Культура детского чтения сегодня кратко

Обновлено: 05.07.2024

Перспективы развития культуры определяются духовным потенциалом молодого поколения. Общество, озабоченное своим будущим, одной из важнейших своих задач видит формирование культуры личности ребенка.

Подростковый возраст - самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны жизни подростка. Успешное становление ребенка, подростка, а в последующем молодого человека как личности, определяет не только включение в общественную жизнь, но и нахождение им своей ниши.

Одним из главных путей воспитания культуры личности человека, в его активном приобщении к чтению, интерес к которому стремительно падает в наши дни. Говорить о качественном приобщении детей к культуре чтения, книжной культуре достаточно сложно, т. к. государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей в России не предусмотрены показатели приобщения к культуре подрастающего поколения, а это ведет к тому, что органы власти всех уровней не рассматривают создание необходимой и культурной достаточной среды развития детства в качестве своих задач [2, с. 19].

Картина подросткового чтения в сегодняшней России отражает реальные процессы и тенденции развития личности подростка. Сегодня особенно необходимы фундаментальные, междисциплинарные исследования процесса чтения, функциональной грамотности (и неграмотности) подростков, изучение различных аспектов читательской деятельности. Однако фундаментальных исследований чтения, особенно подросткового, пока практически не проводится. И если чтение взрослых и молодежи исследуется учеными, то чтение детей остается практически вне поля зрения социологов. Реально же исследователями детского чтения являются детские библиотекари.

1. Книжная культура и развитие личности подростка в современной России

В настоящее время в сознании многих людей остается образ классической модели чтения, который включает в себя:

- Преобладание в круге чтения книг, а не журналов;

- Наличие домашней библиотеки;

- Позитивное отношение к библиотеке (частое посещение библиотеки);

- Разнообразный репертуар чтения, в котором представлены книги различных видов и жанров;

В начале XXI века подростки, безусловно, читают, но иначе, а также далеко не те произведения, которые были популярны у их родителей. Меняются практически все характеристики чтения, его длительность (время чтения на досуге, характер, способ работы с печатным текстом, круг чтения подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения. Меняются также источники получения печатной продукции (Интернет, информации в целом. Происходит развитие ряда тенденций в подростковом чтении, а также происходит процесс изменения классической модели освоения подростками книжной культуры на новую [3, с. 119].

Модель чтения современной России с одной стороны сравнительно благополучна, с другой происходят негативные процессы отторжения подростков от печатной культуры. Отличительной чертой новой модели чтения современного подростка является его отношение к чтению. Это важная характеристика свидетельствует о том, что в целом позитивное отношение у школьников к чтению сохраняется. Однако учебные нагрузки, зачастую формальное, схоластическое преподавание литературы, вкупе с другими факторами приводят старшеклассников к отторжению. И чем старше школьник, тем больше чтение книг по школьной программе теснит у него досуговое, не оставляя времени на чтение любимых книг. А ведь именно возможность поразмышлять над новой книгой, получить радость от чтения по собственному выбору очень важно в период становления личности.

На переломе веков в чтении подростков стали особенно популярными журналы. Активное обращение к периодике начинается уже в младшем школьном возрасте, но особенно оно усиливается к подростковому возрасту. Причем часто школьники покупают периодику самостоятельно. В 10-13 лет это, как правило, спонтанный, ситуативный выбор. Чем ребенок старше, тем он становится все более осознанным. В чтении подростков преобладают молодежные, а также женские журналы, ориентированные на развлечения читают, прежде всего, девочки, тогда как мальчики предпочитают спортивные и технические издания. Познавательные журналы читаются сегодня значительно реже, чем раньше. Мальчики-подростки читают их больше, чем девочки. В последние годы многих подростков привлекают такие издания, как кроссворды, сканворды, головоломки. По сравнению с девочками мальчики ориентированы на более широкий и разнообразный круг периодических изданий, тогда как девочки предпочитают издания развлекательного и прикладного характера, ориентированные на женскую аудиторию.

На чтение подростков воздействует электронная культура. Это влияние проявляется в следующем:

-предпочтение отдается печатной продукции с широко представленным видеорядом (отсюда популярность у подростков иллюстрированных журналов и комиксов);

В связи с тем, что и современное книгоиздание, и телевидение ориентированы на остросюжетные произведения массового спроса то не удивительно, что в чтении подростков, доминируют остросюжетная развлекательная литература, а также произведения, написанные по сценариям сериалов и кинофильмов (кинороманы).

В подростковом возрасте воздействие печатного слова на формирование личности очень велико, с помощью книг ребята ищут ответы на жизненно важные вопросы. На первом месте в типичном репертуаре их чтения в начале 90-х годов стояла художественная литература, прежде всего классическая: А. Дюма, А. Беляев, М. Митчелл, Ж. Санд, Ф. Купер, А. К. Дойл, Ж. Верн, А. Кристи и др.

С современными подростковыми книгами дело обстоит иначе. Классическая литература особенно зарубежная, в чтении современного подростка почти не присутствует. Зато в репертуаре чтения подростков широко присутствуют детективы для детей и взрослых, например, романы Д. Донцовой, Н. Куликовой.

2. Книжная культура российского подростка: проблемы и перспективы

Итак, изученные процессы развития, видоизменения книжной культуры в подростковой субкультуре приводят к выделению этой проблемы в один ряд с главными проблемами государственного значения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дети в основном заняты учебой, а значит, к книге они обращаются в основном с деловыми запросами.

И вот еще один важный фактор. Поскольку времени у них всегда нет, то из чтения постепенно уходят толстые романы XIX века. Современные дети очень любят просматривать журналы, где они одновременно получают, свежую информацию и имеют видеоряд - то, к чему они привыкли в телевизоре и в компьютере.

Библиотекари уже в течение длительного периода времени проявляют беспокойство по поводу снижения интереса к чтению, уменьшения доли свободного времени, используемого ребенком для чтения, проблемам функциональной неграмотности. К этому надо добавить, что у нас практически не издаются книги, отвечающие на волнующие сегодняшних подростков темы, почти нет книг, воспитывающих гордость за свою Родину, ее историю, ее героев, формирующих нравственные, гражданские, патриотические позиции юных читателей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акимова, Л. А. Социология досуга: учеб. пособие/ Л. А. Акимова. - М. : Академия, 2003. – 352 с.

2. Борытков, Н. М. Досуг как сфера воспитания. Культура. Искусство. Образование. / Н. М. Борытков. – М. : Смысл, 2008. – 103 с.

3. Бутенко, А. М. Подросток - чтение и использование компьютера / А. М. Бутенко // Социологическое Исследование. – М. : Академия, 2001. - № 12. – 71 с.

4. Кле, М. Психология подростка// М. Кле, Ю. И. Фролов. - М. : Академия, 2007. – 261 с.

5. Кожевникова, Е. С. Читатель и Интернет / Е. С. Кожевникова // Библиотековедение. - СПб. : Питер, 2015. - № 2. - 145 с.

6. Крылова, Н. Б. Культурная деятельность подростка / Н. Б. Крылова // Школьные технологии. - М. : ВЛАДОС, - 2014, №5. – 75 с.

7. Бутенко, А. М. Подросток - чтение и использование компьютера / А. М. Бутенко // Соц. Исследование. - М. : Аспект Пресс, 2015. - № 12. – 45 с.

8. Харитонова, М. Р. Новое поколение и культура человеческих отношений / М. Р. Харитонова // Формирование личности молодого человека в школе и вузе / Под общ. ред. А. С. Запесоцкого. – СПб. : Питер, 2013. – 256 с.

9. Чудинова, В. И. Что читают современные подростки / В. Чудинова // Воспитание школьников. - М. : Школа-Пресс, 2014. - № 4. - С. 40.

Основные причины ухода подростка из дома После 10 лет для родителей и детей наступает время перемен, ребенок достигает подросткового возраста: под действием половых гормонов детский.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Интеллектуальное и нравственное развитие современных школьников напрямую связано с получаемой ими информацией, именно поэтому огромную роль в формировании личности играют основные источники её получения - средства массовой коммуникации и книги.

Современное поколение мало читает, и падение интереса к чтению волнует всё прогрессивное общество во всех странах и на разных уровнях.

В 2006 году в России была принята Национальная программа развития и поддержки культуры чтения в качестве основного документа государственной политики в этой области до 2020 года. В программе заявляется, что нынешняя ситуация характеризуется как системный кризис читательской культуры. Страна дошла до критического состояния в области чтения. Сегодня в российском обществе одна из главных задач заключается в том, чтобы привлечь молодое поколение к чтению. Кроме того, приоритетной целью ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) основного общего образования является формирование читательской компетентности, в основе которой лежит читательская деятельность. [14]

Чтение – это базовый компонент воспитания, образования и развития культуры. Оно является деятельностью, формирующей и развивающей личность, инструментом достижения успеха человека в жизни. [1] Таким образом, выявлено противоречие: между растущей значимостью чтения в условиях информационного общества как инструмента успешной деятельности человека в различных сферах жизни и снижением интереса к чтению книг у населения, в том числе подростков.

В этой связи в настоящее время актуальной проблемой является поддержание интереса детей и подростков к книге, к самому процессу чтения, расширению и разнообразию книжного кругозора.

Цель исследования – привлечение внимания к чтению как к важному фактору успешной социализации личности в современном обществе.

Из этой цели вытекают следующие задачи:

изучение проблем и тенденций детского чтения в России;

выявление причин падения интереса к чтению среди школьников;

В работе были использованы различные методы:

анализ литературы по данной теме исследования;

анкетирование учащихся и родителей;

интервьюирование сотрудников библиотеки, педагогов;

обработка и анализ полученных данных;

организация урочной и внеурочной деятельности.

С целью ознакомления с состоянием проблемы на современном этапе развития нашего общества мною были проанализированы литература по данной теме, источники сети Интернет, а также материалы Национальной программы поддержки и развития чтения РФ.

Анализ Интернет-источников показал, что все статьи, публикации, данные социологических опросов, интервью, посвященные проблеме чтения, в основном, относятся к периоду 2005 – 2012 годов. Современных данных по проблеме найти практически не удалось. Соответственно, можно сделать вывод, что проблеме в наши дни не уделяется должного внимания ни в СМИ, ни на уровне правительства РФ. Появляются некоторые программы, разработанные и действующие на уровне отдельных субъектов РФ, городских округов, поселений. Федеральные же программы, действие которых было развернуто в 2005 – 2012 годах, продолжают работать, однако результативность их, на мой взгляд, недостаточно высока.

Развитие в современном мире едва ли не в первую очередь определяется скоростью и качеством каналов обмена информацией, степенью доступности и качеством самой информации, а главное – мерой ее освоенности всем обществом.

В таком контексте ничем не заменимую роль играет чтение – важнейший способ освоения профессионального и обыденного знания, базовой социально значимой информации, содержащейся в печатных и электронных книгах, журналах, газетах, различных документах, интернет-ресурсах. Чтение – первый по значимости источник социального опыта и освоения смыслов, накопленных человечеством. Чтение имеет первостепенное значение для:

Необходимость комплексной модернизации в России обусловлена тем, чтобы в условиях глобализации качество жизни в нашей стране соответствовало общепризнанным мировым стандартам, и Россия могла успешно конкурировать в рамках мировой политики и экономики с другими странами и в то же время конструктивно взаимодействовать с ними. Реализации этих целей препятствует недостаток конструктивных идей, знаний и информации, циркулирующей во всех слоях российского общества, а сравнительно низкий уровень общекультурной компетентности всего населения недостаточен для успешного решения накопленных сложных проблем. [4]

Сегодня роль чтения детей в духовном и экономическом развитии общества ещё не в полной мере осознается как национальная проблема.

Сегодня всем специалистам, работающим в области детского чтения, особенно необходимо знание реальной картины детского чтения, картины, которая опиралась бы не только на эмоции и личностный опыт, но имела бы под собой реальные основания.

Есть ли сегодня полная картина детского чтения в России? И да, и нет. Создать полную и достоверную картину чтения детей сегодня очень сложно, по мнению многих специалистов, работающих в области детского чтения в России. Многие из этих специалистов, В. П. Чудинова, Л. О. Береснева, Н. С. Егорова, Г. М. Первова, Н. Н. Светловская и другие, отмечают, что это явление сегодня, прежде всего, связано с тем, что государство недостаточно озабочено проблемами детства.

Телевидение продолжает играть значительную роль в жизни детей и подростков. В течение последнего десятилетия оно является наиболее распространенным способом проведения досуга у большинства детей и подростков, как в городе, так и на селе, и занимает первое место в перечне ежедневных досуговых занятий.

С моей точки зрения, это влияние проявляется в следующем:

- предпочтение отдается печатной продукции с широко представленным видеорядом (отсюда популярность у детей и подростков иллюстрированных журналов и комиксов);

- происходит изменение, упрощение и огрубление речи, поскольку дети не осваивают язык классического наследия.

Таким образом, телевизионная культура влияет на чтение детей и подростков, казалось бы, незаметно, но очень значительно.

Ещё одна черта современных подростков – это стремление поиграть на компьютере. Такая возможность им предоставляется и в школе, и дома, у друзей. Сегодня эта волна уже распространилась из крупных городов в российскую провинцию. Рубеж веков и начало нового тысячелетия ознаменовался ростом пользователей Интернета, которым больше всего интересуются именно юные и молодые пользователи. Центром внимания подростков (особенно мальчиков) сегодня становятся именно компьютерные игры и новые информационные и телекоммуникационные технологии. [17]

Книга не уйдет, и чтение также. Однако мне хотелось бы расставить акценты иначе: дело не в том, какое средство будет выбираться – книга или компьютер, где будет текст - на бумаге или на экране монитора, дело в другом: что же именно будет там читаться, как будет идти процесс восприятия и понимания текста и какую информацию, какие знания, какую культуру и искусство будут представлять различные типы медиа для развития юной личности.

Сегодня роль чтения детей в духовном и экономическом развитии общества еще не в полной мере осознается как национальная проблема. П роблема, следовательно, состоит в том, что при очевидной социальной значимости чтения численность читающей публики уменьшается, интерес к чтению снижается.

Проблемы в чтении детей и подростков сегодня нарастают и требуют принятия целого комплекса мер. Среди таких проблем, прежде всего, недостаточность знаний о чтении детей и подростков в масштабе страны, отсутствие организаций, в функции которых входило бы фундаментальное изучение детского чтения и литературы для детей.

Если все мы хотим жить в обществе знаний, нам необходимо осознать истину:

- чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии современного школьника, это окно, через которое дети видят и познают мир и самого себя;

- книга сегодня, независимо от формы ее представления (печатной или электронной), по-прежнему остается основой культуры и грамотности;

- важность книги и чтения неоспорима, и эта идея поддерживается мировым сообществом.

В любом случае, нашей стране необходима обширная, комплексная, финансово обеспеченная система мер поддержки чтения, русского языка, современной художественной, научной и научно-популярной литературы для решения этой масштабной, многоаспектной и междисциплинарной проблемы. Эти меры должны закрепляться в программах на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, реализовываться государственными и негосударственными институтами.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1 . Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. биб-ка. – М.: Пашков Дом, 2007., 1300 с.

2. Денисова С. А. Родители о детском чтении и роли библиотек // Родительское собрание по детскому чтению. – 2008. – с. 30-32.

3. Кавелина, Е. Интернет книге не соперник // Этносфера. – 2008. – №11 – с. 4-6.

9. Самохина М.М. Кто и что сегодня читает и зачем им это нужно // Новое

литературное обозрение. – 2001. – № 51 – с. 143-154.

10. Светловская Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя // Начальная школа. – 2003. – № 1 – с. 11-18.

11. Тихомирова И. И. Детская книга в домашней библиотеке // Родительское собрание по детскому чтению. – 2008. – с. 32-37.

12. Тихомирова И.И. Читать – значит творить // Начальная школа: плюс-минус. – 2001. – № 5. – с .56 – 60.

15. Чернышева, Л.В. Кризис детского чтения – общемировая проблема // Школа: день за днём. – 2006. – № 7 – м. 7-9.

16. Чудинова В.П. Чтение детей и подростков в России на рубеже веков:

17. Чудинова В.П. Чтение в контексте развития информационного общества // Социологические исследования. – 1999. – №5 – с. 30-36.

18. Янина С. Классики педагогической мысли о роли чтения книг в духовно-нравственном воспитании //Школьная библиотека. – 2001. - №18 – с. 45-46



Значение книги в жизни человека огромно. Чтение – это важнейший способ освоения социально-значимой информации, культурных ценностей прошлого и настоящего, нормативных представлений. В последние десятилетия в России, как и во многих странах мира, продолжается процесс падения уровня читательской культуры населения.

Значение книги в жизни человека огромно. Чтение – это важнейший способ освоения социально-значимой информации, культурных ценностей прошлого и настоящего, нормативных представлений. В последние десятилетия в России, как и во многих странах мира, продолжается процесс падения уровня читательской культуры населения.

Взгляды на детское чтение как явление культуры сегодня противоречивы. Одни считают, что детское чтение в цивилизованном мире утрачивает свое приоритетное значение. Оно становится рядовым занятием в системе жизнедеятельности ребенка. Появились более мощные, более влиятельные и привлекательные для детей средства их культурного развития. Согласно широко растиражированной мысли французского учителя-словесника Даниэля Пеннака, ребенок сегодня имеет полное право не читать. Деградация в этом случае ему не грозит*. Разделяют эту позицию и многие дети, полагая, что и без чтения можно быть образованным и всесторонне развитым.

Существует взгляд на детское чтение как на сугубо информационную ценность, временно сохраняющую свое значение. С внедрением в каждый дом электронных средств информации, необходимость в традиционном чтении отпадет, так как электронный гипертекст с его нелинейным способом передачи информации, с его видеорядом и звуковым сопровождением способен более полно удовлетворить информационные потребности ребенка.

Оспаривают эти взгляды на детское чтение те, кто исходит из признания его непреходящей и незаменимой ценностью. В этом утверждении российская и западная позиция расходятся. С точки зрения Запада, детское чтение является основой функциональной грамотности - умения человека на протяжении всей жизни использовать печатные тексты в бытовых и производственных целях. Российская точка зрения на непреходящую ценность детского чтения основывается на его духовно развивающей силе, неадекватной функциональной грамотности. В основе ставится полноценная художественная литература как вид словесного искусства, обладающего, как и любое искусство, образной природой и гуманной направленностью**.

Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому – восьмому классу читают все хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются.

Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать. Приучение детей к чтению требует времени и усилий, и никто не может сделать это лучше родителей.

Некоторые современные исследователи считают, что традиционная система оценок успеваемости школьников, т.е. пятибалльная система – изживает себя. На смену ей идет другая, основанная на накоплении учеником достижений в той или иной области знаний, которая может быть выражена в участии детей в олимпиадах, конкурсах, турнирах и т.д., как в рамках школьной программы, так и вне ее. Все это будет требовать эрудиции, творческого мышления, а значит – начитанности.

Есть дети, для которых книга – органическая часть их жизни. К сожалению, таких детей, кто не мыслит жизнь без чтения, с каждым годом становится все меньше. Зато возрастает процент тех, для кого чтение – тяжкая повинность. Они не осознают его не только как средство общекультурного развития, но и как средство, гарантирующее учебные успехи по всем предметам.

Большое влияние на качество восприятия книги оказывают мотивы чтения. Принудительное чтение, как правило, неплодотворное. Плодотворным оно становится тогда, когда ребенок читает в силу интереса. Интерес – это единственный из всех мотивов, который поддерживает чтение во включенном режиме, т.е. обеспечивает влияние книги на читателя. Чтение, мотивированное любознательностью, интересом, особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным.

Что же мешает чтению детей? Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. Младшие школьники не могут четко определить, где – правда, а где – ложь. Они слепо доверяют всему тому, что видят на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11-12 лет ребенок начинает не столь доверительно относиться к тому, что есть на экране.
Неоднозначное влияние на детей оказывает и компьютер. С одной стороны через Интернет он открыл ребенку доступ к мировым запасам информации, а с другой - дети играют только в игры, причем самые примитивные. Если они и развивают что-то у детей, то только быстроту реакции. Необходимо взять под строгий контроль игры, в которые играют дети. Пусть среди них будут хорошие развивающие, познавательные игры.

Приведем несколько советов, как привить детям интерес к чтению***:

1. Никогда не наказывайте за проступки чтением. Это грубая ошибка воспитания и лучший способ вызвать отвращение к книге.
2. Читайте сами. Если ребенок никогда не видел маму и папу с книгой в руках, то откуда же у него родится любовь к чтению?
3. Читайте вместе с ребенком. Обсуждайте прочитанное. Выясняйте значение трудных или незнакомых слов. Читайте попеременно, часть читает взрослый, часть – ребенок. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.
4. Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.
5. Используйте такой прием. На самом интересном месте остановитесь. Заинтригованный ребенок вынужден дочитать до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем. Или такой. Вы моете посуду, готовите ужин, а ребенок читает вслух.
6. Устраивайте выставку рисунков по мотивам прочитанных книг.
7. Поощряйте ребенка в посещении библиотеки, ходите вместе с ним.
8. Следите за тем, чтобы чтение было систематическим – каждый день по 15-20 минут, причем чтение должно быть обязательно вслух. Это сформирует у ребенка привычку ежедневного общения с книгой.
9. Не нужно насиловать детей в этой первой работе по грамотности, но не следует поощрять и некоторую лень, возникающую в борьбе с трудностями.
10. Покупая книгу в подарок, сделайте дарственную надпись добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Необходимо подходить к проблеме детского чтения в широком социальном контексте****. Применительно к детскому чтению это означает, что чтение – это не только задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественными произведениями, это не только задача библиотекарей показать лучшие книги, дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе.

* Тихомирова И.И. Детское чтение как ценность культуры нации // Чтение в системе социокультурного развития личности: сборник статей международного научно-практического семинара / сост. Г. В. Варганова. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. С.9.

** Тихомирова И.И. Детское чтение как ценность культуры нации // Чтение в системе социокультурного развития личности: сборник статей международного научно-практического семинара / сост. Г. В. Варганова. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. С.10.


Культура чтения — это на всю жизнь хороший художественный вкус и потребность каждый день общаться с книгой. Культура чтения — это на всю жизнь умение учиться и ориентироваться в мире знаний. А начинается культура чтения с бережного отношения к книге.

Не позволяйте ребёнку рвать, мять, пачкать книжку, брать её грязными руками. Игрушки даются ребёнку в полное распоряжение, а книги, если он не умеет беречь их, лучше рассматривать только вместе. Расскажите детям о правилах бережливости: с книгами надо обращаться аккуратно, не бросать где попало, а класть в определенное место; переворачивать страницы за правый верхний угол, не загибать углов страниц, а пользоваться закладкой.

Научите ребенка сделать закладки для себя, папы, мамы, украсив их картинками. А что делать, если книгу надо отнести в библиотеку, а на улице дождь, снег? (Завернуть, положить в сумку).

Опять труд родительский, и труд немалый. Но что поделаешь? Только в таком труде и рождаются духовные связи родителей с детьми.

Мало знать правила, надо привыкнуть выполнять их. Для этого нужно каждый день следить за тем, как ваш сын или дочка относятся к книгам.

Ну а что, если книжка все - таки порвется? Тогда вместе с ребенком подклейте ее, как в стихотворении:

Беседуйте с детьми о значении книг: как было бы грустно и печально, если бы на белом свете не было книг с картинками, сказок, песенок, рассказов!

Ребенок горячо согласится с вами, но с удивлением узнает о том, что, оказывается, без книг не было бы ни самолетов, ни автомобилей, ни многого из того, что нас окружает: ведь из книг люди узнают, как работать, чтобы построить самолет, зажечь лампу, провести газ в нашу кухню. А где найти нужную книгу? В библиотеке.

Воспитывая у детей возвышенное отношение к книге, предлагайте им стихи, ее воспевающие. Вот одно из них:

А когда дети начинают читать, их учат просматривать книги по элементам. Что такое элементы книги? Обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление.

В беседе по культуре чтения прочтите стихи С. Маршака Как печатали вашу книгу, а также книгу Дацкевич В.П. Как делают книгу.

С интересом дети узнают и о том, как много людей старалось, чтобы сделать книжку: писатель, художник, рабочие (лесорубы, рабочие бумажной фабрики, наборщики в типографии). В наши дни некоторые из этих сведений стали уже фактами истории и культуры и требуют дополнений: сегодня книги печатают на компьютере.

С раннего детства обращайте внимание детей на авторов книг и рассказывайте, как сами с детства и навсегда полюбили и Пушкина и Лермонтова и Толстого, Андерсена и других писателей.

Постепенно у детей накопится читательский опыт, и они начнут понимать, как важно, выбирая книги, знать автора:

ü Что писал Н.Носов? Весёлые рассказы и повести о ребятах — мальчиках и девочках, книжки про Незнайку и его друзей.

Как научить детей читать внимательно и вдумчиво? Для этой цели несомненную пользу приносит читательский дневник.

Всё начинается с детства, культурные потребности - тоже, к ним относится и привычка вести читательский дневник. И хорошо когда школьник записывает в дневнике свои суждения о книгах, выписывает понравившиеся цитаты, стихи и стихотворные строчки.

Растёт ребёнок, меняется и его библиотека: одни книги уходят, другие занимают их место. Какие книги приобретать для домашней библиотеки? В доме целесообразно иметь книги, к которым возвращаются и перечитывают, а те, которые читают один раз, лучше брать в библиотеке. Вот почему в домашней библиотеке должны быть представлены классики и любимые произведения современных авторов, детские справочники, энциклопедические и библиографические издания.

Воспитывать у детей культуру чтения — это значит растить их на высокой художественной литературе; объяснять роль книги в жизни людей и учить ценить книгу как результат большого труда; учить бережно и аккуратно относиться к книгам; учить самостоятельно выбирать книги; учить внимательно и вдумчиво читать; учить пользоваться библиотекой.


Учебно-методический кабинет по работе с библиотеками, издательствами и СМИ, Барсукова Нина Аракадьевна, заведующая, кандидат исторических наук, доцент кафедры филологического образования УИПКПРО, председатель Ульяновского регионального отделения РБА (УлРШБА)

Читайте также: