Культура австрии в 19 веке кратко

Обновлено: 02.07.2024

Ich liebe die hektischen, schlanken Narzissen mit blutrotem Mund;

Ich liebe die Qualengedanken,

Die Herzen zerstochen und wund;

Ich liebe was niemand erlesen,

Was keinem zu lieben gelang:

Mein eigenes, urinnerstes Wesen Und alles, was seltsam und krank.

Мне дорог болезненно-хрупкий нарцисс с окровавленным ртом, ранимого сердца уступки.

Мне дорого все, что вовеки любить не удастся другим: изломанное в человеке зову для себя дорогим.

Wir sind aus solchem Zeug, wie das zu Traumen,

Und Traume schlagen so die Augen auf Wie kleine Kinder unter Kirschenbaumen.

(Uber Verganglichkeit, III)

Из той же ткани, что и сновиденья,

Мы сотканы — и наши сны не спят,

Как дети возле вишен в их цветенье.

Warum geschah mir das? Warum, du Tod,

MuBt du mich lehren erst das Leben sehen,

Nicht wie durch einen Schleier, wach und ganz,

Da etwas weekend, so voriibergehen?

Ich kanns! Gewahre, was du mir gedroht:

Da tot mein Leben war, sei du mein Leben, Tod!

Прозрел я лишь теперь, с твоим приходом,

И понял, как полна могла быть жизнь,

Промчавшаяся мимо год за годом.

И стань мне жизнью, Смерть, коль

жизнь была мертва!

Der tiefe Brunnen weiB es wohl,

Einst waren alle teif und stumm

Einst aber wuBten alle drum,

Nun zuckt im Kreis ein Traun herum.

Да, глубь колодца знает то,

Что каждый знать когда-то мог,

Что знали все. Оно сейчас Лишь сном витает среди нас.

Дно колодца — символ поэзии, обладающей всем богатством прошлого. (Спустя два года подобный символ будет повторен у Рильке — фонтан, чье журчание несет в себе поэзию: фонтан умолк — поэзия исчезла.)

, где Гофмансталь пишет, что поэтический образ действительности, возникающий из мгновений, лишен причинности, в нем нет признаков времени и пространства; он создается лишь посредством знаков и символов. Поэтому сферу настоящей поэзии образует стихия слов, не замыкающихся в узкоконкретном значении, а многозначных и неуловимых.

Gehullt in Duft und goldne Abendglul Und rosing helles Gelb und helles Grau,

Zu ihren FiiBen schwarzer Schattenblau,

In Schonheit lockend, feuchtverklarter Reinheit.

Allein in diesem Duft, dem ahnungsvollen,

Da wohnt die HaBlichkeit und die Gemeinheit,

Und bei den Tieren wohnen dort die Tollen.

Расцвеченный вечерней позолотой,

Весь в дымке, серый с розовым отливом.

Не правда ли, он кажется красивым?

Но помни, эта дымка — лишь покров.

Под ним уродство, пошлость, грязь таятся,

Кишит толпа безумцев и скотов.

Das ist die groBe Kunst des Hintergrundes Und das GeheimniB zweifelhafter Lichter.

Das macht so schon die halbverwehten Klange,

So schon die dunklen Worte toter Dichter Und alle Dinge, denen wir entsagen.

И лабиринтов искус изначальный,

И таинство мерцающего света,

Полузабытой песни отзвук странный И темный стих старинного поэта,

Все, что исчезло и что ищем снова.

Ein Laube statt der Buhne,

Sommersonne statt der Lampen,

Also spielen wir Theater,

Spielen un’sre eig’nen Stucke,

Fruhgereift und zart und traurig,

Die Komodie uns’rer Selle.

Итак, беседка вместо сцены,

А солнце вместо фонаря,

И мы играем на театре Комедию своей души.

Австрия — небольшая страна в самом сердце Европы с богатой и увлекательной историей. Особого внимания заслуживает культура Австрии, многогранная и яркая. Это и неудивительно, ведь она формировалась под влиянием совершенно разных самобытных традиций – в разное время на ее землях жили и правили римляне, немцы, франки и даже славяне.

Едем в Австрию

Австрийская культура: архитектура, музыка, литература

Австрийская культура довольно интересна. Страна славится своими архитектурными памятниками, литературными произведениями, музыкальными шедеврами, которые являются весомым вкладом австрийцев в мировую культуру.

Австрии удалось создать свой неповторимый стиль, объединивший собственное культурное наследие и традиции народов соседних стран – Италии, Чехии, Венгрии, Германии и Польши.

Музеи и архитектура

В Австрии находится свыше 400 различных музеев. Посетив их, вы сможете ближе познакомиться с удивительной историей страны, а также лучше понять ценности и идеалы современных австрийцев.

Интересующиеся историей Австрии могут посетить императорские апартаменты, Музей императрицы Сисси и Серебряную палату в Хофбурге в Вене. На протяжении 600 лет Хофбург был основной резиденцией императорской семьи и, по сути, сердцем империи Габсбургов. Побывав здесь, вы сможете узнать о дворцовых традициях и повседневной жизни обитателей Хофбурга в XIX веке.

Ценителям архитектуры стиля барокко гарантированы яркие эмоции от посещения музея Лихтенштейн в Вене. Среди его многочисленных экспонатов шедевры таких мастеров, как Рембрандт, Рубенс, Ван Дейк и других. Здесь же находится знаменитый Badminton Cabinet – один из наиболее дорогих предметов мебели в мире.

Вообще Австрия славится своими дворцами, соборами и замками, многие из которых были построены в период правления Габсбургов. В числе наиболее известных австрийских замков можно назвать замок Лихтенштейн, Хоэнзальцбург и Хоэнверфен, среди дворцов — Шенбрунн и Бельведер.

Музыка

Страна также хорошо известна благодаря творчеству музыкантов и композиторов. Следует отметить, что существенное влияние на австрийскую музыку оказали песенные традиции венгров, итальянцев и славянских народов. Музыкальными центрами Австрии по праву считаются Вена и Зальцбург. Именно в этих городах обычно проходят многочисленные музыкальные конгрессы и фестивали международного уровня. Кроме того, в Вене находится Международное общество современной музыки.

Большой вклад в развитие музыкальной культуры внесли композиторы, которые в XVIII – XIX вв. съезжались в Вену под покровительство Габсбургов. Это позволило городу стать столицей европейской классической музыки.

На австрийской земле родились великие композиторы: Франц Шуберт, Арнольд Шенберг, Йозеф и Михаэль Гайдн, Иоганн Штраус-старший и Иоганн Штраус-младший, Вольфганг Амадей Моцарт, в Вене преподавал и создавал свои бессмертные произведения Людвиг ван Бетховен.

Музыка в Австрии

Отдельное внимание стоит уделить знаменитой на весь мир Венской опере. Это не просто одна из красивейших достопримечательностей города, но и целое направление в оперном искусстве. Венская опера занимает первое место в мире по количеству красочных спектаклей. Раз в год здесь проходит одно из самых грандиозных событий – Венский бал, на котором среди тысячи гостей можно встретить известных политиков, музыкантов, писателей и бизнесменов. Президент Австрии неизменно является почетным председателем бала.

Литература

На раннем этапе своего развития австрийская литература была тесно связана с творчеством германоязычных народов. В литературе XVII – XVIII вв. получило отражение установление абсолютизма в Австрии. Габсбурги старались идеологически обосновать свое правление. Именно поэтому для литературных произведений того времени характерно обращение к античным и средневековым сюжетам, прославляющим былое величие империй.

Крупнейшей фигурой австрийской литературы начала XX века был мастер психологического романа и новеллы Стефан Цвейг.

В настоящее время большой популярностью пользуются произведения прогрессивных писателей-реалистов — Евы Пристер, Ф. Каина, Г. Леберта, Г. Зайко.

Религия австрийских земель

Религия в Австрии разнообразна, как и сама страна. Основная религия – католицизм. Так, 73,6% жителей страны являются прихожанами католической церкви, 4,7% относят себя к протестантам.

Приблизительно 400 тыс. жителей Австрии – члены мусульманских общин, около 180 тыс. – прихожане православной церкви. Представителями других религий в Австрии являются буддисты, индуисты, сикхи и иудеи.

Свобода религии закреплена на законодательном уровне. В туристических районах страны церкви и монастыри, как правило, открыты каждый день. А вот в сельской местности в большинстве случаев они открываются только для проведения службы.

Если вы захотите осмотреть собор или храм, вам нужно будет оплатить туристическую экскурсию, поскольку самостоятельные посещения не одобряются. Проводить фото- и видеосъемку можно только с разрешения администрации.

Образование в Австрии

В настоящее время срок обязательного школьного обучения в Австрии составляет 9 лет. Учащиеся, достигшие 14-летнего возраста, могут сделать выбор: провести год в политехнической школе или пойти учиться в Höhere Technische Lehranstalt (HTL). Альтернативой университету является Fachhochschule, где система обучения больше ориентирована на практику.

Образование в Австрии

Изобразительное искусство Австрии

Под покровительством императорского дома Габсбургов процветала вся культура страны. Без внимания не остались и художники XVIII века. В эпоху расцвета империи доминировало барокко. Франц Антон Маульберч и Йоханн Михаэль Роттмайер – наиболее известные представители того времени. Работы этих художников отличаются своеобразной небрежной манерой написания.

На рубеже XX века изобразительное искусство Австрии получило всемирную известность. Вена стала центром двух важных направлений – модерна и экспрессионизма.

Ярким представителем модерна был Густав Климт. В Австрии немало мест, где можно увидеть его работы. В частности, галерея Бельведер.

Значительными фигурами экспрессионизма являются такие мастера, как Эгон Шиле и Оскар Кокошка.

Один из самых известных художественных музеев Австрии — Музей истории искусств Kunsthistorisches Museum в Вене. Здесь можно увидеть немало шедевров мировой живописи, в частности:

Особенности австрийской кухни

Австрийские повара не только собирали рецепты блюд из разных стран и территорий (Италия, Богемия, Венгрия, Бавария), совершенствуя и дополняя их, но и привносили новшества в традиционные национальные блюда, которые появились именно в Австрии.

В каждом регионе страны есть свое фирменное блюдо. Как правило, они отличаются простотой приготовления, но при этом каждое из них имеет отменный вкус. Основные блюда австрийской кухни – сладости и выпечка (чего только стоит знаменитый венский штрудель), супы, рыбные и разнообразные мясные блюда, сосиски и колбаски.

Популярные австрийские блюда:

Еда в Австрии

Нельзя не упомянуть и о знаменитых австрийских кофейнях. Австрийцы очень любят кофе. В каждой кофейне подается более 30 его сортов.

Что касается спиртных напитков, то здесь стоит обратить внимание на вина, которые обладают нежным фруктовым вкусом. Наиболее популярны у австрийцев сухие белые вина. Примечательно, что чистое вино жители употребляют только по праздникам. В остальное время они предпочитают разные коктейли с вином, например, белое вино с соком черной смородины (Kir) или с содовой (Gespritzer).

Интересные австрийские традиции

Нередко настоящих австрийцев считают высокомерными людьми, хотя на самом деле они гостеприимны и радушны. Австрийцы чтят свои традиции и обычаи, которые зачастую можно назвать уникальными.

Традиции австрийского дома довольно примечательны:

  1. Когда вы идете в гости, обязательно преподнесите хозяйке символический подарок, например, сладости к кофе или цветы. У австрийцев при общении не принято задавать вопросы о зарплате и расспрашивать о семейной жизни.
  2. Австрийцы трепетно относятся к своему жилищу и содержат его в чистоте и полном порядке. При входе в дом вам обязательно предложат надеть тканевые тапочки или просто разуться.
  3. Идя в гости, будьте опрятны и вежливы. Не стоит выходить за рамки приличия (это касается и одежды).

Не менее интересны и свадебные традиции в Австрии. Подготовка к свадебной церемонии может длиться целый год, поскольку австрийцы уделяют огромное внимание каждой мелочи.

Венчание в Австрии обязательно.

Свадебная церемония начинается с салюта, который должен разбудить невесту. Без похищения невесты и последующего ее выкупа не обходится ни одна австрийская свадьба – это древняя и неизменная традиция.

Активный отдых

Не менее интересна тема подарков для молодоженов. Для этого разработана специальная схема. Молодожены составляют список подарков и отправляют его в торговый центр. Затем молодые договариваются с продавцами о том, чтобы подарки не повторялись, а не нужные им вещи не покупались. После этого гостям высылают адрес магазина, в котором они могут подобрать презенты.

Активный отдых

Австрия – многоликая и уникальная страна, поражающая архитектурой и ослепляющая красотой горных пейзажей.

Историческое развитие народов Германии и Австрии на протяжении нескольких столетий протекало в тесном взаимодействии. Общность языка способствовала интенсивному обмену опытом во всех областях культуры и искусства. Так, ряд крупнейших немецких музыкантов — вспомним Бетховена или Брамса — на долгие годы крепко связали свою судьбу с Веной. С другой стороны, австрийские композиторы и исполнители с незапамятных времен занимали видное место в немецкой музыкальной жизни.

Однако различия в государственном и социальном строе Австрии и Германии, резко обозначившиеся в период новой истории, то есть с конца XVIII века, сказались на специфических путях развития национальной культуры, театра, литературы. Особыми, неповторимыми чертами отмечена также австрийская музыка, давшая миру Гайдна и Моцарта, Шуберта и И. Штрауса, Брукнера, Вольфа, Малера.

Ее пестрый национальный состав образовали чехи и венгры, словаки и сербы, словены и хорваты, румыны и украинцы, поляки и итальянцы, насильственно включенные в австрийскую империю, причем собственно австрийцы и немцы составляли одну треть населения, тогда как славяне — около шестидесяти процентов. Естественно, каждый из названных выше народов обладал своими национальными обычаями, фольклором, художественными традициями, которые воздействовали на формирование специфических черт австрийской культуры. Она испытывала также влияние культур соседних государств — Германии и Италии, ибо Австрия была расположена в самом центре Европы, где скрещивались пути, ведшие с севера на юг и с востока на запад.

Однако 1815—1848 годы обнажили кризис социальной и экономической системы Австрии. Усиление политического и церковно-католического гнета породило скрытое недовольство во всех слоях общества, за исключением его ничтожно малой части в лице феодальной аристократии и финансовой буржуазии.

В преддверии революции 1848 года общественно-политическая жизнь Австрии накалилась до предела. Отражением социального подъема явилась поэзия Николауса Ленау (1802—1850), в которой уже во весь голос прозвучал протест против реакции, против угнетения народа.

Раз вспыхнувший пожар, однако, не удалось потушить: с каждым десятилетием крепло национальное самосознание венгров и чехов, культура которых к середине XIX века выдвинула выдающихся деятелей, каковыми являются поэты Шандор Петёфи и Ян Неруда, художники Михай Мункачи и Йозеф Манес, композиторы Ференц Лист и Ференц Эркель, Бедржих Сметана и Антонин Дворжак. Сила централизованной власти в Австрии ослабла. Вскоре отпали от нее итальянские владения: начало тому было положено в 1859 году, когда в военном конфликте с Пьемонтом Габсбурги потерпели поражение. Трагическим фарсом обернулась в 1866 году война с Пруссией, закончившаяся позорной капитуляцией Австрии.

В этих условиях правители империи были вынуждены пойти на уступки: в 1867 году образовалась двуединая монархия Австро-Венгрия. Венгерское королевство с Трансильванией и Хорватией было названо Транслейтанией, а Австрия с Чехией и Галицией образовали Цислейтанию, что означало: земли, лежащие на Восток или на Запад от реки Лейты.

Конечно, полная государственная самостоятельность не была дарована Венгрии, и еще тяжелей стала участь населявших ее национальных меньшинств (Собственно венгры составляли сорок пять процентов населения Венгерского королевства; там жили австрийцы, немцы, румыны и главным образом славяне — сербы, хорваты, словены, словаки.). Образование двуединой монархии принесло также разочарование чехам, потерявшим всякую надежду на завоевание своей независимости. Правда, австрийское правительство вынуждено было и им предоставить некоторые политические свободы, что способствовало дальнейшему расцвету чешской культуры.

Вместе с обострением национальных проблем усиливались и социальные противоречия. Австрия вступила на путь интенсивного капиталистического развития. Ранее активная участница всех крупных общественно-политических событий, происходивших в Европе, ныне она более замкнулась в вопросах собственной внутренней жизни. Классовая борьба, в которой крепла роль пролетариата, вызывала бурные социальные конфликты. Все это отражалось на культурном развитии Австрии и ее столицы Вены, художественная жизнь которой отмечена замечательным своеобразием.

Вена — один из крупнейших музыкальных центров Европы

Известно, что в атмосфере общественного равнодушия протекали последние годы жизни Бетховена и что этой атмосферой был буквально задушен гений Шуберта. Концертная жизнь Вены едва теплилась — лишь модные виртуозы могли привлечь внимание венцев; имена Шумана, Мендельсона, Берлиоза, Вагнера были им незнакомы. Шуман в 1839 году возмущался, что в Вене преданы забвению великие классики — Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт (В этом отношении Вена уступала Праге, где приверженность классическим традициям была прочной и устойчивой. Будапешт как музыкальный центр выдвинулся позже — во второй половине века; в подъёме общего уровня его музыкальной жизни велика заслуга Эркеля и Листа.).

Такова оборотная сторона тех патриархальных, консервативных нравов, которые свойственны австрийскому общественному укладу жизни первой половины века.

Это был разительный подъем — Вена вновь стала одним из крупнейших европейских музыкальных центров. Здесь начиная с 60-х годов и до конца века жил Брамс, художественный авторитет которого как хранителя и продолжателя традиций венской классики был непререкаемым. Другую сторону венского музыкального быта воплощал Иоганн Штраус, в то время преимущественное внимание уделявший оперетте, в которой преломились народные традиции театра Раймунда — Нестроя.

Австрийская музыкальная культура славилась своими исполнителями. Малер был крупнейшим дирижером на рубеже XIX — XX века, создателем целого направления в дирижерском искусстве (Бруно Вальтер, Отто Клемперер). Известностью пользовались также дирижеры Ганс Рихтер (1843—1916) и Феликс Моттль (1856—1911, с 90-х годов работал в Германии). Авторитетными фортепианными педагогами являлись ученик Бетховена и учитель Листа Карл Черни (1791—1857) и Теодор (Федор) Лешетицкий (1830—1915, в 1852—1878 годах — профессор Петербургской консерватории, учитель А. Н. Осиповой). Позже видным представителем венской пианистической школы стал Леопольд Годовский (1870—1938). Среди скрипачей выделился Фриц Крейслер (1875—1962), среди певиц — Амалия Матерна (1845—1918).

Региональные особенности культуры Австрии (Австро-Венгрии) XVIII-XIX вв.

Comments

Students also viewed

Other related documents

Preview text

Практическая - региональные особенности культуры Австрии XVIII-XIX вв.


Ре гиональные о соб енно сти к у ль туры Австрии (Австро-

26 января 1699 г . - Кар ловицк о е сог лашение (правление Леопольда

I Г абсб урга): присоединение к Австрии Венгрии, Х орва тии,

1701–1714 гг . - война за испанск о е насле дство; к Австрии

1716–1718 гг . - первая турецк ая война К арла VI; в резу ль та те

По жарев ацого мира Ав стрия получила Бана т , Северную Бо снию,

1733–1735 гг . - война за польск ое наследство; в резу ль та те Венск ого

Читайте также: