Культура беларуси в 17 18 веках кратко

Обновлено: 03.07.2024

1. Культура Беларуси во второй половине XVII — XVIII в.

Развитие образования происходило в условиях полонизации. С 1697 гос. языками в Речи Посполитой были польские и латинский. Образование было доступно преимущественно шляхетским детям. Центр образования и науки - Виленская иезуитская академия. В 1773 была создана Эдукационная комиссия. Система образования стала более доступной и получила светский характер. В области науки известным был Казимир Семёнович-автор книги "Великое искусство артиллерии". Казимир Лыщинский размышлял о человеке и его божьем начале (трактат "О несуществовании бога"). По приговору суда он был обезглавлен и сожжен. Георгий Конисский выступал против всевластия магнатов, защищал права шляхты не католического вероисповедания. По инициативе Симеона Полоцкого была создана Славяно-греко-латинской академия, стоял у истоков первого в России театра. Книгоизданием в Амстердаме занялся Илья Копиевич. Продолжалось строительство дворцово-замковых комплексов (дворец Радзивиллов в Несвиже, новый замок в Гродно). В первой половине 18в сложился стиль "виленское барокко" (Софийский собор в Полоцке). В конце 18в на смену барокко приходит классицизм. В живописи был известен Смуглевич, написал ряд картин на историческую тематику. В 18в славу получил театр Михаила Казимира Огинского. Наибольшую известность приобрели частнособственнические театры Радзивиллов в Несвиже и Слуцке.

2. БССР во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг.: общественно-политическое и социально-экономическое положение

Коммунистическа партия Беларуси провозглашалась ядром политической системы. Первым секретарём ЦК КПБ в 1965-1980 был Пётр Миронович Машеров. Промышленное развитие характеризовалась ростом тех отраслей, которые были связаны с НаучнТехнРевол. В БССР показатели развития промышленности были одними из самых высоких в СССР. В начале 1970х Министерство автомобильного транспорта первыми перешли на хозрасчёт. В годы 9 пятилетки (1971-1975) было введено в строй более 90 новых крупных промышленных предприятий. Развития новых отраслей производства привело к увеличению численности городского населения (урбанизация). В 1984 была сдана в эксплуатацию первая линия Минского метрополитена. Экономика ориентировалась на экстенсивный путь развития. С/х БССР специализировалось на развитие мясного и молочного животноводства, производстве картофеля, сахарной свёклы. Средства на нужды с/х использовались не всегда целесообразно. Разница между высокой закупочной ценой и низкой ценой при продаже вела к потерям со стороны государства. Продолжались работы по мелиорации, было осушено около 1млн га земельных площадей. Началась химизация с/х- обострение экологических проблем.

3. Характеристика социально-экономического (внешнеполитического) положения Беларуси с опорой на историческую карту

Первая железная дорога от местечка Поречье до Гродно была пущена в декабре 1862. Протяженность всех железнодорожных путей через Беларусь составила 3000 км. Ж/д сетка Беларуси была одной из самых густых в Российской Империи. Ж/д строительство содействовало росту городов, укреплению хозяйственных связей между разными областями Беларуси.

После заключения Брестской унии (1596) и на протяжении второй половины XVII в. первенство в сфере образования перешло к католическим учебным заведениям, появились униатские школы, а протестантские и православные пришли в упадок. Особенной активностью в сфере образования отличался орден иезуитов. Иезуиты содействовали закрытию православных и протестантских школ. Орден иезуитов создавал начальные школы при монастырях и костелах, а также коллегиумы - учебные заведения, которые давали классическое гуманитарное образование.

С 1697 г. государственными языками в Речи Посполитой были признаны польский и латинский, на которые переводилось преподавание в учебных заведениях. Образование было доступно преимущественно шляхетским детям. С 1720-х гг. на территории Беларуси появились учебные заведения, созданные орденом пиаров. Пиарские школы были созданы в Щучине, Воронове, Геранёнах, Зельве, Витебске, Лиде.

В 1773 г. была создана Эдукационная комиссия (учреждение типа Министерства образования), открывшая за 20 лет своей деятельности 20 школ средней ступени и около 200 начальных школ. В соответствии с ним создавались три типа школ: начальные (приходские), средние (окружные и подокружные) и высшие (Главная школа BKЛ). Среди учащихся 30 % составляли крестьянские дети. Система образования стала более доступной и получила светский характер.

Во второй половине XVIII в. появились профессиональные учебные заведения: в Гродно и Поставах А. Тизенгауз организовал медицинскую, акушерскую, ветеринарную, финансовую, чертежную и рисовальную школы. Гродненской медицинской школой руководил французский натуралист Жан Эммануэль Жилибер.

В стиле позднего барокко в Гродно в 1740-е гг. построен Новый замок - резиденция короля и место заседаний сеймов Речи Посполитой, а также перестроен Несвижский дворец Радзивиллов.

Во второй половине XVIII в. в архитектуре ВКЛ позднее барокко соседствует с классицизмом, который к концу века становится господствующим стилем. Сочетание элементов классицизма и барокко характерно для дворца в Ружанах.

В XVII в. барокко распространилось в изобразительном искусстве Речи Посполитой. Черты барокко присутствовали в скульптурных украшениях, стенных росписях и фасадах католических костелов, светской живописи, книжной гравюре, в декоративно­прикладном искусстве (резьба по дереву, ювелирные изделия, керамика).

Новые эстетические идеалы европейской культуры XVII–XVIII вв. формировались под влиянием идей барокко и классицизма. В центре интересов культуры эпохи барокко стояло культовое (вызванное к жизни католической контрреформацией), а также дворцово-парковое искусство.

Особое внимание к архитектуре загородных усадеб и резиденций было одной из важнейших сторон процесса формирования светской культуры. Несмотря на то что создание и содержание таких монументальных дворцово-парковых ансамблей было доступно лишь королевскому двору и наиболее богатым дворянам, они становились предметом настоящей конкуренции, так как олицетворяли собой богатство, благосостояние хозяев.

Резиденцию Сапег в Гольшанах, созданную в первой половине XVII в. под голландским влиянием, современники считали красивейшей в Литве и Беларуси. Немало постарались представители этого княжеского рода и для украшения своих имений в Ружанах, Деречине, Высоком. Дворец великого канцлера литовского А. Сапеги в Деречине был построен в 1786 г. архитекторами Я. Беккером и Л. Гуцевичем в стиле монументального барокко. К концу XVIII в. количество садово-парковых комплексов увеличилось более чем на 63 %; в магнатских хозяйствах более половины годовых денежных поступлений расходовалось на строительство дворцов и парков, содержание частных войск, обслуживающего персонала, крепостных театров. Частные оркестры, капеллы, хоры, театральные труппы существовали у Сапег в Ружанах и Деречине, у Радзивиллов в Несвиже и Слуцке, у М. Чарторыйского в Волчине, у А. Тизенгауза в Гродно, у М. Огинского в Слониме, у Тышкевичей в Свислочи.

Параллельно с каменным культовым строительством развивалось и деревянное, которое носило элементы народного зодчества (Георгиевская церковь в д. Синкевичи Лунинецкого р-на, Ильинская церковь в Гомеле, Михайловские церкви в Слуцке и д. Рубель Столинского р-на).

На развитие скульптуры Беларуси в XVII–XVIII вв. наибольшее влияние оказали католическая церковь и многочисленные ордена. Черты зрелого барокко несут в себе памятники деревянной скульптуры из алтарных композиций костела архангела Михаила в Новогрудке и бригитского монастыря в Гродно. Сохранился ансамбль стукковых (из искусственного мрамора) скульптур в Слонимском костеле бернардинок 1759–1764 гг., созданный Я. Хеделем, скульптором из Инсбрука. Выдающимися памятниками позднего барокко являются алтари францисканского костела Вознесения Девы Марии в Пинске и Успения Девы Марии в Будславе (Мядельский район), костела Иоанна Крестителя в Камаях Поставского района, иезуитского костела в Гродно и др.

В развитии просвещения, демократизации церкви определенную роль сыграло и реформационное движение. Так, поддерживая кальвинизм, Я. Радзивилл одновременно развивал и низшую ступень школьного образования на Беларуси – например, в 1617 г. в Слуцке он основал кальвинистскую школу (гимназию), которая работала вплоть до 1918 г. Кальвинистские школы существовали в Ивенце, Заславле, Орше, Минске, Свислочи, Глубоком и Витебске. Известно также о существовании сети арианских школ в Ивье, Клецке, Любче, Лоске, Несвиже. Ректором школы в Ивье был Ян Намысловский – одаренный педагог и писатель.

Реформация, проведение в жизнь Брестской церковной унии, начавшиеся полонизация, контрреформация породили разнообразную религиозно-полемическую литературу конца XVI–XVII в. Ее представителями являются польские, белорусские и украинские писатели-полемисты Л. Зизаний, Л. Карпович, И. Потей, П. Скарга, И. Руцкий, М. Смотрицкий, З. Копыстенский, Х. Филолет, А. Филиппович, П. Могила и др. Обсуждались догматы веры, традиции, деятельность религиозных учреждений, отношение церкви к искусству.

В белорусской графике XVII–XVIII вв. ведущее место принадлежало книжной гравюре (М. и В. Ващенко, Л. Тарасевич), украшавшей издания братских типографий Орши, Супрасля. Гравюры с видами Вильно, Смоленска, Клецка и других городов Беларуси сделали известным Т. Маковского, напечатавшего также первую достоверную (точную) карту Великого княжества Литовского.

В XVII–XVIII вв. развивалось декоративно-прикладное искусство, прежде всего производство кафельных изразцов, гобеленов, ювелирных изделий.

В светской живописи Беларуси получил развитие портретный жанр. Изображение на картине персоны в богатом костюме, а также окружающей ее обстановки демонстрировало принадлежащее ей место в социальной иерархии. В XVII в. на земли Речи Посполитой приглашались художники из Франции (К. Калло), представители фламандской школы (П. Данкерс де Рей, Д. Шульц, А. ван Вестерфельд); местную школу представлял И. Шретер. Известны работы художников XVIII в. И. Эгенфельдора из Вильно, польских художников Я. Трициуса и Ф. Смуг левича, местных мастеров Ф. и И. Гесских, С. Цыбульского. Постепенно сложились три типа светского портрета: парадный, рыцарский (сарматский), погребальный. Сарматский портрет приобрел особую популярность в XVII в. Были созданы целые галереи портретов членов семей Радзивиллов, Тышкевичей, Сапег, Огинских, Ходкевичей, Олельковичей и др.

Видными реформаторами были М. Бутримович (пинский староста), граф И. Хрептович и князь М. Огинский. Подканцлер Великого княжества Литовского И. Хрептович занимался реорганизацией школьного образования, рационализацией сельского хозяйства и улучшением кресть янского быта. В имении Щорсы располагалась личная библио тека графа с богатыми книжными собраниями и коллекциями рукописей, географических карт. В конце XVIII – начале XIX в. она была открыта для всех желающих, в первую очередь для студентов Виленской академии (с 1803 г. Виленского университета), куратором которой являлся И. Хрептович. Сюда неоднократно приезжали университетские преподаватели М. Почобут-Одляницкий (астроном, математик), С. Юндил (ботаник), И. Лелевель (историк). Сам дворцово-парковый комплекс имения был построен в 1770–1776 гг. по проекту итальянских зодчих Д. Сакко, К. Спампани. Подобные дворцы-виллы, сочетавшие в себе черты барокко и классицизма, были возведены Д. Сакко и для короля в Станиславово, Августово, Каролине. Классицизм распространялся постепенно, и до конца XVIII в. на части белорусских земель, оставшихся в составе Речи Посполитой после 1772 г., господствовало позднее барокко.

Образовательная сфера в Речи Посполитой находилась в руках различных монашеских орденов, религиозных братств почти всех направлений христианства. После 1696 г. (когда сейм Речи Посполитой запретил старобелорусский язык в делопроизводстве) был закрыт ряд типографий православных братств; начался упадок кириллического книгопечатания, белорусскоязычной публицистики и литературы. В данный период большую роль в развитии культуры Беларуси сыграла униатская система просвещения. Школы базилианского униатского ордена (Новогрудок, Брест, Ружаны, Пинск, Жировичи, Толочин) использовали в преподавании старобелорусский язык. В XVII–XVIII вв. нередко отмечаются факты сопротивления полонизации в среде патриотически настроенных базилиан. С конца XVII в. белорусское книгопечатание продолжалось только в типографии Супрасльского базилианского монастыря.

Во второй половине XVIII в. на территорию Беларуси из Европы начинают проникать идеи Просвещения, связанные с приоритетом образования, науки, разума в жизни личности, общества, государства. Общественным идеалом становится образованный человек. Во время распространения идей Просвещения особое значение получило развитие образования и науки. Школьное дело на рубеже XVII – XVIII вв. находилось в руках церкви. Школьное образование было доступно преимущественно шляхетским детям. Преподавание велось на латинском и польском языках. Центром образования и науки по-прежнему оставалась Виленская иезуитская академия, которая начала действовать в 1579г. С 1781г. академия называлась Главной школой ВКЛ. Ее ректором был Мартин Почобут-Одляницкий – ученый-природовед, астроном, который изучал планету Меркурий, определил координаты многочисленных населенных пунктов на территории Беларуси. Высокий уровень образования обеспечивали также иезуитские коллегиумы.

С середины XVIII в. Начались изменения в школьном образовании. В 1773г. была создана Адукационная комиссия (учреждение типа Министерства образования), которая за 20 лет своей деятельности открыла 20 школ средней ступени. Благодаря ее усилиям на территории Беларуси в конце XVIII в. действовало 200 начальных школ. Среди учащихся 30% составляли крестьянские дети. Система образования стала более доступной и получила светский характер. Руководство делом образования перешло из рук церковных учреждений к государственным органам.

Славные традиции книгопечатания продолжались в XVIII в. Книгоизданием в Амстердаме занялся продолжатель дела Ф. Скорины уроженец Мстиславщины Илья Копиевич. По поручению русского царя он подготовил и издал в Амстердаме первое пособие по математике на русском языке. Вместе с приглашенными Петром I в Россию голландскими печатниками И. Копиевич стал основателем нового гражданского шрифта, который и сегодня употребляется в вашем письме. Он издал первый в России календарь, стал автором первой в России карты звездного неба.

В XVIII в. центрами развития искусства становятся магнатские резиденции Радзивиллов в Несвиже, Сапегов – в Ружанах, Огинских – в Слониме, Тизенгауэов – в Гродно и др.

Панов, С. История Беларуси. Билеты. 11 класс / С. Панов. - Минск.: Аверсэв, 2014. - 144 с.

Пособие содержит ответы на вопросы билетов для выпускного экзамена, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь.

Адресуется учащимся 11 класса учреждений общего среднего образования для подготовки к обязательному экзамену по истории Беларуси.

В ХVI-XVIII ст. образование на Беларуси развивалось в условиях борьбы между православием, католичеством и реформаторским движением. При поддержке властей иезуиты открывали школы, которые способствовали укреплению позиций католической церкви и уничтожению реформаторского движения в ВКЛ. В 1579 г. Они основали Виленскую академию – первое в ВКЛ высшее учебное заведение. Первым ректором академии был идеолог-котрреформист Пётр Скарга. Среди её наиболее известных выпускников - Милетий Смотрицкий, Симеон Полоцкий, Альберт Каялович.

В наиболее значительных городах Беларуси (Полоцке, Несвиже, Орше, Бресте, Пинске, Гродно, Новогрудке, Витебске, Минске, Слуцке, Слониме и др.) иезуиты открыли свои коллегиумы – учебные заведения средней ступени, которые имели антипротестантский, а затем и антиправославный характер. В коллегиумах преподавались грамматика, риторика, этика, богословие, физика, математика. Кроме иезуитов, свои школы стали открывать бернардинцы, францисканцы и другие католические монашеские ордены.

Ответом православной церкви на католическую экспансию в последней трети ХVI ст. было открытие братских школ в Вильно, Бресте, Могилёве, Шклове и др. городах. В них преподавались грамматика, риторика, математика, география, астрономия, языки: белорусский, польский, греческий, латинский. Преподавателями братских школ трудились известные педагоги: Василий Тяпинский, братья Зизании, Милетий Смотрицкий, Леонтий Карпович.

После заключения Брестской церковной унии 1596г. Начали открываться униатские школы. Первые такие школы возникли в Барунах, Жировичах, Минске, Новогрудке. В них учились представители разных вероисповеданий, в основном, шляхетского происхождения и дети духовенства. В годы Северной войны значительное количество униатских школ было уничтожено.

Если говорить о культуре XVI-XVIII столетий в целом, то можно сказать, что на неё оказали огромное значение идеи таких направлений общественно-политической мысли, как Возрождение, Реформация и Просвещение.

Взгляды С. Будного поддерживал и развивал Василий Тяпинский (год рождения неизвестен - умер около 1599 г.). Он издал на церковнославянском и белорусском языках Евангелие. В предисловии к нему он обратился к белорусской знати с просьбой о духовной и материальной поддержке белорусской культуры.

Наиболее значительным результатом влияние Просвещения на Речь Посполитую была школьная реформа, осуществлённая Образовательной комиссией – организацией по руководству народным просвещением, основанной сеймом 1773-1775 гг. Это была первая подобная организация в Европе. Первым её руководителем был И.Масальский.

Образовательная комиссия осуществила реформу школ и университетов в духе идей Просвещения. Проведению реформы способствовал и роспуск в 1773 году папой римским ордена иезуитов, в руках которого на протяжении ХVII-XVIII стст. Фактически находилась монополия на образование в Речи Посполитой. Школы и имущество ордена были переданы Образовательной комиссии.

В 1783 г. Комиссия утвердила устав для академий и школ Речи Посполитой. Ей подчинялась Главная школа Великого Княжества Литовского (так с 1781 г. называлась Виленская иезуитская академия), которая являлась высшей ступенью и главным научным центром в княжестве. Её ректором комиссия назначила белорусского математика и астронома Мартина Почобута-Одленицкого, который занимал этот пост около 20 лет, провёл в школе реформу и придал ей почти светский характер.

Среднюю ступень образования составляли окружные и подокружные школы. На территории центральной и западной Беларуси (восточная уже была в составе России) такие школы комиссия открыла в Бресте, Гродно, Новогрудке, Жировичах, Пинске, Барунах, Волковыске, Поставах, Бобруйске, Мозыре, Минске, Несвиже, Слуцке, Лиде, Щучине.

Нижней ступенью образования должны были стать местечковые и городские училища.

Результатом реформы было увеличение численности начальных и средних школ на Беларуси, приобретением образованием всё более светского характера.

В начале XIX века на Беларуси существовало около 130 начальных, 33 средних и неполных средних школы, значительное количество еврейских религиозных школ, около 40 школ различных католических орденов. Школьное образование было доступным детям шляхты, духовенства, зажиточных горожан.

Идеалы Просвещения повлияли на общественные настроения в Речи Посполитой, что привело к реформам и принятию Конституции 3 мая 1791г. Однако интервенция соседних стран и внутренняя реакция части магнатства привели к поражению революционного движения и разделу государства.

Развитие белорусской литературы в период XVI –XVIII вв. происходило в сложных исторических условиях. Усиление социального и национального угнетения белорусского народа, разорительные войны, дальнейшее наступление Контрреформации и другие факторы вызвали упадок белорусской культуры и значительно задержали общий прогресс страны. Активизировались консервативные силы, в первую очередь церковь, которая пыталась восстановить свое пошатнувшееся господствующее положение в духовной жизни общества. Вновь повеяло духом Средневековья с его религиозным фанатизмом.

Развитие белорусской литературы в это время осложнялось и тормозилось также общим кризисом средневековой системы древней белорусской литературы. Ее последним значительным взлетом была литература полемическая, упадок которой наметился в 30-е годы XVII в. Практически уже исчерпала себя полемика между сторонниками и противниками унии. По характеру своего содержания полемическая литература отстала от жизни, потеряла свою злободневность и, естественно, не могла удовлетворять духовные запросы времени. Не случайно попытка возобновить полемику и возродить полемическую литературу, предпринятая в 40-е годы некоторыми церковными писателями, например К. Саковичем, потерпела неудачу.

Читайте также: