Культура древнего египта и месопотамии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Древний Египет — первое государство на Земле, первая великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство.

В III—II тыс. до н.э. пирамиды, и храмы — постройки для богов — строились из камня, строительство пирамид было разорительным для экономики государства. Самая ранняя из египетских пирамид — пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тыс. лет назад, ступенчатая и восходящая, как лестница, к небу. Однако самая знаменитая и самая значительная по размерам — пирамида Хеопса. Известно, что строили ее более 20 лет сотни тысяч людей. Размеры ее таковы, что внутри может свободно поместиться любой европейский собор. Пирамида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней. Древнейшие египетские пирамиды считались одним из семи чудес света. Позднее, во II тыс. до н.э. пирамиды стали строить из кирпича, а не из камня — это было чуть менее разорительно, сами пирамиды становятся меньше.

К началу I тыс. до н.э. строительство пирамид было прекращено. Для усыпальниц фараонов стали отводиться глубокие и тщательно скрытые от чужих глаз тайники.

Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта: египтяне полагали, что фараон — это живое подобие Солнца. Богов в Древнем Египте было много, у каждого города их могло быть несколько. Главным был бог Солнца — Ра, царь и отец богов. Одним из важнейших богов был Осирис — бог смерти, олицетворяющий умирающую и воскрешающуюся природу. Египтяне верили, что после своей смерти и воскрешения Осирис стал царем подземного царства. Важнейшей богиней была Исида, жена и сестра Осириса, покровительница плодородия и материнства. Бог Луны был одновременно и богом письменности; богиней истины и порядка считалась Маат. Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы.

Самые ранние памятники художественной литературы, сохранившиеся до нашего времени, относятся ко II тыс. до н.э. Вероятно, существовали и более древние, но они не сохранились. Художественная литература представлена различными жанрами — это поучения царей и мудрецов своим сыновьям, множество сказок о чудесах и чародеях, повести.

Изобразительное и монументальное искусство несет на себе печать египетской культуры в целом. Перед храмами и дворцами не воздвигали высокие тонкие обелиски, покрытые иероглифами — рисуночным символическим письмом, ставшим важнейшей частью культуры Древнего Египта. В дальнейшем древнеегипетское иероглифическое письмо превратилось в слоговое (чего не «произошло с китайской иероглифической письменностью). Перед заупокойными храмами воздвигали сфинксов: каменное существо с телом льва и головой человека — фараона. Сфинкс олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя. Самый большой сфинкс, выполненный в первой половине III тыс. до н.э., до сих пор стережет пирамиду Хефрена. Другие замечательные и всемирно известные памятники древнеегипетского искусства — скульптурные портреты: статуя фараона Аменемхета III, стелла вельможи Хунена, портретная голова фараонa Сенусерта III, а также выполненный на ларце рельеф, изображающий фараона Тутанхамона с его юной женой в саду.

Подтверждением высокой культуры Египта I тыс. до н.э. является всемирно известный скульптурный портрет жены Аменхотепа IV Нефертити — одно из самых прелестных женских изображений в истории человечества.

Изобразительному искусству Древнего Египта всегда были присущи сугубо плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, геометрическая декоративность с симметричным распределением узора, строгая линейность композиции. Все фигуры статичны, невозмутимы, их позы условны, как условна и раскраска: тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, тело женщины — желто-розовым, волосы у всех были черные, одежды — белые.

Развивалась математика: в конце XXI — начале XIX вв. до н.э. была вычислена поверхность шара. Изобретены древнейшие в человеческой истории часы — водяные и маленькие нашейные солнечные часики.

В начале III тыс. до н.э. в Древнем Египте был изобретен папирус для письма, который затем получил распространение и в других государствах Средиземноморья.

С конца II — начала I тыс. до н.э. в египетскую культуру все более интенсивно начинает проникать культура Крита, Сирии, рабовладельческих государств Двуречья, с которыми широко торговал Египет. В VI в. до н.э. Египет был завоеван персами, Египет владычество которых продолжалось до 405 г.до н.э. Период самостоятельности египетского государства оказался недолгим: уже в 332 г. до н.э. македоняне подчинили его своей власти и основали город Александрию — в честь Александра Македонского (356—323 до н.э.). Египетские жрецы приветствовали нового завоевателя: он был объявлен сыном бога. Власть Александра, таким образом, была облечена в традиционные для Египта формы.

В Египте устанавливается культ нового бога — Сараписа, в котором слились черты важнейших божеств греков и египтян. А город Александрия очень быстро стал культурным центром греко-восточного мира, в Египте распространилась эллинистическая культура. Город Александрия, построенный греческим архитектором Дейнократом, имел длинные прямые улицы, театр, библиотеку, множество храмов, парков, садов, бань. Здесь жили и работали выдающиеся ученые, поэты, художники, архитекторы того времени.

На острове Фарос построен знаменитый Александрийской маяк (высота 120 м)— одно из семи чудес света.

Культура Древней Месопотамии (Двуречья).В IV—III тыс. до н.э. на территории Двуречья — долине рек Тигр и Евфрат — возникла и утвердилась столь же высокая, как и в Египте, культура. Это был один из древнейших очагов человеческой цивилизации. Однако в отличие от долины Нила в Двуречье стремительно (по историческим меркам) сменяли друг друга различные государственные образования, в том числе Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия, Иран, перемешивались, торговали и воевали друг с другом разные народы, быстро воздвигались и до основания разрушались храмы, крепости, города.

— авторы первых и древнейших в мире медицинских книг — сборников рецептов. Они разработали и записали первый календарь для двух сезонов (зимы и лета), делившийся на 12 месяцев по 29 или 30 дней каждый. Первые струнные музыкальные инструменты — лира и арфа — появились также у шумеров.

Древнейшая на Земле письменность принадлежит этому же народу — это шумерская клинопись. Она очень декоративна и, как полагают исследователи, берет начало от рисунков. Древнейшие в мире письменные памятники — шумерские клинописные таблички — относятся к середине IV тыс. до н.э. Клинопись — это письменность, знаки которой состоят из групп клинообразных черточек, они выдавливались на сырой глине. Клинопись возникла как идеографическо-ребусное письмо. Впоследствии превратившееся в словесно-слоговое. Сохранилось много памятников шумерской литературы .В основном это гимны богам, религиозные мифы и легенды, частности, о возникновении цивилизации и земледелия.

Наследницей шумеро-аккадской цивилизации была Вавилония. В середине II тыс. до н.э. при царе Хаммурапи (правил в 1792—1750 гг. до ) город Вавилон объединил под своим главенством все области Шумера и Аккада. При Хаммурапи появился знаменитый Свод законов, записанный клинописью на двухметровом каменном столбе. В этих законах отразились хозяйственная жизнь, быт, нравы и мировоззрение древних обитателей Двуречья. Мировоззрение их определялись необходимостью постоянной борьбы с окружающими племенами. Все основные интересы были сосредоточены на реальной действительности. Вавилонский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых, но в случае послушания обещал их при жизни. В вавилонском искусстве почти нет изображений погребальных сцен. В целом религия, искусство и идеология Древнего Вавилона были более реалистичны, чем культура Древнего Египта.

Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья играл культ воды. Отношение к воде не было однозначным. Вода считалась источником доброй воли, приносящей урожай и жизнь, вода — это культ плодородия. Вода — это также мощная и недобрая стихия, причина разрушений и бед.

Другим очень важным культом был культ небесных светил. В их неизменности и чудесном движении по раз и навсегда заданному пути жители Вавилона видели проявление божественной воли. Внимание к звездам и планетам способствовало быстрому развитию математики и астрономии. Так, была создана шестидесятеричная система, которая и по сей день существует в исчислении времени — минутах, секундах. Вавилонские астрономы впервые в истории человечества высчитали законы обращения Солнца, Луны и повторяемость затмений и в целом значительно опередили в астрономических наблюдениях египтян. Однако все научные знания и исследования ученых Вавилонии были связаны с магией и гаданием; как научное знание, так и магические формулы и заклинания были привилегией мудрецов, звездочетов и жрецов.

Согласно учению вавилонских жрецов, люди были созданы из глины, чтобы служить богам. Вавилонские боги были многочисленны. Самыми главными из них были: Шамаш — богиня Солнца, Син — бог Луны, Адад — бог непогоды, Иштар — богиня любви, Нергал — бог смерти, Ирра — бог войны, Вильги — бог огня. Боги изображались как покровители царя, что свидетельствует об оформлении идеологии обожествления сильной царской власти. Волю богов могли знать только жрецы.

Религиозные верования древних обитателей Двуречья отразились в их монументальном искусстве. В городах строили храмы; возле храма главного местного божества обычно возводился зиккурат — высокая башня из кирпича, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, которые уменьшались в объеме уступ за уступом. Зиккураты были раскрашены, а террасы были озеленены. Верхняя башня зиккурата нередко была увенчана золотым куполом. В ней, как полагали шумеры, бог гостил по ночам. Внутри этой башни не было ничего, кроме ложа и золоченого стола. Иногда, эту башню использовали и для более конкретных и земных нужд: жрецы вели оттуда астрономические наблюдения.

Вавилон был огромным и шумным восточным городом. Его окружала мощная и толстая стена, на которой могли свободно разъехаться две колесницы, запряженные четверкой лошадей. В городе имелось 24 больших проспекта, достопримечательностью был семиярусный зиккурат бога Этеменанки высотой 90 м — Вавилонская башня — одно из семи чудес света. Озелененные террасы Вавилонской башни, известные как висячие сады Семирамиды — ассирийской царицы, жившей в IX в. до н.э., — также одно из семи чудес света. Для вавилонского изобразительного искусства типичным было изображение зверей, — чаще всего льва или быка.

Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы. В развалинах дворца ассирийского царя Ашшурбанипала (VII в. до н.э.) в Ниневии ученые обнаружили громадную для того времени библиотеку, которая насчитывала множество клинописных текстов. Предполагается, что эта библиотека хранила все важнейшие произведения вавилонской литературы. Царь Ашшурбанипал — образованный и начитанный человек — вошел в историю как собиратель древних письменных памятников: по его словам, записанным и оставленным для потомков, для него было большой радостью разбирать красивые и непонятные тексты, написанные на языке древних шумеров.

Образованность, однако, была присуща далеко не всем правителям Ассирии. Более обычной и постоянной чертой ассирийских владык было стремление к могуществу, господству над соседними народами, желание утвердить и продемонстрировать свою власть.

Ассирийское искусство I тыс. до н.э. исполнено пафосом силы, оно прославляло мощь и победы завоевателей. Характерны изображения грандиозных и высокомерных крылатых быков, с надменными человеческими лицами и сверкающими глазами. Каждый бык имел пять копыт. Таковы, например, изображения из |дворца Саргона II (VII в. до н.э.). Прославление царя — могущественного, грозного и беспощадного. Такими были ассирийские владыки в жизни. Такой была и ассирийская действительность. Поэтому особенность ассирийского искусства —изображения царской жестокости: так, есть сцены сажания на кол, вырывания у пленных языка, сдирания кожи в присутствии царя. Большое развитие в Ассирии получило инженерное искусство. Был построен первый канал-водопровод и акведук.

На смену Вавилону и Ассирии пришла в VI в. до н.э. Иранская империя. Искусство Ирана, полагают исследователи, — еще более светское и придворное. В нем почти нет той жестокости, которая была так свойственна искусству ассирийцев. Но преемственность культур сохраняется. Важнейшим элементом изобразительного искусства здесь остается изображение — это прежде всего крылатые быки, а также львы и грифоны. Распространены были рельефы с изображениями торжественных процессий воинов, данников, львов.

IV в. до н.э. Иран, как и Египет, был завоеван Александром Македонским и включен в сферу влияния эллинистической культуры.

III в. правящей династией в Иране становятся Сасаниды. старались доказать, что ведут свое происхождение от богов, и с этой целью по их приказу создавались колоссальные рельефы, изображающие сцены из их победных завоевательных войн. Но войны были неудачными для Ирана. Многие памятники культуры Сасанидского Ирана погибли в огне этих войн.

Государственной религией в Сасанидском Иране был зороастризм (по имени основателя этой религии бактрийского мыслителя Заратуштры (Зороастра, 599/598— 522/521 гг. до н.э.) Это учение объясняло мир как арену борьбы двух противоположных начал — доброго, справедливого и ложного, злого. Главным божеством, олицетворяющим добро, был Ахурамазде, носителем злого начала был Ахриман. Важной частью зороастризма был культ огня (огненные алтари). Учение мыслителя изложено в 17 частях Авесты, сборника зороастрийских канонических текстов.

Символом плодородия было мифическое существо Сенмурва, изображаемое в облике собаки-птицы, богиней любви и земли считалась красавица Анахиту.

Смена господствующей религии относится к VII в., когда Иран был завоеван арабами и утвердилась новая вера — ислам. Распространение ислама вызвало появление новых типов зданий — мечетей, минаретов, мавзолеев и пр. Однако замечательное сасанидское искусство оказало сильное влияние на арабскую мусульманскую культуру, а через арабов — на Испанию и другие страны Западной Европы.

В долине рек Тигра и Евфрата на рубеже V и IV тыс. до н. э. зародилась древнейшая цивилизация шумеров. Города, расположенные в низовьях рек, были мало зависимы друг от друга, поэтому единого государства у шумеров так и не сложилось. Но на основе однотипной культуры городов-государств (Ур, Урук, Умм, Ниппур, Лагаш, Сиппар и др.) возникло единое культурное пространство.

Уже в самой далекой древности из-за нехватки полезных ископаемых и леса шумеры были вынуждены таким образом сориентировать свою экономику, чтобы посредством торговли получать необходимое сырье. В связи с этим у них рано возникло и стало быстро развиваться ремесло. Изделия ремесленников шли на продажу. Ремесленники изготовляли изделия из золота, оружие, цветное стекло. Считается, что шумеры изобрели колесо к повозке, гончарный круг и бронзу, цветное стекло. Также ими были созданы клинопись и первые правовые кодексы.

Месопотамия с глубокой древности являла собой территорию, через которую проходили миграционные волны как с запада — семиты-кочевники с Аравийского полуострова, так и с востока — индоевропейцы. Это были аккадцы, эламиты, амореи, арамеи, халдеи. Именно из Двуречья открывались торговые пути во все части цивилизованного мира древности. И любая идея здесь очень быстро прогрессировала. Недаром Двуречье часто называют генератором идей в древности. Высокие темпы развития культуры в самой Месопотамии оказывали цивилизующее влияние в первую очередь на субцивилизации Западной Азии: Элам, Хеттское царство, Митанни, Ассирию, Финикию и др.

Во всех городах Междуречья возводились ступенчатые храмы Зиккураты. Зиккураты стали строить к концу III тыс. до н. э. на тщательно выбранных священных участках и никогда не переносили на другое место. Это были святыни, принадлежавшие всему населению. Их строили из необожженного кирпича и покрывали изразцами. Как правило, зиккураты имели от 3 до 7 ступеней, каждая из которых была посвящена определенному божеству и покрывалась изразцами иного цвета. Наверху сооружался небольшой храм в честь бога-покровителя города. Зиккураты также использовались как обсерватории. Кроме зиккуратов возводились в городах и храмы. В Вавилоне одним только великим богам было воздвигнуто 53 храма. Что же касается мелких святилищ и уличных алтарей, где каждый мог принести благодарственную жертву, то их насчитывалось сотни. Храмы Двуречья были скупо декорированы снаружи, так как росписи ввиду плохой сохранности в условиях влажного климата не применялись. Но интерьеры дворцов украшались мозаичными орнаментами, стены инкрустировались перламутром, в отделке колонн, потолков и дверей использовались золоченая медь и дерево.

Из-за дефицита камня практически все постройки в Междуречье были из глиняных необожженных кирпичей. В самом Вавилоне из камня были лишь основания ворот богини Иштар и известных садов Семирамиды. В центре города в свое время возвышалось самое высокое сооружение в Междуречье – знаменитая Вавилонская башня (зиккурат Этеменаники), воздвигнутая около 1000 г. до н. э.

К особенностям Древнего Междуречья можно отнести четко прослеживаемую преемственность в области культуры. Очевидно, что жители Вавилонского царства, существовавшего с XIX по VI в. до н. э., многое унаследовали из культуры шумеров. Например, в основе письменности вавилонян лежала шумерская клинопись.




Народы Древней Месопотамии были создателями высокой материальной и художественной культуры. Именно в Месопотамии в середине III тыс. до н. э. Саргоном Великим была сформирована первая в мире профессиональная армия. Они были пионерами и в создании почтовой службы: письма на глиняных табличках запечатывались в глиняные конверты, а специальные гонцы доставляли их адресатам. Первые книги (в частности, первые словари) и библиотеки появились также на земле Древнего Двуречья.

Еще со времен Шумера мастера делали изумительные по красоте и технике изготовления ювелирные изделия. Жителям Месопотамии были известны чеканка, зернь и филигрань, они делали сплавы драгоценных металлов. А месопотамские жрецы умели совершать расчеты, пользуясь порядком триллион. Вместе с тем культура Междуречья заимствовала и достижения культур своих соседей, в частности Древнего Египта.

Древний Египет

Культура Древнего Египта насчитывает несколько тысячелетий. Сформировавшись на рубеже IV — III тыс. до н.э., она просуществовала, практически не изменяя своих основных черт, почти три тысячелетия, оказав огромное влияние на развитие цивилизационных черт у народов, населявших огромные территории как в Африке, так и на всем Ближнем Востоке.

Специалисты полагают, что земледелие в Древнем Египте уже пять тысяч лет тому назад было главным занятием. Так появились условия для размышлений и последующего суммирования знаний, а затем и первые попытки человека осознать себя как личность.

Интересно понимание мудрости древними египтянами. Оно связано как с религиозной мифологией, так и с изобразительным искусством.

Культура Древнего Китая

Табл. 2 Возникновение и распространение новых изобретений и технологий в древности

Технологические достижения Ближний и Средний Восток Древний Китай
Керамика IX тыс. до н. э. VI тыс. до н. э.
Медь (орудия труда) VII тыс. до н. э. III тыс. до н. э.
Ткачество VIII (?) – VI тыс. до н. э. III тыс. до н. э.
Соха IV тыс. до н. э. II тыс. до н. э.
Колесо IV тыс. до н. э. конец III тыс. до н. э.
Гончарный круг IV тыс. до н. э. конец III тыс. до н. э.

Основным занятием местного населения Древнего Китая было земледелие. Умеренный климат и не требующие искусственного удобрения наносные, образовавшиеся из речного ила почвы способствовали развитию сельского хозяйства. В Древнем Китае была создана совершенная для того времени система орошения. Множество рвов и арыков соединялись каналами. Для поддержания этой системы в порядке были введены специальные повинности.

Одновременно с земледелием развивалось и скотоводство. Уже в начале II тыс. до н. э. в долине Хуанхэ занимались садоводством и огородничеством, а также разводили шелковичных червей. Выращивали тутовые деревья и гусениц шелкопряда кормили собранными листьями. Куколку шелкопряда затем убивали: либо с помощью пара, либо сушкой под прямыми солнечными лучами, либо увлажнив ее соленой водой. Нити сначала натягивали на деревянные рамы, а потом уже ткали материю. Экспортировать шелк на Запад стали с X в. до н. э. Прядильные станки уже к середине I тыс. до н. э. были так усовершенствованы, что на них можно было прясть по восемь нитей одновременно. Попытка вывести из страны куколки тутового шелкопряда приравнивалась к государственной измене и каралась смертной казнью. Тщательно оберегаемая монополия Китая на производство шелка сохранялась вплоть до VI в. Шелковичных червей во время правления византийского императора Юстиниана (527 — 565 гг.) вывезли в Византию монахи в полых посохах.

О бурном развитии экономики и рыночных отношениях говорит тот факт, что китайцы рано перешли к монетным деньгам (VII в. до н.э.). Правда, раковины-каури еще долгое время выступали в качестве менового эквивалента. Китайцы были пионерами в производстве бумажных денег, о которых известно со II в. до н. э. Секрет производства бумаги, как и шелка, был монополизирован Китаем вплоть до VII в. до н. э., но затем о нем узнали жители Индии.

В Китае в древности уже насчитывались десятки городов. Так, например, Пекин был основан в XII в. до н. э.. Уже с начала I тыс. до н. э. города старались строить по плану. Город ориентировался по сторонам света, при этом улицы располагались под прямыми углами друг к другу. В последней столице династии Шан-Инь Ань-яне две центральные, перпендикулярно направленные друг к другу улицы имели протяженность до 2,5 км, а в ширину достигали 20 м. Даже в древности китайские города были очень многолюдны, за поддержанием порядка следили полицейские, о них упоминают летописи в период правления династии Хань (III в. до н.э. — III в. н.э.). Впервые в мире здесь появилась и система парового отопления. Кроме того, китайцы также первыми стали обогревать свои дома природным газом.

Города и предместья страны украшались садами. В Древнем Китае садоводство было поднято до уровня искусства. Культивация цветов началась с середины II тыс. до н. э., когда было известно до 35 разновидностей одних только хризантем (хризантема была самым любимым цветком в этом государстве). Сады устраивались нарочито простыми уже в ханьский период. Их создавали с удивительно тонким художественным вкусом, следуя специальным канонам, утвердившимся с VI в. до н. э.

Летописи также впервые в мире здесь стали создаваться уже с конца II тыс. до н. э. Письменность китайцев — иероглифика — за весь период своего существования претерпела не очень большие изменения. Современный китаец даже без специальной подготовки в состоянии прочесть и понять, о чем идет речь в древнем манускрипте. Для письма использовали различный материал. Это были шелк и бумага, плашки из бамбука, в особо торжественных случаях писали на черепашьих панцирях, а для гадания и ритуальных целей делали надписи на лопаточных костях жертвенных животных.

Древнекитайская мифология представляет собой совокупность мифологических систем: древнекитайской, даосской, буддийской и более поздней народной мифологии. Отличительной чертой древнекитайской мифологии является историзация мифических персонажей, в которых под влиянием рационалистического конфуцианского мировоззрения очень рано стали видеть реальных деятелей глубокой древности. Главнейшие персонажи превращались в императоров и правителей, а второстепенные — в чиновников и т. п. Большую роль играли тотемистические представления. Так, племена Ся считали своим тотемом змею, а иньцы — ласточку.

Древнейший космогонический миф повествует о том, как из бесформенной массы, подобно содержимому куриного яйца, выделяются Небо и Земля. В это время и родился Пань-гу. По мере его роста в течение 18 тыс. лет светлое начало — ян — образовало небо, а мутное — инь — землю. Вырастая ежедневно на 1 чжан (около 3 м), Пань-гу достиг гигантских размеров — 90 тыс. ли (около 45 тыс. км). Считается, что это расстояние, на которое земля удалена от неба. С ним, как и с древнеиндийским Пурушей, связывается происхождение явлений природы: с его вдохом рождается ветер и дождь, с выдохом — гром и молния; он открывает глаза — наступает день, закрывает — наступает ночь. Когда Пань-гу умирает, его локти, колени и голова превращаются в пять священных горных вершин, волосы на его теле — в деревья и травы, паразиты на его теле — в людей и т. д.

Миф свидетельствует об уподоблении в Древнем Китае космоса человеческому телу и соответственно о единстве микро- и макромира.

Культурным героем, научившим людей охотиться и варить мясо, плести сети и ловить рыбу, был покоритель зверей мудрец Фу-си. Он также обучил их писать иероглифы, играть на музыкальных инструментах и установил правила женитьбы.

Древние китайцы представляли себе мир в виде господства двух начал — ян и инь. Первое символизировало все небесное, второе — все земное. Первое вобрало в себя все светлое и возвышенное и ассоциировалось с мужским началом, а второе, темное и низменное — с женским.

В эпоху распада единого государства (VI—III вв. до н.э.) в Китае возникают конфуцианство, даосизм и легизм. Китайцам в религиозном отношении всегда были присущи умеренность и рационализм. Для раннечжоуского Китая (XII—X вв. до н. э.) был характерен культ легендарных мудрецов и героев древности, олицетворением чего и явилось учение о Мандате Неба. Согласно этому учению верховное божество, бог Неба (носящий, кстати, абстрактный характер), определяет, кто достоин власти. Главным критерием здесь выступала добродетель претендента на императорский престол.

Один из его последователей — Мэн-цзы, живший на рубеже IV—III вв. до н. э., выдвинул тезис, гласивший, что народ в праве выступать против недобродетельных правителей. В Европе этот тезис появился лишь в эпоху модернизации. В конфуцианстве четко прослеживается социально-этическая направленность.

Доктриной, претендующей на наибольшее влияние в правящих кругах, стал легизм. Его предтечей считают Гуань Чжуна, реформатора, жившего в VII в. до н. э. Суть легизма — в культе закона, в беспрекословном выполнении всех распоряжений центральной власти. Именно это учение становится лидирующим в правление династии Цинь. В ханьский период идеологическое первенство вновь завоевало конфуцианство.

Китайское искусство в древности не знало границ, обычно разделяющих поэзию, живопись и каллиграфию. Объединяющим началом для этих видов искусства была живопись. Рисунок всегда сопровождался стихотворением, углубляющим и оттеняющим его сюжетную линию. При этом считалось необходимым каллиграфически безупречно написать (изобразить) стихотворение на одном художественном пространстве с рисунком. Каллиграфия при этом должна была олицетворять динамизм души.

Считалось также, что поэзия, в свою очередь, неотделима от музыки, соединяющей разум и отрешенность. Даже система мер и весов регулировалась у китайцев по музыкальному принципу. Существовала стандартная нота — чан, издаваемая особым колокольчиком. Длина струны специального устройства и была мерилом длины: струна должна была точно соответствовать при звучании колокольчику с нотой чан. Известно, что китайцы вели исследования о соотношении музыки и математики. Они, видимо, записывали музыку и в древности, но нотных записей музыкальных произведений не обнаружено. В одной из гробниц II в. до н. э. был найден музыкальный инструмент из бамбуковых свирелей, производивших 12 нот китайской гаммы. При этом названия всех нот были написаны тушью на нижней части каждой трубки.

К монументальным строениям древности, безусловно, относится знаменитая Великая Китайская стена, которая в правление императора Цинь Шихуанди была отстроена из камня. Ее строительство было начато в IV в. до н. э. Это были земляные насыпи, которые возводились императорами северных царств для защиты от центрально-азиатских кочевников. Но именно при Цинь Шихуанди строится как бы прообраз этого монстра в камне — длиной 500 км, чтобы соединить отдельные участки и создать единую цепь заграждений длиной 1500 км.

Цинь Шихуанди вошел в историю Поднебесной империи как ее объединитель и реформатор, правда, проводящий свои реформы деспотичными методами. Миллионы крестьян были оторваны от своих деревень и семей для выполнения грандиозных по масштабу общественных работ, задуманных императором. При Цинь Шихуанди северные соседи — кочевники не представляли большой угрозы: они были разобщены. Стена должна была служить для обозначения северной границы империи, олицетворяя ее небывалую мощь. Более того, она служила и барьером для смешения китайцев с варварами — кочевниками. Стена как бы фиксировала границы китайской цивилизации.

Китайская научная мысль в древности доказала свою мобильность. Китайцы очень скоро стали не столько знакомиться с достижениями других народов, сколько создавать свои, зачастую противясь их экспорту. Высоким статусом обладали такие науки, как астрономия, математика, физика, гидротехника в их инженерных приложениях. Самый древний звездный каталог (800 звезд), известный сегодня, был составлен китайским астрономом Ши Шэнем в IV в. до н. э. Китайские математики использовали десятичные дроби и подошли к понятию нуля. Китайцами были изобретены навигационные и мореходные приборы: румпель и компас, многоярусные мачты, а также стремена, пушки и порох, бумага и фарфор, книгопечатание, механические часы и шелкоткачество, приводной ремень и цепная передача, фейерверки и воздушные шары, сейсмографы и самострелы.

Авторство китайцев бесспорно в изобретении химического оружия. С IV в. до н. э. известны случаи, когда осажденные в городах, узнав о том, что под крепостные стены делается подкоп, подводили туда бамбуковые трубки, в которые нагнетался воздух, насыщенный парами сгоравших зерен горчицы и полыни. Этот воздух нес с собой удушье и даже смерть. Первоначально этот ядовитый воздух использовали для защиты от блох, им окуривали помещения.

Китайцы первыми стали покрывать кожаные доспехи лаком, чтобы они стали прочнее. Самыми же необычными были доспехи из толстой гофрированной бумаги, которую не могли пробить стрелы. Особенной популярностью подобные доспехи пользовались на флоте, так как в них практически невозможно было утонуть (в отличие от металлических).

Древние цивилизации появились после того, как произошла сельскохозяйственная революция. Обработка земли предполагала создание объединений людей, на первом этапе это были общины, но постепенно они усложнились и превратились в государства.

Пиво и колесо

Первые в мире цивилизации появились вблизи крупных рек, и это не случайно. Реки, разливавшиеся весной, делали почву плодородной, система каналов, отводившая от них воду, позволяла обеспечивать полив сельскохозяйственных культур. Кроме того, в древние времена, когда не было дорог, реки исполняли роль транспортных артерий.

Шумерское божество Энки, бог мудрости и подземного мира, создатель реки Тигр

Древнейшая в человеческой истории цивилизация появилась на Ближнем Востоке в Южной Месопотамии, в то время называвшейся Шумером.

Эта область омывается двумя реками, Тигром и Евфратом, поэтому имеет еще одно ее название — Междуречье. В теплой долине люди выращивали богатые урожаи пшеницы, ячменя и других культур, причем местные земледельцы одними из первых стали применять плуг и вспахивать поля с помощью вьючных животных, что во много раз повысило производительность труда по сравнению с ручной вспашкой. Шумеры изобрели письменность, придумали ирригационную систему и гончарный круг. Также они, вероятно, первыми научились делать пиво из ячменя. Считается, что и колесо придумали жители древнего Шумера, хотя среди археологов по этому поводу нет единого мнения.

Так же как и в существовавшем в то же самое время Древнем Египте, в Месопотамии всем заправляли жрецы. Очень многое в жизни людей зависело от капризов природы: разольется ли река, пойдет ли дождь, будет ли богатым урожай, и для каждого повода существовало свое божество, поклонение которому обеспечивало желанный результат.

В крупнейших городах-государствах Месопотамии, таких как Урук, Киш, Лагаш, Эриду и др., проживало от двух до десяти тысяч человек. В центре каждого города располагался храм, посвященный божеству-покровителю.

Аккадия, Ассирия, Вавилон

Уже к 3000 году до н. э. в Шумере существовало почти два десятка крупных городов с населением в несколько десятков тысяч человек — первых в истории мегаполисов. По нашим меркам их размеры совсем невелики, но для древних времен они были очень впечатляющими. К середине III тысячелетия до н. э. шумерские города были завоеваны народом, пришедшим с востока. Появилось новое государство — Аккад, первая в истории империя, которой правил Саргон I Аккадский. Позже ему на смену пришли Ассирийская империя и ее более поздняя соперница — Вавилонская империя.

Навуходо Носор, правитель Вавилона

История донесла до нас имя легендарного царя Вавилонского царства Навуходоносора, правившего в XI веке до н. э. Во время его правления в стране наблюдался подъем, враги были побеждены, а новые территории завоеваны

В Ассирии и Вавилоне процветали ремесла, искусства и науки. Архитекторы строили каналы для орошения полей, соединяли их берега мостами, проектировали величественные храмы и прекрасные города. Местные стеклодувы изготавливали потрясающие стеклянные изделия. Возможно, именно в Месопотамии возникло искусство создания стекла, правда, эту честь оспаривает Древний Египет, где археологи также находят стеклянные изделия, датированные V тысячелетием до н.э.

Страна пирамид

В Северной Африке, на плодородных берегах Нила возникла древняя египетская цивилизация, конкурирующая с месопотамской. Династический период, когда страной управляли могущественные фараоны, длился 27 веков. Он начался в III тысячелетии до н. э. и закончился в IV веке нашей эры, когда страну захватил Александр Македонский. Важной особенностью египетского государства была его изолированность: окруженный пустыней, Египет был огражден от посторонних влияний и развивался в относительной изоляции.

Землепашец за работой. Изображение из древнеегипетской пирамиды

Земледелие появилось в Египте в IV тысячелетии до н. э., тогда же возникли отдельные общины с устройством, близким к государственному. Первым правителем объединенного Египта стал царь Менес (Мин), живший в XXXII— XXXI веках до н. э. Некоторые исследователи отождествляют его с фараоном Нармером. От него пошла первая правящая династия Египта. Фараоны в этом государстве были не просто правителями — они почитались как боги, от них, по всеобщему мнению, зависел ежегодный разлив Нила, а значит и благосостояние всего народа.

Памятником беспредельной власти и величия египетских фараонов стали знаменитые пирамиды, сохранившиеся до наших дней. Первое из этих грандиозных сооружений было построено в XXVII веке до н. э. при фараоне по имени Джосер. Самая известная пирамида, посвященная фараону Хеопсу, возведена на 200 лет позже.

пирамиды Хеопса

Строительство самой великой египетской пирамиды — пирамиды Хеопса вели 100 тысяч человек, притом, что население страны в то время, по подсчетам ученых, составляло около 1 миллиона

Астрономы Древнего Египта первыми рассчитали правильное количество дней в году, они умели предсказывать солнечные и лунные затмения, вели наблюдения за звездами. Небывалых высот достигала медицина, особенно такая ее специфическая часть, как мумифицирование. Вскрывая тела, извлекая органы и используя специальные составы, египетские жрецы смогли сохранить останки своих правителей на многие века. В Древнем Египте появился один из первых видов письменности — иероглифический. Здесь же для записей впервые начали использовать не только глиняные таблички, но и мягкий материал — папирус.

месопотамия фото

эйлат археология фото

Цивилизации Месопотамии имели с Древним Египтом много общих черт, а также большое количество различий. Первое отличие и схожесть – государственная система. В Египте была создана четкая бюрократическая система, которая отразилась на социальной системе. В Месопотамии была схожая система, однако цивилизации Плодородного полумесяца имели более разнообразное социальное устройство.
Схожим у них было верование в загробную жизнь после смерти. Однако есть огромное отличие – египтяне представляли себе загробное существование как что-то светлое и прекрасное, а жители Месопотамии как что-то не очень хорошее для умершего человека, более схожее на Ад. Египтяне ожидали загробное существование на протяжении всей жизни. Для населения Месопотамии смерть была чем-то страшным и ее явно не ждали.
Общей между Древним Египтом и Месопотамией была также социальная система, в Египте она выглядела так – фараон, священники, чиновники, в Месопотамии все также, только вместо фараона был царь.
Роль священников и жрецов сильно отличалась, так, например, в Египте жрецы не играли особой политической роли, чего не можно было сказать о жрецах Месопотамии, они питали гораздо большее уважение в обществе и обладали огромным авторитетом.
Следует также сказать, что в Египте чиновники выбирались из числа только самых уважаемых, авторитетных и умнейших людей в стране либо же назначались за особые заслуги для государства, а в Месопотамии должность чиновника являлась полностью наследственной.
Говоря об отличиях, нельзя упускать роль женщин в жизни Древнего Египта и Месопотамии. Так в цивилизациях Плодородного Полумесяца женщины имели намного меньше прав и привилегий нежели египетские женщины. Здесь они имели право владеть землей, управлять делом, торговать, однако основной их задачей являлось присматривать за подрастающим поколением и воспитывать их. Однако с развитием сельского хозяйства, женщины значительно утратили свои права.
В Египте женщины обладали куда большими правами, например, они могли иметь свои собственные жилища, а также право наследования.
Таким образом, можно сделать вывод что цивилизация Древнего Египта и государства Месопотамии имели много общих черт, но с другой стороны сильно отличались. Все эти черты имели огромное влияние на социальную структуру всего общества, которое в дальнейшем не имело аналогов.

Читайте также: