Кулибин самобеглая коляска кратко

Обновлено: 02.07.2024

Родился самый известный российский изобретатель 10 апреля 1735 года в нижегородской слободе Подновье в мещанской семье. Отец Ивана был торговцем мукой и имел собственную усадьбу — обычная мещанская жизнь была предначертана и наследнику. Оплачивать учебу отцу было не руки, но мальчик выучил грамоту под руководством дьячка. За этим последовала работа у прилавка, но вскоре папа убедился, что сына больше привлекают науки и создание различных флюгеров, нежели торговля. У Петра Кулибина хватило ума отдать ребенка учиться токарному, слесарному и часовому делу, а еще подросток самостоятельно по книгам изучал физику.

В 23 года, после смерти отца, молодой человек открывает в Нижнем Новгороде часовую мастерскую. Ему удалось быстро собрать себе клиентуру среди местных купцов и знати, в число заказчиков входил даже местный губернатор Аршеневский. По округе шла молва о местном умельце, который своей работой доказывал звание самородка.

В 1767 году Екатерина II совершала поездку по волжским городам. В Нижнем Новгороде губернатором императрице был представлен Иван Кулибин, в частной беседе изобретатель поделился с властительницей замыслом создания необыкновенных часов. В 1769 году замысел был полностью воплощен в жизнь, и вместе с электрической машиной, телескопом и микроскопом необычные часы были преподнесены государыне. Практически сразу после этого он был назначен Екатериной II заведующим механической мастерской при Петербургской академии наук. В стенах этого заведения Кулибин отвечал за создание слесарных и токарных станков, а также научных и навигационных приборов и инструментов.

В академии наук Кулибин проработал примерно 30 лет. После выхода в отставку не охладел к изобретательской деятельности, есть слухи, что в последние годы пытался создать вечный двигатель. На протяжении всей своей жизни Иван Петрович отличался крайним женолюбием и в 3 раз венчался в возрасте 68 лет, причем его избранницей стала 20-летняя девушка. В этом браке родилось 3 дочерей, а всего у Кулибина выросло 12 детей обоего пола (еще 2 мальчика умерло в детстве).
Важнейшие изобретения

В 1769 году императрица Екатерина II получила в дар от изобретателя уникальные часы. Корпус в виде гусиного яйца был выполнен из золота, на весь механизм потребовалось создать 427 деталей, по большей части уникальных.

Часы, созданные Иваном Кулибиным для императрицы Екатерины II

Тяжкий труд бурлаков на Волге породил у изобретателя желание создать механизм, который самостоятельно бы толкал судно против течения. Замысел был прост и гениален — судно вперед должно толкать встречное течение реки. На весельной шлюпке вверх по течению отвозился якорь баржи, который затем сбрасывался. На судне устанавливалось водяное колесо (по типу мельничного), которое вращалось под действием набегающего потока воды. Это колесо вращало ось, соединенную посредством зубчатой передачи с другой осью, которая в свою очередь наматывала на свой барабан якорный канат.

Судно таким образом двигалось вперед, в это же время на второй лодке вперед отвозили другой якорь, так что движение становилось практически непрерывным. Главным неудобством изобретения было то, что на судне постоянно должен был находиться механик. Всего было построено 2 подобных судна, но интереса у промышленников они не вызвали. Артель бурлаков надежнее тащила баржу и без механика, и без потерь времени на ремонт. Усовершенствованное 3 судно так и не отправилось в самостоятельное плавание.

Насколько известно автору статьи, прообраз первого велосипеда был создан еще великим Героном Александрийским (во всяком случае, о более раннем его изобретении слышать не доводилось). В середине 18 века Шамшуренков Леонтий Лукьянович создал самобеглую коляску, этакий веломобиль, которая каталась по Санкт-Петербургу. А в 1791 году Кулибин создал собственный вариант самокатки.

Самобеглая коляска Ивана Кулибина

В 1778 году в Швейцарии создали арочный мост с пролетом в 119 метров. Идея моста через Неву спроектированного Иваном Кулибиным на этом фоне просто поражала воображение — изобретатель создал проект сооружения с пролетом 298 метров.

Проект моста через Неву Ивана Кулибина, 1776 год

Удачной конструкцией созданной Кулибиным следует признать прообраз современного прожектора. Благодаря удачно сконструированному параболическому отражателю, состоящему из солидного количества небольших зеркал, получался довольно мощный поток света даже от одной свечи.

Умножитель силы света, прообраз современных прожекторов.

Даже в темноте с помощью прожектора можно было разглядеть фигуру человека на расстоянии в полверсты. Свои прожектора Кулибин планировал устанавливать на оптические телеграфы, но и здесь правящие круги государства не выказали никакой заинтересованности в изобретении.

Важнейшие изобретения Кулибина так и не получили признания в родном Отечестве — знать больше интересовали развлечения, фейерверки и прочие диковинные автоматы, которых изобретатель создал немало.

Древний город Испании - САРАГОСА Столица автономного региона Арагон Zaragoza расположена .

Старинные часы.Мир невозможен без времени. Время уносит все: длинный ряд годов умеет.

Ничего не прошу, ни о чём не жалею… Кони жизни летят — остановки не жди. За оставшийся миг мож.

Памяти Зинаиды Кириенко: Какую тайну хранила актриса и почему раскрыла её только Сергею Герасимову .

-Ссылки

-Метки

-Резюме

Браило Ирина Викторовна

-Поиск по дневнику

-Друзья

-Сообщества

-Трансляции

-Статистика


Человечество уже давно мечтало создать подобие самоходных колясок, которые способны передвигаться без тягловых животных. Это отчетливо видно в различных былинах, сказаниях и сказках.

В Петербурге царило праздничное настроение, воздух пронизан тонкими ароматами весны, прячущееся солнце посылало последние лучи. Летний сад был заполнен людьми. По мостовым разъезжали нарядные коляски, и вдруг среди всех экипажей появляется один странный.

1 (700x464, 173Kb)

361724_900 (700x503, 440Kb)



1 (2) (700x524, 480Kb)

Храповой механизм между педалями и маховиком давал возможность педалям совершать холостой ход. Переднее колесо было управляемым, ведущими служили два задних колеса

Интересно

Леонтий Лукьянович Шамшуренков

(1687 — 1758) — русский крестьянин, механик, изобретатель

Шамшуренков под надзором офицера за работой.

Леонтий Лукьянович Шамшуренков – так звучит имя русского героя, известного изобретением в XVIII веке самодвигающейся повозки. Сведений о нём, обычном крестьянине из деревни Большаково Яранского уезда Нижегородской губернии, сохранилось мало, да и те весьма отрывочны.



Императорская семья использовала коляску для развлечения, а затем про нее забыли, и она сгнила в одном из темных углов каретного двора.

Известно также, что Шамшуренков выступал и с другими, самыми разнообразными проектами, в том числе и грандиозными.

Считается, что Леонид Шамшуренков был изобретателем первого автомобиля, именно поэтому в настоящее время Яранск считается неофициальной родиной этого транспортного средства.

1 (3) (594x446, 154Kb)


\

1 (4) (700x466, 405Kb)

Большинство идей великого инженера-самоучки Ивана Петровича Кулибина не нашли поддержки властей того времени. Из всех творений мастера сегодня можно увидеть только самоходную коляску и диковинные часы, подаренные императрице. Однако имя гениального человека не только дошло до наших дней, но и стало нарицательным.

Имя этого человека стало нарицательным и произносится с восхищением, когда нам посчастливится наблюдать за работой мастера — автора полезного изобретения, открытия или удивительного механизма.

Кто такой Кулибин: краткая биография

Кулибин Иван Петрович родился в Нижегородской губернии в апреле 1735 г. Его отец был мелким купцом, семья проживала в усадьбе в слободе Подновье. Сегодня на этом месте в Нижнем Новгороде стоит памятный знак, сама же усадьба не сохранилась.

О детстве и юности Кулибина известно, что мальчик много читал и увлекался техникой, насколько это было возможно в то время. Профессия торговца не прельщала его. Он выучился на слесаря, токаря и часовщика. Образования помимо этого не получил.

Благодаря своему упорному труду он сумел произвести впечатление на императрицу. Кулибин преподнес ей в подарок удивительные часы с боем, музыкой и крошечными фигурками, которые двигались под действием часового механизма.

За этот исторический подарок Иван Петрович был назначен в 1769 году заведующим механической мастерской Петербургской академии наук. Так началась работа знаменитого мастера, инженера и изобретателя в столице России.

Лопастной водяной двигатель

Среди изобретений Кулибина выделяется водоход, принцип работы которого был похож на коноводное судно. Такие грузовые суда использовали на Руси наряду с бурлацкими. Якорь груженого судна бросали далеко впереди, завезя его на шлюпке, а затем с помощью лошадей подтягивали к нему судно. Механизм представлял собой водяные колеса, приводимые в движение потоком речной воды. Через зубчатую передачу вращение передавалось на другую ось, на которую была намотана якорная цепь. Пока судно подтягивало себя к первому якорю, далеко впереди бросали второй, и судно шло дальше.

Всего Кулибин создал три проекта водохода, последний только на бумаге. Испытание первой модели прошло не настолько успешно, чтобы впечатлить чиновников из водного департамента. Они сочли проект слишком дорогим и неэффективным, бурлаки способны протащить груз на большее расстояние за одни сутки. Хотя изобретатель внес в первый проект значительные усовершенствования, он был отклонен.

Лифт для Ее императорского величества

Сама Екатерина II была заказчицей изобретателя. С годами ей становилось все труднее передвигаться по своему огромному дворцу, а лифт с канатами, прикрепленными под крышей здания, ее величество категорически не устраивал.

Первая идея моста через Неву

Столица нуждалась в стабильной переправе через Неву. Существовавшие тогда наплавные мосты приходилось разводить во время ледохода. Конструкция одноарочного моста, предложенного Кулибиным, решала эту проблему.

Спроектировав 300-метровый однопролетный мост, инженер создал его модель в одну десятую оригинала. Она была установлена и успешно испытана в Таврическом саду на глазах скептиков и сомневающихся. Однако мост через Неву по проекту Кулибина так и не был построен.



1791 году Кулибин изобрел самокатку. Она не дошла до нас — не захотел этого сам автор. И это, как увидим, имеет свое объяснение.

Самокатка не велосипед, это экипаж, но для индивидуального пользования. В движение она приводится мускульной силой человека. Идея создания такого экипажа зародилась очень давно. Историки техники первообразом самокатки считают бесхитростную каталку римских детей. Это горизонтальная узенькая дощечка на двух маленьких колесиках. К ней приделана вертикальная палка, которая служит и опорой руке и рулем. На таких тележках ездили римские дети, одной ногой на доске и отталкиваясь от земли другой. К счастью для детей, тележки эти две тысячи лет не претерпели никаких изменений, и сейчас на них с грохотом носятся ребятишки по тротуарам. Тут-то принцип использования мускульной силы для самодвижения применен был впервые. Потом уже додумались до самокаток; после них и до велосипеда. Изобретение всякого рода экипажей, приводимых в движение мускульной силой самих людей, чрезвычайно характерно для периода, предшествующего внедрению на транспорте механического двигателя. Большинство таких самодвижущихся повозок оказалось практически непригодным из-за несоответствия между весом экипажа и относительной слабостью мускульной силы людей, но два средства передвижения, использующих эту силу, — велосипед и дрезина — вошли в практику.



Трехколесная самокатка Кулибина. Реконструкция Ростовцева.


Г. Р. Державин. С портрета работы Тончи.

Почти во всех больших европейских странах с XV–XVI веков были свои изобретатели самокаток. В России Кулибин изобрел ее тоже не первым. Но о своем предшественнике он ничего не знал. Мало знаем о нем и мы.

Приступая к своему изобретению, Кулибин думал, что осуществляет оригинальную и свежую идею.

Надо помнить, что Кулибин был и конструктором-изобретателем, и строителем и, следовательно, заносил на бумагу только то, что не надеялся удержать в памяти. Поэтому чтение его чертежей, относящихся к самокатке, очень затруднено. При этом текст, написанный карандашом, или стерся, или стал неразборчивым. На чертежах делались и посторонние записи.

Как мы уже отмечали, для механиков XVIII века весьма характерно устройство приборов, основанных на действии часовых пружин. И Кулибиным в основе торможения был положен этот типичный для той поры принцип. Рулевое управление плохо представлено чертежами, и о нем приходится только догадываться. Уменьшение трения достигалось применением системы, аналогичной современным цилиндрическим подшипникам. Таково же устройство подшипников было у кулибинского подъемника, изобретенного для перенесения царицы в верхние этажи дворца.

В Европе, где в свое время было изобретено множество всяких самокаток, только одна, принадлежащая Ришару (1693 г.), сходна была с кулибинской. Самокатка Ришара тоже приводилась в движение лакеем, стоящим на запятках повозки и нажимавшим на педали. Педали соединялись при помощи рычагов с двумя храповыми колесами. Колеса были насажены на заднюю ось, ведущую экипаж. Таким образом, педали, рычаги, храповые колеса были у этих изобретателей, не знавших друг друга, однородными.

Следует отметить, что по сравнению с европейскими колясками подобного типа кулибинская отличалась усовершенствованием, о котором говорено было выше.

Глава 10. САМОКАТКА

Глава 10. САМОКАТКА В 1791 году на улицах Васильевского острова появился странный экипаж. Он не был похож на карету. Он был значительно легче и всего на трех колесах: два больших – сзади и одно поменьше – спереди.Но удивительнее всего было то, что экипаж этот ехал без

VIII Самокатка и оптический телеграф

Читайте также: