Культура аборигенов австралии кратко

Обновлено: 04.07.2024

АВСТРАЛИЙСКИЕ АБОРИГЕНЫ, коренное население австралийского материка, включающее некоторые прибрежные островные группы. Представлено двумя коренными народами, одним из которых являются коренные насельники Австралии, другим – островитяне пролива Торреса. Обладая в среднем одинаковым ростом с европейцами, этот темнокожий народ по расовому типу отличается от других народов и классифицируется как австралоидный. Островитяне пролива Торреса занимают многочисленные малые острова в проливе, отделяющем Австралию от Новой Гвинеи. Они, как и народы Новой Гвинеи, в основном меланезийского происхождения. При переписи 1991 года 228 709 человек идентифицировали себя как аборигенов, а 28 624 человека – как островитян пролива Торреса. Их доля в населении Австралии составила соответственно 1,36% и 0,17%.

Происхождение.

Заселение Австралии человеком началось, вероятно, 50 или 60 тыс. лет тому назад, хотя по некоторым гипотезам этот срок удлиняется и до 100 тыс. лет. Судя по имеющимся свидетельствам, народ, ставший аборигенным, прибыл в Австралию из юго-восточной Азии на плотах или каноэ. Однако вопрос о том, был ли процесс переселения относительно кратким по времени или растянутым на тысячелетия, и был ли он случайным или целенаправленным, остается все еще без определенного ответа.

Первоначальные насельники были собирателями, охотниками и рыболовами, нуждавшимися в территориях вблизи постоянных источников пресной воды. Когда численность какой-либо группы увеличивалась настолько, что пищевые запасы в пределах ее территории оказывались под угрозой исчерпания, от нее отделялась новая подгруппа для обживания новых земель; в итоге вся территория Австралии оказалась освоенной. По мере того как группы аборигенов сталкивались с новыми для них условиями окружающей среды и климата, стиль их жизни в различных частях континента адаптировался к местным условиям. Условия варьировались, начиная от саванны, тропических лесов и мангровых болот севера, от коралловых атоллов северо-восточного побережья, от районов лесов, лугов и пастбищ, а также приречных, озерных и дельтовых систем умеренного пояса юго-востока и юго-запада, до центральных и западных пустынь и до холодных субальпийских зон крайнего юго-востока. С течением времени произошла также и диверсификация культуры, приведшая к тому социальному, культурному и языковому разнообразию, которое было характерно для жизни австралийцев-аборигенов в 1788, когда на континенте начали появляться первые постоянные поселения европейцев.

Характер расселения.

Количественные оценки аборигенного населения на 1788 разнятся между собой. Общепринятая цифра равняется 350 тыс. человек, но некоторые оценки поднимают эту цифру до уровня 1-2 млн. Представляется вероятным, что эпидемии, принесенные еще до 1788 европейскими моряками и торговцами из Индонезии, выкосили значительную часть коренного населения. Оно распределялось неравномерно, будучи относительно плотным вдоль плодородных северных, восточных и юго-восточных полос побережья и немногих непересыхающих рек и редким – в тех полузасушливых и аридных регионах, которые покрывают три четверти земной поверхности Австралии.

Каждая отдельная группа вела полукочевой образ жизни в пределах своего района традиционного собирательства и оставалась главным образом в границах своей собственной территории, за исключением случаев церемоний и торговых обменов, когда разные группы собирались вместе. Со временем происходило, соответственно, отдаление групп друг от друга, и это проявлялось в языке и обычаях. К 1788 существовало около 500 различных групп, каждая со своим собственным языком или диалектом, со своей территорией и своими особенностями социальной организации и обычаев. Такие группы обычно называют племенами, хотя они и не обладали тем иерархическим политическим единством, которое ассоциируется с этим термином. Состоявшее зачастую из нескольких более мелких подразделений племя было известно обычно под единым названием. Центром, вокруг которого происходила жизнедеятельность каждой группы, служил источник воды либо какое-то место неподалеку от него. Он считался историческим домом членов данной группы и животных данного района. В мифах повествовалось о том, как предки и герои группы находили это место, совершали наиболее важные ритуалы и подвиги и там же умирали. Тот исторически неопределяемый период, когда, как считается, совершались эти деяния, аборигены называют Временем Сновидений, и оно служит источником вдохновения и самоидентификации для многих современных аборигенов.

Добывание пищи и орудия труда.

Каждая группа аборигенов обладала собственным запасом знаний относительно источников, способов добывания и приготовления пищи. Помимо соблюдавшихся некоторыми группами табу на определенные виды пищи большинство пользовалось смешанной и относительно богатой пищей из растительных и животных продуктов, состав которой изменялся в зависимости от времени года и условий местной среды. Питательные и целебные свойства природных ресурсов были хорошо известны, и существовали определенные способы их использования. Глубокое знание своих региональных ресурсов позволяло аборигенам выживать в таких условиях среды, которые европейские поселенцы считали чрезвычайно суровыми или непригодными для жизни.

Все изделия аборигенов имели природное происхождение, и разные группы вели обмен друг с другом для получения сырья из отдаленных местностей. Технология изготовления каменных орудий была сложной. Набор каменных орудий включал топоры, ножи, зубила, буравы и скребки. Из дерева аборигены изготовляли копья, копьеметалки, бумеранги, метательные палки, палицы, щиты, палки-копалки, блюда, палочки для разжигания огня, каноэ, музыкальные инструменты и различные церемониальные предметы. Скрученная из растительного волокна, шерсти животных и человеческих волос нить использовалась для изготовления веревок, сетей и нитяных мешков. Из волокон коры, тростника, пальмовых листьев и травы изготавливались корзины и ловушки для рыбы. В районах более прохладного климата обработанные шкуры животных сшивались вместе с помощью костяных игл для изготовления плащей и ковриков. Из раковин делались рыболовные крючки и различные украшения. Личные украшения состояли из наручных и головных повязок; подвесок, шейных ожерельев и браслетов, изготовлявшихся из раковин, кости, зубов и когтей животных, плетенных и витых волокон, а также из пучков перьев и меха.

Как и положено полукочевому народу, его инструмент и орудия труда считались лучшими, если они были легкими. Так, например, каменные орудия эволюционировали в сторону малых форм, а более крупные были многоцелевыми. Другими функциями бумеранга были палка-копалка, палица и музыкальный инструмент; копьеметалка могла использоваться в качестве зубила, если к ручке прикреплялся кремень, или как лезвие, если ее край был заострен.

Традиционная социальная организация.

Локальная группа обычно состояла из нескольких семей, занимавших определенную территорию (обычно называвшуюся имением), которая служила им базой и которой их предки владели со Времени Сновидений. Хотя эта земля и обладала большой ритуальной и эмоциональной значимостью, жизнедеятельность группы не ограничивалась ее пределами. Когда ей приходилось пересекать территорию соседних имений в целях добывания пищи, обмена или для совершения церемониальных действий, то ею соблюдались принципы взаимности, права собственности и правила добрососедского поведения.

Категорией родственных отношений между одним лицом и другим определялось взаимное поведение обоих лиц во всех случаях социальных и ритуальных действий с детства и до старости. Особенно важным был тот факт, что на основе принадлежности к этим категориям брачными правилами устанавливалась предпочтительность внутриплеменных браков (обычно между конкретными типами кузенов и кузин), позволительность одних и недопустимость других браков.

Племенная организация включала тотемические кланы, членство в которых определялось происхождением. Многие племена подразделялись также на (брачующиеся) половины; а у некоторых существовала система разделения на четыре или восемь секций, которые были подобны половинам, имели свои наименования, были экзогамными и не были локализованными. Межсекционные браки и происхождение секций определялись правилами, взаимоувязанными с брачными. Как следствие экзогамии происходило постоянное разделение и воссоединение групп по мере того, как члены одной группы вступали в брак с членами соседних групп, а их потомки в более поздних поколениях возвращались по брачной линии назад.

Тотемизм.

У всех аборигенных племен были тайные и священные тотемические ритуалы, центральной темой которых было представление тотемных животных и воспроизведение их мифических деяний. В мифах зафиксированы действия тех существ-творцов и предков, которые, часто в виде тотемных животных, впервые пришли на территорию племени, придали ей форму, завещали ей ее популяцию людей, животных и растений и установили соответствующие ритуалы, законы и священные места. Членство в тотемических группах было, как правило, патрилинейным. Членам таких групп полагалось сохранять мифы, заботиться о священных местах и символике, а также представлять созидательные деяния героев-предков. Считалось, что подобное действо обеспечивает приумножение источников пищи в соответствующее время года и гарантирует безопасное и надежное будущее группы.

Инициация.

Знания о мифах и ритуалах считались столь жизненно важными, что их охраняли как тайну, открываемую только для посвященных. Всем мужчинам надлежало проходить, обычно в юности, через длительный период соблюдения строгой дисциплины, различных табу и целого ряда обрядов. Их сила духа и стойкость испытывались, подвергаясь как воздействию психологического страха перед тем, что может произойти с ними в случае нарушения ими законов племени, так и таким болезненным процедурам, как обрезание, нанесение шрамов, вырывание зубов и депиляция. Центральной темой многих из этих действий служила ритуальная смерть и возрождение к жизни. За долгим периодом инициации следовал постепенный допуск к тайному и священному знанию группы.

Одним из важных для молодого человека следствий инициации было его полное принятие старшими членами группы – хранителями мифов и ритуалов. Их знания сохраняли преемственность со Временем Сновидений, а принятие этих знаний инициированным обеспечивало их передачу будущим поколениям. Лишь постепенно с достижением ими среднего возраста мужчины приближались к полному постижению значения Времени Сновидений и становились достойными занимать положение большой религиозной значимости. Более того, таким авторитетом освящался авторитет и общественный, и моральный. Таким образом, основой геронтократического управления аборигенным обществом служила религиозная вера.

Магические обряды, знахари и хилеры.

Искусство, музыка, танцы.

Искусство, музыка и танцы тесно переплетались с социальной и религиозной жизнью. Широко известное сегодня как корробори ночное исполнение песен и танцев имело место каждый раз, когда несколько групп устраивались на стоянку вместе. Мужчины с раскрашенными телами танцевали в ярко выраженном энергичном темпе. Женщины часто образовывали хор с одной стороны, но у них были и свои собственные танцы. Пели обычно в унисон, но на полуострове Арнемленд в Северной Территории, где имелись специалисты-песенники, были развиты и канонический тип пения и даже фуговая структура.

Значительная часть традиционной музыки – светская, но в случае церемониальных событий исполнялись священные песни. Большие песенные и танцевальные циклы, часто исполнявшиеся в связи с такими особыми событиями, как инициации и погребальные обряды, служили объектом обмена между группами и, в конечном счете, часто бытовали далеко от мест своего возникновения. Эти циклы все еще сохраняются, особенно в северных регионах, и последние годы отмечены их возрождением.

Широк диапазон визуального искусства. Резьба по камню и дереву, наскальная роспись, грунтовая скульптура, раскраска тела, изысканные головные уборы и сложные резные и деревянные фигуры связаны с тотемическими, инициационными и погребальными ритуалами. Оружие, утварь и украшения покрывают резьбой и красят, причем соответствующие узоры часто связаны с тематикой Времени Сновидений.

Региональные культуры.

При всей огромности расстояний и разнообразии региональных условий ее распространения аборигенная культура была единообразной в своей сути. Вариации в системе родства и социальной культуры имели общую тематику, как и вариации в языке. (Все известные языки и диалекты принадлежат к одной из двух основных языковых семей, и ни одна из них не кажется связанной с другими языками мира.)

Однако региональные культуры могут быть подразделены на крупные группы на основе их мифологии и ритуальной жизни. Для восточной трети континента характерны вера в небесных героев культуры, полированные каменные топоры, ассоциируемые с этими культурными героями, выдергивание зубов в качестве основной инициационной операции, а также сохранение трупов в течение всего периода траура.

На остальных двух третях континента наблюдается веерообразное распространение с северо-запада обряда обрезания как важной части инициации. Подобным же образом погребальный обычай размещения трупа на помосте (в ветвях деревьев с последующим ритуальным захоронением костей) распространен в направлении с северо-запада на значительной территории западной трети континента; при этом мифология этого региона сосредоточена на тотемических героях, чей путь оканчивался скорее в земле, чем на небе.

В мифах и ритуалах Арнемленда значительное развитие получила уникальная тема матери плодородия. В роли представляемого обыкновенно в человеческом облике героя чаще выступала мать, чем герой мужчина; именно она возглавляла группы своих мужчин и женщин или приводила предшествовавших им духов на соответствующие племенные земли и с помощью своих обрядов вызывала к жизни все природные виды живых существ. Разнообразие больших ритуалов в этом регионе (некоторые из них посвящены темам смерти и возрождения растений) поразительно по своему богатству.

Аборигены после 1788.

Начавшееся с 1788 заселение Австралии европейцами вызвало радикальные изменения в хозяйственной, социальной и религиозной жизни аборигенов. Сельская местность оказалась занятой городами, фермами и горными разработками. Процесс колонизации был во многих случаях насильственным. Аборигены оказывали сопротивление посягательствам поселенцев, прибегая обычно (и это было наиболее практичным для общества, построенного на основе малых автономных локальных групп) к практике партизанских нападений на отдаленные фермы поселенцев. В некоторых районах это сопротивление продолжалось многие годы, но было, в конечном счете, сломлено благодаря как численному превосходству поселенцев, так и превосходству огнестрельного оружия над копьем. Численность погибших при передвижении границы по континенту неопределенна, но по недавним оценкам эти цифры составляют 20 тыс. аборигенов и 3 тыс. поселенцев.

Политическая власть.

С медленным ростом численности аборигенов начало развиваться движение за их гражданские права (Aboriginal Advancement movement). Его целями было предоставление коренным народам, включая островитян пролива Торреса, полного объема прав и привилегий гражданства. Вплоть до конца 1950-х и начала 1960-х годов различные штаты им в этих правах отказывали, и государственные органы социального обеспечения взяли ориентир на ассимиляцию как на цель для устранения расового и культурного своеобразия аборигенов. В 1967 страна проголосовала за изменение конституции, чтобы обеспечить юрисдикцию федерального правительства в вопросах политики по отношению к коренному народу, и в 1973 правительство создало Управление по делам аборигенов. Этот орган спонсировал и поддерживал программы по жилищному строительству, образованию, здравоохранению, земельной собственности, бизнесу, а также по юридической и административной реформе. В 1991 на смену этому Управлению пришла Комиссия по делам аборигенов и жителей островов пролива Торреса, тратившая 900 млн. долларов ежегодно на поддержку принципа самоопределения аборигенов.

Поиски лучших мест работы, образования и условий здравоохранения вместе с механизацией тех работ фермеров и пастухов, в которых ранее требовался труд аборигенов, побудили многих аборигенов мигрировать в большие города. Крах промышленности по добыче жемчуга, в которой в прошлом было занято большое число жителей пролива Торреса, заставил многих из них перебраться на материк.

Наибольшие концентрации коренного населения в начале 21 века отмечались в крупных городах, часто в пригородах с низким социоэкономическим статусом, таких, как пригороды Сиднея Редферн и Маунт-Друитт. Штатом с самой большой численностью коренного населения является Новый Южный Уэльс (68 941 аборигенов-австралийцев и жителей пролива Торреса, или 1,2% от всего населения). Следующие штаты по численности коренного населения – Квинсленд (67 012, или 2,25%); Западная Австралия (40 002, или 2,52%); Северная Территория (38 337, или 21,88%); Виктория (16 570, или 0,39%); Южная Австралия (16 020, или 1,14%); Тасмания (8683, или 1,92%); и Территория Столицы Австралии (1768, или 0,63%).

По мере того как политическое движение аборигенов набирало силу, центр его внимания сосредотачивался на определенных ключевых вопросах. Первым из них было движение за земельные права, целью которого является возвращение конкретным общинам земель, некогда принадлежавших их предкам. К 1991 седьмая часть всей суши Австралии оказалась принадлежащей аборигенам. В 1992 Верховный Суд Австралии принял решение в пользу группы, требовавшей признания ее права традиционного владения землей на острове Муррей в проливе Торреса. Принятое в т.н. деле Мабо (названном так по имени истца – Эдди Мабо) решение опровергло ту юридическую посылку, что до своего освоения европейцами земля Австралии никому не принадлежала. Другой гражданский процесс был связан со смертью коренных жителей в полицейских участках и тюрьме. В результате целого ряда таких смертей в 1987-1991 специальная комиссия рассмотрела 91 дело и нашла, что они возникли на фоне действия исторических предубеждений и случаев лишения аборигенов прав владения. На Национальный совет по примирению с аборигенами, созданному по мотивам этих решений, была возложена задача разработки плана установления к 2001 гармонических отношений между коренными и другими народами Австралии. Однако сепаратистские настроения среди аборигенов и островитян пролива Торреса дали начало движению за суверенитет обоих народов, и за последние несколько лет каждая из групп ввела свой собственный флаг.

живопись аборигенов Австралии

Культура аборигенов Австралии имеет богатую историю, так как существует на протяжении 50 тысяч лет. Это многонациональное наследие включает в себя живопись, наскальные рисунки, резьбу по дереву и камню, ритуальные песни и танцы, национальные сказки и легенды. Традиционный священный обряд — корробори предусматривал еще и владение пластикой тела, демонстрирующего различные пантомимы, и специальной росписи по телу.

Одним из основных видов искусства аборигенов Австралии является живопись. Все изображения на рисунках имеют символическое значение, являются средством обмена информацией и мыслями. Живопись не являлась в то время предметом для самовыражения автора, а имело религиозно-мистическое значение для всего племени. На картинах изображалась дикая природа Австралии с помощью нанесения точек разного цвета.

Любопытно узнать: современным людям сложно понять, что изображает искусство аборигенов Австралии, потому что зрение у древнего человека было совершенно иным. Он видел, как бы быстрее, чем мы сейчас, поэтому, изображение у них представлялось не единым одним действием, а, как бы, кадрами быстроменяющихся картинок.

Одеждой у аборигенов Австралии являлись набедренные повязки или пояса, ввиду очень теплых климатических условий. Коренное население Западной Австралии первыми стали изготавливать сандалии, чтобы спокойно можно было ходить по раскаленному песку.

Колонизация континента Британской империей привело к перемещению коренных аборигенов в резервации, что привело к значительному сокращению численности населения Австралии. Но это, в свою очередь, способствовало развитию художественной литературы. Первые австралийские поэты Генри Кендол и Эдам Гордон писали баллады о сельской жизни Австралии.

Музыка аборигенов Австралии — волшебные звуки диджериду

диджериду – музыкальный инструмент аборигенов Австралии

Музыка аборигенов Австралии исполнялась на старинном духовом музыкальном инструменте диджериду. Его изготавливали из коры эвкалипта, причем выбирался кусок, длиной чтобы его средняя часть была изъедена термитами, а окантовка обработана пчелиным воском. Затем инструмент раскрашивался красками с изображением тотемов племени.

На первый взгляд может показаться странным, что для музыкального инструмента используется некачественное дерево. Но, благодаря этому, звук диджериду имел, поистине, неземное звучание, из-за которого люди впадали в транс.

Благодаря мастерству исполнителя диджериду мог издавать практически бесконечный звук. Уникальность этого инструмента в том, что издается звучание только одной ноты, но, насыщенной многочисленными тембровыми оттенками.

Музыка аборигенов Австралии заставляет забыть о мирских проблемах и почувствовать внутреннюю гармонию с самим собой.

Австралийские традиции зародились относительно недавно, заметный отпечаток на них наложила культура европейских переселенцев. Гармонично сочетая в себе непростую историю освоения материка, культурное наследие разных стран и уклад жизни коренных аборигенов, Австралия является уникальным государством с точки зрения существующих обычаев. Рассказать об австралийцах кратко очень сложно, они дружелюбны и легки на подъем, любят серфинг и пикники, отмечают День рождения Королевы Британии и ставят ставки на скачки. Об этом и многом другом рассказывается ниже.


Общие сведения о стране: население, национальность, язык

Австралия — многонациональная страна с населением более 25 миллионов человек, большая часть из которых — потомки переселенцев XIX и XX веков. Этнический состав государства разнообразен, более 30 % населения страны — люди, родившиеся за рубежом: британцы, ирландцы, греки, новозеландцы, немцы и многие другие.

Коренным народом Австралии считаются австралийские аборигены, проживающие на островах и в центральной части материка. Живут они обособленно, в племенах, не контактируя с людьми.


Особенности менталитета

В силу исторических причин австралийцы вобрали в себя характерные черты разных народов, населяющих материк, в результате чего получился своеобразный, не похожий ни на что менталитет.

Жители Австралии дружелюбны, открыты и приветливы, однако они ценят личное пространство и индивидуальность. Австралийцы — прямолинейны, имеют свободный нрав, могут критиковать правительство или начальство, любят много работать, бережно относятся к природе. Местные жители мобильны, часто переезжают и путешествуют, отдыхают на природе, любят охоту и спорт.


Австралийцы стараются общаться друг с другом на равных, независимо от профессии или материального достатка.

Оззи уважительно относятся к туристам и иммигрантам. Большую часть манер и правил этикета они унаследовали от англичан.

Приветствие

Австралийцы не любят формальности, поэтому называют собеседника по имени, даже если они только что познакомились.

Религия

В Австралии нет одной официальной религии, на ее территории существует множество конфессий: католицизм (25 % населения), англиканство (17 %), буддизм (2,5 %), ислам (2,2 %), индуизм (1,3 %) и другие. Около 23 % жителей страны являются нерелигиозными. Количество язычников-аборигенов постепенно сокращается (менее 1 %). Согласно Конституции Австралии правительство не имеет права устанавливать государственную религию и обязано предоставить свободу вероисповедания.

Семейные отношения

Для австралийцев семейные традиции и обычаи не играют большой роли, редко они переходят из поколения в поколение, дети рано сепарируются от родителей, переезжают в другие штаты или в большие города, родственники могут не видеться длительное время. Семья собирается лишь по большим праздникам.

Свадебные традиции Австралии

В силу исторических причин в Австралии отсутствуют древние устои, направленные на институт семьи, поэтому свадебная церемония здесь мало чем отличается от классического свадебного торжества в католическом стиле.

Жених с друзьями и родственниками забирают невесту из родительского дома и отправляются на венчание в церковь. К машинам часто привязываются жестяные банки, австралийцы верят, что это отпугивает злых духов.

Обряд венчания происходит в церкви или на природе в присутствии большого количества гостей, свидетелей может быть несколько с каждой стороны. На венчании всегда присутствуют дети, девочек наряжают в белые платья. К алтарю невесту ведет отец, брат или другой родственник мужского пола.


После венчания начинается развлекательная программа, родственники и друзья устраивают молодоженам различные шуточные испытания. После этого все едут в ресторан или другое место, выбранное для торжества.

Традиционный танец австралийской свадьбы — вальс, с него начинается празднование. Столы накрывают скромно: в основном это закуски, десерты и напитки.

В конце торжества подают традиционный свадебный десерт — кекс с глазурью, которая является символом верности.

В XX веке появилась новая свадебная традиция — сажать семейное дерево в общественном саду.

Пикники

Традиционным развлечением в Австралии являются пикники на свежем воздухе. Они проходят на пляжах или в городских парках, где для пикника оборудованы специальные места, даже гриль-машиной можно воспользоваться бесплатно.


Многие фестивали, ярмарки и городские праздники сопровождаются пикниками. В Австралии даже есть специальный праздник — День Пикника, отмечается он в первый понедельник августа. В этот день застолья на свежем воздухе проходят повсеместно: во дворе собственного дома, в городских парках, скверах и ботанических садах, и даже на мосту Харбор-Бридж. На асфальт кладут специальное покрытие и тысячи людей устраивают пикник прямо на проезжей части.


Традиционные блюда австралийской кухни

Наибольшее влияние на национальную кухню Австралии оказали переселенцы из Великобритании и азиатских стран, поэтому австралийские блюда гармонично сочетают в себе особенности европейской и азиатской кухни.

Традиционный австралийский завтрак похож на британский: каша, яичница с беконом и фасолью, мюсли, бутерброды или фрукты. Также австралийцы любят перекусить хрустящим тостом с vegemite — австралийской пастой на основе дрожжевого экстракта.


Основным приемом пищи в Австралии считается ужин, он проходит в кругу семьи или друзей, местные жители едят мясо, пиццу, макароны, барбекю, различные салаты и соусы.

Традиционные блюда австралийской кухни:

Некоторые кулинарные привычки пришли в Австралию из Англии. На Рождество и другие праздники на стол подается индейка, курица или окорок с гарниром, а также британский сливовый пудинг на десерт.


Необходимо отдельно отметить кухню австралийских аборигенов. Они употребляют в пищу только продукты австралийского происхождения: мясо эму, кенгуру, крокодила, фрукты (квандонг, давидсония, пальчиковый лайм и т. д.), орехи и морепродукты.

Национальные праздники Австралии

В Австралии есть несколько национальных праздников, которые принято отмечать всей страной, однако помимо них существуют и более скромные, они объявляются на уровне конкретных штатов и территорий.

День Австралии

Самый главный праздник государства, День Австралии, отмечается 26 января. В этот день в 1788 году был провозглашен суверенитет страны. В этот день жители континента не работают, в городах проходят праздники, фестивали и концерты, спортивные состязания и пикники.


ЭТО ИНТЕРЕСНО! Ежегодно, 26 января, большинство иммигрирующих получают австралийское гражданство.

Пасха

Еще одним национальным праздником в Австралии является Пасха, празднуется чаще в апреле. Праздник длится четыре дня, большинство верующих отправляются в церковь, остальные проводят время с семьей.

Пасхальная трапеза проходит в семейном кругу. На стол подаются жареное мясо (баранина, курица или говядина), жареные овощи и горячие булочки с крестом. Дети обмениваются между собой шоколадными яйцами и фигурками в форме билби.

Билби — местное исчезающее животное, символ Пасхи, заменяет роль традиционного кролика. Шоколадные фигурки пользуется спросом у местных жителей, часть денег с продаж выделяется на защиту этого животного.


В связи с этим праздником в Сиднее ежегодно проходит Королевское пасхальное шоу, в рамках которого открывается большая сельскохозяйственная выставка, парк развлечений и ярмарка.

День АНЗАК

Австралийская версия Дня Защитника Отечества — День АНЗАК. Это национальный праздник Австралии и Новой Зеландии, празднуется ежегодно 25 апреля. Изначально в этот день почитались жертвы Первой мировой войны, а позднее стали вспоминать и погибших во Второй мировой.


Название дня памяти расшифровывается как Australian and New Zealand Army Corps (Австралийские и Новозеландские Армейские Войска), АНЗАКами называли солдат этого австралийского и новозеландского армейского корпуса.

В стране проходят марши и торжественные церемонии, в которых обязательно участвует молодое поколение национальной армии. Участники надевают на себя зеленые и золотые футболки и шапочки и с изображением австралийского флага.

Рождество

Рождественский сезон в Австралии открывается в середине ноября. В это время в стране проходят рождественские парады, Санта-Клаус торжественно въезжает в город, его сопровождают два традиционных персонажа: Свэг Мэн и Рождественская елка.

ЭТО ИНТЕРЕСНО! Если австралийцы не смогли купить настоящую ель, дома можно поставить надувную, они продаются практически в каждом магазине.


В стране есть одна интересная особенность празднования — рождественские песни при свечах, зародилась она еще в XIX веке. Вечером 24 декабря люди собирается вместе и, держа в руках свечу, поют рождественские песни под руководством хора или оркестра. Также устраивается праздничное барбекю.


В Рождество, 25 декабря, в стране не работают магазины и рестораны. В этот день вся семья собирается на праздничный завтрак или обед и обмениваются подарками.

В Австралии ежегодно в первый вторник ноября проводятся традиционные скачки на Кубок Мельбурна, за которыми следит вся страна. Этой традиции уже более 150 лет, в этот день у австралийцев, проживающих в штате Виктория, официальный выходной.

На ипподром принято приходить в шикарных нарядах, существует также давняя привычка дам — надевать на скачки самую красивую шляпку. За несколько недель до праздника в местных магазинах начинают продавать всевозможные шляпы, украшенные перьями, цветами и фигурками.


Скачки считаются настоящим народным фестивалем для австралийцев и главной традицией всех поколений. Местные покупают билеты на ипподром или наблюдают за скачками по телевизору и ставят ставки.

Интересные традиции

Австралия находится далеко от всего остального мира, большинство обычаев унаследовано от европейских переселенцев, однако есть несколько необычных, которые со временем укрепились среди местных жителей.

Австралийцы редко путешествуют за пределы континента. На материке уникальная флора и фауна, здесь сосредоточено множество природных достопримечательностей, поэтому местные жители неохотно рассматривают заграничные путешествия, свою страну считают лучшей, уважая иностранцев и соблюдая современные устои государства.

Уже много лет меня привлекают традиции самых древних народов нашей планеты. Я имею в виду не только исчезнувшие цивилизации, но и представителей тех племён, которые живут сегодня. Они не позволяют цивилизации коснуться своих обычаев и, я уверена, это делает их сильнее, ведь они не теряют связи с тем, что роднит их с предками, – природой. Давайте погрузимся в странную и очень древнюю культуру аборигенов самого маленького материка нашей земли – Австралии.

Культура аборигенов Австралии - одна из самых древних на земле

Культура аборигенов Австралии – одна из самых древних на земле

Иное восприятие

Сразу хочу сказать, что аборигены (или бушмены, как называют их путешественники) Австралии – народ, появившийся на этих землях в далёкой древности. Историки спорят над временем появления людей на континенте, а потому указывают границы этого периода – от 50 до 70 тысяч лет тому назад. Заметьте – в то время Австралия ещё была соединена с Тасманией и Новой Гвинеей. Но больше всего поражает иное – до сегодняшних дней аборигены континента сохранили традиции, которые соблюдали их предки.

Издавна среди коренного населения Австралии было распространено искусство живописи. Не стоит представлять рисунки как привычные нам портреты и пейзажи, на наскальные надписи они тоже мало походят. Особенностью этих творений является воплощение в нарисованных образах не окружающей действительности, а отображения духовного мира.

Для сравнения приведу один факт: любая кинолента кажется австралийским аборигенам лишь набором достаточно статичных картинок, а вот собственные динамичные и порой абстрактные рисунки напоминают эффектный видеоряд.

Очень серьёзно племена австралийцев относятся к вопросам брака. Человек, что намерен создать семью, должен стать взрослым – причем не только физически, но и духовно. Для того, чтобы достичь взросления духа, молодые люди проходят целый ряд испытаний. Они могут включать голодовку, боль, страх. Самостоятельно выбрать себе будущую супругу юноша не может – это считается обязанностью его дяди (брата матери).

Гора Улуру считается священной у древнего народа Австралии

Гора Улуру считается священной у древнего народа Австралии

Поклонение богам и горе

Немало священных преданий австралийцев и их древних обрядов связаны с горой Улуру (Айрес-Рок), что является самым большим в мире монолитом. Её цвет напоминает огонь, а в лучах солнца может принимать самые насыщенные оттенки оранжевого и красного.

Долгое время аборигены старались расселяться неподалёку от подножия Улуру. Если жилище находилось на небольшом расстоянии от горы (то есть лучи солнца, касаясь Улуру, достигали и дома), это было верным знаком благополучия и благословения богов. Часто в мифах Улуру является центром рождения мира, а рассказы об этом живут в народе и поныне.

Священные охота и музыка у австралийских аборигенов

Прожив множество веков в единстве с природой, аборигены Австралии научились превосходно выживать в самых сложных условиях. Добыча пищи не является проблемой для тех, кто с детства знает о тонкостях охоты. Бумеранг – главное изобретение австралийцев.

Сегодня в городке Тжапукай даже работает парк для иностранцев, которые хотели бы попробовать себя в роли древнего охотника. Инструкторы – те самые австралийские аборигены, которые умеют обращаться с бумерангом не хуже их далёких предков. Вы думаете, метнуть такое оружие – простое дело? А вот и нет. Неправильный бросок может привести к серьёзной травме или даже гибели охотника.

Бумеранг - главное оружие австралийских аборигенов

Бумеранг – главное оружие австралийских аборигенов

У австралийских аборигенов многие обыкновенные предметы считаются священными. Пример тому – отдельные музыкальные инструменты. На специальных гуделках, что используются для ритуалов, можно заметить особенные знаки, напоминающие причудливые узоры.

Но меня поражает ещё больше иное – наносить символы австралийцы любят и на собственное тело. У этого народа распространено шрамирование, после которого кожа напоминает рисунок в виде точек, звёзд, колец. Подобное украшение может указывать на статус человека, его связь с божествами или предками.

Сегодня аборигены представляют менее 3% населения Австралии, однако даже такая малочисленная группа племён смогла сберечь свою культуру. Коренные жители континента так и остаются малоизученным народом, но, как мне кажется, это только вопрос времени. Возможно, разгадать все тайны мы сможем, если научимся видеть душой – как и сами австралийские аборигены.

Читайте также: