звуки, другие – идеограммы и целые слова, третьи – целые классы объектов, к которым принадлежало

Мифология древнего Рима

Мифология древнего Рима Первичные мифы римской цивилизации, например, миф о выкармливании волчицей двух братьев – основателей Рима, – мало чем отличаются от мифов первобытных народов. Тит Ливий пишет, что первый культ, учрежденный на римской земле Ромулом, был культ

КОНЕЦ ЕГИПТА

Конец Египта

Сегодня мы рассмотрим культуру Древнего Египта — кратко. Сначала, что такое цивилизация? Цивилизация — это совокупность взаимодействующих между собой различных частей жизни общества в целом (религия, культура, искусство и пр.). Если говорить о культуре древнего Египта кратко, то можно сказать, что эту древнюю культуру мы ощущаем до сих пор. Это и различные памятки архитектуры которые сохранились в хорошем состоянии и через тысячи лет, и большие труды астронавтов, и очень очень многое другое.
Неоценим вклад Египта в развитие математики, медицины, астрономии.

Культура древнего Египта - кратко

Язык и письменность древнего Египта

Одним из величайших достижений культуры Египта является письменность. До нас дошли очень много документов записанных на старинных папирусах и вытесанных в камне.

Нам не повезло застать в наше время носителя языка того времени, поэтому в 1822 году французский ученый Ж. Ф. Шампольон очень профессионально справился с задачей расшифровки языка.

Культура древнего Египта - кратко

Язык древнего Египта является самым древним языком в мире. Он получил письменность — самые древние тексты датируются 4-3 тысячелетия до нашей эры. Египтяне были очень культурно развитыми людьми. Они хорошо ориентировались в арифметике, использовали в своих расчетах числа 5,6 и даже 7 порядка. Благодаря их письменности родилась и литература. Литература древнего Египта включала в себя и стихи, поэмы, религиозные гимны, биографии фараонов. Множество известных философов подарил нам Египет.

Искусство древнего Египта

Изобразительное искусство появилось в самом начале развития египетской цивилизации. Тогда уже были разработаны принципы изображения, а также технологии по которым наносились изображения. Принципом изображения была — простота рисунка в двумерном виде. Именно благодаря простоте создается ощущение порядка и баланса рисунка. Картины, фрески были нанесены на стены храмов, гробниц, дворцов некоторые изображения сохранились и до наших времен и, практически, без потери цветов.

Культура древнего Египта - кратко

Религия древнего Египта

В культуре Египта не наблюдалось какой-то одной единой религии. Существовало большое количество культов, что посвящались каким-то одним богам. Но в это же время, во времена правления фараона Эхнатона, была проведена реформа религии, по которой была определена идея единобожия. Божества, как правило, являлись покровителями природных сил и божественных явлений.

Говоря о наследии древнего Египта самым важным нужно отнести десятичную систему исчисления, которой мы пользуемся и по сей день.

Как и у многих древних народов, мировоззрение древних Египтян было религиозно-мифологическим. Религия проникала во все сферы жизни и определяла своеобразие древнеегипетской культуры и искусства.

Египтяне верили во множество богов, то есть были политеи́стами (язычниками) . Каждый бог имел определенную функцию и отождествлялся с каким-либо природным или жизненным явлением. Боги Древнего Египта были зоомо́рфны, то есть обладали чертами животных и, чаще всего, их изображали с телом человека, а головой зверя или птицы, являющихся священным воплощением этого божества.

На изображениях боги Египта часто держат в руках особый предмет – анх крест с петлей в верхней его части. Это символ жизненной силы богов, делающей их бессмертными.

Верховным богом Древнего Египта считался бог Солнца , имевший разные имена и разные воплощения. Например, утреннее солнце звалось Хепри (его символом был жук-скарабей), в зените оно было Ра (изображался как человек с головой сокола), а на закате именовалось Атумом (иногда изображался с головой барана).

Его детьми считались почти все остальные боги Египта. Приведём таблицу с именами, функциями и священными животными наиболее популярных из них.

Для объяснения важных природных явлений и картины мира в целом, египтянами была разработана сложная мифологическая система. Особенно популярными были мифы солярного (солнечного) цикла объясняющие смену времени суток и сезонов года.

Важнейшее значение для египетской культуры имел следующий миф этого цикла: бог Солнца - Ра на своей ладье днём плывет по небесному Нилу (небосводу), а вечером, уже в виде Атума , спускается в Нил подземный – загробное царство Дуат (поэтому наступает темнота), где он пребывает 12 часов до рассвета.

В этом путешествии по загробному миру его ждут тяжелые испытания - он попадает в царство ужасного змея Апо́па , который проглатывает воду подземного Нила, чтобы помешать восхождению Ра на утренний небосвод. Великий Бог начинает битву, в которой побеждает страшного змея. В положенный срок на небе вновь виден солнечный диск бога Хепри.

Ежедневный уход солнца в загробный мир, по мнению египтян, был подобен смерти, а его восход, воспринимался как акт воскрешения. Именно это определило особенность египетской культуры – неприятие смерти, как полного исчезновения, но восприятие её, как возможности перерождения для лучшей - вечной жизни.

Особое отношение к смерти, как переходу от земной жизни к вечной, породило заупоко́йный культ и мифологию, связанную с ним.

Для того чтобы понять, зачем нужно было сохранять телесную оболочку, надо знать, о представлениях древних египтян о душе.

Согласно древнеегипетским верованиям душа человека представляла собой несколько самостоятельных субстанций (частей). Обычно исследователи этой темы выделяют главные из них:

Ба – собственно душа, изображаемая зачастую в виде птицы с головой человека; сердце (его амулетом был скарабей); тень ; воля; собственное имя - Рен; дыхание - Шу; и, наконец, Ка – жизненная сила человека, его двойник-призрак.

Ка и Ба являлись главными действующими героями заупокойного культа.

Когда человек умирал, Ка продолжала жить, но возможность её дальнейшего существования зависела от сохранности тела умершего хозяина. Если тело по каким-либо причинам не было сохранено, Ка , не найдя своего пристанища, становилась вечно скитающимся призраком, не знающим покоя. В этом случае Ба умершего - не могла достигнуть Загробного Мира и попасть в страну блаженства.

Если же тело оставалось нетленным, Ка могла (при определенных условиях) вернутся в него, а это было залогом счастливого существования души Ба в загробном мире, и возможного воскрешения усопшего для земной жизни.

Таким образом, в Древнем Египте появился обряд мумифика́ции .

Такое необычное отношение к смерти и вера в возможное воскрешение поддерживались самым, пожалуй, важным для всей египетской культуры мифом - о боге Оси́рисе .

Согласно этой легенде, Осирис (иногда произносят Озирис ), первый царь Египта, был умерщвлён своим братом Сетом , и тело его было сокрыто. Жена Осириса – Иси́́да (Изида) - после долгих поисков нашла тело умершего супруга и с помощью магии оживила его.

Сын Осириса и Исиды – Гор (Хор) , пожертвовал для обряда воскрешения своим Оком. Затем он сверг своего дядю – Сета с незаконно занятого им престола. Сам Гор после этого становится Царем Мира Живых и воплощается в бога Солнца. Осирис занимает престол в Царстве Мертвых.

Отметим, что верховные правители Египта – фараоны , при жизни считались детьми Гора и воплощением бога Солнца на земле, а после смерти они отождествлялись с Осирисом , и продолжали царствовать в вечности.

Итак, как только человек умирал, его тело мумифицировали (существовало несколько способов мумификации, соответственно социальному положению и материальному достатку умершего). Обряд мумификации проводил жрец, надевавший маску бога Ану́биса – проводника души в Загробный Мир.

Сама же душа усопшего, в сопровождении этого бога, отправлялась на Суд Осириса.

Труден был путь, везде подстерегали опасности, поэтому умерший, должен был знать большое количество молитв и заговоров, призванных помочь ему преодолеть все преграды. Эти заклинания записывались многократно на стенах гробницы и на специальных свитках, которые клались в саркофаг умершего. (Эти тексты получили название "Книги мертвых", "Тексты саркофагов", "Тексты пирамид", "Тексты гробниц")

Преодолев все препятствия, душа умершего попадала на Суд. Здесь её ждал сам Осирис и ещё 42 бога.

Каждое его слово записывалось богом знаний То́том.

Праведников ожидало блаженство на райских полях Иа́лу (Илу, Иару). Грешников же пожирало чудовище Амт – гибридное существо с мордой крокодила, передней частью туловища льва и задней частью тела бегемота. Это было страшным наказанием – грешник, таким образом, лишался вечности, к которой так стремился при жизни.

Как уже было сказано раньше, такая своеобразная религиозная традиция древних египтян повлияла на все, без исключения, стороны их жизни и культуры.

Каким образом? Я расскажу об этом в следующий раз.

Кстати, если вам интересна тема, то вы можете посмотреть этот сюжет моего канала на ютубе. И не забудьте подписаться и поставить лайк. :)))

Об особенностях древнеегипетской культуры и искусства читайте в следующих моих статьях, посвящённых этой теме:

Кстати, такие же краткие сведения о различных мировых религиях, вы можете найти в моих публикациях:

Читайте также: